Глобальное потепление инвестиционного климата («Вестник донской экономики», июнь 2007г.) На XI санкт-Петербургском международном экономическом форуме Ростовская область представила восемь проектов



Скачать 135.92 Kb.
Дата02.05.2016
Размер135.92 Kb.
Глобальное потепление инвестиционного климата («Вестник донской экономики», июнь 2007г.)
На XI Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Ростовская область представила восемь проектов. В случае их реализации в полном объеме суммарный объем инвестиций в экономику региона составит почти $10 млрд.
Российские регионы приехали на XI Санкт-Петербургский международный экономический форум не только других посмотреть, но и себя показать.

Заметным событием стала презентация инвестиционного потенциала Юга России, организованная аппаратом полномочного представителя президента в ЮФО совместно с Национальным агентством прямых инвестиций и Российским союзом промышленников и предпринимателей.

— Сегодня уровень безопасности в Южном округе вдвое выше, чем по стране — количество терактов в 2006 году сократилось на 42%, — подчеркнул полпред Дмитрий Козак. — Один из главных показателей общественно-политической стабильности — это доверие инвесторов. ЮФО такое доверие получил, о чем свидетельствует приход сюда многих иностранных корпораций.

В целях дальнейшего повышения привлекательности вложений в экономику ЮФО, а также реализации механизмов частно-государственного партнерства создается специальный инвестфонд — «Развитие Юга России». Как сообщил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, портфель фонда превышает 8 млрд. руб., якорными инвесторами выступили Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Уралсиб, МДМ.

— За последнее время субъекты ЮФО выросли в своем развитии, — резюмировал министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, отдельно выделив Ростовскую область и ее экспозицию.

Участники форума, в том числе те, кто не имел раньше цельного представления о Ростовской области, смогли убедиться: это — один из крупнейших регионов России, вобравший в себя все инвестиционные преимущества страны плюс более мягкий и теплый климат. Прославленная донскими казаками, известная во всем мире как родина Антона Чехова, Михаила Шолохова и Александра Солженицына, как место последних археологических раскопок Тура Хейердала, донская земля входит сегодня в число ведущих индустриальных регионов.

Другой неоспоримый факт: Ростовская область — один из самых открытых для внешних инвестиций регионов. Она все чаще попадает в число тех трех-пяти территорий, которые рассматриваются наряду с Московской и Ленинградской областями, Санкт-Петербургом для размещения новых заводов. Поэтому закономерно, что в 2006 г. прирост инвестиций в Ростовскую область составил 38%, превысив 90,6 млрд. руб. А за январь-май 2007 г. объем вливаний оказался уже на 1,28% выше аналогичного периода прошлого года.

Все это свидетельствует о глобальном потеплении инвестиционного климата на Дону.

«Глобальное потепление инвестиционного климата» — именно так называлась экспозиция Ростовской области, которую в Северной столице «защищала» представительная делегация в составе губернатора Владимира Чуба, председателя Законодательного собрания Александра Попова, главы областного минэкономики Виктора Дерябкина, мэра Ростова Михаила Чернышева, мэра Азова Сергея Бездольного и главы Азовского района Валерия Бевзюка, депутатов, бизнесменов.

Разместившаяся на площади 216 кв. м экспозиция насчитывала восемь проектов: «Приазовская туристско-рекреационная зона», «Эра гринфилдов» (промзоны), «Южный хаб», «Универсальный порт», «Объединенные судостроительные заводы Дона», «Евродон», «Донской Детройт» и «Северный тоннель». В случае их реализации объем инвестиций превысит 240 млрд. руб.



С чистого… поля


— У «глобального потепления» есть главные проявления — например, формирование промышленных зон, — рассказал «Вестнику» исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.

По его словам, сегодня в России все большее количество промышленных проектов связаны не с модернизацией существующих мощностей, а со строительством новых. Страна вступает в так называемую «эру гринфилдов»: заводы и фабрики создаются в чистом поле. Это объясняется высоким износом имеющихся производственных помещений, многие из которых построены 40-50 и более лет назад, неприспособленностью старых цехов к текущему технологическому развитию, вымыванием с рынка того невероятно дешевого предложения старых корпусов, которое имелось в начале 90-х.

 Реализуются проекты промышленных зон в форме частно-государственного партнерства. Государство — область, муниципалитеты, местные водоканалы, естественные монополии — участвуют в обеспечении промзон необходимыми коммуникациями. Доля госинвестиций составляет 15-60% от общих затрат на эти цели. Максимальную финансовую поддержку получают те территории, где сегодня наиболее остра проблема занятости. Прежде всего, это Красносулинская особая экономическая зона и Южный индустриальный район, расположенные в угольном бассейне Ростовской области: в 90-е годы в рамках реструктуризации угольной отрасли здесь было закрыто 50 шахт.

— Бюджетная эффективность госинвестиций в инфраструктуру промышленных зон — максимально высокая, — отмечает Игорь Бураков. — Каждый потраченный на инфраструктуру бюджетный рубль генерирует до 20 рублей налогов от вновь создаваемых производств.

О том, оценили ли инвесторы идею промзон, можно судить по тому, что одна из них — Новоалександровская — заполнена резидентами уже практически полностью. Здесь разместятся, в частности, крупнейший на Юге России молочный комбинат «Юнимилк» и крупнейший в Восточной Европе завод по производству безалкогольных напитков Coca-Cola. Не менее брендовые игроки приходят в Азовскую промзону — достаточно назвать компанию PepsiCo, которая построит здесь завод по производству чипсов. Кстати, соответствующий протокол о намерениях был подписан именно на Санкт-Петербургском форуме…

Второе дыхание донского судостроения


На форуме впервые был представлен проект «Объединенные судостроительные заводы Дона».

В недавнем послании Федеральному Собранию президент заявил, что для возрождения отечественного судостроения создается «Объединенная судостроительная корпорация».

Правда, пока речь идет о строительстве только большого флота. Лидеры отрасли, которые войдут в корпорацию, не будут и не должны загружать свои мощности выпуском малого и вспомогательного флота. Хотя бы потому, что это неэффективно: для производства такой продукции есть другие заводы, в том числе и в Ростовской области.

Владимир Путин также поручил правительству создать международный консорциум по строительству второй ветки Волго-Донского канала. Это повлечет за собой интенсификацию транспортного сообщения в акватории реки Дон и Азовского моря. Между тем сейчас в Волго-Донском бассейне работает крайне изношенный флот: более 90% судов построены еще до перестройки.

Грядущее массовое выбытие судов класса «река-море» вкупе с государственным протекционизмом могут вдохнуть новую жизнь в донское судостроение. В совет­ское время Ростовская область ежегодно выпускала до 100 судов: сейнеры, портовые буксиры, сухогрузные баржи, рейдовые катера, плавучие причалы, плавучие насосные станции…

Сегодня к интеграции и кооперации готовы «Азовская судоверфь», «Прибой», «Мидель», «Моряк», «РИФ», «Усть-Донецкий судоремонтный завод», «Дон-Кассенс». Производственный и кадровый потенциал этих предприятий позволяет при относительно небольших инвестициях — до 1,5 млрд. руб. — выпускать около 50 судов в год. К тому же продукция местных компаний значительно выигрывает у западноевропейских конкурентов по цене.



Альтернатива «пробкам»


В планах властей Ростова — строительство платного автомобильного тоннеля.

Протяженность тоннеля с четырьмя полосами движения — 2,5 км, пропускная способность — 60 тыс. автомобилей в сутки.

— Сегодня транспортное направление «Север-Юг» является в Ростове самым проблемным с точки зрения «пробок», — констатирует мэр Михаил Чернышев. — При этом количество автомобилей в данном направлении продолжает увеличиваться темпами, опережающими развитие дорожного комплекса. Появление тоннеля позволит создать альтернативную существующей магистраль и значительно увеличит пропускную способность улично-дорожной сети на связи между центром и Северным жилым массивом, а также северо-восточными районами.

Ориентировочная стоимость проекта — 7,5 млрд. руб. Он может быть заявлен совместно с частным инвестором в Инвестфонд либо реализован при софинансировании региона. Доля участия частного капитала определится в процессе поступления предложений от заинтересованных компаний.



Питерский опыт — Приазовской турзоне наука…


Говоря о развитии на Юге страны туристских зон, Дмитрий Козак особо отметил проект создания Приазовской туристско-рекреационной зоны. Ясно почему: южный берег Азовского моря — идеальное место для семейного отдыха и занятий водными видами спорта. По прогнозу, здесь могут отдыхать до 3 млн человек в год. Еще одна донская визитная карточка — уникальный центр историко-археологического туризма — станица Старочеркасская, информация о которой включена в справочники ЮНЕСКО. Наконец, особая игорная зона, создаваемая на границе Азовского района, — с казино, развлекательными заведениями, отелями, ресторанами, платной автодорогой и пр.

Проект «Приазовская туристско-рекреационная зона» может быть реализован также на условиях частно-государственного партнерства. За счет госинвестиций предполагается провести берегоукрепление, построить инженерную инфраструктуру, дороги…

— В рамках форума у нас состоялись встречи с председателями комитетов по туризму Санкт-Петербурга и Ленинградской области, — рассказала «Вестнику» заместитель министра экономики Ростовской области Анна Палагина. — Они имеют большой опыт позиционирования своих регионов, формирования туристического продукта. В Санкт-Петербурге существует ассоциация участников туриндустрии, объединяющая все заинтересованные структуры. В Ленинградской области муниципальные работники, представители турбизнеса, экскурсоводы прошли специальное обучение. В обоих регионах действуют информационные центры, финансируемые государством при участии турфирм… Все это очень интересно и заслуживает изучения. Недавно в нашем мин­экономики создано управление по туризму. Предстоит провести маркетинговое исследование и ответить на вопрос, как должна развиваться наша, Приазовская зона, чтобы тоже стать популярной.

«Южный хаб» и другие


Кстати, развитие санаторно-курортной индустрии на южном побережье Азовского моря не в последнюю очередь зависит от реализации другого проекта — «Южный хаб». Помимо всего прочего, строительство нового — крупнейшего на Юге страны — аэропорта позволит высвободить территорию под перспективную застройку и развитие близлежащих районов Ростова, снизит транспортные издержки, придаст импульс развитию предприятий Южно-Батайской и Заречной промзон.

Подсчитано: транспортно-логистический комплекс «Южного хаба» способен взять на себя обслуживание мегаполиса с численностью населения более 2 млн. человек, в который со временем превратится донская столица с городами-спутниками. Пропускная способность аэропорта — 8 млн. пассажиров и 70 тыс. т грузов в год, поэтому затраты на строительство в размере 20,1 млрд. руб. себя обязательно окупят.

Мощности мультимодального универсального порта впечатляют не меньше: 16,5 млн. тонн в год. Его строительство — это возможность сформировать конкурентные условия для переключения на Россию значительной части трафика портов Украины, улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями, обеспечить круглогодичную переработку грузов в Азово-Донском бассейне… Общий инвестиционный бюджет проекта — $280 млн., годовая выручка — $99 млн.

И аэропорт, и универсальный порт донские власти рассчитывают построить при участии бизнеса. И государство, и бизнес-структуры прекрасно понимают значимость проектов, а потому, как ожидается, поддержат их своими инвестициями.

Тем временем проект компании «Евродон» уже заручился финансовой поддержкой и успешно реализуется. Кстати, на форуме в Северной столице он оказался единственным проектом в сфере АПК.

«Евродон» — это абсолютно новая для России индустрия: три комплекса по производству и переработке мяса индейки мощностью 212 тыс. т в год каждый. Объекты компании построены «с нуля», с соблюдением самых строгих санитарно-эпидемиологических стандартов и ветеринарных требований ЕС. Сейчас в состав комплекса входят 11 отдельно расположенных объектов, в том числе инкубатор на 112 тыс. яиц единовременной закладки, птичники, мясоперерабатывающий и комбикормовый заводы…

В нынешнем году «Евродон» планирует создать родительское стадо и начать строительство вспомогательных объектов: завода по изготовлению металлоконструкций, завода по горячему оцинкованию металлоконструкций, завода по производству сэндвич-панелей и завода по производству стружки. Предполагается, что около 60% продукции этих предприятий будет обеспечивать развитие собственного производства. Это позволит на 30% снизить стоимость возведения новых птичников.

Общая цена проекта — 35,3 млрд. руб. Для более эффективного и динамичного развития «Евродон» хочет привлечь средства Инвестиционного фонда РФ. Шансы на успех, учитывая внимание к компании со стороны федеральных министров, велики.

Оправдывает надежды и проект «Донской Детройт». Сейчас в Ростовской области уже собирают автомобили Hyundai, приход других автоконцернов ускорит формирование в регионе автосборочного кластера.

В силу сложившихся контейнерных линий Ростовская область — лучшее в европейской части России место для организации сборочных производств, ориентированных на поставку комплектующих из Юго-Восточной Азии. В пользу региона говорят транспортные и логистические каналы, доступность основных рынков сбыта, мощный комплекс машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, развитая система подготовки профильных кадров…

Конкурентные преимущества Ростовской области подтверждаются исследованиями китайских и японских автоконцернов, изучающих в настоящее время возможность создания здесь своих предприятий. Наиболее привлекательными для автосброчных производств являются пригороды Таганрога, Азова, Ростова, Батайска.

Качественно новая система водоснабжения


Отдельным стендом на форуме был представлен проект компании «Евразийский». В рамках выставки проектов Инвестиционного фонда РФ она презентовала «Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области».

Стоимость программы — 22,137 млрд. руб. Из Инвестфонда предполагается получить 5,13 млрд. руб., ОАО «Евразийский» направит 16,232 млрд. руб.

В результате реализации проекта появится качественно новая система водоснабжения и водоотведения, которая охватит двухмиллионную агломерацию — Ростов, Новочеркасск, Таганрог, Азов, Чалтырь, населенные пункты Мясниковского и Аксайского районов. Будет обеспечена инфраструктурная площадка для строительства 12,6 млн. кв. м жилья. Уже на первом пятилетнем этапе в региональный и муниципальные бюджеты поступит более 12 млрд. руб. налоговых отчислений, в федеральный — более 13 млрд. руб.

— Целью нашего участия в форуме являлось не только представление программы, но и, в первую очередь, привлечение внимания к возможностям и перспективам частно-государственного партнерства в секторе коммунальной инфраструктуры, — отметил председатель совета директоров ОАО «Евразийский» Сергей Яшечкин. — Пример ростовского проекта показывает, что долгосрочные инвестиции в отрасль могут соответствовать самым серьезным критериям экономической эффективности, а значит — можно прогнозировать серьезное увеличение интереса к такого рода проектам, в том числе и от иностранных инвесторов.

На одной из пресс-конференций генеральный директор Агентства инвестиционного развития (АИР) Ростовской области Вадим Викулов сообщил: чтобы подтверждать свою инвестиционную привлекательность, регион собирается участвовать в двух-трех крупных выставках ежегодно. Выступив с успехом на XI Петербургском международном экономическом форуме, команда Владимира Чуба намерена в очередной раз повторить успех — теперь на VI Кубанском международном экономическом форуме, который пройдет с 20 по 23 сентября в Сочи.
Владимир Чуб, губернатор Ростовской области: «Все донские проекты — значимые»

— Какие из проектов, представленных Ростовской областью на Питерском форуме, — самые значимые? Все значимые.

Взять Приазовскую туристско-рекреационную зону — она важна для нас как курортное место. И мы должны совместить ее создание с созданием особой игорной зоны. У людей должен быть выбор — просто отдыхать или отдыхать, играя… При этом отдыхать в нормальных, комфортных условиях. Сейчас Азовское побережье не блещет в экологическом плане, поэтому его обустройство — задача для всей области.

«Южный хаб», который мы хотим построить на месте бывшего военного аэродрома, — разве не важен для Ростова, его дальнейшего развития?..

Мы должны вынести из центральной части Ростова порт. Прежде всего это возможности для развития набережной. Представляете, она будет тянуться почти до Зеленого острова! Я — речник. Когда мне говорили о том, что порт вынесут из центра Ростова, я не верил: «Фантазия!» А сегодня это близко к реализации…

Создается глубоководный устьевой порт. Он важен и для нашей области, и для страны в целом. Особенно в свете послания президента, указавшего на необходимость строительства второй ветки Волго-Донского канала.

Отлично, что возвращаемся к судостроению. Наряду с космосом, авиацией оно определяет доминанту государства…

Так что все наши проекты — значимые. И реальные. Нужно их реализовывать!


Виктор Дерябкин, заместитель главы администрации (губернатора) Ростовской области — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей: «Участие в форумах — вопрос еще и политический»

— Санкт-Петербургский форум — третий, на котором мы предметно позиционируем Ростовскую область. Участвовать в подобных форумах нужно однозначно. Здесь присутствует еще и политический момент: представление региона, знакомство с потенциальными инвесторами.

О том, какая конкуренция существует сегодня в борьбе за инвесторов, можно судить на примере PepsiCo. Мы «сражались» за нее с Краснодарским краем и Саратовской областью. Переговоры длились полгода и увенчались нашим успехом потому, что Ростовская область пообещала компании минимум нагрузки в части инфраструктуры, других издержек.

Чтобы «приземлять» у себя таких брендовых резидентов, как PepsiCo, администрация области пошла по пути формирования промышленных зон — целенаправленно, одной из первых в России. Соответствующий региональный закон уже принят в первом чтении, а в июле, думаю, будет принят в окончательном варианте.

Ежегодно на создание в промзонах необходимой инфраструктуры предполагается направлять порядка 500 млн. рублей. Но затраты того стоят.

Не напрасны расходы и на создание «Объединенной судостроительной корпорации». Вспомогательный, буксирный, малотоннажный флот — это наша ниша. И мы постараемся ее занять.

Дон не может, да и не собирается равняться, скажем, на Сочи с его олимпийскими амбициями. Однако у нас есть и масса своих — реалистичных и выигрышных — проектов. Что мы и продемонстрировали в Питере.
Вадим Викулов, генеральный директор НП «Агентство инвестиционного развития» Ростовской области: «На Дону — первые признаки очереди инвесторов»

Наше агентство особенно остро ощущает глобальную конкуренцию, в которую вступили Россия и регионы за привлечение инвестиций. Сегодня, как никогда, от того, какие административные и экономические приемы использует регион, зависит, куда серьезные инвесторы пойдут строить заводы и фабрики.

Год назад я сетовал, что в Ростовской области нет и пока не предвидится очереди инвесторов.

Сегодня я вынужден признать — мы ошиблись в своих прогнозах. На Дону появляются первые признаки очереди инвесторов. Причем за каждым успешно «приземленным» у нас инвестором — уже по рекомендациям — тянутся новые большие проекты и компании. Лучшей рекламы для региона не бывает.

Однозначно это — следствие той экономической политики, которую формирует и реализует руководство области. Крайне важна позиция депутатов, администрации и при разработке бюджета на 2008 год. Акцент бюджетных трат на снятие инфраструктурных ограничений — это деньги, которые не проедаются, а идут на развитие. Именно они принесут казне дивиденды в последующие годы. Понятно, что этот ресурс ограничен.

Как говорит Владимир Федорович Чуб, Ростовская область еще недостаточно богата, чтобы к новым заводам подводить коммуникации до забора.



Но шаги региональной власти в этом направлении — главный вдохновитель той инвестиционной активности, которая сегодня наблюдается на Дону.

Никита Логвинов

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал