Характеристика учебного



страница1/14
Дата30.04.2016
Размер8.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Общая характеристика учебного предмета. Особенности изучения географии в каждом классе

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому курс подразделяется на две части:



  1. 5–7-й классы, «География Земли»; 2. 8–9-й классы, «География России», – в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В первой части курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Часть «География России» – центральная в системе российского школьного образования, выполняющая наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.



В 5-м классе в курсе под названием «География. Введение в географию» школьники знакомятся с основами астрономии,которые значимы для географии, с планами и картами и с компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной.

В 6-м классе в данном школьном курсе географии – «География. Начальный курс»» дети знакомятся с оболочками Земли, их образованием и основными свойствами, расширяют умения работать с картой и другими источниками информации. Главная цель курса – формирование современной географической картины мира и географического мышления.

По своей сути содержание учебного материала фактически единого курса 5–6-го классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира. Внимание пятиклассников обращается, прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО такое на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?», а шестиклассников – «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле, находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?», т.е. более значительный акцент делается на географические системы – географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

Большое внимание обращается на развитие географической культуры – географическому языку, знанию важнейших географических объектов и их положения на карте, картографическим умениям и т.д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческую основу географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учётом возрастных интересов школьников. Повышенное внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников, подготовить их к освоению учебного курса ОБЖ.

В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических идей и географических открытий ведётся от древних греков, когда впервые были введены в географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера», Эти и другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций происхождения и развития составляющего их вещества.



Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные дети уже знают (звёздное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый раздел вынесены сведения о твёрдой (кристаллической) воде.

Курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.

Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Отбор изучаемых в курсе стран проведен не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В курсе «География. Материк и океаны», основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

В структурном отношении курс состоит из введения и трех разделов: «Планета, на которой мы живем», «Материки планеты Земля», «Взаимоотношения природы и человека».



8–9-й классы. «География России». Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединённых социоприродных процессов и явлений. Курс «География России» включает две взаимосвязанные части: «Природа России» (8-й класс) и «Население и хозяйство России» (9-й класс).

В 8-м классе учащиеся изучают разделы «Географическая карта и источники географической информации», «Россия на карте мира», «История изучения территории России»,»Геологическое строение и рельеф», «Климат России», «Гидрография России», «Почвы России», «Растительный и животный мир России», «Природные зоны России», «Крупные природные районы России», «Природа и человек». В 9-м классе изучают введение и следующие темы: «Россия на карте», «Природа и человек», «Население России», «Отрасли хозяйства России», «Природно-хозяйственная характеристика России» и заключение.


Место предмета в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 272 часа, из них по 34 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов ( 2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с учебным планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

33


Влага в атмосфере. Облач- ность и её влияние на пого- ду. Построение графиков изменения облачности

Урок 13. Влажность воздуха. Облака Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Обла- ка, облачность. Виды облаков.

Ресурсы урока: учебник, с. 106–107; атлас, с. 32–33; тетрадь$тренажёр, с. 20 (№ 5, 6), с. 22 (№ 1), с. 28 (№ 2), с. 33–34 (№ 3–6); электронное приложе- ние к учебнику

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолют- ной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли

Урок 14. Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность их

распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.

Ресурсы урока: учебник, с. 108–109; атлас, с. 32–33, 35; тетрадь$тренажёр, с. 21 (№ 7), с. 26 (№ 5), с. 28 (№ 1), с. 29 (№ 3), с. 34 (№ 7); электронное приложение к учебнику


Анализировать и строить по имею- щимся данным диаграммы распределе- ния годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имею- щихся данных.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

Ат мос фер ное дав ле ние. Изменение атмосферного давления с высотой

Урок 15. Атмосферное давление

Понятие «атмосферное давление». Измере-

ние атмосферного давления: барометр, еди- ницы измерения. Причины изменения дав- ления. Географические особенности распределения давления.

Ресурсы урока: учебник, с. 110; атлас, с. 32–33; тетрадь$тренажёр, с. 21 (№ 8), с. 30 (№ 7), с. 35 (№ 9); электронное при- ложение к учебнику


Измерять атмосферное давление с помощью барометра.

Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в вели- чине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах

34


Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Ветры. Направление и сила ветра. Роза ветров. Посто- янные ветры Земли. Пост- роение розы ветров

Урок 16. Ветер

Ветры: образование, характеристики (на-

правление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Зна- чение ветров. Ветряной двигатель. Практическая работа по вычерчиванию розы ветров.

Ресурсы урока: учебник, с. 111–113; атлас, с. 33; тетрадь$тренажёр, с. 21 (№ 9, 10), с. 29 (№ 4, 5), с. 30 (№ 6, 8), с. 36 (№ 11); тетрадь$практикум, с. 28–29, практическая работа «Обобщение данных дневника пого- ды»; электронное приложение к учебнику


Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемо- метра).

Определять направление ветров по картам.

Строить розу ветров на основе имею- щихся данных (в том числе дневни- ка наблюдений погоды).

Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров

Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды

Урок 17. Погода

Погода и её элементы. Причины измене-

ния погоды. Прогнозы погоды, синопти- ческие карты. Получение информации для прогноза погоды.

Ресурсы урока: учебник, с. 114–115; атлас, с. 32– 33; тетрадь$тренажёр, с. 21 (№ 11), с. 23 (№ 4), с. 24 (№ 1), с. 25 (№ 2), с. 36 (№ 11); электронное при- ложение к учебнику


Определять с помощью метеорологи- ческих приборов показатели элемен- тов погоды.

Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.

Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количест- венные и качественные показатели состояния атмосферы.

Описывать погоду

35


Климат и климатические пояса

Урок 18. Климат

Понятие о климате и его показателях.

Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатичес- кие пояса Земли. Климатообразующие фак- торы.

Ресурсы урока: учебник, с. 116–117; атлас, с. 32–35; тетрадь$тренажёр, с. 22 (№ 12, 13), с. 25 (№ 3), с. 26 (№ 4, 6), с. 35 (№ 10), с. 37 (№ 12); электронное приложение к учебнику


Сравнивать показатели, применяе- мые для характеристики погоды и климата.

Получать информацию о климати- ческих показателях на основе ана- лиза климатограмм.

Овладевать чтением климатичес- ких карт, характеризуя климати- чес кие по ка за те ли (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте.

Сопоставлять карты поясов осве- щённости и климатических поя- сов, делать выводы

Человек и атмосфера. Сти- хийные явления в атмосфе- ре, их характеристика и правила обеспечения лич- ной безопасности. Пути сохранения качества воз- душной среды

Урок 19. Оптические явления в атмо- сфере. Человек и атмосфера

Явления в атмосфере, связанные с отра- жением солнечного света и с электриче- ством (полярное сияние, молния). Опас- ные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воз- действия на атмосферу.



Ресурсы урока: учебник, с. 118–121; ат лас, с. 32–35; тет радь$тре на жёр, с. 22 (№ 2, 3), с. 23 (№ 5), с. 24 (№ 6), с. 31–32 (№ 9–12); электронное прило- жение к учебнику

Находить дополнительную инфор- мацию (в Интернете, других источ- никах) об оптических и неблагопри- ятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обес- печивающих личную безопасность человека.

Составлять таблицу (схему) «Поло- жительные и отрицательные приме- ры воздействия человека на атмосферу»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал