Экологическая политика в проблемных регионах в условиях перехода на инновационный тип развития



Скачать 73.34 Kb.
Дата26.04.2016
Размер73.34 Kb.
ТипЗадача
Баширова А.А.

к.э.н., с.н.с. Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН



15july@inbox.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ1
Ключевые слова: экологическая политика, проблемные регионы, инновационное развитие.
Задача обеспечения высокого уровня социально-экономического развития для многих регионов России требует проведения радикальных экономических, социальных, институциональных реформ. В современных условиях процессы модернизации и инновационного развития диктуют новые правила хозяйствования, среди которых основным является соблюдение баланса интересов основных участников социо-эколого-экономической системы – населения, бизнеса, природы.

Это предопределяет обязательность учета органами региональной власти экологического фактора в процессе стратегического управления развитием региона, в том числе, необходимость обеспечения рационального совмещения высоких темпов экономического развития и экологических интересов региона; содействие развитию экологического мышления, экологической культуры и повышению экологической сознательности граждан как важного компонента развития гражданского общества; стимулирование развития института экологического права и т.д.

Задача обеспечения положительной динамики основных показателей социально-экономического состояния особенно актуальна для проблемных регионов, развитие которых характеризуются существенным отставанием по целому ряду ключевых социально-экономических параметров (ВРП на душу населения, высокий уровень безработицы, низкий уровень образования, недостаточная инвестиционная активность и т.д.).

Кроме того, внутри самих регионов существуют диспропорции в развитии, определяемые по схеме «центр-периферия». Как правило, в проблемных регионах более крупные города являются сосредоточением практически всей хозяйственной жизни, в то время как по мере отдаления от центра никакой динамики социально-экономических процессов не наблюдается.

В условиях рыночной системы хозяйствования, отсутствия действенной государственной поддержки, обострения конкуренции и высоких рисков, существующие методы управления социально-экономическим развитием проблемных регионов оказываются неэффективными и обусловливают необходимость разработки новых механизмов, методов и инструментов регионального развития, обеспечивающих его сбалансированность.

Процессы модернизации и инновационных преобразований в российской экономике в настоящее время смещают центр управления региональным развитием на территориальный уровень, ориентируя региональные органы власти на максимально эффективное использование собственных ресурсов и опору на собственные силы.

В то же время, между уровнем развития регионов в современной России существует значительная дифференциация, обусловленная различными причинами политического, экономического, социального, природно-географического и иного характера.

Регионы-доноры динамично развиваются, решают самостоятельно поставленные перед ними задачи, не требуя помощи федерального центра. Однако большинство российских регионов нуждаются в федеральной поддержке. В региональной экономике такие регионы, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал, принято называть проблемными.

В отечественной экономической литературе достаточно глубоко освещаются отдельные аспекты развития проблемных регионов, анализируется сущность, определяются предпосылки к существованию, предлагаются типологии, основанные на различных критериях, выдвигаются направления выхода из сложившейся ситуации (А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг, В.Е. Селиверстов, М.К. Бандман, Г.М. Лаппо и др.).

В целом, рассматриваемые регионы отличаются наличием таких качественных признаков, как: наличие проблемы, либо ряда проблем, являющихся потенциальной угрозой для политической стабильности, социально-экономического положения региона и страны в целом, экологического равновесия; наличие определенного ресурсного потенциала (производственного, трудового, научно-технического, природного), использование которого имеет особое значение для национальной экономики; недостаток у региона собственных финансовых средств для решения своих проблем.

Выход из положения видится в проведении грамотной региональной политики, конечной целью которой должно являться обеспечение высокого качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста и обеспечения безопасности (в том числе экологической).

Результативность любой деятельности во многом зависит от эффективности управления, соответственно, сохранение благоприятной экологической обстановки и эффективное использование природных ресурсов может являться результатом определенных управленческих решений. В аспекте рассматриваемой проблемы, поскольку основным участником процесса природопользования являются предприятия, в рамках закона самостоятельно определяющие свою экономическую политику, государство может данным процессом не столько управлять, сколько его регулировать. То есть, оно, посредством применения различных экономических и административных рычагов может воздействовать на хозяйствующие субъекты, ориентируя их на выбор того или иного направления действий, исходя из частного интереса, но в итоге содействующего достижению национальных целей.

В процессе регулирования регионального развития также возникает вопрос о соотношении интересов, решение которого требует неординарных решений, поскольку в процессе осуществления хозяйственной деятельности человека происходит столкновение огромного числа противоречивых интересов различных элементов социо-эколого-экономической системы.

При формировании экологической политики, при выборе тех или иных мер воздействия на экономику необходимо учитывать «законные интересы» (В.Я. Дупак, Е.А. Высторобец) хозяйствующих субъектов, общества, региона, государства. То есть процесс экономического роста в регионе, как основной цели его развития, должен осуществляться через призму гармонизации интересов вышеперечисленных акторов.

Систему интересов, которые сталкиваются друг с другом в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности на территории региона можно подразделить: на национальные интересы страны, региональные интересы, местные интересы; интересы сообщества, интересы экономических субъектов, интересы природной среды.

В процессе организации экологической политики следует учитывать, что регион, по сути своей, - это интегральное образование, которое обладает определенным единством природных, экономических и социальных элементов, а, следовательно, он должен быть заинтересован в пропорциональном сбалансированном их развитии и использовании. Сбалансированное развитие призвано преодолеть узко экономический подход к развитию. В региональной экономике следует руководствоваться не только экономическими, но и другими критериями, соответствующими требованиями устойчивого сбалансированного развития.

В области экономики главной целью является рост ВРП на душу населения, которое будет базироваться на основе структурной перестройки экономики и развития экологически ориентированных отраслей производства.

Основные направления достижения поставленной цели:

- законодательное закрепление установленного статуса, принятие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения природопользователей;

- отраслевая перестройка структуры экономики в соответствии с новыми стратегическими целями;

- создание благоприятной предпринимательской среды;

- содействие развитию малого и среднего бизнеса посредством применения административных и экономических методов стимулирования их экологической направленности, в том числе посредством налоговой политики, поскольку именно они дают насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, создают конкуренцию, предпосылки для внедрения инноваций;

- формирование инвестиционной привлекательности региона, которая может базироваться на его новом экологическом статусе;

- развитие транспортных коммуникаций;

- формирование эффективной рыночной инфраструктуры (финансовых институтов, системы рынков, средств связи и т.д.);

- стимулирование внедрения инноваций в производственные процессы.

В социальной сфере главной целью является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения республики в соответствии с мировыми стандартами и с учетом местных этнографических и культурных особенностей.

Здесь основными направлениями являются:

- развитие экологического сознания населения, внедрение системы экологического образования и воспитания в образовательных учреждениях;

- содействие развитию гражданского общества;

- реализация программ, в области поддержки традиционных трудовых навыков и народных промыслов;

- сохранение языка и фольклора местного населения, национальных обычаев и культуры;

- поддержка социально незащищенных слоев населения;

- развитие объектов социальной инфраструктуры;

- создание новых и восстановление ранее работавших социальных институтов в системе образования и воспитания;

- содействие занятости разных слоев населения посредством реализации программ;

- снижение уровня преступности, разрешение национальных, политических конфликтов.

В области экологии - рационализация отношений природопользования, а также приведение организации региональной системы природопользования в соответствие с экологическими ограничениями и природной емкостью территории.

Основные направления достижения поставленной цели:

- соблюдение экологической составляющей при выборе отраслей экономики и экологического статуса региона;

- применение разных методов стимулирования природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов;

- экологическое оздоровление загрязненных территорий;

- развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе создание трансграничных биосферных территорий и природно-хозяйственных парков.

Также достижение сбалансированности развития проблемных регионов, должно обеспечиваться путем сочетания рыночных и государственных форм управления региональной экономикой на основе принципов «экологизации», а также создания условий для развития гражданского общества и в рамках этого процесса развития массового экологического сознания.



1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-00-00069а.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал