Экологической политике



страница1/15
Дата02.05.2016
Размер1.26 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15





ПРОЕКТ
Региональная экологическая политика: опыт общественного участия

Центр экологической политики России

Региональная экологическая политика: опыт общественного участия
ПОСОБИЕ

ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Ответственные редакторы



В.М. Захаров, М.И. Васильева

Москва


2006
УДК

ББК
Издание осуществлено при поддержке



MacArthur Foundation, Mott Foundation

Руководитель проекта:

В.М. Захаров



Координатор проекта:

С.Г. Дмитриев



Авторский коллектив:

Р.А. Гусева, Калининградское региональное общественное движение Центр экологической политики

Е.В. Перфильева, Н.В. Судакова, А.С. Белосохова, региональная общественная организация «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА, г. Новокузнецк)

О.И. Кобзарь, Томская региональная общественная организация «Центр экологической политики и информации»

П.Ф. Агаханянц, А.С. Карпов, Центр экспертиз ЭКОМ Санкт-Петербургского Общества Естествоиспытателей

Региональная экологическая политика: опыт общественного участия. Пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2006. - с.


ISBN
Настоящее пособие предназначается для представителей общественных экологических организаций, активистов-общественников и направлено на оказание помощи в организации общественного участия для реализации приоритетов региональной экологической политики.

 Центр экологической политики России, 2006


Региональная экологическая политика: опыт общественного участия
ПОСОБИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ


Замечания и предложения присылать по адресу:

Центр экологической политики России

119991, ГСП-1, Москва, ул. Вавилова, 26

Тел.: (495) 952-2423, (495) 952-3007

E-mail: ecopolicy@ecopolicy.ru

Компьютерная верстка: Дмитрий Щепоткин

Подписано в печать .Формат . Бумага офсетная. Тираж 1000 экз. Заказ №

Издательство «Акрополь» (ООО «Акрополь»)



125009, Москва, Дегтярный пер., д.5, стр. 2

Оглавление
Положение об организации общественного обсуждения и общественных слушаний по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности на территории муниципального образования (Р.А. Гусева, Калининградское региональное общественное движение Центр экологической политики)………………………………..…………………………6

Организация и проведение публичных слушаний в г. Новокузнецк (Е.В. Перфильева, Н.В. Судакова, А.С. Белосохова, региональная общественная организация «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА, г. Новокузнецк)

Предисловие……………………………………………………………………………15

Приложение 1 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа г. Новокузнецк»…………………………………18

Приложение 2 Методические рекомендации к Положению…………………29
Участие общественности в решении экологических проблем (О.И. Кобзарь, Томская региональная общественная организация «Центр экологической политики и информации»)………………………………………………………………………………..54
Общественное участие: опыт Центра экспертиз ЭКОМ (П.Ф. Агаханянц, А.С. Карпов, Центр экспертиз ЭКОМ Санкт-Петербургского Общества Естествоиспытателей)………………………………………………………………………60

Положение об организации общественного обсуждения и общественных слушаний по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности на территории муниципального образования

Р.А. Гусева, Калининградское региональное общественное движение Центр экологической политики
1. Основные понятия
Общественное обсуждение - комплекс мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актах и программах, намеченных к реализации экономических проектах хозяйственной и иной деятельности, а также на выявление общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, способствующий принятию общественно-ориентированных решений.

Общественные слушания - мероприятие, направленное на выявление общественного мнения по рассматриваемой проблеме и сближение позиций участников, проводимое в одном или нескольких заседаниях.

Участники общественного обсуждения - граждане, представители некоммерческих и коммерческих организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвующие в общественном обсуждении;

Инициаторы общественного обсуждения - физические и юридические лица, заявившие о проведении общественного обсуждения в установленным настоящим Положением порядке.
2. Порядок проведения общественного обсуждения экологически значимых решений
2.1. Принципы общественного обсуждения

1.Обязательность проведения общественных обсуждений до принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;

2.Комплексность оценки представленных на обсуждение документов;

3. Достоверность и полнота информации, представляемой на общественные обсуждения;

4.Равенство прав граждан на участие в об­суждении;

5.Свобода волеизъявления участников обсуждения;

6.Объективность, открытость и гласность обсуждения;

7.Независимость экспертов, привлеченных к общественным обсуждениям, при осуществлении ими своих полномочий;

8.Ответственность организаторов и участников общественных обсуждений за организацию, проведение общественных обсуждений, качество принятых решений.
2.2. Участники общественного обсуждения

Участниками общественного обсуждения, пред­ложения которых по обсуждаемому вопросу должны быть рассмотрены в установленном настоящим Положением порядке, являются граждане (в том числе лица без гражданства и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Калининградской области, муниципального образования), чьи законные интересы затрагивает намечаемая хозяйственная деятельность, их объединения, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты.


2.3. Инициаторы общественного обсуждения

2.3.1. Инициаторами общественного обсуждения по проблемам защиты окружающей среды в рамках своей компетенции являются:

- органы местного самоуправ­ления их структурные подразделения, должностные лица местного самоуправления;

- общественные объединения и другие некоммерческие организации;

коммерческие организации и предприятия, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять хозяйственную и иную деятельность на территории муниципального образования, оказывающую влияние на состояние окружающей среды;

граждане, лица без гражданства и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Калининградской области и муниципального образования, чьи законные интересы затрагивает намечаемая хозяйственная деятельность.

2.3.2. Органы местного самоуправления, принимающие общественно-значимые решения, касающиеся охраны окружающей среды, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие проекты или намечающие деятельность, оказывающую влияние на окружающую среду, обязаны провести общественное обсуждение оценки воздействия этих проектов или видов деятельности на окружающую среду в порядке, предусмотренном законодательством РФ и настоящим Положением.

2.3.3. Граждане, лица без гражданства и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Калининградской области и муниципального образования, их объединения могут выступать инициаторами общественного обсуждения по вопросам охраны окружающей среды в порядке осуществления общественного контроля за хозяйственной и иной деятельностью, участия в принятии экологически значимых решений.


2.4. Условия и порядок проведения общественного обсуждения

Общественное обсуждение имеет следующие этапы:



  • подача заявления;

  • принятие решения о начале общественного обсуждения;

  • подготовка и организация общественного обсуждения;

  • проведение общественных слушаний;

  • подведение результатов общественного обсуждения.


2.5. Подача заявления

Заявление подается инициатором обсуждения в письменном виде в установленной форме (Приложение 1) в органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией по заявленному на общественное обсуждение вопросу.


2.6. Принятие решения о назначении общественного обсуждения

2.6.1. Общественное обсуждение по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления, назначается решением представительного органа муниципального образования (вариант: решением администрации муниципального образования).

2.6.2. Решение о проведении общественного обсуждения принимается в семидневный срок со дня подачи заявления инициатором, с указанием продолжительности общественного обсуждения, даты проведения общественных слушаний.

2.6.3. Днем начала общественного обсуждения считается день вступле­ния в силу соответствующего решения.

2.6.4. Проведение общественного обсуждения при выдвижении соответствующей инициативы, удовлетворяющей требованиям настоящего Положения, является обязательным.
2.7. Продолжительность общественного обсуждения

Продолжительность общественного обсуждения устанавливается органом местного самоуправления, принявшим решение о назначении общественного обсуждения, и составляет не менее двух месяцев и не более шести месяцев.

По решению органа, принявшего решение о назначении общественного обсуждения, продолжительность общественного обсуждения может быть изменена в пре­делах, установленных настоящим Положением.
2.8. Комиссия по организации и проведению общественного обсуждения

Для организации проведения общественного обсуждения, рассмотрения и обобщения поступивших от участников общественных слушаний предложений в течение недели после назначения общественного обсуждения создается комиссия. В случае вынесения на общественное обсуждение нескольких однородных вопросов орга­низация их обсуждения может осуществляться од­ной комиссией.

Комиссия форми­руется в составе не менее 7 и не более 11 членов, при этом общее число членов комиссии должно быть нечетным. Кандидатуры двух членов комис­сии предлагаются инициатором обсуждения. Кан­дидатуры остальных членов комиссии предлагают­ся органом, назначившим общественное обсуждение, хозяйствующим субъектом, деятельность которого стала поводом для общественного обсуждения, другими участниками на паритетных началах.
2.9. Подготовка и организация общественного обсуждения

2.9.1. Хозяйствующий субъект (заказчик проекта экологически значимой деятельности) обязан опубликовать в официальных изданиях органа местного самоуправления в кратком виде информацию, содержащую сведения о:



  • названии, целях и местоположении объекта намечаемой деятельности;

  • наименовании и адресе хозяйствующего субъекта (заказчика) или его представителя;

  • примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;

  • органе, ответственном за проведение общественного обсуждения;

  • мероприятиях, проводимых в ходе общественного обсуждения, а также формах представления замечаний и предложений;

  • сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду;

  • иной информации.

Информация публикуется в течение семи дней со дня назначения общественного обсуждения и не позднее, чем за 1 месяц до проведения общественных слушаний. Для дополнительного информирования населения могут использоваться все возможные каналы информирования, включая электронные, а также почтовые извещения.

2.9.2. Орган, принявший решение о проведении общественного обсуждения, обязан зарегистрировать участников общественного обсуждения.

2.9.3. В период общественного обсуждения хозяйствующий субъект (заказчик) имеет право проводить предварительные общественные слушания.

2.9.4. Юридические и физические лица, желающие принять участие в общественном обсуждении, в течение 1 месяца после принятия решения о проведении общественного обсуждения обязаны в письменной форме известить орган, назначивший общественное обсуждение, о своем желании участвовать в общественном обсуждении и общественных слушаниях, указав следующие данные:



  • граждане: паспортные данные и лицо, интересы которого представляют;

  • юридические лица: название организации, юридический адрес, сведения о руководителе, о хозяйственной и иной деятельности с приложением копии свидетельства о государственной регистрации, решение руководящего органа об участии в общественном обсуждении с указанием представителей, участвующих в обсуждении.

Регистрация носит уведомительный характер. Орган местного самоуправления выдает участникам обсуждений удостоверения. (Приложение 2).

2.9.2. Регистрация участника общественного обсуждения дает ему право:



  • участвовать в общественном обсуждении и слушаниях;

  • получать необходимую информацию от органов власти, хозяйствующих субъектов по обсуждаемому вопросу;

  • участвовать в мероприятиях, касающихся вопроса, заявленного на общественное обсуждение, и проходящих в период общественного обсуждения;

  • по согласованию с хозяйствующими субъектами посещать соответствующие объекты с целью ознакомления с производством и необходимой документацией;

  • проводить встречи с жителями по обсуждаемому вопросу для изучения их мнения;

  • проводить консультации со специалистами по обсуждаемому вопросу;

  • участвовать в подготовке общественного слушания в других формах обсуждения (программы целевого информирования общественности, “горячий” телефон, общественные приемные, опросы, анкетирование, фокус-группы, рабочие и тематические группы по подготовке рекомендаций, интерактивные телевизионные и радио- дебаты, голосование по различным вопросам через СМИ, техническая поддержка общественного участия и т.д.).

2.9.3. Аргументированные замечания, предложения, пожелания граждан и организаций по обсуждаемому вопросу поступают в комиссию, анализируются и обобщаются с целью учета заказчиком при подготовке проектной документации.

2.9.4. Анкеты и опросные листы должны содержать ясные по содержанию вопросы, на которые возможно дать однозначные ответы, информация в них должна быть подтверждена личной подписью опрашиваемого. Анонимные телефонные звонки и письменные обращения не принимаются.

Обращения граждан в общественную приемную регистрируются в специальном журнале. Листы журнала должны быть пронумерованы и прошиты. Журнал опечатывается печатью представительного органа (администрации) муниципального образования (Приложение 4).

2.9.5. Замечания, предложения, пожелания граждан и организаций, поступившие в комиссию в период общественного обсуждения, направляются комиссией инициатору и органу, назначившему общественное обсуждение, для ознакомления участников в форме специального сообщения, в том числе и для оглашения в ходе общественных слушаний, а также учитываются при подготовке и подписании протокола общественного обсуждения.


3. Порядок проведения общественных слушаний
3.1. Общественные слушания проводятся комиссией и являются обобщающим мероприятием в процессе общественного обсуждения по проблемам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, дающим возможность получить необходимую информацию по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, предлагаемого проекта или принимаемого нормативного правового акта и принять обоснованное решение.

3.2. Общественные слушания проводятся в одном или нескольких заседаниях (на собраниях) группы или групп участников общественного обсуждения.

3.3. Процедура проведения общественного слушания включает:


  • уведомление участников общественного обсуждения о дате проведения общественного слушания;

  • предоставление участникам общественного обсуждения возможности заранее ознакомиться с обсуждаемыми материалами;

  • подготовку субъектом хозяйственной деятельности доклада, включающего краткое изложение содержания документа, являющегося объектом слушаний, и не содержащего конфиденциальной информации;

  • предоставление всем участникам слушаний права изложить свое мнение по обсуждаемой проблеме;

  • ведение протокола (стенограммы) общественного слушания;

  • подготовку комиссией на основе поступивших в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений окончательного варианта протокола общественного слушания, содержащего взаимоприемлемый для всех сторон вариант решения проблемы, в течение одного дня после проведения общественного слушания;

  • подписание уполномоченными собранием участников общественного слушания лицами окончательного варианта протокола (не позднее 3-х дней после проведения общественного слушания);

  • направление подписанного протокола органу, принявшему решение о назначении общественного обсуждения, специально уполномоченным в сфере охраны окружающей среды федеральным органам, находящимся на территории Калининградской области, областной Думе, администрации области, средствам массовой информации для опубликования.

3.4. В случае, если в первом заседании участниками не достигнуты взаимоприемлемые договоренности или участники пришли к выводу, что необходимо проведение независимой оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду или/и проведение общественной экологической экспертизы, в заседании оформляется протокол разногласий и избирается согласительная комиссия. Права согласительной комиссии могут быть делегированы членам комиссии, созданной в соответствии с п.2.8 настоящего Положения.

3.5. Независимая оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду или/и общественная экологическая экспертиза проводятся в течение одного месяца со дня принятия решения об их проведении. Документы, подготовленные в результате оценки или/и экспертизы, предоставляются в комиссию и являются открытыми для ознакомления с ними всех участников обсуждения.

3.6. На основе предоставленных сторонами обсуждения новых данных и разработанных субъектом хозяйственной деятельности (заказчиком обсуждаемого проекта) предполагаемых мер по улучшению состояния окружающей среды (поправок в проектную документацию), устраняющих отмеченные недостатки, а также на основе результатов независимой оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду или/и общественной экологической экспертизы комиссия (согласительная комиссия) разрабатывает документ, содержащий выводы, рекомендации, взаимоприемлемые решения или констатирует отсутствие таковых.

3.7.Повторное заседание участников слушаний назначается комиссией.

На повторном заседании рассматриваются документы, отражающие результаты независимой оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду или/и общественной экологической экспертизы, а также разработанные субъектом хозяйственной деятельности (заказчиком обсуждаемого проекта) предполагаемые меры по улучшению состояния окружающей среды (поправки в проектную документацию), устраняющие отмеченные ранее недостатки.

3.8. Итоговым документом общественных слушаний и общественного обсуждения является протокол, отражающий позиции сторон, имеющиеся разногласия и пути их устранения, если таковые возможны. Данный протокол является составной частью материалов оценки воздействия на окружающую среду.



Приложения
Приложение 1. Заявление о назначении общественного обсуждения по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности на территории муниципального образования

В Светловский Совет……..(Администрацию)

От ____________________________________

(Ф.И.О. инициатора или наименование организации-инициатора)

З А Я В Л Е Н И Е

О назначении общественного обсуждения по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Прошу (просим, в случае, если инициатором выступает юридическое лицо) назначить общественное обсуждение деятельности _____________ (инвестиционного проекта___________)

хозяйствующего субъекта заказчика проекта

с целью изучения общественного мнения и выявления возможного негативного влияния деятельности на окружающую среду и здоровье населения округа (населенного пункта), а также для принятия мер по устранению влияния, если таковое будет выявлено.
Основные сведения об инициаторе.

Физическое лицо:



  1. Ф.И.О., год рождения,

  2. Домашний адрес, телефон, другие контактные данные,

  3. Место работы.

  4. Дата и личная подпись.

Приложение: ксерокопия паспорта.

Юридическое лицо:



  1. название организации;

  2. юридический адрес;

  3. контактная информация;

  4. основные направления деятельности;

  5. Ф.И.О. и контактные данные руководителя.

  6. Дата и личная подпись руководителя.

Приложение: копии свидетельства о регистрации и устава или заменяющего его документа.
Приложение 2. Заявление на участие в общественном обсуждении по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности на территории муниципального образования
В Светловский Совет……..(администрацию)

От ____________________________________

(Ф.И.О. участника обсуждения или наименование юридического лица-участника)

З А Я В Л Е Н И Е

Об участии в общественном обсуждении по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Я, (Ф.И.О.), (либо наименование юридического лица) уведомляю (уведомляет, в случае юридического лица) о своем намерении принять участие в общественном обсуждении деятельности _____________ (инвестиционного проекта___________)

хозяйствующего субъекта заказчика проекта

с целью (например- получения наиболее полной информации, свободного выражения своего мнения, выявления возможного негативного влияния деятельности на окружающую среду и мое здоровье, здоровье моей семьи, населения округа (населенного пункта)), а также для принятия мер по устранению влияния, если таковое будет выявлено.
Основные сведения об участнике.

Физическое лицо:



  1. Ф.И.О., год рождения,

  2. Домашний адрес, телефон, другие контактные данные,

  3. Место работы.

  4. Дата и личная подпись.

Приложение: ксерокопия паспорта.

Юридическое лицо:



  1. Название организации.

  2. Юридический адрес.

  3. Контактная информация.

  4. Основные направления деятельности.

  5. Ф.И.О. и контактные данные руководителя.

  6. Дата и личная подпись руководителя.

Приложение: копии свидетельства о регистрации и устава или заменяющего его документа.


Приложение 3. Удостоверение участника обсуждения по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности на территории муниципального образования
У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е № ________________
С П Р А В К А № __________

Ф.И.О. (Наименование юридического лица и Ф.И.О. его представителя) является участником общественного обсуждения деятельности _____________ (инвестиционного

Хозяйствующего субъекта

проекта) _________________________ со всеми полномочиями, согласно Положения

заказчика проекта

«О порядке проведения общественного обсуждения и общественных слушаний по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности на территории муниципального образования «Светловский округ».

Удостоверение (справка) действительно с __________по___________ .

Дата дата

Удостоверение (справка) действительно по предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Председатель Совета депутатов

Муниципального образования

«Светловский округ» личная подпись, Ф.И.О. председателя


Дата , печать.
Примечание. Участникам выдается текст «Положения….»

Приложение 4. Журнал учета поступивших замечаний и предложений граждан и юридических лиц, участвующих в общественном обсуждении

Ж У Р Н А Л

Учета поступивших замечаний и предложений граждан и юридических лиц, участвующих в общественном обсуждении проекта (хозяйственной деятельности)

________________________________________________________

название (проблемы) проекта, наименование (хозяйствующего субъекта) заказчика




№ п/п

ФИО

Или наименование организации



Адрес,


телефон

Высказанная проблема, вопрос, предложение, мнение

Личная подпись, дата обращения










































































































































Страница №____________ Всего страниц______________



Организация и проведение публичных слушаний в г. Новокузнецк

Е.В. Перфильева, Н.В. Судакова, А.С. Белосохова, региональная общественная организация «Информационное экологическое агентство» (ИнЭкА, г. Новокузнецк
Резюме

В представленных материалах представлен опыт работы региональной общественной организации «Информационное Экологическое Агентство»/ИнЭкА, г. Новокузнецк в области общественного участия при осуществлении градостроительной деятельности. Дается характеристика документам по публичным слушаниям, которые разработало ИнЭкА, в приложениях представлены само Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа г. Новокузнецк» и методические рекомендации к нему. Описываются изменения, привнесенные в развитие города Новокузнецка, связанные с проведением публичных слушаний.

Ваши мнения, замечания и предложения по представленным материалам просим присылать на наш адрес:

654027, г. Новокузнецк, ул. Лазо,4; ИнЭкА

тел./ факс: (3843) 72-05-75; 72-05-79; 72-05-80

e-mail: ineca@ineca.ru

http://www.ineca.ru
Предисловие

ИнЭкА является одной из наиболее известных профессионально работающих общественных экологических организаций Кемеровской области, осуществляющих свою деятельность с 1995 года. В структуру ИнЭкА входят экологическая библиотека, отдел общественного консультирования, редакция журнала «ЭКО-бюллетень ИнЭкА» и центр экологических проектов.

Миссия ИнЭкА – способствовать формированию экологического сознания граждан, развитию общественного диалога и межсекторального взаимодействия при принятии экологически значимых решений.

ИнЭкА работает в области экологического консалтинга и общественного участия. Изучает и активно использует международный опыт решения экологических проблем, работает в партнерстве с российскими и международными консалтинговыми компаниями, государственными, образовательными и общественными организациями.


Как все начиналось

Одним из направлений деятельности ИнЭкА в последние годы стала работа в области развития методологии и практики общественного участия при осуществлении градостроительной деятельности.

Начиная с 2000 г. в. г. Новокузнецк активно началось вестись строительство и реконструкция объектов городской инфраструктуры (зданий, дорог, площадей, парков и т.д.). Несмотря на то, что на федеральном уровне право жителей на информирование и участие в принятии решений по градостроительным вопросам было провозглашено, на местном уровне, уровне города, такой механизм отсутствовал. Именно поэтому жители своевременно не получали информацию о намечаемой строительной деятельности, не имели возможности высказаться и быть услышанными. Мнение общественности учитывалось в редких случаях, как правило, когда возникала конфликтная ситуация.

Такое положение вещей вызывало не только недовольство граждан, ведь их право на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, а также право обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности были нарушены. Но и инициаторы строительства несли убытки: временные задержки при реализации проекта строительства и дополнительные затраты на его доработку. В свою очередь местная власть не вызывала доверия у жителей, поскольку при осуществлении градостроительной деятельности все больше возникали социальные конфликты.


Опыт

ИнЭкА, решая актуальные проблемы своего города, с 2003 г. приступило к работе над развитием системы участия общественности в процессе принятия решений в области городского строительства.

Так при поддержке Администрации города Новокузнецка были успешно реализованы грантовые проекты в рамках программы ТАСИС Европейского Союза: российско-британский проект «Развитие нормативно-правовой и методической базы общественного участия и защиты экологических прав граждан при реализации градостроительной политики на муниципальном уровне» (2003-2004 гг.), проект «Студенческий Экологический Парламент» (2003-2004 гг.) и проект «Строим город вместе» (2005 г.).

Благодаря грантовой деятельности была осуществлена большая работа по разработке процедуры участия общественности в принятии градостроительных решений. Сделан анализ законодательной базы (международной, федеральной, региональной, муниципальной) по вопросам общественного участия, проведены обучающие семинары, социологические опросы и серия «круглых столов». Разработана и апробирована на конкретном строительном объекте модель общественного участия. Результаты проделанной работы легли в основу проекта Положения «О порядке участия общественности в градостроительной деятельности на территории городского округа г. Новокузнецк», которое было передано в Совет народных депутатов города Новокузнецка.

Механизм участия общественности при принятии градостроительных решений был создан, но только на бумаге, начался новый этап – развитие практики. Был организован ряд общественных обсуждений по намечаемым объектам строительства в разных районах города, проведены обучающие семинары для заинтересованных сторон, подготовлены буклеты с практическими советами.
Новый Градостроительный кодекс и публичные слушания

29 декабря 2004 г. был принят новый Градостроительный кодекс РФ (от N 190-ФЗ), в котором появились статьи относительно участия общественности, освещены общие принципы проведения публичных слушаний. На плечи муниципалитета легла обязанность разработать соответствующее Положение, содержащее подробный порядок проведения публичных слушаний. ИнЭкА, уже имея опыт по организации процедур общественного участия, по просьбе Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Новокузнецка (ГлавУАиГ) разработало проект Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа г. Новокузнецк». В проект были внесены корректировки, и Положение утвердил Совет народных депутатов города Новокузнецка (Постановление от 27.12.05 г. №11/91).

Принятое Положение определяет, в каких случаях и по каким вопросам необходимо проводить публичные слушания, сроки проведения публичных слушаний разграничивает ответственность и обязанности администрации города, инициаторов деятельности и организаторов публичных слушаний. Также в Положении определяется минимальный набор необходимых мероприятий для проведения публичных слушаний по каждому типу рассматриваемого вопроса. В дополнение к Положению ИнЭкА разработало Методические рекомендации, где описаны мероприятия по организации информирования, сбора мнений и предложений граждан, приведены формы и примеры документов и информационных материалов для проведения публичных слушаний.

В помощь представителям органов местного самоуправления и инициаторам деятельности, которые столкнутся с необходимостью проведения публичных слушаний, была подготовлена Памятка «Общественное участие в принятии решений», содержащая основные определения, этапы и методы общественного участия, преимущества и трудности общественного участия, принципы, которые позволят избежать конфликтов при проведении этой процедуры.

В начале июня 2006 года в ГлавУАиГ специалистами ИнЭкА был проведен семинар «Общественное участие в принятии решений». В семинаре приняли участие архитекторы администраций районов города, сотрудники ГлавУАиГ и Управления по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г.Новокузнецка, члены комиссий по проведению публичных слушаний, представители инициаторов строительной деятельности и строительных организаций. Вниманию участников семинара были представлены теоретические аспекты общественного участия (этапы, выгоды и трудности, используемые методы). Большая часть семинара была посвящена обсуждению Положения и методических рекомендаций к нему, рассмотрению конкретных примеров.
Общественное участие сегодня

В настоящее время в Новокузнецке механизм общественного участия при осуществлении градостроительной деятельности есть не только в официальных документах (Положение и рекомендации к нему), но и на практике. В каждом районе города создана специально уполномоченная комиссия по проведению публичных слушаний (далее Комиссия), которая принимает и рассматривает заявки по намечаемой строительной деятельности. Комиссия выдает требования к проведению публичных слушаний по каждому объекту с учетом социальных и градостроительных особенностей, контролирует выполнение всех предписанных мероприятий, анализирует полученное мнение заинтересованной общественности, выдает заключение и передает документы Главе города, который принимает окончательное решение по намечаемому строительству.

Теперь городские газеты и сайт Администрации города пестрят объявлениями о проведении публичных слушаний, все желающие могут высказать свое мнение, которое будет рассмотрено и учтено при принятии решения. Права граждан не нарушаются, своевременное информирование способствует формированию у жителей чувства сопричастности к развитию города. Жителям представилась возможность конструктивно влиять на принятие градостроительных решений, что снижает риск возникновения социальных конфликтов, растет доверие к местным властям. Инициаторы деятельности, проводя публичные слушания, получают более полную информацию о влиянии предполагаемого проекта на развитие местного сообщества. Для предупреждения конфликта жителям предлагаются компенсационные мероприятия (например, озеленение и благоустройство территории, замена теплотрассы, оборудование стоянки и пр.). Органы местного самоуправления, информируя и привлекая общественность к диалогу, обеспечивают прозрачность и ответственность в принятии городских решений, получают более широкий диапазон мнений и возможные варианты решений.

Поскольку проведение публичных слушаний – достаточно новое направление деятельности, недавно внедренное в повседневную практику, то все участники (власть, бизнес и общественность) имеют пока недостаточно знаний и опыта по грамотному проведению и взаимодействию при организации публичных слушаний. Представители местной власти, СМИ, жители и инициаторы строительства постоянно обращаются за помощью к ИнЭкА, которое оказывает поддержку и консультирует по вопросам общественного участия при осуществлении градостроительной деятельности, проводит обучающие семинары и разъясняет «правила игры» при проведении публичных слушаний.



Приложение 1. Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа г. Новокузнецк» (утв. Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 27.12.05 г. №11/91)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал