Ьный сбор тбо в России – миссия выполнима Обоснование необходимости и требования к схемам раздельного сбора бытовых отходов. И. Бабанин «Гринпис России»



Скачать 88.73 Kb.
Дата30.04.2016
Размер88.73 Kb.
Раздельный сбор ТБО в России – миссия выполнима

Обоснование необходимости и требования к схемам раздельного сбора бытовых отходов.


И. Бабанин «Гринпис России», Санкт-Петербург.

Фото: И. Бабанин, В. Кантор, «Гринпис России».


Переработка в товарную продукцию – наиболее привлекательный вид обращения с ТБО1, поскольку его экологический эффект заключается как в снижении заполняемости полигонов, так и в снижении потребностей в первичных природных ресурсах.

В настоящее время мощности по переработке отдельных компонентов ТБО существуют во многих городах стран бывшего СССР. Все чаще возникает проблема снабжения существующих производственных мощностей сырьем.

60-80% морфологического состава ТБО представляют собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35-45%) или компостирования (25-35%). Однако сортировка предварительно смешанных и перевезенных в едином мусоровозе ТБО, позволяет извлечь из их состава не более 11-15% вторичных ресурсов. При этом оказывается практически невозможным использовать биоразлагаемые (органические) отходы.

Следовательно, организация раздельного сбора ТБО непосредственно в местах их образования является неизбежным условием для их глубокой переработки. Важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного сбора ТБО является вовлечение и участие населения.

Для муниципальных властей основным преимуществом раздельного сбора является снижение объемов захоронения отходов на полигонах при сравнительно небольших затратах по отношению к методам переработки (сортировки) смешанных отходов или их сжигания2. Для федеральных властей и страны в целом эффект выражается, кроме того, в снижении потребностей в первичных природных ресурсах и созданию новых рабочих мест.

Благодаря эксперименту, проводившемуся Гринпис России и ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» в 2003 – 2005 годах удалось убедить руководство Санкт-Петербурга в технической возможности и экономической целесообразности широкомасштабного внедрения раздельного сбора ТБО в Санкт-Петербурге. За это время был сформирован обширный как позитивный, так и негативный опыт, которым хотелось бы поделиться в данной статье.




Гринпис России предоставляет бесплатные консультации по вопросам раздельного сбора отходов. Т. (812) 3521022; e-mail: babanin@greenpeace.org.ru

Главной целью раздельного сбора является разделение всего объема ТБО на три основных потока:



    1. «сухие» вторичные ресурсы, пригодные для промышленной переработки (пластмассы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль) составляющие 35-45% от общей массы;

    2. «влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (кухонные, пищевые, садовые отходы, а также влажные и загрязненные отходы бумаги) - 25-35%;

    3. прочие, наперерабатываемые отходы или «хвосты». К ним в каждом конкретном случае могут быть отнесены и отходы, потенциально перерабатываемые но экономически обоснованные технологии переработки в данном регионе для которых отсутствуют - например одноразовые подгузники или композитные упаковки.

Для каждого потока предусмотрены свои методы дальнейшей переработки (утилизации). Так, «сухие» вторичные ресурсы должны направляться на мусоросортировочные комплексы (МСК): раздельный сбор ТБО не исключает последующей промышленной сортировки вторсырья по видам, категориям и сортам, а также очистки их от некоторой доли «хвостов», которые неминуемо будут их сопровождать. Отделение «сухих» вторичных ресурсов от «влажных» и «хвостов» позволяет, однако, предотвратить загрязнение основной доли вторсырья, в несколько раз повысить экономическую эффективность раздельного сбора и улучшить санитарные условия работающих.

«влажные» биоразлагаемые отходы компостируются на заводах или полевым методом;

«хвосты» направляются на полигон, возможно с предварительным прессованием.

С экономической и организационной точек зрения, отделение потока «сухих» вторичных ресурсов значительно проще чем «влажных». Во-первых, при изначально небольшом уровне участия населения в раздельном сборе заполнение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго, до одной недели. Однако столь редкий вывоз не ухудшит санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фракций подверженых гниению в этих контейнерах минимальна. Во-вторых, эти вторичные ресурсы имеют значительную рыночную стоимость, а значит часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирована их реализацией.

В Санкт-Петербурге сейчас внедряется программа по сбору именно этого потока. Отделение потока «влажных» отходов оставлено на перспективу, когда утвердится сам принцип раздельного сбора.

Планирование внедрения раздельного сбора в конкретном регионе следует начинать «от конца к началу технологической цепи»:



    • прежде всего необходимо определиться с наличием доступных рынков сбыта каждого вида вторичных ресурсов (макулатуры, стеклобоя, металлов, пластмасс по видам);

    • затем надо организовать место сортировки и предпродажной подготовки вторичного сырья – конвейерного мусоросортировочного комплекса (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов. До начала раздельного сбора, МСК можно временно загрузить сортировкой обычных, смешанных ТБО;

    • только после этого имеет смысл начинать установку спецконтейнеров в домовладениях.

На начальном этапе между участниками проекта велись оживленные дискуссии о том, по какому количеству фракций разделять поток «сухих» вторичных ресурсов на контейнерной площадке. «Технологи» говорили о достаточности «единого контейнера для вторсырья», которое будет впоследствии разделяться на МСК. «Пиарщики», напротив, считали что для лучшего понимания населением необходимо четыре разноцветных контейнера, по видам материалов: для пластмасс, стекла, металла и макулатуры. Методом «проб и ошибок» остановились на двух контейнерах: один - для бумаги, другой - для пластмасс – стекла – металла (рис. 1).

Рис. 1. Контейнеры для раздельного сбора ТБО в Санкт-Петербурге


Ключевым вопросом жизнеспособности раздельного сбора является поддержка его населением на начальном этапе. Результаты эксперимента показали, что до 25% граждан готовы участвованть в сортировке ТБО сразу, как только будут установлены специальные контейнеры. Естественно, параллельно с их установкой необходимо обеспечить хотя-бы минимальнное информирование, например через вывешивание плакатов, банеров или распространение листовок. Участие этой группы людей – «агентов перемен» - позволяет уже на начальном этапе подвергать раздельному сбору 6-10% от общей массы отходов, что сразу обеспечивает положительный экономический эффект. Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается ориентировочно в 75%. Но «освоение» этого потенциала возможно только постепеннное, через длительную информационную и воспитательную работу, начиная со школ и детских садов.

Очень мешает раздельному сбору «несознательная» часть граждан, в принципе не желающая задумываться о том куда девать мусор, или читать надписи на контейнерах. Их доля также составляет около 25%. Если оставить контейнеры открытыми, они очень быстро будут заполнены обычным смешанным мусором. Поэтому контейнеры для раздельного сбора должны выполняться закрытыми, и оборудованы «приемными щелями», в которые не проходит пакет со смешанными отходами. (см. рис. 1). Не следует предусматривать какие-либо запоры на крышках контейнеров «от бомжей» - это приводит к актам вандализма. Наоборот, этих людей, в данном случае, следует рассматривать как партнеров, снижающих объем отходов. Главное, чтобы крышка автоматически закрывалась.

Недостатком предложенной конструкции является невозможность сбора в контейнер больших картонных коробок, которые, однако, можно складировать рядом с контейнером для бумаги. Такая схема принята во многих городах Европы и Северной Америки (Амстердам, Торонто и др.).

Успешность развития раздельного сбора, безусловно, определяется качеством информационно – разъяснительной работы. В то же время, хорошо организованный процесс: красивые баки и контейнерная площадка, своевременный вывоз, правильная установка контейнеров сами по себе являются мощным стимулятором для участия населения. И наоборот, огромный негативный эффект несет вывоз раздельно собранных ТБО совместно с обычным мусором, или контейнеры, поставленные приемной щелью к стене. Таким образом, в первую очередь информационно – разъяснительная работа должна производиться в среде дворников, домоуправов и водителей мусоровозов.

Безусловно, информация о переходе на раздельный сбор должна быть доступна для граждан на всех этапах, однако на первых порах достаточно локальной информации в местах установки контейнеров (листовки, плакаты, банеры) - рис. 2. По мере распространения раздельного сбора на весь город необходимо переходить к широкомасштабным рекламным акциям через СМИ и наружную рекламу. В принципе, рекламная кампания по раздельному сбору отходов мало отличается от методик маркетинговых коммуникаций компаний-производителей. Там продают товар за деньги, здесь же - решение проблемы за усилия. Главное для муниципальных властей – не забывать ежегодно выделять средства на рекламные мероприятия. Можно также задействовать положенные администрации квоты социальной рекламы.

Рис. 2. Информационный плакат для размещения в подъездах домов и на контейнерных площадках.


Основная проблема, с которой пришлось столкнуться в Санкт-Петербурге – это не отсутствие поддержки людей, а нежелание мелких чиновников и обслуживающих организаций всех мастей «усложнять себе жизнь». Ведь переход на раздельный сбор – это не только установка цветастых контейнеров, но пересмотр и усложнение структуры, тарифной и информационной политики связанной с обращением с отходами на всех этапах – от сбора до изготовления конечной продукции. Недаром за рубежом весь этот процесс обозначается термином «recycling» или «замыкание круга». Переход на новую систему «усложняет жизнь» организациям, обслуживающие жилфонд, транспортным компаниям, и жителям, а выгоды получает муниципальный бюджет из-за снижения затрат на обслуживание и строительство полигонов. Не стоит «вешать» все расходы по раздельному сбору на эксплуатирующие орагнизации, расчитывая что весь процесс раздельного вывоза, сортировки и агитации окупится за счет реализации вторсырья. Между тем, грамотная схема взаимодействия между муниципальной администрацией и коммерческими предприятиями приведет к снижению издержек как тех, так и других3.
В процессе внедрения раздельного сбора важно не упустить момент, когда он должен быть «легализован» нормативным актом муниципального образования. Правовую основу для его принятия создает статья 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления». В правовом акте целесообразно, как обычно, сочетать методы «кнута и пряника», например:

  • введение норм – заданий по районам, обслуживающим организациям и поселению в целом по доле отходов, которые должны быть собраны раздельно и направлены на переработку с их ежегодным повышением (например 10% - в текущем году, 20 – в следующем и т.д.).;

  • компенсация издержек обслуживающих организаций, связанных с раздельным сбором, из бюджетных средств, сэкономленных за счет снижения объемов захоронения. Причем, расчеты должны производиться не только исходя из снижения объемов, направленных на захоронение (это достигается простым утаптыванием), а также и по массе вторичных ресурсов, реализованных потребителям.

  • ежегодное выделение бюджетных средств на работу по информированию населения.

К сожалению, раздельный сбор до сих пор существует в Санкт-Петербурге «на птичьих правах». Перевозчики вывозят раздельно собранные вторичные ресурсы за свой счет, что приводит к убыткам. В связи с этим, они не спешат выставлять все закупленные контейнеры – держат лишь некоторое количество «для пиара». Информационная работа также почти не ведется, причем часто не только жители, но и дворники не знают о назначении цветных бачков, в одно прекрасное утро появившихся на вверенной им площадке. В результате, наряду с нормально обустроенными площадками, в городе немало и таких, как представлено на рис. (рис. 3).



Рис. 3. Пример плохой организации раздельного сбора отходов работниками ЖКХ


Действия властей по организации раздельного сбора пока свелись только к закупке 4400 специальных контейнеров. Власти города еще не осознали необходимость изменения правового поля. Но главное можно уже считать установленным: раздельный сбор в России возможен. Для его запуска необходимо лишь одно условие: наличие среди управленцев региона хотя бы одного, заинтересованного в решении проблемы не по долгу службы, а по внутренним убеждениям.


1 Здесь и далее речь идет о ТБО в их классическом понимании, т.е. без включения в их состав крупногабаритных материалов (КГМ), опасных, строительных, медицинских и других отходов, которые теоретически должны собираться по специальным программам, но на практике обычно подмешиваются к ТБО.


2 Потенциальный экономический эффект от раздельного сбора отходов рассмотрен в статьях, опубликованных октябрьском и ноябрьском номерах «ТБО» за 2006 г.


3 см. статью «Оценка эффективности раздельного сбора отходов». ТБО, № 10, 2006г.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал