Из опыта работы С. О. Воротникова, учитель начальных классов первой квалификационной категории



Скачать 178.13 Kb.
Дата23.04.2016
Размер178.13 Kb.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(из опыта работы)

С.О.Воротникова, учитель начальных классов

первой квалификационной категории
Цель работы над этой проблемой найти эффективные пути, формы и методы обучения, воспитания и развития личности, направленные на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Я считаю, что целью экологического образования и воспитания является становление экологической культуры личности и общества.

Многообразие аспектов экологической культуры человека я представляю следующим образом:

Компоненты экологической культуры

Экологические знания, умения

Экологическое мышление

Ценностные ориентации

Экологически оправданное поведение


Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, рассматриваю как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. В своей работе я опираюсь на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.

Исходя из главной цели экологического образования в начальной школе, предполагаю планируемый результат: идеал – модель выпускника начальной школы. И уже в первом классе ставлю перед собой следующие задачи:

- формирование знаний об экосистеме организации природы Земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

- развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решать экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Решая задачи экологического образования и воспитания, реализацию имеющихся возможностей экологического воспитания младших школьников осуществляю на основе предварительного анализа исходного уровня экологической воспитанности учащихся. При этом выделяю экологические знания в каждом учебном предмете, на каждом уроке в соответствии с принципом системности и систематичности, с опорой на мыслительные операции: сравнение, анализ, выделение главного, установление причинно-следственных связей, при непосредственном общении с изучаемыми объектами и явлениями в природе или при максимальном использовании наглядности. Формирую навыки правильного поведения в природе в процессе общественно-полезного экологического труда школьников, при учете комплектарности экологического с другими аспектами воспитания, использовании разнообразных методов воспитательной работы экологического содержания.

В результате своей работы выделила следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:

- усвоение норм и правил экологически-обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

- потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;

- умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;

- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.

Ориентируясь на указанные критерии веду работу по воспитанию экологической культуры, разработала и апробировала методику развития экологической культуры у младших школьников, которую использую при проведении уроков по учебным дисциплинам, в кружковой работе.

На уроках математики создаю условия для развития умения давать количественную оценку состояний природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Составляю текстовые задачи, которые имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природоиспользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств:

1.В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет около 1000000 водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет.

2. 1кг шиповника содержит 20г витамина С. Сколько витамина С в 10кг шиповника?

3. Небольшой лес отфильтровывает за год 70т пыли, а такой же хвойный-35т пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный?

4. Сова съедает в день 13 мышей. Сколько мышей съест сова за неделю?

5. Берёза живёт около 400лет, а рябина 100лет. Во сколько раз больше живёт берёза, чем рябина.

6.Один куст можжевельника за сутки может выделить до 10кгфитонцидов. А сколько кг фитонцидов выделит можжевельник за неделю.

7.Утки-кряквы живут в среднем 70 лет, а лебеди 24 года. На сколько лет меньше живут лебеди, чем утки?

8.Стрекоза за два часа съедает 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за сутки?

9. Носорог живёт 40 лет, Обезьяна - 20лет. На сколько меньше живёт обезьяна, чем носорог?

10.Высота жирафа 6м, а верблюда - 3м. Во сколько раз верблюд ниже жирафа?

11.Длина синего кита равна 32 метра, а полярной медузы 25 метров. На сколько метров кит длиннее медузы?

12.Вес слона равен 6т. Сколько будут весить 10 таких слонов?

13.Комар делает 600 взмахов крылышками в секунду. Сколько раз он взмахнёт крылышками за 1 минуту.

14.Пчела летит со скоростью 18 км/ч. Какое расстояние она пролетит за 5 часов?

15.Ворона летит со скоростью 50 км/ч, а стриж в 2 раза быстрее. Какова скорость стрижа?

16. Скорость кабана равна 8 м/с, а зайца-русака-11м/с. На сколько заяц быстрее кабана?

17. Осёл живёт до 50 лет, а корова в 2 раза меньше. Сколько лет живёт корова?

18. Из 2т макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги, сколько из 17 больших деревьев. Сколько можно сохранить деревьев, собрав 10т макулатуры?

19. Самые трудолюбивые санитары-леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

20. Из 250000 видов растений земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на земле на грани исчезновения?

Учащиеся с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера, которые способствуют формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии.

На уроках математики во время устного счета или на уроках закрепления материала использую книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. Например, показываю книжку, на обложке которой изображен лось. Спрашиваю: «О ком рассказывается в этой книжке? Что о нем знаете?» Предлагаю прочитать и решить задачу: «В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за сутки он съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?» Затем учащиеся делают книжки-задачки, используя материал о каком-либо растении, животном, природном явлении.

В ходе выполнения заданий экологического характера на уроках математики ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, осина, желудь и т.д.). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значения пословиц: «Лес и вода – брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади». Составляем рассказ по картинке пли на заданную тему, пишем сочинение на темы: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я – бабочка», «Путешествие скворца», «Путешествие капельки воды» и др. Предлагаю описать какое-либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы и постараться передать при этом их красоту. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию восприятия красоты природы и передачи своих впечатлений с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы. Экология собственного «Я» включает в себя культуру нашей речи. Я использую для развития речи учащихся, для очищения языка от слов «сорняков» игру, которую проводим на уроках русского языка. Речь младших школьников пестрит «сорными» словами. Чем раньше они избавятся, тем лучше. Сообщаю детям, что наши слова – это сказочные растения. Красивые слова – это благоухающие цветы, плохие – это ядовитая, сорная трава. В классе нашлось место для «клумбы» каждого ученика. Все стали садовниками, высаживали на свои клумбы красивые, и «сорные» слова своих друзей. Всем хотелось, чтобы «сорных» слов было меньше. Только вот беда: сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторять течение недели.

На уроках литературного чтения, анализируя лирические стихотворения, развиваю у детей умение сравнивать состояние в разное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту; формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинаю с прослушивания музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Предлагаю представить журчание весенних ручьев, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматриваем репродукции картин В.Саврасова, И Левитана.

Учащиеся вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф.Тютчева, А.Пушкина, Н.Некрасова, отрывки из прозаических произведений А.Чехова, М.Пришвина и др.

На уроках изобразительного искусства учу не только видеть красоту природы но и изображать ее, показывать своеобразие, характер объектов природы, используя богатство красок.

На уроках трудового обучения расширяю знания школьников о практической роли природных материалов (ресурсов) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и общества в преобразовании природного и социального окружения. Формируя умение рационального и бережного обращен с предметами и объектами природы и изделиями из них.

Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром по учебникам А.А.Плешакова, где обеспечивается формирование естественно – научной основой для понимания необходимости природоохранной деятельности человека. При изучении нового материала, используют поисковые и проблемный метод, поэтому на уроке дети постоянно ведут поиски ответов на возникшие вопросы экологического содержания. Используют беседы, включая дополнительную информацию экологического характера, например, художественные произведения К. Паустовского и М. Пришвина и другие. Они помогают глубже проникнуть в тайны природы и расширить кругозор.

Включаю экологические тексты, которые заставляют задуматься о будущем края, страны и правильно смоделировать своё поведение в различных ситуациях.

На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывают красоту родной природы, её неповторимость. Одновременно обращаю внимание на неразумное, пагубное влияние человека на природу чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используя экологические сказки, авторские и сочиненные детьми.

Ещё В.А. Сухомлинский сказал: «Если ребёнок придумал сказку, связал в своём воображение несколько предметов окружающего мира – значит, можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить». На уроках природоведения, для формирования экологической культуры, используют стихотворения, которые способствуют видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды.

Поэтическое произведение воспевает красоту и величие русской природы, способствует глубокому формированию чувства любви к природе. Задания к стихотворениям позволяют учащихся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать своё нравственное отношение к природе.

Для того, чтобы дети учились переживать сопереживать, чтобы в них утвердились мысли, что вся планета – наш дом и о нём надо заботиться, мы в классе завели дневники «Растём вместе». Дети чувствительны к переменам. Они гордятся тем, что растут, гордятся своими успехами. Этот дневник помогает нам в наблюдениях за природой. Постоянной наблюдение за одним и тем же деревом, помогает понять ценность деревьев и закладывает основу для более глубокого чувства – ответственности за окружающую среду.

Важное значение придают беседам, которое учат взаимоотношениям с окружающей родной средой, культуре поведения в ней. С помощью вопросов стараюсь вызвать учащихся на откровенные рассуждения, помогают им найти правильное решение. При рассмотрении конкретных экологических ситуациях: («Птенец на тропе», «Гнездо», «Привал») показывают возможность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природа. Предлагаю экологические проекты:


  1. Правила ухода за комнатными растениями

Цель: развивать у детей представления о комнатных растениях, об их отношении к свету, теплу, влаге.

Обратить внимание учащихся на размещение растений в кабинете, в соответствии с их потребностями в свете. По внешним признакам дети определяют, каким должен быть полив растений. Обратить внимание детей на то, что осенью, когда в развитии растений наступает покой, полив необходимо уменьшить.

Чтобы дети более осознанно ухаживали за растениями, надо обращать внимание на состояние растений: уменьшили полив – к вечеру опустились листья, обильно полили – пожелтели листочки.

Весной члены клуба участвуют в осмотре растений, определяют, какие из них нуждается в пересадке, как ее надо осуществлять, чтобы не повредить росту и развитию растений.

Предложить детям посадить ростки цветка амариллиса и определить его отношение к свету, влаге. Для этого один горшочек с этим цветком дети устанавливают в тени, другой на окошке. Дети одновременно производят полив растения до выявления результатов. Делают выводы, определяют отношение цветка к свету, влаге.


  1. Сохранить красоты природы

Цель: развивать у детей бережное отношение к дарам природы; развивать коммуникативные способности.

Весной организуется экскурсия на полянку, где цветут одуванчики.

Вопросы для обсуждения:

- Можно ли рвать цветки одуванчика просто так и без пользы?

- Стоит ли их жалеть, когда их так много?

Игра: «Кто больше найдет особенностей?» (сорвать цветок и пустить по рукам детей). Дети отмечают особенности цветка, сравнивают его с ласковым солнышком.

Напомнить, что цветки одуванчика используются в медицине как лекарственное растение. Поэтому срывать эти цветы без пользы нельзя.

Дети читают стихотворение об одуванчике.



  1. Красная книга – сигнал опасности.

Цель: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Обсуждение по вопросам:

- Какие растения области вы знаете?

- А часто ли вы встречаете такие растения, как ландыш, белая лилия.

- Где вообще их можно увидеть?

Обратить внимание детей на то, что встретить эти цветы – большая редкость.

Показать Красную книгу. Объяснить, что в Красную книгу вносят названия исчезающих или редко встречающихся видов животных и растений.

- Растения, о которых мы говорим, встречаются редко не только в нашей области, но и в других краях, поэтому они занесены в Красную книгу.

- Как вы думаете, почему?

- Для чего вообще нужна Красная книга?

Делается вывод: «Мы с вами должны бережно относиться к редким и исчезающим видам растений. А Красная книга поможет нам узнать, какие растения родного края находятся на грани исчезновения, и даст нам советы по их спасению».


  1. Чтобы дольше жили книжки.

Это проект бережливых. Поставить цель и разработать план проекта детям помогает необычная экскурсия в детскую библиотеку. Дети увидят, в каком состоянии книжки в библиотеке, узнают, сколько лет они служат своим читателям, как они были изданы, им покажут книжки, которые уже списываются из фонда.

Обсуждение:

- Что же можно сделать, чтобы книжки жили дольше?

Ответ на вопрос – первый этап проекта.

Второй этап – практическая помощь библиотеке в ремонте книг.

При этом участники проекта помнят: сохраняя книжки, мы сохраняем леса!


С целью приобретения новых знаний, закрепление теоретических понятий использую дидактические игры: «Что будет, если …», «Кто, где живёт», домино «Мы из Красной книги России», подвижные игры с элементами имитации: «Сова», «Танец животных и растений», «Погода».

В классе организую долгосрочную сюжетно-ролевую игру «Команда спасателей». Цель ее - выручить из беды представителей животного и растительного мира, научиться оказывать «неотложную помощь» лесным обитателям. Практическая часть игры дополнена тренировочной - занятиями физкультурой и спортом, а также ребятам приходится много читать, задавать друг другу хитрые вопросы, уметь на них отвечать.

Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.

Важную роль в воспитании экологической культуры играет и выпуск стенных газет: «Экологический вестник», «Красная книга», «Наша планета в опасности». Газеты несут информацию о разных экологических проблемах города, страны, знакомят с редкими растениями и животными, с рисунками и плакатами детей в защиту природы. Для проведения работы по изучению способов поддержания экологического равновесия в природе использую задания, развивающие творческое мышление детей.

Многообразна и интересна проводимая мной внеклассная экологическая работа. Это увлекательные однодневные походы и экскурсии в природу, на промышленные предприятия, посещение выставок, музея. Это фенологические наблюдения, и проведение природоведческих праздников, просмотр видеофильмов на экологическую тематику, занятия кружка «Экотопик». Коллективная и индивидуальная внеклассная воспитательная работа расширяет границы природоохранительной деятельности учащихся.

В результате у моих учащихся развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы. Дети становятся эмоционально отзывчивыми не только по отношению к природе, но и друг к другу. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, воспитываются высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Наряду со школой, значительная часть в экологическом воспитании учащихся принадлежит семье.



С этой целью провела анкетирование родителей:

  1. Задумывались ли Вы над тем, как ведут себя дети в природе?

  2. Как часто Вы вместе с детьми проводите время в природе?

  3. Как Вы знакомите детей с природой?

  4. Какова Ваша личная роль в деле охраны природы?

  5. Каковы правила поведения в природе?

и учащихся:

  1. Нравится ли тебе бывать в природе?

  2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

  3. Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?

  4. В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимают участие?

  5. Какие книги о природе ты читал?


Работая над проблемой «Формирование экологической культуры личности» и используя все вышеуказанные формы и методы работы, метапредметный подход в формировании экологической культуры школьников, систематичность и непрерывность изучения экологического материала, единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы, я могу сделать вывод: учащиеся усваивают нормы и правила экологически-обоснованного взаимодействия с окружающим миром, ощущают потребность в приобретении экологических знаний; самовыражаются в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем, тем самым расширяется кругозор учащихся, возрастает интерес к занятиям, повышается качество образования.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал