Экологическая культура и ее формирование в информационном обществе: социальные аспекты проблемы



Скачать 88.85 Kb.
Дата02.05.2016
Размер88.85 Kb.
Гришаева Ю. М.,

к.п.н., доцент Московского городского педагогического университета

j.m.g@mail.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ1
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, информационное общество, социально-экологическая компетентность.

Keywords: ecological culture, ecological education, information society, social-ecological competence.
Согласно государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», одной из основных задач государственной политики в области экологического развития выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования. В качестве основных механизмов реализации поставленных в документе задач, предусмотрены: «Формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения»; «Включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты; обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды…; включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы».

Исходя из сказанного выше следует, что задачи формирования экологической культуры, социально-экологической компетентности граждан, подрастающего поколения входят в содержание приоритетных направлений государственной политики России на ближайшую перспективу.

Рассмотрим феномен «экологической культуры» более детально. С.Н.Глазачев считает, что экологическая культура – «…мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности» [2, с. 48]. В.Р.Бганба понимает экологическую культуру как «…норму и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа» [1, с. 89]. В.А.Лось утверждает, что экологическая культура – «форма взаимоотношений человека с окружающей природной и социокультурной средой, в рамках которых обеспечивается адаптация человека (и социума), а также результатов их деятельности к естественной среде обитания. Экологическая культура (экокультура) – искомая коэволюция человека, социума и биосферы, когда «социальное» не противостоит, а дополняет «природное» [10, с. 320]. О.Н.Яницкий в своих трудах говорит о том, что экологическая культура есть «составная часть этики и морали, включающая этические основания отношений общества и среды его обитания» [12, с. 6]. И.И.Мазур стоит на позиции, что экологическая культура – «культура ясного видения действительности, ее системной организации, иерархической целостности. Движение к ней – это одновременно и путь формирования мировоззрения в полном мире, включающего в поле восприятия личности весь пространственный и временной гори зонт…Экологическая культура – не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения» [11, с.4; 19].

С.Н.Глазачев, С.Б.Игнатов убеждены, что экологическая культура – «в узком смысле понимается как повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками природоохранной деятельности экосообразного поведения; в широком смысле – в ее структуру оказываются органично вписанными экоцентрическое мировоззрение, экологическое сознание, экологической мышление, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, научные и ненаучные знания, умения и навыки экологически обоснованной деятельности, способы познания, нормы и требования экологического и нравственного императивов, экологическая этика, гражданская и экологическая ответственность и др.» [4, с. 309].

В Московской декларации об экологической культуре говорится, что «…экологическая культура производства и потребления предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» [3, с. 7]. «Экологическая культура – это культура поведения, самореализации – каждой личности, малых и больших социальных групп. Главными характеристиками такого поведения является ориентация не на бесконечное увеличение объема своей производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию, качественное совершенствование, исключение как в труде, так и в потреблении ненужного, лишнего, избыточного, и потому мешающего. Охрана от засорения веществом, энергией, информацией глобальной, окружающей все человечество среды невозможна, если не выработаны навыки незасорения на индивидуальном уровне» [2, с. 5-6].

С.Н.Глазачев, С.С.Кашлев описывают экологическую культуру как «внутреннюю детерминанту деятельности, гармонизирующую отношения между человеком и природой» [5, с. 12]. И.И.Легостаев считает, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде. Высокий уровень развития экологической культуры является и целью эколого-педагогической деятельности; ее предмет состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся» [9, с. 39]. В.А.Ясвин определяет экологическую культуру как «способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение» [13, с.7].

Принимая во внимание все сказанное выше, можно сделать вывод, что экологическая культура есть качественно новая культура личности, наполняющая свойства ее отношений с окружающей социоприродной средой конкретным (в зависимости от уровня экологической культуры) содержанием. «Экологически культурная личность», в свою очередь, представляется нам как уникальный обладатель и трансформатор собственной экологической культуры в направлении развития и обогащения ее внутреннего содержания и внешних проявлений.

Рассматривая социальные (в том числе образовательные) аспекты формирования и развития экологической культуры личности, нельзя данный вопрос позиционировать изолированно от контекста информатизации современного общества. Информационные потоки сегодня имеют глобальный характер, включены во все сферы социальной жизни современного человека, общества в целом. Какое место в информационном пространстве занимает экологическая составляющая? Как может влиять тотальная информатизация социальной жизни человека на уровень его экологической культуры? Каковы могут быть новые, с учетом реалий современного информационного общества, условия формирования и развития уровня экологической культуры личности? Например, насколько глубоко сегодня имеет место отчуждение человека от природы, его погружение в «виртуальную реальность»? Каковы социальные и личностные последствия такого «погружения»?

Перечисленные выше вопросы закономерно возникают у исследователей социальных механизмов экокультурной адаптации человека в условиях нарастающего экологического кризиса современной цивилизации, а также принимая во внимание тотальную информатизацию социального пространства.

В связи с этим, на наш взгляд, важно обратиться к понятию «информационное общество». Под информационным обществом понимают общество, основанное на «…производстве, распространении и потреблении знаний и информации. Информационное общество подразумевает создание высокоразвитой базы средств передачи и анализа сколь угодно большого объема информации, информационных систем, постоянно совершенствуемых и все более доступных широкому кругу пользователей» [8, с. 112]. Рассматривая информационный контент, очевидно, не следует однозначно соотносить его с образовательным контентом, поскольку информации требуется соответствующая культурная адаптация, чтобы она стала отвечать критериям учебного материала. В противном случае не смогут быть достигнуты культурные результаты целенаправленного образовательного процесса. Здесь следует также сказать и о необходимости проектировать единое информационно-образовательное пространство, вовлекающее современную учащуюся молодежь в культурно-информационные связи. В этой связи следует понимать, что «проектирование» в данном ключе имеет под собой смысл «встраивания» в существующую информационно-коммуникационную среду, поскольку учащийся уже вовлечен в большое многообразие культурных связей: «…в условиях мегаполиса современные дети и молодежь включены в очень большое количество культурных связей (событий), дифференцированных в небольших промежутках времени, и довольно «тесно» расположенных в пространстве (как в реальном, так и в виртуальном)» [7, с.29].

Таким образом, среда – это ресурс для развития, требующий освоения информации, перевода ее в знание, а не готовый набор знаний. Личность сама руководствуется ценностными установками и использует те части ресурса, которые необходимы ей в данных условиях: «…информация не преодолевает сама по себе противоречия между духовной и материальной сферами жизни общества, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, его интеллектуальной работой, она не способна двигать вперед человеческую культуру» [8, с. 113].

Таким образом, условием существования образовательного пространства является «самодвижение», «саморазвитие», «самопроектирование» личности в отношении факторов окружающей его среды. Другими словами, личность, взаимодействуя с частью образовательной среды, прежде всего, с той ее частью, к которой она имеет доступ (как в физическом, так и в интеллектуальном смысле), сама формирует т.н. контент пространства [6].



В качестве основного вывода констатируем, что процессы, связанные с информатизацией, сегодня становятся ведущими категориями социальной экологии, а сама информатизация выступает как неотъемлемый процесс жизнедеятельности, жизнеобеспечения современного человека в антропосоциоэкосистеме. Отсюда вытекает необходимость формирования экологической культуры в новом информационно-экологическом формате, с учетом механизмов индивидуальной экокультурной адаптации личностью большого количества получаемой извне информации. Нельзя также не учитывать и тот факт, что информация, наряду с веществом и энергией, представляет собой мощный экологический фактор, определяющий качество социальной жизни современного человека и порождающий важную проблему его самосбережения. Поиск оптимальных механизмов формирования экологической культуры личности в условиях информационного общества нам видится, прежде всего, в проблемном поле проектирования индивидуального социально-экологического пространства посредством культурного освоения личностью доступного информационного контента.
Список литературы

  1. Бганба В.Р. Социальная экология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – 309 с.

  2. Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование в меняющемся мире: Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Серия: ЭКОС: Россия +Европа / Под ред. С.Н.Глазачева, В.И.Данилова-Данильяна, Д.Ж.Марковича. – Рязань, 1998.

  3. Глазачев С. Н. Экологическая культура в международной парадигме развития // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова: серия «Социально-экологические технологии». – М., 2013. – № 1. – С. 5-12.

  4. Глазачев С.Н., Игнатов С.Б., Игнатова В.А., Марченко А.А. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация. – М.: РИО МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008.

  5. Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. – М.: Горизонт, 2004. – 140 с.

  6. Гришаева Ю. М. О роли информации в проектировании индивидуального образовательного пространства // Материалы международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном образовании». – Тюмень, 2013. – С. 137-140.

  7. Гришаева Ю. М. Социокультурное и информационное пространство мегаполиса как фактор воспитания экологической культуры детей и молодежи // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2013. - № 1. – С. 29-31.

  8. Информационное общество: проблемы становления и закономерности развития: Монография / В. Н. Гончаров, А. М. Ерохин, О. Ю. Колосова и др. – Новосибирск: Изд. ЦРНС, 2014. – 184 с.

  9. Легостаев И.И. О некоторых путях решения эколого-образовательных проблем России и Казахстана // Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана / Под ред. С.Н.Глазачева и С.Т.Шалгымбаева. – Алматы: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, 2006.– 504 с.

  10. Лось В.А. Экология: Учеб. для вузов. – М.: Экзамен, 2006. – 478 с.

  11. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. – М.: Горизонт, 2001. – 194 с.

  12. Яницкий О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. – М.: Наука, 2007. – 271 с.

  13. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры: Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, 2004. – 195 с.

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (проект 13-06-00479).





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал