«Глобальные проблемы современности и пути их решения»



Скачать 428.74 Kb.
страница1/3
Дата26.04.2016
Размер428.74 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3
Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»
Номинация: Конспект учебного занятия

Автор: Стратулат Маргарита Игоревна - преподаватель

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

конспекта учебного занятия

по дисциплине

ОГЭС.02. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

на тему: «Глобальные проблемы современности и пути их решения»

Сокол, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………….3

2. Технологическая карта занятия…..………………………….……4

3. Конспект урока…………………..………………………….……..8

4. Раздаточный материал

- Рабочий план темы…………………………………………...20

- Лист участия (самооценки) студентов………………………22

5. Самоанализ урока…………….……………………….………..….23

6. Информационные источники к уроку…………………………....26

7. Приложения:

Приложение 1. Доклад «Интерсоциальные проблемы»……………27

Приложение 2. Доклад «Устойчивое развитие»…………..………..30

Приложение 3. Доклад «Экологическая проблема»………………..33

Приложение 4. Доклад «Новый гуманизм»………..……………….36

Приложение 5.Презентация к уроку…………………….………….38

Пояснительная записка

Комбинированный урок по теме «Глобальные проблемы современности и пути их решения» разработан с применением технологии развития критического мышления. Главная ценность ТКРМ заключается в том, что она позволяет перевести процесс обучения из знаниевой в компетентностную парадигму, а значит, формирует целый ряд умений (компетентностей), столь востребованных в современном мире: рефлексивные умения, поисковые (исследовательские) умения; умения и навыки работы в сотрудничестве; организаторские умения и навыки; коммуникативные умения. Технология помогает создать в группе атмосферу открытости, ответственного сотрудничества. Коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого студента, способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

Важным философским аспектом глобальных проблем выступает рассмотрение их во всеобщей связи и взаимозависимости, во всей их целостности как сложнейшей единой системы. В этой связи большое значение приобретают вопросы классификации глобальных проблем, так как это открывает возможность сделать принципиальное отличие и в то же время установить единство самых различных проблем глобального характера.

С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала на уроке используются средства ИТ (компьютер, проектор, специально разработанная к уроку презентация темы).

Использование рабочих планов темы, которые заполняются в ходе урока, мобилизуют внимание студентов, делают урок более динамичным, а усвоение новых знаний - более эффективным.

Урок предполагает подготовительный этап. За неделю до проведения урока знакомлю студентов с тематикой докладов и предлагаю подготовить творческое задание по одной из глобальных проблем (по выбору студентов).


Технологическая карта занятия
Предмет: Основы философии

Раздел программы: Человек, общество, цивилизация, культура

Курс II

Предметный компонент:

- Рабочая программа по основам философии, календарно-тематический план;

- «Основы философии», Горелов A.A. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.;

- Учебное пособие Сычев А.А. «Основы философии», Изд.2-е испр., - ИНФРА-М, 2010



Тема занятия: «Глобальные проблемы современности и пути их решения»

Цели занятия:

Образовательные:

• обобщить представления студентов о глобальных проблемах;

• показать их взаимосвязь и взаимозависимость;

• выделить основные направления решения глобальных проблем.



Развивающие:

• развивать умения и навыки работы студентов с различными источниками информации: устным сообщением, текстовым учебным материалом электронного учебника и др.;

• развивать умения критически осмысливать информацию, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах; формулировать собственные суждения, обосновывать их.

Воспитательные:

• развивать личностные профессионально значимые качества;

• воспитывать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.

Задачи занятия:

1. Расширить общий кругозор по философской проблематике.

2. Актуализировать знания по ключевым понятиям темы: «глобальные проблемы», «ноосфера», «глобализация», «экологическая философия», «новый гуманизм».

3.Создать благоприятные условия для формирования и развития общих компетенций (ОК 1 - ОК 10).

4. Развивать самостоятельность в целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности студентов.

5.Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

6.Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения; владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, диалог, дискуссия).

Тип занятия: комбинированный.

Технология: развития критического мышления

Необходимое оборудование: текстовый учебный материал электронного учебника Горелова А.А. «Основы философии» (Глава 17 «Философия и глобальные проблемы современности»), персональный компьютер, мультимедийный проектор и Интернет, презентация, рабочие планы темы.

Основа технологии развития критического мышления:

I. Фаза вызова

II. Фаза осмысления

III. Фаза рефлексии

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка студентом собственных целей обучения.


- получение новой информации;

- студенты соотносят старые знания с новыми.



- размышление, рождение нового знания;

- постановка студентом новых целей обучения.




Структура и ход занятия




Этап занятия

Деятельность

преподавателя



Деятельность студентов

Компетенции

1

2

3

4

5

I.

I. Фаза вызова
Организационный момент

Приветствует студентов.

Основная задача данного этапа урока - создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить студентов к усвоению материала урока.



Приветствуют преподавателя Организуют свое рабочее место.



Целеполагание




1.Формулирует тему урока и цели (вместе со студентами);

2.Содействует выявлению личной цели урока.

3.Организует постановку проблемы урока.

4. Объясняет последовательность работы на уроке.

5. Организует контроль над заполнением рабочих планов темы.


1. Осмысливают цели урока.

2. Определяют личную цель.

3.Осмысливают проблему урока.


ОК 3, ОК 6.


I этап урока.

Задачи:


1.Актуализировать ключевые понятия темы.

2.Выявить причины появления глобальных проблем



1. Формулирует задачи первого этапа урока (вместе со студентами)

2.Актуализация знаний студентов.

3. Задает вопросы в соответствии с планом урока.

4. Организует контроль за заполнением рабочих планов темы.




1.Вспоминают известную информацию по теме урока.

2.Отвечают на вопросы

3.В процессе беседы записывают в рабочие планы темы ключевые понятия


ОК 2, ОК 6,

ОК 7





Предполагаемый результат 1 этапа урока

1.Актуализация имеющихся знаний.

2.Живой интерес к получению новой информации.

3.Заполнение всеми студентами своих рабочих планов темы.


II

II. Фаза осмысления
II этап урока

Задачи:


1.Охарактеризовать

основные ГП.

2. Выяснить, в чем выражается взаимосвязь ГП.

3.Применять знания, умения и навыки в ходе обсуждения ГП и выполнения практических заданий



1. Формулирует задачи второго этапа урока (вместе со студентами)

2.Побуждает студентов к познавательной активности.

3. Задает вопросы в соответствии с планом урока

4. Организует самостоятельную учебную деятельность студентов.

5.Возвращается к проблеме урока.

6. Организует «Круглый стол» и групповое размышление по проблеме урока: пути решения ГП.

7. Организует контроль над заполнением рабочих планов урока.

8. Организует рефлексию и взаимооценку.



1. Выступают с докладами.

2. Обсуждают выступления.

3. Работают с текстом электронного учебника.

4. Анализируют информацию, высказывают свои идеи и предложения.

5.Фиксируют информацию в рабочих планах.

6.Задают вопросы друг другу и отвечают на них.

7. Спорят, защищают свою точку зрения.

8.Представители микрогрупп выступают с предложениями. 9. Решают проблему урока.






ОК 1,ОК 2,

ОК 3,ОК4,

ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9






Предполагаемый результат II этапа урока

1.Систематизация представлений студентов о взаимосвязях глобальных проблем и основных путях их решения.

2.Расширение общего кругозора по философской проблематике.

3.Развитие навыков самостоятельной работы с информацией.

4.Развитие умения критически осмысливать информацию, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах; формулировать собственные суждения, обосновывать их.



III

III. Фаза рефлексии

III этап урока

Задачи:

1.Обобщить



знания по теме.

2.Составить тезисы урока и проговорить их.

3.Подвести итоги урока, выставить оценки.



1.Формулирует задачи третьего этапа урока (вместе со студентами).

2. Организует обсуждение тезисов урока.

3.Задает вопросы в соответствии с планом урока.

4.Организует подведение итогов урока.

5. Организует рефлексию и взаимооценку.

6.Организует мотивацию к работе на следующих уроках.



1.Обсуждают тезисы урока.

2. Фиксируют информацию в рабочих планах.

3.Участвуют в подведении итогов урока:

деятельностных, содержательных, развивающих, эмоциональных.

4. Участвуют в обсуждении оценок.

5.Участвуют в обсуждении домашнего задания.




ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8




Предполагаемый результат III этапа урока

1.Обобщение представлений студентов о глобальных проблемах и путях их решения.

2.Рефлексия учебной деятельности, самооценка и взаимооценка.

3.Мотивация к работе на следующих занятиях.


Конспект учебного занятия



I. Фаза вызова.

Вызов:


- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка студентом собственных целей обучения.

1.1. Организационно-мотивационный этап

Дидактическая задача - сформулировать в совместной со студентами деятельности учебную цель урока; мотивировать студентов к ее решению.

Методы: словесно-логический, репродуктивный, фронтальный.

Урок сопровождается презентацией.

Слайд № 1

Преподаватель: тема урока: «Глобальные проблемы современности и пути их решения».

Вопросы студентам:

1.Чем объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия?

(Обострением факторов риска, глобально влияющих на развитие мировой цивилизации).

2. Какие учебные дисциплины изучают глобальные проблемы?

(История, обществознание, химия, физика, биология, ОБЖ, экология…) Преподаватель: В соответствии с темой попробуем определить цели урока и запишем их в свои рабочие планы темы (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную):

Вопросы студентам:

1. Что должны повторить, закрепить, осмыслить, обобщить на уроке?

2. Чему научиться? Какие умения, навыки применить?

3. Какова цель сегодняшнего урока?

4. А ваша личная цель? Чего хотите достичь в конце урока?

(Активно участвовать в обсуждении проблем, предлагать идеи и т.п.)

5.Назовите проблему урока ( Определить пути решения глобальных проблем)

Слайд № 2 (Цели урока)



План урока:

1. Сущность, причины и особенности глобальных проблем.

2. Характеристика глобальных проблем современности.

3. Пути решения глобальных проблем.



Ключевые понятия темы: «глобальные проблемы», «ноосфера», «глобализация», «новый гуманизм», «экологическая философия».

Слайд № 3 (План урока)



Преподаватель: Рассмотрим первый вопрос «Сущность, причины и особенности глобальных проблем».

1.2. Задачи первого этапа урока: (определяем вместе со студентами)

1. Актуализировать ключевые понятия темы: «глобальные проблемы», «ноосфера», «глобализация».

2. Определить причины появления глобальных проблем, их особенности и сущность.

Слайд № 4 (Задачи первого этапа урока)



Преподаватель: До середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле.

1.3.Блиц-опрос (вопрос-ответ):

1. Какой русский ученый высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский Владимир Иванович)

2. Что такое ноосфера? (сфера деятельности разума)

3. Кто и когда впервые представил научные обоснования глобальных проблем? («Римский клуб» во второй половине 1960-х гг.)

4. Назовите основные причины возникновения глобальных проблем

- Глобализация - усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира

- Активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

5.В чем состоят особенности глобальных проблем?

( Носят планетарный характер; угрожают гибелью всему человечеству;

требуют коллективных усилий всего мирового сообщества).

Слайд № 5 (Причины возникновения и особенности глобальных проблем)

Преподаватель: В работах Римского клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема». Что такое глобальные проблемы? (серьезные, неотложные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и разрешимые только в результате коллективных действий всех государств).

Слайд № 6 (Определение глобальных проблем)



II. Фаза осмысления

Реализация смысла:

- получение новой информации;

- студенты соотносят старые знания с новыми.



Вопрос 2. Характеристика глобальных проблем современности

Дидактическая задача: добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации знаний, усвоения студентами способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно-логический, самостоятельной и групповой работы.

Преподаватель: Рассмотрим второй вопрос «Характеристика глобальных проблем современности» и определим задачи этого этапа работы на уроке.

2.1. Задачи второго этапа урока: (определяем вместе со студентами)

1. Дать характеристику основным глобальным проблемам современности.

2. Выяснить, в чем выражается взаимосвязь глобальных проблем.

3. Рассмотреть существующие способы разрешения глобальных проблем.

4. Применять знания и умения в ходе обсуждения проблем и выполнения практических заданий.

Слайд № 7 (Задачи второго этапа урока)



2.2. Организация работы студентов в микрогруппах с целью решения познавательной проблемы урока: показать взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности.

Преподаватель: Используя ваши знания по различным предметам, назовите глобальные проблемы.

Студенты: охрана окружающей среды; контроль над численностью населения; борьба с истощением сырьевых ресурсов; сохранение пищевых и водных ресурсов; избавление от голода и опасных болезней; сокращение разрыва между богатыми и развивающимися странами; борьба с наращиванием оружия массового поражения; прекращение военных действий и актов терроризма; борьба со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами; сохранение человека как биологического вида.

Слайд № 8 (Классификация глобальных проблем)



Преподаватель: Список глобальных проблем, в связи с их подвижностью является открытым. Однако можно выделить среди них некоторые устойчивые группы. Многие ученые предлагают рассматривать, три класса глобальных проблем:

1. Связанные с отношениями между «социальными общностями человечества», или интерсоциальные;

2. Являющиеся результатом взаимодействия общества и природы;

3. Проблемы вида человек - общество.

К проблемам первого вида относятся: предотвращение угрозы войны, строительство нового международного политико-экономического порядка; ко второму виду - энергетическая, экологическая и др.; к третьему - демографическая, вопросы здравоохранения, образования и др. Некоторые из глобальных проблем не могут быть однозначно отнесены к какому-то классу вследствие их обширности. Например, продовольственная проблема может быть отнесена сразу ко всем классам.

Слайд № 9 (Классификация глобальных проблем)



Преподаватель: Сегодня, работая в группах, мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством; на некоторых проблемах остановимся подробно, а также попробуем предложить пути их решения.

Доклады студентов (опережающее домашнее задание)

Об интерсоциальных проблемах расскажут политики и экономисты (опережающее домашнее задание) (Приложение 1)

Доклад 1.Интерсоциальные проблемы - студент 1.

Слайд № 10 (Война и мир: пути решения)


Вопросы студентам:

1. Назовите основные предпосылки превращения войны в глобальную проблему человечества (масштабность войн в XX в и создание ядерного вооружения.)

2. В чем состоят философские основания доктрины пацифизма? (философия ненасилия Л.Н. Толстого)

3. Чем характеризуются современные интерсоциальные проблемы? (множество локальных конфликтов, проблема установления справедливого экономического порядка)

Слайд № 11 (Интерсоциальные проблемы: вопросы студентам)

Преподаватель: слово предоставляется экономистам (опережающее домашнее задание) (приложение 2)

Доклад 2.Устойчивое развитие - студент 2.

Слайд № 12 (Устойчивое развитие: вопросы студентам)



Вопросы студентам:

1.В чем заключается проблема устойчивого развития?

(Проблема устойчивого развития включает два ключевых понятия: потребности общества и ограниченность ресурсов для реализации потребностей).

2. В чем основные цели стратегии устойчивого развития?

(Рационализация потребностей в богатых и бедных странах, преобразование структуры производства и потребления, переход человеческого сообщества к новой системе ценностей приведет к формированию нового мироустройства через устойчивое развитие, становление сферы разума).

Преподаватель: Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное их решение практически невозможно. Так обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращения загрязнения окружающей среды, иначе это в уже обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. В свою очередь, экологическую проблему можно решить лишь на пути нового типа экономического развития, используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. Слово предоставляется экологам: (опережающее домашнее задание) (приложение 3)

Доклад 3. Экологическая проблема - студент 3.

Слайд № 13 (Экологическая проблема)



Вопрос студентам: В чем сущность экологической проблемы?

Студенты: По мнению ученых, сущность важнейшей для современности экологической проблемы состоит в увеличивающемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания.

Вопрос группе экологов: Есть ли какие-то позитивные сдвиги в решении глобальных экологических проблем?

Студенты: Возьмем, к примеру, проблему озонового слоя. Подписано соглашение о постепенном выводе фреонов из промышленного оборота, и в Западной Европе перешли на использование новых видов хладагентов. Поможет сохранению озонового слоя и запрещение наземных атомных взрывов. Надеемся, что все страны откажутся от проведения ядерных испытаний. В освоении космоса тоже наметились перемены. Так, при запусках «шатлов» их боковые ускорители отрегулированы таким образом, что бы их мощность снижалась при прохождении озонового слоя. В самолётостроении новые конструкции двигателей уменьшили образование окислов азота. Можно считать, что проблема озонового слоя решаема.

2.3. Организация самостоятельной учебной деятельности с целью решения познавательной проблемы урока: Какую роль играет философии в решении экологической проблемы?

Преподаватель: Пользуясь текстовым учебным материалом электронного учебника Горелова А.А. «Основы философии» (Глава 17 «Философия и глобальные проблемы современности») попытайтесь найти ответ на проблемный вопрос: Какую роль играет философии в решении экологической проблемы?

Слайд № 14 (Задание для самостоятельной работы студентов)



Ответы студентов: (решение проблемы)

Относительно роли философии в решении экологической проблемы высказывались различные взгляды, вплоть до отрицания этой роли, поскольку-де данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин того, что экологическая проблема не решена, заключается в недостаточности внимания к ее философским аспектам.

Совсем недавно бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуации, просто надо не загрязнять природную среду. Сегодня можно встретить утверждение, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления.

Наша точка зрения опирается, прежде всего, на основные функции философии: мировоззренческую и методологическую.



Во-первых, философия важна для экологической проблемы потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Гармония человека с природой обсуждалась еще в античности как гармония между макрокосмом - Вселенной и микрокосмом - Человеком. Именно как такое целое древнегреческие философы понимали космос, а современные экологи понимают сферу взаимодействия человека с окружающей средой. (мировоззренческая функция философии)

Во-вторых, важность философского анализа экологической проблемы определяется еще и тем, что философия способна выявить глубинные предпосылки экологических трудностей (методологическая функция философии).

В-третьих, главные экологические трудности определяются характером современного производства и, в более общем плане, стилем жизни. Чтобы решить экологическую проблему, потребуется перейти от потребительского к альтернативному типу цивилизации, основанному на сознательном самоограничении.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал