Е. В. Кручинина Т. Г. Рыжова 20 г. 20 г. Программа внеурочной деятельности для 1 – 4 классов



Скачать 224.36 Kb.
Дата23.04.2016
Размер224.36 Kb.
МОУ Николо-Кормская средняя общеобразовательная школа

Согласовано. Утверждаю.

Зам. директора по ВР Директор школы

________Е.В.Кручинина __________Т.Г.Рыжова

«___»_________20 г. «___»__________20 г.

Программа внеурочной деятельности

для 1 – 4 классов

«Моя малая родина»

Автор-составитель Митрошкина

Татьяна Фёдоровна,

руководитель школьного музея

«История родного края»

с. Никольское

2012 – 2013 уч. год

Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящими гражданами как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.

Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Содержание программы «Моя малая родина» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Ни для кого не секрет, что большинство учеников сельских школ имеют низкий уровень общего развития: ограниченный кругозор, небольшой запас слов, низкий уровень речевой культуры. Это во многом обусловлено семейным воспитанием (чаще всего родители озабочены материальным благополучием, а не духовным, умственным развитием своего ребёнка), смещением приоритетов в обществе (подмена духовных ценностей материальными).

Программа курса «Моя малая родина» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Николо-Кормского края и Ярославской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного края, посредством формирования навыков поисковой работы.

Программа построена так, что ребёнок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от учащегося соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края.



Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ярославской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, трудившимися здесь и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Данная программа «Моя малая родина» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по курсу «Моя малая родина» осуществляются  во второй половине дня.

Задачи:

В области образования:


  1. содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Николо-Кормского края в историко-культурное наследие региона;

  2. расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;

  3. привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;

  4. научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Николо-Кормского края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

  1. содействовать гармоничному развитию личности школьника;

  2. сформировать самостоятельность и деловые качества;

  3. развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

  4. воспитать гуманное отношение к окружающей среде;

  5. способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Ярославской области;

  6. приобщить учеников к богатой культуре Ярославской области.

Форма организации занятий– индивидуально-групповая:

  1. Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)

  2. Проектная деятельность

  3. Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея Мологского края, музеев школ Рыбинского района.

  4. Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.)

  5. Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)

  6. Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)

  7. Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)

  8. Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)

  9. Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельность и систематическое освоение содержания курса.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:



  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный(ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Ярославской области, контурные карты.

Формы организации занятий по курсу «Моя малая родина» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.



Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Моя малая родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате занятий по программе «Моя малая родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.



Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:



  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Ярославской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  3. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ярославской области;

  4. чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;

  5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:



  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  2. выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  3. проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  4. самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  5. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  4. вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:



  1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  3. узнавать символику Ярославской области и её городов;

  4. описывать достопримечательности родного края;

  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  7. работать с атласом, глобусом и картой;

  8. находить на карте свой регион и его главный город;

  9. устанавливать причинно‐следственные связи;

  10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  11. устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;

  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  3. работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:



  1. понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;

  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;

  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  1. готовить и выступать с сообщениями;

  2. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с устным народным творчеством Николо-Кормского края и Ярославской области, с литературными произведениями писателей нашей области.

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:


  1. викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  2. создания и защиты собственного проекта;

  3. создания презентаций - представлений по изученной теме;

  4. конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  5. участия в конференциях разного уровня.

Содержание программы

Программа «Моя малая родина» содержит разделы:



  • Наша школа

  • Наши сёла и деревни

  • Моя семья

  • Наша область

  • Люди нашего края

  • Путешествие в глубь веков

  • Детский фольклор и игры

  • Устное народное творчество Ярославского края

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (школа, сёла и деревни, достопримечательности района и районного центра, города Рыбинск). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Ярославской области, богатстве растительного и животного мира.

Тематическое планирование занятий для 1 класса

N

Наименование раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Наша школа

4

3

Наши сёла и деревни

4

4

Моя семья

3

5

Детский фольклор и игры

7

6

Наша область (областной центр, города и районы Ярославской области)

7

7

Люди нашего края

6

8

Итоговое занятие

1




Всего часов:

33

Учебно-тематический план занятий для 1 класса

N

Тема занятий

Форма проведения

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Что изучает краеведение. Правила безопасности на занятиях.

Беседа. Игры на внимание.

1

2

Родная школа.

Экскурсия по школе

1

3

Знакомство с пришкольной территорией.

Экскурсия около школы. Беседа «Что растёт на клумбе»

1

4

Из истории школы.

Беседа у музейного стенда об образовании Николо-Кормской школы.

1

5

Новая жизнь школы в новом здании.

Беседа у музейного стенда. Рассказы детей о том, кто из родственников учился в нашей школе.

1

6

Моё родное село.

Беседа. Понятие «малая родина».

1

7

Сёла и деревни вокруг нас.

Беседа. Практическое занятие: рисунок «Вот моя деревня»

1

8

Село Никольское.

Экскурсия по селу Никольское.

1

9

Центр досуга, сельская библиотека.

Экскурсия по Центру досуга и библиотеке. Беседа.

1

10

Моя семья.

Беседа.

1

11

Наши бабушки и дедушки.

Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме.

1

12

История моей семьи в фотографиях.

Рассказы детей о семейных фотографиях.

1

13

Что такое фольклор?

Беседа. Игра «Узнай сказку»

1

14

Детский фольклор. Считалки, потешки.

Беседа. Конкурс знатоков считалок.

1

15

Присказки. Игра «Почта»

Прослушивание и разучивание присказок. Знакомство с правилами игры «Почта». Проведение игры.

1

16

Загадки. Игра в фанты.

Беседа. Конкурс знатоков. Проведение игры в фанты.

1

17

Пословицы, поговорки.

Беседа. Игра «Закончи пословицу»

1

18

Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты.

Беседа. Разучивание старинных подвижных игр.

1

19

Праздник детского фольклора.

Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Награждение победителей и активных участников.

1

20

Ярославская область. Ярославль – областной центр.

Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Ярославля.

1

21

Герб Ярославской области, история его появления.

Беседа.

1

22

Города Ярославской области.

Беседа. Игра «Почта».

1

23

Город Рыбинск.

Виртуальная экскурсия по старому Рыбинску.

1

24

Город Мышкин.

Беседа. Заочная экскурсия.

1

25

Волга – главная река нашей области.

Беседа. Практическая работа: рисование на тему «На Волге».

1

26

Викторина «Наша область»

Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Награждение победителей.

1

27

Наши знаменитые земляки. Н.А.Некрасов.

Рассказ о Н.А.Некрасове и беседа о стихах Некрасова.

1

28

Наши земляки – военачальники Великой Отечественной войны. П.И.Батов.

Рассказ о П.И.Батове. Визуальное знакомство с книгой Батова «В боях и походах».

1

29

Контр-адмирал И.А.Колышкин.

Экскурсия у музейного стенда.

1

30

Николокормцы- участники войны

Беседа у музейного стенда.

1

31

«Вспомним всех поимённо»

Экскурсия к обелиску землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов.

1

32

Наши земляки – герои труда.

Беседа.

1

33

Итоговое занятие.

Конкурс знатоков родного края. Конкурс рисунков «Моя малая родина». Награждение победителей.

1

Программа  второго года обучения  имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний детей о Ярославской области ее столице.  Дети продолжают знакомиться с символикой городов области, с этапами становления Николо-Кормской школы, с историческими событиями, повлиявшими на становление нашего края.


Тематическое планирование для 2 классов


N

Наименование раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Путешествие в глубь веков

4

3

Наша школа

4

4

Наши сёла и деревни

4

5

Моя семья

3

6

Детский фольклор и игры

5

7

Наша область (история городов и населённых пунктов Ярославской области)

6

8

Люди нашего края

6

9

Итоговое занятие

1




Всего часов:

34

Учебно-тематический план занятий для 2 класс (В 2012-2013 учебном году – для совместных занятий 1-2 классов)

N

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов



Вводное занятие. Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий.

Беседа.

1



Путешествие в глубь веков. Каким было Никольское 200 лет назад.

Экскурсия по селу Никольское.

1



Как можно узнать, что происходило в прошлом.

Беседа. Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в школьном музее.

1



Крестьянский дом в 18 – 19 веках. Отражение жизни крестьян в загадках.

Беседа. Отгадывание загадок, собранных в Ярославской губернии в 18 – 19 веках.

1



Предметы быта и орудия труда крестьян.

Беседа и экскурсия по этнографическому отделу школьного музея.

1



Родная школа. Учителя и ученики разных лет.

Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом.

1



Кто учился в нашей школе?

Рассказ об учителях - выпускниках школы. Рассказы детей о своих родных, учившихся в нашей школе.

1



Из истории школы.

Беседа у музейного стенда об образовании и развитии Николо-Кормской школы.

1



Новая жизнь школы в новом здании.

Беседа у музейного стенда. Практическое занятие: рисунок и рассказ на тему «Школа будущего»

1



Моё родное село.

Беседа. Углубление понятия «малая родина».

1



Сёла и деревни вокруг нас.

Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших деревнях.

1



Село Никольское. Прошлое и настоящее.

Экскурсия по селу Никольское. Знакомство с архивными материалами.

1



Сёла Охотино, Еремейцево.

Знакомство с музейными материалами об этих сёлах. Рассказы детей, проживающих там, о земляках.

1



Моя семья.

Беседа.

1



Наши бабушки и дедушки.

Беседа. Знакомство с музейными фотоматериалами по этой теме.

1



История моей семьи в фотографиях.

Рассказы детей о семейных фотографиях. Участие в проекте «Фотография, на которой меня ещё нет».

1



Что такое фольклор? Детский фольклор. Считалки, потешки.

Беседа. Игра «Узнай сказку». Конкурс знатоков считалок. Выразительное чтение потешек. Работа над проектом «Считалки в прошлом и настоящем»

1



Присказки. Игры «Почта», «Кухня», «Колечко», «Фанты».

Прослушивание и разучивание присказок. Проведение игр.






Загадки. Пословицы, поговорки. Скороговорки.

Конкурс знатоков загадок. Игра «Закончи пословицу». Упражнения в проговаривании скороговорок.

1



Детский сатирический фольклор. Дразнилки, ответы в рифму, остроты.

Беседа. Разучивание старинных подвижных игр.

1



Праздник детского фольклора.

Конкурсы знатоков фольклора, старинные игры. Представление проектов. Награждение победителей и активных участников.

1



Ярославская область. Ярославль – областной центр. Герб Ярославской области, история его появления.

Беседа. Заочная экскурсия по историческим местам Ярославля.

1



Города Ярославской области. Гербы городов.

Беседа. Викторина «Узнай город по гербу»

1



Город Рыбинск.

Виртуальная экскурсия по старому Рыбинску. Рассказы детей о том, что им нравится в Рыбинске.

1



Самые древние города области (Ростов, Ярославль, Углич).

Беседа. Заочная экскурсия.

1



Волга – главная река нашей области. Притоки Волги.

Беседа. Проектная деятельность.

1



Презентация и викторина «Наша область».

Проведение викторины, игр «Почта», «Фанты». Представление проектов. Награждение победителей.

1



Наши знаменитые земляки. Н.А.Некрасов.

Презентация «Н.А.Некрасов», Конкурс чтецов стихов Некрасова.

1



Наши земляки – военачальники Великой Отечественной войны. П.И.Батов.

Рассказ о П.И.Батове. Визуальное знакомство с книгой Батова «В боях и походах».

1



Контр-адмирал И.А.Колышкин.

Экскурсия у музейного стенда.

1



Николокормцы- участники войны

Беседа у музейного стенда.

1



«Вспомним всех поимённо»

Экскурсия к обелиску землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Беседа. Возложение цветов.

1



Наши земляки – герои труда.

Беседа.

1



Подведение итогов работы кружка. Проведение краеведческой выставки с творческими отчётами членов кружка.

Интерактивное занятие.

1

Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края». Основное направление внеурочных занятий по краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории  нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению природных особенностей нашей области.

Тематическое планирование для 3 классов


N

Наименование раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Наши сёла и деревни

6

3

Путешествие в глубь веков

6

4

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

10

5

Люди нашего края

10

6

Итоговое занятие

1




Всего часов:

34


Программа четвертого класса содержит разделы: «Наши сёла и деревни», «Наша область», «Устное народное творчество Ярославского края», «Люди нашего края», «Путешествие в глубь веков».

Некоторые темы  внеурочных занятий четвертого года  обучения повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится  новый раздел  «Устное народное творчество Ярославского края». Широко используются местные ресурсы: школьный музей и музеи города Рыбинск, культурные учреждения, предприятия Рыбинского района и  памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, развивать интеллектуальные и поисково-информационные умения в ходе изучения местного материала.


Тематическое планирование для 4 класса


N

Наименование раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Наши сёла и деревни

6

3

Путешествие в глубь веков

8

4

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

6

5

Устное народное творчество Ярославского края

6

6

Люди нашего края

6

7

Итоговое занятие

1




Всего часов:

34





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал