Изучение экологических законов



Скачать 457.97 Kb.
страница1/2
Дата02.05.2016
Размер457.97 Kb.
ТипЛитература
  1   2


Министерство образования Республики Башкортостан

МБУ Отдел образования МР Аургазинский район

МБОУ СОШ №2 села Толбазы

Секция «Экология»




ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

Выполнила:Бикбаева Альфия,

МБОУ СОШ №2 села Толбазы, 10 класс

Руководитель: Юнусова Рима Ильдусовна,

учитель биологии ,МБОУ СОШ №2 села Толбазы

Толбазы – 2013

Оглавление

Введение


Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения законов экологии

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа.

2.1. Выбор варианта подготовки

2.2. Выявление уровня знаний учащихся экологических законов

2.3. Выявление объёма, уровня и прочности знаний экологических законов

2.4. Наиболее эффективные современные подходы к изучению экологических законов

Заключение

Литература

Приложения

Введение

В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы.

Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования.

Как и всякая наука, экология имеет свои законы, которые характеризуют взаимоотношения различных элементов экосистемы и, в конечном итоге, все процессы в биосфере. К сожалению, по сей день не стало доминирующим и безусловным положение о том, что всё в Природе подчиняется единым законам. Таким образом, актуальным становится осуществление деятельности, направленной на формирование экологической культуры обучающихся средствами предмета через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды и здоровья населения.



Актуальность темы. В современную эпоху, характеризующуюся обострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливается противоречие между запросом общества в грамотных людях, способных ответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжаться природными ресурсами, и существующей образовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к экологической подготовке школьников. Одно из основных условий эффективного осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных ситуаций–знание экологических законов. Разрабатывая систему повышения экологической культуры школьников, выделили ряд противоречий, которые необходимо решить в ходе исследования:

-неблагоприятной экологической ситуацией, в которой вынуждены жить школьники, и отсутствием знаний, умений, навыков самовыживания;

-традиционным содержанием биологического образования и возрастающей ролью экологических знаний;

-междисциплинарным, интегративным характером экологических знаний и отсутствием однопредметной координации в их изучении в цикле естественных дисциплин;

-практической направленностью экологического воспитания и отсутствием практических заданий экологического характера, а также творческих заданий, способствующих формированию экологического мышления и культуры.

Данные противоречия выявили проблему – как при изучении экологии на кружковых занятиях, при подготовке к олимпиадам в доступной форме изучить основные экологические законы. Данная проблема выдвигает цель исследования - совершенствование системы изучения экологических законов.

Объектом исследования выступает процесс работы с детьми.

Предметом исследования служит создание системы изучения законов

(формирование пакета методических материалов), которая поможет достичь высокой результативности в олимпиадах, в научно-практических конференциях.



Гипотеза исследования заключается в том, что целенаправленная работа по совершенствованию системы изучения экологических законов позволит усилить эффективность усвоения этих законов, применить знания при подготовке к олимпиадам, при проведении внеклассных мероприятии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы задачи исследования:



  • провести обзор литературы по вопросам становления и развития системы экологической подготовки школьников;

  • определить законы и принципы экологии;

  • выявить наиболее эффективные современные подходы к изучению экологических законов.

  • апробировать, внедрить разработанные учебно-методические материалы при проведении кружковых занятии, при подготовке к олимпиаде.

О необходимости развития способностей школьников оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по её улучшению, предвидеть возможные последствия человеческого воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров, и др.) однако в практике изучения экологии экологическим законам уделяется мало внимания, но они иногда очень сложно звучат и мы, ученики, порой не понимем смысла.

В данной работе использовался опыт работы с учащимися МБОУ СОШ №2 села Толбазы. Как показали результаты эксперимента, школьники затрудняются в установлении причинно-следственных связей и формулировании выводов при рассмотрении законов экологии. Так, большинство учащихся не могут обосновано предсказать последствия деятельности человека в природе (обоснованные ответы были только у 5 % от числа опрошенных).

Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений на теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа, в исследовании реализованы статистические методы.

Научная новизна заключается в том, что будет впервые теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система изучения законов экологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках и занятиях элективного курса и кружка по экологии.

Глава 1. Основные законы экологии

Как и любая наука, экология выявляет закономерности протекания изучаемых процессов и формулирует их в виде кратких логических и проверенных практикой положений - законов.

В материалах по экологии упоминается ряд экологических правил и законов. Между тем узнать формулировки ряда законов не так-то просто – для этого иногда приходится просмотреть не один справочник или учебник и далеко не в каждом нужную информацию удается найти сразу. Поэтому предлагаемый материал – собранные воедино формулировки основных экологических правил и законов – во многих случаях может оказаться полезным.

Закон (правило) минимума Либиха (Ю.Либих, 1840)

Относительное действие отдельного экологического фактора тем сильнее, чем в большей степени по сравнению с другими ощущается его нехватка.



Закон толерантности Шелфорда (В.Шелфорд, 1913)

Лимитирующим фактором процветания может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности (выносливости) организма к данному фактору.



Правило Аллена (Дж.Аллен, 1877)

Выступающие части тела теплокровных животных (конечности, хвост, уши и др.) тем короче, а тело тем массивнее, чем холоднее климат.



Правило Бергмана (К.Бергман, 1847)

В пределах вида или достаточно однородной группы близких видов теплокровные животные с более крупными размерами тела встречаются в более холодных областях. (Подтверждается в 50% случаев у млекопитающих и в 75–90% случаев у птиц.)



Правило Глогера (К.Глогер, 1833)

Виды животных, обитающих в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию тела (чаще черную или темно-коричневую), чем обитатели теплых и сухих областей. (Это позволяет им аккумулировать достаточное количество тепла.)



Биоклиматический закон (А.Хопкинс, 1918)

По мере продвижения на север, восток и вверх в горы время наступления периодических явлений в жизнедеятельности организмов запаздывает на четыре дня на каждые 1 ! широты, 5 ! долготы и примерно 100 м высоты.



Принцип Олли (К.Олли, 1937)

Для каждого вида животных существует оптимальный размер группы и оптимальная плотность популяции.



Принцип конкурентного исключения, правило Гаузе(Г.Ф. Гаузе, 1934)

Два вида живых существ не могут обитать в одном и том же месте, если их экологические потребности идентичны, т. е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.



Закон Линдемана (Р.Линдеман, 1942)

С одного трофического уровня экологической пирамиды на другой трофический уровень переходит не более 10% энергии.



Закон биогенной миграции атомов (В.И. Вернадский, 1942)

Миграция химических элементов в биосфере осуществляется при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция) или же протекает в среде, геохимические особенности которой (кислород, углекислый газ, водород и т.д.) обусловлены живым веществом (тем, которое населяет биосферу в настоящее время, и тем, которое существовало на Земле в течение всей геологической истории).



Закон необратимости взаимодействия в системе человек – биосфера (П.Дансеро, 1957)

Часть возобновимых природных ресурсов (животных, растительных и т.д.) может стать невозобновляемой, если деятельность человека сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство.



Закон обратимости биосферы (П.Дансеро, 1957)

Биосфера после прекращения воздействия на ее компоненты антропогенных факторов стремится восстановить свое состояние, то есть сохранить свое экологическое равновесие и устойчивость.



Закон обратной связи взаимодействия в системе человек – биосфера (П.Дансеро, 1957)

Любое изменение в природной среде, вызванное хозяйственной деятельностью человека, бумерангом возвращается к человеку и имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную жизнь и здоровье людей.



Экологические законы Коммонера (Б.Коммонер, 1970)

1. Всё связано со всем.

2. За всё надо платить (или ничто не дается даром).

3. Всё должно куда-то деваться.

4. Природа знает лучше.

Аксиома Сочавы об иерархической структуре биосферы (В.Б. Сочава, 1957)

Биосфера представляет собой систему, организованную в виде множества подсистем различного уровня.



Закон константности (В.И. Вернадский, 1919)

Количество живого вещества биосферы (для данного геологического периода) есть константа.



Закон корреляции (Ж.Кювье, 1793)

В организме, как целостной системе, все его части соответствуют друг другу как по строению, так и по выполняемым функциям.



Закон максимизации энергии (Г. и Э. Одумы **, 1978).

В соперничестве с другими системами выживает (сохраняется) та из них, в которой наилучшим образом обеспечивается поступление энергии и максимальное ее количество используется наиболее эффективным способом.



Закон совокупности (совместного) действия природных факторов (Э.Митчерлих, А.Тинеман, Б.Бауле, 1911)

Величина урожая [или благополучие вида, популяции, организма. – Ред.] зависит не от отдельного, пусть даже лимитирующего, фактора, но от всей совокупности экологических факторов одновременно.



Закон усложнения (системной) организации организмов (К.Ф. Рулье, 1837)

Историческое развитие живых организмов (а также всех иных природных систем) приводит к усложнению их организации путем нарастающей дифференциации (разделения) функций и органов (подсистем), выполняющих эти функции.



Законы системы хищник– жертва»(В.Вольтерра, 1905)

1. Закон периодического цикла. Процесс уничтожения жертвы хищником нередко приводит к периодическим колебаниям численности популяций обоих видов, зависящим только от скорости роста популяций хищника и жертвы и от исходного соотношения их численностей.

2. Закон сохранения средних величин. Средняя численность популяции каждого вида постоянна, независимо от начального уровня, при условии, что специфические скорости увеличения численности популяций, а также эффективность хищничества постоянны.

3. Закон нарушения средних величин. При аналогичном нарушении популяций хищника и жертвы средняя численность популяции жертвы растет, а популяции хищника – падает.



Правило Викариата (Д.Джордан, 1887)

Ареалы близкородственных форм животных (видов или подвидов) обычно занимают смежные территории и существенно не перекрываются; родственные формы, как правило, викарируют, т. е. географически замещают друг друга.



Правило взаимоприспособленности (Мёбиус, 1864)

Виды в биоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет внутренне противоречивое, но единое и взаимно увязанное системное целое.



Правило замещения экологических условий (В.В. Алёхин, 1931)

Любое условие среды в некоторой степени может замещаться другим; следовательно, внутренние причины экологических явлений при аналогичном внешнем эффекте могут быть различными.



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

2.1.Выбор варианта подготовки к изучению законов экологии.

Для подготовки был выбран второй вариант, который предполагает наличие учащихся определенного уровня знаний по экологии.

Для реализация этого варианта необходимо выявить уровень мотивации (ценностно-мотивационный критерий) в процессе формирования экологических знаний по вопроснику Коростылевой Т,В., Курдюковой Н.А.

В результате апробации данной методики, в которой приняли участие 15учащихся, выяснилось что, среди детей, участвующих эксперименте, имеют: высокий уровень развития – 60%; средний уровень развития – 40%; низкий уровень развития – 0%.



Диаграмма 1. Уровень мотивации

Все обучающиеся, которые участвуют в эксперименте, имеют средний и высокий уровень мотивации.



2.2. Выявление уровня знаний учащихся экологических законов

Для данного этапа эксперимента было проведено тестирование учащихся по вопросам олимпиадных заданий по экологии. Вопросы были подобраны из заданий разных лет и разной сложности, но именно касающиеся законов экологии (Приложение 1).

Диаграмма 2. Результаты тестирования

По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что справились с заданием только 35% учащихся, 45% ответили не на все вопросы, 30%- не справились с заданием.



2.3.Выявление объёма, уровня и прочности знаний экологических законов после внедрения в практику кружкового занятия «Законы Коммонера» (Приложение 2) и разработки «Законы экологии» ( Приложение 3).

Для выявления объёма, уровня и прочности знаний экологических законов были проведены школьные олимпиады по экологии , анализ которых приведен в таблице1.



Таблица 1. Результаты олимпиад.

Общее количество баллов 60

Кол-во

уч-ся


40 - 50баллов

До эксперимента

15

32

После эксперимента

15

60

Возросло количество детей, набравших максимальные баллы за счет дополнительной работы по источникам литературы и изучения разработки «Законы экологии» (Приложение 3).

2.4.Выявление уровня развития практических навыков и творческих способностей в процессе эксперимента (деятельностно – практический критерий) до и после изучения курса по рабочей программе «Юный эколог» ( Приложение 3).

Обработка и интерпретация результатов.

а) соответствует низкому уровню развития ( 1 балл.)

б) соответствует среднему уровню развития ( 2 балла)

в) соответствует высокому уровню развития ( 3 балла)


Таблица 2. Уровень практических навыков, творческих способностей детей, посещающих занятия дополнительного образования


Высокий уровень



Средний


уровень

Низкий


Уровень

До эксперимента

40%

40%

20%

После эксперимента

80%

20%

0

Наблюдается позитивная динамика в уровне практических навыков, творческих способностей детей, посещающих занятия дополнительного образования.

Разработка и реализация программы внеурочной деятельности обучающихся по экологическому воспитанию обучаемых «Юный эколог» позволяет, полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности школьников, способствует расширению кругозора учащихся, укрепляет интерес к познанию. (Приложение 3).

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Изучение законов экологии возможно и нужно

2. Более подробно законы экологии можно изучать на занятиях дополнительного образования по экологии

3. Разработанное нами методическое руководство, конспект урока позволили привить учащимся определенные теоретические знания в области законов экологии, способствовало формированию у них целостного научного мировоззрения о природе окружающего нас мира.

Таким образом, теоретически и экспериментально обоснована эффективность данной системы изучения экологических законов.

Результаты проведенного эксперимента подтверждают правильность гипотезы исследования.

Литература

1. Андреева Н.Д., В.П. Соломин, Т.В. Васильева. Теория и методика обучения экологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Естественно-научное образование - М.: Академия, 2009.

2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей. - М.: Горизонт, 1997. - 208с.

3. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. докт. пед. наук. - М., 1986 - 32c.

4. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 47с.

4. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975.

5. Организация экологического образования в школе. / Под редакцией И.Т. Суравегиной. - М., 1990. - 214с.

6. Сборник статей . Вып. II. Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2005 C. 180-217.).




Приложения

Приложение 1.

Тестовые задания по экологии. 1.

1.Что такое закон оптимума?

а) наилучшая среда обитания

б) зона выживания

в) положительное влияние фактора на живое существо

2. Какой закон иллюстрируется бочкой Либиха?

а) Закон оптимума

б) Закон минимума

в) Закон Б. Коммонера

3. Какое правило с адаптациями животных к температурному фактору:

а) Правило Уоллеса

б) Правило Аллена

в) Правило Гаузе

г) Эффект Ремане

4. Закон Гаузе имеет следующую формулировку:

а) невозможно длительное совместное выживание двух видов с близкими экологическими требованиями

б) взаимосвязи двух или более видов, близких по экологическим требованиям, позволяют им выжить

в) два или более вида, живущие на одной территории, всегда находятся в конкурентных отношениях друг с другом

г) виды, проживающие совместно, не всегда конкурируют друг с другом

5. Кто утверждал, сто ненужных животных не бывает?

а) Коммонер

б) Морозов

в) Гаузе


г) Гессе

6) Каким правилам соответствуют приведенные определения



1) Правило Аллена

а)в пределах вида (или группы близких

гомойотерных животных) более крупные

особи встречаются в более холодных областях


2) Правило Бергмана

б) два вида со сходными экологическими требованиями не могут длительное время занимать экологическую нишу

3) Правило Глогера

в) выступающие части тела гомойотерных животных относительно увеличиваются в размерах по мере продвижения к югу пределах ареала вида

4) Правило Гаузе

г) виды животных, обитающих в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию


Приложение 2

Законы Барри Коммонера.

(занятие кружка «Юный эколог»)

Тема: Законы Барри Коммонера.

Цель:

  • Ознакомить учащихся с законами Барри Коммонера.

  • Продолжить формирование навыков и умений учащихся обобщать и делать выводы при получение новой информации.

  • Продолжить формирование экологической культуры личности, чувства ответственности за своё поведение в окружающем мире и природе; сопричастность к обществу.

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Проектор.

Планируемые результаты:


  • Представление учащихся о взаимосвязях в биосфере, законах развития и существования жизни на Земле.

  • Умение оценивать влияние человека на окружающую среду.

  • Развитие мыслительной деятельности и самостоятельности принятия решения на основе имеющихся знаний и новой информации.

  • Прогнозирование развития проблемной ситуации и выявление возможных путей ее решения.

Ход урока.

Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с законами знаменитого Б.Коммонера.

Давайте для разминки проведём игру.

(На доске написаны следующее: завтрак, школа, биосфера, почистить зубы, собрать портфель, запереть дверь дома на ключ, купить хлеб…Слова закрыты плакатом.)

Ребята, возьмите лист бумаги и напишите то, о чём Вы думали сегодня утром, можно по порядку. Теперь посмотрите внимательно на доску (снимают плакат), на каком месте у Вас утром в мыслях «биосфера»?

Если бы каждый человек думал о природе каждый день, как о своём доме, как о своих обязанностях и проблемах – мы смогли бы избежать очень много проблем.

А что такое «закон»? (Ответы.)

Существуют ещё одни законы – законы природы. Эти законы не в силах отменить и изменить ни одно правительство мира. Мы можем только учитывать их, уважать и использовать.

Первый закон Б.Коммонера «Все связано со всем»

Начнём с загадки Ч. Дарвина: «Благополучие королевского английского флота зависит от старых дев».



Приложение 1. Презентация .

Учитель.

Какие вы знаете примеры взаимоотношения живых существ в природе? В природе каждый живой организм живет в окружении других представителей.

(Необходимо подвести участников к ответу о пищевых цепях, о симбиозе, квартиранстве и т.д.)

Презентация 2

(Основа для разговора:

Связи в экосистемах очень разнообразны и зачастую – удивительны. Все многообразие связей ученые-экологи делят на определённые группы группы:

трофические (пищевые) «трофус» – питание

топические – территория обитания (сожительство, симбиоз, нахлебничество и т.д…)

Учитель.

Мы рассмотрели, ребята, примеры и доказательства к первому закону Б.Коммонера «Все связано со всем».



Второй закон Б.Коммонера «Все должно куда-то деваться» (связан с первым)

Учитель.

Что происходит с умершими организмами в природе?



Презентация 3

(Слайд 1): Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные. Такая последовательность называется пищевой цепью; каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»).

(Слайд 2): Организмы первого трофического уровня называются первичными продуцентами. На суше большую часть продуцентов составляют растения лесов и лугов; в воде это, в основном, зелёные водоросли. Кроме того, производить органические вещества могут синезелёные водоросли и некоторые бактерии.

Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего трофического уровня – вторичными консументами и т. д. Первичные консументы – это травоядные животные (многие насекомые, птицы и звери на суше, моллюски и ракообразные в воде) и паразиты растений (например, паразитирующие грибы). Вторичные консументы – это плотоядные организмы: хищники либо паразиты. В типичных пищевых цепях хищники оказываются крупнее на каждом уровне, а паразиты – мельче.

Существует ещё одна группа организмов, называемых редуцентами. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков. Детритофагов, в свою очередь, могут поедать хищники.

(Слайд 3): В схемах пищевых цепей каждый организм представлен питающимся организмами какого-то определённого типа. Действительность намного сложнее, и организмы (особенно, хищники) могут питаться самыми разными организмами, даже из различных пищевых цепей. Таким образом, пищевые цепи переплетаются, образуя пищевые сети.

(Слайд 4): Пищевые сети служат основой для построения экологических пирамид. Часто пирамиды численности строят в расчёте на единицу площади (в наземных экосистемах) или объёма (в водных экосистемах).

(Слайд 5): В природе нет мусора! Всё перерабатывается организмами!

(Слайд 6): На каждого из 7 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы (5642 м). Не менее загрязнён и океан.

(Слайд 7,8): Есть несколько причин увеличения количества мусора:

– увеличение производства товаров массового потребления одноразового использования,

– увеличение количества упаковки,

– повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменять новыми.

(Слайд 9): Второй закон тоже категоричен: все должно куда-то деваться. В природе нет никаких отходов: растения производят кислород, которым дышат животные; опавшие листья и останки животных становятся добычей почвенных микроорганизмов, которые возвращают почве неорганические соединения, поддерживая ее плодородие и делая возможным развитие растений. Природа состоит из тысяч круговоротов, зависящих друг от друга. В них имеются механизмы, восстанавливающие равновесие при его нарушении.

И только человек движется по пути: ресурс – продукт – отход.

Мусор – это неразумно израсходованные природные ресурсы.

Пословица «концы в воду» теряет свой смысл – все должно куда-то деваться!

И не стоит спорить с природой, потому что есть…



Третий закон Б.Коммонера «Природа знает лучше»

Учитель.

Третий закон предлагает человеку смириться с тем, что природа знает лучше и попытаться хоть чему-то научиться у нее. Не кажется ли нам обидным перенимать у Природы ее инженерно - технические находки и сооружать подводные лодки такой же обтекаемой формы, что и тела рыб и дельфинов? Конструировать здания, подсматривая, как работают пчелы. Летать на парашютах, словно одуванчиковые пушинки. Почему бы не перейти к получению более глубокой теоретической базы и не поучиться у Природы ее законам.



Презентация 4

Наш урок превращается в «Урок ПРИРОДЫ», а главными учителями, на несколько минут, станут муравьи и термиты.

(Слайд 1-3): Пожалуй, самые гениальные строители и архитекторы среди животного мира – муравьи и термиты.

Эти крохотные создания строят настолько гениальные жилища, что нам у них ещё учиться и учиться этому мастерству.

В муравейниках продумано абсолютно всё, до мельчайших деталей. Кто им подсказывает точные решения, ведь у них нет планов, чертежей, расчётов, но при этом они прекрасно знают, как строить и создавать свои шедевры архитектуры.

Всё в нашей природе - Матушке разумно и гениально, даже малюсенькие насекомые подтверждают эту неоспоримую истину.

(Слайд 4): Муравьиная семья строит себе жилище в почве, древесине, под камнями и упавшими деревьями, нередко поселяются в жилищах людей, но мы чаще всего наблюдаем их жизнь в гениально построенных муравейниках, которые порой достигают полутора метров в высоту.

(Слайд 5): В мире насчитывается порядка двенадцати тысяч видов, самая большая концентрация их в теплых и влажных лесах.

(Слайд 6): Взрослые муравьи питаются в основном соком и нектаром растений, а так же нектаром подопечных тлей, цикад и прочих насекомых, которым в ответ за нектар, муравьи обеспечивают охрану от хищников.

(Слайд 7): Для растущих личинок требуется белковая пища, по этой причине муравьи и охотятся на различных насекомых, и другую живность, расчленяют их на мелкие кусочки и тащат в гнездо для кормежки подрастающего поколения.

(Слайд 8): Срок жизни в семье у всех различный, самка может дожить до 20 лет, рабочие особи живут от одного до трёх лет, а самцы погибают уже через несколько недель после рождения, такая у них судьба.

(Слайд 9-10): Термиты являются родственниками тараканов, но в народе их называют белые муравьи. Вот они то и являются самыми гениальными строителями на земле.

(Слайд 11): Устройству их термитника позавидуют самые талантливые архитекторы, здесь все грамотно продумано и устроено.

(Слайд 12): Есть система вентиляции, регулировка температуры воздуха в помещениях, продуманы различные отсеки для жилья, выращивания грибков, воспитания подрастающего поколения, и всё исправно работает и функционирует.

(Слайд 13): Как и у муравьёв термиты делятся в семье на классы, рабочие, имеющие мягкое белое тело, солдаты или охранники, бронированные твёрдым хитиновым панцирем, и репродуктивные особи, способные к размножению.

(Слайд 14): Термиты питаются целлюлозой, чем порой приносят необратимый вред жилищам и строениям человека.

(Слайд 15): Так же есть виды насекомых, которые культивируют грибки в своих термитниках и питаются плодами своего труда.

(Слайд 16): Интересная особенность, термиты не любят открытый воздух, так как их кожный покров достаточно тонкий и не способен удерживать влагу, по этой причине при необходимости перемещения на значительные расстояния, они роют тоннели в нужном направлении.

(Слайд 17): ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ!

Учитель.

Хочется сказать, что нам есть чему поучиться у насекомых в плане строительства своих домов с учётом их энергоэффективности.

Древний человек находил уютные пещеры по берегам рек. Современный уже не надеется на милость природы и строит пещеру сам. Действительно, как мало наши дома из кирпича и бетона отличаются от пещер древних людей. Мы упорно строим каменные крепости, несмотря на ужасную дороговизну такого строительства. Жить в искусственной пещере тоже недешево – сколько угля, нефти или дров уходит, чтобы поддержать в ней комфортную температуру, а вокруг столько дешевой энергии: энергия солнца, ветра, воды.

В использовании и сбережении дешевой энергии можно многому научиться у растений и животных. Совершенство конструкций, формы тела и поведения живых организмов шлифовались миллионы лет и доказали свою жизнеспособность. Ни одна человеческая идея не проверялась так долго. Даже наоборот, мы часто сожалеем, что не предвидели всех последствий. Вот бы создать дом по принципу живого организма. Чтобы «питался» как растение и экономил тепло как животное, был простой и дешевый и одновременно удобный и долговечный.



Четвёртый закон Б.Коммонера «За всё надо платить».

Учитель.

Как мы обогреваем своё тело и жилище в холодное время года?

Чтобы изготовить тёплую одежду и обогреть дом нам необходима энергия.

Где мы её берём? Сжигает уголь, нефть, газ – это невозобновимые источники энергии.



Презентация 5

(Слайд 1): Уголь – древний вид топливных ресурсов.

(Слайд 2): Нефть.

(Слайд 3): А что будет, когда исчерпаемые (невозобновимые) источники энергии иссякнут?

За всё надо платить!

(Слайд 4): Парниковый эффект – глобальная проблема всего человечества.

(Слайд 5): Причины парникового эффекта.

(Слайд 6): Последствия парникового эффекта. Таяние ледников.

(Слайд 7): Повышение уровня Мирового океана.

(Слайд 8): Затопление прибрежных территорий.

(Слайд 9): Рост числа катастроф на нашей планете: цунами, землетрясения, ураганы, пожары, засуха.

(Учитель должен подвести детей к мысли о том, что глобальное потепление климата – есть главная плата за человеческую хозяйственную деятельность.)

(Слайд 10): Какой вид энергии безопаснее для жизни на Земле?

Альтернативные источники энергии.

(Слайд 11): Гелиоэнергетика

(Слайд 12): Ветроэнергетика

(Слайд 13): Биоэнергетика.

(Слайд 14): Вторичная переработка сырья – мусоросжигающие предприятия.

(Слайд 15): Приливные электростанции

(Слайд 16 -18): Геотермальная энергия

(Слайд 19): Получение биогаза.

(Слайд 20): Энергия Космоса

(Слайд 21): За всё надо платить…

Мы отбираем жизнь у планеты. По данным Международного Фонда дикой Природы ежедневно исчезает около сотни видов растений и животных. К чему это приводит? – «бесплатных обедов нет». За все надо платить.



Итоги.

На сегодняшнем занятии мы познакомились с законами Барри Коммонера.

Какие выводы можно сделать? Как Вы поняли значение каждого закона?

(Ответы детей. Комментарии учителя.)



Домашнее творческое задание.

(1 группа) ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ.

Составить сообщение о трагедии Аральского моря.



(2 группа) ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ.

Сообщение о распространении и влиянии радиации после Чернобыльской аварии.



(3 группа) ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ. 

Сообщение на тему: «Как зимуют и переносят холод животные и птицы в Украине».



(4 группа) ЗА ВСЁ НАДО ПЛАТИТЬ.

Сообщение об использовании альтернативных источников и видов энергии.



Приложение 3

Рабочая программа кружка

«Юный эколог»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный эколог» составлена на основе авторской программы элективного курса «Законы экологии» А. Т. Зверева (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011).



Цель обучения: изучить основные законы экологии, определяющие закономерности развития природных экосистем и системы «человек – общество – природа», научиться учитывать и использовать их в своей повседневной общественной и практической деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

Расширить и углубить знания о законах сущест­вования и развития окружающего мира, о единстве и многообразии его форм и зависимостей его отдель­ных частей. Обосновать практическую целесообраз­ность изучения законов развития природы и систе­мы «человек — общество — природа» как необходи­мых условий устойчивого развития и сохранения жизни на Земле для современных и будущих поко­лений.

Познакомить с основными методами оценки эко­логической обстановки и чрезвычайных ситуаций с позиций экологических законов развития окружаю­щего мира.

Научить мотивировать и научно обосновывать действия в защиту сохранения и оздоровления окру­жающей среды.

1. Авторская программа элективного курса «Законы экологии» А. Т. Зверева (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011)..

2. Основы экологии. 10 (11) класс / под ред. проф. Н. М. Черновой, В. М. Галушина, В. М. Константинова. 13-е изд. – М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 34 часа в год (34 рабочих недели по 1 часу в неделю).



2. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• основные общесистемные законы, определяю­щие развитие окружающего мира во всем его разно­образии и единстве;


  1. основные законы биоэкологии, определяющие существование и развитие отдельных организмов, популяций, биоценозов, экосистем и биосферы;

  2. основные экологические законы функциониро­вания и развития системы «человек — общество — природа»;

  3. основные законы охраны среды жизни и устой­чивого развития системы «общество — природа».

Учащиеся должны уметь:

  1. оценивать экологическую обстановку и острые экологические ситуации с позиций соблюдения эко­логических законов;

  2. разработать комплекс природоохранных меро­приятий по улучшению существующей экологиче­ской обстановки, исходя из экологических законов развития окружающего мира;

  3. прогнозировать развитие экологических ситу­аций, исходя из реально существующих экологиче­ских законов и накопленного опыта, подтверждаю­щих реальность их существования;

  4. использовать полученные знания в своей обще­ственной и практической деятельности.


3. Календарно-тематическое планирование



урока




Раздел, тема урока

1

Вводный инструктаж по т/б. Предмет «Экология». Законы экологии и их классификация

2

Законы единства живой природы

3

Основные формулировки второго начала термодинамики. Под­чинение и адаптация живых систем к законам термо­динамики

4

Всеобщий закон биологии — принцип ус­тойчивого термодинамического равновесия живых систем. Принцип Ле Шателье — Брауна. Понятие об отрицательных обратных связях. Закон минимума диссипации энергии.

5

Понятие о синергетике. Законы синергетики

6

Значение законов синергетики для эволюции биосферы

7

Понятие об иерархии природных систем

8

Значение законов иерар­хии систем для понимания сложения и функциони­рования экосистем и их соподчиненности

9

Законы отношения «системасреда».

10

Законы системы «организм — среда», их значение для рационального природопользования

11

Законы и правила адаптации организмов, их значение

12

Популяционные законы. Конкретные примеры проявления популяционных законов и их значение для природоохранной и природопользовательской деятельности

13

Законы организации пространственной структуры популяций, их значение для организации особо охраняемых территорий, существования природо­охранной и природопользовательской деятельности

14

Законы функционирования биоценозов. Практическое зна­чение закономерностей функционирования биоце­нозов

15

Законы действия факторов и биоценотические принципы А. Тинемана. Принципы плавности изме­нения среды Г. Ранца, плотной упаковки Р. Макиртура, экологического высвобождения. Биоценотическое правило Г. Ф. Морозова

16

Правила взаимопри­способленности организмов в биоценозе К. Меби­уса — Г. Ф. Морозова, управляющего значения консументов В. Уини-Эдвардса, пищевой корреляции, стабилизации экологической ниши (принцип коэво­люции), монокультуры. Законы системы «хищни­ки — жертва» В. Волтерра. Прикладное значение законов формирования видового со­става биоценозов

17

Законы внутреннего динамического равновесия Н. Ф. Реймерса, экологической корреляции, нерав­номерности развития систем

18

Принципы экологической комплектарности, эколо­гической надежности, видового обеднения. Правила «тришкина кафтана» и оптимальной компонентной дополнительности. Прикладное зна­чение законов функциониро­вания экосистем

19

Законы сукцессии

20

Правила максимума энергии под­держания зрелой системы, увеличения замкнутости биогеохи­мического круговорота веществ в ходе сукцессии и сукцессионного мониторинга. Прикладное значение проявления законов динами­ки экосистем

21

Закон биогенной миграции атомов, законы мак­симума биогенной энергии, максимизации максимизации энергии и информации, экодинамики, упоря­доченности заполнения пространства и пространст­венно-временной определенности

22

Правило автома­тического поддержания глобальной среды обитания. Принцип системной дополнительности. Прикладное значение действия общих законов организации и эволюции биосферы

23

Практическая работа №1 «Решение экологических задач»

24

Законы исторического развития взаимоотношений в системе «человек — общество — природа», их значение

25

Законы социальной экологии, значение их для внедрения в жизнь модели устойчивого развития

26

Законы ограниченности природных ресурсов, па­дения природно-ресурсного потенциала, снижения энергетической эффективности природопользова­ния, предельной урожайности К. Пратта, убываю­щего (естественного) плодородия, увеличения наукоемкости общественного развития, снижения природоемкости готовой продукции, увеличения темпов оборота вовлекаемых природных ресурсов

27

Правило «мягкого» управления природой. Правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управле­ния природой. Правило одного процента. Положи­тельные и отрицательные (негативные) примеры «мягкого» и «жесткого» управления природой

28

Законы экологии Б. Коммонера. За­коны бумеранга, шагреневой кожи, неустранимости отходов и побочных воздействий производства, перехода в подсистему

29

Правило интегрального ресурса. Значе­ние законов прикладной экологии для различных отраслей народного хозяйства: сельского, лесного, водного, промыслового, промышленности и транс­порта

30

Принципы охраны среды жизни, их практическое значение

31

Принципы устойчивого развития системы «человек — общество — природа»

32

Законы ноосферы. Место и значение за­конов ноосферы в развитии современной системы «человек — общество — природа»

33

Практическая работа №1 «Решение экологических задач»

34

Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»

4. Содержание программы учебного предмета

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение (2 ч)



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал