«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»



Скачать 77.47 Kb.
Дата27.04.2016
Размер77.47 Kb.
«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Ананьева Любовь Николаевна

воспитатель

Дети – это наше будущее. Какое оно будет – во многом зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ зависит все духовное и материальное благосостояние общества. Каков человек такова и его деятельность, таков и мир, который он создает.

Что характеризует человека и общество? - его культура. Культура человека – отражение его внутреннего мира. Многие современные проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, невежественной, разрушительной деятельностью человека.

Поэтому считаю одной из главных задач педагогов дошкольного образования: формировать всесторонне развитую личность, способную жить в гармонии с окружающим миром, познавая красоту природы. Через красоту – к человечности. «Красота спасет мир».

Осваивая экологические знания, ребенок приобретает потребность в бережном отношении к природе, совершенствует свою нравственную воспитанность.

Для воспитания экологической грамотности дошкольника необходимо продуманное, системное знакомство с миром природы, формирование понимания того, что все объекты природы составляют единую систему, а человек рассматривается как биологический объект этой природы.

Проработав много лет в детском саду, я знаю, как остро стоит проблема культурно-экологического воспитания дошкольников и их родителей. Я сама люблю и восхищаюсь красотами, многообразием природы, богатством растительного и животного мира и пытаюсь в своей работе передать частицу своей любви и знаний своим воспитанникам. Поэтому в последние годы я веду активную работу по формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям окружающего мира.

Наши дети живут и развиваются в условиях, когда жизнь вокруг меняется очень быстро, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, использовать эти знания, мыслить самостоятельно и творчески. Задача взрослых - помочь им в этом.

Старший дошкольный возраст – это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, ребенок глубже осознает связь между различными явлениями и предметами окружающего мира. Таким образом, у дошкольников формируется база для развития представлений о мире в целом, свое отношение к этому миру, в котором он живет. В этом возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, развиваются познавательные потребности, которые реализуются через поисково-исследовательскую деятельность. Поисково-познавательная деятельность развивает продуктивные формы мышления, создает условия для самостоятельных ответов. Педагогу надо лишь указать направление (может и не одно), не навязывая ему знаний, суждений, выводов из своего жизненного опыта.

Наблюдая за детьми, приходишь к выводу, что они очень любят самостоятельно производит действия с различными объектами, которые его окружают – экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. а экспериментирование, как никакой другой метод познания, соответствует этим возрастным особенностям.

Экспериментирование очень тесно связаны с развитием речи, это прослеживается на всех этапах эксперимента: формировании цели, во время обсуждения по ходу опыта, при подведении итогов. Умение четко выразить свою мысль, достаточно развитая речь облегчают проведение опыта и пополнение знаний. Развитие словаря ребенка должно опираться на познавательную деятельность. Без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. «Если знанья есть – то слову честь».

Совместная деятельность детей при проведении экспериментов стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Понимая, какую значительную роль играет поисково-исследовательская деятельность в развитии познавательной активности ребенка, я выбрала одним из направлений решения проблемы экологического воспитания дошкольников детское экспериментирование.

Работу спланировала от простого к сложному, опираясь на формирование естественно-научных и экологических понятий у дошкольников старшей и подготовительной группы, составила перспективный план на два учебных года, разработала систему экспериментов. Оформила картотеку опытов и экспериментов.

Работу провожу в форме игр-экспериментов по блокам: «Неживая природа» (вода, воздух, глина, песок, камни, свет, магнетизм, притяжение), «Живая природа» (растения, животные, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, природные зоны, эволюция), «Человек и природа».

В группе организовала центр по развитию познавательно-исследовательской деятельности, направленный на возможность развивать детское экспериментирование, поощрять действия по преобразованию объектов.

Для проведения работы по экспериментированию я ознакомила детей с правилами во время экспериментов. На занятиях должна быть спокойная обстановка, дети должны выполнять все правила пользования оборудованием. Старюсь всегда поддерживать инициативу ребенка, поощряю самостоятельность.

В поисково-исследовательской деятельности использую разные игры: словесные, подвижные, игры-диалоги, игры-имитации, что обогащает и разнообразит деятельность детей, развивает речь, активизирует словарь детей.

Игры-экспериментирования провожу с использованием разных героев сказок, для этого в центре экспериментирования имеется набор масок-шапочек для создания выбранных детьми сказочных образов.

Наличие центра экспериментирования позволяет мне работать с небольшими группами (4-6 человек), что дает детям большую свободу действий, расширяет простор для творческой деятельности.

Совместную экспериментальную деятельность провожу один раз в две недели по 30 минут. Дети при желании могут в свободное время самостоятельно повторить знакомые опыты.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Для того, чтобы работа с дошкольниками увлекала их, необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких технологий является проектный метод, который основан на доверии к природе ребенка, опирается на его поисковое поведение.

Итогом моей работы с детьми по формированию экологических представлений стал проект «Уроки Сибирячка».

Вид проекта: долгосрочный, творческий, групповой.

Цель проектной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:


  • Формировать у детей представления о единстве окружающего мира.

  • Расширять представления детей о природе, природных явлениях через экспериментирование.

  • Развивать у детей умение соблюдать определенные правила, использовать специальные приборы в процессе экспериментирования.

  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,

обобщение.

  • Воспитывать любовь к природе.

Данный проект позволил объединить детей, их родителей и педагогов группы. В результате реализации проекта дети научились видеть и выделять проблему, ставить цель, анализировать, выделять существенные признаки, выявлять связи, высказывать свои предположения, выбирать материал для самостоятельной деятельности и делать соответствующие выводы.

Я надеюсь, что мои воспитанники, обретя все эти умения, смогут самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них, будут любить и беречь природу, понимая, как много зависит от выбранного ими решения.



Литература:

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М: ТЦ Сфера, 2004.

  2. Куликовская И.Э.,Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М: Педагогическое общество России, 2005.

  3. Тугушева Г.П,.Чистякова А.Е Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2004.





Центр гражданско-правового образования «Восхождение»

г. Казань, ул. Актайская, д. 5. Тел.: (843)278-60-41; 533-10-12. Email: pravo48@list.ru

Web: www.pravo48.narod.ru

Диплом

Настоящим удостоверяется, что педагог

МБДОУ г.Иркутска детский сад комбинированного вида № 108



Ананьева Любовь Николаевна

принял(а) участие в Четвертой Всероссийской педагогической конференции

«Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности»,

организованной Центром гражданско-правового образования «Восхождение»



Тема выступления педагога:

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
логотип-центра

печать-центра


г. Казань

15 января 2013 г.

Руководитель Центра гражданско-правового

образования «Восхождение» Аминов А.М.


подпись-аминов_синяя


Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не мо­жем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные… Из всех же знаний, нужных человеку, самое важное знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы де­лать как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал