Из опыта работы учителя географии мбоу стрелецкая сош яковлевского района Белгородской области Гетмановой В. Н. Блочно модульное обучение



Скачать 65.33 Kb.
Дата24.04.2016
Размер65.33 Kb.
Из опыта работы учителя географии МБОУ Стрелецкая СОШ Яковлевского района Белгородской области Гетмановой В.Н.
Блочно модульное обучение.

В 10 классе я работаю по блочно- модульной технологии уже 5-й год. Использование различных методов  обучения  расширяет возможности включения в урок самостоятельной деятельности учащихся,  блочно–модульное   обучение  предполагает объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:


    1. Четкая организация всего учебного процесса;

    2. Постановка целей и задач обучения для всего блока темы;

    3. Сочетание словесных и наглядных методов, и в том числе использование опорных конспектов, схем-конспектов;

    4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;

    5. Комбинированный способ контроля: письменный, устное изложение, взаимоконтроль.

Эта идея дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала за определенное время, выделить ведущую мысль и довести ее до учащихся. В программах  географии  можно выделить блоки тем по 8–10 часов и представить в них несколько модули обучения.

1 модуль – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий /лекция учителя/;


2 модуль – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации /карта, учебник, дидактический материал, справочники и т.д./ прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки – практикумы, конференции, путешествия.
3 модуль – повторение и обобщение материала темы.
4 модуль – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех в месте дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов. Повышает емкость уроков, обеспечивает многообразие видов учебной деятельности. Повышает качество знаний, уменьшает опеку учителя над учащимися. В учебнике 10 класса В.П. Максаковского, представлены ориентировочные план – схемы изучение нового материала. Они отражают логику изучения содержания, показывают соотношения и соподчинение отдельных понятий и могут быть использованы на занятиях при вводе информации (лекции). Дифференцированное задание после изучения темы и методические ключи хорошо применять для организации самостоятельных работ с источниками информации.

Работая по этой технологии, я убедилась в том, что познавательный интерес у ребят повышается, многие работают творчески: учащиеся составляют различные кроссворды, активно принимают участие в диспутах, семинарах. Учащиеся на уроках учатся работать в группах, овладевают навыками работы на лекциях и семинарских занятиях. Это позволяет им подготовиться к учебе в ВУЗах. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят - смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.

Перед вами один спаренный урок составленный по этой технологии который идет 80–90 мин.



Урок: Сельское хозяйство мира.

Цели: Дать знания о географии отраслей сельского хозяйства мира. Выявить главные сельскохозяйственные районы мира. Установить роль сельскохозяйственного производства в решении задач обеспечения населения земли продовольствием. Продолжить работу по закреплению понятий “природопользование” при изучении вопросов сельского хозяйства и окружающей среды. Расширить навыки в работе со статистическим материалам, по анализу карт, отражающих явления сельскохозяйственного производства. Развивать умение работать с книгой, обобщать информацию и делать выводы.

Задачи:

    1. Дать характеристику С/Х мира. Выделить место С/Х в мировом хозяйстве материального производства.

    2. Раскрыть основные понятия “Зеленая революция”, товарное и потребительское сельское хозяйство, агробизнес.

    3. Установить зональные особенности в специализации растениеводства и животноводства.

    4. Анализируя карты, выявить природно-ресурсные факторы, влияющие на с/х производство, рыболовство.

    5. Глобальные проблемы: “география голода”, сельское хозяйство и окружающая среда.

Средства обучения:

Физическая и сельскохозяйственная карты мира, атласы для 10 класса, таблицы и картограммы, тесты, контурные карты.



Опорные знания и умения:

Размещение природных зон на материках. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океане. Происхождение культурных растений. Структура сельского хозяйства России и основные черты географии важнейших с/х районов страны.



Литература:

В.П. Максаковский “Экономическая география мира”, 10 класс (2002 г.)


А.П. Кузнецов “Страны, хозяйство, люди”.
Ю.Н. Гладкий “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс.

Ход урока:

1. Организация учащихся на уроке

2. Лекция.

Содержание: Сельское хозяйство – ведущая отрасль материального производства, география мирового сельского хозяйства, понятие о “зеленой революции”, Основные черты размещения растениеводства, животноводства, география рыболовства. Крупнейшие сельскохозяйственные районы, сельское хозяйство и окружающая среда.

Ребятам раздается схема-конспект лекции. Учащиеся к некоторым разделам лекции подготовили сообщения по темам: "Продовольственная проблема мира", "Птицеводство" и "Шелководство".



Сельское хозяйство мира

3. Самопогружение: Далее идет самостоятельная работа с учебником, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы:

  1. По поголовью КРС на первом месте находится Индия. Однако страна не выделяется объемами производства мяса. Почему?

  2. Что представляет собой аграрные отношения? Почему в развивающихся странах они отличаются большой пестротой, чем в высоко развитых?

  3. Сравните агропромышленные комплексы высокоразвитых стран мира и развивающихся. В чем их коренное различие?

  4. Какая связь существует между географией религий и размещением отдельных отраслей животноводства..

4. Практическая работа:

“Мировое сельское хозяйство и его особенности”

Цель работы: Формирование знаний о мировом сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве на основе материалов учебника и статистических материалов.

Ход работы:

1-е Задание

1-му варианту стр. 135 задание 11.


2-му варианту стр. 135 задание 12.

2-е задание: Нанесите на контурную карту ареалы возделывания риса, кукурузы, пшеницы.



Применение на уроке физкультминутки.

5. Актуализация знаний по блоку:

1. Учащиеся отвечают на вопросы самопогружения (Устно);

2. Применение индивидуальных заданий по карточкам:


  • Каковы основные черты размещения зерновых культур?

  • Какие из перечисленных стран являются важнейшими экспортерами пшеницы: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия?

  • По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?

3. Тестирование: Каждому ученику раздаются вопросы, на которые он отвечает письменно.

Тесты для итогового контроля:

1 вариант

1.Распределите зерновые культуры по мере уменьшение их мирового производства:

1) рис, 2) пшеница, 3) Кукуруза.

2. Агробизнес – это :

1) агропромышленный комплекс, производящий сельскохозяйственную продукцию;
2) переобработка сельскохозяйственной продукции;
3) производство сельскохозяйственной продукции ,её переобработка , хранение , перевозка, сбыт, а также выпуск техники и удобрений;

3. " Зелёная революция"состоит:

1) Выведение новых скороспелых сортов и искусственного орошения;
2) Широкое применение современной техники, удобрений, химикатов;
3) Состоит из всех этих компонентов;

4. Структура мирового валового сбора пшеницы составляет



  1. 28%

  2. 7%

  3. 25%

5. Основным производителем кукурузы является:

  1. Зарубежная Азия

  2. Северная Америка

  3. Австралия.

6. К масленичным культурам относятся:

  1. Пшеница, рожь, соя.

  2. Соя, арахис, олива.

  3. Сахарная свекла, тростник.

7. Непродовольственные культуры это:

  1. Клубнеплодные.

  2. Тонизирующие.

  3. Волокнистые.

8. Наиболее ведущая отрасль животноводства – это…

1) овцеводство


2) свиноводство
3) КРС

9. Родина кофе – это

1) Бразилия
2) Африка
3) Зап. Европа

10. Первое место в мире по сбору винограда принадлежит

1) Италии
2) Бразилии
3) Японии

2 вариант

1. Распределите зерновые культуры по мере возрастания их мирового производства:

1) рис,
2) пшеница,
3) кукуруза.

2. Установите соответствие: животные страны – лидеры в мировом поголовье



1) КРС

а.Россия

2) свиньи

б.Австралия

3) овцы

в. Китай




г. Индия

3. Потребительское с/х это:

1)интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами; интенсивное животноводство с заготовкой кормов;


2)отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охота и рыболовство.

4. “ Зеленая революция” это:

1) преобразование с/х на основе современной агротехники;
2) одна из отраслей НТР

5. Структура мирового валового сбора риса составляет:

1) 7%
2) 26%
3) 10%

6. Основным производителем риса является:

1) Латинская Америка
2) СНГ
3) Зарубежная Азия

7. К тонизирующим культурам относятся:

1) Соя, арахис, олива.
2) Сахарная свекла, тростник.
3) Чай, кофе, какао.

8. Непродовольственные культуры это:

1) клубнеплодные
2) сахароносные
3) натуральный каучук

9. Родиной чая является:

1) Япония
2) Россия
3) Китай

10. Первое место по сбору мандаринов принадлежит:



1) Японии
2) России
3) ЮАР

6. Домашнее задание: читать текст на стр. 109 –118. 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал