Государственный образовательный



Скачать 223.97 Kb.
Дата26.04.2016
Размер223.97 Kb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

_______________В.Д. Шадриков

10.03.2000 г.

Номер государственной регистрации

№ 83 мжд / сп



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 350500 - социальная работа

Квалификация: специалист

Вводится с момента утверждения

Москва - 2000 г.




1. Общая характеристика специальности

350500 - социальная работа

1.1. Специальность утверждена приказом Минобразования России от 02.03.2000 г. № 686.


1.2. Квалификация выпускника - специалист.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 350500 - социальная работа при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист социальной работы:


  1. ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;

  2. оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;

  3. организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;

  4. проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

  5. участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

  6. содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

  7. ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Сферами профессиональной деятельности является государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы является отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.


  1. Возможности продолжения образования выпускника.

Специалист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 350500 - социальная работа подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


2. Требования к уровню подготовки абитуриента


  1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.




  1. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.




  1. При приеме на подготовку по специальности 350500 - социальная работа вуз по собственному решению может провести дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности (собеседование, тестирование и т.п.)




  1. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности

350500 - социальная работа


  1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.




  1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.




  1. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.




  1. Основная образовательная программа подготовки специалиста должны предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

цикл ФТД - факультативы.


  1. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.


4.Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 350500 - социальная работа


Индекс

Наименование дисциплин и их

основные разделы



Всего

часов


1

2

3

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть истории человечества.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этно-культурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII в.в. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV в.в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексты общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, квалификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е г.г. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е г.г. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е г.г. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытка осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х г.г.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-19991 г.г. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 г.г.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельности в условиях новой геополитической ситуации.


135

ГСЭ.Ф.04

Философия.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Философские проблемы социальной работы.




135

ГСЭ.Ф.05

Культурология.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъекты культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Культурологические основы социальной работы.








ГСЭ.Ф.07

Правоведение.

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федерального устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.







ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 15 % общего объема цикла



ЕН

Общие математические и естественно-научные дисциплины

702




ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент


до 10% общего объема цикла


ОПД.

Общепрофессиональные дисциплины

4013


ОПД.Р00

Национально-региональный (вузовский) компонент


до 10 % общего объема цикла


СД

Специальные дисциплины

2305



СД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 10 % общего объема цикла


ДС

Дисциплины специализации

937




Итого:

11016

* Примечание: дополнительно предусматривается 4 недели практики за счет часов дисциплин специализации, и 2 недели при изучении дисциплин СД.Ф.06, СД.Ф.07, СД.Ф.08 и СД.Ф.09


5. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 350500 - социальная работа


  1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

- теоретическое обучение,

включая научно-исследовательскую работу

студентов, практикумы, в том числе лабораторные,

а также экзаменационные сессии 180 недель

- практики , не менее 24 недели

в т.ч.:

ознакомительная 2 недели



учебная 4 недели

производственная 10 недель

преддипломная (стажировка) 8 недель

- итоговая государственная аттестация,

включая подготовку и защиту выпускной

квалификационной работы, не менее 6 недель

- каникулы ( включая 8 недель последипломного

отпуска), не менее 50 недель




  1. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучение, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.




  1. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.




  1. При очно-заочной (вечерней) форме объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.




  1. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.




  1. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.


6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 350500 - социальная работа
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста по социальной работе на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализация является частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагает получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

* изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%;

* формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в межрегиональные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;

* занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожеланий студентов;

* осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающих региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

* устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем дисциплин специализации;

* устанавливать наименование специализаций по специальности высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля их освоения студентами;

* реализовывать основную образовательную программу подготовки специалиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование соответствующего профиля. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.


6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста социальной работы должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; удельный вес преподавателей, имеющих ученую степень, в соответствии с лицензионными нормативами должен быть не менее 55-60%.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Вуз должен иметь фонд учебной литературы (из расчета 1 учебника или учебного пособия на 2 человек), учебно-методические материалы, включая программы по всем изучаемым дисциплинам, положения о практиках, необходимую научную литературы по дисциплинам, важные профессиональные журналы, реферативные издания.

Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием соответствующих методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио- видео- и мультимедийными материалами.




  1. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста по социальной работе, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

В том числе иметь:

* учебно-методический кабинет по проблемам теории и практики социальной работы;

* компьютерные классы;

* опорно-экспериментальные социальные учреждения, службы, организации.



  1. Требования к организации практик

В вузе должно быть разработано по каждому виду практики положение, в котором излагается программа, формы и методы ее проведения. Объектами практики должны быть учреждений, организации и службы социальной работы в разных сферах жизнедеятельности (особенно социальной защиты населения, а также здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т. п.) и с различными группами населения (особенно молодежью с социально-негативным поведением, пожилыми, семьями группы риска, маргинальными слоями населения и т. п.).

Особое внимание следует обратить на проведение 4-х недельной практики в рамках дисциплин специализации и 2-х недельной практики в рамках изучения специальных дисциплин.

В положении должны быть предусмотрены подготовительный этап, этап проведения и этап подведения итогов практик.


  1. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 350500 - социальная работа

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.п. 1.2.-1.3. настоящего государственного образовательного стандарта, и с учетом итоговой аттестации выпускника.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

* основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

* понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

* сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

* профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

* основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

* основы социальной медицины;

* основы правового обеспечения социальной работы;

Специалист должен изучить опыт:

* практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

* организации и управления в социальных учреждениях и службах;

* получения и обработки информации о системе социальной работы;

* проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

* участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

* организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть:

* основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

* основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

* методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

* основными методами психолого-педагогической деятельности;

* методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

* основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.


7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, позволяющий выявить подготовку выпускника к решению профессиональных задач.


  1. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста:

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях.

Оформление квалификационной (дипломной) работы должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований.

Цель государственного (междисциплинарного) экзамена - установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Программа междисциплинарного экзамена составляется вузом на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.
Составители:

Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы 24 ноября 1999 г. , протокол № 10.
Председатель Совета УМО В.И. Жуков
Заместитель председателя

Совета УМО В.А. Никитин



Согласовано:
Управление образовательных программ и

стандартов высшего и среднего



профессионального образования Г.К. Шестаков
Начальник отдела __________________________ Т.Э. Петрова
Сотрудник, курирующий

данное направление __________________________



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал