Информационная безопасность молодежи как фактор устойчивого развития региона



страница1/13
Дата29.04.2016
Размер2.41 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



На правах рукописи


ГОРЕЛКИН Антон Вадимович

Информационная безопасность молодежи КАК ФАКТОР устойчивого развития региона
Специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Научный руководитель:



Зеленин Алексей Анатольевич

доктор политических наук, профессор

Кемерово

2015ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Общие теоретико-методологические подходы к проблеме устойчивого развития региона в современной политической науке.

1.1. Проблема устойчивого развития в контексте политических изменений современности.

1.2. Стратегии устойчивого развития и критерии оценки их эффективности.

1.3. Политические факторы и механизмы реализации концепции устойчивого развития региона.


Глава 2. Информационная безопасность молодежи и социально-политические технологии ее обеспечения.

2.1. Информационная безопасность в системе национальной безопасности России.

2.2. Молодежь как объект негативного информационного воздействия.

2.3. Социально-политические технологии обеспечения информационной безопасности молодежи.


Глава 3. Информационная безопасность молодежи в системе обеспечения устойчивого развития Кемеровской области

3.1. Концепция устойчивого развития Кемеровской области и практика ее реализации.

3.2. Модель обеспечения информационной безопасности молодежи Кемеровской области.

3.3. Анализ взаимосвязи характеристик информационной безопасности молодежи и показателей устойчивого развития Кемеровской области.

Заключение.

Литература

Приложения

Введение
Характер и масштаб изменений в постмодернистском обществе, рост значимости проблем, связанных с глобализацией культуры и образа жизни, увеличение динамичности и непостоянства в самых различных сферах закономерно приводят к нарушению равновесия существующих социальных и политических систем. Усиление глобальных угроз экономической, социальной и политической стабильности, особенно проявляющихся в транзитных обществах, отчетливо определяют необходимость достижения динамической устойчивости. Ответом на названные вызовы призваны стать научно обоснованные стратегии перехода к устойчивому развитию, разрабатываемые сегодня на глобальном, национальном и региональном уровнях.

Особую значимость в данном контексте имеет организация противодействия угрозам, связанным с развитием новых форм массовых коммуникаций в информационном обществе. Возрастающее значение информационных технологий в жизнедеятельности и развитии общества, формирование глобального информационного пространства и ускорение информационного обмена обуславливают приобретение информацией роли эффективного инструмента политической практики. Расширение возможностей информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание задает объективные предпосылки для его применения с целями социальной и политической дестабилизации. Мишенью такого негативного пропагандистского воздействия может выступать духовная, ценностная сфера нашего общества. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жесткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства – это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки»1. Осуществляемое в данном направлении информационно-пропагандистское воздействие представляет собой очевидную угрозу информационной безопасности и, соответственно, социально-политической устойчивости российского общества.

Первоочередного внимания в этой связи заслуживает информационная безопасность молодежи, связанная с ее большей уязвимостью перед различного рода манипулирующими воздействиями вследствие незавершенности становления ее ценностно-нормативной системы. Современная российская молодежь, формирование системы ценностей которой пришлось на период серьезных трансформаций одновременно в социально-экономической и духовной сферах, испытывает затруднения как в обеспечении стабильности общества посредством принятия традиционных ценностей, так и в создании условий для его развития за счет использования своего инновационного потенциала. В силу указанных причин, как отмечают С.А. Пфетцер, А.А. Зеленин и М.С. Яницкий, «сегодня молодежь не является гарантом устойчивого социального развития общества в полном смысле этого слова»2. Особую значимость эта проблема имеет для молодежи российских регионов, характеризующихся большими трудностями в осуществлении модернизационных процессов. Все это определяет важность обеспечения информационной безопасности молодежи не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Названные проблемы являются очевидными вызовами современной политической науке и практике, определяя необходимость и актуальность детального анализа состояния информационной безопасности молодежи российской провинции при разработке и реализации социально-политических технологий обеспечения устойчивого развития регионов России.



Степень научной разработанности темы. Понятие устойчивого развития, традиционно используемое в экологических, экономических и социологических исследованиях, в настоящее время приобрело значительное распространение и в политической науке. Теоретическими предпосылками разработки соответствующей политологической доктрины послужили, в частности, концепции политической стабильности, определяющие последнюю как динамическую характеристику, связанную с развитием общества1. В качестве самостоятельной категории политической науки устойчивое развитие рассматривается сегодня в нескольких аспектах. Так, в трудах С. Липсета, С. Хантингтона, А. Пшеворского, Р. Даля, С.А. Панкратова, В.Н. Колесникова проблема устойчивого развития анализируется в контексте современных политических изменений, политической модернизации и демократического транзита2. В исследованиях М.Г. Анохина, О.Ф. Шаброва, Л.А.  Паутовой, С.А. Рябковой устойчивое развитие трактуется как одна из наиболее актуальных задач социально-политического управления3. При этом общим моментом для большинства отечественных авторов является анализ перехода России на путь устойчивого развития через призму концепции национальной безопасности.

В политологических концепциях Г. Алмонда и С. Вербы, К. Манхейма, Д. Яворского детально раскрываются основные политические факторы устойчивого функционирования общественной системы1. В качестве наиболее общего фактора устойчивости политической системы понимается ее способность обеспечить безопасность при воздействии различных внешних и внутренних угроз. В этой связи понятие «безопасность» рассматривается в тесной увязке с устойчивостью развития общества. Среди отечественных исследователей, анализировавших проблему одновременного обеспечения безопасности и устойчивости, можно назвать В.К. Левашова, А.Д. Урсула, В.С. Хомякову, В.В. Крицких2. Для большинства этих и других работ по проблеме двусторонних причинно-следственных отношений между безопасностью и устойчивостью общим является определенный акцент на первичности обеспечения безопасности политической системы.

В настоящее время категория безопасности приобрела весьма значительное распространение в политической науке, став самостоятельным предметом политологического анализа. Безопасность при этом понимается не только как объективное состояние защищенности, но и как политическая практика, как форма политического3. В политологических исследованиях наиболее часто анализируются проблемы обеспечения безопасности государства и общества, рассматриваемые, соответственно, в плане государственной и социальной безопасности4. В то же время, понятие безопасности сегодня престает быть применимым исключительно к государству и обществу, используясь также при анализе угроз существованию отдельного человека, в частности, в рамках концепции «Human Security» – «личностной безопасности»1. Интегративным понятием, объединяющим перечисленные подходы, в данном контексте выступает национальная безопасность, которая понимается в качестве производной от безопасности государства, общества и отдельных граждан.

К числу основных сфер национальной безопасности относится информационная безопасность, обеспечение которой в условиях информационного общества признается одним из наиболее важных направлений политической практики. В этой связи многими исследователями аргументируется приоритетность информационной безопасности перед безопасностью в других сферах2. Информационная безопасность стала предметом специального изучения целого ряда отечественных исследователей, начиная с работ И.А. Лазарева, В.Н. Лопатина, А.А. Стрельцова и др.3. В отечественной политической науке наиболее широко представлены исследования, концентрирующиеся на проблеме обеспечения информационной безопасности государства, «информационных войнах», информационных проявлениях экстремизма и радикализма4. Обширный круг работ посвящен также информационной безопасности общества, угрозам сохранению традиционных ценностей, деформации системы ценностей современной молодежи, определяющих необходимость обеспечения ее «духовной безопасности»1. Применительно к отдельной личности информационная безопасность понимается как состояние защищенности информационной среды, обеспечивающей жизненно важные интересы человека. В этом ракурсе чаще всего используется понятие «информационно-психологической безопасности»2.

Внимание многих исследователей привлекает специфика современной российской молодежи как объекта целенаправленного информационно-психологического воздействия, проявляющаяся в ее подверженности манипулированию вследствие определенной незрелости, несформированности системы ценностных ориентаций, и т.д.3. Многими авторами в этой связи раскрываются политико-правовые, организационно-технические и социально-психологические методы и технологии противодействия негативному информационному воздействию в отношении молодежи, реализуемые на общероссийском и региональном уровнях4. Одним из приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности молодежи при этом признается поддержка ее самореализации, морально-нравственного и ценностного развития, способствующая повышению ее субъектности в информационном пространстве.

Таким образом, в зарубежной и отечественной политической науке созданы необходимые теоретические и методологические предпосылки для изучения состояния информационной безопасности молодежи во взаимосвязи и взаимообусловленности с показателями устойчивости развития общества. В то же время, в изучении рассматриваемых феноменов в их единстве и причинно-следственных отношениях наблюдаются определенные признаки недостаточности. Как отмечает В.В. Крицких, к настоящему времени «проделана огромная работа по исследованию различных аспектов и проблем безопасности в рамках концепции устойчивого развития. В то же время слабо разработаны или требуют уточнения политические аспекты данных процессов. Среди них вопрос о политической основе взаимосвязи безопасности и устойчивого развития, о путях обеспечения безопасности с точки зрения создания социально-политических условий для устойчивого развития российского общества»1. Данная проблема особенно значима для решения задачи повышения устойчивости развития конкретных регионов России путем обеспечения информационной безопасности молодежи на региональном уровне.

Анализ степени научной разработанности рассматриваемой проблемы в сочетании с указанными выше факторами ее актуальности определяют необходимость предпринятого диссертационного исследования.

Основная рабочая гипотеза: состояние информационной безопасности молодежи выступает значимым фактором устойчивости политической системы, что определяет возможность повышения устойчивости региона посредством социально-политических технологий обеспечения информационной безопасности молодежи.

Объект исследования: устойчивое развитие региона как задача политического управления.

Предмет исследования: информационная безопасность молодежи как фактор обеспечения устойчивого развития региона.

Цель исследования: раскрыть значение информационной безопасности как фактора обеспечения устойчивого развития и, на примере Кемеровской области, обосновать возможность управления устойчивым развитием региона посредством воздействия на уровень информационной безопасности молодежи.

Задачи исследования:

1. Дать теоретико-методологическое обоснование концепции устойчивого развития как политической стратегии, выделить и охарактеризовать политические факторы и механизмы ее реализации на региональном уровне.

2. На примере Кемеровской области раскрыть содержание региональной модели перехода к устойчивому развитию и дать оценку эффективности ее реализации на практике.

3. Обосновать значение информационной безопасности молодежи в системе национальной безопасности России, раскрыть содержание социально-политических технологий обеспечения информационной безопасности молодежи.

4. Охарактеризовать содержание модели обеспечения информационной безопасности молодежи Кемеровской области, раскрыть политические факторы и механизмы ее реализации, дать общую оценку ее эффективности.

5. Раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность показателей информационной безопасности молодежи и устойчивости развития, проанализировать характер и направленность причинно-следственных отношений между ними.

6. Установить значимость информационной безопасности молодежи Кемеровской области в качестве фактора ее устойчивого развития, обосновать использование технологий обеспечения информационной безопасности молодежи в политическом управлении устойчивым развитием на региональном уровне.

Теоретико-методологические основания исследования. Общая методология исследования базируется на следующих политологических теориях и парадигмах: концепциях политических изменений современности и динамической устойчивости политических систем; концепции безопасности как формы политической практики; теориях информационного общества и массовых коммуникаций; концепции субъектности молодежи.

Конкретными теоретическими основами исследования выступили представления об устойчивом развитии как актуальной задаче политического управления в транзитных обществах, изложенные в трудах М.Г. Анохина и О.Ф. Шаброва; современные модели политического управления, основанные на взаимообусловленности безопасности и устойчивого развития, содержащиеся в работах В.К. Левашова, А.Д. Урсула, Н.П. Ващекина; положение В.В. Крицких и В.С. Хомяковой о первичности обеспечения безопасности, рассматриваемой в качестве условия устойчивости политической системы; концепция «информационной устойчивости» политических систем А.В. Шевченко; представления В.М. Губанова и А.А. Маркова о приоритетности информационной безопасности как базового компонента в системе национальной безопасности, выступающей необходимым условием обеспечения всех остальных ее сфер.



Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала, его обработки и анализа: системный анализ, структурно-функциональный анализ; опрос общественного мнения, экспертный опрос. В качестве основных методов теории статистического вывода при обработке полученных данных использовались методы дескриптивной статистики, процентный анализ, корреляционный и факторный анализ, метод формализованного математического прогнозирования на основе регрессионной модели.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной и зарубежной политологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых из разных источников, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.



Эмпирическую базу исследования составили статистические данные, аналитические и справочные материалы, содержащие социальные, демографические, экономические и экологические показатели развития Кемеровской области; результаты изучения общественного мнения молодежи, в том числе данные опроса 881 жителя Кемеровской области в возрасте от 16 до 30 лет, а также результаты сходных региональных и общероссийских социологических исследований; данные опросов экспертов в области устойчивого развития и информационной безопасности (131 человек).

Научная новизна исследования заключается в раскрытии содержания региональной модели политического управления, основанной на взаимообусловленности информационной безопасности молодежи и устойчивого развития, и комплексной оценке ее эффективности.

Систематизированы информационные угрозы, обусловленные целенаправленным негативным воздействием на молодежь, разработана собственная классификация Интернет-угроз молодежи. Определенной научной новизной обладает также авторская типология путей и способов обеспечения информационной безопасности молодежи, включающая политико-правовые, организационно-технические и социально-психологические технологии, раскрываемые как соответствующие направления политической практики.

Новыми являются и конкретные частные результаты исследования, включающие эмпирически установленные показатели основных компонентов устойчивости развития Кемеровской области, а также данные, характеризующие обеспечение безопасности молодежи Кемеровской области в различных сферах и отражающие специфику ее массово-коммуникационных предпочтений и информационного пространства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обеспечение развития, устойчивого к факторам и рискам глобальных изменений современности, является одной из приоритетных задач государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Средством ее осуществления выступает разработка и реализация на практике государственных и региональных моделей перехода к устойчивому развитию. Отличительной особенностью Кемеровской региональной модели перехода к устойчивому развитию является ориентация не только на экологические, экономические и социальные цели, но и на политические задачи, такие как поддержка региональных СМК и расширение доступа к различным источникам информации. Информационный обмен между субъектами политической власти и конкретными социальными группами, и, прежде всего, молодежью, а также целенаправленное коммуникативное воздействие в их отношении, выступают важным политическим механизмом поддержания устойчивости региональной политической системы и обеспечения ее изменчивости и развития. Реализация региональной модели устойчивого развития определяет позитивные тенденции в экономической, социальной и политической сферах. В настоящее время Кемеровская область в целом отвечает критериям устойчивости развития, прежде всего за счет достигнутой в регионе социально-политической стабильности.



2. Интегральным фактором устойчивости политической системы является ее способность обеспечить безопасность при воздействии различных внешних и внутренних угроз. Базовым компонентом в системе национальной безопасности является информационная безопасность, выступающая необходимым условием обеспечения всех остальных ее сфер. Одним из приоритетов государственной политики в данном направлении как на федеральном, так и на и региональном уровнях является обеспечение информационной безопасности молодежи. Отличительной особенностью модели обеспечения информационной безопасности молодежи Кемеровской области выступает привлечение самой молодежи в качестве субъекта осуществления информационной политики, активное использование ее инновационного и творческого потенциала. Наиболее эффективными технологиями обеспечения информационной безопасности молодежи являются формирование информационной и коммуникативной компетентности, развитие способности к критическому восприятию и анализу информации, повышение устойчивости к негативному информационному воздействию. При этом степень защищенности молодежи от негативного информационного воздействия детерминируется уровнем ее ценностного развития. Реализация комплекса мер, направленных на повышение субъектности региональной молодежи, уровня ее духовного и ценностного развития, информационной и медиакомпетентности, обусловливает высокую результативность практики обеспечения информационной безопасности молодежи Кемеровской области.

3. Взаимосвязь между информационной безопасностью и устойчивостью политической системы обусловливает возможность их одновременного обеспечения, выступая методологической основой региональной модели политического управления данными процессами. Состояние информационной безопасности молодежи является значимым фактором устойчивости развития Кемеровской области – достигнутый уровень обеспечения информационной безопасности молодежи прямо взаимосвязан с показателями устойчивости развития региона; повышение степени информационной безопасности молодежи приводит росту показателей устойчивости развития одновременно в политической, социальной, экономической и экологической сферах. Практика использования социально-политических технологий обеспечения информационной безопасности молодежи в политическом управлении переходом Кемеровской области на путь устойчивого развития является достаточно результативной, что определяет возможность управления устойчивым развитием региона посредством воздействия на уровень обеспечения информационной безопасности молодежи.

Теоретическая значимость исследования определяется раскрытием характера влияния информационной безопасности молодежи на показатели устойчивости региона в различных сферах как двуединого механизма, включающего одновременное воздействие как на социальную и политическую устойчивость, так и на обеспечение безопасности в других областях. Определенный теоретический вклад вносит также уточнение содержания механизма информационного воздействия, раскрытого как осуществление опосредованного контроля за социальным поведением путем влияния на регулирующую его систему ценностно-нормативных представлений.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании возможности использования социально-политических технологий обеспечения информационной безопасности молодежи в политическом управлении переходом на путь устойчивого развития. Полученные результаты могут найти применение при создании, оценке эффективности и PR сопровождении региональных программ устойчивого развития, при разработке и реализации государственной молодежной политики на региональном уровне, формировании комплекса мер по повышению уровня информационной безопасности молодежи. Выводы и рекомендации, сделанные на основании результатов диссертационного исследования, могут использоваться в учебно-воспитательном процессе высших и среднеспециальных учебных заведений, в частности – при развитии информационной и медиакомпетентности учащейся молодежи.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования используются в работе Регионального антитеррористического комитета, а также в деятельности Департамента образования и науки Кемеровской области, Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, Главного управления по работе со СМИ Администрации Кемеровской области, о чем имеются соответствующие акты внедрения. Материалы диссертации применяются в учебном процессе по направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Организация работы с молодежью», а также в практике социальной и воспитательной работы со студентами Кемеровского государственного университета.

Положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры новейшей отечественной истории Кемеровского государственного университета, на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социализации личности в поликультурном обществе» (г. Кемерово, 2015); X Международной научно-практической конференции «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия» (г. Новосибирск, 2015); Седьмом Всероссийском конгрессе политологов «Политическая наука перед вызовами современной политики» (г. Москва, 2015).

Основные результаты исследования изложены в 10 публикациях, в том числе в 4 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих по три параграфа каждая, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объем диссертации составляет 173 страницы.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал