«Единство общего и дополнительного образования»



Скачать 111.61 Kb.
Дата02.05.2016
Размер111.61 Kb.
«Единство общего и дополнительного образования»

Автор: Слесарева Т.Э., педагог ДО МОУ ДОД ЭБЦ

В современных условиях вместе со школами учреждения дополнительного образования составляют разноуровневую и целостную образователь­ную систему, которая позволяет индивидуализировать образовательный путь каждого ребенка в рамках единого социокультурного и образова­тельного пространства нашего города.

Необходимость сотрудничества школ и эколого-биологического центра, которое длится уже более 35 лет, была продиктована общими про­блемами, задачами образовательных учреждений по воспитанию, личност­ному развитию детей, их самореализации. Такой опыт совместной работы убеждает в том, что это одно их эффективных средств осуществления непрерывного образования детей, создание благоприятных условий для рационального использования ребенком своего свободного времени, ка­чественного обновления, обогащения образовательной деятельности, фор­мирования воспитательного пространства.

Важно так же и то, что такое сотрудничество позволяет решать задачи экологического образования и воспитания, благодаря чему ребята приобретают соответствующие знания, умения и навыки для гра­мотного, ответственного отношения к самим себе, другим людям, к при­роде и всей окружающей их среде. И тогда мы можем говорить о нрав­ственном, культурном, патриотическом поколении, выходящем в большую жизнь сознательно для творческой активности и созидания в ней.

Никакое вербальное обучение, а оно преобладает в школах страны, не заменит конкретной деятельности школьников по изучению, охране, и благоустройству природного окружения родного края. Проблемы окружаю­щей среды слабо вписываются в структуру и содержание учебных предме­тов, вопросам экологии и охраны среды по-прежнему уделяется мало внимания. Все это затрудняет процесс экологического образования подрастающего поколения, становление и формирование экологической, ответственности у детей, их культуры отношений с окружающей природой и социокультурной средой.

Тем не менее, экологическое образование должно стать неотъемле­мой частью всей учебно-воспитательной работы в семье, школе и в учреждениях дополнительного образования.

Вот почему эколого-биологический центр и школы города заключают между собой договора о совместной работе. Такое содружество способствует более полной реализации целей и задач экологического образования, обучения, воспитания, развития детей, включает целую систему комплексных мер, выступающих в единстве и обеспечивающих необходимую педагогическую эффективность.

Содружество педагогов двух образовательных зон основано на принципе саморазвивающейся системы, обеспечивает целостность основного и дополнительного образования. Оно дает возможность гибкого и динамич­ного саморегулирования, обновление содержания обучения и воспитания, стиля совместной творческой добровольной деятельности педагогов в соответствии с интересами учащихся и их семей.

Нормативной основой для интеграции общего и дополнительного образования являются планы совместной работы образова­тельных учреждений, составленные на базе образовательных программ школьного курса естественных дисциплин и образовательной программы МОУ ДОД эколого-биологического центра (Приложение 1).

В каче­стве приоритетов совместной программы можно выделить следующие:

- предоставление каждому ребенку, исходя из его способностей, склон­ностей, ценностных ориентаций возможности реализовать себя в позна­вательной, творческой деятельности;

- стимулирование творческой активности ребенка» развитие его способ­ности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразова­нию;

- активное усвоение содержания образования, прогнозирование возмож­ностей его применения в различных ситуациях;

- обогащение жизненного опыта ребенка, соотношение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельная оценка действий, со­бытий; ситуаций и соответственное построение своего поведения;

- преемственность содержания дополнительного образования с учетом эволюции личностного сознания ребенка и развития многообразия форм его жизнедеятельности вплоть до профориентации.

Каким же образом претворяются в жизнь все вышеперечисленные теоретические основы педагогического сотрудничества? Дополнительное обра­зование осуществляется в наиболее доступных формах, например, игровая пед.техноло­гия, обеспечивающих широкий охват детей. Это создает благоприятную почву для творческой деятельности детей, и на основе этого органи­зовываются и работают объединения. Занимаясь в объединениях эколого-краеведческой направленности, ребята в полной мере углубляют и развивают свои познавательные и творческие мотивы, а педагоги до­водят их до уровня устойчивого интереса. Это достигается с помощью модифицированных и авторских программ, составленных с учетом данных, полученных в ходе диагностики детей, согласно их потребностям, а так же с помощью новейших педагогических технологий и методических приемов.

Ориентируясь на местные природные условия и учитывая свои возмо­жности, педагоги МОУ ДОД ЭБЦ ежегодно проводят выбор видов экологической деятельности учащихся, имеющих практическую направленность. Это экскурсионно-краеведческая, исследовательская работа в ходе летнего экологического практикума, работа в загородных лагерях. Такая форма работы, вызывает у ребят естественное стремление познавать, беречь и благоустраивать природное окружение. Это в свою очередь позволяет учащимся увидеть и исследовать различные аспекты взаимоотношений человека с окружающей средой, развить познавательные, эмоциональные и практические отношения с природой родного края. Здесь ребята узнают правила, которые должны соблюдать люди при общении с природным окру­жением, его отдельными объектами.

Поисково-исследовательская работа заканчивается написанием ребятами работ: рефератов, экологических проектов. Здесь сочетается образова­тельная и творческая деятельность, создаются условия для наиболее полной самореализации детей. А возможность участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах с этой работой помогает учащемуся в профес­сиональном самоопределении. Отслеживая эту тенденцию, педагоги МОУ ДОД ЭБЦ соблюдают пре­емственность программ объединений, довузовской подготовки, элективных курсов, профильного обучения.

В совместной работе школ города и МОУ ДОД ЭБЦ сложилась определен­ная система экологического воспитания. Она позволяет формировать у детей целостное представление а природе и обществе, способствует формированию активной жизненной позиции, деятельностного подхода к охране и благоустройству природы родного города, края, закрепляет и обогащает знания и умения школьников, укрепляет их нравственность.

Система совместной работы основывается на возрастных особенностях учащихся школы, их интересах и потребностях. Педагоги ДО, классные руководители и учащиеся проводят нравственные беседы, кл.часы, эко.игры, и другие воспитательные мероприятия на параллелях, в при­школьном лагере, Большая часть этой работы подчинена плану проведения юннатских и экологических акций и операций. Благодаря тесному сотрудничеству школьники уча­ствуют в городских смотрах, конкурсах, праздниках, КВН, конференциях (Приложение 2).

Практические дела школьников соответствуют их возрастным воз­можностям. В связи с этим, в начальной школе запускаются "эко"про­екты, а совместно с советом старшеклассников и среднего звена в шко­лах организовываются эко.клубы.

Активизации экологической деятельности способствуют совместные работы, выполняемые с Комсомольским гос. прир. заповедником, зооцентром "Питон", ОАО «Фирмой «Сталкер», КНАГПУ, музеями и библиотеками города.

Педагоги школ и ЭБЦ регулярно разрабатывают занятия, экскур­сии, методические пособия по проведению вышеизложенных видов работ.

Приложение 1.



ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

МОУ СОШ № 14 и МОУ ДОД ЭБЦ

СЕНТЯБРЬ

01.09. День знаний. День - открытых дверей, встреча кружковцев

15.09. День здоровья. «Робинзонада» в Силинском лесу

16.09. Мини-конференция «Озоновые дыры - новый взгляд»

Участие в экологической операции «Семечко»

Акция «Макулатура»


ОКТЯБРЬ


Участие в городской экологической конференции школьников

Работа экологического клуба школы

Неделя биологии в школе

Подготовка учащихся к биологической и экологической олимпиадам

Педагогическая практика студентов 5 курса ЕГФ КНАГПУ

НОЯБРЬ


Осенний каникулярий

Посещение музея изобразительного искусства

Про ведение игры на пришкольном лагере «Путешествие в страну Легумию»

КВН «День без курения»

Окружная олимпиада по биологии, экологии

Неделя экологии в школе


ДЕКАБРЬ


Городская олимпиада по биологии, экологии

Спектакль «Как медведь трубку нашел» для учащихся начальной школы

01.12. День борьбы со СПИДом – нравственные беседы

Экологическая операция «Новогодняя елочка»

«Особо охраняемые природные территории Хабаровского края» - мини-конференция

«Биоразнообразие—основное условие устойчивости экосистем» - воспитательное мероприятие

25.12. Новогодние утренники для начальной школы

29.12. Новогодний вечер для старшеклассников



ЯНВАРЬ

Зимний каникулярий

Краевая олимпиада по экологии и биологии

Экологическая операция «Помоги зимующим птицам» (15-минутки, кл.часы, интеллектуальные игры)

Работа экоклуба в рамках ученических советов 5-8; 9-11 кл.

ФЕВРАЛЬ


Неделя экологии в начальной школе (по специальному плану)

Конкурс «Природа и фантазия»

Продолжается операция «Помоги зимующей птице»

МАРТ


Весенний каникулярий

Конкурс экологического плаката

В рамках экоакции «День борьбы с наркоманией» нравственные минутки для среднего и старшего звена, классные часы

20.03. Экологическая акция «День воды»

Экорейды «Деревья и кустарники в зимнем состоянии»

АПРЕЛЬ


Экологические операции «Первоцветы», «Встречай пернатых друзей» - 15-минутки, беседы, кл.часы, работы учащихся, закрепительные интеллектуальные игры по темам

Операция «Двухмесячник защиты от экоопасности» (по отдельному плану)


МАЙ


Конкурс среди школьников по озеленению пришкольной территории

Субботники по облагораживание пришкольной и закрепленной за школой территории Посвящение в юннаты выпускников начальной школы

ИЮНЬ-ИЮЛЬ

Осуществление программы летнего экологического практикума АВГУСТ

Оформление результатов работы летнего экологического практикума в проекты учащихся

Оздоровление и обучение активистов экоработы в городских и краевых эколагерях.




Приложение 2.

План работы в рамках дней защиты от экологической опасности


МОУ СОШ №14 и МОУ ДОД ЭБЦ



п/п

Мероприятие


Ответствен-ные

Дата

проведения

1

Уборка муниципальных участков по графику

5-11 классы

10.04

2

Субботник на муниципальных и закрепленных за школой территориях

5-11 классы

17.04

3

Акция «День практической помощи парку «Судостроитель»

Все классы

24.04

4

Акция «Чистая весна» работа в прибрежном парке, Судостроитель

5 в, 8в, 10 классы

24.04

5

Побелка деревьев и обрезка кустарников

86 класс

20.04

6

Вскапывание клумб на пришкольном участке и муниципальной территории

7г, 9в

08.05 12.05

7

Посадка деревьев и кустарников на пришкольном участке



10.05 12.05

8

Посадка деревьев в городском «Народном парке»

11 в класс

14.05

9

Экофестиваль «День Земли»

5в, 8в, 10в классы

30.04

10

Нравственные беседы: 1 . Встречай пернатых друзей 2. Первоцвет Хабаровского края 3. Защитим лес от пожаров

Все классы

06.04 13.04 20.04

11

Экопросветительская кампания «Сохраним лес от пожаров»: конкурс листовок, газет, игры, мероприятия

6-е классы

Апрель- май

12

Экологическая операция «Первоцвет»

8в класс

Апрель- май

13

Экологическая операция «Встречай пернатых друзей»

5в класс

Апрель – май

14

Школьная научно-практическая конференция, отчет по исследовательской работе. Секции: «Экология человека», «Экология Хабаровского края»

9в, Юг, Ив классы

28.04

15

Экскурсия в Силинский парк и заповедник. Цель-знакомство с первоцветами в природе, экорейды

5а, 56, 5в классы

15.04

16

Городской конкурс «Юный пожарный»

5 в класс

14.05

17

Посев семян декоративно-цветковых растений, озеленение территорий города, школьного двора

8в, 6в, 7г классы

08.05

18

Акция «Макулатура»

Все классы

14.05

19

Экскурсии на очистные сооружения Горводоканала

9 в, 11 в

Апрель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал