Е. В. Никонорова Экологическая культура: критерии сформированности



Скачать 88.91 Kb.
Дата02.05.2016
Размер88.91 Kb.
Е.В. Никонорова

Экологическая культура: критерии сформированности

Социологический подход дает возможность сформулировать концепцию экологической культуры общества или какой-либо соци­альной группы как единства экологических знаний, экологическо­го сознания и экологической деятельности, а затем с помощью социологического исследования "произвести замеры" всех этих элементов по отдельности и в виде сравнительного анализа. Кроме того, возможности социологического исследования позволяют про­извести сравнительный анализ сформированности того или иного элемента экологической культуры в различных профессиональных, возрастных и половых группах, а также в группах, сформирован­ных по какому-либо другому признаку.

Проведенные нами ранее (с 1989 по 1993гг.) социологические исследования позволили сделать очень важные методологические выводы, которые могут быть использованы в этом направлении ра­боты в дальнейшем.

Прежде всего с помощью исследований было сформулировано понятие "социально-экологическое самочувствие", которое опре­деляется как показатель озабоченности населения состоянием ок-



1 См. например: Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молоде­жи. -М. : Молодая гвардия. 1990; Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В., Гал­кин Ю.Ю.Молодежь и окружающая среда.- М.: Институт молодежи.1993.

ружающей среды. Кроме того, удалось не только выявить степень этой озабоченности и ее зависимость от понимания людьми места природы в их жизни, но и оценить количественно и качественно ее своеобразную побудительную силу, являющуюся импульсом для осмысления экологической ситуации, обострения эстетических чувств к природе, развития интереса к ее познанию, т.е. обос­новать как важнейшую социально-психологическую предпосылку становления экологической культуры.

Причем оказалось, что степень озабоченности экологической ситуацией напрямую связана со стремлением к углублению эколо­гических знаний и формированием эколого-познавательных интере­сов людей, являющихся составной частью экологического образо­вания и элементом экологической образованности человека.

Рассмотрим подробнее все элементы экологической культуры, экологических знаний, сознания и деятельности.



Знания в области экологии, как известно, чрезвычайно раз­нообразны и многослойны: от конкретных сведений, призванных удовлетворить запросы повседневной практики природопользования и управления, до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих проблемы коэволюции общества и природы, закономернос­ти становления ноосферы и др. Поэтому процесс овладения ими

требует основательной методологической подготовки и обеспечения, а также знания основных тенденций экологизации научного познания. Последнее необходимо для того, чтобы придать системе экологического образования прогностический характер, есть не только уже накопленные знания, но и основные тенденции их раз­вития.

Основываясь на этих тенденциях, можно наметить следующие направления экологического образования, которые надо активно внедрять и сближать:

1. Усиление эколого-мировоззренческих аспектов образова­ния, более широкое освещение философских и социальных проблем взаимодействия природы и культуры.

2. Сопряжение различных предметов, курсов с вопросами эко­логии (выделение в различных науках экологического аспекта), формирование межпредметных связей, отражающих развитие междис­циплинарных и мультидисциплинарных исследований проблем взаи­модействия природы и общества.

3. Разработка и введение целостных курсов, общей и социаль­ной экологии, которые отражают тенденцию становления и разви­тия целостных, комплексных сфер экологических исследований.

4. Включение в экологическое образование результатов ис­следований, отражающих региональную и отраслевую специализацию.

Социологические исследования с помощью специальных мето­дик позволили выявить эти тенденции в системе знаний, а также исследовать уровень сформированности современного экологичес­кого мышления, суть которого заключается в понимании необходи­мости увязки экономических и технологических решений с эколо­гическими требованиями. Исследования показали также, насколько формирование современного экологического мышления связано со смежными знаниями: эколого-правовыми, политическими и особен­но, с эколого-экономическими и эколого-технологическими.

Ясно, что в условиях перехода к устойчивому развитию и ис­пользованию рыночных механизмов регулирования экономики экологическая образованность приобретает значение необходимости, так как она определяет перспективы предпринимательской дея­тельности и влияет на формирование государственной политики в области экологии, охраны среды и устойчивого развития. В этой связи требуется научно-практическая разработка содержания та­ких понятий как "экологическое предпринимательство","экологи­ческий менеджмент","экологическое страхование","экологическое аудирование","экологическая реконструкция","экологическая кон­версия" ,"эколого-инновационный потенциал" и др.

Усвоенные в процессе экологического образования знания способствуют осознанию людьми важности экологических проблем, формированию такого элемента экологической культуры как эколо­гическое сознание.

Как и другие формы общественного сознания, экологическое сознание отражает общественное бытие, а конкретнее - характер отношений между обществом и природой, несет на себе отпечаток информационных, образовательных, политических , религиозных и других воздействий. Однако отличие экологического сознания заключается в том, что оно отражает такие социо-природные от­ношения, в которых воздействие общества на природу не нарушает параметров ее жизнепригодности для человека. В ходе социологи­ческих исследований можно не только выявить факторы, под влия­нием которых формируется экологическое сознание людей, и его отдельные составляющие такие, как экологическая ответствен­ность, нравственное отношение к природе и др. , но и определить сравнительную значимость этих факторов. Кроме того, открывают­ся возможности для исследования таких элементов экологического сознания, как ценностные ориентации, социально-экологические идеалы и естественно-гуманистические установки.

Анализируя в целом степень осознания связи экологии и гу­манизма, можно отметить, что естественный гуманизм как опреде­ленное мировоззрение или система взглядов пока не существует. В настоящее время, в лучшем случае, происходит утверждение гу­манизма в его первоначальном содержании как гуманизма антропо­центрического а в худшем - даже и этот тип гуманизма уступает место антигуманным и агрессивным взглядам. Этому способствует современная социально-политическая и экономическая ситуация, а также некоторая дезориентация целей развития, неопределенности и нестабильности. Изменение стратегии от выживания к стабиль­ности и устойчивости в условиях реальных изменений в качестве жизни, а также создание философии стабильности и устойчивости как основы определенной идеологии этих изменений создадут наи­более благоприятные возможности для трансформации существующих форм гуманизма в естественный гуманизм.

Совершенствование системы экологического образования, формирование экологического сознания - это важные вехи на пути формирования экологической деятельности, т.е. именно деятель­ности, обеспечивающей все необходимые изменения на пути к фор­мированию экологической культуры как нового типа культуры и являющейся критерием сформированности экологической культуры личности или социальной группы. Таким образом, экологическая деятельность выступает в качестве центрального элемента эколо­гической культуры, ее "несущей конструкции".

Исследования показали, что только незначительная доля населения постоянно участвует в экологической деятельности, при­чем из года в год эта доля постоянно сокращается: если в 1991г. она составила примерно 9%, то в последующем (с 1994г.) сократилась до 5% и продолжает сокращаться до сих пор. Этот факт можно объяснить тем, - что раньше организацией этой дея­тельности занимались общественные организации (пионерская орга­низация, комсомол, профсоюзы, партийные организации), а сейчас в массовом масштабе не занимается никто. В то же время созна­ние людей, и это демонстрируют социологические исследования, в значительной степени продолжает ориентироваться на внешние формы организации и в их отсутствии не готово перестроиться на ассоциированные формы организации, основанные на личном интере­се, внутренних мотивах и выборе. Этому также способствуют Дру­гие ценностные ориентации, связанные со сложной обстановкой в стране, психологическим дискомфортом и страхом за завтрашний день.

Обобщение результатов анализа отдельных элементов эколо­гической культуры свидетельствует о том, что существует опре­деленный дисбаланс в развитии отдельных элементов экологичес­кой культуры, непонимание экологической культуры как интегра-тивной характеристики, а низкий уровень экологической деятель­ности свидетельствует о невысоком уровне экологической культу­ры общества в целом.

В этих условиях организация управления деятельностью, направленной на преобразование социо-природных отношений. Должна строиться с учетом повышения уровня экологической куль­туры населения. Ясно также, что этот процесс сопряжен с повышением уровня экологической культуры самих государственных служащих.

Несмотря на сложность ситуации в современной России, не­обходимо иметь ввиду, что принципы управления этими процессами должны строиться также и на основе исторических обобщений, с учетом особенностей, характерных для развития русской культу­ры, и их влияния на формирование менталитета русских людей.

Прежде всего, речь идет о трудности однозначной оценки экологических императивов русской культурной традиции. Это связано с тем, что Россия всегда занимала особое геоприродное положение между Востоком и Западом, а точнее, между Юго-Востоком и Северо-Западом, и ее культура формировалась как культура интегративная, несводимая в основном ни к одному из этих типов культур, а потому - уникальная.

Русская культурная традиция характеризуется также ярко выраженными традициями диалогичности, соглашения между челове­ком и природой, их равноценности, обусловленными суровыми кли­матическими условиями. Это проявилось и в православной форме христианства, религиозные традиции которого на Руси восходят к уважению природного начала и пониманию символа правления над природой, скорее, как служения, проявления заботы, а не как господства.

Эти особенности наложили свой отпечаток и на развитие русского естествознания и науки вообще, привели к формированию уникального пласта русской философской мысли, неповторимо сое­динившей дух, человека и природу, а также либерально-демократи­ческого сознания, связывающего именно с Россией все великие футурологические проекты преобразования мира.

Следует отметить также, что именно для русской философс­кой мысли и мировоззрения характерно духовное восприятие це­лостности человека и природы через призму единства мужского и женского начал, а также пола как одной из основных, имманентно присущих человеку и личности характеристик, обусловливающих ее особенности и неповторимость.

Именно уникальное геоприродное положение России способс­твовало также формированию многообразия интереса, восприятия и анализа происходящих процессов, выражающегося в обобщенном ви­де двумя основными тенденциями и подходами: западническим и славянофильским. Эти тенденции сохраняются в России и по сей день. Они имеют различный вес не только в различных регионах, но и в различных коллективах и властных структурах, формируя различные ориентации и ценности экологической культуры.

В соответствии с логикой эти особенности позволяют нам сделать главный вывод и сформировать основной методологический подход и вытекающие из него для государственной службы принци­пы организации управления экологической деятельностью в Рос­сии :

- невозможность использования стереотипов управления природными ресурсами и окружающей средой в различных регионах;

- необходимость разработки оригинальных социально-эколо­гических программ, включающих помимо основных общечеловеческих

_____________________



1 Социально-гуманитарное познание и императивы современной культуры. Минск. 1994.

ценностей местные локальные культурные традиции и обычаи, учи­тывающие структуру местного населения, его религиозные верова­ния и склонности к той или иной форме организации и регулиро­вания экологической деятельности(государственной или частной);

- культурные традиции и особенности развития России тре­буют широкого привлечения женщин в процесс управления природ­ными ресурсами и их распределения, так как женщины фактически не участвуют в этом процессе и составляют большинство среди наиболее бедных и социально не защищенных слоев населения;

- использование современных, недавно возникших форм орга­низации экологической деятельности, связанных с рыночной эко­номикой, таких как экологический менеджмент, экологический мар­кетинг, экологическое аудирование и др., требуют серьезного изучения и переосмысления с точки зрения российских реалий.



- переход от использования "готовых рецептов" и стереоти­пов в принятии решений, т.е. от роли исполнителя, функционирую­щего на основе корпоративной этики, выражающей интересы чинов­ничества, к оригинальным решениям, основанным на мобилизации творческих возможностей личности и на универсальной этике вза­имоотношений между людьми.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал