Информация о государственной, профессионально-общественной и общественной аккредитации



Дата02.05.2016
Размер97.1 Kb.
Общая информация о государственной, профессионально-общественной и общественной аккредитации



  1. Основные понятия и процедуры

Аккредитация (лат. accredo, «доверять»)  процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг (например, образования), для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями. Аккредитация обеспечивает конкурентное преимущество, рыночный механизм признания качества образования.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ  признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. (Статья 96. П. 4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.). Цель профессионально-общественной аккредитации  повышение качества образования и формирование культуры качества в образовательных организациях, выявление лучшей практики по непрерывному совершенствованию качества образования и широкое информирование общественности об образовательных организациях, реализующих образовательные программы в соответствии с европейскими стандартами качества гарантии образования.

Общественная аккредитация  признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. (Статья 96. П. 2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.)

2. Задачи государственной и профессионально-общественной аккредитаций:

Государственная аккредитация:

  • установление соответствия содержания и качества образования требованиям ФГОС;

  • устранение недостатков;

  • получение государственных гарантий.

Профессионально-общественная аккредитация:

  • поиск положительного опыта и его тиражирование;

  • получение внешней независимой оценки качества образовательных программ, удовлетворяющим европейским стандартам ESG – ENQA и, на ее основе, получение квалифицированных рекомендаций.


3. Особенности государственной и профессионально-общественной аккредитации:

Государственная аккредитация:

  • жесткие количественные критерии;

  • эксперт  высшее образование + стаж работы 3 года;

  • субъективизм экспертной оценки;

  • монополия на оценивание;

  • возбуждение дел об административном правонарушении.

Профессионально-общественная аккредитация:

  • проводится по стандартам гарантии качества в высшем образовании;

  • эксперт  признанный авторитет (доктор наук, высокая должность, значительный стаж работы …);

  • участие студентов;

  • участие работодателей;

  • привлечение международных экспертов;

  • прямые соглашения с зарубежными агентствами;

  • коллегиальная оценка на всех этапах.




  1. Отличие профессионально-общественной от государственной аккредитации.

Цель  помощь в адекватной оценке и совершенствовании программ, а не поиск недостатков в работе организации;

Объект оценки: отдельные образовательные программы, а не деятельность вуза в целом;
Специфика работы комиссии:

  • привлечение к оценке как академической общественности, так и работодателей, студентов, выпускников и научных организаций;

  • международное участие в оценке;

  • акцент на экспертные, а не на статистические методы оценки;

  • проверка не документации, а качества (удовлетворенности, востребованности) образования;

Стандарты и критерии: соответствуют требованиям европейских стандартов и не дублируют показатели и критерии государственной аккредитации;

Результат: широкое распространение информации в СМИ, реклама.

Реализация разных форм аккредитации гарантирует высокое качество образования, получаемого в аккредитованных по этим формам вузах.

Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации. (Статья 96. п. 8. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
5. Миссия профессионально-общественной аккредитации.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, реализуемых учреждениями профессионального образования, проводится в соответствии с российским законодательством и европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования с целью повышения качества образования и формирования культуры качества на основе европейских стандартов.


6. Организации, которые проводят профессионально-общественную аккредитацию.

Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. (Статья 96. п. 3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию. (Статья 96. п. 6. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о порядке проведения соответствующей аккредитации. (Статья 96. п.7. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях. (Статья 96. п. 1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

Образовательные организации, ведущие подготовку специалистов педагогического профиля имеют возможность пройти профессионально-общественную аккредитацию в Национальном центре общественно-профессиональной аккредитации Нацаккредцентр (www.аккредитация.рф), созданном в 1995, 2009 годах по инициативе Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (на базе Росаккредагентства).



Условия выхода на профессионально-общественную аккредитацию:

  • наличие у вуза государственной аккредитации;

  • наличие программ в справочнике «Лучшие образовательные программы инновационной России»;


7. Технология профессионально-общественной аккредитации

  1. Победа в конкурсе «Лучшие образовательные программы инновационной России».

  2. Изучение условий выхода на аккредитацию (участие в семинаре «Как стать европрограммой»).

  3. Заявление на аккредитацию (вуз имеет право отозвать заявление на любом этапе аккредитации до принятия решения по аккредитации).

  4. Заключение договора;

  5. Получение вузом кейса информационно-методических материалов (положение, руководство по самообследованию образовательных программ, методические рекомендации по подготовке отчета о самообследовании).

  6. Внутривузовский тренинг/вебинар.

  7. Самообследование. Подготовка отчета и передача его в НАЦ (самообследование профодится на основе SWOT-анализа*).

  8. Однодневный предвизит эксперта-аудитора  члена Гильдии экспертов (желательно, но не обязательно) (цель визита – определение степени готовности к приему комиссии по внешней экспертизы).

  9. Формирование комиссии по внешней экспертизе. Состав комиссии по внешней экспертизе: российские эксперты (председатель комиссии, ответственный за отчет, и эксперт по профилю), зарубежный эксперт (1-2 эксперта), работодатель, представитель студенчества, координатор от Нацаккредцентра, координатор от вуза (программы) (указывается в заявлении).

  10. Внешняя экспертиза.

  11. Аккредитационный совет.

  12. Получение Свидетельства.

  13. Публикация результатов.

Расходы, связанные с организацией и проведением аккредитации, несет университет.

Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. (Статья 96. п. 9. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).


8. Принципы проведения профессионально-общественной аккредитации:

  • добровольность;

  • широкое привлечение общественности для экспертной оценки отдельных программ;

  • объективность;

  • периодичность процедур;

  • коллегиальность принятия решений;

  • широкая гласность положительных результатов


9. Результат проведения профессионально-общественной аккредитации:

  • информация в справочнике для абитуриентов и работодателей;

  • доверие к качеству образование;

  • выполнение условия, необходимого для участия вуза в общественной аккредитации;

  • выпускники, окончившие вузы по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, имеют возможность получить сертификат (признание) их высокой профессиональной квалификации и принять участие в выполнении крупных и значимых проектов;

  • работодатели, принимающие на работу выпускников вузов, имеющих дипломы по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, имеют возможность формировать команды профессионалов, имеющих признание их высокой квалификации, для выполнения проектов большой значимости.


10. Формула доверия к профессионально-общественной аккредитации:

  • репутация аккредитационного агентства (кадры, ресурсы, процедуры);

  • репутация привлекаемых экспертов;

  • репутация аккредитационного совета (лиц, принимающих решение).


11. Причины заинтересованности университета в профессионально-общественной аккредитации.

  1. Всесторонний охват вопросов, связанных с аккредитацией:

  • предварительный тщательный отбор «кандидатов на аккредитацию» (проект – «Лучшие образовательные программы инновационной России»);

  • широкий спектр аккредитационных процедур – профессионально-общественная, совместная, международная;

  • высокий профессионализм внешней экспертизы с участием международных экспертов, номинированных зарубежными аккредитационными агентствами (в рамках прямых двусторонних соглашений);

  • участие представителей работодателей и студенчества;

  • использование международных (европейских) стандартов и технологии проведения аккредитации с публикацией отчетов на русском и английском языках;

  • широкая PR-поддержка в электронных и печатных СМИ вузов и образовательных программ «вошедших в элитный клуб»;

  • повышение аргументации к положительному решению аккредитационного органа о государственной аккредитации вуза.




  1. Повышение признания, престижа и популярности вуза:

  • подтверждение элитности образовательных программ, вошедших в «клуб лучших образовательных программ российского образования»;

  • национальное (международное) признание качества образовательных программ;

  • формирование в СМИ позитивного имиджа качества деятельности вуза, реализующего аккредитованные образовательные программы;

  • получение новых конкурентных преимуществ;

  • повышение паблицитного капитала.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (Статья 96. п. 5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.)

*Аббревиатура SWOT означает:


Strengths – сильные стороны
Weakness – слабые стороны
Opportunities – возможности
Threats – угрозы

Иначе говоря, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды.

«S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.

По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал