Главный враг леса пожар



Скачать 93.68 Kb.
Дата01.05.2016
Размер93.68 Kb.
ТипКлассный час

Экологическое воспитание учащихся.

МБОУ «Краснокутская основная общеобразовательная школа»

Борисовского района Белгородской области




Классный час на тему:

«Главный враг леса — пожар».

Культура поведения в природе

подготовила:

Черкашина Татьяна Федоровна,

учитель биологии и химии

2012 г

Классный час на тему:

«Главный враг леса — пожар».

Культура поведения в природе
Цель:

изучить виды лесных пожаров и основные причины их возникновения.


задачи:

  • воспитание у учащихся чувство ответственности за свое поведение в природе;

  • формирование у учащихся умения верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

  • выработка потребности в общении с природой, соблюдения нормы и правил поведения в лесу;

  • формирование основ экологического миропонимания и целесообразного взаимодействия с природой.

Классный час предназначен для проведения с учащимися 5-8 классов во время проведения экологического месячника (апрель).

Перед проведением классного часа рекомендуем провести конкурс рисунков и творческих работ учащихся на тему «Войди в лес другом».
Оборудование:

рисунки учащихся, фото и рисунки с изображением растений и животных.


Ход занятия

Учитель:

Наш сегодняшний классный час посвящен лесу, правилам поведения в нем, сохранению леса от пожара. Мы с вами живем в очень красивом месте, недаром оно называется Красный Куток. Кто знает, что означает это название? А почему село так называется, кто может сказать?

(учащиеся отвечают, что название означает красивый уголок, высказывают свою точку зрения на причину названия).

Правильно, красота нашего села — в окружающей его природе. В селе протекают две маленькие речки, рядом расположен хвойный лес и заповедная дубрава Лес на Ворскле. Мы с вами часто совершаем прогулки и экскурсии в природу. А умеем ли мы правильно вести себя во время экскурсий в природу? Все ли помнят правила Друзей леса?

Обратите внимание на стенд, на котором размещены правила поведения в природе и 10 заповедей друзей леса. Давайте все вместе их прочитаем:

(учащиеся хором читают правила — приложение 1 и 2).



Что нас радует в природе? (учащиеся высказывают свое мнение красота, чистый воздух, тишина леса, пение птиц, шелест листвы). Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой, правильно вести себя в лесу, уметь оказывать помощь животным и растениям, попавшим в беду.

Обратите внимание на выставку ваших рисунков. На них вы рисовали свои любимые уголки отдыха, животных, растения, заповедные уголки природы. Все рисунки отражают ваше дружественное отношение к природе, любовь к ее обитателям. Мы с вами друзья леса, а кто же является его врагом? От чего леса страдают чаще всего? (учащиеся отвечают, что главный враг леса — огонь, лесные пожары.)

Врагом леса является огонь, лесной пожар. У каждого лесного пожара есть своя причина. Причины пожаров в лесу бывают природные и антропогенные — вызванные деятельностью человека. Пожары от молний — это практически единственный вид лесных пожаров, возникающих помимо человека. Во всех остальных случаях прямым или косвенным виновником возникновения лесных пожаров является человек. Молния во время грозы может поджечь сухое дерево, длительная жара при засушливой погоде тоже может привести к пожару в хвойном лесу, но чаще причиной пожара в лесу становится человек: брошенный окурок, спичка, не погашенный до конца костер, брошенные стеклянные бутылки.

Послушайте стихотворение лесной пожар В. Шефнера, которое прочитает ученик нашего класса, а затем выскажите свое мнение.

Лесной пожар.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть? Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной... (Вадим Шефнер /1940г./)

Обсуждение стихотворения, выводы:

В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища. Для костра можно брать только сухой валежник. Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5-7 лет?! На земле остаются кострища, как безобразные шрамы. Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

Чем же опасен лесной пожар?

(учащиеся высказывают свое мнение: погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава, под костром выгорит и плодородный верхний слой почвы).

Учитель:

молодцы, вы многое знаете о причинах пожара в лесу и его опасности для растений, животных и даже для людей. Сегодня мы подробнее познакомимся с лесными пожарами.

Лесной пожар— это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. В зависимости от того, где распространяется огонь, пожары делятся на низовые, верховые и подземные.

В нашей местности возникают лесные пожары двух видов: низовой и верховой. Пожароопасными являются хвойные лесополосы, так как сосна очень легко воспламеняется. Наиболее часто встречается низовой пожар. Его причиной чаще всего становятся палы травы, брошенные окурки или спички. При низовом пожаре горит подстилка и напочвенный покров: лишайники, мхи, мелкий кустарник, подрост, травяная растительность, а также хворост и валежник. При этом пожаре гибнет подлесок, выполняющий почвозащитную роль. В сосновых лесах опавшие части растений не успевают разложиться за один год и накапливаются на поверхности почвы, образуя лесную подстилку. Огонь, уничтожая лесную подстилку, оголяет песчаные склоны, что создает благоприятные условия для развития водной и ветровой эрозии почвы. Из-за лесных пожаров качество почвы ухудшается и лесовосстановительный процесс замедляется. В результате беглого низового пожара уничтожается самосев леса, хвойный подрост, обгорает кора нижней части деревьев и обнаженные корни. Низовые пожары нередко переходят в верховые. Ни один верховой пожар не возникает без низового. Верховые устойчивые пожары характерны для хвойных молодняков и средневозрастного древостоя, слабо очищенного от нижних сучьев. При этом сгорают те же компоненты леса, что и при низовом пожаре, а также ветви и стволы деревьев. Но не только деревья и лесная подстилка страдают от огня. Лесной пожар губителен для животных, обитающих в лесу.

Огромный вред лесные пожары приносят лесу. Огонь уничтожает гнездовья птиц, места жительства зверей. После лесных пожаров, ослабляющих деревья, наблюдается сильная вспышка опасных хвое- и листогрызущих вредителей, таких, как непарный шелкопряд, сосновые пилильщики. Человеку не под силу сразу создать лес со всеми его компонентами и взаимосвязями между живыми организмами. Многие части леса и взаимосвязи между ними формируются постепенно.

Особый лесной микроклимат начинает формироваться после того, как кроны молодых деревьев смыкаются друг с другом, и становится все более выраженной по мере роста деревьев. Лесные виды животных и растений появляются в лесу по мере того, как там образуются подходящие для жизни условия, если, конечно, поблизости есть другие участки леса, откуда эти животные и растения могут попасть, или быть занесенными в новый лес.

Чаще всего пожар в лесу возникает весной и осенью. Сухая трава и сильные ветра этого периода способствуют быстрому распространению огня, а трава появляется не раньше начала июня. Это самый пожароопасный период еще и потому, что в это время осадков выпадает очень мало. Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления осенней дождливой погоды. Существует целая наука, изучающая лесные пожары. Она называется ПИРОЛОГИЯ. Работники лесного хозяйства разрабатывают целую систему противопожарной безопасности, следят за состоянием деревьев и лесной подстилки и в случае необходимости объявляют пожароопасность. Но работники леса сами не всегда могут вовремя обнаружить пожар в лесу. Поэтому мы должны им помочь, быть внимательными, соблюдать правила поведения в лесу.

В случае обнаружения пожара, надо позвонить в пожарную охрану по телефону «01», сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.


Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.

Наш классный час заканчивается, давайте проверим, как мы усвоили материал сегодняшнего занятия. Для этого мы выполним тесты, а потом по ключу проверим друг друга (чтобы стимулировать работу учащихся оценки за работу на классном часе можно выставить по биологии).


Тест «Лесные пожары»

1) причиной лесного пожара чаще всего бывает:

А) деятельность человека
Б) летняя жара;
В) удар молнии.

2) лесной пожар это:

А) костер в лесу, разложенный туристами;
Б) стихийное распространение огня по лесу;
В) контролируемое человеком распространение огня

3) При каком пожаре горят лесная подстилка, трава и кусты?


А) при низовом;
Б) при верховом;
В) при торфяном.

4) При каком пожаре горят кроны деревьев?


А) при низовом;
Б) при верховом;
В) при подземном.

5) Как тушат только что начавшийся пожар?


А) задувая пламя;
Б) накрывая пламя собственной одеждой;
В) сбивая пламя веником из зелёных листьев.

6) Как называется наука о лесных пожарах?


А) экология;
Б) пирология;
В) биология.
Молодцы! Вы все от лично справились с заданиями.

Что же мы унесем с сегодняшнего занятия, о чем не будем забывать?
Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!
Не забывайте, что от каждого человека, а значит и от вас лично, зависит состояние окружающей нас среды. Будет шуметь зеленый лес, или останется пустая гарь во многом зависит от того, насколько правильно мы ведем себя в природе, как бережем ее.

Информационные ресурсы:


  1. Альманах «Лес и человек», М, 1998г.

  2. Журнал Свирель

  3. http://www.muldyr.ru/a/a/lesnoy_pojar_-_vliyanie_lesnyih_pojarov_na_zdorove_cheloveka

  4. википедия (электронная энциклопедия)

Приложение 1.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ


  • В лесу, на лугу, у реки – вы гости. Старайтесь поменьше беспокоить птиц, зверей, насекомых, особенно в период гнездования и выведения потомства.

  • Если встретите птенцов или маленьких зверят, оставьте их на месте, не берите с собой: никто не создаст им лучших условий для роста и развития, чем родители.

  • Бережно относитесь к растениям. Собирая цветы, мы лишаем природу ее красоты и невольно производим искусственный отбор, оставляя для созревания плодов и семян более слабые и менее жизнеспособные особи.

  • Народная мудрость гласит, что один человек оставляет в лесу след, сто – тропу, а тысяча – пустыню. Помните, что хождение по лесу уплотняет почву, ухудшает условия развития растений, сокращает количество обитателей лесной почвы и подстилки. Поэтому старайтесь ходить в лесу только по тропинкам.

  • В лесу соблюдайте тишину. Шум мешает жить животным и плохо влияет на птиц.

  • Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что бумага до полного разложения будет лежать более двух лет, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

  • Покидая лес, луг, берега ручья, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте все возможное, чтобы после вашего ухода ручей остался прозрачным, лес зеленым, трава пушистой, а ваша совесть – чистой.

Приложение 2.


ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДРУЗЕЙ ЛЕСА.


  • Сохраняйте леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших внуков и внуков наших внуков.

  • Свято охраняйте зеленое равновесие – новые посадки должны полностью восполнять число срубленных деревьев.

  • Приходите в лес пешком и с любовью.

  • Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса внимательно, и вы станете здоровее.

  • Относитесь к старым полувысохшим и упавшим деревьям, как к выполнившим свой долг солдатам. Пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь леса.

  • Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима нам, включая микроорганизмы.

  • Если вы видите новые, неизвестные вам растения или животных, то старайтесь узнать их название и узнать о них как можно больше.

  • Если вы собираете грибы и дикие плоды, не уничтожайте то, что их родило – деревья, кустарники, травы.

  • Относитесь к животным в лесу, как старшие братья, без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью.

  • Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.




Черкашина Т.Ф., учитель биологии МБОУ «Краснокутская ООШ»






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал