К глубокой старине восходит искусство резных украшений на домах



Скачать 148.29 Kb.
Дата04.05.2016
Размер148.29 Kb.

Приложение

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 16





ИСКУССТВО РЕЗНЫХ УКРАШЕНИЙ
К глубокой старине восходит искусство резных украшений на домах. И хотя Спасские постройки с богатой сквозной резьбой в основном относятся к концу XIX - началу XX века, сама техника и некоторые мотивы декора отражают многовековые традиции художественной обработки дерева бытовавшей в Рязанском крае. Наличники окон, карнизы, накладные пилястры, на углах здания, фигурные кронштейны, светелки, мезонины, причелины, украшающие фронтон дома, крыльца, ворота - все это покрыто замысловатым резным орнаментом. Преобладает техника пропильной резьбы (плотники-мастера делают ее с помощью различных пил, сверла или коловорота).

Декор связан с конструктивными особенностями жилища. Наличники дома закрывают щель между срубом и колодой, в которую вставлена оконная рама. Торцовые доски, покрытые резьбой, защищают торцы бревен сруба от разрушения их дождем и ветром. Ту же роль выполняют причелины, предохраняющие крышу от преждевременного старения. Декоративность, стремление к красоте неотделимы от целесообразности. C особой любовью украшали оконные проемы, карнизы под крышами, крыльцо: их обильно покрывали мелкими узорами.

Резчики создавали сложные орнаментальные системы. Множество самобытных форм демонстрируют оконные наличники. Резьба на наличниках достигла высокой степени мастерства. Причем техника ее самая разная: архаичная долбленая глухая резьба, сделанная лишь с помощью просверленными коловоротом, затем припиловка и всевозможные комбинированные приемы и, наконец, тонкая ажурная работа лобзиком.

Древнейшие дошедшие до нас образцы сквозной деревянной «резьбы на проем» относятся к XV-XVI векам, но для украшения крестьянских изб припиловка начала шиpoко применяться только во второй половине XIV века. Еще долго сплошной фон преобладал над выпиленными узорами. Постепенно орнамент становится все воздушнее, превращаясь в легкое круженное oбpамление в виде сложных завитков.

Прежде чем приступить к рeзьбe, подготовленные узоры чертят в натуральную величину на оберточной бумаге, вырезают, а уже затем переносят на дерево. Основные инструменты при черчении - циркуль и линейка.

Каждый плотник имел свой набор узором, хотя мастера постоянно заимствовали их друг у друга.


КИЖИ
Север по праву называют сокровищницей русского деревянного зодчества. Каждый, кто побывал на озёрах Карелии, на великих реках Архангельской области или на суровом Беломорском берегу, на всю жизнь сохраняет воспоминание о потемневших от времени избах старинных деревень, об островерхих церквах, поднимающихся над тёмной зеленью густого елового леса, над заливными лугами, над зеркальной гладью воды. К числу самых выдающихся памятников деревянного зодчества Севера принадлежит Кижский погост. Нигде больше не увидеть такого размаха строительной фантазии и такого богатства форм.

Имена мастеров, построивших и украсивших Кижи, неизвестны.

К нерусским названиям относится и «Кижи». В современном карельском и вепсском языке есть сходное слово, обозначающее «игрище», «место для игр».

Плотники Заонежья славились на всю Русь.

Ещё в XVIв. их приглашали строить не только в соседние северные области, но и в Москву. Местные строители умели возводить из дерева и просторные жилые дома, и монументальные церкви, и укреплённые остроги. Неподалёку от Кижей сохранились образцы древнего строительного мастерства местных зодчих: церкви в Челмужах, Лычном острове, Линд-озере, Яндомозере.

Ансамбль Кижского погоста состоит из трёх зданий: главной – Преображенской церкви, меньшей – Покровской и стоящей меду ними колокольни, построенной в 1874г. на месте более старого сооружения. Здания эти различны по архитектурным типам, по своим формам и общим очертаниям, и возведены они в разное время.

Преображенская церковь – ядро, смысловой центр ансамбля. Ни одна из остальных построек не превзошла её в величии.

И всё же общий облик Кижского погоста ещё теснейшим образом связан со вкусами старой, допетровской Руси.

Различные по высоте и очертаниям, его здания составляют живописную, несимметричную группу. Кижские зодчиебыли величайшими мастерами трудового искусства ансамбля.

Преображенская церковь – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Под пышностью её двадцати двух глав не сразу можно уловить строгую продуманность общей системы архитектурных форм. Основная часть здания – ярусная. Купола расположены ярусами, подымающимися к центральной главе. Первый и второй ярусы – на уступах боковых «прирубов», третий – на главном, большом восьмерике, четвёртый – на следующим, средним, восьмерике и, наконец, пятый ярус образован самой верхней, венчающей здание главой, поставленный на маленький верхний восьмерик.

В иконах существующего иконостаса есть монументальный ритм, а в сложном резном орнаменте колонок и карнизов, с их широкими листьями и вьющимися виноградными лозами, заметно знакомство с мотивами барочной декоративной резьбы. Резьба выполнена с большим техническим мастерством.

Особенно заметны новые черты в резных украшениях на доме Ошевнева.

Причелины – доски, прибитые на фронтонах по краям крыши, - изобилуют орнаментом. Маленькие зубчики, треугольники, кружки и дуги, впадинки и выступы создают сложнейший геометрический узор. Эта хрупкая резьба могла быть выполнена только тонкими инструментами: коловоротом, специальными пилами, долотом. На причелинах дома Ошевнева узор выглядит чрезмерно насыщенным и перегруженным.

Архитектура северной деревни – это целый художественный мир, сложный и многообразный.


ДЕРЕВЯННЫЕ КРУЖЕВА ТУЛЫ
Тула – один из древних городов центральной России. На протяжении всей многовековой истории Тула была преимущественно деревянным городом. Своеобразный быт тульских оружейников способствовал формированию определенных художественных взглядов, вкусов и оказывал влияние на зарождение и развитее других ремесел.

Ель, сосна, липа, клен, ясень, дуб и вяз, которыми были богаты окрестные леса, применялись для самых разнообразных строительных работ.

Мастера по дереву прекрасно знали и ценили великолепные качества древесины: обилие и дешевизну, легкость обработки и достаточную прочность, способность сохранить тепло и возможность возводить строения в краткие сроки и практически в любое время года. Зодчие понимали, что каждый конструктивный элемент здания может быть произведением искусства.

Формирование архитектурного облика зданий не прекращалось до последнего взмаха топора. Мастер выполнял свою работу умело, точно. При этом живое, творческое начало в работе непосредственных исполнителей привадило своеобразные индивидуальные черты многократно повторяемым строениям.

Очень часто у одного и того же мастера на одном и том же доме, в оформлении одного и того же декоративного элемента, где, казалось бы, вполне закономерно повторение рисунка, вводится несколько совершенно различных орнаментов. Умышленное привлечения нового мотива – свидетельство творческих поисков резчика.

Разные карнизы, фризы и наличники, украшенные резьбой углы, межоконные пилястры и фронтоны – какое богатство фантазии!

В богатом убранстве деревянного дома, прежде всего, привлекают внимание карнизы (горизонтальный декоративный пояс в завершении стены под свесом крови) и фризы (декоративный пояс на стене ниже карниза).

Особенно интересно решены сопряжение кровли и стены, когда с карниза через определенные промежутки свисают дуги подзоров, а между ними тяжелые кисти, напоминающие кисти попон. По низу дуг широкой лентой вьется пропильной узор, а по верху - накладные пропильные элементы, по художественному решению повторяющие накладные элементы на угловых пилястрах фасада. Такие же дуги подзоров, только с несколько измененным мотивом пропильного орнамента, вторая ритму карниза и спускаясь несколько ниже его, идут вдоль фриза накладную по всей его плоскости. Дуги подзоров набраны из отдельных дощечек разной длины, расположенные веером. Такое решение, своеобразное и в то же время характерное для деревянной архитектуры Тулы, выделяет ее среди других городов.

Искусство местных мастеров, умевших придавать индивидуальность каждому строению, заслуживает самого пристального внимания, изучения и использования. Ведь это основа для новых архитектурно - художественных решений, так необходимых при отделке современных зданий из дерева, а также в постройках из других материалов с использованием деревянных наличников и других элементов.

Не следует также забывать, что некоторые особо ценные и уникальные постройки из дерева, относимые к памятникам деревянного зодчества, - важная часть материальной культуры, переданной нам в наследие предшествующими полонениями как произведения народного творчества.


ЗАПОВЕДНЫЙ НАРЯД ТОМСКА
Среди старинных русских городов не найти двух схожих. В Томск не надо вглядываться долго, - здесь своеобразие налицо. Его трудно не заметить, и еще труднее пройти равнодушно мимо одетых в резное кружево домов. Каким же талантом и мастерством нужно было обладать, чтобы вот так виртуозно резать эти кружева из сосны или ели, и так к месту, логично вплетать их в общую структуру здания, лепить неповторимый образ!

У Томска за плечами 400-летняя история. По всему видно, томичи в суровых условиях Сибири ценили тот мир, который сами создавали, противопоставляя суровой природе удобство и красоту жилища. Поэтому

строили добротно и не избы - терема с высокими потолками, обширными сдвоенными или даже строенными окнами, чтобы больше впустить нещедрого сибирского солнца. B память о покинутых родных местах переселенцы из архангельских и вологодских земель ру6или себе дома по типу русских северных, а татары, выходцы из Бухары - южных городских дворцов. Каждый приносил на сибирскую землю свои представления о прекрасном и удобном. Рубили дома и «в обло», и «в лапу», как было сподручней, принимая за основу исконно русский рубленый дом, но непременно в два этажа на кирпичном подклете или полуподвале, c высокими, хранящими тепло чердаками. Дома получались стройными, торжественными и ничуть не уступали каменным дворцам местной знати. Даже были более нарядными. Разве сложишь из камня такой сквозной карниз или изящный наличник, какой можно выпилить из тонкой еловой доски?

Больше других полюбился томичам тип двухэтажного дома, в котором на главный фасад выходило от 6 до 12 высоких окон. Они самые существенные элементы в архитектуре. Главный фасад, как правило; относительно спокоен по пластике, а боковой и задний довольно прихотливы - имеют крыльцо, балкон-эркер, галерею, иногда террасу, и обычно сплошь увешаны резными украшениями.

Видится в убранстве зданий чуткое понимание архитектурных форм и средств художественной выразительности.

Резной наличник с широким низом и высоким завершением, выделяя оконный проем на плоскости стены и сокращая простенок, создает иллюзию высокого окна. Окно, особенно сдвоенное или строенное, царит на стене, становится главным украшением фасада. К тому же нередко резное обрамление окон нижнего и верхнего этажей смыкается, а спускающийся на них пенной волной фриз карниза превращает в узорчатый ковер всю плоскость стены. Возникает поразительный эффект: резьба просвечивает, бросает тень на фриз, создает впечатление легкости, воздушности в общем-то массивного по объему декора. Какая отрада для глаз сибиряка!

Выразительны и разнообразны украшения из дерева, в первую очередь оконные обрамления. B них – мотивы русских узоров и восточных ковров, элементы виртуозного барокко и выспреннего классицизма, растительный орнамент и стилизованные полотенца.

B Томске, где из-за неплодородия почвы развились так называемые щепной и деревообделочный промыслы всю деревянную резьбу делали особые артели щепников, снабжавшие своим товаром весь край. В городе их продукция шла с торгов на двух щепных рынках, здесь можно было приобрести полную отделку фасадов.

Создавая декоративные элементы зданий в едином стиле, они учитывали вкусы и особенности национальной культуры заказчика.

Резные украшения часто раскрывают традиции искусства казанских татар. Проявляются они в характере резьбы тимпана, изображающего, как правило, один из солярных знаков - сияние, прослеживаются в резьбе лопаток и ворот, в удлиненных резных полосах декора, что бахромой свисают с карнизов, напоминая зубцы оград жилых казанских домов.

И все-таки преобладающей чертой архитектуры томских домов является традиционное русское деревянное зодчество. Оно - в общей композиции, в обустройстве дома, в характере украшений. На многих строениях мы видим стройный и высокий шатер, некое подобие знаменитых шатровых храмов русского Севера. Узнаем его черты в большинстве тонко пропиленных высоких наличников.

Резьба томских деревянных построек конца Х1Х века – уникальное явление. Мы должны сберечь эту черту определенной архитектурной эпохи, сохранить для будущих поколений.


РЕЗНОЕ ДЕРЕВО КОСТРОМЫ
Богат лесами Верхне-Волжский край, люди здесь с глубокой древности умеют искусно строить из дерева, все, что окружало человека в быту, в том числе и многочисленные постройки, прежде создал он для себя сам, сообразуясь с бытовыми запросами, художественными представлениями, на основе собственного миропонимания. Не только строил хорошо, но и умел найти каждой постройке свое «красное место».

На протяжении свей многовековой истории Кострома – преимущественно деревянный город. Мастера – плотники и столяры – знали и ценили превосходные качества дерева – этого прекрасного строительного материала, доступного и дешевого, теплого и прочного.

Постепенно, в течение столетий, складывался облик Костромы. Весь город, в том числе княжеские терема и церкви, строился из дерева. Время и частые пожары – только крупные насчитывается двенадцать – не пощадили ранних архитектурных сооружений.

В конструктивных и технических приемах возведения деревянных строений наблюдалась традиционность и даже архаичность, основания на строительном опыте и досконально знании свойств дерева, а вот отделка – декоративное оформление зданий – всегда была отражением эстетических вкусов времен. Застройка Костромы – не исключение. В декоративном убранстве зданий, возводимых в первой половине XIX столетий, костромские резчики применяли, кроме барельефной, еще и так называемую долбленую, или впалую, то есть с западающим рельефом резьбу. И сейчас еще на некоторых домах можно увидеть на верхних наличниках выполненные в технике впалой резьбы полу-розетки – репья, напоминающие собой восходящие солнцем, лучи кот

На фасадах некоторых домов, датированных серединой XIX века, появляется барельефная резьба со сложными барочными мотивами из стилизованных виноградных кистей, листьев аканта в совокупности с розетками, напоминающая резьбу применявшуюся на иконостасах.

В 40-х и 80-х годах XIX столетия по всему Поволжью распространилась так называемая «глухая» домовая резьба или «корабельная резь». Первоначально ее приемы использовали при украшении волжских судов.

Техника глухой резьбы имела свои особенности. Предварительно разработанный рисунок наносился на доску, после чего резчик долотом по контуры рисунка снимал лишнее, постепенно углубляясь в древесину и все тщательнее прорабатывая детали орнамента более мелким инструментом.

На фоне доски появлялся рельефный узор с разной степенью глубины проработки, создающей игру света и тени.

Можно только сожалеть, что время не оставило нам ярчайших образцов глухой домовой резьбы, исполненных в этой технике, но композиционные мотивы и элементы орнамента были заимствованы пришедшей ей на смену пропильной. На некоторых домах Костромы можно увидеть элементы, характерные для резьбы этого типа.

Костромские древоделы создали прекрасные образы декоративно-художественного оформления. И сегодня в старой части города можно видеть деревянные, украшенные резьбой дома-терема, источающие тепло рук, давших им жизнь.

Искусство здешних мастеров-резчиков в совокупности с богатейшим наследием многих других регионов страны заслуживает самого пристального внимания, изучения и использования при выработке художественно-архитектурных решений в декоративном убранстве современных объектов деревянной архитектуры.

ИСКУССТВО РЕЗНЫХ УКРАШЕНИЙ
К глубокой старине восходит искусство резных украшений на домах. И хотя Спасские постройки c богатой сквозной резьбой в основном относятся к концу XIX - началу XX века, сама техника и некоторые мотивы декора отражают многовековые традиции художественной обработки дерева бытовавшей в Рязанском крае. Наличники окон, карнизы, накладные пилястры, на углах здания, фигурные кронштейны, светелки, мезонины, причелины, украшающие фронтон дома, крыльца, ворота - все это покрыто замысловатым резным орнаментом. Преобладает техника пропильной резьбы (плотники-мастера делают ее c помощью различных пил, сверла или коловорота).

Декор связан c конструктивными особенностями жилища. Наличники дома закрывают щель между срубом и колодой, в которую вставлена оконная рама. Торцовые доски, покрытые резьбой, защищают торцы бревен сруба от разрушения их дождем и ветром. Ту же роль выполняют причелины, предохраняющие крышу от преждевременного старения. Декоративность, стремление к красоте неотделимы от целесообразности. C особой любовью украшали оконные проемы, карнизы под крышами, крыльцо: их обильно покрывали мелкими узорами.

Резчики создавали сложные орнаментальные системы. Множество самобытных форм демонстрируют оконные наличники. Резьба на наличниках достигла высокой степени мастерства. Причем техника ее самая разная: архаичная долбленая глухая резьба, сделанная лишь c помощью просверленными коловоротом, затем припиловка и всевозможные комбинированные приемы и, наконец, тонкая ажурная работа лобзиком.

Древнейшие дошедшие до нас образцы сквозной деревянной «резьбы на проем» относятся к XV-XVI векам, но для украшения крестьянских изб припиловка начала шиpoко применяться только во второй половине XIV века. Еще долго сплошной фон преобладал над выпиленными узорами. Постепенно орнамент становится все воздушнее, превращаясь в легкое круженное oбpамление в виде сложных завитков.

Прежде чем приступить к рeзьбe, подготовленные узоры чертят в натуральную величину на оберточной бумаге, вырезают, а уже затем переносят на дерево. Основные инструменты при черчении - циркуль и линейка.

Каждый плотник имел свой набор узором, хотя мастера постоянно заимствовали их друг у друга.


СЕВЕРНАЯ ДЕРЕВНЯ
У каждого народа, большого или малого, есть свои национальные святыни, произведения великой художественной ценности.

Деревянное зодчество - одно из наиболее значительных и выдающихся проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, уходящей корнями в глубокие недра истории, созданной на протяжении целого ряда столетий упорным трудом и творческими поисками наших далеких предков, культуры яркой, чисто национальной, незамутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившей в себе духовное величие создавшего ее народа; наконец, культуры бщечеловеческой по своему значению, одарившей историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.

Истоки русского народного деревянного зодчества восходят к древней художественной и архитектурно-строительной культуре Киевской Руси, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества.

До нашего времени дошло сравнительно немного старинных образцов народной деревянной архитектуры, и почти все они - в Поволжье, на Урале, в Сибири и главным образом на Севере.

Русский Север - это грандиозная, единственная в своем роде резервация народного деревянного зодчества. B Карельской и Коми автономных республиках, в северных областях Российской Федерации - Архангельской, Мурманской, Вологодской, Костромской, Кировской и некоторых других - сохранились замечательные памятники, воссоздающие яркую картину древнерусской архитектуры.

Своеобразно сложились судьбы русского Севера и его народного деревянного зодчества.

Мостовой ряж, или городня, - это пятигранный или шестигранный сруб, словно сплюснутый с боков и вытянутый по течению реки для уменьшения лобового сопротивления водному потоку.

Он ставится прямо - на дно и загружается камнями, чтобы не унесло весенним паводком. Но камень не просто заполняет все внутреннее пространство ряжа. Если бы это было так, то неизбежно возникли бы большие силы распора, разрушающие сруб, да и сам ряж не получил бы плотного сцепления с грунтом, потому что вся тяжесть камня легла бы не на стены, а на участок дна, ограниченный этими стенами. Чтобы избежать распора и перенести всю тяжесть камня на стены, в ряже делаются внутренние стены-перерубы, а из них образуются треугольные карманы, которые и заполняются камнем. Такие карманы-перерубы устраиваются на разной высоте ряжа и в двух направлениях - поперечном и продольном, создавая целую систему взаимопересекающихся связей. Каждая такая связь переруб, будучи равномерно загружена камнем, стог же равномерно передает всю эту нагрузку только на стены ряжа и - что очень существенно - передает ее без распора, вертикально, как поперечную силу, обеспечивая тем самым прочное сцепление сруба с грунтом. Вся эта система связей придает ряжу невероятную прочность, монолитность и удивительную несдвигаемость, способную веками противостоять весеннему паводку - этому самому суровому для мостов испытанию, когда им приходится выдерживать не только стремительный натиск огромных масс воды, но и напор ледяных заторов и заломов круглого леса при молевом сплаве.

Скорее всего, главным и единственным критерием прочности моста в те времена было только одно - способность пересилить весеннюю стихию, и не один год, а сотни лет.

По широким просторам необъятной России кинулись десятки тысяч деревень. И нет среде них двух одинаковых, как нет и непохожих одна на другую. Все они отмечены определенным единством, выражающим их национальную принадлежность и стилистическую общность, но все они и отличаются местным своеобразием, свойственным только какому-то одному региону страны.

Свой характер есть и у северной деревни. Из-за ограниченности удобных земель, пригодных для сельского хозяйства, деревни здесь, как правило, небольшие.

Мы с вами рассмотрим зодчество через строительство деревянных мостов.



Еще не так давно деревянные мосты, основанные не на сваях, a на бревенчатых ряжах самых разных размеров - от маленького, перекинутого через узкий ручей, до огромного, протяженностью более сотни метров, можно было увидеть на многих северных реках. Теперь такие архаичные мосты повсюду вытесняются новыми, и чаще всего на их месте возникают сборные железобетонные мосты стандартного типа. Иногда их заменяют почти такие же новые мосты, и тоже ряжевого типа. Но они строятся уже совсем по-другому - с ажурными фермами, металлическими затяжками и связями и со многими другими техническими усовершенствованиями, которые придают, им совсем современный облик. Живучесть этого типа мостов даже в наш технический век объясняется просто. Для рек с твердым, каменистым дном, затрудняющим устройство обычных свайных основании, бревенчатый ряж является не только самой рациональной опорой деревянного моста, но и единственно возможной. A поскольку большинство северных рек - порожистых и бурных - имеет твердое и каменистое ложе, постольку и ряжевая конструкция мостов получила тут самое широкое распространение и стала как бы типовой для всего русского Севера.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал