Дорогие выпускники!



Дата01.05.2016
Размер0.66 Mb.

Важнейшей целью современного образования является воспитание внутренне свободной, творческой, ответственной личности, способной к самореализации в культуре и социуме, успешно решающей сложные интеллектуальные задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом. Для этого у учашихся необходимо формировать и развивать способность мыслить,
применять полученные знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Главная цель курса обществознания - выработать у обучающихся умение самостоятельно формировать представление о мире и о самом себе. Одно из главных достоинств обществознания как науки - изучение множества мнений, теорий, подходов. Обществознание в школе - это интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношениях с ним, о социуме


как специфической системе, философии и политике, праве и экономике. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека и общества. Изучение обществознания способствует формированию мышления и важных компетенций.

Экзамен по обществознанию является вступительным и профилирующим на экономические, юридические специальности, факультеты психологии, социологии, философии.



Дорогие выпускники!

Вы выбрали для сдачи на ЕГЭ обществознание. Одним из наиболее сложных заданий по этому предмету является С9 - написание эссе на тему, выбранную из шести предложенных. Это задание считается альтернативным, потому что экзаменуюшемуся предоставлена возможность выбора той области обществоведческой дисциплины, где он может проявить свои знания и умения на наиболее интересном для него, знакомом и освоенном материале. Задание С9 позволяет проверить не только качественное владение содержанием курса, но и метапредметных умений - творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях.

Анализ результатов ЕГЭ предыдуших лет, а также пробного тренировочного тестирования 2011 года показал, что выполнение задания по написанию эссе вызывает у многих обучающихся существенные затруднения. Следует отметить низкую результативность: лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение
от 3 до 5 баллов; низкий уровень способности аргументировать свою позицию: у многих одиннадцатиклассников отсутствует четкое представление о жанре эссе, его структуре, особенностях и критериях оценивания. Чаще всего учащиеся в свободной форме излагают свои мысли по поводу выбранной ими темы из предложенных шести афоризмов и высказываний.

Предлагаемое пособие поможет школьникам научиться качественно писать эссе, а педагогам - организовать целенаправленную и систематическую работу по формированию навыков выполнения этого задания. Автор уверен, что научиться писать эссе по обществознанию можно, если настойчиво тренироваться, быть внимательным к событиям современной общественной жизни.

Другим заданием, предполагающим серьезную подготовку, является С8 - составление развернутого плана ответа по указанной проблеме. Оно требует не только знаний содержания темы, но и соблюдения логики раскрытия указанной темы. Во второй главе пособия автор предлагает ряд тренировочных заданий по составлению сложного плана.

Многолетний опыт работы с выпускниками, составления тренировочных


заданий в формате ЕГЭ лег в основу методических рекомендаций, размещенных в пособии, которое вы держите в руках.

Автор искренне желает всем участникам образовательного процесса добиться высокого результата.





I

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Прежде всего, берясь за любое дело, нужно четко ответить для себя на следуюшие вопросы:



  1. Что представляет собой данный вид работы и каковы его специфические особенности? В нашем случае необходимо выяснить, что такое эссе по обшествознанию и чем оно отличается от эссе
    по литературе, истории.

  2. Каковы критерии оценивания эссе?

  3. Как правильно организовать свою работу по написанию эссе?
    Попытаемся подробно остановиться на каждом из них.

1.1. Что такое эссе по обществознанию?

Обратимся к словарю: слово «эссе» произошло от латинского exagium (взвешивание). К нам пришло из французского языка. Буквальное ssаi пере водится как опыт, проба, попытка, набросок, очерк.


Самым знаменитым произведением этого жанра и одним из первых по времени написания было трехтомное сочинение французского философа XVI века Мишеля Монтеня «Опыты».

Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса;

- личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;

- небольшой объем;

- свободная композиция;

- свободное владение темой;

- многоаспектный взгляд на явление;

- парадоксальность;

- внугреннее смысловое единство;

- согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;
- открытость: оно не претендует на полный законченный анализ.'
Перечисленные особенности характерны и для эссе по обществознанию. Но в чем проявляется его специфика?


  1. Прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, огносяшейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономики, социологии, политологии, правоведения.

  2. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а так-же в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.

Таким образом, эссе - это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.

1.2. Критерии оценивания эссе

Среди критериев, по которым оценивается выполнение .эадания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую


тему), и эксперт выставил по критерию Кl О баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется О баллов.


I


1.2. Критерии оценивания эссе


№!

Критерии оценивания ответа на задание С9*

Баллы

кl

Раскрытие смысла высказывания




Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании.



1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает

представления о его понимании



О

к2

Представление и пояснение собственной позиции выпускника




Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

1

Прелставлеиа без пояснения собственная позиция выпуск-

ника (простое согласие или несогласие с суждением автора

высказывания).

ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.



О

к3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов




Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе

обсуждения раскрываются различные аспекты проблемы

(темы).


3

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические

положения и выводы, но без использования фактического

материала.

ИЛИ


Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический

материал.

ИЛИ

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический



материал, но без теоретических положений и выводов.

ИЛИ


Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации,

2

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ


Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ


Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.


0




Максимальный балл

5

Таким образом, несмотря на творческий характер к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования. Именно в соответствии с указанными критериями будет проверяться и оцениваться экспертами ваша экзаменационная работа.


1.3. Организация работы по написанию
обществоведческого эссе

Очевидно, что для успешного написания эссе необходимо правильно организовать свою деятельность. Этому нужно учиться. Только целенаправленная и систематическая работа и многократное выполнение данного задания будут способствовать формированию


соответствующих умений и навыков и позволят добиться хорошего результата на экзамене. ,Итак, как правильно организовать свою деятельность, чтобы на-

писать эссе на высокую оценку?



На наш взгляд, в работе над эссе можно выделить несколько этапов:

  1. Написание эссе в черновом варианте.

  2. Анализ содержания текста.

  3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.

  4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

Рассмотрим процесс создания чернового варианта нашей работы.

Во-первых, для работы необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы этот же плотно исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны
быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть
использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

Воторых, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе: И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.

  1. Цитата.'

  2. Проблема поднятая автором, ее актуальность.

  3. Смысл высказывания.

  4. Собственная точка зрения.

  5. Аргументация на теоретическом уровне.

  6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

7. Вывод.


Образец черновика


1. Цитата




2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность

,

3. Смысл высказывания




4. Собственная точка зрения




5. Аргументация на теоретическомуровне




6.Примеры




7.Выводы




В-третьих, следует выбрать одно из шести предложенных высказываний. Для этого:

  1. Прочитайте все имеюшиеся в задании С9 цитаты.

  2. Определите их проблематику (тематику) и смысл. Для этого
    нужно ответить на ВОПРОС:'«Что хотел сказать автор?» Выберите наиболее «близкую» вам цитату.

  3. Мысленно ответьте себе на вопросы:

  4. С какими основными проблемами (темами) обществоведческого знания связана данная тема?

  5. Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?


Наши рекомендации:

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что




  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения;

  1. владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно ОТНОСИТСЯ;

  2. четко понимаете смысл высказывания;

  3. можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или, наоборот, опровергнуть его);

  4. знаете обшествоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);

Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика.


В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания. Выявление проблемы осушествляется в процессе обобшения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть обший вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора - это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы.

Например:

«Вне материи нет ни опыта, ни знаний, значит, нет и истины».

(А. П. Чехов)



Определение проблемы (темы) высказывания

Автор поднимает проблему соотношения материального и духовного начал в общественной жизни и процессе познания, что является одной из сторон основного вопроса философии.

Проблема (тема) будет ДЛЯ вас своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это необходимо ДЛЯ того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы
и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из.наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

Для более четкой формулировки проблемы (темы) .предлагаем


воспользоваться таблицей:



Основные проблемы (темы) базовых
социально-гуманитарных наук



Наука

Проблемы

Философия

Соотношение материи и сознания.

Пространство и время как формы бытия.

движение и развитие как способы существования.

Проблема сущности сознания.

Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.

Бесконечность процесса познания.

Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

Соотношение субъекта и объекта познания.

Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Интуиция и ее роль в познании.

Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

Взаимодействие при роды и обшества.

Экологическая проблема и пуги ее решения.

Материальная и духовная стороны общественной жизни,

их соотношение.

Соотношение личности и общества. Соотношение свободы

и ответственности личности.

Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

Многовариантность общественного развития.

Сущность цивилизации.

Основные подходы к изучению общества.

Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

Духовная жизнь общества.

Общественное сознание, его структура и формы.

Наука как форма общественного сознания.

Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

Нравственное сознание. Философское понимание морали.

Основные глобальные проблемы человечества и возможные

пути их решения.

Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

Роль народных масс и личности в истории.

Глобализация общественной жизни.



Социальная

психология




Межличностное обшение, его сущность и решаемые задачи.

Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

Внутриличностный конфликт - конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

Психологический климат коллектива.

Человек среди людей.

Сущностные характеристики малой группы.

Взаимоотношения индивида и группы.

Особенности формирования групп.

Роли, нормы и статус личности.

Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

Самоопределение как выбор собственной позиции.

Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Национальная идентичность.

Социальное взаимодействие.

Значение коммуникационного процесса.

Сущность социального конфликта.

Взаимоотношения личности и коллектива.

Источники социального прогресса. Социальное развитие.

Семейные взаимоотношения.

Конфликт «отцов И детей».

Сушность толпы и стадный инстинкт.

Социально-психологический портрет лидера.

Семейные взаимоотношения.

Система организационных, социально-э..кономических,

психологических, нравственных и правовых решений,

обеспечивающих эффективную реализацию возможностей

личности в обществе и группе.





Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

Проблема экономического выбора.

Факторы производства и их значение в экономике.

Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

Капитал как экономический ресурс.

Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической

деятельности.

Факторы, определяюшие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

Сущность и функции денег в экономике.

Эффективность использования ресурсов.

Значение общественного разделения труда.

Две стороны ·общественного разделения труда - специализация и кооперация.



Экономика

Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Эффективность в распределении имеюшихся ресурсов.

Роль торговли в развитии общества.

Стимулы и эффективность производства.

Справедливость в распределении соuиальных благ ..

Сущность рыночных отношений.

Роль государства в регулировании экономики.





























Социология

______________

Политология


Соотношение объективных и субъективных факторов, влияюших на общественные процессы.

Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

Социальные неравенство и борьба.

Сохранение стабильности общественной жизни.

Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

Закономерности дифференциации мужских и женских

социальных ролей.

Исторически сложившисся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.-

Специфические качества города.

Социальная природа знания, мышления, деятельности

общества.

Процессы передачи информации между социальными

группами.

Молодёжь как социальная общность.

Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

Особенности образа жизни молодёжи.

Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.

Социальная мобильность.

Выполнение различных социальных ролей.

Наука как социальный институт.

Социальные функции науки.

Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

Взаимодействие религии и общества.

Семья как социальный институт и малая группа.


Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

Отношение человека к труду, его социальная активность.


Влияние глобализации на локальную жизнь.

Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

Национальное самосознание.

Тенденции межнациональных отношений.


Межэтнические конфликты.

Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов

поведения.

__________________________________________________________________

Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

Место и роль государства в политической системе общества.


Партии и общественные движения в политической системе общества.

Особенности современных политических отношений.


Субъекты политики.

Мировая политика и международные отношения.


Типы отношения человека к политике.

Регулирование политического поведения и политической


деятельности.

Соотношение целей и средств в политике.


Политический прогресс и его критерии.
Соотношение экономики, политики и права.
Сущность и особенности политической власти ..

Природа и функции политической власти. Легитимность


политической власти и ее типы.
Политический режим: понятие и признаки.

Сущность демократического режима.

Авторитарный режим.

Тоталитарный режим.

Политическая система общества: понятие, функции
и структура.

Происхождение государства.

Сущность и признаки государства.

Государственный суверенитет. I

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Форма государства и ее элементы.


Соотношение общества и государства.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки.


Соотношение и взаимосвязь государства и права.
Правовое государство: понятие и принципы.

Разделение властей как принцип правового государства.


Государство и личность: взаимная ответственность.
Понятие, функции, виды и структура политических партий.
Партийные системы.

Общественно-политические движения, группы давления.


Политические отношения.

Политический плюрализм.

Сущность и структура политического процесса.

Революция и реформа как виды политических преобразований.

Политическая модернизация.

Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

Политические кампании: ИХ стратегия и тактика.
Популизм: понятие и признаки.

Прямая и представительная демократия.


Политическое решение.

Сущность и функции политического лидерства.


Политическое сознание: понятие, структура, функции.
Роль идеологии в политике.

Политическая культура: понятие и структура, типы.


Взаимодействие личности, общества и государства.
Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

















































-,





































Правоведение

/


Право как регулятор общественной жизни.

Социальная ценность права.

Сущность и специфические признаки государства.

Политическая система и роль государства в ней.

Право и мораль: сходства и различия.

Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

Государство и гражданское общество.

Понятие, признаки социального государства.

Правовой нигилизм и пути его преодоления.

Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений..

Сущность юридической ответственности ..

Правовая культура.


Далее здесь же укажите актуальность проблемы (темы) в современных условиях.

Для этого можно использовать фразы-клише:



  • Данная проблема (темы) является актуальной в условиях ...

  • …глобализации общественных отношений;

  • …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

  • …обострения глобальных проблем современности;

  • …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

  • …развития международной интеграции;

  • …современной рыночной экономики;

  • …развития и преодоления мирового экономического кризиса;

  • …жесткой дифференциации общества;

  • …открытой социальной структуры современного общества;

  • …формирования правового государства;

  • …преодоления духовного, нравственного кризиса;

  • …диалога культур;

  • …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.


Например:

Данная проблема является вечной в философии, но по-прежнему актуальна, так как ее решение способствует формированию определенного типа мировоззрения людей: научного или религиозного.

В-четвертых, запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять дословно слова автора, главное - раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:

,/ «Смысл данного высказывания состоит в том, что ... »


,/ «Автор обращает наше внимание на то, что ... »

,/ «Автор убежден в том, что ... »



Например:

А. П. Чехов является убежденным сторонником материалистического направления в философии, он утверждает, что материя первична, она определяет условия жизни человека, его деятельности. По мнению автора, с познания вещества, фактов и явлений действительности начинается путь к познанию истины,

В-пятых, необходимо определить свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.

Для этого нужно ответить на следующие вопросы:


1. Согласен ли я с мнением автора или нет?

. 2. Если согласен частично, то с чем согласен, а с чем нет?

3. В чем заключается моя позиция по данному вопросу?
Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в графу 4 черновика. При этом можно воспользоваться фразами- клише:

,/ «Я согласен с автором в том, ЧТО ... »

,/ «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания ... »
,/ «Автор был прав, утверждая, что ... »

,/ «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества ... ситуацию, сложившуюся в обществе ... одну из проблем современности)»

,/ «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что ... »
,/ «Отчасти, Я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. .. , но с… не могу согласиться»

./ «А не задумывались ли вы над тем, что ... ?»



В-шестых, следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которым работали дома и на уроке, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в тетради, объяснения учителя. В графу 5 черновика в свободной форме выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения.

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также Мнения учёных, мыслителей).

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте себе на вопросы:



  1. Подтверждают ли они мое мнение?

  2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

  3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?

  4. Убедительны ли они?

Если вы убеждены, что приведенные вами примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика.

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и примеров по отношению к доказываемому суждению и предотвратит «уход от темы».



В-седьмых, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

,/ «Таким образом, можно сделать вывод ... »

,/ «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что ... »


Вывод записывается в графу 7 черновика.

Здесь же можно перечислить вопросы, которые связаны с проблемой (темой), но остались нераскрытыми .



В-ВОСЬМЫХ, необходимо оформить полученный материал в виде эссе. При этом нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному
написанию обществоведческих терминов.

Текст эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку ..

Полученное эссе необходимо прочитать, на полях следует делать

пометки, вставки. .

Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия
критериям, используемым для оценки работы:

Кl - определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;


К2 - представление и пояснение собственной позиции выпускника;

К3 - характер и уровень приводимых суждений и аргументов.


При положительном, на ваш взгляд, заключении аккуратно перепишите полученное эссе в бланк для ответов.

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него



  1. краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ- экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» И др.);

  2. описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

  3. указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

  4. указания на альтернативные варианты решения проблемы.

1.4. Основные ошибки и недостатки в работах
выпускников


При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать: -/



  1. адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания;

  2. соответствие содержания эссе заявленной проблеме (теме);

  3. выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы (темы), на которые указывает автор высказывания;

  4. аспекты проблемы (темы) должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

  5. четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

  6. обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

  7. подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

  8. логичность рассуждений выпускника;

  9. отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

  10. соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объему экзаменационного эссе по обществознанию нет жестких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Рассмотрим три ученических эссе.




Эссе №1

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы»

(Н. М. Карамзин).

Высказывание Н. М. Карамзина обращено к проблеме надлежащего исполнения законов. Ведь даже от очень хорошего закона не будет пользы, если его не будут исполнять.

Я согласна с мнением автора, так как закон - это нормативно- правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, то есть всенародным голосованием, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Для того чтобы государство осуществляло в полном объеме свои функции, оно должно обладать суверенитетом, 'то есть быть независимым от различных внешних и внутренних факторов. А гарантией суверенитета является подчинение и надлежащее исполнение


законов.

Ненадлежащее исполнение законов не только гражданами, но и государством может привести к беззаконию и краху самого государства.

К примеру, неограниченная никакими законами власть вождя в тоталитарных государствах привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей и, в конце концов, к гибели самого режима.

Таким образом, от законов будет толк только при надлежащем их исполнении.




Проанализируем данное эссе на соответствие указанным выше требованиям:

  1. адекватное понимание учеником проблемы (темы) и смысла высказывания: ученик понял смысл высказывания, но не сумел сформулировать проблему. Речь идет о качестве и действенности законов; произошла подмена проблемы авторской позицией;

  2. соответствие содержания эссе заявленной теме: эссе соответствует заявленной теме;

  3. выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания: в размышлении выпускника в явном виде присутствует несколько аспектов проблемы: общеобязательность как основной признак закона, отличающий
    его от других социальных норм, соблюдение закона как гарантия и условие суверенитета государства. В то же время ученик упускает из внимания следующие аспекты: Какой общественный или государственный порядок является гарантией «счастья всех людей-", Какой закон является хорошим?, Какие факторы и условия необходимы для должного исполнения законов?;

  4. аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном

контексте: выдержан правовой контекст; ,

  1. четкая определенность позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания: личная позиция учащегося однозначно выражена, в дальнейшем подробно раскрыта;

  2. обоснование собственной позиции на теоретическом уровне: учащийся приводит значительное количество обществоведческих понятий, раскрывает их смысл, из контекста видно, что он
    имеет определенное представление о социальной сущности закона, об основных проблемах, возникающих в практике правоприменения, но не все они относятся к теме задания. Ученик выдвигает тезис о том, что суверенитет государства зависит от' того, как государство исполняет закон. Тезис не доказывается" а лишь констатируется как факт. Выпускник игнорирует положение Карамзина о том, что законы служат прежде всего счастью людей, подменив его рассуждениями о силе, могуществе и полноте суверенитета государства. А это не одно и то же;

  3. подкрепление приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта: приведенный учеником пример тоталитарного
    общества может быть засчитан как иллюстрация рассматриваемого им аспекта о необходимости надлежащего исполнения закона самим государством;

  4. логичность рассуждений выпускника: видна попытка рассуждения, ученик делает определенные выводы;

  5. отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок: грубых ошибок нет;

1 О) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка: соответствует.

Таким образом, в проанализированной работе выпускнику частично удалось раскрыть смысл высказывания на научно-теоретическом уровне. для этого он использовал обществоведческие знания, раскрыл смысл ключевого понятия. Однако часть привлеченных терминов к теме не относятся. Недостаточно полно использован фактологический материал. Работа может быть оценена в 3 балла (КI - 1, К2 - 1, К3 - 1).








База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал