Экологическое сознание рождается в детстве



Скачать 88.92 Kb.
Дата27.04.2016
Размер88.92 Kb.
УДК 502.315

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ РОЖДАЕТСЯ В ДЕТСТВЕ

Артюхова А. Н.

научный руководитель канд. педагогических наук, доцент Романцова Н. Ф.

Российский государственный педагогический университет
Современные исследователи все чаще обращаются к вопросу формирования у подрастающего поколения потребности «нести ответственность человека перед природой» – нашим домом. Именно так в дословном переводе с греческого переводится слово «экология».

Впервые термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866г. В своей работе «Generelle Morphologie der Organismen» («Общая морфология организмов») он предложил рассматривать экологию как науку о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

На современном этапе развития науки все больше акценты делаются на вопросах охраны окружающей среды. Методологи науки отмечают, что необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»).

Н. Реймерс предложил рассматривать такую научную дисциплину, как социальная экология. Это научная дисциплина, которая рассматривает взаимоотношения в системе «общество-природа», т.е. изучает взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой. Социальная экология – наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам: планетарного, регионального масштаба  и микромасштаба. Изучение экологии и социологии города связано с понятиями сознания, экологического сознания.

В философии, психологии, социологии классически используется понятие «сознание» как субъективный образ объективного мира (Петровский А.В., Леонтьев А.Н.) или форма отражения объективной действительности в психике человека - высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира (Головин С.Ю.).

Экология и социология города, как и любого населенного пункта, связана с конкретным человеком.

Уместно применить категорию «экологическое сознание».

Под «экологическим сознанием» традиционно понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к природе.

С терминологической точки зрения словосочетание «экологическое сознание» не является достаточно строгим, но оно уже устоялось и стало традиционным.
Экологическое сознание связано усвоением соответствующих знаний, информированностью об экологической обстановке. Оно проявляется в экологической культуре, высвечивая внутренний мир человека через его поступки, поведение, показывает реальный уровень экологизации сознания.

В.А. Ромашов отмечает, что экологическое сознание не просто осознание отношений общества и природы, это способность переосмыслить принципы цивилизации или общественного устройства, чтобы жить больше «по природе» [5].

Экологическое сознание только в том случае окажет заметное действие на поведение человека, если охватит и мыслительную и эмоциональную сферы его психики. Модель развития нового экологического сознания позволяет вести экологическое воспитание, опираясь на реально существующие у людей приоритеты и ценности.

Эколого-нравственные отношения, конечно, не могут быть сведены к теоретическим установкам, а должны жить реальной жизнью в виде моральных принципов и норм, которые разрабатываются и закрепляются практически в природоохранной деятельности.

Ю.П. Ожегов и Е.В. Никонорова говорят об основных ориентациях экологического сознания: «…эти ориентации связаны с мнениями и оценочными суждениями относительно истоков наших экологических бед и выражают предрасположенность, избирательное отношение к тем или иным идеям, содержащим «рецепты» врачевания среды обитания человека…» [4].

Можно различать «практическое» экологическое сознание и экологическое мировоззрение. На первом этапе природоохранная деятельность смыкается с существующей системой ценностей. Экологическое мировоззрение предполагает изменение существующих мотивов деятельности, глубинное понимание себя, своего места в мире и связи с ним. «Раскрывая содержание понятия «экологическое сознание», важно отметить, что это сознательное и неосознанное, организованное и стихийное изменение привычного стиля мышления, знаний, традиционных взглядов, идей, целей, норм, оценок», – утверждает Т.С. Смирнов [6].

Экологическое образование – одно из средств конструктивного преобразования общественного индивидуального экологического сознания. Опираясь на Концепцию экологического образования[1], представленную, в частности, в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО» говорится о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем в воспитательный процесс. Нравственная воспитанность связана с сознательным воздействием на все условия, формирующие личность. Поэтому усиление позиций, направленных на повышение эффективности процесса воспитания, в том числе и экологического, требует единства в деятельности всех учреждений и организаций.

Образовательные система всех времен и народов, так или иначе, признавали необходимость нравственного воспитания: одни придавали ему первостепенное значение, помещая его в «сердцевину» образовательного процесса – другие рассматривали его как «эффект» образовательной деятельности, который, так или иначе, возникнет. Суть дела в том, что экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер. Поиск эффективных стратегий и технологий формирования экологической культуры ведется и в рамках дошкольных учреждений в том числе.

Одни специалисты считают, что необходимо ввести специальные занятия, поскольку экологическое образование нетождественно биологическому. Другие ратуют за эффективную «экологизацию» всего учебного процесса. Отметим: все большую поддержку получает именно второй подход. Как отмечают С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни, и, прежде всего, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности, в быту, в воспитании и обучении.

Но вот что примечательно: все большее число исследователей склоняются к тому, что экологический кризис во многом носит мировоззренческий характер, и «спасти планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием», понимающая законы природы, осознающая, что человек – часть природы. Разумеется, решение вопроса требует существенных корректировок. Речь идет в первую очередь о наполнении научных знаний гуманистическим содержанием, о видоизменении не только целей, но и содержания работы в учебных заведениях, в том числе дошкольных. Основной путь вхождения в новую реальность должен лежать через развитее личности на основе «активного, наступательно-утверждающего» отношения к окружающему миру (Рубинштейн С.Л.), на способности к созиданию на благо человечеству (Леонтьев А.Н.).

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [цит. по: 7].

К.Д. Ушинский ратовал за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [цит. по: 7].

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э.И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, – показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте [7].

Последнее десятилетие ХХ – начало XXI века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.



Таким образом, формирование экологического сознания выступает как важная закономерность, главное условие и предпосылка современного этапа общественного развития.

Экологическое воспитание в современном дошкольном образовательном процессе является основополагающим для «рождения» экологического сознания.

Перед человеком стоит очень трудная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необходима, как отмечает академик Н.Н. Моисеев, обновленная нравственность. Эта новая нравственность представляет собой конкретизацию этики ответственности применительно к природе. Относясь ответственно к природе, человечество тем самым относится ответственно к самому себе [3].

Уместно привести слова В.А. Сухомлинского о том, что «на каждом шагу слышишь: век математики, век электроники, век космоса… все эти выражения не отражают сущности того, что происходит в наше время. Мир вступает в век ЧЕЛОВЕКА – вот что главное» [8].


Список литературы

  1. Концепция непрерывного экологического образования в современных условиях.

  2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. М.: ИД Логос, 2001.

  3. Моисеев Н.Н. Экология – это мировоззрение// Российские вести. 1994. 1 окт. (№ 14). С. 3.

  4. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс. М., 1990.

  5. Ромашов В.А. Становление нового экологического сознания: философский анализ. М., 1989.

  6. Смирнов Т.С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново, 1984. С.17. 

  7. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой. Экологическая психология. М., СПбГИ ПиС, 2010.

  8. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал