Еаг/ргтип (2009)



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3


ЕАГ/РГТИП (2009)





Рабочая группа по типологиям
Легализация (отмывание) доходов, полученных в результате хищения бюджетных средств и злоупотребления должностными полномочиями руководителями организаций с государственной долей участия

Оглавление

ГЛАВА 1:
Вступление
Нет необходимости подчеркивать актуальность исследуемой темы. Преступления, связанные с хищением государственных средств и их последующей легализацией существуют во всех странах мира, в том числе и самых благополучных.
Причины совершения таких преступлений тривиальны. Это корыстные интересы коррумпированных должностных лиц и организованных преступных групп, желающих обогатиться за счет государственных средств, в значительной степени формируемых за счет налогоплательщиков.
Глобальный финансовый кризис и борьба с его последствиями, привели к повышению финансовой активности со стороны многих государств. В то время как на борьбу с кризисом из бюджета государства выделяются колоссальные финансовые ресурсы, организованные преступные группы и коррумпированные чиновники стараются этим воспользоваться. Как известно, чем меньше частица незаконных средств в легальных финансовых потоках, тем сложнее ее обнаружить. Этим и пользуются преступники. В связи с чем, возникает необходимость усиления контроля над финансовыми потоками.
Следует отметить, что до настоящего времени отдельных типологических исследований по проблеме хищения и последующего отмывания государственных средств ни в рамках РГТИП ЕАГ, ни в рамках РГТИП ФАТФ не проводилось. Анализ осуществленных ранее типологических исследований ФАТФ, говорит о том, что проблеме хищения госсредств, (в особенности в сфере государственных закупок и подрядов) как предикатного преступления отмыванию денежных средств, уделялось незначительное внимание. Исследования преимущественно касались таких предикатных преступлений как незаконный оборот наркотиков, мошенничество в корпоративном секторе и на рынке ценных бумаг, контрабанда товаров, незаконное возмещение НДС, и др.
Вместе с тем, сектор государственного финансирования, абсорбируя огромные финансовые потоки, является привлекательной сферой бизнеса и представляет собой широкое поле деятельности для преступников всех мастей. По оценке международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International1, вследствие системной коррупции завышение стоимости государственных контрактов может составлять до 20-25%. Полученные таким образом незаконные доходы расхищаются, а государство ежегодно теряет колоссальные объемы денежных средств.
Данное исследование является попыткой взглянуть на проблему легализации доходов, полученных в результате хищения государственных средств2, с точки зрения типологических особенностей совершения такого рода преступлений. Безусловно, данное исследование не является полным, так как рассматриваемая проблематика очень сложна и многогранна и требует проведения дополнительного анализа, возможно в рамках последующих типологических исследований.
Настоящий отчет является результатом исследования, проведенного Россией совместно с Республикой Беларусь, Китаем, Киргизской Республикой, Республикой Казахстан, Арменией, Украиной, Польшей, США и Италией.

Направления исследования
Основными направлениями данного исследования являются:


  • Определение уязвимых мест государственного финансирования, с точки зрения существования рисков связанных с хищением госсредств;







  • Определение типологий отмывания госсредств (используемые методы, инструменты, механизмы);




  • Определение индикаторов подозрительных операций с госсредствами;




  • Оценка возможных методик выявления подозрительных операций с госсредствами;




  • Выработка рекомендаций и мер, направленных на предотвращение преступлений связанных с хищением и отмыванием госсредств;

Конечная цель настоящего исследования направлена на достижение двух первостепенных задач: первое, это повышение общего понимания среди сотрудников ПФР, правоохранительных органов и работников финансовых учреждений условий и процессов хищения и последующего отмывания госсредств, а также связанных с ними рисков. Второе, это выработка рекомендаций и дополнительных мер, необходимых для эффективного выявления и предупреждения преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных в результате хищения государственных средств.


Информационная база
Данное исследование основывается на четырех основных источниках информации. Во-первых, это федеральная база данных Росфинмониторинга, содержащая сведения об операциях. Федеральная база данных использовалась как собственный источник информации для данного исследования. Во-вторых, это обзор существующей литературы по данной проблематике, СМИ, публикаций международных организаций3, научных статей, отчетов и статистики правоохранительных органов и др. В-третьих, это сбор и анализ ответов на вопросник, разосланный Секретариатом ЕАГ в апреле 2009 года. И, в-четвертых, это комментарии и дополнительная информация, полученная по итогам работы межсессионного семинара РГТИП ЕАГ.

ГЛАВА 2:
Понятие хищения
Одним из наиболее опасных преступлений в сфере использования государственных средств является их хищение. Под хищением в соответствующих статьях уголовного кодекса Российской Федерации понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Хищение может состоять из одного или нескольких этапов. Первым этапом может быть обособление имущества; вторым - его изъятие и третьим - обращение имущества в пользу виновного или других лиц. В некоторых случаях, в частности при присвоении и растрате, обособления и изъятия имущества нет, поскольку имущество на законных основаниях уже находится во владении виновного. Здесь имеет место только обращение имущества в пользу виновного или других лиц.

Оконченным хищение считается только после того, как виновный получает возможность распоряжаться похищенным имуществом, т.е. обратить его в свою пользу или пользу других лиц. До этого момента имеет место покушение на хищение. Хищение государственных средств может осуществляться в различных формах (хищение путем присвоения или растраты, не целевое расходование государственных средств) наиболее распространенной из которых является мошенничество4.


Роль коррупции
Пожалуй, главной движущей силой преступлений, связанных с хищением государственных средств, является коррупционная составляющая, присущая большинству противоправных деяний экономической направленности. Государственные денежные средства практически невозможно похитить без участия чиновников. Это объясняется тем, что такие хищения совершаются, как правило, под видом или в процессе законных хозяйственных операций. В свою очередь совершить такие операции или дать распоряжение на их совершение могут только лица, наделенные определенными должностными полномочиями.
Государственные деньги
Коррупция


Хищение бюджетных средств


Отмывание преступных доходов

Под коррупцией, согласно российскому законодательству, понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица;


Коррупция может, как известно, принимать формы обмена услугами и получения разного рода привилегий. Ее наиболее опасные воплощения связанны с присвоением денежного и материального богатства, что превращает контроль за его движением в ключевой инструмент антикоррупционной борьбы.
Согласно отчету, опубликованному международной организацией Transparency International5 в 2008 году, Россия и Китай вошли в список стран, с наиболее высоким уровнем коррупции, при ведении иностранными компаниями бизнеса в указанных странах. Ниже приведен полный список стран с сайта TI:


Ранг

Страна

Индекс

Ранг

Страна

Индекс

Ранг

Страна

Индекс



















1

Бельгия

8.8

3

Швейцария

8.7

5

Япония

8.6

1

Канада

8.8

5

Германия

8.6

8

Австралия

8.5

3

Нидерланды

8.7

5

Великобритания

8.6

9

Франция

8.1

9

Сингапур

8.1

13

Гонконг

7.6

14

Тайвань

7.5

9

США

8.1

14

Южная Африка

7.5

17

Италия

7.4

12

Испания

7.9

14

Южная Корея

7.5

17

Бразилия

7.4

19

Индия

6.8

20

Мексика

6.6

21

Китай

6.5

22

Россия

5.9


















Наиболее подверженными коррупции секторами по данным той же организации, являются: сфера строительных подрядов и государственных закупок, сектор жилой и коммерческой недвижимости, нефтяная и газовая промышленность, тяжелая промышленность и сфера добычи полезных ископаемых. При этом на первом месте стоит сфера строительных подрядов и государственных закупок.


Таким образом, можно констатировать, что коррупция и хищение государственных средств, в подавляющем большинстве случаев неразрывно связанны между собой. Коррупционные преступления, по сути, являются надстройкой над экономическими преступлениями. Коррупция создает возможности для хищения госсредств, стремление к совершению хищения, способствует развитию коррупции.
Негативное влияние коррупции и преступлений, связанных хищением государственных средств
Преступления, связанные с коррупцией и хищением бюджетных средств, совершенные должностными лицами государственных органов, в первую очередь подрывают авторитет государственной власти, способствуют усилению недовольства населения и оказывают отрицательное влияние на социально-экономическую обстановку в стране.
Кроме того они несут в себе угрозы развитию благоприятного инвестиционного климата, устойчивости национальной финансовой системы, международной репутации государства в целом, увеличения объемов денежных средств в теневом обращении.

Наиболее уязвимые сферы государственного финансирования
Как показывает практика выявления преступлений, связанных хищением государственных средств и имущества, практически все сферы государственного финансирования, в большей или меньшей степени подвержены рискам совершения такого рода преступлений.
Чем больше денежных средств выделяется государством под те или иные цели и чем меньше контроля над ними, тем больше возникает возможностей для хищения. Таким образом, можно говорить о том, что потенциально наиболее уязвимыми сферами государственного финансирования, являются те сферы, на которые государство выделяет наибольшие объемы средств и те сфере, где государство не осуществляет должного контроля.
Анализ ответов на вопросники, присланных странами - членами ЕАГ и странами – наблюдателями, позволяет выделить топ 5 областей государственного финансирования, наиболее подверженных рискам хищения. К числу таковых следует отнести:



        • Образование

        • Здравоохранение

        • Строительство

        • Жилищно-коммунальное хозяйство

        • Национальная оборона

Примечательно, что сфера образования, является одной из наиболее уязвимых, хотя, казалось бы, что именно эта сфера должна формировать общественную неприязнь и нетерпимость к коррупции и преступлениям коррупционной направленности.


Кроме того странами отмечалось, что значительному риску хищения подвержены средства, выделяемые государством в рамках финансирования государственных целевых программ, а также государственные средства направляемые на борьбу с последствиями стихийных бедствий и катастроф, вооруженных конфликтов и т.п.
Так, в частности, Соединенные Штаты, отмечают, что в 2007 – 2008 годах, Министерством юстиции был вынесен целый ряд приговоров в отношении должностных лиц, незаконным путем получивших денежные средства, которые были выделенные государством на борьбу с последствиями, вызванными ураганом Катрина.
В России крупные государственные средства выделяются в рамках финансирования федеральных целевых программ, таких как: «Доступное жилье», «Образование», «Развитие АПК». Кроме того, государством осуществляется интенсивное финансирование таких масштабных целевых программ как «Сочи-2014» и «АТЭС – 2012». Следует отметить, что за последнее время, российскими правоохранительными и надзорными органами был выявлен целый ряд преступлений, связанных с хищением средств, выделяемых государством в рамках реализации указанных выше программ.
Среди других сфер государственного финансирования, страны - участники исследования также отметили: социальное обеспечение, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, сферу государственного и муниципального управления, межбюджетные трансферты.

ГЛАВА 3:
Наиболее распространенные виды мошенничества

с государственными средствами
Для того чтобы понять, какие методы используются для отмывания денежных средств, необходимо знать источники происхождения преступных доходов, специфику и особенности совершаемых предикатных преступлений. Как показал анализ ответов, присланных странами, наиболее распространенными видами хищения государственных средств являются:


    • Хищение государственных средств при осуществлении государственных закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

По оценкам ряда экспертов, в России, закупочные цены госструктур составляют в среднем на 19% выше среднерыночных. Общий ущерб от общего объема госзакупок на федеральном, региональном и муниципальном уровне, составляет по оценкам экспертов более 300 млрд. рублей (10 млрд. долларов США) в год.




    • Хищение государственных средств при проведении ремонтно-строительных работ по государственным контрактам;

По данным МВФ6, в среднем, примерно 70% центральных государственных расходов, в конечном итоге, приобретают форму контрактов. Риски, связанные с коррупцией и хищением в сфере государственных контрактов могут существовать даже до начала процесса проведения тендеров, т.е. во время распределения государственных средств, и сохраняться на протяжении всего последующего процесса, от определения победителя по тендеру до исполнения контракта.

Практикуются следующие приемы, направленные на разворовывание государственных средств:


    • закупка товаров для нужд государственных учреждений осуществляется по заранее оговоренным (как правило, завышенным) ценам;




    • закупка товаров для нужд государственных учреждений осуществляется посредством манипулирования качеством и объемом закупок;




    • существенно завышается стоимость строительных материалов, предоставляемых услуг по проведению строительных работ;




    • в акты приема-передачи работ, включаются работы, которые на самом деле не осуществлялись;




    • победителями по государственным тендерам выступают заранее определенные подставные компании

Так, например, известны случаи, когда формально выигравшая конкурс на государственный контракт фирма, является, по сути, номинальным победителем, а реальными исполнителями по контракту выступают другие организации, не участвовавшие в конкурсе из-за связей с организованными преступными группами.


Нередки случаи, когда хищение госсредств происходит в результате проведения фиктивных тендеров без фактического приобретения товаров и услуг.
При этом процесс хищения государственных средств, как правило, сопровождается коррупционными деяниями, в виде получения взяток за предоставление необоснованного преимущества во время определения победителя по тендеру, подписания заведомо невыгодных контрактов, принятия решений в интересах заинтересованных лиц, фальсификацией документов.
Среди прочих способов хищения государственных средств, следует также отметить такие распространенные способы как:


  • Незаконный возврат из бюджета НДС;




  • мошенничество с займами и кредитами, предоставленными иностранными государствами и международными финансовыми организациями, путем подделки финансовых документов и отчетности;




  • покрытие за счет бюджетных средств расходов сторонних юридических и физических лиц;

Также среди распространенных способов хищения денежных средств у государства, существует способ, при котором государственные средства (целевые или инвестиционные кредиты), размещаются на депозит в банке, под процент существенно ниже рыночного. За размещение в данном банке денежных средств по заниженной процентной ставке, руководитель государственной организации получает от банка «откат» в виде наличных денег.



Примеры хищений в сферах государственного финансирования
Одной из наиболее уязвимых сфер государственного финансирования, является сфера госзакупок для нужд армии. Ниже приведен пример хищения госсредств, при проведении госконтрактов, с участием должностного лица министерства обороны.
Пример 1: Хищение при осуществлении госзакупок


Юрисдикция: Россия

Сфера: национальная оборона

Приемы: завышение стоимости и объемов закупок

По материалам прокурорской проверки, было возбуждено уголовное дело о хищении средств при заключении государственных контрактов на поставку угля для нужд Минобороны России. В ходе прокурорских проверок были выявлены существенные нарушения закона, допущенные должностными лицами Главного управления Министерства обороны России при заключении госконтрактов. Так, вопреки, требованиям законодательства и условиям конкурсов, к участию в них допускались коммерческие организации посредники, которые не являлись угледобывающими или углеперерабатывающими предприятиями и не обладали ресурсами, необходимыми для поставок топлива. При этом данные организации признавались победителями конкурсов. Некоторые должностные лица Министерства обороны РФ давали своим подчиненным указания о приемке угля по завышенным ценам. Кроме того в ряде случаев с поставщиками заключались дополнительные соглашения на поставку данного вида топлива сверх предусмотренных государственными контрактами объемов. В результате неправомерных действий военных чиновников и коммерческих партнеров государству был причинен ущерб на сумму более 50 млн. рублей.




Пример 2: Покушение на хищение при реализации целевых госпрограмм


Юрисдикция: США

Сфера: образование, строительство

Приемы: предоставление необоснованного преимущества во время определения победителя по тендеру

В марте 2009 года, бывший официальный представитель школы Мичигана был приговорен к 46 месяцам тюрьмы и штрафу в 1,3 млн. долларов США за участие в мошеннической схеме направленной на хищение нескольких миллионов долларов, выделенных по федеральной образовательной программе, а также средств выделенных муниципальным образовательным учреждением и одним из национальных банков. Осужденный ранее занимал должность помощника контроллера в муниципальном образовательном учреждении.


В круг его должностных обязанностей, входил контроль над строительством в районе целого ряда новых образовательных учреждений. Скрывая тот факт, что он является учредителем коммерческой компании из Огайо, виновный рекомендовал школьному совету заключить контракты на строительство именно с этой компанией, таким образом, что бы контракты перешли в пользу контролируемой им компании. Финансирование этих контрактов осуществлялось из средств федеральной образовательной программы, муниципального образовательного учреждения и одного из национальных банков. Он и его подельники открыли в банке кредитную линию в 200 тысяч долларов США, посредством подачи в банк финансовой документации, которая в значительной степени искажала состояние их финансовых счетов.
В результате расследования, проведенного министерством юстиции, направленного на выявление фактов мошенничества и недобросовестной конкуренции при реализации федеральной образовательной программы, в общей сложности 7 компаний и 18 физических лиц, признались либо были признаны виновными в совершении преступления. Виновные лица выплатили, согласились выплатить, либо были приговорены к выплате штрафов и возмещений на общую сумму, составляющую более 40 млн. долларов США.


Пример 3: Хищение путем незаконного возмещения денежных средств из бюджета


Юрисдикция: Россия

Сфера: АПК

Приемы: фальсификация финансовых документов

Следствием установлено, что в 2002 году один из учредителей овощно-консервного завода организовал преступную группу, в состав которой вошли руководители и главные бухгалтера еще нескольких овощно-консервных заводов. В течение двух лет преступная группа путём обмана совершила хищение бюджетных средств на сумму около 147 млн. рублей. Пользуясь льготой по возмещению за счёт средств федерального бюджета затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, члены преступной группы оформляли кредиты и составляли фиктивные документы на приобретение сельхозтехники и оборудования. Несуществующее оборудование ставилось на учёт, после чего руководители предприятий представляли в Комитет по сельскому хозяйству фиктивные документы и получали субсидии.

Преступная деятельность группы разоблачена в период покушения на хищение ещё 101 млн. рублей. Кроме того, членам группы вменено приготовление к хищению 49,2 млн. рублей. К уголовной ответственности по данному делу привлечены директора и главные бухгалтера еще нескольких овощно-консервных заводов и коммерческих фирм.

Ниже приведен еще ряд схем хищения государственных средств, распространенных преимущественно в строительном секторе:


Схема хищения бюджетных средств путем увеличения цепи посредников
Данная схема основана на внешне легальном, но экономически нецелесообразном заключении генеральным подрядчиком цепи договоров подряда с фактическими исполнителями строительных работ, которые, в свою очередь заключают договора привлечения строительной техники, дополнительной рабочей силы и т.д. В каждом случае договором оплата производится по максимальным разрядам. Кроме того, в ряде случаев договора подряда могут быть фиктивными - в этом случае работы выполняются силами собственных рабочих, а экономия достигается во - первых, путем применения к такого рода работам повышенных ставок, во - вторых - за счет возможности манипулирования затратами производства, что дает возможность в необходимых случаях увеличивать затраты и снижать таким образом налогооблагаемую базу, занижая, тем самым, суммы налогов, основные из которых: НДС, налог на прибыль, единый социальный налог и др.
Схема проведения строительных работ силами неофициальных бригад рабочих
Отношения организаций-заказчиков с такими бригадами и/или их членами, как правило, не носят официальный характер, т.е. работы производятся без заключения договоров или трудовых соглашений, а деньги членам бригад выплачиваются без какого-либо отражения по официальному бухгалтерскому учету и, следовательно, без удержания подоходного налога с физических лиц и начисления страховых взносов в государственные внебюджетные соци­альные фонды. Использование этой схемы может предусматривать использование в качестве подрядчика фирмы зарегистрированной по утерянному паспорту. Экономия в данном случае достигается выплатой чрезвычайно низкой заработной платы с отражением оплаты по высшим тарифным разрядам и полным отказом от выплаты налоговых отчислений.
Схема, использующая завышение объемов выполненных работ
Указанная схема основана на фактическом невыполнении ряда строительных операций, предусмотренных сметами, замене дорогостоящих материалов дешевыми, оформлении фактически исполненных строительных работ по повышенным расценкам (в зимний период, в темное время суток, с использованием ручного труда и т.д.). Полученная экономии похищается. Кроме того, в ходе использования данной схемы возможно начало строи­тельства без проектно-сметной документации, что дает возможность последующего утверждения завышенных смет стоимости, и переутверждения смет «задним числом» и т. п., в связи с чем часть денежных средств расхищается путем списания денежных средств на работы, которые вообще не выполнялись.
Схема уклонения от проведения обязательных котировок при оказании услуг для государственных и муниципальных нужд
Данная схема основана на том, что согласно Закона РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.05г. проведение запроса котировок при стоимости контракта менее 250 тыс. рублей (8 тысяч долларов США) необязательно. В данном случае сумма фактически необходимых работ дробится на ряд контрактов, исполнение которых, без проведения котировок и конкурсов поручается заранее определенным фирмам, как правило, зарегистрированным на утерянные паспорта. Фирмы исполняют работы силами неофициальных бригад рабочих и без уплаты каких либо налоговых платежей, прекращают свою деятельность. Помимо уклонения от уплаты налогов использование данной схемы чревато завышением объемов выполненных работ, хищением средств, направляемых на закупку материалов и т.д.

Схема, использующая непосредственное хищение
Данная схема основана на прямом расхищение строительных материалов, завезенных на объект строительства, а так же использованием рабочей силы и строительной техника, выделенной для производства работ на объекте вне объекта строительств (с оплатой труда из выделенных бюджетных средств).
Следует отметить, что постоянно появляются новые способы хищения государственных денежных средств, а уже имеющиеся – совершенствуются. Сложность расследования способов хищения денежных средств обусловлена тем, что факт хищения выявляется, как правило, уже после его совершения, зачастую спустя достаточно длительное время. Кроме того, такая преступная деятельность нередко осуществляется организованными преступными группами и достаточно хорошо законспирирована.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал