Инвестиционная стратегия омской области до 2025 года общие положения



Скачать 477.38 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер477.38 Kb.
  1   2   3

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ



ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Действующая в Омской области Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года определяет приоритеты и общий вектор развития области на долгосрочную перспективу, взаимодействие органов власти, предпринимательского сообщества и общества. Учитывая возрастающие требования к среде проживания и к корпоративной культуре, качественных изменений социально-экономического развития Омской области можно добиться на основе привлечения внешних инвестиций.

Инвестиционная стратегия Омской области (далее – Стратегия) разработана как продолжение Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года.

Целевая аудитория Стратегии - бизнес-сообщество.

Разработка Стратегии как отдельного документа обусловлена необходимостью формирования для бизнеса удобного инструмента, дающего представление об экономических и отраслевых приоритетах развития региона, а также об используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности.

Важность разработки Стратегии заключается в том, что Стратегия дает ориентиры по направлениям региональной инвестиционной политики.

Период действия Стратегии принят до 2025 года, что соответствует окончанию реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области.

Стратегия разработана с учетом стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602, 606, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Стратегическая цель государственной инвестиционной политики Омской области на период до 2025 года – формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов, создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории Омской области.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить создание благоприятной деловой среды для притока инвестиций и продвижение области как привлекательной для инвестирования, что будет реализовано путем решения следующих задач:

1. Создание благоприятных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в регионе, совершенствование системы государственного и муниципального управления в сферах, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность;

2. Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение высокого уровня конкурентоспособности экономики области на межрегиональном и международном уровнях;

3. Развитие высокотехнологичных отраслей, формирование условий для роста научно-технического потенциала, развитие объектов инновационной инфраструктуры, увеличение доли инновационных предприятий, повышение конкурентоспособности предприятий области и произведенных товаров и услуг;

4. Кластерное развитие экономики, формирование и реализация комплексных инвестиционных проектов области;

5. Наличие эффективной системы государственной поддержки инвестиционных проектов;

6. Наличие доступной инфраструктуры для размещений производственных и иных объектов инвесторов;

7. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в области;

8. Развитие системы кадрового обеспечения, механизмов подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов;

9. Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности населения.

Реализация поставленных задач позволит увеличь инвестиции в основной капитал в 2020 году на 24,1 процента к уровню 2013 года и в 2025 году на 28,3 процента.
2. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Уровень социально-экономического развития Омской области

Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции субъектов Российской Федерации за ресурсы, включая высококвалифицированных специалистов, инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки.


2.1.1. Социально-экономического развитие

Омской области
В целом за 2013 год рост экономики Омской области по оценкам составил порядка 4 процентов. Это выше чем в прошлом году и выше темпа роста экономики России в целом (в Омской области в 2012 году рост ВРП – 1,5 процента; в 2013 году – 4 процента, по РФ в 2013 году рост ВВП – 1,8 процента). Динамика региональной экономики обеспечена, прежде всего, за счет роста в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.

Индекс промышленного производства составил 103 процента, что выше прошлогоднего уровня и среднероссийского показателя (102,3 процента и 100,3 процента соответственно) и обусловлено улучшением динамики в производстве нефтепродуктов, выпуске химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий, производстве разного вида оборудования.

В 2013 году собран большой урожай зерна – 3,4 млн. тонн, в два раза больше, чем в прошлом году. Средняя урожайность составила 17,4 ц/га. По итогам года рост валовой продукции сельского хозяйства составил 28,4 процента. Омская область является активным участником продовольственного рынка в Сибирском федеральном округе.

Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 104963 млн. рублей (92,7 процента к уровню 2012 года).

В 2013 году завершен ряд крупных инвестиционных проектов. Это завод по производству полипропилена ООО "Полиом", который уже вышел на проектную мощность – 180 тыс. тонн в год, цементный терминал ЗАО "Основа Холдинг", парогазовая установка мощностью 90 МВт ОАО "ТГК-11", комбикормовый завод ООО "РУСКОМ-Агро" в Кормиловском муниципальном районе Омской области.

В 2013 году введено 822,5 тыс. кв.м общей площади жилых домов (111,3 процента к уровню 2012 года), в том числе индивидуальными застройщиками – 262,5 тыс. кв.м.

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций на территории Омской области в 2013 году составил 25,9 млрд. рублей и снизился на 28,7 процента к уровню 2012 года за счет роста убытков в обрабатывающих производствах, торговле, сельском хозяйстве. Среди зарегистрированных на территории Омской области организаций 24,1 процента являлись убыточными.

В 2013 году отмечались замедление темпа роста оборота розничной торговли (до 106 процентов в 2013 году против 109,7 процента в 2012 году), связанное с сокращением потребительского спроса и возросшей склонностью населения к сбережению. Объем платных услуг населению снизился на 2,7 процента по сравнению с прошлым годом.

Объем внешнеторгового оборота по оценке в 2013 году увеличился на 4,4 процента к 2012 году и составил 1390 млн. долл. США. В 2013 году состоялись визиты деловых делегаций Омской области в Германию, Южную Корею, Китай, в страны – участницы Таможенного союза, а также визиты представителей этих государств в Омскую область. 21 ноября 2013 года в Доме приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации (г. Москва) проведена презентация Омской области, которую посетили 70 представителей дипломатических корпусов Посольств иностранных государств в г. Москве.

Динамика развития экономики Омской области обеспечила рост основных социальных показателей.

Денежные доходы в среднем на душу населения в Омской области увеличились на 8,9 процента к уровню 2012 года и составили 20210,5 рубля. В 2013 году средняя заработная плата составила 24874,3 рубля или 113 процента к уровню 2012 года. При этом рост заработной платы опережал рост цен, как результат – реальная заработная плата за 2013 год выросла на 5,4 процента.

Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2013 году составил 106,1 процента к декабрю 2012 года, что на 0,8 процентного пункта ниже соответствующего показателя 2012 года. Уровень цен на основные продукты питания в Омской области, как и в прошлые годы, остается одним из самых низких в Сибирском федеральном округе.

Продолжилось улучшение показателей, характеризующих демографическую ситуацию в Омской области. В 2013 году коэффициент рождаемости составил 14,8 промилле, коэффициент смертности – 13,4 промилле, естественный прирост увеличился до 1,4 промилле (в 2012 году – 1,1 промилле).

Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 января 2014 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения, что соответствует уровню по России и ниже уровня по Сибирскому федеральному округу (1,5 процента). По методологии МОТ уровень безработицы составил 6,8 процента от численности экономически активного населения Омской области.


2.1.2. Оценка сильных и слабых сторон



социально-экономического положения Омской области
Сильные стороны социально-экономического положения Омской области

К сильным сторонам социально-экономического положения Омской области относятся:

- наличие приоритетных кластеров;

- значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный;

- относительно низкая стоимость трудовых ресурсов;

- наличие города-миллионника, в котором сконцентрирована основная часть населения Омской области;

- развитый научно-образовательный комплекс;

- современная бизнес- и производственная инфраструктура г. Омска;

- выгодное географическое расположение в центре Российской Федерации на пересечении транспортных коридоров;

- промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;

- благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур.
Слабые стороны социально-экономического положения Омской области

Использованию сильных сторон Омской области в значительной степени препятствуют слабые стороны, к числу которых относятся:

- низкий уровень развития и высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности;

- удаленность от крупных рынков сбыта;

- низкий уровень производительности труда в ключевых для Омской области видах экономической деятельности;

- зона рискованного земледелия;

- снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения Омской области в другие субъекты Российской Федерации, а также из сельской местности в г. Омск;

- территориальные диспропорции рынка труда Омской области и недостаточное количество рабочих мест;

- дефицит квалифицированных кадров, в особенности технических специальностей;

- низкая доступность земельных участков и производственных помещений;

- несбалансированность доходной базы и расходных обязательств консолидированного бюджета Омской области;

- высокие административные барьеры для бизнеса;

- обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области;

- наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций.




2.1.3. Промышленный потенциал региона
Промышленное производство Омской области занимает ведущие позиции в региональной экономике. В данном секторе сосредоточено: 20,8 процента валового регионального продукта, 50 процентов оборота организаций, 21 процент численности работающих, 54 процента основных фондов, 48 процентов прибыли.

На долю предприятий Омской области в общероссийском выпуске продукции за 2012 год приходится 11,7 процента выпуска бензина автомобильного; 8,9 процента дизельного топлива; 2,3 процента мазута топочного; 14,6 процента шин грузовых автомобильных и 8,9 процента – шин легковых автомобильных; 3,0 процента каучука; 20,4 процента фенола; 43,7 процента ксилолов.

Экономика Омской области имеет диверсифицированную структуру с преобладанием обрабатывающих отраслей. На долю обрабатывающих производств приходится 37,5 процента валового регионального продукта области, в то время как в валовом внутреннем продукте Российской Федерации на долю обрабатывающих производств приходится 15 процентов.

По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, составившему в 2013 году 605,1 млрд. рублей, Омская область занимает 13 место в Российской Федерации.

Среди обрабатывающих производств доминирует нефтепереработка и нефтехимия, на долю которых приходится около 80 процентов общего объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами по обрабатывающим производствам. Более 11 процентов общего объема продукции обеспечивается предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Значительный вклад в развитие региона вносят также предприятия машиностроения.
2.1.4. Потребительский рынок
По данным Омскстата, оборот розничной торговли за январь-декабрь 2013 года составил 294,8 млрд. рублей (106 процентов к уровню соответствующего периода предыдущего года), в том числе объем продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – 131,2 млрд. рублей (102,3 процента), непродовольственных товаров – 163,6 млрд. рублей (109 процентов). Доля покупок населением региона непродовольственных товаров в 2013 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 0,3 процентных пункта и соответствовала 55,5 процента.

На территории Омской области, как и в целом Российской Федерации, активно развивается сетевая торговля. Так, оборот розничной торговли розничных торговых сетей за 12 месяцев 2013 года по сравнению с январем-декабрем 2012 года увеличился в сопоставимых ценах на 17 процентов. Доля оборота розничных торговых сетей в обороте розничной торговли достигла 23,5 процента (на 2,2 процентных пункта больше, чем в 2012 году).

Объем платных услуг, оказанных населению Омской области в январе – декабре 2013 года, составил 70,7 млрд. рублей (97,3 процента к уровню соответствующего периода 2012 года, что обусловлено снижением объемов услуг общественного транспорта, коммунальных услуг, а также услуг связи, занимающих в структуре платных услуг порядка 60 процентов).

В декабре 2013 года индекс потребительских цен на платные услуги в Омской области соответствовал 110,1 процента к декабрю 2012 года.

Рост потребительского спроса связан с увеличением денежных доходов населения. Денежные доходы в среднем на душу населения в январе-декабре 2013 года, по предварительной оценке Омскстата, составляли 21299 рублей в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 1,1 процента по сравнению с январем-декабрем 2012 года. В структуре использования денежных доходов населения доля потребительских расходов соответствовала 76,1 процента.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам за январь-декабрь 2013 года, составляла 24874,3 рубля и по сравнению с соответствующим периодом 2012 года увеличилась на 13,0 процента.

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-декабре 2013 года соответствовала 105,4 процента к уровню января-декабря 2012 года.

Средняя номинальная начисленная заработная плата в декабре 2013 года составляла 32259,6 рубля и увеличилась по сравнению с декабрем 2012 года на 13,4 процента.


2.1.5. Финансовый сектор
Состояние банковского сектора региона является важнейшим индикатором положения дел в экономике. В последние годы развитие банковского сектора происходит на фоне роста валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, объема промышленного производства, уровня и качества жизни населения Омской области. В настоящее время кредитные организации, действующие на территории Омской области в рамках имеющихся лицензий, предоставляют диверсифицированный набор банковских услуг. Универсальность банковских учреждений предоставляет клиентам возможность выбора наиболее удобных и выгодных вариантов обслуживания, а также формирует здоровую конкурентную среду, стимулирующую банки к улучшению качества обслуживания и расширению спектра услуг. На 1 января 2014 года в Омской области действовало 6 региональных кредитных организаций, 24 филиалов, Количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) – 636.
2.1.6. Развитие малого и среднего предпринимательства
Малое предпринимательство становится значимым элементом экономической структуры региона. На протяжении ряда лет наблюдалось последовательное увеличение вклада сектора малого бизнеса в формирование валового регионального продукта (ВРП) Омской области – важнейшего индикатора социально-экономического развития региона.

Доля продукции малых организаций в ВРП Омской области увеличилась с 9,1 процента в 2006 году до 13,8 процента в 2012 году. Лишь в 2009 году, на фоне кризисных явлений, наблюдалось некоторое снижение данного показателя. В отдельных видах деятельности в 2012 году доля добавленной стоимости малых организаций в ВРП Омской области являлась еще более существенной: в оптовой и розничной торговле, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами доля добавленной стоимости малых организаций соответствовала 29,8 процента; в строительстве – 22,9 процента; операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 21,2 процента. В обрабатывающих производствах на долю малых организаций приходилось 11,9 процента добавленной стоимости.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, по итогам 2012 года на территории Омской области действовало 26,5 тыс. малых и средних предприятий (43,8 процента от количества действующих предприятий Омской области) и 40,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. На малых и средних предприятиях на постоянной основе работало 165 тыс. человек, у индивидуальных предпринимателей – 77,4 тыс. человек. Всего по итогам 2012 года в сфере малого и среднего предпринимательства было занято порядка 31 процента от среднесписочной численности работников всех организаций Омской области.

В отраслевой структуре малых и средних предприятий численность занятых на постоянной основе на обрабатывающих производствах составила 17,1 процента, в строительстве – 13 процента, в отрасли "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 22,3 процента от общего числа лиц, постоянно работающих на малых предприятиях.

Объем оборота малых и средних предприятий за 2012 год составил 380,9 млрд. руб. (30,9 процента от оборота всех организаций Омской области). Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий в 2012 году составили 10,7 млрд. руб. (9,8 процента от всех инвестиций в основной капитал в Омской области).

Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли. Кроме того, в секторе социального предпринимательства зарегистрировано 4671 компаний и индивидуальных предпринимателей, у которых занято порядка 10,4 тыс. человек.


2.1.7. Научно-технический потенциал и система подготовки высококвалифицированных кадров
Целью государственной политики Омской области в сфере инноваций является создание благоприятных условий для формирования новых знаний, технологий, повышения инновационной активности в экономике на основе внедрения и использования передовых технологий и расширения кооперации предприятий и научно-образовательных учреждений, увеличения удельного веса инновационной продукции как в производстве промышленной продукции, так и в ее экспорте, нивелирование рисков снижения научного, образовательного и инновационного потенциала Омской области.

Ключевыми сферами развития инноваций на территории Омской области являются технологии переработки углеводородов, биотехнологии, высокоточное машиностроение, медицинские и сельскохозяйственные технологии, производство медицинского оборудования и техники, технологии энергосбережения, информационно-телекоммуникационные системы.

Научно-исследовательский потенциал Омской области характеризуется наличием академической, отраслевой и вузовской науки и их тесным взаимодействием.

Академическая наука представлена деятельностью Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Института проблем переработки углеводородов СО РАН, Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, Института математики им. С.Л. Соболева СО РАН и других научных организаций.

Отраслевая наука представлена научно-исследовательскими организациями, конструкторскими бюро и рядом промышленных предприятий.

Вузовская наука представлена 4 академиями, 6 университетами,


8 институтами и 13 филиалами высших учебных заведений. В высших учебных заведениях Омской области обучается порядка ста тысячи студентов.

Имеющийся научный потенциал эффективно используется в решении задач социально-экономического развития Омской области, в том числе в реализации промышленной политики региона и позволяет осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.

Уровень инновационной активности организаций в 2012 году составлял 8,2 процента, что на 12 процентов выше уровня 2010 года.

В 2012 году общая сумма затрат организаций на технологические, маркетинговые и организационные инновации составляла 20,3 млрд. рублей. Основная часть затрат приходилась на технологические инновации.

Ежегодно предприятиями и организациями Омской области патентуется порядка 350 изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Наблюдается прирост числа малых инновационных предприятий, созданных при высших учебных заведениях Омской области. В сравнении с 2010 годом их число увеличилось в 7 раз. Деятельность данных предприятий связана с созданием новых материалов и приборов, производством наноматериалов, машиностроением, биотехнологиями, медициной, развитием информационно-телекоммуникационных систем, а также сельским хозяйством.

На территории Омской области созданы объекты инновационной инфраструктуры, представляющие собой комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности в регионе.

Бизнес-инкубаторы.

- В ноябре 2006 года при поддержке федерального бюджета открыто


БУ Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор", основной целью работы которого является создание благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

- В 2007 году в рамках программы Рособразования по созданию инновационных бизнес-инкубаторов для студентов, аспирантов и научных работников на базе ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" создан Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор. На площадях бизнес-инкубатора располагаются инновационные компании, созданные студентами, аспирантами и молодым учеными омских высших учебных заведений.



Ресурсные центры

Политика Омской области направлена на содействие совместно с представителями инновационной инфраструктуры Омской области сети ресурсных центров, оборудованных современными технологиями и направленных на обучение специалистов, востребованных реальным сектором экономики.



  • Ресурсный центр "Информационные технологии"

Центр специализируется на подготовке, повышении квалификации, переподготовке и аттестации кадров всех уровней квалификации в области информатизации и информационной безопасности, а также на проведении исследований, направленных на внедрение в сфере науки и производства безопасных информационных технологий.

  • Научно-образовательный ресурсный центр нанотехнологий

Деятельность центра направлена на проведение научных исследований структуры и физических свойств наноматериалов, подготовку кадров высшей квалификации и специалистов в этой области.

  • Научно-образовательный центр "Политест"

Центр образован с целью создания и развития научной, технической и технологической базы в области переработки полимеров и композитов, подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере исследования полимерных композиционных материалов, а также повышения образовательного, научно-технического и инновационного потенциала Омской области.

  • Инновационно-образовательный ресурсный центр "Сварка в строительстве"

Деятельность центра направлена на подготовку высококвалифицированных кадров, продвижение новых технологий, содействие промышленным предприятиям и строительным организациям в техническом перевооружении.

  • Научно-образовательный ресурсный центр энергосбережения

Центр создан при поддержке высокотехнологичного предприятия региона НПО "Мир". Задачами центра являются подготовка и переподготовка специалистов в области энергосбережения, а также разработка программных средств в сферах энергоэффективности и энергосбережения.

Центр прототипирования

На базе БУ Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор" ведется работа по созданию регионального центра прототипирования


(далее – РЦП). Целью функционирования РЦП является обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства доступом к интегрированной среде "проектирование – подготовка производства – опытное производство" для сокращения времени и стоимости разработки новых изделий из полимерных материалов и металлов.

Основные направления деятельности РЦП:

- проектирование конструкторской документации;

- проектирование и корректировка 3D-моделей изделий по готовым чертежам;

- изготовление полимерных и металлических прототипов изделий;

- создание литьевых форм;

- проектирование и изготовление пресс-форм;

- быстрое производство образцов изделий и изготовление малых партий изделий;

- использование создаваемого РПЦ в качестве площадки для учебной деятельности высших учебных заведений, учебных заведений среднего профессионального образования.

Обеспеченность омского РЦП оборудованием является одной из лучших в России, что позволяет охватить все имеющиеся на данное время возможности как по материалам (пластик 12 видов и металл 5 видов), так и по применяемым способам фиксации материала (STL (стереолитография), SLS (лазерное спекание порошков), 3D (трехмерное моделирование)).



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал