Жизненное самоопределение человека



Дата27.04.2016
Размер69.7 Kb.
ТипУрок
Урок в 9классе по курсу «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

ТЕМА: Жизненное самоопределение человека.

Цели урока:

образовательная: формировать представление о сущности жизненного самоопределения, смысла и цели жизни; ввести понятия «смысл жизни», «цель жизни», «самоопределение жизненное и профессиональное»;

воспитательная: воспитание жизненной ценности, мотивов потребности в труде, чувсва гражданственности и патриотизма;

развивающая: развитие критичности мышления.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Методы урока: наглядный, словесный, практический

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, ноутбук.

Ход урока.



  1. Оргмомент.

  2. Сообщение новых знаний.

Учитель Давным –давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

-Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!

-Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам.

-Я строю прекрасный собор!

Занимаясь одинаковой работой, все отвечали по-разному.

Вопрос: Почему в их ответах прозвучало особенное отношение к одной и той же деятельности- строительству собора?

Учитель Не секрет, что в наше время не все люди относятся к работе с любовью, получают от труда удовлетворение и радость. Главная причина-выбор профессиональной деятельности не отвечает интересам, склонностям и способностям человека. Труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Труд одна из составляющих счастливой жизни.

Вопрос: Что такое счастье?

Когда труд приносит радость?

Вопрос: Какова тема нашего урока?

Учитель В жизни человеку приходится часто делать определённый выбор, высказывать свою собственную точку зрения по каким- либо проблемам, то есть осуществлять самоопределение.

Вопрос: Что такое самоопределение?

Под самоопределением личности понимается сознательный процесс выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. (запись в тетрадь)

В самоопределении находят своё выражение представления человека о мире, о самом себе, о смысле своего существования. всю жизнь.

Существуют различные виды самоопределения:

- личностное: представление человека о самом себе («Каков Я?»);

- социальное: осознание своего социального положения (учащийся, студент, работающий, пенсионер и т.д.);

- семейное: осознание себя как члена семьи (отец, мать, сын, дочь и т.д.);

- профессиональное: определение себя относительно профессии (врач, оператор ЭВМ, учитель и т.д.);

- жизненное: выбор образа, сущности и цели жизни.,



Жизненное самоопределение - это определение человеком себя относительно смысла и цели жизни. Жизненное самоопределение длится всю жизнь и включает в себя все другие виды самоопределения.

Смысл и цель жизни человека

«Для чего жить?», «Как жить?», «К чему стремиться?» - эти вопросы всегда волновали человека. Ещё в древней философии (Платон, Гераклит) уже были осмыслены разные аспекты

проблемы смысла жизни. На этой основе появилось, в частности, древнее учение о смертности тела и бессмертии души.



Вопрос: В чем состоит бессмертие человека?

По мере познания и преобразования человеком окружающего мира и самого себя вопрос о смысле и цели жизни становится всё более актуальным.



Смысл жизни - это главное содержание жизни, то, ради чего человек живёт.

Цель жизни - это осознание человеком конечных результатов своей жизни, того, чего он должен добиться.

Работа с учебником: стр.8. Прочитайте высказывания великих людей и прокомментируйте их.

Имеются разные подходы к определению конкретного содержания смысла и цели жизни. Обратимся к истории.



«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» Аристотель

К. Маркс: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не может стать истинно совершенным и великим человеком... История признаёт тех людей, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее. Опыт превозносит как самого счастливого того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей»

А.С. Пушкин: Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский за свою короткую жизнь осуществил юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней - то я должен направлять все свои способности».

По мнению Л.Н. Толстого, знание человеком своего смысла жизни и есть подлинная мудрость. Человек, как существо разумное, должен жить «для других». Это и есть подлинно человеческая жизнь, в отличие от «жизни для себя». Последним мотивом, по словам Л.Н. Толстого, руководствуются лишь животные личности», которые не считаются с требованиями разума и совести. Жизнь для других - это «жизнь блаженная и бесконечная», она есть «радостная деятельность жизни», путь к бессмертию как бесконечности своего существования. Способность определять для себя смысл своей жизни заложена в человеке как существе разумном, умеющем постигать своим умом и себя и внешний мир.

Великий знаток человеческой души Ф.М. Достоевский считал, смысл жизни определяет нравственный облик человека, так как «потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище». Жить по совести, любить других людей и торопиться делать добрые дела, поскольку жизнь коротка, - вот в чём смысл жизни человека.

В контексте смысла и цели жизни решается проблема смерти и бессмертия. Биологическая смерть неизбежна. Но бессмертие человека том, что после него остаются добрые дела, что он остаётся жить в сердцах других людей.

Таким образом, смысл жизни имеет два аспекта:

- социальный (жить для блага Отчизны, других людей);

- личностный (познание, поиск и совершенствование себя).

Второй аспект смысла жизни связан с такими понятиями,

как «наличное Я» и «желаемое Я».

«Наличное Я» - это то, каким человек видит себя в данный момент, каким он кажется себе в действительности, как он относится к самому себе в настоящее время.

Этот образ «Я» может храниться глубоко в себе, его могут тщательно скрывать.

«Желаемое Я» - это то, каким человек хотел бы себя видеть в будущем, каким он поставил себе целью быть. Это движущая сила развития человека. Нарисовав этот образ, он может наметить пути его достижения.

Человек сам делает самого себя. Он постоянно находится в поиске себя и своего призвания.

Смысл жизни и выбор профессии

Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать сегодняшнюю жизнь осмысленной. Следовательно, нельзя и осознанно осуществить выбор профессии. Исследования показывают, что у школьников, у которых нет чёткого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и обоснованного профессионального намерения.

Вопрос о смысле жизни возникает у людей неоднократно в течение их жизни. Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но в ранней юности вопрос о смысле жизни возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом заключается особая трудность в его решении.

Научить жить нельзя, но учиться этому можно. Поэтому нужно учиться определять смысл и цель своей жизни.




Собери всех ученых мужей и спроси, почему
есть семь пядей во лбу,

семь отверстий в любой голове,
семь у кожи слоев,

семь у ада кругов
и семь смертных грехов,

семь Небес и семь верст до Небес,
семь на свете чудес,

и в неделе - семь дней
и у лиры - семь струн,

и у звука - семь нот,
и один лишь ответ на семь бед?


Почему через семь дней меняются фазы Луны?
Через семь лет меняются клетки твои?
Почему у всех тайн - семь замков, а у радуги есть семь цветов?
и таинственный Бог почему взялся мир сотворить за семь дней?

Собери всех ученых мужей. Пусть отмерят семь раз,
прежде чем отрицать, что в тебе - семь тебя, семь таинственных "Я".
Это значит, что в теле твоем есть семь тел на семи этажах Бытия.
Плоть животная: страхи и страсти, - это в самом низу
А на самом верху - ЖИВОЙ СВЕТ, вечный, знающий Все,
СВЕТ, ТВОРЯЩИЙ МИРЫ, - это - ТЫ!
                                                                                Николай Рерих

 


  1. Закрепление:

Вопросы: С чем мы познакомились сегодня на уроке?

Как вы понимаете: «Самоопределение, жизненное самоопределение, смысл жизни, цель жизни, «наличное Я», «желаемое Я».

Какие выделяют виды самоопределения?

Аспекты смысла жизни.

Самостоятельная работа: сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни.

Обсуждение.

IV.Подведение итогов урока.

V.На дом: § 1.Написать сочинение –эссе «Зачем я живу?»



Закончить урок я хочу притчей.

В поисках ответа на вопрос, как жить, куда податься, чем заниматься, юноша обратился к одному старцу: "Скажи, добрый человек, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?"  "Суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен быть твоим рулем, а душа – парусом".

Я желаю вам всем плыть по курсу и не сбиться с него.

Организационное завершение урока.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал