Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами, образами их



страница1/12
Дата26.04.2016
Размер1.82 Mb.
ТипИнтегрированный урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Перекрестки

Из опыта работы учителей гимназии №5


d:\_users\филина\мои документы\мои рисунки\презентация гимназии 5 - победителя в пнпо для круглого стола1.jpg

2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №5 г.Красногорск Московская область
picture


Содержание


  1. Компетентностный подход в современном образовании

Филина Т.В.

Готовить учеников к переменам.



  1. Современный урок

Технологии

  1. Морская В.С.

Личностно-ориентированное обучение.

  1. Костова С.С.

Игровые технологии в обучении.

  1. Комкова О.М.

Критерии оценки качества урока
Открытые уроки

  1. Белякова И.В.

Обобщающий урок по теме: « РЕЛЬЕФ И НЕДРА» 8 класс.

Контрольные работы по географии.



  1. Рыжова И.Г.

Свойства функций. 9 класс.

  1. Рязанова Л.А.

Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: «Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами,

образами их «мятежной» лирики.



  1. Захарова Л.В.

Урок-мастерская. Языковые нормы.

  1. Комкова О.М.

Квадратные уравнения и нестандартные способы их решения. 8 класс.

  1. Кузьменко Ю.Е.

Урок - смотр знаний по теме: «Кровь. Кровообращение».8 класс.

  1. Морская В.С.

Насекомые – хозяева планеты. План – конспект урока по биологии.7 класс.


  1. Духовно-нравственное воспитание

  1. Рязанова Л.А.

Отечественная война 1812 года на Красногорской земле.

К 200-летию победы над Наполеоном. (Организация и проведение уроков Мужества, классных часов военно-патриотической тематике.)



  1. Федоренко С.В.

Классный час «Путешествие по лабиринту хороших манер»

(обучающая игра для учащихся среднего школьного возраста).

Классный час «Мы под космосом мыслим вечность».


  1. Левко И.В., Быстрова Е.А.

Через года, через века – помните!(Сценарий утренника в начальной школе, посвященного Дню Победы)

  1. Пырьева Т.В., Кузьмина Н.Б.

Весёлое путешествие с Дедами Морозами.

I.Компетентностный подход в современном образовании



Филина Т.В., учитель русского c:\users\владелец\pictures\htc 22.08.2013\альбом камеры\wp_000138.jpg

языка, литературы и МХК

Готовить учеников к переменам
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику. Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

 Одно из требований к «хорошему сотруднику» определяется следующим образом: если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.

В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. В этой связи отметим, что такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества экономических и политических понятий. Требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, способности вести переговоры и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Для этого надо использовать другой путь — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.

Однако определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.

 И в первом, и во втором случаях в качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей. Могут существовать различные взгляды на то, какие качества личности и какие ценностные ориентации нужно формировать у современных школьников, но эти различия не имеют тесной связи с подходом к определению целей образования. Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся. При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором — как смысл образовательной деятельности.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:


  1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

  2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

  3. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

  4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

 С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

 Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

 Если исходить из этого определения при анализе достигнутого уровня образованности (как основного образовательного результата), можно выделить его следующие характеристики: сфера деятельности; степень неопределённости ситуации; возможность выбора способа действия; обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое). Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

 Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

 Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

 В этом случае образовательные цели отождествляются с педагогическими. Насколько это верно? Известно, что педагогические цели реализуются в деятельности учащихся. Необходимое условие осуществления педагогических целей — взаимосоответствие целей педагогов и целей обучаемых, причём с каждым новым поколением учеников значение этого фактора возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых.

 Образовательные цели (или цели школьного образования) могут стать значимым фактором результативности образовательной деятельности, если они будут моделировать результаты, соответствующие ожиданиям как педагогов, так и учащихся. Это могут быть разные, хотя и не альтернативные ожидания. Подлинные педагогические цели всегда ориентированы на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности. Цели учащихся всегда ориентированы на ближнюю перспективу, на конкретный результат, обеспечивающий успех сейчас или в ближайшем будущем. Естественно, что с возрастом масштабы целей учащихся меняются, хотя их прагматизм неизбежно сохраняется.

 При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.).

 Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

 Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:



  1. Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

  2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

  3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

  4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

  5. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

  6. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

  7. Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

 Конечно, фактическими результатами образовательной деятельности могут стать и способность решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но эти результаты не могут быть целью школьного образования: это результаты, дополнительные косновным, промежуточные, их нельзя ставить в один ряд с результатами, которые определяются как ключевые компетентности.

  Терминологические проблемы так или иначе со временем будет разрешены. Главное же состоит в постановке таких целей школьного образования, чтобы они ориентировали на повышение уровня образованности выпускников школы. Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:



  1. в расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;

  2. в подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);

  3. в подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);

  4. в повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;

  5. в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.

Такое повышение уровня образованности и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.

 Способность решать проблемы не сводится к освоению определённой совокупности умений. Эта способность имеет несколько составляющих: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для определённых видов деятельности; теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения.

 Сторонники традиционного подхода к школьному образованию, который часто называют «знаниевым», заявляют о том, что в современных дискуссиях проявляется ироническое отношение к необходимому базису образования, каковым, с их точки зрения, является объём обретённых учащимися знаний. Надо заметить, что компетентностный подход к решению проблем школьного образования совсем не отрицает значения знаний. Но при этом надо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности. Более того, повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить школьники.

 В этом смысле школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом. Конечно, это сравнение некорректно, но существенные различия в постановке целей образования оно отражает.

 Компетентностный подход к определению целей школьного образования соответствует и объективным потребностям учеников. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков учителей (по крайней мере, в последней трети XX века). Эти поиски были связаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования. Все эти идеи отражают попытки решить проблему мотивации учебной деятельности школьников, создать модель «учения с увлечением». Компетентностный подход позволяет избежать конфликтов между учениками и педагогами, неизбежные при обучении с принуждением.

 Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов, работы школьной администрации.



Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя три основных этапа:

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:


  1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

    • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

    • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

    • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

  2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

  3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;

  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

  • Многообразие подходов и точек зрения;

  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Что даёт компетентностный подход?


  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,

  • Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,

  • Подготовку учащихся к успеху в жизни,

  • Повышает степень мотивации учения,

  • Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

  • Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

  • Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.

II. Современный урок

Технологии обученияf:\мои документы\перекрестки\2013\перекрестки- фото\ситуация успеха 07.11.2012\wp_000274.jpg


Морская В.С.,

учитель химии и биологии

Личностно-ориентированное обучение
Понятие «личностно – ориентированное обучение» возникло в 90-ые годы XX века. Но как известно всё новое - хорошо забытое старое. В 1904г. в Петербурге была создана педологическая лаборатория К.Д. Ушинского. Её сотрудники были наиболее близки к современному пониманию построения основ личностно- ориентированной школы: «Не ребёнок должен приспосабливаться к обучению и методике обучения а программы должны приноравливаться к ребёнку, где его индивидуальность определяет выбор средств воздействия.». Интерес ребёнка к каким- либо явлениям- ключ к его воспитанию. Никакая школа не может дать всех знаний. Главная задача- научить ребёнка самостоятельно мыслить, создать среду для реализации творческой самостоятельности.

В наше время одним из лучших специалистов по данной проблеме является И.С. Якиманская. По её мнению ученик- главная действующая фигура всего образовательного процесса. Цель ЛОО- «создание необходимых условий для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребёнка, их «окультуривание», превращение в социально значимые формы поведения.»

Хочу привести таблицу сравнения зуновской модели обучения с личностно- ориентированной.


Модель, ориентированная на ЗУН

Личностно-ориентированная модель

1.Цели обучения задаются учителем

2. Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

2. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя.

2. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу,

самостоятельные открытия учащегося.



3. Работа с конечным результатом.

3. Работа с познавательными стратегиями в процессе познания.

4. Используется дидактический

материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего» ученика.



4. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

5. Учитель планирует индивидуальную или групповую работу.

5. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

6.Оценка ответа учащегося только учителем.

6. Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом- оценка учителем.

7.Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.

7. Возможность выбора учащимися объёма, сложности и формы домашнего задания.

На основании выше сказанного понятно, что данная проблема сложна и разнопланова, поэтому речь пойдёт об элементах личностно- ориентированного обучения, которые безусловно присутствуют на моих уроках.

Личностно- ориентированные технологии ставят в центр обеспечение комфорта для личности обучаемого. О каком комфорте можно говорить, если на уроке ученик испытывает чувство страха, не понимает и у него ничего не получается? У каждого ребёнка свои индивидуальные, интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения. Если брать старшие классы, то помимо вышесказанного, лишь некоторые ученики будут сдавать ЕГЭ по данному предмету, остальных интересует лишь отметка в аттестате зрелости.

В такой ситуации на помощь приходит уровневая дифференциация.

Дифференцированное обучение осуществляется в двух основных формах: «внешней» и «внутренней». «Внешняя» связана с профильным обучением. Я буду говорить о «внутренней» дифференциации. И. С. Якиманская даёт ему следующее определение: «создание наиболее благоприятных условий для развития личности как индивидуальности».

Как я осуществляю уровневую дифференциацию? Материал даю всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведётся на разных уровнях.

Начну с контрольных работ. Ещё во время изучения материала делаю акцент на том материале, который ученики должны усвоить очень чётко. Перед проверочной работой говорю, что нужно повторить, выполняем аналогичные задания. На контрольной работе предлагаю варианты 2-3 уровней сложности. От варианта повышенной сложности ученик может отказаться, но на практике такого не происходит.

Приведу пример. Ученики десятого класса писали практическую работу по менделевской генетике. Вот карточка повышенного уровня сложности:

1. В одном из зоопарков Индии у пары тигров с нормальной окраской родился тигр альбинос. Тигры-альбиносы рождаются крайне редко. Какие действия должны провести селекционеры, чтобы как можно быстрее получить максимальное количество тигрят с данным признаком.

2. У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии ведёт к гибели потомства. При скрещивании двух догов с нормальными фенотипами некоторая часть потомства погибла. При скрещивании того же самца с другой самкой гибели в потомстве не было. Однако при скрещивании потомков от этих двух скрещиваний опять наблюдалась гибель щенков. Чем вы можете объяснить данное явление?

3. Ребёнок резус-положителен. Какой резус-фактор может быть у родителей?

4. У томптов пурпурная окраска стебля доминирует над зелёной. Рассечённые листья контролируются доминантным геном, а цельнокрайние – рецессивным. При скрещивании двух сортов томата, один из которых имел пурпурный стебель и рассечённый лист, другой зелёный стебель и рассечённый лист, было получено следующее потомство:

А) 350 растений с пурпурным стеблем и рассечённым листом;

Б) 112 – с пурпурным стеблем и цельнокрайним листом;

В) 340 – с зелёным стеблем и рассечённым листом;

Г) 115 – с зелёным стеблем и цельнокрайним листом.

Каковы наиболее вероятные генотипы родительских растений?
В чём её специфика? Во- первых больший объём. Учащимся было предложено не три (базовый уровень), а четыре задачи. Первая задача предлагает творческий поиск. Мои дети в который раз удивили меня. Задача, которая казалась мне достаточно лёгкой, вызвала у них затруднение. Предлагались разные варианты решения проблемы: осуществление возвратного скрещивания с материнской особью, поиск тигров- альбиносов в других зоопарках и т.д. Единственно правильное решение: скрещивание тигра- альбиноса с дочерними особями, не предложил никто. Зато остальные задачи были успешно решены. Сложность задачи №3 состояла в том, что ученики должны были найти все варианты её решения, а их пять. Более слабым учащимся я даю задачи, где известен генотип родителей и надо определить генотип потомства. Ребята, работающие по данной карточке, успешно делают более сложную работу: по генотипу потомства определяют родительский генотип ( задача №4).

Составляя дидактические карточки для «слабых» учащихся, вспоминаю фильм про Варлама Шаламова «Завещание Ленина».Шаламов, чтобы получить должность фельдшера, должен сдать экзамен по химии ( предмета он не знает). Добрый профессор пытается придумать вопрос, на который Варламов уж точно даст ответ. Наконец, экзаменатора озаряет: «Не назовёте ли вы мне формулу воды?». Так и каждый учитель порой пытается найти возможность, за что поставить тройку.

Вот пример одного из заданий, которое предлагаю для более слабых учащихся во время изучения темы «Нервная система» в восьмом классе. Сильный ученик, который хорошо владеет терминологией, сам может ответить на данные вопросы, более слабому даются варианты ответов, из которых он должен выбрать правильный.


  1. Что такое рецептор? (Глаз,ухо,язык,клетка с окончанием нервных волокон).

  2. Что осуществляет в организме рецептор? (Передачу нервного импульса в ЦНС, восприятие раздражений из внешней и внутренней среды и преобразование его в нервный импульс, передачу нервного импульса от спинного и головного мозга к мышцам).

  3. По какому пути идёт сигнал от глаза в зрительную зону коры больших полушарий

головного мозга? (Рецептор, центробежный нейрон, центростремительный нейрон).
Большую сложность у учащихся восьмых классов вызывает тема «Важнейшие классы неорганических соединений и их химические свойства». В этом году составила опорные схемы, которыми разрешаю пользоваться некоторым учащимся и во время ответов у доски, и во время проверочных работ.
Соль + Н2О
Обмен + основание
Соль более

Соль слабой кислоты + акт. Ме.

+ КИСЛОТА Соль + Н2

Кислота обмен замещение


Обмен + основной оксид

Соль + Н2О


Но даже схема не гарантирует отсутствия ошибок, т.к. ученикам необходимо грамотно составлять формулы согласно валентностям элементов, уметь определять классовую принадлежность веществ, характер оксидов, учитывать активность металлов в ряду напряжения металлов, силу кислот и многое другое.

При работе с детьми нужно учитывать не только их уровень знаний, но и их индивидуальные особенности (для этого, конечно, нужно уже очень хорошо знать класс). Это и предпочитаемый тип ответа (у доски, с места), форма опроса ( устный ответ, тест), особенности восприятия. Есть дети, которые даже не зная определения изомеров и гомологов, с лёгкостью справятся со следующим заданием:

Определите количество веществ , изображённых следующими формулами:


CH3 CH3
а) CH3 CH CH2 CH3; б) CH2 CH2;
CH3
СН3

в) CH3 СН2 СН

СН3

CH3
г) СН3 (СН2)2 СН3 д) СН3 С СН3
CH3

Е) СН3

СН СН3


СН2
СН3
Говоря о личностно- ориентированном обучении, нельзя не сказать о таком его критерии, как активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока.

И.С. Якиманская пишет: «В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик, как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает учитель».

Руководствуюсь правилом: никогда не давать ответы на те вопросы, на которые ученики сами могут ответить.

Вводный урок по генетике в десятом классе (первое знакомство с этим разделом биологии состоялось в девятом классе). Хочу, чтобы ребята вспомнили фамилию «отца»

генетики. К моему огорчению, Менделя помнят лишь единицы. Следующий вопрос: «Официальная дата рождения генетики – 1900 год. Обладали ли какими- нибудь знаниями

из области генетики люди в более ранние времена?». Молчание, замешательство, а потом начинают подниматься руки. Ребята говорят, что люди с давних времён знали о существовании наследственности. Выясняем, что она бывает видовой ( из жёлудя дуба вырастает дуб, а из яйца кукушки вылупляется кукушонок). Ребята говорят и об индивидуальной наследственности, которая проявляется прежде всего во внешнем облике.

Один из учеников рассказывает, что прочитал в научно- популярной книге следующую историю. В Англии производили ремонт собора, где был похоронен герцог, погибший во время столетней войны. Работами руководил далёкий потомок герцога, у него был дефект- срастание двух пальцев руки. Когда склеп вскрыли и люди увидели полуистлевший скелет, они были изумлены : у усопшего фаланги пальцев тоже срослись.

Радуюсь, когда ребята вспоминают материал прошлого года и говорят о том, что по наследству передаются гемофилия и другие заболевания. А я удивляю учеников новой для них информацией: впервые о гемофилии упоминается в Талмуде… Урок набирает темп.

По возможности пытаюсь опираться на интерес школьников. В этом году при изучении темы «Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева» я использовала материал, который был опубликован в журнале «Природа» (№4, 2006г).

Недавно математики вывели формулу, связывающую дату рождения человека с порядковым номером элемента:

N = (1200Х + 100Y + Z – 900)

400


N- номер химического элемента по периодической системе

Х-число рождения

Y- месяц рождения

Z- две последние цифры года рождения


Каждый по этой формуле может рассчитать химический элемент, который, как утверждает наука прогнохимия, определяет судьбу человека, помогает составить прогнозы для себя и своих близких.

Эта информация вызвала живой интерес у восьмиклассников. По желанию учащимся было предложено творческое задание: высчитать порядковый номер «своего» элемента.

Прочитать о нём информацию в научно- популярной литературе и написать мини- сочинение о том, какие физические и химические свойства элемента были найдены в чертах своего характера.

Привожу две работы.

Вашкилева Екатерина, 8Б

« Мой элемент- бериллий. Это тугоплавкий металл светло- серого цвета, покрытый тончайшей плёнкой оксида, которая защищает его от коррозии. Для него характерно уникальное в мире металлов сочетание лёгкости с высокой твёрдостью. Обладая высокой химической активностью, бериллий легко вступает в реакции с галогенами, серой и азотом. Вода на него не действует, хотя он находится в ряду значительно левее водорода. Зато он легко растворяется в разбавленных кислотах.

Свойства бериллия схожи с моими чертами характера. Как и у бериллия, в моём характере сочетаются лёгкость и твёрдость( я легко иду на уступки, с лёгкостью соглашаюсь оказать помощь кому-либо, но твёрдо стою на поставленных решениях, стремлюсь к их исполнению). Бериллий отличается высокой тугоплавкостью, меня же трудно вывести из себя, я не реагирую на обиды. Как бериллий реагирует со многими веществами, так и я люблю общаться с разными людьми».

Маняхина Наталья, 8А.

« После вычислений по формуле получилось, что мне соответствует элемент№ 28. Это никель.

Никель- ковкий, пластичный и тягучий металл. В химическом отношении он сходен с железом и кобальтом, но также и с медью и благородными металлами. В соединениях проявляет переменную валентность (чаще всего 2-х валентен).Никель – металл средней активности. Поглощает (особенно в мелкораздробленном состоянии) большие количества газов. Никель характеризуется высокой коррозионной стойкостью – устойчив на воздухе, в воде, в щелочах, в ряде кислот. Никель является основой большинства суперсплавов – жаропрочных материалов, применяемых в аэрокосмической промышленности для деталей силовых установок.

Я могу сказать, что химические свойства этого элемента некоторым образом повторяют черты моего характера. Например, никель проявляет разную валентность в разных соединениях, так и я по- разному отношусь к людям. Ковкость, пластичность этого металла в моём характере проявляется так, я доброжелательный человек, умеющий сострадать и прощать. Так же этот металл устойчив во многих средах, так и я могу приспособиться к любой среде в жизни и быть устойчивой в любой ситуации».

К прогнохимии каждый волен относиться по-своему, но эта информация позволила

мне заинтересовать ребят, заставить их полистать дополнительную литературу, и я уверена, что большинство из них никогда не спутают порядковый номер элемента с относительной атомной массой.

В заключении я хочу процитировать слова П.П. Выготского. В своей работе «Учитель, стань человеком!» он пишет: «Любите не школу, а детей, приходящих в школу; любите не книги о действительности, а саму действительность, не жизнь суживаете до учения, но учение расширяйте до жизни! А самое главное6 любите жизнь и как можно больше живите живою жизнью».




f:\мои документы\зпн\перекрестки\копия перекрестки 2009\проблемное обучение на уроках математики\2009 064.jpg


Костова С.С.,заместитель директора

по учебно-воспитательной работе



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал