Экологический аудит и аудит природопользования



Скачать 286.63 Kb.
Дата24.04.2016
Размер286.63 Kb.




Тема: Экологический аудит и аудит природопользования.

План:

  1. Сущность экологического аудита.

  2. Основные виды экологического аудита.

  3. Экологическое аудирование системы менеджмента на предприятии.

  4. Основные принципы аудита систем экологического менеджмента.

  5. Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем экологического управления и экологического менеджмента на предприятиях.

1.Сущность экологического аудита.

Экологический аудит необходим для проверки и оценки состояния деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспече­нию рационального природопользования и охраны ок­ружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудова­ния, их соответствие требованиям российского зако­нодательства, проводимых для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными законными целями.



Экологический аудит — предпринимательская де­ятельность экологических аудиторов (организаций) по осуществлению независимых вневедомственных про­верок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомен­даций по снижению негативного воздействия на нее и здоровье населения.

Концепция проведения ревизии экологической дея­тельности (экологичности) компаний (экологического аудита), разработанная в конце 70-х гг. в США, впервые использовалась на практике для проверки соблюдения компаниями экологических требований законов, зако­нодательных актов и нормативов [1].



Особенности развития аудиторской деятельности

Развитие промышленного производства привело к резкому увеличению мощностей предприятий, по­требления энергии, ресурсов, что повлекло за собой возрастание количества отходов, загрязняющих окру­жающую среду. Ощутимость ущерба окружающей среде обусловила необходимость юридической ответ­ственности предприятий.


Если предприятие до правонарушения не имело программы экоаудита, но сразу же принимает ее и гарантирует исполнение, то это может смягчить вину и последующие санкции, а также при­вести к сокращению штрафов.

При этом программа не должна носить общего ха­рактера или быть частичной. Она должна включать в качестве начального этапа экологического аудита (экоаудита) такие позиции, как, например, «дополни­тельные расходы на охрану окружающей среды», «до­полнительные экологические проекты» и т. п.

В 1990 г. В США принят закон об охране окружаю­щей среды от загрязнений — Pollution Prosecution Act — в котором важные полномочия предоставлены Отделу по уголовному преследованию (Office of crimi­nal enforcement). Однако добровольно выявленные пра­вонарушения или исправленные благодаря принятой программе экоаудита помогают избежать рассмотре­ния в уголовном порядке.

Международная финансовая корпорация в качест­ве цели экоаудита рассматривает определение харак­тера и масштабов всех возможных экологических про­блем, включая вопросы охраны здоровья и обеспече­ния безопасности на существующих объектах или в рамках корпоративной политики.

Всемирный банк рассматривает экологический ау­дит как методическое изучение экологической инфор­мации об организации, сооружении или объекте для выяснения степени соответствия критериям экоауди­та. Экологический аудит становится своего рода «мо­ментальной фотографией» экологической обстановки на аудируемом объекте.

Совет Европейского Сообщества экологическое аудирование рассматривает как средство управления, представляющее систематическую, периодическую, объективную и документированную оценку системы управления и процессов, установленных для охраны окружающей среды, а также для контроля воздейст­вия и оценки согласованности деятельности предпри­ятия с экологической политикой.

Экоаудит призван способствовать получению насе­лением объективной информации о степени опасности конкретного предприятия как источника техногенной угрозы.

Население, живущее в зоне воздействия аудируе­мого объекта, должно быть информировано о состоя­нии защищенности аудируемого предприятия от угроз со стороны загрязненных природных объектов.

Результаты аудиторской проверки могут быть ис­пользованы администрацией и владельцами предприя­тий при планировании природоохранной деятельнос­ти, выборе ресурсосберегающих технологий, органи­зации системы экологически ориентированного управления, что в конечном итоге способствует повы­шению инвестиционной привлекательности [4, 5, 6].

Цели и задачи экологического аудита

В настоящее время рядом специалистов рассматри­ваются два понятия: экологическое аудирование и эко­логический аудит.

Экологическое аудирование — это вид предпри­нимательской деятельности, составная часть общего аудита в системе экологического менеджмента; орга­низационно-управленческий инструмент обеспече­ния национальной безопасности в экологической сфере.

Экоаудит — рассматривается как элемент эколо­гического менеджмента и организационно-управлен­ческого механизма обеспечения национальной безо­пасности в экологической сфере как инструмент га­рантии экологических прав граждан на техногенно безопасную и экологически чистую окружающую среду [4].

В процессе аудиторской проверки выделяется до­стоверная информация о состоянии финансовой от­четности, платежно-расчетной документации, соблю­дении налогового режима и т. п.

Необходимость экоаудита определяется требова­ниями законодательства, в частности:



  • об охране окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, самой эксплуатации, модернизации, реконструкции, консер­вации, утилизации предприятий;

  • о защите населения и территории от ЧС природно­го и техногенного характера при различных видах деятельности;

- о безопасности при использовании атомной энергии, при осуществлении оборонной деятельности;

— при финансовой отчетности, ведении платежнорасчетных операций, выплате налогов и т. п.


Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

— выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

- определение уровня экологичности компании (про­водится в случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в обла­сти окружающей среды);


  • получение экологического сертификата;

  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;

— составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.
Экологический аудит представляет собой ком­плексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки
конкретных экологических мероприятий, видов деятельности и информирования потребителя о получен­ных в ходе указанного процесса результатах. Между­народные стандарты ИСО по экологическому аудиту
включают методические материалы по принципам экологического аудита, процедуре аудита систем эко­логического управления и квалификационные требо­вания к специалистам по экологическому аудиту.

Основные принципы экологического аудита:

  • объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельнос­ти, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при ее
    проведении;

  • профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природо­пользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

  • достоверность и полнота информации, предостав­ляемой субъектом хозяйственной деятельности;

  • планирование работ по ее проведению;

  • комплексность (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

  • конфиденциальность информации, полученной в результате проведения аудита;

  • ответственность экоаудиторов за результаты про­водимых исследований.

Проведение экологического аудирования в России регулируется Указами Президента РФ от 22 декабря 1993 г. и от 24 декабря 1994 г., приказом Госкомэколо­гии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологичес­ком аудировании в системе Госкомэкологии России» и включает проверку системы внутреннего финансо­вого контроля объекта, соблюдение законодательства и соответствия ему документации, проверку бухгал­терского учета и отчетности.

Экологический аудит проводится: — в процессе приватизации государственных и муни­ципальных предприятий;



Задачами экологического аудита являются:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законода­тельства;

  • повышение эффективности регулирования воздей­ствия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

  • снижение риска возникновения чрезвычайных си­туаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

2. Основные виды экологического аудита

В связи с огромным разнообразием путей антропо­генного воздействия на окружающую среду сформи­ровался целый ряд видов экологического аудита в оте­чественной и международной практике, каждый из которых ориентирован на достижение определенных целей. Назовем некоторые из них:



  1. Определение соответствия хозяйственной деятельности предприятия природоохранному законодательству (аудит соответствия);

  2. Оценка эффективности управления, соответствия сформированной внутренней системы управления и корпоративной политики, установление степени экологического риска, связанного с деятельностью
    предприятия (аудитуправления);

  3. Оценка экологической безопасности сырья, мате­риалов и оборудования, используемых при произ­водстве продукции; выявление альтернативных ре­сурсосберегающих технологий, способствующих, кроме того, снижению себестоимости производи­мого товара или услуг (аудит снабжения);

  4. Оценка прошлого экономического ущерба от загрязнения, а также потенциальной экологической ответственности при осуществлении приватизаци­онной стоимости предприятия или земельных участков с расположенными на них объектами (аудит недвижимости);

  5. Оценка опасности отходов производства путем их рекуперации, утилизации, размещения и захороне­ния (аудит обращения с отходами);

  6. Оценка рационального использования территории под различные объекты с целью создания оптималь­ной экологической ситуации (аудит территорий);

  7. Оценка энергопотребления и возможных путей его снижения (аудит энергосбережения);

  8. Оценка перспективной стратегии бизнеса с учетом экологических характеристик предприятия и выяв­ления потенциальных деловых партнеров с эколо­гически ориентированной системой управления
    (стратегический аудит);

  9. Оценка риска и размера ущерба в результате возможных техногенных аварий, технологических сбоев, стихийных природных процессов и т. п. для обоснования и осуществления экологического страхования (страховой экологический аудит);

  1. Оценка экологической опасности за прошлые накопленные ущербы на предприятии или объекте при переходе на другой вид собственности (аудит накопленных ущербов);

  2. Оценка необходимых затрат на экологические ас­пекты деятельности при инвестировании реконст­рукции, расширения, перепрофилирования,

за­крытии предприятия (инвестиционный экологиче­ский аудит).

Процедура экологического аудита должна обеспе­чивать возможность оценки соответствия проверяе­мого объекта установленным для него критериям эко­логического аудита. Процедура проведения экологи­ческого аудита должна быть по возможности простой и доступной в управлении и исполнении. Перед прове­дением аудита необходимо:

  • идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или при произ­водственном процессе объекта аудирования;

  • четко установить целевую направленность по­литики и планов предприятия;

  • определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;

  • разработать процедуры, устанавливающие по­рядок проведения аудита.

Основными этапами процедуры экологического аудита являются:

- проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирую­щих показатели природоохранной деятельности;



  • сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;

  • визуальное обследование объекта, проверка со­стояния и эксплуатации технических средств;

  • инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздейст­вия;

  • выработка рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов [3].

От ведомственной и прежде всего государственной ревизии аудит отличает самостоятельность определе­ния им форм и методов аудиторской проверки на ос­нове требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, а также независимость от любой третьей стороны, собственника и руководи­теля аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельно­сти: с получением прибыли, при риске и объеме иму­щественной ответственности, в зависимости от орга­низационно-правовой формы аудиторской фирмы. При необходимости аудирование может сопровож­даться инспектированием 'предприятия в целом или его отдельных подразделений, объектов, сооружений, оборудования, аппаратуры, мест складирования отхо­дов и т. п. При этом выясняется пригодность и работо­способность оборудования.

Аудирование может включать консультирование, обучение, оказание помощи соответственно специа­листам, работающим на предприятии, в частности, по вопросам отчетности учетной документации. Эко­логическое аудирование как вид деятельности осуще­ствляется в экологической сфере деятельности обще­ства и государства. Правоотношения возникают по по­воду конкретных, имеющих правовой статус объектов охраны окружающий среды.

Природный объект может рассматриваться как объект экологических правоотношений и объект, на который негативно влияет аудируемое предприя­тие, в следующих случаях:


  • если объект или часть его выделены в натуре;

  • с требуемой точностью (для земельного участка —до 10 см) установлены его границы, площади (объ­ем) с топогеодезической привязкой на местности;

  • установлены характерные признаки его природно­го режима (сезонные изменения объема, площади и т. п.);

  • выявлены связи его с сопряженными компонента­ми экосистем;

-- если объект имеет государственную регистрацию с установленным юридическим статусом.

Объектами экологических (гражданско-правовых и др.) правоотношений могут быть водные объекты, акты животного мира, участки: земельные, лесного [да или не входящие в лесной фонд, недр, континента, шельфа, внутренних морских вод, прилежащих зон, территориального моря. В полной мере этими признаками не обладают атмосферный воздух, генетический фонд, озонный слой атмосферы, микроорганизмы.



3. Экологическое аудирование системы менеджмента на предприятии.

Задачи аудирования системы экологического управления

Экологический аудит системы экологического ме­неджмента в соответствии, со стандартом ISO 14000 трактуется как систематический и документирован­ный процесс получения объективных доказательств для определения соответствия.

Проведение такого аудита регламентируется в Рос­сийской Федерации рядом государственных стан­дартов (на основе стандартов серии ISO 14000), в том числе:


  • ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принци­пы».

  • ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой».

— ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

В комментарии к этим стандартам указывается, что их применение позволяет как малым, так и крупным организациям любого профиля (от промышленных до работающих в сфере услуг) осуществлять всесторон­нюю проверку своей деятельности с целью выявления степени воздействия на окружающую среду с учетом особенности используемого сырья, технологических процессов, реализации продукции и даже утилизации ее после использования.

Программа экологического аудита системы эколо­гического менеджмента должна быть основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов. Проведение эко­логического аудирования должно быть выгодным ру­ководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологическо­го управления и менеджмента так, как она должна ра­ботать в соответствии с заявленной экологической по­литикой и целями. Предприятие может также заказы­вать проведение экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в со­ответствии с национальным или международным стан­дартами.

Программы и процедуры экологического аудирова­ния должны учитывать:


  • приоритетные экологические аспекты деятель­ности предприятия;

  • периодичность проведения аудитов;

  • эффективное планирование и эффективную ор­ганизацию работы аудиторской «команды»;

  • активное использование результатов аудита;

  • компетенцию аудиторов;

  • общую методологию экологического аудирова­ния и методику осуществления аудитов.

Экологический аудит систем экологического ме­неджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприя­тия, поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», ку­да могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализи­рованной аудиторской фирмой или специалистами, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае специалисты, осуществляющие эколо­гический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными. Создать и обес­печить эффективное функционирование системы эко­логического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выявления тех направлений и аспектов деятельности, которые еще недостаточно развиты.

Заключение экологического аудирования должно содержать квалифицированные рекомендации по раз­витию экологического менеджмента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.

Аудит предприятия может проводиться для пред­ставления информации государственным органам экологического контроля и управления в целях офици­альной сертификации системы экологического ме­неджмента. Такой аудит выполняется внешними неза­висимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологический аудит, который проводится для банков или инвесторов.

Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологи­ческих аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия по­следующих управленческих решений [7].



4.Основные принципы аудита систем экологического менеджмента

/. Цели и объем аудита. Цели ставит клиент — ор­ганизация, заказывающая аудит, а объем работы опре­деляется при консультациях между аудиторами и ру­ководством предприятия.



  1. Объективность, независимость и компетент­ность аудиторов обеспечивается тем, что аудиторы должны быть объективными в своей работе, независи­мыми от проверяемой ими деятельности. Если в ауди­торской группе присутствует представитель от данной организации, он не должен быть зависим от админист­рации. Квалификация, опыт, профессиональные на­выки — основные качества аудиторов, которые недолжны разглашать получаемую информацию без по­лученного на то разрешения клиента.

  2. Систематичность процедур аудита определяется тем, что он проводится строго в соответствии с докумен­тированными и четко определенными методологиями и процедурами для любого типа экологического аудита.

  3. Критерии аудита согласовываются между ведущим аудитором и клиентом, а затем сообщаются организациям. Критерии должны быть основными и до­полнительными и базироваться на ключевых требова­ниях стандарта ISO 14001.

Так, например, в разделе «Экологическая политика и цели» в качестве основных критериев необходимо наличие документально оформленной экологической политики предприятия и документированных долго­срочных целей, согласованных с экологической поли­тикой.

Дополнительными критериями могут выступать по­зиции включения в экологическую политику принци­пов и обязательств:



  • последовательное улучшение осуществляемой деятельности;

  • предупреждение воздействия на окружающую среду;

  • соблюдение обязательств в отношении соответ­ствия требованиям законодательства и норма­тивным документам;

  • наличие долгосрочных экологических целей, на­правленных на развитие процессов предотвра­щения воздействия на окружающую среду;

  • доведение принятых политики и целей до сведе­ния всех специалистов и персонала предприя­тия и других заинтересованных лиц, сторон
    и общественности;

  • периодический пересмотр, корректировка и совершенствование политики, целей и др.

Аналогичным образом могут формироваться ос­новные и дополнительные критерии в разделах по пла­нированию деятельности в соответствии с принятой экологической политикой; по организации и практи­ческой реализации деятельности; по текущему мони­торингу и контролю осуществляемой деятельности; по оценке и анализу результатов деятельности; по со­вершенствованию системы экологического менедж­мента.

Собранная аудиторами информация должна быть полна, надежна и достоверна, а аудиторы, работая неза­висимо, должны получить одинаковые результаты при оценке данных по одним и тем же критериям аудита.

5. Надежность результатов аудита и выводов оп­ределяется полнотой собранной информации, корректностью ее анализа, правильностью выявления причинных и следственных факторов. Следует по­мнить, что практически всегда при аудите присутствует элемент неопределенности, обусловленный ограниченностью временного срока аудита и выборочностью информации, имеющейся в наличии. Поэтому процесс аудита должен ориентироваться на достижение жела­емого уровня доверия между клиентом и аудитором к надежности результатов и любым (даже неожидан­ным) выводам.

6. Аудиторское заключение оформляется в пись­менном виде как результат проверки и передается ор­ганизации. Этот документ содержит все формальные сведения об аудиторской проверке с описанием про­цесса и указанием встретившихся сложностей и пре­пятствий. Выводы по аудиту содержат сведения о соот­ветствии системы управления окружающей средой критериям аудита системы управления окружающей средой, о способности процесса внутреннего анализа со стороны руководства обеспечить постоянную при­годность и эффективность системы управления и др. Аудиторское заключение выпускается в установ­ленный период времени, передается клиенту, собст­венностью которого оно является. Аудируемая органи­зация несет ответственность за проведение необходи­мых корректирующих действий по результатам проверки [2, 4, 6].


5. Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем экологического управления и экологического менеджмента на предприятиях.
Для оценки эффективности систем производствен­ного экологического управления и менеджмента воз­можно использование следующей методики, разрабо­танной с учетом требований и рекомендаций Между­народного стандарта ISO 14001. Методика включает 5 этапов:

1-й этап. Оценка соответствия требованиям эколо­гического законодательства Российской Федерации. Этот этап может носить формальный характер и про­водиться несколькими способами:

  • Получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятель­ность данного предприятия соответствует требова­ниям законодательства. Получение такого подтверждения может проводиться на предварительном этапе при сборе всех необходимых материалов для прове­дения оценки эффективности системы экологичес­
    кого менеджмента.

  • Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований. Так, в Московской области приказом Комитета по охра­не окружающей среды от 2.09.96 г. утверждена
    форма Заключения о соблюдении норм экологиче­ской безопасности на химически опасных объектах Московской области. Выдачу Заключения осуще­ствляют государственные органы по охране приро­ды на основе выполнения предприятиями опреде­ленных требований.

  • Подтверждение соответствия всем законодатель­ным требованиям может проводиться методом от противного, то есть путем получения соответствую­
    щих данных, характеризующих:

  • отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке;

  • наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;

  • представление всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, наличие раз­решений на выброс и сброс загрязняющих ве­ществ;

  • наличие справок о платежах, разработанной и утвержденной документации, такой как, на­пример, проекты нормативов предельно допус­тимых выбросов и сбросов, проекты лимитов
    размещения отходов и др.;

  • обеспечение порядка на промышленной пло­щадке.

Если выполнение требований экологического зако­нодательства подтверждено одним из выше перечис­ленных способов, то по первому этапу оценки эффек­тивности системы экологического менеджмента дела­ется положительное заключение.

2-й этап. Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001. При этом устанавливается:

  • наличие экологической политики, которая доведе­на до сведения населения и общественности;

  • наличие экологических целей и задач;

  • наличие руководства и программы по системе эко­логического менеджмента;

  • четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;

  • проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существую­щей деятельности предприятия;

  • ведение необходимой документации;

  • осуществление систематического аудита для под­тверждения работоспособности системы экологи­ческого менеджмента.

При положительных ответах на все поставленные, вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.

3-й этап. Качественная оценка соответствия рас­ширенным требованиям стандарта ISO 14001. Оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента на предприятии расширенным требо­ваниям стандарта ISO 14001, которая учитывает:

  • экологическую политику и планирование деятельности в области экологического менеджмента;

  • организацию деятельности в области экологичес­кого менеджмента;

  • оценку результатов и последовательное совершен­ствование деятельности в области экологического менеджмента.

Для оценки используются различные виды анкет: Объекты оценки, Критерии оценки, Требования стан­дарта ISO 14001, Фактическое положение. Необходи­мо последовательно ответить на все вопросы анкет. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

4-й этап. Оценка динамики изменения основных количественных критериев. Используются показатели как уже применяемые предприятием, так и дополни­тельно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за три последних года.

В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается достаточно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные тре­бования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологиче­ской деятельности предприятия, где это практически достижимо.



5-й этап. Качественная оценка деятельности пред­приятия в области экологического управления и ме­неджмента. На последнем этапе качественно оценива­ется разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты [1,8].

4. Процедура экологического аудита на предприятии

В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвести­ций, предоставлении кредита и подобных рисковых операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышлен­ных предприятий, проводят сами или требуют от парт­неров по бизнесу проведения экологического аудита.

Объектами экологического аудита являются:


  • имущество;

  • текущие операции предприятия;

  • система управления предприятием в чрезвычай­
    ных ситуациях;

  • программы окружающей среды и обеспечения
    безопасности персонала и т. д.

Часто аудит предназначен для первичного анализа с целью выявления возможностей использования ма­лоотходных производств и применения новейших тех­нологий. Результаты такого аудирования могут слу­жить отправной точкой для формирования системы управления окружающей средой на предприятии. Аудит отходов может также инициировать разработку плана действий по охране окружающей среды для пре­фектов, предполагающих постепенное развитие природоохранных мероприятий. -

Процесс аудита может быть разбит на шесть этапов {9] (рис. 4.1):

При проведении аудита, в том числе с целью внед­рения малоотходных производств, аудитору следует приступать к работе только после заключения кон­тракта с аудируемой компанией. Как минимум в кон­тракте должна быть подчеркнута конфиденциальность отношений аудитора и компании, но также возможно провозглашение и других условий. Аудиторская группа собирает общую информацию по процессам, используемым на предприятии. Еще до планирования первого посещения предприятия туда посылается анкета специальной формы. Могут ис­пользоваться характеристики предприятия в особом формате. Одновременно с направлением анкеты целе­сообразно запросить копии имеющихся официальных документов, таких как лицензии, разрешения и согласования, включая лицензии на пользование различны­ми видами природных ресурсов.

Отправной точкой для подготовки собственно ауди­та являются сведения о местоположении предприятия, его транспортных связях, предшествующем развитии, текущих производственных мощностях, юридическом статусе, имеющихся планах на будущее. Они использу­ются и при подготовке отчета по итогам аудита.

Необходимо, чтобы еще до первого посещения предприятия была доступна информация о видах про­дукции, производственных процессах, технологиях и оборудовании, используемых для переработки обра­зующихся отходов.

Во время первого посещения аудиторской группой составляется «схема потоков» путем осмотра на месте и выявлении реальных «входов» и «выходов». Схема потоков предназначена для иллюстрации производст­венного процесса и должна быть дополнена таблицами данных, характеризующих экологические аспекты.

Важнейший элемент оценки — подготовка подроб­ной схемы потоков, которая является основой разра­ботки балансов потребления материалов и энергии. Эта схема может быть разработана в виде блок-схемы, увя­зывающей между собой отдельные производственные операции. После подготовки ее можно дополнить ос­новными входными и выходными потоками ресурсов.

Схема потоков выполняется с учетом так называе­мых экологических аспектов, участвующих в произ­водственном процессе. Всего существует 14 различных категорий экологических аспектов. К ним относятся:



  1. Сырьевые материалы (составляющие и объемы сы­рья, а также поставщики и торговые марки);

  2. Вспомогательные материалы (материалы, исполь­зуемые в качестве добавок (присадок) в процессе производства, для очистки сточных вод и т, д.);

  3. Производимая продукция (объемы по каждому ти­пу производимой продукции);

  4. Топливо (все виды топлива и масел, используемых на предприятии);

  5. Электричество (общий объем потребления электроэнергии, количество и тип счетчиков электро­энергии);

  6. Вода (потребление, наличие и тип счетчиков);

  1. Выбросы в атмосферный воздух (любые загрязняющие выбросы с указанием, образуются ли они в процессе производства или в результате работы вентиляции, действующей на предприятии, состав и объемы выбросов, количество выводящих труб на предприятии, устройства очистки выбросов);

  2. Сточные воды (все точки отведения сточных вод, образующихся как в процессе производства, так и из умывальных и душевых комнат, их состав и объем, наличие и состав очистных сооружений);

  3. Отходы (регистрируются отдельно все существую­щие отходы — производства, бытовые, опасные, указываются имеющиеся на территории места хра­нения отходов, описание методов утилизации отхо­дов и процедур взятия проб);

  1. Запахи (регистрируются все запахи, образующиеся в результате работы предприятия);

  2. Шум (наиболее значительные источники шума с ука­занием оборудования, от которого исходит шум);

  3. Вибрация;

  4. Риски (все основные риски, например, от хранения опасных отходов, совместного хранения несовмес­тимых химических веществ и все складские поме­щения на территории предприятия);

  5. Сбои в работе предприятия (непосредственно сбои в работе и их последствия, вид загрязняющих ве­ществ и их объем).

При осмотре предприятия следует проследить весь процесс от склада сырья до тех точек, где готовая про­дукция, отходы, сбросы, выбросы покидают производ­ственную зону. При этом желательно получить инфор­мацию от тех, кто непосредственно занят на рабочих местах. Такие работники часто располагают информа­цией о реализуемых процессах, используемых методах производства и обращения с материалами и отходами.

Важно собрать информацию о количествах исполь­зуемых ресурсов, образующихся отходах, сбросах и выбросах. Эти данные должны быть соотнесены с объемами производства, например потребление элек­троэнергии на единицу производимой продукции.

Целью подготовки баланса масс является подсчет объемов сырья, вспомогательных материалов и энергии, потребляемых в процессе производства, и материальных и энергетических потоков, образующихся на выхо­де из него. Материальный баланс основан на принципе:

Входной потокВыходной поток = Потери

Однако, если потери меньше 5%, метод баланса масс вряд ли позволит определить источник потерь.

Баланс масс позволяет выявить и количественно оце­нить до этого не учитывавшиеся потери, выбросы и сбросы. Основой расчета баланса масс является схема процесса. Ба­ланс дает картину источников и причин образования отхо­дов, выбросов и сбросов, которая необходима для выработ­ки альтернатив малоотходного производства. Материаль­ный баланс используется не только для выявления входных материально-энергетических потоков, но также и для рас­чета затрат, связанных с движением этих потоков.

В ходе второго посещения составляется список воз­можных альтернатив, направленных на улучшение или стабилизацию ситуации на конкретном предприя­тии, в ходе дальнейшей работы этот список корректи­руется, тщательно прорабатывается каждая из предло­женных альтернатив и выбираются наилучшие.

Цель технической оценки заключается в определе­нии технической целесообразности альтернатив мало­отходного производства. Здесь для принятия решений о реализации сложных капиталоемких проектов следу­ет оценить воздействие предлагаемых мер на произ­водственный процесс, выпускаемую продукцию, объе­мы и степень безопасности производства и т. д. Кроме того, если предполагаемая альтернатива предусматри­вает серьезные изменения в действующих процессах, могут потребоваться лабораторные исследования или пробные пуски оборудования.

Далее необходимо просчитать экономическую эф­фективность той или иной альтернативы. Экономиче­ская обоснованность является нередко основным со­ображением при оценке того, будет или не будет ис­пользована данная альтернатива. При проведении экономической оценки должны учитываться различ­ные затраты и экономия [10].

Таким образом, в ходе проведения аудиторской проверки, рассматривается полный жизненный цикл продукта от сырья до готового изделия, включая побочные продукты [11].

5. Аудит природопользования в системе менеджмента

Переход к рыночной Экономике повлек за собой ряд новых проблем эколого-экономического характера. Сре­ди них проблемы оценки природных богатств и ресур­сов, сочетание прямых и рыночных механизмов регули­рования, эффективность методов платного природо­пользования, рационального использования природных ресурсов и др. Решению этих комплексных проблем дол­жен способствовать аудит природопользования.

В настоящее время в аудите природопользования выделяют следующие основные направления:

- аудит недропользования;

- аудит землепользования;

- аудит водопользования;

- аудит лесопользования;

- аудит при подготовке соглашений о разделе продукции и др.


Аудит недропользования

Основными задачами аудита недропользования яв­ляются:



  • определение путей и методов рационального и ком­плексного использования природных ресурсов и охраны недр;

  • проверка выполнения условий соглашений (дого­воров) о разделе продукции в части поисков, раз­ведки и добычи минерального сырья, раздела про­изведенной продукции, ее транспортировки, обра­ботки, хранения на всех стадиях договоров;

  • контроль за использованием условий, предусмот­ренных лицензией на недропользование, своевременным внесением соответствующих платежей;

  • проверка характера и степени воздействия недро­пользования на состояние окружающей среды и здоровье проживающего населения, а также пер­сонала предприятия;

  • разработка реконструкции по снижению негатив­ного техногенного воздействия;

  • - получение достоверной информации о производственной и финансовой деятельности предприятия;- внедрение новых технологий для повышения кон­курентоспособности и инвестиционной привлекательности; определение пока­зателей, необходимых для эффективного страхова­ния в сфере недропользования; подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования и др. Объектами аудита недропользования могут быть предприятия по добыче полезных ископаемых, пред­приятия, использующие шахты, тоннели, резервуары и т. п.; системы подземных коммуникаций и др. К предприятиям, занятым недропользованием, предъявляется ряд требований. Во-первых, они долж­ны стремиться к рациональному использованию запа­сов с обеспечением наиболее полного их извлечения в пределах, установленных лицензией на недрополь­зование. Во-вторых, максимально сокращать загряз­нение недр при выполнении работ, связанных с осво­ением месторождения. В-третьих, соблюдать безопас­ность эксплуатации месторождения. В-четвертых, соблюдать установленные технологические регламен­ты. Предприятие-недропользователь (независимо от формы собственности) получает право на разработку месторождения при соблюдении следующих условий: наличие государственного акта о предоставлении ему участка в собственность, бессрочное пользова­ние или договор аренды на временное пользование; наличие технического проекта, который прошел го­сударственную экологическую экспертизу; — предприятие должно иметь акт о выборе и переда­че земельного участка в собственность или арен­ду. Правом предоставления или изъятия земельно­го участка обладают местные власти (при этом учитываются интересы всех собственников земли, а также возможные экологические последствия).
    Договор на комплексное природопользование со­ставляется между природопользователем и исполни­тельным органом власти на основе заключения эколо­гической экспертизы на предполагаемую хозяйствен­ную или иную деятельность на основе лицензии на комплексное природопользование.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал