Формирование экологического сознания дизайнера в формате образования для устойчивого развития



Скачать 91.53 Kb.
Дата27.04.2016
Размер91.53 Kb.
Личманюк Н.Н.

lichmanuk@mail.ru

ВГУЭС, Россия



ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДИЗАЙНЕРА В ФОРМАТЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Абстракт – Исследование посвящено проблеме формирования профессионального экологического сознания студентов-дизайнеров и архитекторов. Под экологическим сознанием обычно понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Образование для устойчивого развития (ОУР) связано с освоением новых смыслов совместного развития человека, общества и природы, подходов к выявлению и решению проблем окружающей среды на уровне понимания, изменения образа жизни и стиля профессиональной деятельности.
Ключевые слова: экология; психология; дизайн среды; комфортная среда; интерьер; профессиональное экологическое сознание; образование для устойчивого развития.
1. Современное антропоцентрическое экологическое сознание. Начало XXIв. связано с острыми проблемами сохранения экологического равновесия в мире и требует экологизации сознания и всей жизни современного человека. Фактически все крупные мыслители в области теории и философии образования считают, что образование на пороге третьего тысячелетия находится на коренном переломе стратегии своего развития, или, говоря языком синергетики, подошло к точке бифуркации. Будучи одним из самых масштабных социальных механизмов функционирования общества, образование должно таким образом изменить содержание и форму развития, чтобы обеспечить выживание цивилизации. И в этом кардинальное отличие моделей образования III-его тысячелетия, которые пока создаются в основном концептуально.

Образование, как оно формировалось в XX веке, так и в предыдущие столетия, как правило, связывалось с передачей знаний, умений, навыков, опыта, культуры от одного поколения к последующим, при этом передаваемая информация способствовала как сохранению, так и прогрессу цивилизации. Но во второй половине XX века, и особенно на рубеже второго и третьего тысячелетий стало понятно, что далеко не вся информация, передаваемая в том числе и по "образовательному каналу", способствует выживанию и прогрессу человечества.

Возникший и обострившийся комплекс глобальных проблем свидетельствовал о мировом кризисе цивилизации по всем основным направлениям - экономическому, социальному, демографическому и экологическому. Видные ученые-экологи предупреждали о грозящей в середине века социально-экологической катастрофе, могущей привести к потере устойчивости биосферы.[1] _______________________

1. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. 2000. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы. Информационно-аналитический портал "Наследие".

Под экологическим сознанием обычно понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое сознание, преобладающее в современной культуре, является по своей сути антропоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности:

1. иерархическая картина мира: на вершине пирамиды стоит че­ловек;

2. утверждение человека как высшей ценности: человек самоце­нен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку;

3. прагматический характер взаимодействия человека с приро­дой: сущность его выражается словом «использование» - природа воспринимается только как объект человеческих ма­нипуляций, как обезличенная "окружающая среда".[2]

Э. Тоффлер именует современное образование "бездумным пережитком прошлого, так как оно не основано на каком-либо видении будущего, понимании, какие знания и навыки потребуются, чтобы человек мог выжить в эпицентре изменений. Основоположник футурологии О.Флехтхайм, говоря о курсах обучения тем или иным наукам в вузах, замечал, что все они заканчиваются годом, когда их преподают. Будущее, как бы изгнанное из класса, изгоняется и из сознания обучающегося. Речь идет об образовании, способном оперировать с альтернативными образами будущего и об установлении природы познавательных и эмоциональных умений и знаний, которые потребуются людям завтрашнего дня для того, чтобы адаптироваться к быстро приближающемуся будущему. С этой точки зрения ничто не должно быть включено в учебный план, если оно не оправдано с точки зрения будущего.

2. «Образование для устойчивого развития» (ОУР). В развитии образования в области устойчивого развития можно выделить несколько тенденций: первая – отождествление его с экологическим образованием; вторая тенденция – в основном, информирование обучающихся об основных идеях устойчивого развития («образование об устойчивом развитии»); третья тенденция – «образование для устойчивого развития» (ОУР) связана с освоением новых смыслов совместного развития человека, общества и природы, подходов к выявлению и решению проблем окружающей среды на уровне понимания, изменения образа жизни и стиля профессиональной деятельности.

В докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» на второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) был принят ряд важных документов, в том числе «Повестка 21» – план действий по реализации концепции устойчивого развития, основанный на следующих положениях:

- главное противоречие современного развития – несоответствие между растущими потребностями человечества и возможностями окружающей среды;

- ключевой вопрос – как жить, чтобы сохранить этот мир для настоящих и будущих поколений?

- цель устойчивого развития – выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого в отдельности;

- образ действий – целостный межсекторальный подход к решению экологических, экономических, политических, социальных, культурных проблем;

______________________

2. Деряб С.Д., Ясвин В.А. 1996. Экологическая педагогика и психология. Феникс, Ростов-на-Дону.

- международное сотрудничество; широкое участие различных слоев населения и неправительственных организаций в процессе принятия решений;

- увеличение временного и пространственного горизонта видения проблемы при ее решении.[3]



3. Стратегия МСА «Устойчивость по проекту». «В 1980-е годы экологические проблемы среды фокусировались на энергетике и технических решениях. Теперь мы знаем, что одни только технологии не могут решить наших проблем, мы должны выработать всеобъемлющий, холистический подход, чтобы добиться устойчивости среды и высокого качества жизни для всех. Архитектура должна повсюду применять целостный подход и комплексные методы, начиная от сооружений небольшого масштаба и вплоть до возведения городов и регионального планирования, никогда не забывая, что здания, городские ландшафты, природная среда и инфраструктура – все это существенные элементы в процессе непрерывного творения архитекторами устойчивого будущего» - на Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене МСА объявил о своей новой стратегии «Устойчивость по проекту», которая должна привести к выработке и принятию на Всемирном конгрессе и Генеральной ассамблее МСА в Токио в 2011 г. новой программы практических действий. МСА декларирует, что будет трудиться, для того, чтобы:

1. потребовать углубления и повышения качества образования и практического обучения по теме «Устойчивость по проекту» в рамках существующих программ обучения и непрерывного профессионального развития в соответствии с «Хартией ЮНЕСКО-МСА по архитектурному образованию;

2. служить целям развития, сформулированным ООН на рубеже тысячелетия, и использовать мудрость, накопленную прошлым, ради улучшения качества жизни всего мирового сообщества в будущем, придерживаясь принципов устойчивого развития, но, в то же время, оставаясь открытыми для новых идей».

4. Периоды экологического образования Японии. Отличие японского экоцентрического подхода от западных экомоделей в закреплении достигнутой гармонии с природой, в более полном осознании и понимании людьми своей природной сути.

В истории послевоенной Японии четко прослеживаются три периода, в течение

которых экологическое образование в вузах претерпевало значительные изменения, тесно связанные с изменением направлений социально-экономического развития страны и с изменением отношения к природе. Стадия консервации (1947 — конец 50-х годов; стадия индустриализации (начало 60-х —

середина 70-х годов. Стадия сбалансированного развития (с середины 70-х годов по настоящее время): политика экологизации производства потребовала квалифицированных кадров, повышения общего уровня экологической культуры населения. Процессы экологизации образования были закреплены коренным пересмотром программ средней и высшей школы - экологическое образование должно показывать, как человеческая деятельность изменяет окружающую среду, как человек должен приспосабливаться к этим изменениям - в экологическом образовании главными становятся взаимоотношения человека и природы.

Учебные цели экологического образования в Японии можно свести к следующим пунктам:

_______________________

3. Ермаков Д. С. 2010. Об источниках содержания образования. НПЦ, «Экологическая модернизация России», М.



  • помочь учащимся осознать реальность ущерба окружающей среде, исходя из объективных фактов; понять важность нормального функционирования системы «природа - общество»; помочь понять высшие ценности человеческой личности, которые включают и такое качество, как глубокое уважение к окружающей среде и природе;

  • помочь понять ценность жизни и здоровья, а через это разбудить в сознании учащихся естественное глубокое уважение к жизни, т. е. к социально насыщенному существованию человека; помочь понять прикладной характер проблем загрязнения окружающей среды в современном обществе, уяснить их связь с модернизацией Японии.[4]

5. Российский подход к проблеме экологизации образования. В настоящее время в России в системе высшего образования отсутствует концептуально и содержательно выстроенная система экологического образования, отвечающая требованиям формата профессионального образования для устойчивого развития. Как правило, программы по экологии строятся в логике традиционного обучения. При этом чаще всего не используют психологические особенности формирования экологического сознания, а в качестве исходной основы и такие необходимые для формирования экологического сознания учащегося психодидактические действия, как диагностика и тренинг экологического сознания. Диагностика типа экологического сознания строится по следующим параметрам, представляющим выражение субъективного отношения личности к природным объектам в таких сферах психики, как:

  • эмоциональная (эмпатия, симпатия, антипатия) - восприятие природы как объекта эстетики, этики, жизни;

  • познавательная - природа как объект познания и как условие обитания;

  • поведенческая: практическая - природа как объект и субъект действия; поступочная - отношение к природе выступает в качестве субъективного средства нравственного самоопределения и самоутверждения.[2]

Российский подход к проблеме экологизации городской среды, современных типов жилища и собственно искусства экологизации жизни человека с учетом и японского, и американского, и западно-европейского опыта может проявиться в гуманизации профессиональной деятельности архитектора, дизайнера и экопсихологическом подходе к решению современного городского пространства с учетом биологических, психологических, социальных связей человека и окружающей среды. Ведущим здесь становится «восточный», холистический принцип единства малого и большого, небесного и земного, того, что мы находим в японской культуре как проявления природоцентрического типа сознания и «антропокосмизма».
Заключение. Обучение дизайнеров и архитекторов для устойчивого развития призвано сформировать новый взгляд на среду обитания сквозь призму взаимосвязей между природой, экономикой и культурой, а также обеспечить понимание, что эти взаимосвязи существуют на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Исходя из этого, основные специфические особенности ОУР включают:

______________________

4. Goldman H. Sustainability education. Teaching sustainability in every classroom. – Truckee: TCSF, 1999.

2. Деряб С.Д., Ясвин В.А. 1996. Экологическая педагогика и психология. Феникс, Ростов-на-Дону.

- освоение методов, инструментов, с помощью которых обучающиеся и преподаватели могут добиваться положительных изменений в состоянии окружающей среды;

- возможность для дизайнеров учиться, делая, - решая проблемы, критически анализируя разнообразные точки зрения;

- методика обучения через обсуждение и диалог, выявление и согласование

разнообразных интересов, разностороннюю оценку спорных тем и принятие сложных решений.[4]

Базой  изменений в образовании должно быть экологическое сознание – зрелая позиция, совмещающая в себе все аспекты личности – волевые, когнитивные, эмоциональные, ценностные, поведенческие и др. Российская нацеленность на глобальные категории и желание сформировать «экочеловека» на данном этапе находится в определенной оппозиции с реалиями окружающего мира. Залогом успеха является соединение стратегий, совмещающих в себе как обращение к поведению человека в реальном мире, так и формирование глубоко прочувствованных отношений с окружающей средой.
Список использованных источников и литературы
1.Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. 2000. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы. Информационно-аналитический портал "Наследие" (дата обращения: 30.10.2010).

2.Деряб С.Д., Ясвин В.А. 1996. Экологическая педагогика и психология. Феникс, Ростов-на-Дону.

3.Ермаков Д.С.2010. Об источниках содержания образования. НПЦ, «Экологическая модернизация России», М.

4. Goldman H. Sustainability education. Teaching sustainability in every classroom. – Truckee: TCSF, 1999.


FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS DESIGNER FORMAT OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT.
Lichmanyuk N.N.

lichmanuk@mail.ru
VSUES, Russia

The Abstract: Research is devoted to the problem of forming a professional environmental consciousness of students, designers and architects. Under the environmental consciousness usually means a series of ecological and environmental concepts, ideological positions and attitudes toward nature, strategies, practical activities aimed at natural sites. Education for Sustainable Development (ESD) is associated with the development of new meanings joint development of human society and nature, approaches to identifying and solving environmental problems at the level of understanding, lifestyle changes and the style of professional work.

Key words: ecology, psychology, environmental design, comfortable environment, interior, professional environmental awareness, education for sustainable development.

______________________



4.Goldman H. Sustainability education. Teaching sustainability in every classroom.–Truckee:TCSF,1999.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал