И. В. Рекомендации по социальным аспектам сертификации по схеме Лесного попечительского совета fsc. Методическое пособие



страница1/8
Дата01.05.2016
Размер1.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Тысячнюк М.С., Конюшатов О.А., Кулясова А.А., Кулясов И.П., Тесля И.В. Рекомендации по социальным аспектам сертификации по схеме Лесного попечительского совета FSC. Методическое пособие. Ред. М. Тысячнюк. Вологда: Полиграфист. 2009. 182 с. ил.

Издание ЦНСИ,

зарегистрированного консультанта

Лесного попечительского совета в России
Тысячнюк М.С., Конюшатов О.А., Кулясова А.А., Кулясов И.П., Тесля И.В.
Рекомендации по социальным аспектам сертификации по схеме Лесного попечительского совета FSC
Методическое пособие
Вологда

2009
Научная редакция: Тысячнюк Мария Сергеевна

Художник: Овчинников Дмитрий Юрьевич

Общая редакция: Мирзагитова Ляйсан Асхатовна
Рецензенты: Яницкая Т.О. (WWF Россия), Корчагов С.А. (Вологодский лесной научно-инновационный консалтинговый центр ВологдаЛесНИКЦентр), Ефимова Н.М. (НП «Участники лесной сертификации Кировской области» Кировский центр).
Тысячнюк М.С., Конюшатов О.А., Кулясова А.А., Кулясов И.П., Тесля И.В. Рекомендации по социальным аспектам сертификации по схеме Лесного попечительского совета FSC. Методическое пособие. Ред. М. Тысячнюк. Вологда: Полиграфист. 2009. 182 с. ил.
Благодарности

Коллектив авторов выражает признательность Европейскому Союзу1 за поддержку публикации настоящего пособия в рамках проекта «Развитие демократии: усиление гражданского потенциала рядовых жителей сельской местности в России» (2007/146-300). Благодарим Ольгу Малец, аспирантку Института Макса Планка (Германия), за помощь в подготовке рекомендаций. Особая благодарность всем респондентам и участникам процесса лесной сертификации на изучаемых территориях.


ISBN 978-5-86402-275-7
 Коллектив авторов, 2009

 Овчинников Д.Ю., 2009



Аннотация
Цель настоящего методического пособия – дать подробные и ясные для понимания рекомендации по выполнению социальных требований сертификации по схеме Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council, FSC). В пособии мы опираемся на положения «Российского национального стандарта добровольной лесной сертификации по схеме Лесного попечительского совета» (далее по тексту Стандарт). Данное методическое пособие поможет предприятиям лесного комплекса ответственно и осознанно подойти к выполнению социальных требований FSC, что будет способствовать совершенствованию их лесоуправления и позволит им успешно пройти сертификацию или подтвердить уже полученный сертификат. Оно также поможет местному населению, проживающему на сертифицируемых лесных территориях и вблизи них, узнать о своих правах, возникших в связи с сертификацией, и активно включиться в процесс управления лесами. Одним из ожидаемых результатов, таким образом, будет укрепление низовой демократии в местах действия компаний, проходящих лесную сертификацию или уже получивших сертификат FSC.

Рекомендации были разработаны коллективом авторов в ходе практической деятельности на сертифицированных и готовящихся к сертификации территориях, находящихся преимущественно в Северо-Западном регионе РФ, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Деятельность осуществлялась в рамках проекта, финансируемого Европейским Союзом. При составлении пособия был также учтён опыт авторов, полученный в ходе проводившихся ими консультаций и аудитов лесоуправления компаний. Кроме того, были использованы результаты социологических исследований, проводившихся авторами-социологами в 2002-2009 годах на территориях модельных лесов и арендных территориях сертифицированных предприятий.

Как дополнительная информация были использованы обзорные и аналитические научные статьи, публичные материалы компаний, государственных органов, общественных организаций.
Сведения об авторах

Тысячнюк Мария Сергеевна, кандидат биологических наук, руководитель направления исследований в области экологической социологии, руководитель группы лесной сертификации Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ), магистр по охране окружающей среды Барт колледжа США, выпускница программы университета Джонса Хопкинса «Менеджмент неправительственных организаций», лауреат программы Фулбрайт и других международных программ, консультант Йельского университета США, зарегистрированный консультант FSC сертификации в России, член национальной инициативы FSC, эксперт-аудитор.

Конюшатов Олег Алексеевич, инженер лесного хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий аудитор.

Кулясова Антонина Алексеевна, кандидат экономических наук, экосоциолог, социальный эксперт, консультант FSC.

Кулясов Иван Павлович, экосоциолог, социальный эксперт, консультант FSC.

Тесля Илья Валерьевич, инженер лесного хозяйства.

Оглавление

Введение 7

1. Составление списка заинтересованных сторон 10

2. Выявление коренных народов 13

3. Информирование 17

4. Ведение документации 24

5. Взаимодействие с заинтересованными сторонами и проведение
мероприятий с населением 28

6. Методика определения социальных ЛВПЦ 48

7. Мониторинг социальных последствий 75

8. Трудоустройство, обучение и предоставление других услуг для


местного населения 78

9. Безопасность работников и охрана труда на предприятии 82

10. Права работников на объединение и ведение переговоров с
работодателем 112

11. Примеры



Кулясов И.П. Решение социальных вопросов через развитие социальных программ (на примере фонда «Илим Гарант») 118

Овчинников А.В. Лесная сертификация и поморы: информированность,
активность, новые возможности для коренных народов (итоги экспедиции
в Онежское Поморье) 123

Тулаева С.А. Модельный лес «Сегозерье»: лаборатория построения
отношений местного сообщества и компании 131

Тулаева С.А. Консультации с местным населением как механизм
организации взаимодействия между сообществом и компанией
(на примере Муезерского леспромхоза республики Карелия) 137

Тулаева С.А. Участие местного населения в решении вопроса о
рубках около посёлка Паданы 141

Тулаева С.А. Лесная сертификация как возможная площадка для
урегулирования отношений между компанией и местным населением
(на примере сертификации Двинского леспромхоза Архангельской обл.) 144

Марковский А.В. Устойчивое управление лесами – дело постоянное:
пример взаимодействия НПО и Сегежского ЦБК по выполнению
экологических требований FSC сертификации 149

Кулясова А.А. Заинтересованные стороны объединяют лесозаготовителей 155

12. Приложения

Приложение 1. Рекомендуемый состав медицинской аптечки и
рекомендации по использованию препаратов, входящих в нее 159

Приложение 2. Акт проверки работ на территории предприятия ОАО


«Севзаплес» 161

Приложение 3. Обращение к заинтересованным сторонам (местному


населению, коренным народам, работникам лесозаготовительных
предприятий и другим) 165

Приложение 4. Пример объявления-листовки о встрече


ЗАО «Запкареллес» с заинтересованными сторонами 167

Приложение 5. Пример Объявления о проведении встречи


ЗАО «СевЭкспортЛес» с заинтересованными сторонами по вопросам
лесозаготовительной деятельности компании 168

Приложение 6. Пример протокола индивидуальных консультаций


ЗАО «ПЛО Онегалес» с местными жителями 169

Введение
Принципы и критерии добровольной лесной сертификации по схеме FSC предполагают участие всех заинтересованных сторон2 в процессе лесоуправления. Они содержат ряд социальных требований, обеспечивающих соблюдение интересов местных жителей3 и коренных народов4 при промышленном лесопользовании. Эти Принципы и критерии предполагают организацию диалога и консультаций между сертифицированной или находящейся в процессе сертификации лесной компанией и заинтересованными сторонами для предупреждения конфликтов и совершенствования системы лесоуправления.

В Принципах и критериях FSC5 социальные требования не выделены в отдельный блок. Они рассредоточены по нескольким Принципам и критериям и имеют подробные индикаторы и показатели для проверки и оценки аудиторами их выполнения. В России соблюдение социальных требований сертификации вызывает некоторые трудности и привлекает особое внимание как Международного, так и Российского офисов FSC.

Принципы и критерии, связанные с социальными вопросами и выделением социально значимых лесов высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ 5 и 6 типа) часто выполняются формально. Это связано как с отсутствием у лесных компаний навыков работы в данной области, так и со слабым развитием демократических институтов в России вообще, и, особенно, в сельской местности. Последнее обстоятельство затрудняет выполнение одного из требований сертификации, а именно – обеспечения общественного участия в принятии решений, связанных с лесоуправлением.

В помощь лесным предприятиям авторы разработали ряд подходов и конкретных рекомендаций по выполнению требований FSC в социальной сфере. В данном методическом пособии мы будем говорить именно о социальных аспектах сертификации по схеме FSC. В отношении же лесной сертификации в целом рекомендуем воспользоваться, в частности, пособием для работников лесной отрасли, выпущенном Региональным некоммерческим фондом «Серебряная Тайга»6 (Республика Коми).

Выполнение рекомендаций сертификации по социальным аспектам предполагает довольно большой объем работы. Обычно в штатном расписании компании нет человека, занимающегося исключительно вопросами сертификации, но даже в случае, когда такой человек есть, ему, как правило, нужна помощь социальных экспертов. Авторы предлагают несколько возможных сценариев деятельности компании по реализации социальных требований сертификации:


  1. Компания может заключить договор с социальными экспертами на выполнение большей части работы, с минимальным участием сотрудников компании, занимающихся вопросами сертификации.

  2. Эксперты приглашаются компанией для совместной работы с ответственным за сертификацию и обучения его в ходе работы. По окончании обучения эксперты привлекаются только при возникающей необходимости.

  3. Компания самостоятельно создает систему работы по социальному блоку. Данное методическое пособие особенно поможет в данном случае.

При любом из этих трёх сценариев может быть полезным послать сотрудников компании на тренинг или стажировку в консультационные центры. Список зарегистрированных консультантов Лесного попечительского совета можно найти на сайте FSC7. Консультационный центр есть в г. Санкт-Петербурге8.

Прежде чем приступить к изучению настоящего методического пособия, следует ознакомиться со следующими разделами Стандарта9, на которые мы будем ссылаться по ходу изложения: Критерии 2.2 и 2.3; все Критерии Принципов 3 и 4, в Критерии 5.5 особенное внимание обратить на индикатор 5.5.9; Критерии 6.3 (индикаторы 6.3.9 и 6.3.19), 6.6 и 6.7; Критерии 7.1 и 7.3, в Критерии 7.2 особенное внимание обратить на индикаторы 7.2.3 и 7.2.4; в Критерии 8.2 особенное внимание обратить на индикатор 8.2.12 и Критерий 8.5; Критерий 9.2 и в Критерии 9.3 особенное внимание обратить на индикаторы 9.3.9 и 9.3.14; в Приложении Е особенное внимание обратить на ЛВПЦ 5 и 6 и Приложение F, а также с Ключевыми требованиями по выполнению Стандарта в отношении ЛВПЦ 5 и 6 типов10.

Рассмотрение основных направлений выполнения социальных требований FSC мы начнём с общих моментов организации работы. Она включает в себя несколько видов деятельности:

- составление списка заинтересованных сторон;

- информирование заинтересованных сторон;

- ведение документации ответственным за сертификацию лицом;

- составление доступных для общественности документов;

- взаимодействие с заинтересованными сторонами;

- проведение мероприятий и работы с населением.

Далее мы уделим внимание методике определения и выделения социальных ЛВПЦ, соблюдению прав работников и безопасности труда.



1. Составление списка заинтересованных сторон

Согласно определению FSC, заинтересованные стороны это «Частные лица и организации с непосредственной заинтересованностью в товарах и услугах, производимых предприятием; а также те, кто имеет интерес к экологическим и социальным последствиям деятельности предприятия, производства продукции и услуг. Они включают в себя частных лиц и организации, которые обеспечивают экологический контроль за предприятием; местное население; сотрудников предприятий; инвесторов и страховщиков; покупателей и потребителей, а также других представителей»11. Необходимо подчеркнуть, что заинтересованной стороной может быть любой человек (частное лицо), заявивший себя в таком качестве.

В начале процесса сертификации каждая лесная компания должна выявить заинтересованные стороны и составить их список12. В список местных заинтересованных сторон могут быть включены:


  1. Частные лица - краеведы, активисты, представляющие различные заинтересованные группы местного населения: сборщиков ягод и трав, грибников, рыболовов, охотников, потребителей дров, круглого леса и пиломатериалов, владельцы гостевых домов для туристов и др., находящихся вблизи или на арендной территории.

  2. Зарегистрированные или незарегистрированные общественные этнические, религиозные, женские, молодёжные организации и движения, гражданские инициативы или соседства и т.п. Это могут быть местные представительства фондов, потребительских кооперативов, советы ветеранов, некоммерческие партнёрства, товарищества, общественные советы, добровольные дружины по тушению пожаров, религиозные общины, квартальные комитеты, школьные лесничества, краеведческие кружки, поисковые группы, землячества и т.д.

  3. Образовательные и культурные учреждения: школы, клубы, библиотеки, музеи, досуговые центры и пр.

  4. Местная администрация и органы местного самоуправления, включая глав поселений, депутатский корпус, старост деревень, исполняющих обязанности местной администрации (в маленьких деревнях).

  5. Организации, заинтересованные в развитии различных видов лесопользования на арендной территории компании: туристические фирмы, общества охотников и рыболовов; частные (индивидуальные) предприниматели и т.п.

  6. Местные государственные структуры, связанные с управлением лесами и охраной природы.

  7. Лесные компании-соседи (особенно, если у них общие заинтересованные стороны).

  8. Местные средства массовой информации (СМИ).

На первом этапе составление этого списка представляет собой нелёгкую задачу и требует проведения большой работы. В дальнейшем работы станет меньше, так как понадобится лишь ежегодно обновлять и поддерживать составленный ранее документ. Такой список понадобится компании для организации предусмотренных сертификацией консультаций с заинтересованными сторонами. Списки эти будут нужны и аудиторской фирме, так как в процедуру сертификации входит анкетирование заинтересованных сторон, чьи интересы может затрагивать или затрагивает деятельность лесной компании, а также проведение консультаций с представителями заинтересованных сторон. В ходе анкетирования и консультаций аудиторы проверяют, насколько компания соблюдает как обычные/традиционные, так и юридические права заинтересованных сторон на пользование лесом.

Компаниям, вовлекающим заинтересованные стороны в процессы принятия решений и планирование работ в лесу, чаще удается избежать открытых конфликтов и предотвратить отрицательное влияние своей деятельности на социальную и природную среды. При этом совершенствуется система управления лесами, и вырабатываются оптимальные механизмы совместного принятия решений участниками лесных отношений. Открытость и умение сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами улучшает имидж лесной компании. На сайте FSC приведён «Перечень заинтересованных сторон при проведении сертификации в РФ»13, включающий федеральные и региональные заинтересованные стороны. В свой список компания должна включить все федеральные заинтересованные стороны и выбрать из рекомендованного списка региональных те, которые соответствуют её региону.

Следующим шагом является выявление федеральных и региональных заинтересованных сторон, не перечисленных в списках FSC. В данных списках, к примеру, совсем не упоминаются научные этнографические, археологические, краеведческие организации: институты, университеты, музеи и пр. Также в списках перечислены не все региональные общественные организации.

Далее следует выявить местные заинтересованные стороны. К ним относятся не только проживающие вблизи территории арендного участка, но и те, кто может жить в ином регионе и иметь конкретную заинтересованность именно в сертифицированном лесном участке. Большинство местных заинтересованных сторон не инициируют сами диалог с компанией, потому что не знают, что такое сертификация, зачем она нужна, какова их роль в этом процессе.

Информирование местного населения и организаций о сертификации является задачей компании. В ходе такого информирования и дальнейшего диалога будут выявлены те заинтересованные стороны, которые более активно включатся в дальнейшее взаимодействие с компанией. Для выявления местных заинтересованных сторон, прежде всего, нужно определить, какие населённые пункты находятся вблизи территории аренды. При кажущейся очевидности этого шага, наш опыт показывает, что первоначально у компании есть лишь список наиболее крупных населенных пунктов. Выявление маленьких деревень и посёлков, включая дачные, требует дополнительных усилий. Следует обратить внимание и на вновь образующиеся экологические поселения, обычно еще не имеющие статуса населённого пункта.

После составления полного списка населенных пунктов необходимо посетить их для выяснения наличия заинтересованных в лесопользовании сторон и проведения с ними дальнейшей систематической работы. В тех посёлках, где есть действующая инфраструктура (администрация, школа, библиотека и т.д.), или выявлен сильный интерес (к примеру, в деревнях с активным коренным населением), компании надо, кроме индивидуальных консультаций, проводить общественные слушания и другие коллективные консультации. Особую трудность составляет идентификация сообществ коренных народов, поэтому мы посвятим этому вопросу отдельное внимание.



2. Выявление коренных народов

Стандарт требует диалога и взаимодействия с коренными народами. Причиной трудности выполнения этого требования является несоответствие, связанное с тем, что определение коренных малочисленных народов (КМНС) в российском законодательстве отличается от понятия «коренные народы» в Стандарте, последнее шире. В Стандарте коренные народы - это «группы населения, которые на протяжении многих поколений осознают себя самостоятельной этнокультурной общностью (народом, этносом, народностью, этнической группой, этнокультурной группой); связаны с определенным географическим районом; сохраняют элементы своего образа жизни, основанного на традиционном природопользовании (комплексном ведении хозяйства, в различных сочетаниях включающего животноводство, полеводство, добычу и использование объектов животного мира и недревесных продуктов леса и являющегося культурно значимыми для данных общностей)»14. Также там даётся определение, одобренное Рабочей группой ООН по коренным народам в 1989 году: «Коренные народы – это современные потомки народов, которые полностью или частично населяли какую-либо территорию в период, когда представители иных культур или этнических общин пришли туда из других частей света, завоевали местное население и путем захвата, заселения или иными средствами низвели его до подчиненного или колониального положения, и которые в настоящее время в большей степени придерживаются своих собственных социально-экономических и культурных обычаев и традиций, чем обычаев и традиций страны, в которой они сейчас проживают и государственные институты которой основаны, главным образом, на национальных, социальных и культурных традициях той части населения страны, которая является в ней большинством» и определение Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». В данной Конвенции говорится, что «указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции: а) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; б) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты»15.

Многие компании ориентируются на российское законодательство по КМНС и не работают по выявлению сообществ других коренных народов и этнокультурных групп.




ОАО «Онегалес» не рассматривало поморов, проживающих на побережье Белого моря вблизи их арендной базы, в качестве коренного народа или даже заинтересованной группы местного населения, поэтому не проводило консультаций.

Поморы заявили, что имеют зарегистрированную местную (поморская община) и региональную поморские организации, и что поморское население имеет традиционное право на лесопользование.

В результате компания вступила в диалог и признала население поморских деревень заинтересованной стороной, стала проводить консультации по выделению ЛВПЦ 5-6, заключила с общиной соглашение.



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал