I. Общие положения Предупреждение чрезвычайных ситуаций



Скачать 319.32 Kb.
Дата02.05.2016
Размер319.32 Kb.



I. Общие положения
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимый заблаговременно и направленный на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

В целях поддержания готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств РСЧС для органов управления сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ФП и ТП РСЧС) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются следующие режимы функционирования:


ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

при отсутствии угрозы возникновения ЧС;

ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

при угрозе возникновения ЧС;

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

при возникновении и ликвидации ЧС.

При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, в зависимости от последствий ЧС, привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств РСЧС, классификации ЧС и характера развития ЧС, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования (схема 1):

Схема 1: Порядок установления уровней реагирования при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации



II. Мероприятия, выполняемые в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Органами управления, силами ФП и ТП РСЧС:

планирование действий органов управления и сил, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

ежедневный контроль за обстановкой, прогнозирование возможных ЧС и их последствий;

ежедневный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФОИВ данных о прогнозируемых ЧС, а также информирование сотрудников о приемах и способах защиты в данных ЧС;

планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

организация взаимодействия с подведомственными организациями (агентствами, службами), другими заинтересованными ФОИВ и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

поддержание в готовности системы оповещения населения о ЧС;

создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

проведение мероприятий по подготовке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и организация жизнеобеспечения населения в ЧС;

осуществление, в пределах своих полномочий, необходимых видов страхования;

участие в проведении заблаговременных мероприятий по защите населения и территории.
III. Мероприятия, выполняемые при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
3.1. Органами управления, силами ФП РСЧС:

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФОИВ на стационарных пунктах управления;

усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

непрерывный контроль за обстановкой, прогнозирование развития возможных ЧС и их последствий;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФОИВ данных о прогнозируемых ЧС, а также информирование сотрудников о приемах и способах защиты от данных ЧС;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в ЧС;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

оповещение руководителей и сотрудников ФОИВ и подведомственных организаций (агентств, служб) об угрозе возникновения ЧС;

организация выдвижения сил и средств в предполагаемые районы действий для выявления причин ухудшения обстановки и выработки предложений по ее нормализации;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

наращивание при необходимости сил ФОИВ в районе ЧС;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне предполагаемой ЧС;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия с подведомственными организациями (агентствами, службами), другими заинтересованными ФОИВ и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

проведение (при необходимости) эвакуационных мероприятий;

проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в зоне предполагаемой ЧС;

восполнение (при необходимости) резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.
3.2. Органами управления, силами ТП РСЧС ЯНАО:

оповещение руководящего субъекта РФ и населения об угрозе возникновения ЧС;



сбор комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ;

принятие решения о вводе на территории субъекта режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ;

усиление наблюдения и контроля гидрометеорологической обстановки в районе прогнозируемой ЧС;

выполнение мероприятий по выработке и принятию решения председателем комиссии по ЧС и ОПБ:

а) уяснение задач;

б) проведение расчета времени на подготовку к действиям, определение метода работы;

в) определение режима работы комиссии по ЧС и ОПБ и других органов управления;

г) определение мероприятий, которые необходимо провести для предупреждения или снижения воздействия поражающих факторов ЧС;

д) определение (установление) времени готовности сил к предстоящим действиям;

е) отдача предварительных распоряжений;

ж) оценка обстановки;

з) выработка замысла действий;

и) принятие решения и его оформление;

к) отдача распоряжений на предстоящие действия;

уточнение Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ;

введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС;

организация взаимодействия с территориальными органами ФОИВ;

подготовка и передача распоряжений в муниципальные образования;

развертывание (при необходимости) эвакоорганов и организация проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (при необходимости) из района возможной ЧС;

выдвижение (при необходимости) сил постоянной готовности в район возможной ЧС;

приведение в готовность лечебно-профилактических учреждений субъекта к приему пострадавших и оказанию им всех видов медицинской помощи;

готовность к выдаче имущества из резерва и его доставка к месту временного размещения пострадавших;

подготовка (при необходимости) пунктов временного размещения к приему эвакуируемых;

уточнение запасов финансовых ресурсов на ликвидацию возможных ЧС.
3.6. Органами управления, силами муниципальных звеньев ТП РСЧС ЯНАО:

оповещение руководящего состава и населения муниципального образования об угрозе возникновения ЧС;

сбор руководящего состава;

принятие решения главой муниципального образования решения о введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ;

усиление наблюдения и контроля гидрометеорологической обстановки в районе прогнозируемой ЧС;

выполнение мероприятий по выработке и принятию решения председателем комиссии по ЧС и ОПБ:

а) уяснение задач;

б) проведение расчета времени на подготовку к действиям, определение метода работы;

в) определение режима работы комиссии по ЧС и ОПБ и других органов управления;

г) определение мероприятий, которые необходимо провести для предупреждения или снижения воздействия от ЧС;

д) определение (установление) времени готовности сил к предстоящим действиям;

е) отдача предварительных распоряжений;

ж) оценка обстановки;

з) выработка замысла действий;

и) принятие решения и его оформление;

к) отдача распоряжений на предстоящие действия;

уточнение Плана действий муниципального образования;

организация круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил муниципального образования;

организация взаимодействия с территориальными и функциональными звеньями муниципального образования;

подготовка и передача распоряжения в поселение муниципального образования;

развертывание (при необходимости) эвакоорганов и организация проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (при необходимости) из района возможной ЧС;

выдвижение (при необходимости) АСФ постоянной готовности в район возможной ЧС;

приведение в готовность лечебно-профилактических учреждений муниципального образования к приему пострадавших и оказанию им всех видов медицинской помощи;

готовность к выдаче имущества из резервов муниципального образования и его доставка в места временного размещения пострадавших;

подготовка (при необходимости) к развертыванию приемных эвакуационных пунктов в местах размещения эвакуируемых.

IV. Мероприятия, выполняемые при введении режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. Органами управления, силами ФП РСЧС:

выполняются мероприятия, указанные в главе III, если они не были выполнены ранее и дополнительно:



оповещение населения о возникшей ЧС;

привлечение подчиненных сил и средств к ликвидации ЧС;

круглосуточное ведение наблюдения и контроля состояния окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

круглосуточный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФОИВ данных о возникших ЧС, информирование сотрудников о приемах и способах защиты от них;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от последствий ЧС;

принятие оперативных мер по ликвидации ЧС, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов в ЧС;

наращивание (при необходимости) группировки сил и средств ФОИВ в районе ЧС;

поддержание устойчивого взаимодействия с подведомственными организациями (агентствами, службами), другими заинтересованными ФОИВ и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

участие в проведении (при необходимости) эвакуационных мероприятий;

организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий.


4.2. Органами управления, силами и средствами ТП РСЧС ЯНАО:

выполняются мероприятия, указанные в указанные в главе III, если они не были выполнены ранее и дополнительно:

оповещение населения о возникновении ЧС;

принятие решения о введении для органов управления и сил ТП РСЧС режима чрезвычайной ситуации;



введение регионального (межмуниципального уровня реагирования – при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

привлечение сил и средств ТП РСЧС и организация ликвидации ЧС;



проведение заседания комиссии по ЧС и ОПБ по ликвидации последствий ЧС;

принятие решения комиссии по ЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС:

выполнение мероприятий по бесперебойному снабжению материально-техническими средствами формирований, участвующих в проведении АСДНР;

выполнение мероприятий по обеспечению горюче-смазочными материалами формирований участвующих в проведении АСДНР;

обеспечение трехразовым горячим питанием личного состава формирований, участвующего в проведении АСДНР;

выполнение мероприятий по обеспечению населения продовольствием и предметами первой необходимости;

организация охраны общественного порядка в зоне ЧС;

организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения.


4/3. Органами управления, силами муниципальных звеньев ТП РСЧС ЯНАО:

выполняются мероприятия, указанные в главе III, если они не были выполнены ранее и дополнительно:

оповещение населения муниципального образования о возникновении ЧС;

принятие решения главой муниципального образования о введении для органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС режима чрезвычайной ситуации;



проведение заседания комиссии по ЧС и ОПБ;

принятие комиссией по ЧС и ОПБ решения на ликвидацию ЧС;

введение местного уровня реагирования – при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органа местного самоуправления, если зона ЧС находится в пределах территории муниципального района (городского округа);

привлечение сил и средств муниципального звена ТП РСЧС к ликвидации ЧС;

введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил муниципального образования;

развертывание пунктов временного размещения (длительного проживания) населения, обеспечение вопросов первоочередного жизнеобеспечения. Проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

выполнение мероприятий по бесперебойному снабжению материально-техническими средствами формирований, участвующего в проведении АСР;

выполнение мероприятий по обеспечению горюче-смазочными материалами формирований, участвующего в проведении АСР;

обеспечение трехразовым горячим питанием личного состава формирований, участвующего в проведении АСДНР;

выполнение мероприятий по обеспечению населения продовольствием и предметами первой необходимости;

организация охраны общественного порядка в зоне ЧС;

организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения.


При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил МЧС России, орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктами 3 и 4 статьи 4.1 Федерального закона от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.



V. Управление АСДНР при ликвидации чрезвычайных ситуаций

2.9.1. Управление силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, осуществляется назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации ЧС.

2.9.2. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСДНР руководитель работ по ликвидации ЧС может принять решение о приостановке АСДНР в целом или их части, приняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасанию находящихся в зоне ЧС людей.

2.9.3. Руководитель органа управления АСС, АСФ, являющийся руководителем работ по ликвидации ЧС, при получении информации о возникновении ЧС более высокого уровня, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя работ по ликвидации ЧС, может покинуть зону ЧС, назначив руководителем работ по ликвидации ЧС другое должностное лицо из числа участников ликвидации ЧС, о чем в обязательном порядке сообщается прямому начальнику, в орган повседневного управления РСЧС (органов исполнительной власти субъектов РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления) и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

2.9.4. Оценка обстановки осуществляется руководителем работ по ликвидации ЧС в течение всего периода ликвидации ЧС. Оценивая обстановку, руководитель работ по ликвидации ЧС изучает:

предполагаемые причины, время и условия возникновения ЧС, в том числе погодные условия;

характер объекта, на котором произошла ЧС (назначение, наличие воздействия поражающих факторов источника ЧС, количество и состав находящихся на объекте людей, удаленность от населенных пунктов, наличие и состояние коммуникаций и средств связи и пр.);

наличие в ближайших населенных пунктах сил и средств спасания, строительной и прочей техники, учреждений здравоохранения и др.;

наличие угрозы для людей, количество пострадавших (погибших) и оперативные сведения о материальных потерях;

достаточность и состояние прибывших в зону ЧС сил и средств.

2.9.5. Основой управления ликвидацией ЧС является решение руководителя работ по ликвидации ЧС, которое он принимает единолично на основе оценки обстановки. В решении определяются:

замысел ликвидации ЧС;

основные задачи подразделений;

основные вопросы взаимодействия;

основные вопросы организации всестороннего обеспечения;

вопросы организации управления;

вопросы связи, мониторинга, контроля и обмена информацией.

2.9.6. Основу решения составляет замысел ликвидации ЧС, в котором определяются:

решающее направление применения сил и средств, районы, участки сосредоточения основных усилий;

способы локализации ЧС, проведения АСДНР и специальных работ;

состав и порядок построения группировки сил;

сектора и участки проведения АСДНР;

порядок работы, а при необходимости, смены участников ликвидации ЧС;

пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.

2.9.7. Задачи для подразделений АСФ доводятся распоряжениями, которые заносятся в журнал (фиксируются средствами объективного контроля). При постановке задач указываются:

краткие выводы из оценки обстановки;

объект, на котором произошла ЧС;

вид ЧС, возможные поражающие факторы источника ЧС;

замысел проведения АСДНР;

задачи для подразделений, действующих на решающем направлении, подразделений, действующих на других направлениях (участках), и обеспечивающих подразделений;

место пункта управления и руководство ликвидацией ЧС.

2.9.8. Взаимодействие подразделений АСФ организуется руководителем работ по ликвидации ЧС с участием его заместителей, руководителей подразделений АСФ. При организации взаимодействия руководитель работ по ликвидации ЧС должен:

согласовать усилия нештатных, приданных и поддерживающих спасательных подразделений по ликвидации ЧС;

добиться единого понимания всеми участниками ликвидации ЧС цели АСДНР, задач и способов их выполнения;

наметить и согласовать варианты действий спасательных подразделений и меры по противодействию распространения зоны ЧС либо поражающих факторов источника ЧС;

указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия.

2.9.9. Организация взаимодействия подразделений АСФ может осуществляться методом отдачи руководителем работ по ликвидации ЧС распоряжений или методом получения докладов от руководителей спасательных подразделений о действиях своего подразделения по реализации поставленных задач.

2.9.10. В условиях крайне ограниченного времени взаимодействие организуется методом отдачи распоряжений.

2.9.11. В ходе выполнения АСДНР взаимодействие подразделений АСФ осуществляется непрерывно, постоянно уточняется, а при резких изменениях обстановки организуется заново.

2.9.12. Работа руководителя работ по ликвидации ЧС (АСДНР) должна быть направлена прежде всего на реализацию принятых решений в ходе ликвидации ЧС. Она включает в себя:

постоянный сбор данных об обстановке и их оценку;

своевременное уточнение решения по мере изменения обстановки, доведение уточненных задач до подчиненных;

поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС;

осуществление контроля за выполнением подразделениями распоряжений и оказание им необходимой помощи.

2.9.13. При непосредственной угрозе возникновения в зоне ЧС поражающих факторов источника ЧС руководитель предупреждает об этом участников ликвидации ЧС и, не прекращая выполнения задачи, принимает меры по их защите либо рассредоточению и проведению других соответствующих мероприятий.

2.9.14. При ликвидации ЧС решением руководителя работ по ликвидации ЧС могут создаваться нештатные структуры управления и обеспечения. Нештатными органами управления являются ОШ ЛЧС, ОГ, рабочие участки и сектора, пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.

2.9.15. ОШ ЛЧС создается в случаях:

привлечения к ликвидации ЧС дополнительных сил и средств, не предусмотренных планами;

организации в зоне ЧС трех и более рабочих участков;

возникновения необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по ликвидации ЧС;

по решению руководителя работ по ликвидации ЧС.

2.9.16. Для обеспечения деятельности ОШ ЛЧС и проведения АСДНР в зоне ЧС могут развертываться временные пункты управления. Временные пункты управления должны оборудоваться рабочими местами для ОГ, комплектоваться необходимыми средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

2.9.17. Рабочий участок (сектор) - часть зоны ЧС, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной основной задачей и единым руководством. Рабочие участки создаются в соответствии с решением руководителя работ по ликвидации ЧС по месту ведения (часть здания, территории) или видам АСДНР (спасение) пострадавших, тушение пожара, дезинфекция и т. д.).

2.9.18. При создании в зоне ЧС пяти и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько рабочих участков. Ведение АСДНР на рабочем участке возглавляет начальник участка, в секторе - начальник сектора. Начальники рабочих участков (секторов) назначаются руководителем работ по ликвидации ЧС.

2.9.19. Руководитель ОШ ЛЧС одновременно является заместителем руководителя работ по ликвидации ЧС. В состав ОШ ЛЧС могут входить заместитель руководителя штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению руководителя работ по ликвидации ЧС.

2.9.20. Работа ОШ ЛЧС осуществляется на основе решения руководителя работ по ликвидации ЧС и отдаваемых им распоряжений и указаний. Основными задачами ОШ ЛЧС являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, передача необходимой информации руководителю работ по ликвидации ЧС и дежурному диспетчеру;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для руководителя работ по ликвидации ЧС; обеспечение контроля выполнения поставленных задач; организация подготовки и обеспечение ведения АСДНР при ликвидации ЧС;

учет сил и средств в зоне ЧС, расстановка их по рабочим участкам (секторам), ведение соответствующей документации;

создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава при проведении АСДНР;

реализация мер по поддержанию готовности сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;

обеспечение взаимодействия с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к ликвидации ЧС.

2.9.21. ОШ ЛЧС располагается в месте, определяемом руководителем работ по ликвидации ЧС, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается соответствующим образом. Руководитель работ по ликвидации ЧС и лица, входящие в состав ОШ ЛЧС, должны иметь соответствующие опознавательные знаки.

2.9.22. Руководитель ОШ ЛЧС подчиняется непосредственно руководителю работ по ликвидации ЧС. Руководитель ОШ ЛЧС в течение всего периода проведения АСДНР, как правило, постоянно находится в месте расположения штаба.

2.9.23. При ликвидации ЧС руководитель ОШ ЛЧС, с согласия руководителя работ по ликвидации ЧС, может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач ОШ ЛЧС в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и делегируя им часть своих полномочий.
VI. Особенности работы органов управления и сил РСЧС

в сложных условиях обстановки
Действия органов управления и сил РСЧС зависят от характера, масштабов ЧС и специфических условий. Наиболее характерными условиями обстановки при возможных ЧС могут являться разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, массовые пожары, инфекционные заболевания и другие, особенности действий сил РСЧС будут иметь место также при ликвидации транспортных аварий и катастроф. Личным составом формирований МЧС России используются средства индивидуальной защиты и медицинские средства индивидуальной защиты при ведении АСДНР, а также применяются средства коллективной защиты для укрытия личного состава, техники и материальных средств формирований МЧС России при ведении АСДНР.

4.4.1. Особенности действий при массовых разрушениях жилых зданий, объектов и сооружений.

4.4.1.1. Для ликвидации ЧС, возникших при землетрясениях, взрывах, ураганах, смерчах, обвалах, селях и других источниках, вызывающих массовые разрушения, привлекаются силы и средства МЧС России, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты (далее – РХБ защиты) и другие воинские части Минобороны России, подразделения и части МВД России, а также специализированные формирования министерств и ведомств РФ, добровольные АСФ.

4.4.1.2. Наряду с выполнением АСДНР проводятся следующие мероприятия: временное отселение из пострадавших районов населения; организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима; проведение необходимых мероприятий по организации и оказанию медицинской помощи населению, противоэпидемическому и санитарно-гигиеническому обеспечению; размещение населения, пострадавшего в ЧС, в пунктах временного размещения; организация учета и распределения поступающей материальной помощи; организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания.

4.4.1.3. Для организации непрерывного управления силами РСЧС при проведении АСДНР в условиях массовых разрушений зона ЧС разделяется на комендантские районы и участки, в которых определяются первоочередные объекты ведения работ (школы, детские сады, объекты производственного, социального и культурного назначения, жилые дома, гостиницы и другие). Определяются органы управления, которые необходимо создать на участках (районах) действия сил РСЧС.

4.4.1.4. Помимо задач по организации пропускного режима, патрулирования и охраны объектов, на комендантов участков возлагается учет и захоронение погибших, регистрация эвакуируемого (временно отселяемого) населения, организация учета, сбора и хранения материальных ценностей, а также доведения до населения информации об обстановке, режимах поведения и принятых решениях.

4.4.2. Особенности действий в условиях радиоактивного загрязнения.

4.4.2.1. Радиоактивное загрязнение может являться следствием аварий на атомных электростанциях, объектах производства ядерного горючего, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы.

4.4.2.2. При возникновении радиационных аварий принимаются меры по защите населения, локализации и ликвидации аварий и радиоактивного загрязнения объектов и местности.

4.4.2.3. Основными мероприятиями по защите населения являются: оповещение об опасности; укрытие персонала и населения в защитных сооружениях или других строениях; применение средств индивидуальной защиты и средств медицинской профилактики; эвакуация населения из зон опасности, оказание медицинской и другой помощи пострадавшим, соблюдение установленных режимов поведения; ведение радиационной разведки, дозиметрического контроля облучения людей и заражения объектов; защита водоисточников, продовольствия, пищевого сырья и сельскохозяйственных животных; охрана общественного порядка в зоне ЧС и ограничение доступа людей на загрязненную территорию; дезактивация территории, дорог, сооружений, техники; санитарная обработка людей; сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов и зараженных предметов.

4.4.2.4. Силы РСЧС привлекаются для проведения локализации и ликвидации аварий, ведения разведки и осуществления дозиметрического контроля и контроля загрязненности объектов внешней среды; оказания медицинской помощи пострадавшим; дезактивации территории, дорог, сооружений, техники, санитарной обработки людей; сбора, вывоза, захоронения радиоактивных отходов и предметов.

4.4.2.6. Для проведения работ по дезактивации привлекаются формирования коммунально-технической службы, спасательные центры МЧС России, подразделения аварийно-технического центра Госкорпорации Росатом, войск РХБ защиты Минобороны России. Дезактивация территории и сооружений проводится в районах проведения АСР и местах проживания населения.

4.4.2.7. Дезактивация транспорта и санитарная обработка людей проводится на пунктах специальной обработки (далее - ПУСО), которые размещаются на внешних границах зоны загрязнения. Сбор, вывоз и захоронение радиоактивных отходов производится специализированными организациями, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности.

4.4.3. Особенности действий в условиях химического заражения.

4.4.3.1. Химическое заражение может явиться следствием аварий на химически опасных объектах или аварий на транспорте, перевозящем аварийно химически опасные вещества (далее - АХОВ).

4.4.3.2. Основными способами защиты персонала объектов и населения будут являться использование средств индивидуальной защиты, укрытие в специальных защитных сооружениях и эвакуация из зоны заражения.

4.4.3.3. Ликвидация последствий заключается в выполнении спасательных работ по дегазации территории, сооружений, техники и санитарной обработке людей.

4.4.3.4. К ликвидации последствий химических аварий привлекаются преимущественно профессиональные газоспасательные, пожарные, медицинские формирования, а также воинские части и подразделения химических войск.

4.4.3.5. Основными задачами этих сил являются: разведка очага заражения; организация эвакуации населения; проведение спасательных работ; оказание помощи пострадавшим; локализация аварий; дегазация зоны химического заражения; санитарная обработка пострадавших.

4.4.3.6. Органы разведки определяют: тип АХОВ, устанавливают и обозначают границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха; определяют пути подхода к объектам работ; места нахождения пораженных; изучают характер повреждения на коммунально-энергетических сетях; намечают способы и средства прекращения утечки химических веществ; определяют возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения; докладывают обстановку начальнику, организующему ликвидацию ЧС.

4.4.3.7. В целях локализации аварии производится: перекрытие утечки АХОВ; перепуск его в запасные герметические емкости и проведение обвалования местности вокруг разлившегося химического вещества; установка водораспылителей или других механизмов для создания водных завес, снижающих концентрацию химического вещества в воздухе и уменьшающих скорость испарения, а также ограничивающих распространение его парогазовой фазы; установка временных заграждений, исключающих поступление АХОВ к местам ведения АВР.

4.4.4. Особенности действий в условиях затопления.

4.4.4.1. Затопления возникают при наводнениях, разрушении гидротехнических сооружений, при цунами, селях, ледовых заторах на реках и других природных явлениях. При затоплениях проводятся спасательные и другие работы, а также весь комплекс мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.

4.4.4.2. Проведение АСДНР включает: ведение разведки и наблюдения; розыск и эвакуацию пострадавших и оказание им медицинской помощи; эвакуацию сельскохозяйственных животных из зон затопления; локализацию и ликвидацию аварий на производстве, энерго-, газо-, водо- и коммунальных сетях, сетях связи; проведение противоэпидемических и сангигиенических мероприятий; медицинское обеспечение пострадавших; обеспечение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, финансами, коммунальными услугами (жилье, тепло).

4.4.4.3. Для проведения АСДНР привлекаются подразделения военизированных и аварийно-спасательных формирований, спасательные центры МЧС России, оснащенных плавсредствами, а также подразделения (формирования) добровольных спасателей.

4.4.5. Особенности действий в условиях массовых пожаров.

4.4.5.1. Массовые лесные (низовые, верховные), подземные (торфяные), степные (полевые) пожары являются следствием природных явлений, аварий, не соблюдения правил пожарной безопасности.

4.4.5.2. При возникновении пожара организуется разведка, устанавливающая:

вид, размеры и границы пожара, рельеф местности, ожидаемое развитие пожара во время его тушения, степень угрозы населенным пунктам, объектам лесозаготовок и торфяным полям, глубина залегания торфа;

участки и объекты, где возможно наиболее интенсивное развитие пожара (хвойный молодняк, захламленные участки леса, временные склады лесоматериалов, торфяные и лесоразработки);

возможные препятствия, способствующие распространению огня и выгодные для организации защиты (дороги, реки, просеки и другие);

местонахождение и состояние водоемов и возможность их использования;

необходимое (достаточное) количество сил и средств, привлекаемых к тушению пожара;

маршруты выхода и способы спасения людей и сельскохозяйственных животных, оказавшихся в зоне пожара.

4.4.5.3. Работы по тушению пожара включают этапы: остановку распространения кромки пожара, локализацию, дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища, и окарауливания пожарища. Основные задачи по ликвидации пожаров выполняют пожарные формирования (подразделения, части).

4.4.6. Особенности действий в условиях эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.

4.4.6.1. При возникновении эпидемий проводятся экстренные мероприятия по защите населения, предупреждению распространения инфекционных заболеваний и ликвидации очагов. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действующими в рамках функциональной подсистемы РСЧС проводится оценка ситуации, определяются границы эпидемического очага, формируется прогноз и вносятся предложения по проведению необходимых мероприятий, в том числе режимно-ограничительного характера (обсервация, карантин). Среди населения проводится выявление, изоляция и госпитализация больных. Устанавливается противоэпидемический режим и производится санитарная обработка людей.

4.4.6.2. Работы в зонах эпидемий выполняются под руководством органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор с привлечением специальных медицинских формирований, медицинских учреждений и любых медицинских сил и средств, оказавшихся в зоне ЧС.

4.4.6.3. Формирования медицинской службы в эпидемическом очаге работают совместно с медицинскими подразделениями и спасательными центрами МЧС России, военных округов (флотов). Они занимаются оказанием медицинской помощи пострадавшим, в том числе выявляют, изолируют и госпитализируют инфекционных больных, проводят экстренную профилактику. Санитарно-эпидемиологический контроль за работой предприятий общественного питания, продовольственной торговли и водоснабжения, качеством проведения санитарной обработки и дезинфекции осуществляют формирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в рамках функциональной подсистемы РСЧС.

4.4.6.4. Подразделения РХБ защиты проводят дезинфекцию мест размещения сил РСЧС и других привлекаемых сил, пунктов специальной обработки. Спасательные центры МЧС России во взаимодействии с подразделениями и формированиями ООП участвуют в обеспечении режима карантина или обсервации в эпидемическом очаге.

4.4.6.5. В условиях эпизоотии проводятся мероприятия по предупреждению распространения заболеваний сельскохозяйственных животных, лечение заболевших или их забой и утилизацию. Выявляется вид возбудителя болезни, устанавливаются зоны эпизоотии, проводятся профилактические меры, при необходимости устанавливается карантин, проводятся работы по дезинфекции территории и обработке животных.

4.4.6.6. При выявлении общих заболеваний животных и людей принимаются меры по защите населения. Силы РСЧС могут привлекаться для проведения дезинфекции объектов и выполнения других работ, связанных с защитой населения.

4.4.6.7. В условиях эпифитотий проводятся мероприятия по выявлению вида заболевания растений, определению зон заражения, химической обработке растений и введению ограничений на вывоз урожая. Работы в зонах эпифитотий проводят учреждения и подразделения службы защиты растений и другие привлекаемые силы РСЧС.

4.4.7. Особенности действий при транспортных авариях.

4.4.7.1. Транспортные аварии могут происходить на наземных (подземных), водных и авиационных транспортных средствах. Они сопровождаются разрушением транспортных средств и пожарами. Транспортные аварии характеризуются скоротечностью и ограничением времени для оказания помощи пострадавшим.

4.4.7.2. Для проведения работ при наземных транспортных авариях привлекаются силы пожарно-спасательных подразделений, скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф, аварийно-восстановительные и пожарные поезда, спасательные центры МЧС России и другие силы РСЧС, которые выполняют задачи по прокладке проездов и проходов к месту аварии, извлечению пострадавших из поврежденных транспортных средств, оказанию им первой медицинской помощи и эвакуации из зон аварии.

4.4.7.3. При авариях в железнодорожных тоннелях и метрополитене учитываются дополнительные особенности выполнения задач по ликвидации ЧС из-за возможных подземных пожаров, обрушений горных пород (грунтов), затопления водой и загазованности тоннелей.

4.4.7.4. К ликвидации аварий, наряду с силами РСЧС, привлекаются специальные формирования соответствующих министерств, ведомств, военизированные газоспасательные и горноспасательные части.


VII. Особенности действий сил РСЧС в особых условиях
4.5.1. Под особыми условиями действий сил РСЧС понимаются их действия ночью, зимой, в горах и в районах с жарким, экстремально холодным климатом. Они требуют проведения ряда специальных мероприятий для обеспечения их действий и безопасности личного состава.

4.5.2. Ночью особое внимание уделяется: освещению участков (субъектов) АСДНР; выделению дополнительных сил и средств для несения комендантской службы; усилению разведки, увеличению постов регулирования на маршрутах движения и путях эвакуации; организации встречи формирований на подступах к очагам поражения, участкам (объектам) работ специально выделенными проводниками; организации мероприятий по световому обеспечению.

4.5.3. При организации освещения участков (объектов) ведения работ предусматривается: освещение мест вскрытия защитных сооружений, разборки завалов, устройства проездов, обрушения или крепления поврежденных конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом; оборудование маршрутов движения, проездов, мест погрузки пострадавших и путей их эвакуации световыми указателями; обеспечение личного состава, ведущего розыск пострадавших и оказывающего первую медицинскую помощь, индивидуальными средствами освещения.

4.5.4. Зимой при организации АСДНР особое внимание уделяется: подготовке маршрутов движения и поддержании их в проезжем состоянии; организации обогрева пострадавшего населения, личного состава сил РСЧС и других привлекаемых к работе сил; предупреждению обмораживания личного состава, особенно работающего в средствах защиты.

4.5.5. В случае организации движения по льду рек, озер и заливов проводится разведка проходимости, при необходимости производится усиление ледяного покрова, указывается порядок движения техники, организуются спасательные и эвакуационные службы.

4.5.6. Техника готовится к работе в условиях низких температур и принимаются меры к повышению ее проходимости. Транспорт, предназначенный для перевозки пострадавших, утепляется. На маршрутах и в районах работ оборудуются пункты обогрева.

4.5.7. Для дезактивации, дегазации и дезинфекции используются растворы с низкой температурой замерзания. Принимаются меры к предохранению запасов воды от замерзания и расчистке мест забора воды на водоемах.

4.5.8. Организуется своевременное оповещение органов управления, сил и населения о резких изменениях погоды.



.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал