Глоссарий альтруистическая личность



Скачать 82.01 Kb.
Дата27.04.2016
Размер82.01 Kb.
ГЛОССАРИЙ

Альтруистическая личность – наивысший уровень развития личности, характеризующийся способностью жертвовать собой ради гуманистических идей, во благо других людей, во имя Бога. Для данного уровня характерна ответственность за все происходящее вокруг, терпимость, доброжелательность, чуткость и др. В психологическое содержание альтруистической личности включены добродетели: смирение, покаяние, воздержание, целомудрие, нестяжение, кротость, и др. В основе альтруизма лежит любовь.

Бессознательное – природно-детерминируемая область человеческой психики. Это те содержания психической жизни, о наличии которой человек либо не подозревает, либо ничего не знает. Возможно два вида бессознательного: «глубинное» бессознательное и предсознательное. В первом случае имеет место проявление инстинктойдных психических образований, во-втором – вытесненное с сознательного уровня моральных норм поведения или продукты социального научения, представленные в виде навыков, привычек, установок и др. Возможные проекции глубинного бессознательного в социальном самобытие человека детерминируют эгодоминантность в личностном существовании.

Дивергентные технологии – психолого-дидактические конструкты, характерные для учебно-трудовой деятельности. Работка этих технологий основывается на автономной (самостоятельность) интеллектуальной активности учащихся, когда цель, содержание, организация и управление деятельностью осуществляется учащимися самостоятельно. Для дивергентных технологий характерно развитие креативности (творческих способностей) в сочетании с формированием личного опыта учащегося, в котором теоретические знания преломляются относительно практической деятельности, развитие практического мышления. Учебные задачи, используемые в данных технологиях, носят дивергентный характер, когда возможно множество решений в зависимости от задаваемых условий.

Индивид – природно-детерминированная психологическая целостность; родовое человеческое качество, характеризуемое генотипическими психическими образованиями.

Индивидуальная мораль – система правил (норм), регламентирующих социальное поведение человека, личностное самобытие. Индивидуальная мораль детерминирована противоречиями между самовосприятием и восприятием человека окружающими людьми. Психологическое содержание индивидуальной морали составляют социальные установки и социальные отношения.

Индивидуальная нравственность – личностное качество, характеризующее нравственную ориентацию личности. Оно определяется противоречиями между реальной ситуацией существования личности и нравственными законами бытия (например, не убей, не кради и др.). Психологическое содержание индивидуальной нравственности составляют нравственно-смысловые конструкты личности.

Индивидуальность – духовно-детерминированная психологическая целостность; человек как уникальное, самобытное существо, реализуемое в свободной творческой деятельности. В качестве первопричины индивидуальности выступают духовные интенции как смыслы Божественного творчества отдельного человека в духовной непохожести на других людей. Это универсальность Образа Божьего, представленного в личности отдельного человека.

Интеграция – состояние связанности отдельных дифференцированных компонентов в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграция характеризуется упорядочиванием и соорганизацией отдельных элементов в некоторое целостное образование с появлением у последнего качественно новых (системных) свойств.

Интеллект – форма организации ментального (умственного) опыта человека, представленного в виде наличных ментальных структур, и порождаемого психологическим пространством когнитивного, метакогнитивного и интенционального характера.

Интеллектуальная сфера – социально-психологическая сфера структурной организации интегративной субъектности человека, характеризующаяся особенностями индивидуального интеллекта.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях решения задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.

Интенциональный опыт – ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Они определяют предрасположенность личности к определенной области, роду, виду предметной деятельности.

Инфантильная личность – уровень развития личности, характеризуемый невысокой степенью самосознания, соотнесения своих способностей и возможностей их реализации. Внутренний мир человека здесь зачастую неприкрыто выступает во внешнем бытие.

Когнитивный опыт – ментальные структуры, обеспечивающие хранение, упорядочивание и трансформацию имеющейся и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведение в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения.

Коллектив – социальная совокупность, предполагающая духовную общность членов, где межличностные отношения носят альтруистический характер.

Коллективное бессознательное – бессознательное коллектива, которое характеризуется вытеснением в область индивидуального бессознательного нравственных ценностей, образующих моральные нормы поведения в группе.

Коллективное сознание – интеграция индивидуального сознания, возникающая в условиях жизнедеятельности коллектива.

Конвергентные способности – интеллектуальные способности, проявляемые в логическом мышлении человека и обнаруживающие себя в показателях эффективности переработки информации, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в регламентированных условиях деятельности.

Конвергентные технологии – психолого-дидактические конструкты, характерные для репродуктивной учебной деятельности. Они направлены на развитие теоретического мышления в ходе изучения различных общеобразовательных дисциплин.

Коммуникативная сфера – социально-психологическая сфера структурной организации интегративной субъектности, проявляемая через вербальные и невербальные коммуникации.

Креативность – способность к порождению оригинальных идей и использования нестандартных способов интеллектуальной деятельности; творческие интеллектуальные способности.

Латеральное мышление – разновидность творческого мышления, характеризуемое перестраиванием привычных представлений и создание условий для возникновения новых, ориентированное на творчество как процесс, реализуемое в игровой деятельности, и направленное на создание как можно большего числа альтернативных решений.

Латеральные технологии – психолого-дидактические конструкты, характерные для учебно-игровой деятельности. Их использование направлено на развитие креативности ребенка и его подготовку к репродуктивной учебной деятельности. В латеральных технологиях развитие латерального и логического мышления осуществляется в единой педагогической системе, при этом применяются как учебные, так и внепредметные познавательные задачи.

Личность – духовно-социальный феномен человек; психологическая целостность, образованная от социализации индивидуальности; субъект осознанного самобытия человека.

Любовь (человеческая) – вершинное духовное состояние человека, проявляющееся в самопожертвовании, основная жизненная сила, путь к Богу. Любовь – это вершинное чувство человека, отражающее в себе сверхсознательную область человеческой психики, взаимосвязанное с человеческой способностью к творчеству и детерминированное добродетелями: воздержание, целомудрие, нестяжение, кротость, смирение и др.

Ментальный опыт – система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обуславливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании.

Метакогнитивный опыт – ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольное и произвольное управление собственной интеллектуальной деятельностью.

Мораль – система норм, регулирующая социальное поведение человека, детерминируемая обобщенными (конвенциональными) жизненноважными потребностями большинства членов социальной совокупности, и выполняющая социально-адаптивную функцию в жизнедеятельности человека.

Нравственность – интегративное качество личности, определяемое способностью и стремлением человека реализовывать духовно-нравственные законы в социальном поведении; система норм социального поведения личности, детерминированная теоцентричной общественной идеологией.

Нравственно-смысловые конструкты – категориальные двухполюсные шкалы в рамках, которых определяется нравственная ориентация личности. Они обладают дихотомией, выражающей «границы» духовности человека, реализуемой в социальном самобытие, и выступают критериями оценки нравственности поведения личности. В качестве положительного полюса шкалы нравственно-смысловых конструктов православной личности выступают добродетели.

Персонифицированное обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на интеллектуально-нравственное развитие учащегося по пути от эгоцентризма к альтруизму, ориентированная на достижение образовательно-воспитательных целей, организуемая в соответствии с индивидуальными и типическими особенностями педагога и учащихся.

Психология гуманитарная – направление психологии, основывающееся на теоцентричной парадигме, согласно которой высший смысл бытия человека сводим к стремлению к Богу.

Психологический тип – система общих признаков группы психологических явлений, отражающих специфику этой группы и отличающих ее от других групп.

Рефлексия – способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими людьми, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

Сверхсознание – духовно-детерминируемая область человеческой психики. Сверхсознательные психические содержания человек не рефлексирует. Проекция сверхсознания в социальном самобытие человека детерминирует альтруистическую направленность поведения личности. Сверхсознание определяет человеческую способность к творчеству и нравственному поведению.

Сознание – «собственнодушевная» область человеческой психики. Сознание есть проявление Абсолюта в человеческом существе, детерминированное социальным существованием и выражаемое в духовном мире человека через субъективное отражение объективной реальности. Сознание имеет две формы «арефлексивную» присущую человек как творению Бога, и «рефлексивную» как результат первородного греха человека.

Социальная установка – психологическое образование, характеризуемое бессознательной готовностью к определенному поведению. Условие возникновения: взаимодействие потребности и актуальной ситуации.

Социальное бессознательное – «вытесненные сферы», свойственные большинству членов социальной совокупности.

Социальное отношение – определенного вида отношения человека к таким социальным объектам, как семья, родина, культура и т.д. Они есть результат объективации социальных установок.

Социальный индивид – социально-биологический феномен человека; субъект социального бессознательного; совокупность психических свойств, позволяющих идентифицировать себя с социумом. В содержательном отношении социальный индивид характеризуется подсознательным.

Субъект – человек как носитель определенных психологических содержаний, проявляющихся в различных формах активности (общении, познании, деятельности, поведении), имеющих, как осознанный, так и неосознанный вид и выступающих продуктом социализации.

Субъектность – форма самобытия и способ организации человеческой реальности.

Субъектность интегративная - психологическая реальность особого рода, проявляющаяся в сознательном и бессознательном самобытие человека и состоящая из двух интегративных феноменов – личности и социального индивида.

Ценностно-ориентационная сфера – социально-психологическая сфера интегративной субъектности, характеризующаяся системой ценностей нравственного и морального порядка.

Филогенетическое бессознательное – особая форма существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта.

Экстраординатная цель – общая цель, требующая совместных усилий, в свете которой различия между людьми не принимаются во внимание.

Этноцентризм – уровень развития социального индивида, характеризующийся идентификацией по национальному признаку.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал