Интегрированный урок в разновозрастной группе по теме «Экологические сообщества»



Скачать 86.96 Kb.
Дата29.04.2016
Размер86.96 Kb.
ТипИнтегрированный урок
Интегрированный урок в разновозрастной группе по теме «Экологические сообщества»

9 и 11 класс
Задачи:

- образовательные: дать сравнительную характеристику биогеоценоза и экосистемы; способствовать формированию понятий: «биогеоценоз», «экосистема», «пищевая цепь», «экологическая пирамида»; закрепить знания о взаимоотношениях живых организмов и круговороте веществ; вывести правило экологической пирамиды.

- развивающие: продолжить формирование навыков анализа, сравнения, обобщения; способствовать развитию умения делать выводы, проводить практические работы на определение содержания в речной воде ионов железа, хлори-ионов, сульфат – ионов,анализ чистоты воздуха при помощи лишайников, получение почвенного раствора, определение кислотности почвы.

- воспитательные: развитие диалектико-материалистического мировоззрения; умения работать в группе.












I Организационный момент.

II Проверка знаний

- Что такое популяция? Дайте экологическую характеристику популяции.

- Что такое биоценоз? Какими свойствами он обладает?

- Какую структуру имеет биоценоз? Приведите примеры.



III Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний.

- Может ли популяция одного вида существовать изолированно от популяций других видов?

- Почему?

- Приведите примеры взаимного влияния организмов друг на друга.

Итак, разные группы организмов приспособились жить совместно на определенной территории. Они образуют сообщества.

Сегодня на уроке мы выясним, как называются такие сообщества, дадим им характеристику; выясним, что происходит внутри этих сообществ; сделаем вспомним, как составляются пищевые цепи; научимся строить экологические пирамиды.

Тема урока «Экосистемы и биогеоценозы»

2. Биогеоценоз.

Посмотрите в окно. Вдалеке вы видите смешанный лес.

- Как вы думаете, какие группы организмов могут населять этот лес?

(растения, животные, грибы, микроорганизмы)

Смотрим схему образования биогеоценоза.

Совокупность растений, обитающих на определенной однородной территории называется фитоценоз.

Совокупность животных, обитающих на определенной однородной территории называется зооценоз.

Совокупность м/о, обитающих на определенной территории называется микробиоценоз.

Вся совокупность живых организмов, обитающих совместно на определенной однородной территории называется биоценоз.

- Какая группа организмов будет определять границы данного биогеоценоза? (растения – фитоценоз)

Но бывают биоценозы, не имеющие растительных организмов -

пещеры, морские впадины.


- Какие факторы неживой природы способствуют жизнедеятельности живых организмов биоценоза?

Всем организмам нужна вода.

Многие организмы обитают на почве или в почве.

Всем нужен воздух и др. факторы.



Область земной поверхности с одинаковыми абиотичекими условиями среды, которую населяет биоценоз, называют биотоп.

Рассмотрим на примере нашей местности закономерности формирования биотопа.


Выполним несколько эксперементальных задач по определению содержания ионов в речной воде, анализ почвы , качество воздуха.

Определение концентрации ионов двухвалентного железа.

Определение концентрации ионов трёхвалентного железа.

Определение концентрации ионов хлора

Определение концентрации сульфат-ионов

Анализ почвы .

Качество воздуха по видовому многообразию лишайников..

Особенности Мещёрской низменности

. Генетическая матрица русской природы
На основании проведённых практических работ можно сделать вывод о том, что на кислых почвах , с повышенным содержанием солей железа сформировался удивительный биотоп который в сочетании с фитоценозом , зооценозом, микробиоценозом, создал удивительный, неповторимый мир - смешанные леса мещёрской низменности. Но мы должны понимать следующее: что нельзя простым смешиванием природных компонентов получить биоценоз.
Понятие «биоценоз» ввел Мёбиус в 1877 г.

(это комплекс

взакимосвязанных популяций, обитающих на определенной территории с более или менее

однородными условиями существования


.

Такая единая динамическая система, состоящая из живых организмов и окружающей их неживой природы называется биогеоценоз.

Понятие «биогеоценоз» ввел в 1942 г академик В.Н. Сукачев.

Биогеоценоз характеризуется видовым разнообразием, плотностью особей каждого вида, биомассой (т.е. общим количеством орга ве-ва)

Смешанный лес – это биогеоценоз. А также биогеоценозами можно назвать луг, сосновый бор, березовую рощу, озеро, болото.

- Приведите еще примеры биогеоценозов.



Биогеоценоз – это открытая, устойчивая, саморегулирующаяся система.

- В чем проявляется саморегуляция? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике на стр. 91.

- Что составляет основу связей между популяциями биогеоценоза? (питание)

- Какие вы знаете типы питания организмов?

- Кому присущ каждый тип питания?
- Какова связь между автотрофами и гетеротрофами?

- Что происходит в биогеоценозе благодаря этой взаимосвязи?

(круговорот веществ)

Итак, для существования биогеоценоза необходим круговорот веществ.

Для осуществления круговорота веществ необходимо:


  • Определенный запас биогенных элементов

  • Солнечная энергия

  • Производители органического вещества – продуценты (автотрофы-растения)

  • Потребители органического вещ-ва – консументы (I, II, III порядка) (гетеротрофные животные)

  • Разрушители орг вещ-ва – редуценты (сапрофиты – грибы, бактерии и др )


3. Пищевые цепи.

Реальный путь круговорота веществ отображают пищевые связи и пищевые цепи.



Пищевые цепи – это ряды видов или групп организмов, каждое предыдущее звено которых служит пищей для последующего.

Например, семена растений → мыши полевки → совы;

Зеленые водоросли → коловратка → циклоп → лещ → щука

Задание: из карт, лежащих на ваших столах, составьте пищевые цепи леса, водоёма, болота.

Проверка задания.
Разложите данные природные объекты на группы по их участию в кругообороте веществ
4. Экосистема.

- А что же такое экосистема?



Экосистемой называется любая совокупность организмов, в которой осуществляется круговорот вещества и поток энергии.

Понятие «экосистема» ввел англ. ботаник А. Тенсли в 1935 г.

- Можно ли биогеоценоз назвать экосистемой?

- Почему?

- А можно ли одну березу, на которой живут и взаимодействуют примерно 803 вида животных и других организмов, назвать экосистемой?

- Почему?

- Будет ли данная береза являться биогеоценозом?

- Какой можно сделать вывод?

Любой биогеоценоз – это экосистема, но не всякая экосистема – биогеоценоз!

Понятие «экосистема» широкое, гибкое, безранговое, границы её неопределенны.


5. Правило экологической пирамиды.

В экосистеме идет поток энергии.

- Что это означает?

солн. → Е хим св → по цепи питания).

Поток энергии происходит с потерями.

Например, дана пищевая цепь:

растения → насекомые → насекомоядные птицы --- хищные птицы.

Рассмотрим рацион консумента:


Пища  ассимиляция ┌→ метаболические процессы – 90 %

экскременты └→ на построение тела – 10 %

При переходе с одного звена цепи питания на другое происходит почти десятикратная потеря вещества и энергии. Эта закономерность называется правилом экологической пирамиды. (Элтон)

Это правило показывает соотношение биомасс продуцентов, консументов, продуцентов, а также содержание в них энергии.

Высота пирамиды определяется длиной пищевой цепи (т.е. не более 3-6 звеньев)

-Почему не существует более длинных цепей, а значит и более высоких пирамид? (из-за потери Е)

Рассмотрим такой пример:

Пищевая цепь: фитопланктон → зоопланктон → мелкие рыбы → хищные рыбы → выдра.

Сколько потребуется фитопланктона для построения 1 кг тела выдры.

Решение:


Задача.

Дана пищевая цепь: злаки → кузнечики → лягушки → змеи → орел.

Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс, исходя из того, что за период развития орла его масса составила 5 кг.

Проверка задания.

IV Закрепление.

- Что означают эти понятия?



  • Биогеоценоз

  • Экосистема

  • Пищевая цепь

  • Продуценты

  • Консументы

  • Рудуценты

  • Экологическая пирамида.

V Д/з § 81, 83, 84, 85.-11 класс
9кл

Фронт.


опрос

беседа с использ. изучен. материала

Цели урока

Слайд 1


Поиск.

беседа


Слайд 2

Практическая работа


1 группа


2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Истор.

справка


(на доске)

Рассказ


беседа

Раб. с учебник.


Поиск. беседа

Слайд 3


Слайд 4

Рассказ


Слайд 5

С/р
Слайд 6


С\р

беседа

Вывод


Слайд 7

Слайд 8


Слайд 9

Вывод


Слайд 10

Пробл. вопрос

Слайд 11
Вып.

задания


Слайд 12

С/р. уч-ся

Вып. задачи

Слайд 13


Слайд 14





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал