Харитонцев Борис Степанович охрана природы учебно-методический комплекс рабочая программа



Скачать 209.97 Kb.
Дата02.05.2016
Размер209.97 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Естественнонаучный факультет

Кафедра биологии экологии и МПЕ

Харитонцев Борис Степанович

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

направления 100100.62 Сервис, заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2015

Харитонцев Борис Степанович.Сервис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа направления подготовки 100100.62 Сервис, заочной формы обучения, Тюмень, 2015, 16 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: «Науки о биологическом разнообразии» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой биологии экологии и МПЕ. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Тобольске.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Харитонцев, 2015.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цели освоения дисциплины (модуля) познакомить с охраной природы как наукой, изучающей систему мероприятий по сохранению окружающей среды, обеспечивающей нормальное функционирование экосистем.

Задачи:

- выяснить систему мер охранных мероприятий по сохранению окружающей среды от загрязнения и истощения;

-познакомить с контролем качества и охраны природных ресурсов;

- определить правовые основы охраны окружающей среды;

- показать формы мониторинга качества природных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: дисциплина относится к вариативной части, дисциплины по выбору Б2.В.ДВ1 Для освоения дисциплины студент использует знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения предметов школьного курса «Биологии» и связана с предметами «Природопользование», «Рекреалогия».

Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

1.

Природопользование

+

+

+

2.

Рекреалогия

+

+

+

+

+


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

общепрофессиональные:

ОК-2 способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы



Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать: методы изложения о базовом представлении о разнообразии биологических объектов в зависимости от уровня их изучаемости, понимания значения охраны природы для сохранения устойчивости организма, популяции и экосистемы до уровня биосферы, предельно допустимые концентрации загрязнителей, методы охраны растений и животных;

Уметь: разрабатывать охранные мероприятия по сохранению флоры и фауны, защиты почв от эрозии, руководить научно-исследовательской работой учащихся по применению основ современных технологий сбора, обработки и представления информации, о географическом, экологическом и ландшафтном распределении растений и животных;

Владеть: использованием креативных индивидуальных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач приемами демонстрации биологических знаний, методами обработки информации, навыками работы с программными средствами и средствами массовой доступности.

Структура и трудоемкость дисциплины

Курс 2. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа.



Таблица 2


Вид учебной работы

Всего часов

Контактная работа:

10,5

Аудиторные занятия (всего)

10

В том числе:




Лекции

2

Практические занятия (ПЗ)

8

Семинары (С)




Лабораторные занятия (ЛЗ)




Иные виды работ:

0,5

Самостоятельная работа (всего):

133,5

КСР




Общая трудоемкость зач. ед. час

144

4

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен



3. Тематический план

Таблица 3



Тема и модули

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

из них в интерактивной форме

Итого количество

баллов


Лекции*

Практическ.

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7




8




Модуль 1




1.1

Краткий очерк истории охраны природы





2




20

22




0-17

1.2

Охрана атмосферы








1

22

23




0-18



Всего по модулю 1











42

45




0-35




Модуль 2







2.1

Охрана вод








1

20

21




0-14

2.2

Охрана недр и почвы








2

22

24




0-16



Всего по модулю 2











42

45




0-30




Модуль 3







3.1

Охрана растительности и животного мира








2

30

32




0-17

3.2

Охрана ландшафтов. Международное сотрудничество в области охраны природы








2

20

22




0-18



Всего по модулю 3











50

54




0-35




Итого за семестр (часов, баллов):




2

8

134

144




0-100




Из них в интерактивной форме часов






















*Самостоятельная работа (включая иные виды контактной работы).

4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Другие формы работы

Итого количество баллов

коллоквиум

собеседование

практичработа

контрольная работа

тест

реферат

курс. работа

таблица

самостоят. раб.




Семестр 3

Модуль 1

1.




0-4



















0-13

0-17

2.







0-4
















0-14

0-18

Всего







0-4
















0-27

0-35

Модуль 2

1.







0-2
















0-12

0-14

2.







0-2
















0-14

0-16

Всего







0-4
















0-26

0-30

Модуль 3

1.







0-4
















0-13

0-17

2.







0-4
















0-14

0-18

Всего







0-8
















0-27

0-35

Итого 3 семестр




0-4

0-16
















0-80

0-100


5. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

Тема 1.1 Введение. Краткий очерк истории охраны природы.

Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Классификация природных ресурсов. Аспекты, принципы и правила охраны природы.

Тема 1.2 Охрана атмосферы.


Строение и состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Тепловое, шумовое, электромагнитное загрязнение атмосферы. Влияние загрязнений атмосферы на климат. Оценка негативного влияния загрязнения атмосферы. Меры по охране, мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.

Модуль 2.

Тема 2.1 Охрана вод.


Свойства воды, ее состояние и распространение в природе. Водные ресурсы мира и России. Роль воды в природе. Состав природной воды. Круговорот воды в природе. Проблема недостатка пресной воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений и истощения. Контроль качества и охрана водных ресурсов. Мониторинг водных ресурсов.

Тема 2.2 Охрана недр и почвы.


Недра, их свойства. Минерально-сырьевые ресурсы. Распределение минерального сырья в мире и России. Использование и охрана недр человеком. Рекультивация разработок минерального сырья. Правовая охрана недр. Почва ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ, Эрозия почв и борьба с ней. Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания и прямого уничтожения. Правовая охрана почв.

Модуль 3.

Тема 3.1 Охрана растительности и животного мира.


Роль растений в природе и жизни человека. Значение леса. Сокращение лесных ресурсов и причины их сокращения. Рекреационное значение лесов и их охрана. Охрана редких видов растений. Правовая охрана растительности. Роль животных в природе и жизни человека. Воздействие человека на животных. Причины вымирания животных. Охрана редких и вымирающих видов. Правовая охрана животного мира.

Тема 3.2 Охрана ландшафтов. Международное сотрудничество в области охраны природы.


Определение ландшафтов их классификация. Особо охраняемые территории. Рекреационные территории, их охрана. Антропогенные формы ландшафтов и их охрана ООПТ Тюменской области.

Природоохранные конвенкции. Международные соглашения. Роль Международных организаций в охране природы.



6. Лекционный курс

Лекция №1 Введение. Краткий очерк истории охраны природы.


Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Классификация природных ресурсов.

7. Практические занятия

Занятие №1 Строение и состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Тепловое, шумовое, электромагнитное загрязнение атмосферы. Влияние загрязнений атмосферы на климат. Оценка негативного влияния загрязнения атмосферы. Меры по охране, мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.

Свойства воды, ее состояние и распространение в природе. Водные ресурсы мира и России. Роль воды в природе. Состав природной воды. Круговорот воды в природе. Проблема недостатка пресной воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений и истощения. Контроль качества и охрана водных ресурсов. Мониторинг водных ресурсов.



Занятие №2 Недра, их свойства. Минерально-сырьевые ресурсы. Распределение минерального сырья в мире и России. Использование и охрана недр человеком. Рекультивация разработок минерального сырья. Правовая охрана недр.

Почва ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ, Эрозия почв и борьба с ней. Защита почв от загрязнения, засоления, заболачивания и прямого уничтожения. Правовая охрана почв.



Занятие №3 Роль растений в природе и жизни человека. Значение леса. Сокращение лесных ресурсов и причины их сокращения. Рекреационное значение лесов и их охрана. Охрана редких видов растений. Правовая охрана растительности.

Роль животных в природе и жизни человека. Воздействие человека на животных. Причины вымирания животных. Охрана редких и вымирающих видов. Правовая охрана животного мира.


Занятие №4 Охрана ландшафтов. Международное сотрудничество в области охраны природы.


Определение ландшафтов их классификация. Особо охраняемые территории. Рекреационные территории, их охрана. Антропогенные формы ландшафтов и их охрана ООПТ Тюменской области.
9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица4



Модули и темы

Виды СРС

Неделя

семестра


Объем

часов*


Кол-во бал

лов


обязательные

Дополни-тельные

Модуль 1















1.1

Введение. Краткий очерк истории охраны природы.

Работа с литературным материалом

Подготовка к контроль-ной работе

20


0-9

1.2

Охрана атмосферы.

Работа с литературным материалом

Подготовка к контроль-ной работе

22


0-14

Всего по модулю 1:

42

0-23

Модуль 2

2.1

Охрана вод.

Работа с литературным материалом

Подготовка к контроль-ной работе

20


0-10

2.2

Охрана недр и почвы.

Работа с литературным материалом

Подготовка к контроль-ной работе

22


0-12

Всего по модулю 2:

42

0-22

Модуль 3

3.1

Охрана растительности и животного мира.

Работа с литературным материалом

Подготовка к контроль-ной работе




30


0-9

3.2

Охрана ландшафтов. Международное сотрудничество в области охраны природы

Работа с литературным материалом

Подготовка к контроль-ной работе




20


0-14

Всего по модулю 3:




50

0-23





Итого за семестр (часов, баллов):

134

0-68



*Самостоятельная работа (включая иные виды контактной работы).
Промежуточная аттестация. Студенты, выполнившие учебный план получают оценку «зачтено».

Текущая успеваемость оценивается в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов ФГБОУ ВПО ТюмГУ».

В течение семестра проводятся несколько от 3 до 6 письменных контрольных работы продолжительностью 5-10 минут. Ответы оцениваются в баллах в соответствии с рейтинговой системой.

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

В соответствии с приказом от 19 декабря 2013 г. №1367 фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) или практике включает в себя

10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

общепрофессиональные:

ОК-2 способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы




Б1.Б.5

Педагогическая риторика

Б1.В.ОД.1

Русский язык

Б3.Б.1.4

Практикум по решению профессиональных задач

3.В.ДВ.10.1

Экологический мониторинг

3.В.ДВ.10.2

Охрана природы и рациональное природопользование

Б5.У.1

Общебиологическая практика (ботаника, зоология)

Б5.П.2

Педагогическая

ИГА

Итоговая государственная аттестация



10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 5

Карта критериев оценивания компетенций

Коды компетенции

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

Пороговый

(удовл.)

61-75 баллов



Базовый

(хор.)

76-90 баллов



Повышенный

(отл.)

91-100 баллов



ОК-2

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы охраны природы, его оценки современными методами количественной обработки информации

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы охраны природы, его оценки современными методами количественной обработки информации полевыми методами оценки состояния экосистем

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы охраны природы, его оценки современными методами количественной обработки информации полевыми методами оценки состояния экосистем мониторингом биоразнообразия в различных системах наблюдений

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа

презентации, тесты, контрольные вопросы, вопросы к зачёту.

10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Примерные задания для контрольных работ.



Контрольная работа №1

Вариант 1.

1. Охарактеризуйте проявление экологических кризисов.

2. Опишите строение биосферы и особенности ее охраны.

Вариант 2.

1. Дайте определение и примеры экологических катастроф.

2. Классификация ресурсов.

Контрольная работа №2

Вариант №1

1. Строение и состав атмосферы.

2. Классификация видов эрозии почв.

Вариант №2

1. Загрязнение атмосферы и климат.

2. Методы очистки воды.

10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.



Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично

рейтинговая система

40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

Промежуточная аттестация. Студенты, выполнившие учебный план получают оценку «зачтено». Студенты, набравшие 35 баллов, являются допущенными к сдаче зачета. Студенты, набравшие от 35 до 60 баллов, получают «не зачтено». Студенты, набравшие от 61 до 100 баллов, получают оценку «зачтено».

Зачёт проходит в виде собеседования по не менее трём вопросам из различных разделов курса. На подготовку ответов (письменной или устной форме) отводится не менее 30 минут. По вопросам проводится собеседование, в ходе которого могут быть заданы дополнительные вопросы.

Примерный перечень вопросов для зачета


  1. Экологические кризисы и экологические катастрофы.

  2. Классификация ресурсов.

  3. История становления охраны природы.

  4. Строение атмосферы. Баланс газов в атмосфере.

  5. Характеристика загрязнителей в атмосфере.

  6. Загрязнение атмосферы и климат.

  7. Мониторинг состояния атмосферы.

  8. Характеристика гидросферы Земли. Круговорот воды.

  9. Водные ресурсы Тюменской области.

  10. Загрязнение воды и ее качества.

  11. Методы очистки воды. Мониторинг состояния воды. Правовая охрана. Охрана вод Тюменской области.

  12. Строение почвы. Почвенное районирование Тюменской области. Виды эрозии почв и борьба с ней.

  13. Классификация минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы Тюменской области. Природоохранные проблемы нефтедобычи и газопромысла Тюменской области

  14. Значение растений и животных для человека.

  15. Проблемы лесного хозяйства Тюменской области.

  16. Причины исчезновения растений и животных. Примеры.

  17. Красная книга Тюменской области.

  18. Особо охраняемые природные территории Тюменской области.


11. Образовательные технологии

− лекции с использованием мультимедийных презентаций;

− практические на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в «Тематике практических занятий»;

− письменные домашние задания в виде ведения тетради по практическим занятиям;

− самостоятельная работа, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям;

− консультации преподавателей.

− дискуссии по теме практических занятий.

12.1 Основная литература:

1.Бродский А.К. Биоразнообразие / А.К. Бродский. – М.: Издат. Центр «Академия», 2012. – 208 с.

2. Использование данных дистанционного зондирования для мониторинга экосистем ООПТ. Методическое пособие / Лабутина И.А., Балдина Е.А.; Всемирный фонд дикой природы (WWF России). Проект ПРООН/ГЭФ/МКИ "Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона". - М., 2011. - 88 с. Доступ: http://window.edu.ru/resource/362/73362



3. Астанин Л. М., Благосклонов К. Н. Охрана природы./Л.М.Астанин и др.- 2-е изд. М., Колос, 2004.

4. Банников А. Г., Рустамов А. К. Охрана природы. М., Колос,2002.

5. Экологический вестник Тюменской области. – 2007-2012.
12.2 Дополнительная литература:

1. Биогеография : учеб. для студ. вузов / Г. М. Абдурахманов, Д. А. Криволуцкий, Е. Г. Мяло, Г. Н. Огуреева. - 3-е изд. - М. : Академия, 2003. - 480 с.; УМО. - (Высшее профессиональное образование)

2. Биогеография: Уч. для студ. вузов /Г.М. Абдурахманов и др.- М.: Академия, 2003.

Второв П.П. Биогеография: Учеб. для студ. вузов.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

3. Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. География животных с основами зоологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2107 «География». - М: Просвещение, 1988. - 192 с.

4. Курнишкова Т.В., ПетровВ.В. География растений с основами ботаники: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2107 "География" / Под ред. А.Г. Воронова. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.

5. Шилов И.А. Экология / И.А. Шилов. – М.: Высш.шк.,2003. – 512 с.

6. Константинов В.М. Охрана природы. – М.: «Академия», 2003. – 240 с.

7. Биологический контроль окружающей среды /О.П.Мелехова, Е.И.Егорова и др.-М.:Академия, 2007.-288

Периодические издания

Журналы:


  1. «Экология»

  2. «Экология и жизнь»

  3. «Экология производства»

  4. «Экология человека»

  5. «Вода и экология. Проблемы и решения»

  6. «Экологический вестник России»

  7. «Экология на предприятии»

  8. «Экология. Человек. Общество»

  9. "Экология урбанизированных территорий"


12.3 Интернет-ресурсы:

1. Полнотекстовая БД диссертаций РГБ

2. "ПОЛПРЕД-Справочники"

3. Электронная библиотека. http://e-library.su

4. ЭБС «Универсальная библиотека онлайн (Библиоклуб)
Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________________________ «__» _______________201 г.

Заведующий кафедрой ___________________/___________________/



Подпись Ф.И.О.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал