Графический дизайн полиграфической упаковки



Скачать 327.94 Kb.
Дата01.05.2016
Размер327.94 Kb.
ТипАвтореферат диссертации


Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский научно-исследовательский институт

технической эстетики
На правах рукописи


Лемешко Татьяна Владимировна
Графический дизайн

полиграфической упаковки

(история, методика, практика).

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения


Москва 2006

Работа выполнена в Московском государственном университете печати

Научный руководитель: кандидат искусствоведения,

профессор Ю.И. ЧУВАШЕВ

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

профессор А.Н.Лаврентьев кандидат искусствоведения,

доцент А.И.Новиков
Ведущая организация: Оренбургский государственный

университет


Защита диссертации состоится “__”____________2006 года

в __часов на заседании Диссертационного совета Д217.003.01

во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223 Москва, ВВЦ РФ, корп. 312.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ

Автореферат разослан “__”________________2006 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета М.М. Калиничева


Актуальность исследования

В жизни потребительского общества упаковка становится одним из основных средств формирования пространства потребления. Быть объектом коммуникации между производителем, продавцом, потребителем и формировать, сохранять художественный компонент – таковы необходимые условия существования упаковки, определяющие комплекс важнейших задач: культурно-эстетических, технологических и функциональных (в свете рекламной направленности и психологического воздействия на человека-потребителя для продвижения товара на рынке), которые встают в процессе ее проектирования перед дизайнером..

История печатной упаковки, тиражированной полиграфическим способом, насчитывает третий век. Упаковка, как объект графического дизайна, включенная в сферу современного маркетинга – всего вторую сотню лет. Несмотря на длительную историю отечественная упаковка была недостаточно изучена. Ее художественный компонент оставался вне внимания исследователей.

В условиях экономики советского периода вопросы оформления упаковки не были включены в круг научных теоретических проблем и не вызывали искусствоведческого интереса. Отсутствие конкуренции товаропроизводителей, дефицит товаров на рынке не способствовали совершенствованию системы ее художественно-технического изготовления. Упаковке продукции для внутреннего рынка не уделялось достаточного внимания со стороны профессионального круга художников. Выпускники художественных вузов находили применение своим способностям в других сферах оформительской деятельности (книга, журнал, газета и др.). Упаковка, проектируемая художниками, работающими на предприятиях, выпускавших продукцию, находилась вне сферы высокого графического искусства.

Художественные компоненты привлекли интерес специалистов изначально к упаковке экспортного исполнения в 50-60-х. Упаковка продукции на экспорт становится особо востребованной. Ее эстетические качества и уровень художественного профессионализма вынуждают, наконец, к сравнительному анализу упаковки отечественной с аналогичной зарубежной, побуждают к искусствоведческому обсуждению. На базе выставочных мероприятий проходили обсуждения в форме семинаров, конференций и т.д.

Проблемы дизайнерского характера стали еще более значимыми с возрастающей ролью ( 60-е годы ХХ века) и распространением художественного конструирования. Как метод в области промышленного дизайна, художественное конструирование своим функционально-логическим началом охватило сферу прикладной (промышленной, полиграфически воспроизводимой и тиражируемой) графики и сферу книгоиздания.

Представляется целесообразным собрать воедино почти утраченный материал, представляющий историю отечественной полиграфической упаковки, рассмотреть ее ретроспективу и составить общее представление об отношении к традициям. Введение в научный оборот наследия истории отечественной полиграфической упаковки представляется актуальной необходимостью.

Изменение принципов экономики в нашей стране, “упаковочный бум” конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века, мощное переоснащение полиграфической отрасли с повсеместным применением новейших технологий, прежде всего компьютерных, вызывает постоянный прилив молодых профессионалов – дизайнеров-технологов, художников-графиков, дизайнеров рекламы в упаковочную отрасль промышленности, где они должны придти на смену отлично освоившим компьютер самоучкам, быстро реагировавшим на заказ рынка, но не имевшим часто художественной подготовки.

Интерес к изучению и систематизации материала, не входившего ранее в круг актуальных художественных проблем, активно поддерживается практикой графического дизайна. Конец 90-х годов вызвал острую необходимость в разработке системной научной базы для дизайнеров упаковки, которая способствовала бы грамотному оперированию художественными приемами, созданию новых образно-стилевых решений с учетом всех требований современной технологии.

В практике графического дизайна абсолютно новыми оказались проблемы, связанные с особенностями функционирования упаковки в условиях маркетинга. От дизайнерского решения, от художественного образа и обще-эстетической характеристики упаковки сегодня зависят во многом проблемы маркетинга, рекламы. Реклама художественными средствами упаковки создает особое мифологизированное визуальное пространство. Как художественное произведение - упаковка элемент пространства эстетической культуры нашего общества.

Изучение особенностей становления, специфики формирования художественно-графического стиля упаковки актуально в наши дни.

К полиграфической упаковке относим упаковку, тиражированную способами полиграфической технологии. Основной используемый материал – бумага, производные от бумаги (картон, гофрокартон и пр.) или синтетические заменители бумаги (пленки и др.), подвергающиеся полиграфической обработке – печати, тиснению (бескрасочному, краской, фольгой) и пр.

К полиграфической упаковке, как частный случай, могут быть отнесены упаковки из других материалов (стекла, металла, дерева и др.), если их поверхность обрабатывается способами полиграфической печати, т.е. изображение наносится полиграфической краской или используются другие способы полиграфической обработки.



Степень научной разработанности темы.

Истории русской полиграфической упаковки посвящено незначительное количество работ. Среди основных - каталог “Два века русской этикетки”, составленный усилиями И.Н.Смиренного и Б.Н.Рахманинова к аналогичной выставке в Политехническом музее (1998 год). Текст каталога был написан Б.Н.Рахманиновым, наиболее знающим специалистом в области прикладной графики, преподавателем Строгановского университета. В книге М.Аникста, Н.Бабуриной и Е.Черневич "Русский графический дизайн 1880-1917" исследуется состояние прикладной графики начала ХХ века. Основное внимание уделено торговой рекламе.

Исследовательская работа Э.М. Глинтерник "Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880-1980-е гг.) содержит анализ состояния проектной культуры в России, уточняет общую модель дизайна, его роль в формировании предметно-пространственной среды. Из работ, освещающих отдельные направления развития упаковки (этикетки) назовем - “Пиво российской империи” и “Русская парфюмерная упаковка”, представляющие большой фактический материал в хронологической последовательности. Наиболее интересной для своего времени теоретической работой (не утратившей и сегодня своего значения) остается статья В.Н. Ляхова, обратившегося к анализу графического оформления упаковки (этикетки) 50-х г. ХХ века, определяя ее состояние с позиций художественного конструирования и требований образной выразительности.

О возросшем внимании к проблемам дизайна упаковки свидетельствует ряд диссертационных исследований, выполненных за последние годы. В работе “Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки)” (2004 г.) М.Е. Бирюкова формулирует понятие упаковки как комплексного объекта проектирования. Работа В.В. Слемзиной (2005 г. С-Пб.) излагает “Становление дизайна упаковки в Германии конца ХIХ - первой трети ХХ века (основные тенденции и мастера)”.

Общая методика создания художником объекта дизайна разрабатывается в многочисленных исследованиях, посвященных проблемам современного дизайна, особая роль в этом принадлежит Всероссийскому научно-исследовательскому институту технической эстетики, а также трудам и разработкам специалистов ряда высших учебных заведений: с 60-х гг, проблемы упаковки разрабатывались и разрабатываются в МГХПУ им. Строганова, в С-П ГХА им. Мухиной, традиционно проблемами упаковки занимался Московский полиграфический институт, в частности факультет Художественно-технического оформления полиграфической продукции. Применительно к книге и полиграфической продукции эти идеи развил В. Н. Ляхов, обосновав метод структурно-функционального анализа и системного подхода в решении проблем формообразования различных видов печатной продукции. Мы берем частный случай упаковки, но поскольку при создании полиграфической упаковки есть своя специфика, представляется необходимым специально рассмотреть этот сектор печатной продукции.

Монографических работ по теме диссертационной работы у нас в стране не существует. Не рассматривались в специальной литературе вопросы художественно-образного решения упаковки, связанные с проблемами маркетинга, когда упаковка выступает как единый утилитарно-художественный комплекс.

Отдельные фрагменты обозначенной темы можно было найти в периодической печати, в специализированных журналах.

Материалом для диссертационного исследования послужили коллекции собирателей и Музея упаковки в Политехническом музее, конкурсные работы на отраслевых выставках “Этикетка - русский стиль”, “Упаковка - звезда России” и др.; данные периодической печати (журналы “Тара и упаковка”, “Полиграфия”, “КАК”, “Пакет” и др.); публикации изготовителей упаковки, вошедшие в сборники “Наша марка”, Портфелио Index и др.; образцы современной упаковки.

Объект исследования - отечественная полиграфическая упаковка с конца ХYIII -до начала ХХI (2005) века.

Предмет исследования: Предметом исследования является упаковка как специфический вид проектно-творческой деятельности дизайнера, ориентированный на создание адекватного графического обращения к потребителю с учетом эстетических требований.

Цель и задачи исследования

Основная цель - выделить этапы становления графического дизайна упаковки в России как рекламного обращения в мифологизированном пространстве потребления и определить тенденции, которые формируют и отражают современный этап этого процесса.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Сформулировать понятие “упаковка”, определить этикетку (как частный случай упаковки);

2. Систематизировать и ввести в научный оборот материал по истории отечественной (полиграфической) упаковки с конца XYIII века до наших дней. Подразделами задачи являются:

- обзор истории возникновения, становления и развития полиграфической упаковки в России как объекта культуры, рекламы и маркетинга;

- выделение основных этапов эволюции упаковки и причины, вызвавшие необходимость этих изменений.

- оценка отечественной упаковки как особого жанра художественной деятельности, формирующего эстетическое пространство, изучение ее графического образа в различные периоды истории

- рассмотрение условий, определивших переход упаковки в сферу дизайнерской деятельности;

- выявление тенденций, нашедших концентрированное выражение в современном графическом образе упаковки;

- исследование роли традиций в дизайне упаковки.

3. Анализ средств художественно-образной выразительности, используемых художниками, позже дизайнерами, в процессе оформления, проектирования упаковки (и в определимые периоды времени) — конструкцию, цвет, шрифт, ритм, изображение, композицию и т.д. — для уяснения логики выбора их с целью активного использования.

Выявить, за счет каких средств художественно-образной выразительности упаковка эмоционально, психологически воздействует на потребителя. Уяснить целесообразность применения тех или иных художественно-графических средств, в том числе и для информационных, рекламных, и маркетинговых задач при проектировании упаковки конкретного типа. Определить, какие из структурообразующих факторов определяют дизайн отечественной полиграфической упаковки как рекламного обращения.



4. Рассмотрение упаковки как сложного художественно-функционального комплекса, включающего в себя следующие основные аспекты: материально-конструктивный; коммуникативно-информационный; и художественно-образный (рекламный). Все аспекты взаимозависимы и взаимообуславливают один другой. При анализе упаковки руководствоваться художественно-образным аспектом как главенствующим.

5. Составление функциональной классификации упаковки, в основу которой должны быть положены данные о целях и назначении упаковки, о потребителе - покупателе (предполагаемом частном лице или определенном контингенте покупателей (сегмент рынка); о социальной составляющей (социальном заказе) и т.д.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. историко-хронологический, 2. метод структурно-функционального анализа; 3. методика системного проектирования; 4. семиотический подход; 5. “генетический” метод (определение коллектива авторов ВНИИТЭ) как способ исследования влияние общечеловеческих архетипов в процессе психологического воздействия образно-пластических средств на восприятие человека, в основе которых лежат физиологические факторы; 6. искусствоведческий анализ развития графического образа упаковки как эстетического элемента предметно-пространственной среды.



Научная новизна

Впервые рассматриваются основные исторические этапы развития отечественной упаковки с конца XVIII века до начала ХХI века (2005 г.) на основе анализа образцов упаковки, данных периодической печати, художественно-мемуарной литературы и специальных изданий; прослеживается эволюция формирования художественного языка упаковки, его становления и развития. Подчеркивается преемственность и связь дизайна упаковки и декоративно-прикладного искусства, частью которого до конца XIX - начала ХХ века являлось производство упаковки. Прослеживается закономерность появления в условиях тиражирования продукции нового способа формообразования – дизайна.

Исследование характеризуется комплексным, целостным подходом к упаковке, которая, рассматривается как вещь материальная, как объект творческой деятельности, как средство создания мифологизированного эстетизированного пространства потребления, символом которого является бренд. Бренд можно считать логичным завершением развития упаковки как рекламного обращения.

Предложенная система классификации упаковки ориентирована на создание рекламного обращения; выбор средств художественно-образной выразительности, т.е. визуализацию обращения, находится в зависимости от адресата и социального заказа.

Определение упаковки дано с учетом современного состояния маркетинга.

Практическая значимость. Работа предлагает научную и методическую помощь в непосредственной деятельности дизайнера по созданию упаковки и этикетки путем уяснения системы формообразующих факторов, а также средств художественно-образной выразительности, необходимых для решения и достижения намеченных целей.

Апробация работы проводилась в ходе лекционно-практической работы со студентами Московского государственного университета печати (МГУП) - чтения лекций и проведения семинарских занятий, на курсах повышения квалификации под эгидой Союзупака, в ряде публикаций в периодической печати и в рамках проведения научных семинаров МГУП. Материалы исследования использованы в подготовке рабочих программ и преподавании курсов ”Художественное оформление упаковки”, “Конструирование и дизайн тары и упаковки”, при написании учебника с аналогичным названием в соавторстве с преподавателями Университета печати для студентов технологов,

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (227 источников) и приложения (таблицы, схемы и иллюстративные материалы).



Основное содержание работы

Во введении дано обоснование актуальности темы исследования, определена ее научная и практическая значимость. Представлена характеристика степени изученности темы, определены цели и задачи работы, объект, предмет и границы исследования, описаны методики исследования.

В первой главе “Упаковка как система, включающая утилитарный, информационный и художественный аспекты” рассматриваются перечисленные особенности упаковки, прослеживается процесс ее эволюции, формулируется определение понятия “упаковка”, “этикетка”, выполненные полиграфическим способом. Глава содержит параграфы: 1. “Упаковка” в современном творческом процессе;

Анализируются аспекты упаковки в реализации всех ее функций, выделяются те из них, которые являются наиболее важными для создания образа продукта. Под образом продукта не следует обязательно иметь ввиду конкретные свойства продукта, а лишь те его особенности, которые выбираются для рекламы данного продукта с целью продвижения его на рынке, те, что составляют основу его мифологизации.

2. Функции упаковки и их взаимообусловленность

Упаковка - сложный комплекс, включающий аспекты: материально-конструктивный – это функции утилитарная, технологическая, экологическая; информационный – функции идентификационная, справочно-инструктивная и сертификационная; художественно-образный, ориентированный на решение маркетинговых задач, выполняющий функции художественно-эстетическую, психологическую, коммуникативную, социокультурную и экономическую. Все аспекты упаковки взаимозависимы. Каждый реализует свои специфические задачи, необходимые для наиболее полного и адекватного создания упаковки как части товара. Художественно-образный, как основной, аспект положен в основу диссертационной работы.

Из всех аспектов упаковки приоритетными являются те, которые способствуют формированию образа продукта, становятся носителями невербальной информации, т.е. решаются только художественными средствами.

В анализ художественно-пластических решений упаковки включается рассмотрение таких параметров как химико-физические свойства самого продукта, портрет покупателя, ситуация потребления и традиции подачи данной категории товара на рынке. В главе рассмотрены: простые в художественном отношении повседневные упаковки. В упаковке повседневного спроса главным объектом подачи является сам товар. И упаковки подарочные, которые по художественно-образному решению специально сориентированы на особенности планируемого сегмента рынка и ситуацию потребления. Упаковки крупногабаритных товаров, особнно длительного пользования, исключены из рассмотрения в данной работе, так как они выполняют скорее функцию тары.

3. Классификация упаковки. Классификация упаковки, в основание которой положены: функциональное назначение упаковки, учет особенностей конкретного контингента покупателей (сегмент рынка), социальная составляющая (обыденность, престижность, культурный уровень, возрастные характеристики и т.д.), что определяет систему структурообразующих факторов упаковки как материально-конструктивной, так и художественно-пластической формы. Это своего рода тест, на который дизайнер должен дать правильный ответ и решить главную задачу упаковки, как части товара - добиться активного продвижения данного товара на рынке.

Основной принцип, положенный в основу классификации, - пространственный, т.е. упаковка является плоской или объемной. Это определяет выбор материала, технологию производства, способ решения художественно-образных задач.

Плоская упаковка – непосредственно этикетка. Она может существовать самостоятельно в виде ярлыка или наноситься на какую-либо поверхность (объем), тем самым пластически соотносясь с объемом, приобретая с ним единое звучание.

При рассмотрении упаковки объемной, имеющей некую форму, конструкцию, раскрой и пластически решаемой как единое целое, отмечается факт ее генетической связи с этикеткой. Имеется ввиду, что часто лицевая и изнаночная стороны упаковки, или верхняя и нижняя не составляют композиционного целого, производят впечатление созданных разными художниками. Нанесенные полиграфическим путем на единую выкройку, части вступают в прямое противоречие – это явное следствие изначального присутствия на таре этикетки. Или исполнитель не воспринимает упаковку как единое целое (единый текст), или заказчик требует слишком большого включения вербальной информации, не имеющей прямого отношения к данному продукту.

Можно рассматривать это явление и как традиционное разделение объема на внутреннее и внешнее ("красный угол"). Получается, что лицевая сторона – визуальная (невербальная, рекламная информация), а изнаночная – вербальная, информационно-избыточная. Лицевая сторона строится по принципу знаковой передачи информации, создания образа продукта, а оборотная похожа на аннотацию-подпись.

Объем предполагает наличие хотя бы еще двух сторон, мы получаем трехгранную пирамиду. Все стороны такой конструкции в решении дизайнерских задач (распределении информации) могут быть равнозначны, но так же одна сторона может использоваться как подставка и быть относительно нейтральна с точки зрения оформления. Относительно нейтральные по силе оформления плоскости упаковки определяются ритмико-композиционными задачами, используются как зоны активного воздействия на покупателя и как зоны “отдыха” - спокойного, внимательного чтения. Они естественно составляют целостное художественное решение. Этот фактор учитывают грамотные дизайнеры, но встречаем достаточно и негативных примеров.

Распространенной является конструкция, имеющая шесть сторон. Наиболее часты следующие способы использования их дизайнерами: самыми значимыми считаются две стороны и тогда они имеют одинаковую и самую большую площадь (верхняя, лицевая и нижняя). В этом случае остальные четыре можно считать вспомогательными, на них ставится минимум информации, или эта информация не самая важная, а возможно, вспомогательная.

Материалы первой главы позволяют сформулировать следующие выводы:

Упаковка - продукт творческой деятельности дизайнера по эстетическому формированию предметно-пространственной среды;

- Упаковка – одно из основных рекламных средств создания мифологизированного образа товара для осуществления стратегии продвижения товара на рынок (одно из составляющих бренда);

- Упаковка – объект идеологии существующих экономических и социальных отношений.

Упаковка является сложным художественно-функциональный комплексом, включающим в себя три органично связанных, взаимозависимых и взаимоопределяющих компонента: материально-конструктивный; коммуникативно-информационный; и художественно-образный (рекламный).

Классификация упаковки зависит от назначения упаковки: функциональное назначение; специфика, особенности конкретного контингента покупателей (сегмент рынка); социальная составляющая (обыденность, престижность, культурный уровень, возрастные характеристики и т.д.), с пространственной точки зрения выделяется объемная и плоская упаковка, требующие особого пластического решения.

Во второй главе исследования “История отечественной полиграфической упаковки” излагается история русской полиграфической упаковки с конца XVIII века и рассматривается становление графического дизайна современной упаковки до начала нового XXI века. В главе выделяютс два основных этапа: дореволюционный и постреволюционный, который в свою очередь разбит по десятилетиям.

Анализ строится по хронологическому принципу, как наиболее целесообразному, позволяющему проследить накопление опыта и изменения, обусловленные становлением этой области художественного творчества, как самостоятельной, обладающей определенной самоценностью. Развитие могло идти совершенно изолированно от других областей художественной деятельности. Упаковка - часть общего процесса художественного творчества, вначале в рамках декоративно-прикладного искусства и затем дизайна, поэтому ей также присущи изменения по стилям, зависимость от социальной реальности и конъюнктуры. Очень велико в этом смысле влияние моды, господствующих эстетических предпочтений той или иной эпохи, конкретного временного периода. Для иллюстрации этих положений используются примеры разных видов упаковки, как наиболее характерные для определенного времени.

В конце XVIII века с развитием промышленности появляется необходимость в ярлыке и этикетке как сопроводительной документации при совершении торговых сделок. Любопытным историческим фактом является причастность М.В. Ломоносова к появлению таких этикеток для штук сукна. Он предложил такое новшество для мануфактуры в Петербурге. Упаковка была нужна в аптекарском деле, так как именно там необходимо расфасовывать небольшие и точно выверенные объемы в большом количестве, что и вызвало появление тиражированной упаковки, обеспечивающей сохранность, точный вес и наименование, сопровождающееся инструкцией к применению и описанием составляющих данный препарат ингредиентов.

Развитие торговли приводит к появлению упаковок для все большего числа товаров. Усиление конкуренции требует рекламы товаров данного производителя, чему способствует упаковка и этикетка уже как инструмент начальных форм маркетинга. Особенностью первых упаковок становится преобладание в них вербальной информации и декоративный характер визуального ряда. Стилистически они созвучны развитию художественного творчества каждой конкретной эпохи, во всех его проявлениях. Особенно интересны решения упаковки парфюмерно-косметических и кондитерских изделий в стиле модерн, так как данная продукция ассоциативно созвучна данному стилю. Традиции в оформлении этих групп товаров часто восходят ко времени расцвета стиля модерн.

Отечественная упаковка этого времени соответствовала общеевропейскому уровню, о чем свидетельствует конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Нередко ее и заказывали и печатали за границей.

Вместе с тем русская полиграфическая упаковка и этикетка не всегда развивались в общем русле с мировыми тенденциями; за два века эволюционирования она прошла различные этапы. Специфическими целями, связанными с внешнеполитической изоляцией и строительством нового быта определялся эстетический и стилистический облик упаковки и этикетки в период 20-30-ых гг. прошлого столетия, самого яркого и, несомненно, наиболее самобытного в плане художественно-образной выразительности. Объясняется такое положение не только обще социальными установками, господствовавшими в этот исторический момент, но и мощью таланта мастеров - родоначальников отечественного дизайна, обратившихся к этой сфере художественной деятельности. Достаточно упомянуть имена выдающихся художников, таких как А. Родченко, В. Маяковский, С. Чехонин и других.

В период 40-ых, годы войны и лишений не способствовали развитию искусства упаковки - не хватало самого необходимого, упаковывать особенно было и нечего. Упаковка данного времени, из-за низкого уровня полиграфической базы, сводилась к пакетам со шрифтовыми надписями, зачастую выполненными с помощью штемпелей на дешевой бумаге. Типичным является рекламный плакат продукции Московского пищевого комбината им. А.И. Микояна, выполненный до 1947 года, на котором можно видеть образцы упаковки того времени: симметричные шрифтовые композиции, использование рамочек и примитивного орнамента. Шрифт рукописный, иногда с росчерками. Цветовая гамма приглушенная, отдается предпочтение коричнево-красной. На упаковке пищевых концентратов часто присутствует рисованное изображение тарелки или фужера с приготовленным блюдом.

В период 50-ых, годы бурного восстановления разрушенного народного хозяйства - в архитектуре, искусстве возобладали тенденции величественного покоя, уверенности, возврата в стилистическом отношении к традициям неоклассицизма, с элементами того, что в 20-30-ых квалифицировалось термином “мещанство”. В упаковке – это конфеты “А ну-ка отними”, “Мишка на севере”, одеколоны “Кармен”, “Красный мак”, вино “Улыбка”, “Южная ночь”, табак “Герцеговина флор” и т.д. Многие этикетки воспроизводили дореволюционные аналоги с тем же названием. Такие товары олицетворяли возврат к мирной жизни, ощущение стабильности, праздничности.

Для борьбы с низким качеством и низко художественным уровнем упаковки создается комбинат “Продоформление”. Художники комбината начинают создавать упаковки чаще всего для продуктов питания. В оформительских решениях используют двухцветную печать, силуэтное изображение приготовленного продукта и надпись. К этому времени относятся этикетки водки “Столичная”, выполненная художником В.А.Яковлевым. Он же создает дизайн сигарет с тем же названием и сигарет “Дымок”, одной из самых демократичных советских марок. В отдельную группу выделяются качеством и многокрасочной печатью упаковки, предназначенные для реализации заграницей.

Период 60-ых отметим в том плане, что в это десятилетие продолжали решать проблемы, возникшие в предыдущем, по созданию высокохудожественной упаковки. Этот вопрос решался на государственном уровне, были приняты решения, усиливающие роль специалистов по промграфике в производстве, для чего создаются специализированные кафедры в учебных заведениях, например, в Строгановском и Мухинском училищах, создается ВНИИТЭ, который призван был координировать художественную деятельность и в этой области. Начинают выходить специализированные журналы: “Декоративное искусство”, “Техническая эстетика”, на страницах которых профессионалы смогли обсуждать проблемные вопросы, в частности - уровень художественного решения упаковки и этикетки.

Способствует активизации внимания к упаковке и проведение международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В этот период начали активную творческую деятельность такие мастера, как Э.Аронов, В.Левинсон, В.Щапов, Ю.Дегтярев и др. Организуется первая выставка упаковки в Сокольниках. На страницах периодической печати появляется специальная информация по проблемам упаковки, проводятся дискуссии и обсуждения этих новых тогда для нашей страны идей и проблем.

Знаковыми для данного периода изображениями становятся изображения высотных зданий в Москве (хронологически относящихся к концу 50-ых), как символ возрождающейся после войны экономики, новой жизни в мирной Москве. Из упаковок, носящих следы поиска новых возможностей, дан пример раскладывающейся упаковки-сувенира для швейных иголок, на которой присутствует и изображение высотного здания (символа Москвы, мирной жизни), и восходящего солнца, лучи которого представлены в виде сияющих иголок, а внутри – устоявшегося домашнего уюта – сидящая в кресле бабушка, играющий клубком ниток котенок и висящая на стене картина “Утро в сосновом лесу”.

Постепенно упаковка становится делом профессиональных художников, например, москвичи - А.Мандрусов, А.Зеленский, который разработал упаковку папирос “Казбек” по мотивам работ Е.Лансере; продолжал работать в области парфюмерной упаковки М.Марков; ленинградцы Е.Сандлер, И.Чагина, П.Лубковский и многие другие.

В период 80-ых - активное развитие жанра упаковки благодаря крупному международному событию - Олимпийским играм, символом-талисманом которых стал Медвежонок (художник В.Чижиков). Это десятилетие характеризуется как очень сложное и в истории государства, и в рассматриваемой сфере творческой деятельности. Отставание производственной базы не позволяло выпускать качественные полноцветные упаковки. Исключение составляли парфюмерные и кондитерские упаковки, упаковки для сувенирной продукции (для водки “Золотое кольцо”, подарочный парфюмерный набор “Алые паруса”, коробки конфет типа “Вечерний звон”, шоколад “Вдохновение”, “Гвардейский”) и т.д.

Вторая половина 90-ых охарактеризована как время “упаковочного бума”, вызванного изменением политической и экономической ситуации в нашей стране, временем наиболее активного становления собственно языка упаковки в отечественном производстве, апробирования и отбора способов и средств по созданию упаковки.

Упаковка становится объектом приложения творческих сил как профессиональных художников промграфики, так и художников, работавших в других областях изобразительного искусства и дизайна. Как и в 20-ые и в 60-ые годы, но на другом уровне и по другим экономическим и социальным причинам упаковка начинает искать свои способы выражения, не отбрасывая накопленного опыта. Иногда дизайнеры становятся на путь прямого копирования как дореволюционных упаковок, так и упаковок последующих десятилетий. Нередко используют графические мотивы театрального плаката (для вина этикетки “Жизель”, «Кармен» и “Отелло”). Большую роль в активном процессе играли выставки упаковки и этикетки, проводимые ежегодно в Сокольниках, а также конкурсы, проводимые в рамках этих выставок “Союзупаком”.

Начало XXI века (первое пятилетие) можно охарактеризовать как годы, когда собственный язык упаковки сложился. Наблюдается отход от создания отдельной, единичной упаковки для конкретного товара, возникает переход к проектированию упаковки для линии продукции (серийной), к “бренду” - упаковке комплексного решения в области маркетинговой политики, инструменту по формированию мифологизированного пространства. Из рассмотренных решений, успели стать классикой жанра, несмотря на непродолжительность своего существования и активно вошли в нашу жизнь и наше сознание - кондитерские изделия фирмы “Коркунов”, линия продуктов быстрого приготовления “Быстров”, пиво “ПИТ”, косметические серии “Черный жемчуг” “Красная линия”, молочные продукты “Биолайф” и т.д.

Анализ упаковок заканчивается обзором выставок, конкурсных мероприятий и работ лауреатов. Вторая глава систематизирует и вводит в научный оборот материал по истории отечественной (полиграфической) упаковки с конца XYIII века до начала ХХI (2005 г.) века:

- рассматривает основные исторические этапы развития отечественной упаковки;

- выделяет этапы развития дизайна отечественной полиграфической упаковки, акцентируя внимание на узловых моментах – социальных явлениях, событиях, фактах и пр., определивших характер художественного образа упаковки в соответствующие периоды времени;

- прослеживает эволюцию формирования художественного языка упаковки, его становления и развития.

Третья глава “Художественно-пластические особенности упаковки как эффективный способ передачи информации и активного воздействия на восприятие потребителя” посвящена проблемам эволюции визуальных (изобразительных) и вербальных (словесных) средств, используемых дизайнерами; проблемам создания современной упаковки, отвечающей требованиям маркетинга, рекламы.

Усиление роли маркетинга и требований рекламы приводит к переосмыслению приоритетных задач при создании упаковки, к изменениям в выборе средств художественно-образной выразительности дизайнерами. Закономерным результатом этих процессов является стремление к наиболее активному воздействию на потребителя. Возрастает роль механизмов психологического воздействия.

Глава подразделяется на четыре части для более подробного рассмотрения следующих аспектов: 1. Упаковка как элемент коммуникативного процесса; 2. Психологические аспекты восприятия рекламного послания потребителем; 3. Формирование собственного языка упаковки; 4. Образное решение упаковки.

Упаковка дает неограниченные возможности для творческой деятельности дизайнеров по созданию индивидуальной образной системы в решении поставленной клиентом задачи. Это относится к выбору конструкции, формы, материалов, графики, цветового и шрифтового решений. Искусство грамотно, оригинально, художественно-выразительно выполненного дизайна упаковки обеспечивает прогнозируемое воздействие ее на потребителя.

Главная задача товаропроизводителя – самоиндентификация, т.е. выгодное в визуальном отношении акцентирование, упакованного товара из общей массы аналогичных и конкурирующих. Этот фактор явился непосредственной предпосылкой к созданию системных обращений – «фирменных стилей», «брендов». Посредством фирменного стиля достигается идентификация продукта, его связь с фирмой и другими продуктами, производимыми этой фирмой. Со своей стороны покупатель, доверяющий зарекомендовавшей себя фирме, легко ориентируется в экспозиции товаров, легко находит «свою» фирму и пользуется услугами «своей» фирмы.

За время существования упаковочной отрасли сложился собственный язык упаковки, позволяющий дизайнеру создавать адекватный образ-послание потребителю, основывающийся на генетической и социокультурной памяти потребителя, как члена определенного сообщества. Упаковка (этикетка), выступающая в роли текста-послания потребителю - это сложный комплекс, включающий визуальный и вербальный способ передачи информации. Каждый из этих способов имеет свои принципы “подачи” информации. В том, что касается упаковки, эти два способа находятся в органичном взаимодействии и соподчинении, имеют определенную иерархию, которую дизайнер должен знать и учитывать. В различные периоды существования упаковки предпочтение отдавалось преимущественно или вербальным или визуальным средствам предъявления информации, но постепенно все большее значение приобретала визуальная составляющая рекламно-информационного сообщения упаковки; этот аспект также рассмотрен в работе. При этом особое значение приобретает система визуальных образов, наработанных художественной практикой при создании товарных знаков, геральдических композиций, символических изображений, вывесок и т.п. за время существования культурных сообществ. Для создания послания, понятного потребителю, используются средства художественно-образной выразительности графического дизайна: композиция, конструкция, форма, цвет, материал (сочетание материалов), изображение, шрифт, фактура и т.д. Целенаправленное использование этой гаммы средств для создания выразительного образа-послания позволяет решать задачи маркетинга, то есть формировать в восприятии потенциального покупателя установку на приобретение товара.



Упаковка как элемент коммуникативного процесса

Реклама и упаковка (как составляющая часть рекламы) являются элементами коммуникативного процесса, где товаропроизводитель через закодированное обращение пытается донести до потребителя информацию с целью внушить ему необходимость, создать установку на приобретение данного товара, услуги и пр.

Ранее было достаточно привлекательной, нарядной упаковки. Затем возникло требование “показать товар лицом”. Следующий этап – реклама товара как результат качества торговой марки (конкуренция производителей). На заключительном этапе эволюции упаковки, в наше время – необходимость создания мифологизированного пространства, в котором этот товар начинает свою жизнь. В главе анализируются эти процессы на примерах отечественной полиграфической упаковки.

Психологические аспекты восприятия рекламного послания потребителем

Способность человека к ассоциативному, эмоциональному, мышлению широко используется современными дизайнерами в процессе выполнения рекламного послания и упаковки, в частности.

Используя механизмы эмоционального воздействия на массовое сознание, идеология потребительского общества облекается в «мифологические одежды». Анализ формирования мифа и его воздействия на сознание человека позволяет понять, как создавая упаковку, использовать весь арсенал предшествующей практики в целях психологического воздействия на человека для формирования в нем установок на потребление товара. Создатели упаковки, как рекламного обращения к потребителю, эксплуатируют, используют особенности глубинных пластов психики человека, предлагая упаковку-миф, разрабатывая систему продвижения товара – «бренд», как систему, многослойного поля мифологизированного пространства. Упаковка-миф создает ощущение причастности к общему празднику потребления.

Для формирования упаковки-бренда разрабатывается история данного продукта, выявляются преимущества его перед другими аналогичными товарами (при этом не всегда реальными), пишется «легенда» для данного продукта, создается рекламный персонаж, действующий на упаковке, в рекламных роликах на телевидении и пр.; отбираются цветовые составляющие; разрабатывается стилистика изображения и шрифтового оформления информационного комплекса. Упаковка-бренд – это комплексное воздействие.



Формирование собственного языка упаковки

Упаковка (этикетка) рассматривается как сложно-построенное единое визуальное послание-«текст» потенциальному потребителю. Характерной особенностью подобного «текста» является его выстраивание из традиционно-типовых элементов, неизменно используемых в композициях полиграфического произведения, это такие компоненты, как шрифт, изображения, символы, цвет, декор. На упаковке могут соседствовать, дополняя и усиливая значение друг друга, рисунок, фотография, шрифт, цветные заливки, текстовые блоки, торговые марки, штрих-код и пр. Легко могут сочетаться как фотографические, рисованные, условно-декоративные изображения с абстрактными, так и разные по характеру начертания шрифты. Подобное многообразие сочетаний позволяет дизайнерам создавать новые, необычные, неожиданные, экстравагантные решения, привлекающие внимание покупателя.

Деятельность дизайнера по созданию упаковки - это деятельность, направленная на создание некоего образа как знака продукта, в качестве которого выступает бренд (знак-образ).

Упаковка предполагает мгновенное считывание информации (принцип «симультанизма», т.е. единовременность восприятия).

В главе прослеживается поэтапно, как складывается художественный язык упаковки при решении задачи эмоционально-психологического воздействия на потребителя. Рассматриваются основные средства художественно - образной выразительности.

Образное решение упаковки

Образ продукта, характер образного решения - ядро всей художественной концепции рекламы-упаковки. Для решения данной задачи с целью продвижения товара на рынке разрабатывается концепция бренда.

Образное решение - синтез вербальных, визуальных художественно-графических средств выразительности. Композиция выступает в роли грамматики (синтаксической основы) художественного языка упаковки. Особенно при создании серийной упаковки, так как при создании серии в тексте художественного послания упаковки может изменяться цветовое решение, изобразительный ряд и даже шрифт и орнамент, но постоянство идентичной композиции (модульной сетки) снимает эти противоречия и позволяет воспринимать текст послания потребителю как синонимичный.

В главе дано описание характерных рекламных решений, чаще всего используемых сегодня, связанных с проблемами традиционности, экзотичности, экологичности и др. Отмечено значение пиктографических изображений на упаковке.

Третья глава содержит анализ основных средств художественно-образной выразительности, которые использует дизайнер в своей работе над проектом упаковки — конструкция, цвет, шрифт, рисунок, линия, пятно, ритм, композиция,

-исследует особенности, специфику современного этапа дизайна отечественной полиграфической упаковки, развивающегося в условиях конкурентной борьбы фирм, производящих и продвигающих на рынке свою продукцию, что заставляет учитывать социальные составляющие и психологические приемы воздействия дизайна упаковки на покупателя в атмосфере стремления фирм к утверждению, внедрению в сознание и подсознание клиента своего имени, своей продукции во время организации массированных, многослойных рекламных кампаний по созданию соответствующего очередного "бренда".


Основные результаты исследования

1. Сформулировано понятие – упаковка полиграфическая и дано определение этикетки как частного случая упаковки;

Упаковка позиционируется как объект, сфера приложения творческой деятельности дизайнера;

Предложена расширенное авторское определение термина “упаковка”, полностью отражающее комплекс качеств и функций упаковки, определяющих ее дизайн:

- Упаковка - продукт творческой деятельности дизайнера по эстетическому формированию предметно-пространственной среды;

- Упаковка – одно из основных рекламных средств создания мифологизированного образа товара для осуществления стратегии продвижения товара на рынок (одно из составляющих бренда);

- Упаковка – объект идеологии существующих экономических и социальных отношений.

2. Систематизирован и введен в научный оборот материал по истории отечественной (полиграфической) упаковки с конца XYIII века до начала ХХI (2005 г.) века:

- рассмотрены основные исторические этапы развития отечественной упаковки;

- определена периодизация этапов развития дизайна отечественной полиграфической упаковки, акцентировано внимание на узловых моментах – социальных явлениях, событиях, фактах и пр., определивших характер художественного облика упаковки в соответствующие периоды времени;

- прослежена эволюция формирования художественного языка упаковки, его становления и развития.

3. Осуществлен анализ основных средств художественно-образной выразительности, которые использует дизайнер в своей работе над проектом упаковки — конструкция, цвет, шрифт, рисунок, линия, пятно, ритм, композиция — для уяснения логики выбора и активного использования того или иного элемента из системы выразительных средств, взятых как в отдельности, так и во взаимодействии.

4. Упаковка рассмотрена как сложный художественно-функциональный комплекс, включающий в себя три органично связанных, взаимозависимых и взаимоопределяющих компонента: материально-конструктивный; коммуникативно-информационный; и художественно-образный (рекламный).

Исследованы варианты взаимодействия и проявления указанных компонентов в процессе проектирования упаковки дизайнером. Основное внимание в работе уделено художественно-образному компоненту упаковки.

5. Предложена классификация упаковки, основу которой составляют данные о целях и назначении упаковки: функциональное назначение; специфика, особенности конкретного контингента покупателей (сегмент рынка); социальная составляющая (обыденность, престижность, культурный уровень, возрастные характеристики и т.д.).

6. В результате аналитического рассмотрения упаковки в процессе эволюции выявлена система структурообразующих факторов, определяющих дизайн отечественной полиграфической упаковки как рекламного обращения, определены условия ее эффективного функционирования за счет рационального использования средств художественно-образной выразительности .

- прослежена закономерность появления в условиях тиражирования продукции нового способа формообразования – дизайна;

- выявлена преемственность, связь дизайна упаковки и декоративно-прикладного искусства, частью которого до конца Х1Х - начала ХХ вв. являлось производство упаковки.

7. Исследованы особенности, специфика современного этапа дизайна отечественной полиграфической упаковки, развивающегося в условиях конкурентной борьбы фирм, производящих и продвигающих на рынке свою продукцию.

- рассмотрены социальные составляющие и психологические приемы воздействия дизайна упаковки на покупателя в атмосфере стремления фирм к мифологизации своего имени, своей продукции во время организации массированных, многослойных рекламных кампаний по созданию соответствующего очередного "бренда".

- упаковка рассмотрена как важный элемент рекламных кампаний; упаковка, непосредственно визуализирует конкретный товар фирмы, предваряя процесс выбора товара покупателем; воздействие дизайна упаковки на покупателя – привлечь и удержать внимание, вызвать в его памяти (подсознании) ассоциации, побуждающие и убеждающие остановить выбор именно на этом товаре.

Список опубликованных работ

1. Две выставки - два мира. “Полиграфия”, № 4, 1998.

2. “Этикетка-99”. Дизайнерские решения. “Полиграфия”, № 2, 1999.

3. Символика цвета в истории русского искусства.

Тезисы докладов 39-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов

и научных сотрудников МГУП. М., 1999.

4. История развития потребительской этикетки и упаковки в России

с конца XYIII века до наших дней. Тезисы докладов 39-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП. М., 1999.

5. Эволюция использования шрифта в создании упаковки (этикетки).

Материалы 40-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов

и научных сотрудников МГУП. М., 2000.

6. Упаковка как система передачи информации при решении задач маркетинга. “Как”. № 1, 2001.

7. Картинки с выставки. “Полиграфия”, 2002, № 2.

8. Б.Н.Рахманинов в материалах юбилейного издания.

9. Мифы и легенды современной упаковки. “Мир Этикетки”, 2003, №4.

10. Предисловие к книге И.Е.Бахарева “Товарный знак”. М., 2004.

11. Ефремов Н.Ф., ЛемешкоТ.В., ЧуркинА.В. Конструирование и дизайн тары и упаковки, М., 2004.







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал