Экономико-математические методы и модели оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ



Скачать 300.34 Kb.
Дата29.04.2016
Размер300.34 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
На правах рукописи

ОРЛОВ Василий Александрович

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ



Специальность

08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2013



Работа выполнена на кафедре «Прикладной математики» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»


Научный руководитель:

кандидат экономических наук

Романников Александр Николаевич


Официальные оппоненты:

Егорова Наталья Евгеньевна

доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник лаборатории микроэкономического анализа и моделирования Центрального экономико-математического института РАН, г. Москва

Кислицына Вера Евгеньевна

кандидат экономических наук,

начальник отдела автоматизации Национального банка Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации


Ведущая организация:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Защита диссертации состоится «15» мая 2013 г. в 10-00 на заседании диссертационного совета Д 212.151.01 в МЭСИ по адресу: 119501, Москва, ул. Нежинская, д.7.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МЭСИ.
Автореферат разослан «___» апреля 2013 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат технических наук, доцент Мастяева И.Н.


  1. Общая характеристика работы


Актуальность темы диссертационного исследования. В течение последних лет в Российской Федерации осуществляется административная и бюджетная реформы: переход на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). В связи с этим перед субъектами РФ возникли неотложные задачи по преобразованию действующего бюджетного процесса: внедрение новых инструментов бюджетирования, изменение системы управления общественными финансами в целом и муниципальными в частности. Соответственно, БОР с федерального уровня проецируется на уровень субъектов федерации и муниципальных образований, являясь рычагом повышения эффективности бюджетных расходов вплоть до муниципального уровня управления экономикой. При этом возникает необходимость оценки эффективности муниципальных целевых программ (МЦП) на этапах их планирования и реализации.

В настоящее время методы оценки эффективности МЦП продолжают успешно развиваться. Однако наряду с достигнутым прогрессом в развитии этих методов имеются определенные недостатки и недоработки. В частности, не решена задача разработки и развития экономико-математического инструментария анализа эффективности муниципальных целевых программ с учетом экономической, социальной и экологической составляющих; недостаточно проработаны вопросы учёта нестабильности экономической ситуации и рисков, возникающих при реализации программ, что снижает достоверность оценки эффективности муниципальных целевых программ.

Таким образом, в условиях динамичного развития местного самоуправления в целях повышения бюджетной эффективности объективно возникла необходимость совершенствования методов управления муниципальными целевыми программами на основе внедрения современных и перспективных методик оценки эффективности МЦП, что и определяет актуальность задачи исследования.

Состояние разработанности проблемы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых: Л.И. Абалкина,


С.А. Айвазяна, М.П. Афанасьева, А.С. Булатова, В.И. Видяпина, Н.Е. Егоровой, Б.К. Злобина, Н.И. Комкова, В.Н. Лившица, С.А. Логвинова, Я.В. Марковой, В.П. Орешина, Г.А. Парсаданова, А.Г. Силуанова, В.П. Тихомирова,
Л.И. Якобсона, Э.Б. Аткинсона, Г. Бенвенисте, Б. Рендера, Д.Э. Стиглица,
Н. Мэннинга, Н. Парисона, M. Scriven, C. Weiss.

Программно-целевой метод изложен в работах М.П. Афанасьева,


А.М. Лаврова, А.Р. Лейбкинда, Т.Г. Морозовой, Б.З. Мильнера, А.В. Пикулькина, Б.А. Райзберга, А.Г. Лобко, В.Э. Тоскуниной, А.Г. Шишкина, Е.А. Шишкиной,
Д. Осборна, Т. Габлера, Г. Кокинза, Ханса де Брюйна.

Различные варианты оценок эффективности бюджетных расходов предложены в работах В.М. Архипова, П.Л. Виленского, А.М. Емельянова,


С.А. Смоляк, Л.И. Якобсона, R.J. Brent, A. Caplin, C. Dinwiddy, R. Dorfman,
S. Glaister, E. Kula, R. Layard, V. Leahy, S. Marglin, E.J. Mishan, G. Myles,
D. Starret, L.A. Sjaastad, D.L. Wisecarver и др.

Учет экономических неопределенностей и рисков с применением элементов теории нечетких множеств рассмотрен в работах А.О. Недосекина, W. Behrens, P.M. Hawranek, L.A. Zadeh, В.Е. Кислицыной, А.Н. Романникова.

В исследованиях Е.С. Быковой, А.М. Емельянова, С.Ю. Рогановой,
С.Н. Рябухина, Е.А. Шакиной, В.Е. Кислицыной получили развитие методики оценки эффективности бюджетных расходов. В работах С.П. Борисовой,
Н.В. Зенчевой, В.Е. Кислицыной, И. А. Косякова, В.Д. Лукиной, О.И. Мокрецовой, А.Н. Романникова, М.В. Чуба рассматривались программно-целевые методы и различные аспекты оценки результативности бюджетных расходов.

Наряду с достигнутым прогрессом в развитии методов оценки эффективности МЦП имеются существенные недоработки:



  • недостаточно полно учитываются целевые показатели, характеризующие выполнение МЦП, которые могут быть измеримы как в денежном, так и в натуральном выражении, а также оцениваться косвенно;

  • не разработаны процедуры выбора критериев оценки эффективности бюджетных расходов и определения результативности целевых программ;

  • недостаточно исследованы с учетом рисков и экономической неопределенности экономическая, социальная и экологическая составляющие эффективности МЦП.

На основе обобщения результатов исследований по данной проблеме выявлена необходимость развития научно-практического аппарата оценки эффективности МЦП путем применения методов экономико-математического моделирования.

В основе исследований по проблеме лежит суждение о возможности совершенствования системы управления и повышения эффективности муниципальных целевых программ на основе внедрения передовых методов оценки эффективности их реализации. При этом расчет эффективности МЦП осуществляется с учетом экономической неопределенности, а также социального и экологического эффектов.


Объектом исследования являются муниципальные образования, осуществляющие разработку и реализацию целевых программ.
Предметом исследования являются комплексные методы оценки эффективности реализации МЦП на основе экономико-математического инструментария.
Цель работы – оценка эффективности МЦП с учетом экономической, экологической и социальной составляющих, а также экономических рисков и неопределённостей реализации программ.

В работе поставлены следующие задачи:



  1. Разработать принципы измерения и оценки эффективности МЦП с учетом наиболее существенных экономических, социальных и экологических аспектов.

  2. Сформулировать экономико-математическую модель оценки эффективности МЦП.

  3. Создать алгоритм сценарных расчётов для оценки эффективности МЦП.

  4. Разработать программу реализации экономико-математической модели оценки эффективности МЦП.

  5. Провести расчеты и оценить эффективность моделирования конкретной МЦП.

  6. Предложить рекомендации по использованию полученных результатов.

Область исследования. Работа выполнена в соответствии с п. 1.2 «Теория и методология экономико-математического моделирования, исследование его возможностей и диапазонов применения: теоретические и методологические вопросы отображения социально-экономических процессов и систем в виде математических, информационных и компьютерных моделей» и п. 2.3 «Разработка систем поддержки принятия решений для рационализации организационных структур и оптимизации управления экономикой на всех уровнях» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) по специальности 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики.

Теоретические и методологические основы исследований состоят в развитии экономико-математического инструментария, ориентированного на совершенствование процессов и оценку эффективности управления на уровне муниципальных образований, и позволяющего учитывать экономические, социальные и экологические аспекты характера задачи.
Научная новизна. В основе полученных в ходе исследования результатов, составляющих научную новизну работы, лежит разработанная автором концепция и методы оценки эффективности МЦП с учетом экономических неопределенностей и рисков, а также внешних эффектов, возникающих в процессе реализации программы.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором и имеющие элементы научной новизны, состоят в разработке:



  1. Концепции комплексной оценки эффективности МЦП на этапах планирования и реализации, включающей в себя, в отличие от других современных подходов, оценку экономических, экологических и социальных эффектов с учётом экономических неопределенностей и рисков.

  2. Оптимизационной модели линейного программирования, которая, в отличие от других современных моделей аналогичного назначения, включает в себя в составе ограничений целевые показатели программы в виде нечётких чисел.

  3. Способов реализации сценарных расчётов на базе вероятностного и нечёткого подходов, которые в отличие от применяемых в настоящее время методов позволяют более эффективно реализовать процедуру оценки МЦП по совокупности экономических, экологических и социальных критериев.

  4. Информационной базой для реализации оптимизационной модели на примере конкретной МЦП, ориентированной на применение энергосберегающих технологий и повышение эффективности функционирования муниципальных образований, отличительной особенностью которой является отображение данных, характеризующих социальные и экологические эффекты.


Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанного экономико-математического инструментария для совершенствования управлениями экономическими процессами на уровне муниципальных образований. Предложенные вероятностный и нечеткий варианты расчета показателей эффективности МЦП могут являться научно-методической основой при разработке конкретных экономических, экологических и социальных проектов и программ.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке экономико-математического инструментария оценки эффективности МЦП, позволяющего проводить анализ и повышать результативность работы муниципальных образований. Рекомендации по повышению эффективности МЦП разработаны на основе анализа типовых процессов и технологий управления в реальных муниципальных образованиях на примере г. Благовещенска.


Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обусловлена применением современных теории и методов решения задачи, всесторонним анализом и верификацией результатов с использованием общепринятых методов и критериев, а также на основе осмысления и обобщения работ других авторов.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, март 2012), V Международной научной конференции «Теория и практика современной науки» НИИЦ «Институт Стратегических Исследований» (Москва, апрель 2012), VIII Международной научной конференции «Теория и практика современной науки» НИИЦ «Институт Стратегических Исследований» (Москва, декабрь 2012).

Основные результаты диссертационной работы были внедрены при формировании и управлении муниципальными целевыми программами города Благовещенска. Все концепции, модели и методики, разработанные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики при обучении по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Экономика», а так же как практические примеры в дисциплинах, изучающих нечетко-множественный аппарат принятия решений.


Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в пяти печатных работах, в том числе трех работах, включенных в перечень ВАК РФ, общим объемом 3,1 авт.л.
Структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 157 стр. и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В работе приведены 23 рисунка и 6 таблиц. Список литературы включает 122 позиции.

Во введении формулируется актуальность работы, определяются цель, задачи, объект и предмет, научная новизна, теоретические и методологические основы и практическая значимость исследования, а также основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В первой главе «Состояние и особенности реализации муниципальных целевых программ» рассмотрены современные тенденции развития МЦП в рамках реформирования бюджетного процесса; бюджетирование, ориентированное на результат; показатели эффективности целевых программ, основанные на экономических, социальных и экологических эффектах реализации МЦП при сопоставлении их с денежными и ресурсными затратами; возможности экономических рисков и неопределенностей.

Во второй главе «Методологические основы оценки эффективности муниципальных целевых программ с использованием экономико-математических методов» рассмотрена предложенная автором концепция оценки эффективности программных мероприятий на всех этапах выполнения МЦП с учетом рисков и неопределенностей экономической ситуации и возникновения внешних эффектов (экстерналий).

В третьей главе «Экономико-математическая модель и оценки эффективности муниципальных целевых программ и её применение (на примере энергосберегающих программ)» представлена разработанная автором экономико-математическая модель и результаты расчетов для реальных МЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в г. Благовещенске на 2010-2014 годы», подтверждающие как корректность теоретических положений, так и практическую направленность работы.

В заключении представлены основные результаты и выводы диссертационного исследования.


  1. Положения, выносимые на защиту




  1. Концепция комплексной оценки эффективности МЦП

Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, направленного на распространение финансовых и управленческих технологий бизнеса и частного сектора на деятельность государственного (муниципального) аппарата, получило широкое распространение в мире. Управленческие технологии, основанные на БОР, стали неотъемлемыми элементами реформирования системы управления общественным сектором в странах ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). Наиболее активно внедрение программно-целевого управления развитием муниципальных образований осуществлялось в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Канаде, Германии и США. При этом бюджетные процессы в Австралии и Новой Зеландии представляют собой наиболее полномасштабный вариант применения программно-целевого метода.

Одним из важнейших элементов реализации БОР является оценка результативности и эффективности МЦП. Основной теоретический фундамент процедур оценки различных программ и проектов был заложен в научных трудах C. Weiss и M. Scriven. Анализ опыта внедрения БОР и реализации МЦП в России и за рубежом, а также изучение ряда работ, посвященных оценке эффективности целевых программ, показал, что существуют две разные модели БОР. В проблемно-ориентированной модели критерием результативности деятельности государственных органов является решение социально-экономических проблем населения, в сервисной модели БОР критерием служит качество предоставления услуг. Российским условиям в наибольшей степени отвечает проблемно-ориентированная модель БОР, учитывающая остроту социально-экономических проблем в РФ. Однако при оценке эффективности МЦП в рамках проблемно-ориентированной модели в отличие от сервисной модели БОР могут возникнуть трудности по причине некорректно заданных целевых показателей.

Таким образом, выбор целевых показателей является ключевым вопросом в задачах оценки МЦП. От правильного выбора показателей в ходе формирования программы во многом зависит успешность оценки эффективности выполняемой муниципальной целевой программы. Для достижения каждого заданного целевого показателя формируются программные мероприятия. Реализация всей совокупности программных мероприятий обеспечивает достижение всех целевых показателей и реализацию целевой программы в целом.

Если целевые показатели имеют разную размерность (стоимостная, натуральная), то эффективность МЦП выражается соответствующей группой показателей. При реализации муниципальной целевой программы в некоторых программных мероприятиях могут быть задействованы не только бюджетные ресурсы, но и привлекаемые внебюджетные средства, которые должны учитываться в затратах. Для выполнения программных мероприятий, имеющих экономическую выгоду, целесообразно привлекать сторонних инвесторов в лице коммерческих хозяйствующих субъектов.

В таблице 1 представлен обзор ключевых показателей эффективности бюджетных расходов при реализации МЦП, которые классифицированы автором на основе представимости их в денежном или натуральном выражении, а также путём косвенной оценки.

Анализ таблицы 1 показывает, что используемые показатели в недостаточной мере учитывают экологическую и социальную составляющие эффективности, а также неопределённости и риски реализации программ.

Имеется два способа учета неопределенности и рисков: вероятностный и нечеткий. Вероятностный способ применяется в том случае, когда параметры экономической системы целесообразно, удобно и возможно представить в виде вероятностей их возникновения, например, если ставится цель оценить риски наступления события. Нечеткий способ используется в том случае, когда прогнозные параметры целесообразно представить в виде возможных диапазонов (когда можно только определить интервалы, в которые могут попасть параметры).

На основе этих подходов по-разному формализуется неопределенность. В теории вероятностей рассматривается статистическая неопределенность (например, вероятность поражения цели равна 0,9). Теория нечетких множеств позволяет работать с лингвистической неопределенностью, например, меткий стрелок. Эти виды неопределенности формализуются с помощью: функций распределения - в теории вероятностей, функций принадлежности - в теории нечетких множеств.

Таблица 1- Классификация методов оценки и ключевых показателей эффективности бюджетных расходов при реализации МЦП



Показатели эффективности результатов в денежном выражении

Методы оценки

Формула расчета показателя эффективности

Метод анализа издержек и выгод – CBA (cost benefit analysis)1

Отношение всех результатов в денежном выражении, получаемых от реализации бюджетных расходов по конкретному целевому направлению программы, к произведенным бюджетным расходам (с учётом приведения к начальному моменту времени):

,

где Bt, БРt – результаты и бюджетные расходы на этапе t реализации МЦП, n – ставка дисконтирования.



Показатели эффективности в натуральном выражении

Анализ издержек и результативности – CEA (cost-effectiveness analysis)2

Отношение полученных результатов (Р), выраженных в некоторых натуральных единицах к расходу бюджетных ресурсов (БР),

.

Анализ издержек и взвешенной результативности – WCEA

(weighted cost- effectiveness analysis)3



Отношение суммы имеющихся результатов (с весовыми коэффициентами издержек ) к произведенным бюджетным расходам (БР):

,

где i – текущий индекс результата/суммирования.



Анализ издержек и полезности – CUA (cost-utility analysis)4

Отношение полученной общественной «полезности» (П) в ходе реализации МЦП, измеренной в условных единицах, к затраченным бюджетным средствам (БР),

.

Методы освоенного объема (Earned Value Technique)5

Оцениваются степень достижения результата и понесенные затраты по сравнению с планом программы в контрольных временных точках. Для этого используется ряд числовых показателей, рассчитываемых в процессе выполнения проекта в этих точках.

Косвенные показатели эффективности бюджетных расходов

Анализ качества жизни населения, связанной с улучшением социальной и экологической ситуации в муниципальных образованиях, объем привлеченных денежных средств

Повышение качества жизни населения по отношению к затраченным бюджетным средствам.

Итак, предложенная автором концепция комплексной оценки эффективности МЦП базируется на следующих методических принципах:



  1. Методической основой оценки эффективности МЦП является программно-ориентированная модель БОР.

  2. Оценка производится на основе комплекса программно-ориентированных целевых показателей МЦП (денежных, натуральных, косвенных).

  3. Целевые показатели, модифицированные в сравнении с таблицей 1, учитывают не только экономические, но и экологические и социальные аспекты эффективности. Расчёт денежных показателей эффективности производится по методу СВА, натуральных – по методам СЕА и WСЕА.

  4. Учет рисков и неопределенности при реализации МЦП осуществляется на основе вероятностного или нечеткого подходов (в зависимости от располагаемых исходных данных).




  1. Экономико-математическая модель оценки эффективности МЦП

Для достижения максимальной результативности МЦП производится выбор группы программных мероприятий, обеспечивающих достижение заданных целей и целевых показателей с максимальным показателем эффективности.

Такой выбор группы программных мероприятий осуществляется на основе следующей оптимизационной модели линейного программирования:

(1)
где k (k = 1, 2) индекс группы показателей, соответствующих денежному либо натуральному выражению показателя эффективности, Nk - число программных мероприятий в группе k.

Решая задачу (1) с использованием соответствующих показателей оценки эффективности (таблица 1), получаем для каждого заданного целевого показателя группы kk множество программных мероприятий – i=1,..,Nk , обеспечивающих максимум целевой функции, представленной в третьем соотношении системы (1) и удовлетворяющих условиям, наложенным в соответствии с требованиями МЦП. Здесь понимается как интенсивность (кратность) использования программных мероприятий, – их показатели эффективности.

Первое соотношение в (1) отображает условие достижения выбранной группой программных мероприятий целевого показателя – k, где есть вклад в достижение этого целевого показателя i-ым программным мероприятием в группе k. Здесь показатели k и могут быть заданы как в стоимостном, так и в натуральном выражении соответственно.

Второе неравенство есть требование по ограничению бюджетных расходов k и внебюджетных средств – k, выделенных на выполнение данного целевого показателя, где – общие затраты на i-е программное мероприятие в группе k

В процессе реализации МЦП могут возникнуть так называемые внешние эффекты (экстерналии), имеющие как положительное, так и отрицательное влияние на её эффективность. Применительно к рассматриваемой задаче это может быть социальная и экологическая составляющие реализуемых программных мероприятий, которые должны быть учтены для корректного расчета показателей эффективности ПЭik. Для каждого i и k (далее в целях простоты записи эти индексы опущены) в соответствии с методом анализа издержек и выгод (таблица 1) модифицированный показатель эффективности с учетом внешних эффектов и экономических рисков запишется в виде:

(2)


где – текущие выгоды, полученные в ходе реализации группы программных мероприятий, включающие экономическую составляющую – , а также составляющие внешнего эффекта (– экологическая и – социальная) предложенные автором, в отличие от вариантов таблицы 1. В данном случае можно интерпретировать как общий денежный поток, генерируемый работающей группой программных мероприятий.

Значение – характеризует вероятность возникновения в момент времени денежного потока – , а – вероятность возникновения денежного потока, связанного с общими затратами (включающими бюджетные и внебюджетные расходы) . Эти вероятности характеризуют риски прогнозной экономической ситуации. При этом текущие выгоды и общие затраты приведены к начальному моменту времени – началу первых затрат, связанных с реализацией программных мероприятий, посредством социальной ставки дисконтирования .

Приведённая формула является авторской модификацией формулы оценки эффективности по методу СВА из таблицы 1 в случае вероятностного подхода для учёта, как экономического риска, так и экономической, экологической и социальной эффективности МЦП.

Расчет показателей эффективности по формуле (2) применяется в том случае, когда параметры программных мероприятий представлены с помощью детерминированных и/или случайных величин. В реальных условиях чаще всего достоверно известны лишь интервалы, в пределах которых могут оказаться значения параметров программных мероприятий. Поэтому для определения показателей эффективности с учетом экономических неопределенностей и рисков в данном случае применяется математический аппарат теории нечеткой логики.

Для описания таких нечетких параметров как целесообразно использовать треугольные нечеткие числа, которые определяются функцией принадлежности – μ(x) (рисунок 1) .

Рисунок 1 – Треугольное число некоторого параметра P


Ордината функции принадлежности a нечеткого числа параметра P определяет уровень принадлежности a, а абсциссы точек пересечения функции принадлежности с уровнем a дают два значения, которые принято называть границами интервала достоверности. Здесь , [] и есть интервалы достоверности нечеткого числа соответственно на нулевом, уровне и единичном уровне функции принадлежности.

Для фиксированного уровня принадлежности  нечеткое число характеризуется интервалом [], обозначаемым далее .

Соответственно, оценка показателя эффективности группы программных мероприятий с учетом экономических неопределенностей и внешних эффектов запишется в виде:

(3)
где , и есть заданные нечеткие представления соответствующих параметров по α-уровням, при этом искомый показатель эффективности – также находится в виде разложения по α-уровню, где 0 ≤ α ≤1.

Такое задание исходных параметров в виде нечетких чисел, по мнению автора, можно интерпретировать как пессимистический и оптимистический сценарии развития экономической ситуации; при этом, чем больше α, тем меньше различие между этими сценариями. В этом случае и оценка эффективности согласно (3) выражается некоторым нечетким числом, определяющим диапазоны, которые соответствуют заданным сценариям, а изменение ее во времени (по этапам выполнения МЦП) – нечеткой функцией.

Для натуральных целевых показателей МЦП используются методы CEA и WCEA (таблица 1). Согласно методу CEA, выражение для расчета показателя эффективности с учетом экономических рисков и неопределенности запишется следующим образом:

(4)

где – промежуточные результаты программных мероприятий t (), – вероятность возникновения этих результатов.

При этом, по мнению автора, в формуле (4) необходимо так же учесть влияние на показатель эффективности внешних эффектов социально-экологического характера. Соответственно, выражение для оценки влияния экологической и социальной составляющих на показатель эффективности имеет вид:

(5)

Таким образом, формулы (1)-(5) определяют экономико-математическую модель оценки эффективности МЦП, которая позволяет учесть как экономические неопределенности и риски, так и внешние эффекты экономического, экологического и социального характера.


  1. Метод реализации сценарных расчётов и информационная база модели

Для реализации экономико-математической модели разработан метод, включающий в себя:



  1. Выбор групп программных мероприятий, осуществляемый на основе уравнений (1) - (5).

  2. Сравнение достигнутых результатов на каждом этапе выполнения программы с заданными промежуточными целевыми показателями и, если необходимо, корректировка состава программных мероприятий.

  3. Оценку внешних эффектов (экстерналий), возникающих в процессе выполнения программных мероприятий.

  4. Оценку рисков и неопределенностей реализации программы на основе вероятностного и нечеткого подходов.

  5. Определение фактической эффективности МЦП на основе выбранных и реализованных программных мероприятий.

Задача по формированию эффективных групп программных мероприятий, удовлетворяющих требованиям пункта 1, решается в ходе формирования МЦП, а также в начале каждого её этапа, что дает возможность выполнить корректировку состава программных мероприятий, если она необходима. Эти группы программных мероприятий должны удовлетворять соотношениям (1).

Корректировка производится на основании сравнения достигнутых результатов на каждом этапе выполнения программы с заданными промежуточными целевыми показателями. Поэтому для решения этой задачи необходимо выполнить задачи пунктов 2 и 3.

Для решения задачи пункта 3 необходимо осуществить оценку внешних эффектов (экстерналий), возникающих в процессе выполнения программных мероприятий. Оценка экологической составляющей в начале каждого этапа МЦП должна осуществляться согласно стандарту ISO 14031, регламентирующему конкретную форму представления информации о результатах управления экологическими аспектами различных проектов и программ в соответствии с Киотским протоколом. При этом индикаторы экологической результативности должны отвечать следующим требованиям и отражать: наиболее значимые экологические проблемы муниципального образования; особенности целевой программы; прямое воздействие МЦП на окружающую среду; соотносимость с экономическими характеристиками.

Существует два основных подхода к оценке социальных и экономических эффектов: 1) по различным методикам, учитывающим влияние этих эффектов на выбранные интегральные макроэкономические индикаторы; 2) экспертным путем.

В работе произведен обзор имеющихся методик, различающихся способами учета этих эффектов. В ряде случаев удается учесть экологический и социальный эффект автономно. Однако большинством методик эти эффекты оцениваются совместно, что обусловлено их взаимозависимостью. Так, экологическую и социальную ситуацию в муниципальном образовании целесообразно характеризовать единым интегральным показателем, характеризующим как качество жизни населения, так и уровень антропогенной нагрузки на территорию.

С помощью таких интегральных показателей осуществляется редукция экономической, экологической и социальной составляющих эффекта МЦП, поскольку не все элементы этого эффекта выражаются в денежных единицах. Например, социальный эффект энергосберегающих мероприятий в части природоохранной составляющей определяется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда, сохранении природных ресурсов. Это может быть лишь частично переведено в денежное измерение (за счёт экономии затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидации потерь продукции за дни болезни). В ряде случаев социальный эффект проявляется косвенно, например, в росте производительности труда в результате улучшения экологической и общественно-политической обстановки в обществе. Однако все эти эффекты с учетом их взаимозависимостей отразятся на интегральной составляющей.

По мнению автора, определение экологической и социальной компоненты внешнего эффекта (экстерналий) по окончанию реализации МЦП может быть осуществлено с помощью методики оценки качества жизни, предложенной С. А. Айвазяном. Согласно этой методике качество жизни измеряется некоторым интегральным индикатором, включающим в себя соответствующие характеристики качества жизни, которые подразделяются на несколько уровней.

Внешний эффект экологической и социальной компоненты МЦП можно соотнести с изменением интегрального индикатора качества жизни населения по отношению к сумме бюджетных и внебюджетных расходов, произведенных в период реализации МЦП. При этом изменение интегральных индикаторов адекватно характеризует внешний эффект целевой программы.

Однако сбор информации для реализации этой методики (как и других методик) является отдельной масштабной задачей, поэтому в работе социальная и экологическая составляющая оценивалась на основе мнений экспертов – специалистов по социально-экологическим вопросам, работающим в администрации, научных, хозяйственных и других организациях муниципального образования.

Реализация сценарных расчётов осуществлялась двумя способами – вероятностным и нечетким. Вероятностный способ применялся в случае, когда прогнозные параметры МЦП представимы в виде вероятностей их возникновения, а нечеткий способ, когда прогнозные параметры представлены в виде возможных диапазонов, в которых они попадают. Тогда и оценка показателя эффективности представляется в виде нечеткого числа.


4. Результаты расчетов и разработка рекомендаций по использованию экономико-математического инструментария
На основе предложенного сценарного подхода были проведены расчёты фактической эффективности энергосберегающих МЦП г. Благовещенска Амурской области, которые осуществлялись в программной среде MATLAB R2007. Временной горизонт расчета соотносился с жизненным циклом изучаемых объектов, составляющим 25 лет; такт моделирования – 5 лет (этап реализации программы).

В рамках вероятностной и нечёткой постановки задачи осуществлялась оценка эффективности следующих энергосберегающих программных мероприятий: модернизация мазутных котельных, замена котлов, автоматизация и диспетчеризация энергетической системы. Вероятность оптимистического сценария задавалась равной 0,7, пессимистического – 0,3; уровень принадлежности для нечёткого подхода α=0 (минимальные знания о развитии ситуации).

В таблице 2 представлены данные из паспорта МЦП – «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в г. Благовещенске на 2010-2014 годы», используемые для расчета показателей эффективности рассматриваемых программных мероприятий по тепловой энергии, а также экономической, экологической и социальной составляющей этих мероприятий.
Таблица 2 - Технико-экономические характеристики энергосберегающих мероприятий по тепловой энергии


Расчетные этапы / годы

2010

2011

2012

2013

2014

Социальная ставка дисконтирования –

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

Значение денежных потоков, возникших вследствие снижения расхода топлива – , тыс. руб.

224,70

1209,96


0

2471,66

227,29


396,918

2246,96

2865,93


763,452

3371,9

5437,82


2438,63

3371,99

0

0



Величина денежных потоков экологи-ческой составляющей – , тыс. руб.

123,58

665,48


0,00

1359,41

125,01


218,31

1235,83

1576,26


419,90

1854,6

2990,80


1341,25

1854,60

0,00


0,00

Величина денежных потоков социальной составляющей – , тыс. руб.

55,61

299,47


0,00

611,74

56,25


98,24

556,12

709,32


188,95

834,57

1345,86


603,56

834,57

0

0



Объем финансирования мероприятия, в тыс. руб. по годам –

1600

18632


0

17600

3500


98,24

16000

44132


188,95

24011

83736


603,56

24011

0,00


0,00


а) б)


Рисунок 2 – Показатели эффективности мероприятия модернизации мазутных котельных ( а) – пессимистический и б) – оптимистический сценарии (ПЭэн , ПЭэк , ПЭсц, ПЭобщ – экономический, экологический, социальный и суммарные показатели эффективности, вероятностный подход)

На рисунке 2 представлены результаты расчетов показателей эффективности по одному из наиболее важных аспектов МЦП – модернизации мазутных котельных, их экономической, экологической и социальной составляющей при развитии пессимистического и оптимистического сценария будущей экономической ситуации.

На рисунке 3 показатель общей эффективности как сумма трех компонент (экономической, экологической и социальной) рассматриваемых мероприятий выделен отдельно и представлен в виде двух графиков для оптимистического и пессимистического сценариев.

Рисунок 3 – Показатели суммарной эффективности (Пэ) мероприятия модернизации мазутных котельных (оптимистический и пессимистический сценарии, вероятностный подход)


Следующая серия расчетов проводилась на основе концепции нечётких множеств.

Результаты расчетов показателей эффективности по всем элементам МЦП (модернизации мазутных котельных, замене котлов, автоматизации и диспетчеризации) с учётом их экономической, экологической и социальной составляющих даны на рисунке 4.

На графиках рисунка 4 ПЭ1сумм и ПЭ2сумм, есть нижнее и верхнее значения общего показателя эффективности на фиксированном уровне принадлежности α. В эту оценку показателя эффективности включается экономическая (ПЭ1экон, ПЭ2экон), экологическая (ПЭ1эклг, ПЭ2эклг) и социальная (ПЭ1соц, ПЭ2соц) составляющие. При этом нижнее и верхнее значения показателей эффективности интерпретируется как пессимистическая и оптимистическая их оценка.

Рисунок 4 – Показатели эффективности всех тепловых программных мероприятий, нечеткий подход


Сопоставление графиков рисунков 2-4 позволяет выявить общую особенность – кривые роста эффективности имеют излом в начале 5-го года. Резкое изменение темпов роста показателей эффективности объяснятся тем, что в этот момент происходит завершение МЦП, а в начале 6-го года энергосберегающие мероприятия выходят на номинальную мощность в соответствии с паспортом программы. При этом существенно снижаются расходы, которые после 5-го года необходимы лишь для поддержания в работоспособном состоянии модернизированного оборудования.

Графики изменения показателей эффективности на рисунках 2-4 показывают, что расхождение между оптимистической и пессимистической величинами этих показателей для одинаковых моментов возрастают во времени, поскольку с течением времени возрастают риски и экономическая неопределенность.

Опережающие темпы роста экологической и социальной составляющих по сравнению с экономической сразу же после выхода мероприятий на номинальную мощность (после 5-го года), а затем тенденция их снижения с течением времени определялись исходным предположением о том, что экологические требования в соответствии с требованиями Киотским протоколом и Балийскими соглашениями будут неуклонно возрастать.

Опыт практических расчетов с использованием предложенного экономико-математического инструментария позволяет рекомендовать следующее:



  • вероятностный подход целесообразно использовать для задач финансирования различных мероприятий МЦП. Поскольку разнообразные задачи финансирования в рамках муниципальных образований являются достаточно регулярными и имеется своего рода «архив» принятых решений, то возникает возможность экспертного задания вероятностей различных вариантов выделения финансовых ресурсов; при этом спектр рассматриваемых вариантов может быть достаточно широк;

  • нечёткий подход может быть использован в тех случаях, когда: 1) не имеется достаточной информационной базы для принятия решений о вероятности наступления того или иного события (например, при несопоставимости событий в стационарных и кризисных условиях); 2) рассматриваются только два варианта развития ситуации, соответствующие границам интервала достоверности и трактуемые как пессимистический и оптимистический прогнозы; 3) можно указать конкретные величины ущерба (прибыли) при реализации пессимистического или оптимистического прогнозов.




  1. Основные выводы и результаты исследований




  1. Проведен анализ методов измерения и оценки качества МЦП, который показал, что полезность программных мероприятий должна оцениваться с учетом экономических рисков и возникающих внешних эффектов – экстерналий социально-экологического характера. При этом применение процедур выбора эффективных групп мероприятий в процессе реализации МЦП дает возможность реализовать ее с максимальной пользой для муниципального образования.

  2. Разработана концепция и алгоритм оценки эффективности МЦП, предполагающие комплексный учет экономических, экологических и социальных эффектов на базе модификации классического метода анализа издержек и выгод, а также использование методов теории вероятности и теории нечетких множеств для отображения рисков и неопределенностей, возникающих в ходе реализации МЦП.

  3. Разработана экономико-математическая модель оценки эффективности МЦП, которая может использоваться как в исследовательских целях при анализе влияния на результативность МЦП внешних параметров (экономических, экологических и социальных условий) и внутренних параметров, характеризующих программные мероприятия, так и на практике в целях успешной корректировки МЦП в процессе ее выполнения. Данная модель имеет открытую архитектуру и может совершенствоваться в сторону наращивания функций для оценки эффективности масштабных комплексных экономических, экологических и социальных проектов и программ.

  4. Разработана программа реализации экономико-математической модели оценки эффективности МЦП в среде MATLAB R2007. Проведены расчеты эффективности энергосберегающих МЦП
    г. Благовещенска.

  5. Предложены практические рекомендации для администрации г. Благовещенска по использованию экономико-математической модели при оценке эффективности МЦП как на этапе планирования, так и в процессе реализации ранее принятых программ.



  1. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


В изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:


  1. Орлов, В.А. Оценка эффективности бюджетных расходов в процессе реализации муниципальных целевых программ / В.А. Орлов // Бизнес в законе. – 2011. – № 5. – с. 234-237. – 0,6 п.л.

  2. Орлов, В.А. Анализ, средства и оценка эффективности реализации муниципальных целевых программ / В.А. Орлов // Бизнес в законе. – 2011. – № 6. – с. 317-320. – 0,6 п.л.

  3. Орлов, В.А. Комплексные методики оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ / В.А. Орлов // «Научное обозрение». – 2012. – № 4. – с. 449-456. – 0,6 п.л.


Научные статьи в других периодических изданиях:


  1. Орлов, В.А. Концепция и экономико-математическая модель комплексной оценки эффективности МЦП на этапе планирования и реализации / В.А. Орлов // Сборник научных трудов VIII Международной научной конференции «Теория и практика современной науки» НИИЦ «Институт Стратегических Исследований» (Москва, декабрь 2012). – 0,6 п.л.

  2. Орлов, В.А. Экономико-математическая модель оценки эффективности муниципальных целевых программ [Электронный ресурс] / В.А. Орлов // Электронное периодическое издание «Экономика и социум». – 2012. – №5. – Режим доступа: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__5_2012_g_/ – 0,7 п.л.




1 - Guide to Cost-Benefit Analysis of Major Projects. Evaluation Unit, DG Regional Policy, European Commission, 2008.

2Tengs TO, Adams ME, Pliskin JS, et al (June 1995). "Five-hundred life-saving interventions and their cost-effectiveness". Risk Anal. 15 (3): 369–90.

3 Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. – 2007.

4 Public Law 111 – 148 – Patient Protection and Affordable Care Act". Retrieved 24 July 2011.

5 Квентин В. Флеминг и Джоул М. Коппелман. Методика освоенного объема в управлении проектами.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал