Информационный материал



страница1/3
Дата26.04.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3
Информационно-аналитический центр

при Администрации Президента Республики Беларусь



ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

6 (90)




ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2011

Ответственные за выпуск – В.Г. Дедков, Е.А. Касперович

Материал подготовлен на основании материалов Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, данных, размещенных на
официальных сайтах Национального статистического комитета
Республики Беларусь, Министерства информации
Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем человечества, несовершенство существующей архитектуры безопасности, проблемы безопасности в политической сфере, экологические и другие общечеловеческие вызовы, насущные потребности по сохранению дальнейшего устойчивого развития Беларуси объективно потребовали поиска новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности страны.

На этом фоне подходы к национальной безопасности объективно не могли оставаться неизменными.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Первая редакция Концепции в республике принята в 1995 году, последующая в 2001 году. На основе принятых концептуальных положений была сформирована достаточно эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз. Это позволило государству уверенно следовать основным принципам поступательного развития – многовекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса. Одновременно укреплялись правопорядок и законность. Республика Беларусь проводила курс на поддержание военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках ОДКБ, укрепление международной безопасности.

Новая редакция Концепции – это документ качественно более высокого уровня. Он выступает как концептуальная и методологическая основа для последующих решений и действий руководителей всех уровней. В ее основе заложены следующие принципы обеспечения национальной безопасности:



  • законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;

  • соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;

  • комплексный подход;

  • единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;

  • разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;

  • оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

В данной Концепции определены стратегические национальные интересы: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя республики; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

Они просты, понятны и близки людям: нам не надо чужого, мы хотим жить в мире и согласии, самостоятельно определять и обеспечивать свое достойное будущее. Сформирован четкий посыл, что Беларусь, как и любая другая страна, будет рационально и прагматично продвигать свои интересы в широком контексте формирования нового мироустройства.

Кроме того, этот документ имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность и нацелен на обеспечение стабильного развития страны, защищенности в повседневной жизни и уверенности в завтрашнем дне каждого белорусского гражданина.

Более зрелым и гибким стал и подход к анализу факторов, неблагоприятных для национальной безопасности. Если ранее они квалифицировались как угрозы, сейчас в Концепции используются понятия рисков, вызовов и угроз. Это позволяет более сбалансировано расставлять приоритеты в защите национальных интересов: угрозы требуют немедленного реагирования, вызовы – реагирования в перспективе, риски говорят об опасности на стадии зарождения.



В новой редакции Концепции нашли отражение и учтены результаты отечественных исследований (более 10 ведущих научно-исследовательских институтов) в сфере национальной безопасности, проводившиеся с 2006-го по 2010 год, использован передовой опыт зарубежных государств (изучен и адаптирован для белорусских реалий опыт
15 стран мира
, включая Российскую Федерацию, США, Китай, Великобританию, Францию, Польшу, Казахстан, Украину, Азербайджан). В документе сохранена преемственность с ранее действовавшими концепциями, а также использованы принципиально новые подходы.

Реализован новый подход к построению системы обеспечения национальной безопасности. В рамках основных направлений этой деятельности расширен и конкретизирован инструментарий нейтрализации реальных и потенциальных негативных воздействий на национальную безопасность. В частности, ставятся задачи структурной перестройки экономики Республики Беларусь путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала страны. Одним из приоритетных направлений выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.

Закреплена задача вхождения республики в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.

В плане нейтрализации внутренних источников угроз в научно-технологической сфере необходимо завершить формирование эффективной национальной инновационной системы и реализовывать новую технологическую стратегию развития экономики страны.

Производственная сфера должна ориентироваться на создание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание за рубежом сборочных производств по белорусским технологиям.

В социальной сфере республика намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обеспечения и адресной социальной помощи, развития системы государственных социальных стандартов. Важнейшими направлениями здесь являются создание условий для эффективной полной занятости населения, более рационального использования трудовых ресурсов, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.

В демографической сфере главным приоритетом государственной политики станет всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее учеличение численности населения республики. Повышение престижа крепкой семьи и совершенствование системы поддержки семей с тремя и более детьми – принципиально важные направления обеспечения демографической безопасности. Важными задачами останутся снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения, охрана здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного и общего здоровья населения.

В информационной сфере государство гарантирует обеспечение установленного законодательством порядка доступа к государственным информационным ресурсам, в том числе удаленного, и возможностям получения информационных услуг. Будет продолжена работа по завершению формирования комплексной государственной системы обеспечения информационной безопасности также и путем оптимизации механизмов государственного регулирования деятельности в этой сфере. При этом большое значение отводится усилению деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против информационной безопасности.

Актуальность обеспечения безопасности в информационной сфере наглядно демонстрируют особенно четко проявившиеся в текущем году источники угроз для Беларуси, в том числе открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия.

Вполне закономерно, что в новой Концепции одним из приоритетных направлений выделено информационное обеспечение государственной политики, составной частью которого выступает информационное противоборство. Этот термин в государстве закрепляется впервые. Под ним понимается комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства.

Свою военную безопасность республика будет обеспечивать исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам. Первостепенное внимание при этом будет уделено развитию патриотизма в обществе, воспитанию у граждан чувства ответственности за защиту Отечества, повышению мотивации военной службы, укреплению кадрового потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций. Дальнейшее развитие получат вопросы совершенствования социальной защиты военнослужащих.

Нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экологической сфере будут способствовать обеспечение экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы и улучшение экологической ситуации в Республике Беларусь на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, современных систем защиты экологически опасных объектов, разработки и внедрения экологобезопасных технологий, возобновляемых источников энергии.

В итоге подготовлен фундаментальный, комплексный и достаточно компактный документ, учитывающий принципы преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности и содержащий значительное количество новаций.

К основным сферам национальной безопасности (безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах), определенным в Концепции 2001 года, добавлены еще две.

Во-первых, научно-технологическая сфера – это обусловлено возрастающей ролью передовых технологий и науки в реализации национальных интересов нашей республики, существующей острой необходимостью перехода экономики к передовым технологическим укладам.

Во-вторых, демографическая сфера. Объективно демографическая ситуация в стране непростая. В целом уровень достигнутых показателей пока недостаточен для активного воспроизводства.



Всего в Концепции рассматриваются восемь основных видов безопасности, отвечающих основным сферам жизнедеятельности личности, общества и государства:

  • политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;

  • экономическая безопасность – состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

  • научно-технологическая безопасность – состояние отечественных научно-технологического и образовательного потенциалов, обеспечивающих возможность реализации национальных интересов Республики Беларусь в данной сфере;

  • социальная безопасность – состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз. Следует отметить, что это современное расширенное определение пришло на смену понятию «безопасность Республики Беларусь в гуманитарной сфере», поскольку теперь оно включает в себя духовно-нравственные и материальные потребности личности и общества;

  • демографическая безопасность – состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;

  • информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере;

  • военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз;

  • экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.

В целях излишнего дробления содержания и в силу тесной взаимосвязи безопасность в других, более узкоспециализированных, областях отдельно не выделяется и рассматривается в рамках той или иной основной сферы. В частности, вопросы финансово-кредитной, энергетической и продовольственной безопасности учтены в рамках экономической безопасности. Государственной и пограничной – в рамках политической безопасности, общественной безопасности – рассмотрены в рамках социальной безопасности. Кроме того, учтено, что обеспечению энергетической, продовольственной и ряду других видов безопасности посвящены отдельные нормативные акты.

Впервые в Концепции на основе комплексного анализа сформулированы основные тенденции современного мира на новом историческом этапе. Среди них усиливающееся влияние глобализации, кардинальное изменение расстановки сил на планете и связанная с этим всеобщая нестабильность. Начавшийся переход от однополярного к многополярному мироустройству, а также обострение борьбы за сферы влияния и природные ресурсы. Динамичное формирование новых центров силы и прагматизация политики. Выход на первый план экономических приоритетов. Повышение значимости информационной сферы.

С учетом перечисленных выше тенденций в новой Концепции определены роль и место Беларуси в современном мире. Наша республика рассматривается как состоявшееся, независимое, суверенное европейское государство, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса.

Хотя Беларусь и не соответствует традиционно формальным критериям нейтрального государства, она не выходит за рамки общих тенденций, свойственных в этом контексте другим государствам. В статье 17 нашей Конституции закреплено, что «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». В действующей Концепции одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности в политической сфере также является «создание условий для достижения
Республикой Беларусь долгосрочной стратегической цели – приобретения нейтрального статуса».


Указание о нейтралитете в тексте новой редакции Концепции национальной безопасности, равно как и декларирование данной цели, в полной мере соответствует национальным интересам и не накладывает практически никаких ограничений.

В данном документе также впервые сформулированы национальные интересы, которые разделены на


стратегические – без них немыслимо само существование суверенного государства, и основные, которые распределены по сферам национальной безопасности.

В качестве стратегических национальных интересов выделены:



  • обеспечение государственной независимости, суверенитета, территориальной целостности, незыблемости конституционного строя;

  • устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики;

  • достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

Среди основных национальных интересов:

  • соблюдение конституционных прав и свобод человека;

  • устойчивое развитие демократического, правового, социально ответственного государства;

  • достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;

  • развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей;

  • прагматичное взаимодействие с мировыми центрами силы, основанное на эффективной многосторонней и многовекторной дипломатии, стратегическом партнерстве и особых отношениях с дружественными государствами;

  • экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики;

  • удовлетворение основных социальных потребностей граждан;

  • обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества;

  • реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;

  • эффективное стратегическое сдерживание, обеспечивающее поддержание мира, региональной безопасности и предотвращение угрозы применения военной силы против Республики Беларусь.

Четко разделены понятия «источник угрозы» и «угроза».

Источники угроз являются объективно существующими причинами, а угрозы выступают их следствием, подразумевающим наличие как явных субъектов, так и объектов воздействия национальной безопасности. Выстроена четкая и логичная последовательность – риск, вызов, угроза национальной безопасности, которые обозначают различную степень опасности.

Исходя из этого осуществлено и разделение источников угроз на внутренние и внешние.



Современные риски, вызовы, угрозы национальной безопасности их источники, как правило, носят комплексный характер, полностью или частично охватывают сразу несколько сфер.

Например, актуальнейшая экономическая
угроза – низкая конкурентоспособность относительно развитых стран. С одной стороны, в ее основе лежит ряд внутренних источников в экономической сфере. В частности, низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами, устаревшие технологии и основные средства, высокая энергоемкость и материалоемкость производства.


С другой стороны, очевидно, что также действует внешний источник, относящийся к политической сфере, – использование отдельными государствами или группами государств давления, экономических и ресурсных преимуществ для продвижения своих интересов. Он оказывает непосредственное отрицательное влияние
на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.


С целью избежать дублирования задействован следующий понятный и логичный методологический подход: в Концепции выделено то, что защищаем (национальные интересы), от чего защищаем (угрозы и источники), как защищаем (направления нейтрализации) и кто защищает (система обеспечения национальной безопасности).

В Концепции впервые четко сформулировано, какая роль отводится гражданам и общественным объединениям в сфере национальной безопасности. Прямо указано: «Граждане участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей (в том числе исполнения священного долга по защите Республики Беларусь), предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. Свое видение национальных интересов, способов и средств их защиты они реализуют путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления». Конкретизированы и иные пути участия граждан, общественных и иных организаций в обеспечении национальной безопасности: непосредственная защита законными способами и средствами прав и свобод граждан, интересов общества; разработка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, новая Концепция сконцентрирована на главной задаче – продолжить активное формирование условий, в которых страна будет стабильно развиваться, а белорусские граждане – чувствовать свою защищенность и уверенность в завтрашнем дне.

Реализация положений Концепции будет способствовать укреплению доверия граждан к власти, позитивному восприятию международным сообществом внешней политики Беларуси и в целом послужит существенным вкладом в консолидацию власти и общества, сохранение и развитие Беларуси как независимого суверенного государства. Именно необходимость сохранения и укрепления суверенитета является сегодня решающим фактором гармонизации интересов личности, общества и государства в Беларуси.



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ,

СОЦИАЛЬНАЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Реальная независимость страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической безопасности государства.

На пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география и номенклатура белорусского экспорта.

Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста экономики.

За последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы в целом.



Так, в настоящее время доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов – 8–10%, большегрузных автомобилей – около 30, калийных удобрений – около 10, картофеля – более 3, животного масла – более 2, молока – более 1% и т. д. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и находится на уровне таких развитых стран как ФРГ, Великобритания, Франция.

Эти цифры свидетельствуют не только об укреплении экономической безопасности страны за последние годы, но и о том, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции значительно превосходят ее удельный вес в численности населения мира (0,18%).

Значительные показатели достигнуты и в текущем году. За январь–апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное производство – на 12,9, продукция сельского хозяйства – на 4,2, инвестиции в основной капитал – на 23,4%.

Вместе с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая энерго- и материалоемкость продукции, низкая наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др.

В результате жесточайшей конкуренции на мировых рынках, негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической ситуации возникают новые реальные или потенциальные экономические угрозы.

В Концепции национальной безопасности, в связи с этим, выделены блоки угроз, связанные с устойчивостью национальной финансовой и денежно-кредитной системы, ростом внешнего долга, относительно низкой диверсификацией белорусского экспорта и импорта, необходимостью ускоренного привлечения прямых иностранных инвестиций для структурной перестройки экономики и ее модернизации.

В роли внешних источников угроз экономической безопасности потенциально могут выступать: ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов; принятие зарубежными государствами протекционистских мер; развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в нашей стране; дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал