Исследование по вопросам права на обращение отдельных лиц, групп лиц, а также экологических неправительственных организаций в суд по делам, касающимся окружающей среды



страница1/3
Дата02.05.2016
Размер0.72 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3

В связи с исследованием по вопросу осуществления статьи 9 Конвенции по доступу к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, проводится обсуждение вопросника, подготовленного в рамках проведения исследования, предметом которого является право граждан, их групп и неправительственных организаций на обращение в суд по экологическим делам.

Одним из этапов проводимого исследования является заполнение национальным экспертом, Еленой Лаевской, вопросника на русском языке.

Обсуждение вопросника проходит до 19 апреля 2013 года. Ваши предложения и замечания просим представить по электронному адресу: minprirody@tut.by

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ, ГРУПП ЛИЦ, А ТАКЖЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СУД ПО ДЕЛАМ, КАСАЮЩИМСЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ВОПРОСНИК

Республика Беларусь

ЗАПОЛНЕН

Фамилия, имя, отчество лица, заполняющего вопросник:

Лаевская Елена Владимировна, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Белгосуниверситета, кандидат юридических наук, доцент (ecopravo@solo.by)

Целью настоящего исследования является определение критериев процессуальной правоспособности физических лиц, групп лиц и экологических неправительственных организаций (ЭНПО) в судах или других органах, уполномоченных в рассмотрении дел касающихся окружающей среды, а также выявление передового опыта и проблем в осуществлении соответствующих положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 9 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимися окружающей среды, (Орхусской конвенции) на основе обзора законодательства и практики в шести странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) и подготовка рекомендаций об их устранении.

Терминология, используемая в вопроснике, отражает сравнительно-правовой характер исследования и может не совпадать с конкретными терминами, используемыми в национальном законодательстве.

Просим лиц, заполняющих вопросник, по возможности ссылаться в ответах на нормативные правовые акты, указывая наименование, дату принятия, номер, официальный источник опубликования (если имеется), либо делать ссылку на текст акта в Интернете, а также, где это возможно, указывать на различия положений законодательства и практики правоприменения.

Пожалуйста, по возможности, отвечайте на вопросы в контексте необходимости идентифицировать критерии для права на обращение в административные/судебные органы.

Просим, по возможности, учитывать в ответе на вопросы практические ситуации, указанные в Таблице 2 вопросника.

Основные понятия и термины, используемые в вопроснике:

actio popularis – обращение физических лиц, групп лиц и неправительственных организаций (НПО) в суд или другой орган в общих, общественных интересах либо интересах определённых групп без необходимости доказывания личного интереса;

право на обращение в суд или другой независимый и беспристрастный орган - способность лица обращаться в суд или или другой независимый и беспристрастный орган как элемент процессуальной правоспособности;

экологическая неправительственная организация (ЭНПО) – ассоциация, организация или группа представителей общественности, способствующая охране окружающей среды с учетом статьи 2, пункта 5 Орхусской конвенции;

понятия «общественность», «заинтересованная общественность», «экологическая информация» используются в вопроснике с учетом смысла данных понятий, указанных в статье 2, пунктах 3-5, Орхусской конвенции.



        1. Общие вопросы





  1. Являются ли нормы регулирующие право на обращения в суд общеприменимыми или есть специальные нормы, регулирующие право на обращения в суд в отношении дел, касающихся окружающей среды? Пожалуйста, перечислите законодательные акты, закрепляющие право на обращение в суд.

Ответ:


Право на обращение в суд закреплено в Конституции Республики Беларусь1. Согласно ст. 60 Конституции «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки». Кодекс о судоустройстве и статусе судей в ст. 10 закрепил, что «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц»2.

Право на обращение в суд, таким образом, является общеприменимым, и имеет отношение к защите прав и свобод граждан иных лиц в целом.

Разработчики вопросника, формулируя вопрос, используют термин «дела, касающиеся окружающей среды», не поясняя его, что порождает его смысловую неопределенность и возможность различного толкования специалистами. Законодательство Республики Беларусь не использует понятие «дела, касающиеся окружающей среды». Анализ вводного текста, который предваряет непосредственно перечень вопросов, изложенных в вопроснике, позволяет предположить, что термин «дела, касающиеся окружающей среды» авторы вопросника трактуют исходя из положений ст.9 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее – Орхусская конвенция), стороной которой является Республика Беларусь. В таком контексте к «делам, касающимся окружающей среды» можно отнести:

дела о защите права на экологическую информацию (ст.9 пункт 1 Орхусской конвенции);

оспаривание/обжалование решений/действий/бездействий, нарушающих права, закрепленные в ст. 6 Орхусской конвенции (ст.9 пункт2 Орхусской конвенции);

обжалование действий/бездействий, «нарушающих положения национального законодательства, относящегося к окружающей среде» (ст. 9 пункт 3 Орхусской конвенции).

Исходя из такого понимания указанного выше термина «дела, касающиеся окружающей среды», можно утверждать, что в законодательстве Республики Беларусь кроме общеприменимых норм о праве на обращение в суд имеются специальные нормы, закрепленные в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»3: ст.13 предусматривает судебную защиту права на благоприятную окружающую среду, ст. 12 и 15 предусматривает право граждан и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, обращаться в суд с исками о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду; согласно ст. 74-4 отказ в предоставлении экологической информации может быть обжалован в вышестоящий государственный орган или иную государственную организацию (вышестоящему должностному лицу) и (или) в суд. Кроме того, согласно ст. 12 и 15 Закона граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, вправе предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу своих членов (участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду.

Материально-правовые нормы о защите гражданских прав закреплены также в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК)4. Так, согласно ст. 10 ГК «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд (далее - суд) в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором», способы защиты гражданских прав закреплены ст. 11 ГК.

Законодательные акты, закрепляющие право на обращение в суд в процессуальном аспекте:

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК)5;

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК)6.

Дополнения к ответу на этот вопрос возможно после уточнения разработчиками вопросника термина «дела, касающиеся окружающей среды».




  1. В случае необходимости прохождения досудебной процедуры во внесудебных органах (административное обжалование в орган, принявший решение; вышестоящий орган или специально учрежденный независимый и беспристрастный орган, ответственный за пересмотр решений), являются ли нормы, применяемые к праву на обращение в этот орган и далее в суд(процессуальная правоспособность), общими, начиная со способности лица на административное обжалование до судебного рассмотрения?

Ответ:
Следует отметить, что в соответствии со ст. 10 ГК общим правилом является защита гражданских прав в суде в соответствии с подведомственностью судов. В пункте 3 ст. 10 ГК подчеркивается, что «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд». Таким образом, общим правилом является судебный порядок защиты, а защита в административном порядке рассматривается как исключение, «лишь в случаях предусмотренных законодательством», при этом защита в административном порядке не исключает, по общему правилу, возможности последующего обращения в суд в зависимости от подведомственности спора.

В соответствии со ст. 6 ГПК заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. При этом заинтересованное лицо обязано соблюсти порядок предварительного внесудебного разрешения дела, если в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь для взыскания в бесспорном порядке денежных сумм (задолженности) с должника предусмотрено совершение нотариусом исполнительной надписи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

В частности, в соответствии с ГПК лицо может обратиться в суд с исковым заявлением в защиту нарушенного права, либо с жалобой «на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц» (далее в ответе на данный вопрос – жалоба). Следует отметить, что согласно ст. 354 ГПК «жалоба… , кроме случаев, когда законодательством установлен иной порядок, подается в суд после обжалования действия государственного органа, юридического лица, а также организации, не являющейся юридическим лицом, должностного лица, … вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, юридическому лицу, организации, должностному лицу». Ст. 358 ГПК распространила это правило и на юридические лица (организации), считающие, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены их права.

Схожее правило закреплено ст. 6 ХПК - если законодательными актами для определенной категории споров или договором установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка, за исключением случаев, когда в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в ч.1 ст.6, в случаях, предусмотренных законодательными актами, обращается прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.



  1. Какие могут быть виды судопроизводств по делам, касающимся окружающей среды, если обращение инициируется различными субъектами - физическим лицом и (или) ЭНПО? (Например, в административных судах, судах общей юрисдикции, коммерческих (хозяйственных, арбитражных) судах и др.)

Ответ:
Дела могут рассматриваться в гражданском или хозяйственном судопроизводстве, соответственно рассмотрение дел регулируется ГПК и ХПК.

В частности, в соответствии со ст.37 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций;

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами;

3) возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 335 ГПК (например, по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц).

Согласно ст. 39 ХПК хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан. В соответствии ст. 41 ХПК хозяйственный суд, если иное не установлено законодательными актами, разрешает возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, - организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами. Следует также иметь в виду, что ст. 42 ХПК хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в частности, об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Законодательством Республики Беларусь не предусмотрено создание административных судов.





  1. Изменяются ли требования к обращению в суд в зависимости от выбора средств правовой защиты (жалоба об отмене решения, иск о возмещении ущерба, др.)

Ответ:
Нет, не изменяются. При решении вопроса о подсудности спора значение имеет личность заявителя (гражданин или организация, индивидуальный предприниматель), права, законные интересы которого нарушены, а также сущность спора (хозяйственные (экономические) споры рассматривает хозяйственный суд)).





  1. Существует ли actio popularis в правовой системе Вашей страны? (не только в сфере окружающей среды, например, при защите прав потребителей и др.)

Ответ:
В вводной части вопросника отмечено, что термин actio popularis означает – обращение физических лиц, групп лиц и неправительственных организаций (НПО) в суд или другой орган в общих, общественных интересах либо интересах определённых групп без необходимости доказывания личного интереса.

Общим правилом в соответствии с ГПК и ХПК является право лица на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. 6 ХПК, ст. 6 ГПК).

Кроме того, согласно ст. 6 ГПК «судебные дела в защиту прав или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц в предусмотренных законом случаях могут быть возбуждены также по заявлениям прокурора, государственных органов, юридических лиц и отдельных граждан». В этом положении формально закрепляется возможность применения actio popularis в гражданском процессе, но, как сказано в норме – «в предусмотренных законом случаях».

Так, согласно ст. 86 ГПК профсоюзы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов их членов по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, и делам, указанным в ст. 85 ГПК. Такие же права имеют и иные общественные объединения относительно защиты соответствующих уставным целям прав и интересов членов этих объединений, если это предусмотрено законом (ст. 87 ГПК). Например, это право общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу своих членов (участников) в результате вредного воздействия на окружающую среду (ст. 15 Закона «Об охране окружающей среды»).

Граждане могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц в случаях, предусмотренных пунктом 4 ст. 85 ГПК, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 87 ГПК).

Ст. 85 содержит перечень следующих дел:

1) об отмене усыновления;

2) о лишении родительских прав;

3) о взыскании алиментов;

3-1) о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

4) о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных;

5) по другим делам в случаях, предусмотренных ГПК и иными законодательными актами.

Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст.88 ГПК в случаях, предусмотренных ГПК и иными законодательными актами, государственный орган, юридическое лицо или гражданин могут обращаться в суд с иском (заявлением) в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, участвующих затем в деле в качестве истца (заявителя), по их просьбе или с их согласия. Копию заявления, а при необходимости и копии приложенных к нему документов суд высылает такому лицу.



Иски в защиту несовершеннолетних и недееспособных граждан предъявляются независимо от их просьбы или согласия.

Следует также отметить, что согласно ст. 47 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»7 общественные объединения потребителей вправе обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителя (неопределенного круга потребителей); предъявлять иск в суд о признании действий изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) противоправными, условий договора недействительными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

Общественное объединение потребителей вправе … обращаться в суд с иском о защите прав потребителя, представлять и защищать в суде права и законные интересы потребителя (неопределенного круга потребителей) при условии наличия у работника общественного объединения потребителей, реализующего указанные права этого общественного объединения, свидетельства об аттестации. Аттестация работника общественного объединения потребителей проводится на предмет проверки знания законодательства о защите прав потребителей в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (ст. 48 Закона «О защите прав потребителей»).

Ст. 6 ХПК предусматривает, что право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты … общественных интересов, а также интересов иных лиц (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, коллективов работников и граждан – относительно двух последних категорий, в случаях предусмотренных законодательными актами), в случаях, предусмотренных законодательными актами, имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы. Как видно из указанной нормы, actio popularis (как этот термин употребляется в вопроснике) не применяется в хозяйственном процессе.





  1. Разбирательство по делу, касающемуся окружающей среды, может включать в себя многообразие заинтересованных физических лиц, других заинтересованных лиц и организаций. Позволяет ли правовая система Вашей страны "вмешательство третьей стороны" в административном обжаловании или судебном рассмотрении в делах, касающихся окружающей среды?

Ответ:
Согласно ст. 54 ГПК участниками гражданского судопроизводства являются юридически заинтересованные в исходе дела лица и лица, такой заинтересованности не имеющие.

К юридически заинтересованным в исходе дела лицам относятся:

имеющие непосредственный интерес в исходе дела стороны, третьи лица, заявители, государственные органы, юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, заинтересованные граждане и юридические лица - по делам особого производства;

имеющие государственный, общественный или иной интерес в исходе дела прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц; государственные органы, вступившие в процесс с целью дачи заключения по делу; представители юридически заинтересованных в исходе дела лиц, кроме прокурора.

Юридической заинтересованности в исходе дела не имеют свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества.

Юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать (опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК (ст. 56 ГПК). В делах, возникающих из административно-правовых отношений (например, в делах по жалобам на действия (бездействие)) … юридически заинтересованные в исходе дела лица пользуются определенными ст. 56 ГПК правами и несут обязанности с изъятиями, которые вытекают из сущности соответствующего вида производства или прямо установлены ГПК и иными законами Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное положение третьих лиц определено главой 8 ГПК (выделяется правовое положение третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора).

Ст. 54 ХПК также закрепляет в составе лиц, участвующих в деле, третьи лица. Ст. 64-65 определяет правовое положение в хозяйственном процессе третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.


  1. Принимают ли суды решение о праве на обращение в суд лишь в качестве предварительного процессуального требования для рассмотрения дела? Если существует предварительная процедура для определения права на обращение в суд, рассматривает ли суд как вопросы права на обращение в суд, так и дело по- существу (с правовой и процессуальной точки зрения) жалобы/иска?

Ответ:
В соответствии с ГПК и ХПК дело принимается судом к своему производству с соблюдением правил подсудности и подведомственности.

В соответствии со ст. 245 ГПК судья отказывает в возбуждении дела в связи с отсутствием у заявителя права на обращение в суд, в частности, если исковое заявление не подлежит рассмотрению в судах ввиду его неподведомственности. Так, например, судья вправе отказать в возбуждении дела в связи с наличием к этому препятствий, если: дело неподсудно данному суду; истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела (ст. 246 ГПК). Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судами по правилам искового производства с учетом положений особенностей и сущности производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Согласно ст. 161 ХПК вопрос о принятии хозяйственным судом искового заявления и возбуждении производства по делу решается судьей хозяйственного суда единолично. Хозяйственный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ХПК. О принятии искового заявления и возбуждении производства по делу хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются время и место проведения подготовительного судебного заседания. Хозяйственный суд возвращает истцу исковое заявление и приложенные к нему документы, в частности, если дело неподсудно этому хозяйственному суду (ст. 163 ХПК). Хозяйственный суд возвращает по этому основанию также иные заявления и жалобы, подаваемые в хозяйственный суд первой инстанции, если иное не предусмотрено ХПК. Хозяйственный суд отказывает в принятии искового заявления, иных заявлений и жалоб, если спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде (ст. 164 ХПК).






        1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал