История правового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: к постановке проблемы



Скачать 377.11 Kb.
страница1/3
Дата26.04.2016
Размер377.11 Kb.
  1   2   3
Александров Алексей Анатольевич,

профессор кафедры правового обеспечения

управленческой деятельности

МГИМО (У) МИД России,

канд.ист.наук
История правового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: к постановке проблемы

Введение

История правового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей – актуальная научная проблема? Есть ли прикладная потребность в ее изучении?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, как нам представляется, проанализировать две проблемы.

Первая проблема: практическое значение международного сотрудничества в области культуры для международных отношений, внешней политики Российской Федерации. Об этом – первый раздел данной статьи.

Вторая проблема: правовое регулирование международного сотрудничества России в сфере культурных ценностей и его история как сфера изучения юридической науки. Этим вопросам посвящен второй раздел статьи.

Культура, как известно, включает широкий круг материальных и нематериальных явлений. Поэтому следует, прежде всего, ограничить предметные рамки исследования. Данная статья посвящена правоотношениям, связанным с материальными памятниками1. Термин «культурные ценности» понимается в том смысле, который в него вкладывается в него действующими российскими законами2 и основополагающими международными актами3.

Изучается правовое регулирование не только отношений взаимосвязанных с движимыми вещами (скульптурами, картинами, рукописями, книгами и др.), но и с недвижимостью (сооружениями, а также с такими объектами международной охраны, как архитектурные ансамбли, археологические объекты, ландшафты).

Не рассматриваются специально нематериальное культурное наследие4, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (авторские права, права исполнителей произведений и т. д.), учитывая их особую правовую и экономическую природу.



Цель статьи – определить круг задач, которые возникают в современной историко-правовой науке при изучении развития юридического регулирования участия России в международном культурное сотрудничество5.
Раздел 1. Значение международного сотрудничества в области культуры для международных отношений, внешней политики Российской Федерации
Культура – особая сфера жизни общества, но она неотделима от экономических и политических реалий. Нельзя отделить международное сотрудничество в сфере культуры от иных форм межгосударственного взаимодействия. Искусство, образование и наука неразрывно взаимосвязаны с политическими и экономическими реалиями. После окончания Второй мировой войны мир стал свидетелем многих масштабных международных проектов в сфере просвещения, художественного творчества. Тем острее сегодня воспринимаются новые угрозы международной безопасности, спутниками которых являются мракобесие, уничтожение «чуждых» национальных и религиозных святынь, непонимание образов классического искусства. Символический характер многих исторических и художественных памятников делает их заложниками идеологических, социальных, политических противоречий. Растет число конфликтов, обостряемых различиями культурных ценностей. Горьким примером служит «карикатурный» кризис, начавшийся в Дании и переросший в кровавые акции в Европе, Азии и Африке6.

Глобализация делает все более значимым мирный диалог различных культур. Он приобретает ясный и недвусмысленный политический резонанс. В «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г., среди основных целей внешней политики страны отмечены «поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций»7.

Использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества – одна из важнейших задач государства8. Более того, культура названа одним из приоритетов устойчивого развития, на котором Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы для обеспечения национальной безопасности9. Именно такой подход в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» объясняется целом рядом факторов:


  • необходимостью обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие внутри России;

  • стремлением последовательно формировать общее пространство Европейским союзом в сфере культуры;

  • национальными интересами России в условиях многополярного – и, заметим, поликультурного – мира.

То, что культурное сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами является неотъемлемой частью государственной политики России на международной арене, отмечалось еще в 1995 г. в постановлении Правительства «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами»10.

Место и авторитет государства в мире определяются не только энергетическими, военно-политическими, материальными ресурсами, но и его культурным достоянием. Это подчеркивается в программном документе 2004 г. «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». Культурные связи - один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, наука – достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Именно культурный обмен обеспечивает взаимопонимание и уважение друг к другу представителей различных цивилизаций11. Культурные связи, как неоднократно подчеркивали представители МИД России, могут и должны разрушать антироссийские стереотипы, искусственные границы между народами. «Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций – составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений»12.

В программных документах Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеств справедливо отмечается, что в условиях глобализации и усиливающихся попыток расколоть мир по цивилизационному признаку максимально эффективное использование на международной арене духовно-культурного потенциала России способно стать действенной силой для практических задач внешней политики государства13.

Совершенно самостоятельной проблемой является взаимодействие дипломатии и культуры, которое имеет давние исторические традиции и сегодня служит национальным интересам государства14. Зачастую шедевры искусства, символы прошлого непосредственно вовлечены в дипломатические отношения15.

Коллекция западноевропейского серебра в Оружейной палате Кремля – одна из лучших в мире – сложилась из посольских даров московским государям XVI – XVII вв.

Уникальный алмаз «Шах» с гравировками XVI – XVIII вв. – украшение Алмазного Фонда России – стал символом стремления правительства Персии искупить гибель русских дипломатов в Тегеране в 1829 г. Легендарная драгоценность была вручена императору Николаю I наследником персидского престола.

Скульптура гигантского орла, созданная японскими мастерами из полутора тысяч деталей, вырезанных из слоновой кости – дар японского императора Мэйдзи Николаю II по случаю его коронации в 1896 г.16

Современным и, безусловно, положительным примером служит передача президенту России военной святыни – знамени российского Лейб-гвардии Гренадерского полка, хранившегося в Великобритании17. Церемония прошла во время государственного визита в Великобританию в 2003 году.

Нередко исторические памятники становятся непосредственным поводом для острых политических конфликтов. Печальным примером служит события, связанные с демонтажем и переносом на Военное кладбище Таллинна весной 2007 г. «Бронзового солдата», захоронений войнов-героев18. Эти события привели к негативным последствиям для российско-эстонских отношений и стали предметом острых дискуссий на заседаниях Постоянного совета ОБСЕ 3 мая 2007 г., других представительных форумов.

Приведем недавнее политическое событие, которое наглядно свидетельствуют о значении памятников истории и культуры для внешней политики нашей страны. 8 мая 2010 года председатель правительства России В.В.Путин вместе с видными грузинскими политическими и общественными деятелями принял участие в закладке первого камня московского аналога кутаисского "Мемориала славы". Это важный и значимый символ – ведь всем памятны недавние горькие сообщения из Кутаиси, где при «переносе» был демонтирован памятник воинам Великой Отечественной войны.

В культурном сотрудничестве участвуют не только дипломатические структуры, но и различные государственные организации, частные лица, музеи, библиотеки, коммерческие организации. Ошибкой является недооценка этого ресурса для реализации внешнеполитического курса страны. Характерно, что институты гражданского общества прямо названы в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» среди основных субъектов процесса культурного развития страны, без которых невозможно достижения стратегическими целей обеспечения национальной безопасности России в сфере культуры19.

Музей как институт гражданского общества воздействует на массовое сознание. Это особенно важно в условиях глобализации. Музеи способны участвовать в формировании общественного мнения в различных регионах и странах мира. Ведь международные выставки – формы непосредственного культурного диалога между народами. Они влияют на общественное мнение и поэтому являются одним из факторов, определяющим климат международных отношений. «Визиты» Моны Лизы – Джоконды в США в 1963 г., в СССР и Японию в 1974 г. стали одним из символов нового периода международных отношений, последовавшего за годами холодной войны. Еще одним ярким примером служат две выставки 1978 - 1981 гг. "Париж-Москва" и "Москва-Париж". Они проводились соответственно в парижском Музее Центра им.Ж.Помпиду и московском ГМИИ им. А.С.Пушкина. Выставки вызвали феноменальный общественный резонанс благодаря своеобразному эффекту «открытого железного занавеса». То, что сотни тысяч человек посетили выставку Пикассо в ГМИИ им.А.С.Пушкина в 2010 г. – году Франция – Россия, яркий символ международного культурного сотрудничества. Совместная работа музеев различных стран мира создает мосты для взаимопонимания, для пропаганды культуры мира, дружбы между народами.

Проведение музейных выставок сопровождает государственные визиты глав государств, встреч на высшем уровне. Музей становится местом дипломатического взаимодействия. В марте 2010 года два президента – Д.А. Медведев и Н.Саркози открыли в Лувре выставку «Святая Русь: искусство с древнейших времён до Петра I». Начало работы уникальной выставки ознаменовало официальное открытие Года России во Франции и Года Франции в России. На пресс-конференции президент России охарактеризовал выставку как «масштабное событие» двусторонних отношений, «которое в полной мере отражает глубину нашего исторического соприкосновения и интерес друг к другу»20.



Социальная (в том числе и международная) значимость архивов пропорциональна ценности хранимой и распространяемой ими информации. Российские и зарубежные специалисты отмечают многогранное влияние архивов на современное общество. Ключевые факторы, которые определяют роль архивов в международном взаимодействии:

  • практическая ценность хранимой ими информации для внешней политики различных стран мира;

  • важность исторических данных, которые имеют не только научное и просветительское, но и политическое значение, влияние на общественное мнение, представления о стране и ее прошлом;

  • способность архивных учреждений (и контролирующих их деятельность учредителей или государственных органов) содействовать распространению информации. Возможность ограничивать доступ специалистов, общественности к информации;

  • рост международного сотрудничества профессиональных архивистов, ученых, архивов в научной и хранительской деятельности.

Архивные документы уникальны, что подчеркивает их особое место в культурном наследии человечества. Архивный документ является не только материальным носителем информации. Он приобретает значимость символа истории международных отношений. Традиционным экспонатом на выставках, посвященным знаменательным датам в истории дипломатии является экземпляр исторического договора, реляции послов. На книжных иллюстрациях, на сайтах публикуются изображения архивных документов, олицетворяющих собой саму историю внешней политики.

В некоторых случаях архивные документы являются непосредственными «объектами» межгосударственных отношений. Примером служит судьба архивных документов княжеского дома Лихтенштейна и архива Н. А. Соколова (документы о гибели Николая II, его семьи и сопровождавших его лиц). Архивные документы княжеского дома Лихтенштейн были вывезены в нашу страну из Австрии в 1945 г. Эта коллекция включала документы по национальной истории, экономике Лихтенштейна. Для того чтобы возвратить их в княжество, властями Лихтенштейна на международном аукционе Sotheby’s были приобретены материалы уголовного расследования гибели в Екатеринбурге в 1918 г. семьи и близких последнего русского царя. Этот «Архив Н. А. Соколова», возглавлявшего следственную комиссию, представлял особую ценность для нашей страны. Состоялся межгосударственный обмен21. Международный договор от 3 сентября 1996 г. состоялся в форме обмена письмами между министром иностранных дел Российской Федерации Е. М. Примаковым и правящим Князем Лихтенштейна Хансом-Адамом II.

В 1999 году в Минском соглашении было подчеркнуто, что страны СНГ «рассматривают обмен архивной информацией как важнейшую форму сотрудничества»22. В документе были намечены практические шаги по гармонизации архивной работы в Содружестве: создание единой системы баз данных о фондах государственных архивов на основе автоматизации центральных фондовых каталогов, развитие информационного и научного обмена.

Принципиальной особенностью современной, компьютерной эпохи становится большая открытость архивов. Это происходит не только благодаря традиционным публикациям документов, научных исследований, но и электронным проектам, интернет-сайтам. Благодаря электронным публикациям архивных документов усиливается влияние архивов на общественное мнение, что создает интеллектуальный контекст межгосударственного сотрудничества. В интернете действуют сайты различных международных проектов, посвященные межгосударственным отношениям, а также изучению истории международных отношений и внешней политики России.

Международное сотрудничество архивов, научных центров, ученых позволяет открыть новые информационные ресурсы для изучения международных отношений и внешней политики России.

Сотрудничество библиотек различных стран имеет давнюю традицию и является заметной частью международного взаимодействия. Для понимания этого аспекта отметим, что библиотеки:

оказывают значительное воздействие на развитие культуры и общественные настроения;

являются основой научной работы и просвещения во всем мире;

за последние годы превращаются в общедоступные интернет-центры электронной документации и информации23.

Базовым принципом современного общества является норма, зафиксированная в преамбуле российского закона «О библиотечном деле». Библиотеки призваны на национальном и международном уровне обеспечивать права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность24.

В двусторонних и международных отношениях непременной частью является сотрудничество в сфере библиотек. Примером служит Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ25, в котором содержатся принципы и основные нормы библиотечного дела. Этот кодекс был принят в рамках усилий по созданию единообразных подходов к государственному регулированию библиотечной работы.

Заметную роль играет Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений. Федерация делает очень много для стандартизации библиографической информации по всему миру, решению проблема авторских прав, но основное ее достоинство – объединение профессионального цеха библиографии, защита принципа открытого информационного пространства.

Особого внимания заслуживает проект «Европейская библиотека» - общедоступный электронный ресурс, объединяющий электронные каталоги и иные ресурсы 47 национальных («главных») библиотек на 20 языках26.

Подчеркнем еще раз, что международное профессиональное общение специалистов, совместные научные проекты – это форма народной дипломатии, которая способствует росту взаимопонимания между различными народами и культурами. Музейные и архивные сайты, портал «Европейская библиотека», проект Europeana наглядно показывают возможности новых информационных технологий по развитию социальных коммуникаций в мире.

Культурное сотрудничество – значимый элемент международных экономических отношений27. Исследования показывают, что суммарная стоимость проданных на мировом рынке произведений искусства и антиквариата исчисляются миллиардами евро28. За три дня продажи частной коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в феврале 2009 г. было получено почти полмиллиарда долларов29. 11 июня 2010 года РИА НОВОСТИ сообщило, что суммарная стоимость произведений русских мастеров на торгах ведущих аукционных домов Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's от "русских торгов" в первые недели лета 2010 года составила около 45,6 миллиона фунтов30. Стоимость частной коллекции госпожи Броуди на майской распродаже Christie’s в 2010 году превысила 224 миллиона долларов.

Самостоятельное значение имеет и социальное измерение «экономики искусства». Эксперты указывают, что в Европейском союзе в инфраструктуре рынка художественных ценностей работает больше 220 тысяч человек: реставрация, транспорт, страховка, логистика, охрана. Как видно, это важная часть политики обеспечения занятости, регулирования рынка высококвалифицированного труда. Необходимо учитывать экономические факторы внешнеполитических решений в сфере культуры, выражающихся в налоговых и таможенных льготах, регулировании инвестиций, ввоза и вывоза культурных ценностей, прав на объекты исторического наследия и произведения искусства.

Исторические аспекты этой проблемы имеют самостоятельное значение. Опубликованные архивные документы показывают, что в 1930-1931 гг. из 54 видов товаров, реализованных СССР в США названы «античные вещи» и «кустизделия» (включавшие декоративно-прикладные изделии народных промыслов31). Как известно и в научной литературе, и в средствах массовой информации содержится очень критическая оценка продажи за рубеж художественных и исторических ценностей страны в довоенный период.

Объектом международных взаимосвязей служат не только движимые культурные ценности (картины, книги и т.д.), но и недвижимость. Земля и сооружения – основа экономики любой страны, а значит, они важны в контексте ее внутренней политики. Косвенно – а в ряде случаев и непосредственно – экономические интересы, неразрывно связанные с земельными участками, определяют внешнюю политику.

При изучении экономических аспектов международного культурного сотрудничества следует выделить три явления, которые непосредственно связанны с недвижимостью. Это:

международное финансирование, организация и проведение работ по сохранению ансамблей;

иностранные инвестиции в культурные памятники в различных регионах мира (покупка, аренда);

международный туризм.



Влияние туризма на развитие международной экономики является актуальной научной и практической проблемой32. В центре внимания массового туриста неизменно оказывается «историческая достопримечательность». Она (как и природные зоны отдыха) – традиционный центр привлечения внимания. Именно вокруг нее выстраивается инфраструктура туризма – гостиницы, рестораны и кафе, развлекательные и торговые центры. Международный Совет по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС)33 констатирует, что «познавательный туризм является формой туризма, одной из целей которого является выявление памятников и достопримечательностей и обеспечение их содержания и защиты»34.

В международных договорах России подчеркивалось, что «туризм является важным средством экономического развития, достижения взаимопонимания, проявления доброй воли и укрепления дружественных отношений» между государствами35.



Международные отношения и туризм, связанный с памятниками культуры, неразрывно связаны. Недаром объектом нападения террористов во всем мире становятся исторические достопримечательности, посещаемые туристами. В 1997 г. боевики "Аль-Джамаа аль-Исламия" расстреляли в музейном и археологическом комплексе города Луксора 57 иностранных туристов 36. В августе 2006 г. взрывы прогремели в исторических кварталах ряда городов Турции. По данным СМИ, террористы прямо заявляли, что цель их атак – иностранцы. 29 сентября 2007 г. был взорван вход в Sultan Park, одной из главных достопримечательностей города Мале на Мальдивских островах. 22 февраля 2009 г. в результате террористического акта в туристическом центре Каира (у древних мечетей и популярной среди иностранцев гостиницы). Пострадали граждане четырех государств, причем одна француженка погибла. Стремясь достичь свои политические цели, террористы наносят удар по туристическому бизнесу. Их непосредственными жертвами становятся граждане различных стран. Страдают исторические памятники.

При изучении влияния туризма на международные отношения следует учитывать «человеческий фактор» – ведь согласно официальным данным за год в мире совершаются сотни миллионов международных туристических поездок («туристических прибытий»). Этим определяется социальная роль туризма, ставшего неотъемлемой частью жизни миллионов людей по всему миру.



Преступления против культурного наследия многообразны37. Криминалисты подчеркивают, что такая преступная деятельность не ограничивается государственными границами. Речь, в частности, идет о:

хищении произведений искусства и исторических артефактов;

незаконном вывозе этих памятников за границу;

подделке памятников;

нелегальной торговле (торговле похищенным у собственников, нарушением правил о торговле произведениями искусства и антиквариатом, «отмывании денег», полученных преступным путем);

уничтожении объектов культурного наследия по идеологическим причинам, как проявление религиозной и социальной нетерпимости.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» подчеркивается, что организованная преступность носит глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества. Непосредственную угрозу безопасности нашей страны составляет перемещение через государственную границу Российской Федерации культурных ценностей38.

Криминалисты приводят данные ФБР и Интерпола, согласно которым годовой оборот "черного рынка" произведений искусства в мире составляет 5 млрд. долларов, а в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности ему отводится четвертое место после торговли наркотиками, оружием и отмыванием денег39. К сожалению, сегодня мы можем использовать термин арт-преступность, имея в виду преступления и против исторического наследия. М.М.Богуславский подчеркивает, что современный масштаб криминала, связанного с культурными ценностями, был достигнут в начале 1970-х гг. Однако за прошедшие десятилетия контрабанда охватила не только традиционные регионы ввоза похищенных ценностей – Европу, США и Израиль, но и арабские государства40.

В публикации 2002 г. отмечалось, что по данным Интерпола, наша страна занимает третье место в мире (после Италии и Чехии) по числу преступлений, связанных с хищением культурных ценностей. Специалисты отмечали, что в Западной Европе действовало около 50 российских преступных группировок, в орбиту деятельности которых входит антикварный бизнес41. По данным Департамента Уголовного розыска МВД России в июле 2008 г. в розыскной базе числилось 60 тыс. предметов антиквариата. Из них: 40 тысяч икон, 3,5 тысячи картин, 4,7 тысяч монет, 3,2 тысячи орденов и медалей, 2 тысячи 100 предметов религиозных обрядов, 1 тысяча 600 редких книг и 326 уникальных ювелирных изделий. Сведения касаются предметов похищенных с 1990 года42. Рыночная (а в некоторых случаях и страховая) стоимость некоторых шедевров превышает 2 миллиона долларов (живописные полотна Маковского, Айвазовского).

12 января 2009 г. министр культуры А.А.Авдеев назвал на рабочей встрече с президентом страны следующие цифры: 86 тысяч единиц хранения не предъявлено в ходе продолжающейся комплексной проверки сохранности культурных ценностей в музеях страны. По девяти тысячам предметов ведутся уголовные дела.

Завершая, следует обозначить еще одну масштабную проблему истории межгосударственных отношений в изучаемой сфере. Особое значение имеет проблема культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации43. Трагическое звучание имеет судьба культурных памятников погибших и незаконно вывезенных с территории России в ходе Второй мировой войны. Достаточно вспомнить разрушенные соборы древнего Новгорода, чтобы еще раз представить масштаб трагедии войны для отечественной культуры.

Как известно, ряд отечественных памятников был возвращен в военные и послевоенные годы в СССР. Некоторые произведения обретают Родину уже в наши дни. Например, уникальная Псково-Покровская икона XVI века была выкуплена у собственников властями Германии, решение о ее возвращении в Россию было принято в честь визита президента России в ФРГ в 2000 году. Икона была передана немецким послом патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II в 2001 году. Подчеркнем, что, по данным псковских музейщиков, переговоры о возвращении велись с 1970-х годов!

Обобщая выводы немецких научных исследований, современный немецкий исследователь Вольфганг Айхведе из Бременского университета отмечает: «Мы до сих пор не можем сказать, где сейчас находится бóльшая часть перемещенных советских культурных ценностей44. Конечно, дискуссия о перемещенных ценностях, их правовом статусе в современной России – одна из главных тем в рассматриваемой нами сфере. Но ее нельзя анализировать в отрыве от проблемы вреда, нанесенного культуре нашей Родины в 1941-1945 гг.

Подводя итоги данного раздела, отметим и позитивные и негативные социальные процессы. Позитивные – диалог культур, рост понимания и доверия, реализацию прав человека на доступ культурным ценностям. Негативные – использование символов прошлого в политической борьбе, уничтожение и разграбление культурного наследия целых этносов в вооруженных конфликтах, межгосударственные споры о собственности на шедевры.

Памятники прошлого, произведения искусства занимают значимое место в деятельности на мировой арене различных структур: от частных лиц и фондов до правительств национальных государств и международных организаций.

Международное взаимодействие в сфере культурного наследия включает:

сохранение памятников для будущих поколений (реставрация и консервация, безопасное использование, борьба с организованной преступностью и актами вандализма);

организацию культурного диалога между народами, в котором объекты культуры играют многогранное общественное значение (выставочная работа, туризм и др.);

экономическую составляющую – трудовую занятость квалифицированных специалистов; развитие взаимосвязанных отраслей (транспорт, страхование, сервис); инвестирование в памятники как материальные ценности; глобальный рынок искусства и антиквариата;

научный труд, который может быть эффективным только в условиях сотрудничества, кооперации усилий, диалога между учеными разных стран.

Памятники прошлого играют символическую роль, воздействуя на общественное мнение (формируя образ страны, того или иного явления национальной истории, истории международных отношений).

Экономические аспекты внешней политики в сфере культуры определяются ростом мировой торговли предметами искусства и антиквариата, миллиардными валютными инвестициями в памятники искусства и истории (в том числе, в недвижимость). Международный туризм стал важным резервом экономического развития. Рынок искусства и антиквариата дает работу сотням тысяч человек. Усиливается взаимовлияние межгосударственных отношений и международного экономического сотрудничества в области культуры.

Болезненным явлением является рост с 1970-х гг. интернациональной организованной преступности, наносящий вред культурному наследию. Сегодня может быть эффективна только совместная борьба государственных и неправительственных структур различных стран, международных организаций.

Международное взаимодействие в сфере культурного наследия – эффективный способ реализации внешнеполитической доктрины России и один из факторов, обеспечивающих достойный нашей страны статус на мировой арене. Культурные связи — один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, научное знание, культурные традиции — достояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Объединяющее начало подлинного искусства, образования и науки — мощная социальная сила. Очевидно, что нельзя сравнивать значимость нефтяного богатства или сдерживающую роль оружия с силой искусства. А вот используется ли сегодня авторитет отечественной науки и культуры так эффективно как это необходимо? Этот значимый практический вопрос следует сделать предметом изучения различных наук. Для юридического знания наиболее важными, как нам представляются, являются проблемы, которым посвящен второй раздел данной статьи.

Современная эффективная дипломатия невозможна без учета культурного контекста, исторического прошлого. Однако не только интересы внешней политики и экономические приоритеты делают значимым международное сотрудничество России в сфере исторических и художественных ценностей. Культура — «сама по себе» — способна содействовать построению более гуманной системы международных отношений.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал