Экологическая экспертиза и сертификация Базовые требования при проведении экологической экспертизы



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.89 Mb.
  1   2   3   4




Экологическая экспертиза и сертификация

Базовые требования при проведении экологической экспертизы
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта  экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта.

Все объекты, подвергающиеся экспертизе:



  • Точечные

  • Локальные

  • Региональные

  • Глобальные




  1. Необходимо оценивать воздействие объекта на ОС. Нельзя рассматривать объект с точки зрения «вписываемости»




  1. Проект должен быть соразмерен с местными нуждами и служить развитию прежде всего данной территории.




  1. Должна быть доказана необходимость проекта




  1. Доказана осуществимость проекта в существующих условиях




  1. Оценка предполагаемой затраты ресурсов и их доступности




  1. Должны отсутствовать возможные ущербы



ГЭЭ – последний тормоз на пути нерационального и угрожающего использования природных ресурсов.

Так, что прежде надо оценить:



  • Направлен ли объект на местные интересы

  • Возможна ли вообще его реализация

  • Нужен ли он на данном месте в данное время

  • Сколько на это уйдёт ресурсов, окупятся ли потери


Экологическое аудирование и его роль в экологической безопасности
Экологический аудит - систематический документированный процесс проверки, заключающийся в получении объективным путем и оценке свидетельств аудирования; анализ состояния технологического процесса, сертификация его по экологическим требованиям, оценка систем управления качеством и воздействия на О.С.; независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

Экологический аудит направлен на установление соответствия экологически значимых видов деятельности, событий, условий, систем менеджмента или информации по этим вопросам критериям аудирования. Результаты экологического аудита доводятся до сведения клиента.





  • оценивает воздействие производственной деятельности предприятия на природные ресурсы

  • определяет соответствие деятельности требованиям экологических норм, правил, требований

  • служит цели экологической безопасности производства

  • помощь организации в выработке предупредительных мер и политики, направленной на соответствие нормам законодательства в сфере экологической безопасности

  • может определить риски

Экологическое аудирование и менеджмент являются одними из наиболее характерных проявлений современной промышленной экологической культуры и культуры предпринимательства в целом. Как показывает мировой опыт, экологическое аудирование, в первую очередь, имеет смысл именно как инициативная негосударственная деятельность, в которой экономически заинтересованы хозяйствующие субъекты.

Экологическое аудирование – проверка, которую заказывает само производство, чтобы знать, в каком направлении двигаться для улучшения.

Перспективно, потому как заинтересован сам субъект.

Правило интегрального ресурса в ЭЭ

Правило интегрального ресурса - положение, согласно которому конкурирующие в сфере использования определенных природных систем отрасли хозяйства неминуемо наносят ущерб друг другу тем сильнее, чем значительнее они изменяют совместно эксплуатируемый компонент (энергия, вода, атмосфера, почво-субстраты, растения-продуценты, организмы консументы и редуценты) и всю систему в целом. При этом разрушение биоты ради получения, например, минеральных ресурсов чревато дальнейшей невозможностью жизни человека в данном регионе.

Водное хозяйство:


  • Гидроэнергетика

  • Транспорт

  • Коммунальное хоз-во

  • Орошаемое сельское хоз-во

  • Рыбная пр-ть

Игнорирование правила интегрального ресурса привело к использованию рек для сброса сточных вод, что повлекло за собой потерю их рыбохозяйственной и рекреационной функций, а также возможности использования вод рек в хозяйственно-питьевом и культурно-бытовом водоснабжении.
При проведении ГЭЭ надо обращать внимание, как объект будет конкурировать с другими объектами за ресурсы, хватит ли их и не приведёт ли это к катастрофическим последствиям.

Окружающая среда. Основные принципы её охраны.

Окружающая среда - среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. Состоит из природной среды и искусственной (техногенной) среды.

Воздействие на окружающую среду приводит к её повреждению.



ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (природоохранная деятельность)- в РФ деятельность органов гос. власти РФ субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Основной правовой акт: ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.



  1. юридическое обеспечение: законы, правила, международные соглашения, регулирующие производственную и иную деятельность человека в интересах охраны среды и сбережения природных ресурсов;

  2. научное обоснование всех крупных проектов, выполнение которых направлено на изменение окружающей среды или может повлиять на нее, контроль за состоянием окружающей среды (мониторинг);

  3. научное и техническое обеспечение наиболее полного использования ресурсов и создание безотходных производств;

  4. пропаганда охраны окружающей среды, воспитание у людей бережного отношения к природе.

Основные принципы охраны окружающей среды (ст.3 ФЗ "Об охране окружающей среды"):


  1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  3. направленность интересов на благоприятную о.с. Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

  4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

  6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

  7. независимость контроля в области охраны окружающей среды;

  8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

  9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  10. обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

  11. учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

  12. приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

  13. допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

  14. обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

  15. обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

  16. сохранение биологического разнообразия;

  17. обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

  18. запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

  19. соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

  20. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

  21. организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

  22. участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

  23. международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.


Правило меры преобразования

Правило меры преобразования природных систем – в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции).
Саморегуляция природных систем поддерживаются двумя механизмами — соотношением экологических компонентов внутри системы и взаимодействием подсистем, систем того же уровня и подсистем в их иерархии (территориально).

Надсистема высокого уровня иерархии может поддерживать некоторые подсистемы разрушенной системы низшего уровня, но не восстанавливать. Например, черноземы, возникшие в результате зонального биогеоценотического процесса в лугостепях и лесостепях с их распашкой, зонально поддерживаются, но постепенно деградируют, сохраняя при этом тенденцию к восстановлению лишь при создании естественных условий их преобразования.
1. Единица (возобновимого) ресурса может быть получена лишь в некоторый, определяемый скоростью функционирования отрезок времени.

2. Проведение хозяйственных мероприятий рационально лишь в рамках некоторых оптимальных размеров, выход за которые в меньшую и большую сторону снижает их хозяйственную эффективность.

3. Природные цепные реакции никогда не ограничиваются изменением вещества и энергии, но затрагивают и динамические качества систем природы.

4. Вторичное, постепенно сложившееся экологическое равновесие, как правило, устойчивее, чем первичное, но потенциальный "запас преобразования" (т.е. будущих возможностей) при этом сокращается.

5. Силы природы и хозяйственных преобразований при большой величине последних могут в ходе противоборства сначала "гасить" друг друга, а затем разрушать природную составляющую.

6. Технические воздействия имеют тенденцию превращаться в перманентные и все более усиливающиеся, вплоть до полной замены саморегуляции природных систем техногенным регулированием, что в конечном итоге экономически разорительно.

При проведении ГЭЭ надо обращать внимание, как объект будет воздействовать на данную природную среду и сможет ли она за тем самовозобновиться.
Для севера безопасно коренное преобразование до 1% компонентов природы..

Для средней полосы – менее 10%

Для субтропиков – около 40%

Требования экологической сертификации в СПб. Органы.
Систематическое изучение и преобразование окружающей среды Санкт-Петербурга началось в конце 70-х годов. Были подготовлены основные кадры экологов, разработаны основные методы исследования состояния окружающей среды, а также методы анализа и обобщения результатов исследования, созданы управления, центры и комитеты по охране окружающей среды. Органами власти и управления Санкт-Петербурга, организациями, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная работа, направленная на обеспечение экологической безопасности и улучшение экологической ситуации в городе. Начиная с 1996 года в целях повышения уровня информированности населения города по вопросам охраны окружающей среды ежегодно проводится Неделя по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге.

Экологическая обстановка в городе на данный момент регулируется законом №46 от 1996 года «О мерах по улучшению экологического состояния города », который в частности гласит, что ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ – ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПО ОХРАНЕ О.С.

Экологическая сертификация проводится с целью создания экономико-правового механизма по реализации закрепленного в Конституции России права граждан на благоприятную окружающую среду. В обязательном порядке производится сертификация экологической безопасности производств, предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные технологии. Работы по сертификации в рамках Системы осуществляют органы по экологической сертификации, испытательно-аналитические лаборатории (центры), аудиторы, которые должны быть аккредитованы или аттестованы в порядке, установленном в Системе.

Основные органы по сертификации:



  • Тест-СПб - полномочия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Осуществляет широкий спектр измерений, испытаний, сертификации, разработки и применения методов качества. С 1996 года действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ИСО.

  • Международный центр Экостандарт Компания «EcoStandard» создана в 1997 году, уже 10 лет является одним из лидеров рынка экологической экспертизы, экологического консалтинга, экологического проектирования

Законы оптимальности и увеличения степени идеальности

Закон оптимальности гласит, что с наибольшей эффективностью любая система (в том числе природный и хозяйственный объект) функционируют в некоторых пространственно-временных пределах, выход за которые обесценивает данный объект как подсистему более крупной системы или ведет к разрушению этой крупной системы.

Размер системы должен соответствовать выполняемым ею функциям. Обычно такой размер называют характерным размером системы.


Закон оптимальности касается как индивидуального размера единичной системы, так и числа однородных систем. Оптимальные размеры не могут быть определены общими оличественными показателями. Минимальный размер таков, при котором система еще не теряет своих функций. То же касается максимального размера, но тут важны расходы на внутрисистемную организацию и межсистемные связи. Гигантизм вызывает слишком большие затраты на саморегуляцию внутри системы, что делает конкурентоспособными малые аналоги с теми же или с другими, но близкими принципами действия. К тому же при гигантизме растут внешние ущербы среде (экономические, социальные и экологические), что также повышает конкурентоспособность альтернативных устройств. Так, бесплотинные ГЭС постепенно, видимо, будут вытеснять гигантские станции с высокими плотинами. Малые солнечно-водородные устройства сделаются вполне конкурентоспособными и т. д. В каждом конкретном случае необходима оценка и моделирование оптимальных размеров, сравниваемых с заложенными в проекте.

Закон (принцип) увеличения степени идеальности «эффект чеширского кота» - гармоничность отношений внутри системы ведёт к её миниатюризации.
Новый объект нарушает сложившуюся гармонию, что требует учета. Наблюдавшееся стремление к гигантизму всех проектов приводило к глубокой дисгармонии региональных систем природы и общества. Результатом стали диспропорции в хозяйственных и экологических механизмах.

Загрязнение окружающей среды. Нормативы качества.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. З. о. с. может носить плановый характер (осуществляется на платной основе) либо является экологическим преступлением, иным правонарушением и влечет соответствующую юридическую ответственность.

НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.


  • Химические показатели

-предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК) (максимальная концентрация, которая не может вызвать прямого или косвенного влияния на среду, нарушить самоочищающую способность почвы и оказать отрицательное воздействие на здоровье человека);

- радиоактивное излучение



  • физические:

-допустимый уровень физических воздействий (шума, вибрации, излучений и др.)

  • биологические::

- виды организмов

- штаммы микроорганизмов



Конкретные нормативы устанавливаются из статистических данных.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются



  • природные особенности территорий и акваторий,

  • назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.


Закон необходимого разнообразия
Закон необходимого разнообразия - система не может сформироваться из абсолютно одинаковых элементов или на принципе монополизма. Любая (природная, социальная, экономическая) монокультура не обладает свойствами самоподдержания за пределами индивидуального срока существования.
Среднеазиатский хлопок как монокультура уже привел и приведет к еще более крупномасштабной экологической катастрофе. Тюменские нефтегазовые промыслы при одностороннем развитии не только разрушают природу севера Западной Сибири, но и станут после исчерпания запасов нефти и газа зоной социально-экономической пустыни. Самовосстановление природы может произойти в этих местах за 100 — 150 лет, если изменения не окажутся необратимыми. Такая необратимость на Ямале возникает из-за того, что льдосодержащие грунты (в них до 80% льда) могут разрушиться, и полуостров за несколько десятилетий способен сначала превратиться в цепь островов, а затем исчезнуть как геологическое образование, уйдя под воды Северного Ледовитого океана.
Загрязнение окружающей среды. Нормативы качества.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды
1)санитарно-гигиенические:

-предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК) (максимальная концентрация, которая не может вызвать прямого или косвенного влияния на среду, нарушить самоочищающую способность почвы и оказать отрицательное воздействие на здоровье человека);

-допустимый уровень физических воздействий (шума, вибрации, излучений и др.)

2)производственно-хозяйственные:

-допустимый выброс вредных веществ;

-допустимый сброс вредных веществ (максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается сбрасывать в водоем данному предприятию, не вызывая при этом превышения в них ПДК загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий);

-допустимое изъятие компонентов природной среды;

-норматив образования отходов производства и потребления;

3)комплексные:

- допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду (максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы или комплексы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем);

-экологическая ёмкость территории (потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем)

.


нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;


Нормативы допустимого воздействия должны обеспечивать нормативы качества о.с.

Нормативами установлено, что если в воздухе городов или других населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения допустимых выбросов по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выброса вредных веществ до значений, обеспечивающих ПДК. В настоящее время в России на нормативах допустимых выбросов работают лишь 15-20 % загрязняющих производств, на временно-согласованных выбросах 40-50%, а остальные загрязняют ОС на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.





  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал