К рабочей программе дисциплины «Философия» Место дисциплины в структуре ооп



страница1/19
Дата26.04.2016
Размер4.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Аннотации к рабочим программам дисциплин основной образовательной программы

высшего профессионального образования

по направлению подготовки 06.03.01 Биология.
Профиль: биомедицина.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Философия»

1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина Философия является дисциплиной блока Б1.Б.1 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.

Курс «Философия» представляет собой пропедевтику всех социогуманитарных дисциплин, поэтому изучение его должно предварять изучение более частных предметов. Это объясняется тем, что освоение философии способствует формированию мировоззрения личности, умению логически мыслить и ориентироваться в протекающих общественных процессах, обеспечивает базис научной картины мира.

2. Цель изучения дисциплины

- формирование у студентов непротиворечивого, критически ориентирован-ного философского мировоззрения на основе знакомства с опытом теорети-ческой философской мысли;

- воспитания у студентов навыков культуры мышления как самостоятель-ного, логически организованного, целенаправленного процесса;

- формирование у студентов способности к обобщению, анализу, восприятию информации, осознанной и взвешенной постановке цели и выбору путей ее достижения;



- применение студентами знаний систематического курса философии для успешной профессиональной подготовки и личностного развития.

3.Структура дисциплины

История философии: мыслители и школы. Онтология. Диалектика. Гносеология. Эпистемология. Антропология. Социальная философия.



4. Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплин используются как традиционные (лекции, семинары, практические занятия и т.д.), так и инновационные технологии (объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций (кейсы), тренинги, диспуты и т.д.).



5. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)



6. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 академических часа).

7.Формы контроля

Промежуточная аттестация, экзамен



Аннотация к рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина Иностранный язык является дисциплиной блока Б1.Б.2 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

Дисциплина «Иностранный язык» является основой для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.

Дисциплина «Иностранный язык» является самостоятельной дисциплиной.


  1. Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является практическое владение разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении.

  1. Структура дисциплины

Иностранный язык для делового общения. Иностранный язык для профессиональных целей.

  1. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и

инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно- иллюстративного обучения.



  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

-уметь:

- использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в учебной и профессиональной деятельности;

владеть:

- различными способами коммуникации в профессиональной деятельности;

- навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.


  1. Общая трудоемкость дисциплины

7 зачетных единиц (252 академических часа)

  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет, экзамен.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Психология и педагогика»

  1. Место дисциплины в структуре

Дисциплина «Психология и педагогика» является дисциплиной блока Б1.Б.3 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

- философия;

- физиология высшей нервной деятельности.



  1. Цели изучения дисциплины

Цель дисциплины - повышение общей и профессионально ориентированной психологической и педагогической компетентности будущих специалистов, необходимой для их профессионально-личностного становления и профессиональной деятельности.

3. Структура дисциплины

Объект и предмет психологии, соотношение субъективной и объективной реальности, психика и организм, активность психики, поведение и деятельность, личность и межличностные отношения. Предмет педагогики, педагогический идеал, средства и методы педагогического воздействия, принципы дидактики, семейное воспитание и педагогика, межличностные отношения в коллективе, мастерство педагогического общения.



4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплин используются как традиционные, так и инновационные технологии.



5. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основы психологической и педагогической науки, их возможности для успешного решения проблем жизни и профессиональной деятельности;

- основы психологической и педагогической реальностей, их проявления и влияния в жизни и деятельности людей;

- роль и возможности психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении личности;



уметь:

- использовать приобретенные знания по психологии и педагогике в профессиональной деятельности, в профессиональной коммуникации и межличностном общении, в работе с различными контингентами учащихся;



владеть:

- способностью к ведению деловых дискуссий, деловых коммуникаций и способностью работать в коллективе.
6. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа



7.Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет



Аннотация к рабочей программе дисциплины «Экономика»

1.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экономика» является дисциплиной блока Б1.Б.4 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.

Экономика относится к разряду отраслевых экономических наук. Ее методологической основой является изучение вводного раздела курса «Введение в экономику», что дает возможность будущим специалистам овладеть системой экономических знаний в целом, а затем расширить и применить их в отрасли образования. «Экономика» устанавливает тесную междисциплинарную связь с такими общепрофессиональными дисциплинами как «История», «Психология», «Философия».


  1. Цель изучения дисциплины

Курс «Экономика» преследует цель: формирование знаний и умений в области экономического анализа образовательной деятельности. Освоение курса преследует достижение педагогических и социальных целей: содействие личностно-профессиональному самоопределению обучаемого, формирование экономического сознания.

3. Структура дисциплины

Введение в экономическую теорию. Анализ функционирования рынка. Рынки факторов производства и распределение доходов. Система национальных счетов. Макроэкономический анализ. Государственная экономическая политика. Открытая экономика.



4.Основные образовательные технологии

В целях повышения уровня понимания студентами тем и разделов курса на лекционных занятиях предусмотрено использование форм и методов активного обучения: дискуссий, деловых и ролевых игр, проведение ситуационных анализов в малых группах, тестирования с последующим обсуждением их результатов.



5.Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:


  • основные категории, понятия и термины дисциплины «Экономика»;

  • законы и закономерности функционирования и развития современного рыночного хозяйства;

  • ведущие макро- и микроэкономические школы и направления;

  • противоречия и проблемы рыночной экономики способы их преодоления;

  • особенности развития национальной российской экономики;

  • экономические особенности функционирования образования;

Приобрести навыки и умения работы с литературой научного и методологического содержания, библиографической работы, подготовки рефератов и статей, оппонирования, публичного выступления.

6. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72час).



  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет

Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Право, правовые основы охраны природы и природопользования»

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Право, правовые основы охраны природы и природопользования» является дисциплиной блока Б1.Б.5 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.



  1. Цель дисциплины: сформировать у обучающихся правовую грамотность, знание основ государственного законодательства и правовых аспектов будущей профессиональной деятельности. Привить навыки следования правовым нормам в отношении государства, других людей и в отношении природы.

3. Структура дисциплины: Государство и право. Закон и подзаконные
акты. Система российского права. Правонарушение и юридическая
ответственность. Значение законности и правопорядка в современном
обществе. Конституция Российской Федерации - основной закон
государства. Особенности федеративного устройства России. Понятие
гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право
собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их
нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения.
Ответственность по семейному праву. Трудовое законодательство. Трудовой
договор (контракт). Административные правонарушения и административная
ответственность. Экологическое право. Авторское право, охрана
интеллектуальной собственности. Особенности правового регулирования
будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты
государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в
области защиты информации и государственной тайны. Правовые основы
природопользования и охраны природы.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, технология модульного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология индивидуализации обучения, технология тестирования, технология проектного обучения, технология игрового, ситуационно-ролевого обучения, технология развития критического мышления, сетевые технологии.


5. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

  • готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования (ОПК-13);

  • способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии (ОПК-14).

  • готовностью использовать нормативные документы, определяющие организацию и технику безопасности работ, способностью оценивать биобезопасность продуктов биотехнологических и биомедицинских производств (ПК-5)

  1. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 академических часа)

  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет

Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «История» является дисциплиной блока Б1.Б.6 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр. Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных в средней школе при изучении отечественной и всеобщей истории.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Политология», «Социология», «Культурология», «Мировая художественная культура», а также курсов по выбору, рекомендуемых кафедрой истории Отечества.

2. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление об истории России, культурно-историческом своеобразии нашей страны, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.



3.Структура дисциплины

Теоретические основы социального государства: сущность, принципы и модели социального государства, концепция социального государства РФ, экономическая основа социального государства, правовая основа социального государства, социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений, социальный аудит как технология оценки результатов социальной деятельности, социальная политика государства: основные цели, направления и механизмы, социальная ответственность государства, бизнеса и гражданина.



4.Основные образовательные технологии

Лекции, объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, практические занятия, активные и интерактивные методы, диспуты, индивидуальные занятия, контрольные работы.



5.Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории;



- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:


      • логически мыслить, вести научные дискуссии;

      • работать с разноплановыми источниками;

      • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

      • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

      • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

      • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

      • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

      • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

      • Владеть:

      • представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

      • навыками анализа исторических источников;

      • приемами ведения дискуссии и полемики.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого итога, при определении планируемых результатов освоения содержания курса, важно выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:


  • Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

  • Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).

  • Умение сопоставить событие из истории России с конкретным событием из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

  • Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

  • Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

6. Общая трудоемкость дисциплины

Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины в данной программе составляет 3 зачетных единицы (или 108 академических часа).

7.Формы контроля

Промежуточная аттестация, экзамен



Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Математика и математические методы в биологии»

направление подготовки 06.03.01 Биология

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 06.03.01 Биология. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла и профильной направленности. Требует знаний курса математики и информатики средней школы



2. Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является приобретение твердых навыков решения задач математики, ознакомление с принципами постановки математических задач и анализа разработанных моделей; поиска оптимальных решений актуальных практических задач.



3. Структура дисциплины

Алгебра. Матрицы. Определители. Системы линейных уравнений. Линейное пространство. Аналитическая геометрия. Векторы. Полярные координаты Уравнения прямой на плоскости. Кривые второго порядка. Плоскость и прямая в пространстве. Поверхности второго порядка. Введение в математический анализ. Функции. Числовая последовательность. Предел функции. Понятие производной. Дифференциал функции. Неопределенный интеграл и его свойства. Определённый интеграл. Дифференциальные уравнения. Комплексные числа. Элементы теории вероятностей. Случайные события Теоремы сложения и умножения. Формулы полной вероятности, Байеса. Бернулли. Случайные величины. Законы распределения случайных величин. Основы математической статистики. Выборка. Статистическая гипотеза. Корреляционная зависимость. Линейная регрессия.



4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:



  • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

  • готовностью применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-3);

  • способностью применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной биологической информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-4).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

  • знать основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, дифференциальное и интегральное исчисления, гармонический анализ, дифференциальные уравнения, численные методы, функции комплексного переменного, элементы функционального анализа, вероятность и статистику, случайные процессы, статистическое оценивание и проверку гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных, математические методы в биологии;

  • уметь применять математические методы при решении типовых профессиональных задач;

  • владеть методами математического моделирования биологических процессов.

5. Общая трудоемкость дисциплины.

4 зачетных единиц (144 академических часов)



6. Формы контроля. Промежуточная аттестация: зачет, экзамен

Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины

«Информатика и современные информационные технологии»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Информатика и современные информационные технологии» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б.1.Б.8

Программа по дисциплине «Информатика и современные информационные технологии» разработана в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению: 06.03.01 Биология.
2. Цель изучения дисциплины

Целью дисциплины является обучение студентов активному и сознательному использованию современных технических средств вычислительной техники, обработки и передачи информации, современных сетевых технологий, языков и средств программирования; пониманию принципов функционирования системного и прикладного программного обеспечения.



3. Структура дисциплины

Информатика, современные информационные технологии в биологии. Сетевые технологии обработки информации. Офисные информационные технологии. Алгоритмизация и программирование. Информационная безопасность



4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ

ПК-8 способностью использовать основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы экспериментальных биологических данных, работать с биологической информацией в глобальных компьютерных сетях.

В результате изучения дисциплины «Информатика и современные информационные технологии» студент должен

Знать:

Понятие информации; программные организации информационных процессов; решения функциональных и вычислительных задач языки программирования; базы данных; локальные и глобальные сети ЭВМ; методы защиты информации.



Уметь: пользоваться компьютерной техникой, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач.

Владеть: навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, создания баз данных, использования ресурсов Internet.



5. Общая трудоемкость дисциплины

108 часа, 3 зачетных единицы.



6. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет.



Аннотация к рабочей программе дисциплины

«Физика»
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Физика» является дисциплиной блока Б1.Б.9 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.



  1. Цель изучения дисциплины

Целью дисциплины является ознакомление студентов с современной физической картиной мира, приобретения навыков экспериментального исследования явлений и процессов, изучения теоретических методов анализа физических явлений, обучения грамотному применению положений фундаментальной физики к ж. миому анализу ситуаций, с которыми бакалавру придется сталкиваться при создании новых технологий, а также выработки у студентов основ естественнонаучного мировоззрения и ознакомления с историей развития физики и основных ее открытий.

  1. Структура дисциплины

Физические основы механики, колебания и волны, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, атомная и ядерная физика, физический практикум.
4.Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, объяснительно-иллюстративного обучения.


5.Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции:

способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

Модернизация и развитие курса общей физики связаны с возрастающей ролью фундаментальных наук в подготовке бакалавра. Внедрение высоких технологий предполагает основательное знакомство, как с классическими, так и с новешими методами и результатами физических исследований. При этом бакалавр должен получить не только физические знания, но и навыки их дальнейшего пополнения, научиться пользоваться современной литературой, в том числе электронной.

Задачами курса физики являются:



  • изучение законов окружающего мира в их взаимосвязи;

  • овладение фундаментальными принципами и методами решения научно-технических задач;

  • формирование навыков по применению положений фундаментальной физики грамотному научному анализу ситуаций, с которыми бакалавру придется сталкиваться при создании или использовании новой техники и новых технологий;

  • освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природ, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных профессиональных задач;

  • формирование у студентов основ естественнонаучной картины мира;

  • ознакомление студентов с историей и логикой развития физики и основных ее открытий. В результате изучения курса физики студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать

-основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, -применение законов в важнейших практических приложениях

-основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения

-фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки -назначение и принципы действия важнейших физических приборов уметь:



  • объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий

  • указать, какие физические законы описывают данное явление или эффект

  • работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории

использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных

  • использовать методы адекватного физического и математического моделирования, а также - применять методы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем

владеть

  • методами физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач

- эксплуатацией основных приборов и оборудования современной физической лаборатории

-обработкой и интерпретацией результатов эксперимента



  • методами физического моделирования в производственной практике.

6.Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетных единиц (144 академических часов)


  1. Формы контроля

Промежуточная аттестация: зачет, экзамен

Аннотация к рабочей программе дисциплины

Химия (Общая и неорганическая химия)
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина Общая и неорганическая химия является дисциплиной блока Б.1.Б.10.1 «Химия (Общая и неорганическая химия» учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – академический бакалавр.

Для освоения дисциплины Общая и неорганическая химия обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения химии, биологии, физики, математики в средней школе.

2. Цель изучения дисциплины

Формирование профессиональных навыков и целостного естественнонаучного мировоззрения, получение студентами основ фундаментальной подготовки в области общей и неорганической химии, формирование у них совокупности знаний об основных закономерностях, связывающих протекание процессов с химическими превращениями (их скоростью и направленностью) в сложных многокомпонентных системах, каковыми являются биологические объекты.



3. Структура дисциплины

Основные понятия и законы химии. Основные классы неорганических соединений. Электронные оболочки атомов и периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений. Энергетика, направление и глубина протекания химических реакций. Химическое равновесие. Скорость химических реакций. Учение о растворах. Реакции с переносом электронов - окислительно-восстановительные (ОВ) реакции. Комплексные соединения. Химия элементов.



4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

- способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

- способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

- предмет и задачи общей и неорганической химии, ее значение в естествознании;

- правила и технику безопасности при работе в химической лаборатории;

- способы выражения концентрации растворов;

- основные закономерности протекания химических реакций (энергетика, направление протекания химических реакций; химическое равновесие; скорость химических реакций);

- основные представления о растворах, растворимости различных веществ; коллигативных свойствах и особенности растворов электролитов и неэлектролитов;

- теории кислот и оснований; ионное произведение воды, рН растворов; условия образования и растворения осадков;

- основные представления о реакциях с переносом электронов, принципы их составления и условия протекания;

- современные представления о строении веществ (электронные оболочки атомов, периодический закон Д.И. Менделеева; природа химической связи и строение химических соединений);

- комплексные соединения: основные понятия, структура, номенклатура, свойства, устойчивость, биологическая роль, применение;

- биологическую роль и применение в геохимии, естествознании s-, p-, d-элементов и их соединений.

Уметь:

- самостоятельно работать со справочной и учебной литературой по общей и неорганической химии;

- правильно использовать номенклатурные правила при названии неорганических соединений;

- работать с химическими реактивами, приборами и пользоваться химической посудой, соблюдая правила техники безопасности;

- рассчитывать энергетические характеристики химических процессов, прогнозировать направление их протекания, рассчитывать равновесные концентрации вещества по известным исходным концентрациям и константе химического равновесия;

- рассчитывать количества компонентов растворов заданной концентрации и готовить растворы определенной концентрации;

- качественно и количественно оценивать коллигативные свойства растворов неэлектролитов и электролитов;

- предсказывать влияние растворителя (среды) на протекание физико-химических процессов, предсказывать образование осадка при сливании растворов известной концентрации;

- применять закон действующих масс к ионным равновесиям в растворах для решения профессиональных задач;

- прогнозировать вероятные продукты окислительно-восстановительных взаимодействий и превращений веществ, использовать численные значения стандартных окислительно-восстановительных потенциалов для оценки окислительно-восстановительной способности веществ, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций в молекулярной и ионной формах и проводить количественные расчеты по уравнениям;

- на основании периодического закона Д.И.Менделеева и строения электронных оболочек атомов прогнозировать свойства атомов химических элементов, строение и свойства их соединений, решать соответствующие этим превращениям количественные задачи;

- составлять формулы комплексных соединений (КС), прогнозировать способности атомов элементов к комплексообразованию, описывать реакции образования и диссоциации КС в растворах, использовать константы устойчивости и нестойкости комплексов для оценки их прочности, представлять биологическую роль и химические основы применения КС в науке.

- проводить соответствующие количественные расчеты по превращениям неорганических веществ;

- используя описание лабораторных опытов, самостоятельно провести эксперимент по изучению свойств конкретных химических веществ и оформить результаты проделанной работы;

- проводить простой учебно-исследовательский эксперимент на основе овладения основными приемами техники работ в лаборатории, выполнять расчеты, оформлять результаты, формулировать выводы.

Владеть:

- навыками самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; проводить поиск и делать обобщающие выводы;

- навыками безопасной работы в химической лаборатории и умением обращаться с химической посудой, реактивами, газовыми горелками и электрическими приборами;

- химическим понятийным аппаратом;

- навыками проведения химического эксперимента;

- техникой проведения физико-химических расчетов и оценок с использованием справочных данных.

5. Общая трудоемкость дисциплины

5 зачетные единицы (180 академических часов)



6. Формы контроля

Промежуточная аттестация: экзамен (1 семестр).



7. Составитель. Чепелев Сергей Васильевич, кандидат химических наук, доцент кафедры химии.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

Химия (Органическая химия)
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина «Органическая химия» включена в базовую часть математического и естественнонаучного цикла, обязательная дисциплина Б1.Б10.3. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Органическая химия», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплины «Общая и неорганическая химия» (ОПК-2, ОПК-5, ОПК-10). У студентов в процессе изучения органической химии продолжают формироваться компетенции ОПК-2, ОПК-5, ОПК-10.

Дисциплина «Органическая химия» является основой при изучении дисциплин: «Биологическая химия», «Химия высокомолекулярных соединений», а также для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование профессиональных навыков и целостного естественнонаучного мировоззрения, получение представления о строении, свойствах и практическом использовании органических соединений



3. Структура дисциплины

Введение. Основные теоретические представления в органической химии. Алканы. Алкены. Алкадиены и алкины. Алициклические соединения. Ароматические соединения. Спирты и простые эфиры. Фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты и их производные. Жиры. Углеводы. Соединения, содержащие азот. Амины, аминокислоты. Гетероциклические соединения.



4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Органическая химия» направлен на формирование следующих компетенций:

- способность использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

- способность применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

- способность применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



знать: место органической химии в ряду других химических и естественнонаучных дисциплин, ее значение в жизни современного общества; основные законы, явления и процессы, изучаемые органической химией; главнейшие классы органических соединений: их строение, физические и химические свойства, методы синтеза; основные типы органических реакций, их механизмы; методы идентификации, исследования структуры и реакционной способности органических соединений; основные положения техники безопасности при работе с органическими соединениями;

уметь: устанавливать принадлежность соединения к определенному классу; составлять структурные и пространственные формулы соединений, относящихся к основным классам органических веществ по их названиям и составление их названий по формулам в соответствии с номенклатурой ИЮПАК и рациональной номенклатурой; устанавливать взаимосвязь между строением соединения и его химическими свойствами; описывать основные механизмы органических реакций; проводить химическую идентификацию органических соединений; применять в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области органической химии;

владеть: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); методами химических исследований в области органической химии; основными химическими теориями, законами, концепциями о строении и реакционной способности органических веществ и закономерностях развития органического мира.

5. Общая трудоемкость дисциплины.

3 зачетные единицы (108 академических часов).



6. Формы контроля. Промежуточная аттестация: экзамен.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

Аналитическая химия

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина Аналитическая химия является дисциплиной блока Б1.Б.10.2 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.

Перед изучением данной дисциплины студент должен изучить: математику, общую биологию, общую и неорганическую, органическую химию, дающих материал, необходимый для понимания и теоретического обоснования методов и приемов химического анализа, и является весьма необходимой при изучении следующих дисциплин: теоретические основы химии, Модуля «Биология клетки» (биохимия, молекулярная биология), физиология, экология и рациональное природопользование и др.

2. Цель изучения дисциплины

Формирование систематизированных знаний о механизме влияния физико-химических процессов для понимания биологических процессов и явлений; сформировать теоретические основы классических и инструментальных методов анализа веществ; способствовать совершенствованию планирования и организации самостоятельной работы студентов.



3. Структура дисциплины

Введение в аналитическую химию. Типы химических реакций и процессов в аналитической химии. Методы выделения, разделения и концентрирования. Гравиметрический метод анализа. Титриметрические методы анализа. Инструментальные методы анализа. Основные объекты анализа.



4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

- способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

- способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

1. Важнейшие законы химии.



  1. Различие между реакциями обнаружения и отделения.

3. Теоретические основы аналитической химии.

4. Сущность основных химических и физико-химических методов анализа.

5. Основные приемы проведения анализа и принципы работы основных приборов, используемых в анализе.

6. Основные правила техники безопасности.



Уметь:

  1. Используя учебную и справочную литературу, определять направление реакций при действии различных факторов и использовать его на практике.

  2. Работать с основными приборами, используемыми при анализе объектов.

  3. Понимать аналитический сигнал и уметь его получить при проведении аналитических реакций.

  4. Проводить анализ вещества, применяя систематический или дробный анализ.

  5. Соблюдать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.

  6. Самостоятельно приобретать новые знания.

Владеть:

  1. Техникой и методикой выполнения различных операций анализа: отделение осадка от раствора, фильтрование, центрифугирование, взвешивание, титрование.

  2. Определять водородный показатель в растворе химическими и физико-химическими методами.

  3. Основными химическими теориями, законами, концепциями о строении и реакционной способности неорганических веществ.

  4. Навыками и умениями работы с физическими приборами, постановки и проведения химического эксперимента и математической обработки опытных данных.

5. Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетные единицы (144 академических часов)



6. Формы контроля

Промежуточная аттестация: экзамен.



7. Составитель: Оскотская Эмма Рафаиловна, доктор химических наук, профессор, зав. каф. химии.

Аннотация к рабочей программе дисциплины

Химия высокомолекулярных соединений
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина Химия высокомолекулярных соединений является дисциплиной блока Б1.Б.10.4 учебного плана по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация – бакалавр.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Химия (Химия высокомолекулярных соединений)»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП. Учебная дисциплина «Химия (Химия высокомолекулярных соединений)» включена в базовую часть Б.1.Б.10.4. Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 Биология, квалификация: академический бакалавр. Дисциплина читается на 2 году обучения и базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных при изучении курсов «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Органическая химия» и «Математика». У студентов должны быть сформированы следующие компетенции: ОПК-2.

2. Цель изучения дисциплины: изучение физико-химических основ науки о полимерах и ее важнейших практических приложений, что позволяет студентам сформировать полную и ясную картину о физической природе и особенностях полимерного состояния вещества.

3. Структура дисциплины: отличия ВМС от НМС, классификация и номенклатура ВМС, основы физики полимеров, макромолекулы и их поведение в растворах, полимерные тела, химические свойства и химические превращения полимеров, синтез полимерных материалов реакциями полимеризации и поликонденсации.

4. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

- способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

- способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10).

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

  • основные понятия и термины науки о полимерах, а так же вклад ученых в становление и развитие основных научных направлений дисциплины;

  • свойства ВМС, отличающие их от свойств низкомолекулярных соединений;

  • принципы классификации полимеров и их важнейших представителей;

  • особенности строения макромолекул и их поведение в растворах;

  • структуру и основные физико-механические свойства полимерных тел;

  • химические реакции, приводящие и не приводящие к изменению степени полимеризации макромолекул;

  • особенности цепных и ступенчатых процессов образования макромолекул;

  • правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь:

  • идентифицировать полимеры по химической формуле и пространственной форме;

  • осуществлять реакции полимеризации и поликонденсации;

  • самостоятельно ставить задачу исследования полимерных систем и выбирать оптимальные пути и методы решения подобных задач, а также обсуждать результаты, полученные при их решении;

  • самостоятельно приобретать новые знания и вести научную дискуссию по вопросам химии и физики полимеров;

  • соблюдать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.

Владеть:

  • основами номенклатуры полимеров;

  • методами определения молекулярной массы полимеров;

  • навыками проведения лабораторных экспериментов по химии высокомолекулярных соединений;

  • методологией обобщения первичных данных для изучения свойств полимеров;

  • приемами решения химических задач практической направленности.

5. Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетных единиц (72 академических часа)

6. Формы контроля: промежуточная аттестация – зачет.

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Науки о земле» -

модуль геология, география

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б1.Б.11). Для освоения дисциплины «Науки о земле (геология, география, почвоведение)» студенты используют знания, сформированные в процессе изучения химия, общая биология и продолжают формировать компетенцию ОПК-2, ОПК-10.

2. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: Формирование систематизированных знаний о строении Земли и земной коры, о геологических процессах, протекающих внутри Земли и на ее поверхности. Осознание основных геоэкологических проблем и взаимоотношений человечества с окружающей средой.
Задачи дисциплины:

1. Ознакомление студентов с основами учения о вещественном составе, строении и истории развития Земли;

2. Усвоение основ геологического строения России;

3. Формирование навыков геологических исследований;

4. Умение студентов производить правильную оценку минеральных ресурсов по видам применения.

3. Структура дисциплины



Раздел I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ О ЗЕМЛЕ



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал