К стратегии устойчивого развития ООН и развитию нового поколения в россии



Скачать 316.55 Kb.
Дата02.05.2016
Размер316.55 Kb.
К СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН

И РАЗВИТИЮ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ


Шинкаренко Владислав Васильевич – вице-президент Международной академии информатизации, доктор исторических наук, профессор.
Антон Иванов, пять лет:

«Я так устал, как лампочка на сто двадцать вольт,

которую включили в сеть на двести двадцать вольт

без трансформатора».



Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей.

М., Педагогика, 1990, с. 150.

1.

После докладов Римского клуба 60-х – 80-х гг., конференций ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 и 2012 гг., многочисленных энергоэкологических научных исследований во всём мире, включая Россию, стало ясно: мировой кризис жизнеобеспечения сделал устойчивое развитие самой актуальной общечеловеческой проблемой, от решения которой во многом зависит судьба современных цивилизаций. Бесспорно, что на столбовой дороге, которую открыло цивилизациям информационное общество, перспективу устойчивого развития определяет человеческий потенциал, способность людей на цивилизационном уровне к информационному обмену, сосуществованию и диалогу, сотрудничеству и партнёрству.

Международная информатизация рационального природопользования ведётся нашей Академией с начала своего образования с опорой на известные труды В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, И.Р.Пригожина и других великих мыслителей ХХ века, заложивших теоретический фундамент всей нашей деятельности. Это показали члены Академии и на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Глубокая проработка глобальной энергоэкологической стратегии устойчивого развития в XXI веке произведена на основе долгосрочных прогнозов в исследованиях А.И.Агеева, Б.Н.Кузыка, Ю.В.Яковца, других лидеров современной российской цивилизационной школы [1]. В прениях на «Рио+20» участники 6-го цивилизационного форума «Долгосрочная стратегия устойчивого развития на основе партнёрства цивилизаций: концепции, стратегии, программы и проекты» из Азии, Америки и Европы поддержали этот подход. Особенное внимание уделялось стратегическим разработкам по данной тематике международного коллектива ученых из России, Казахстана и других стран ЕврАзЭС.

Таким образом, получило ещё одно убедительное подтверждение учение о ноосфере В.И.Вернадского, нашедшее развитие в трудах Н.Н.Моисеева, указывающих на общность духовных миров цивилизаций, которая «рождает и общность действия» [2]. Стратегия устойчивого развития, опираясь на возможность коэволюции биосферы и ноосферы, предусматривает рациональное использование энергии с опорой на ВИЭ – восполняемые источники энергии. Эта цель в глобальном плане требует диалога цивилизаций и далее взаимоприемлемого сотрудничества и партнёрства. Так глобальный цивилизационный вектор «диалог → сотрудничество → партнёрство», по сути, становится определяющим в XXI веке судьбу всего человечества, развитие которого не может быть устойчивым, если оно, подчеркнём, не происходит из поколения в поколение.

Но, к сожалению, ООН никак не удаётся преодолеть вооружённую конфронтацию на пути к равноправному сосуществованию и сотрудничеству народов и стран. Объявив первый год XXI века Годом диалога цивилизаций, ООН всё чаще склоняется к силовым решениям глобальных проблем, что чревато новыми всемирными потрясениями.

В чрезвычайных условиях вооружённого противоборства цивилизаций их диалог неизбежно всё более обостряется, что требует от мирового сообщества рационализма и компромиссов, без которых, в конечном счёте, нет (и не может быть) общего будущего.

Отсюда новые и новые позитивные многоотраслевые проекты, над которыми как в России, так и за рубежом вместе с учеными работают политики, бизнесмены, специалисты в сфере высоких технологий – информационные, социально-экономические и другие, ориентированные на глобальный энергоэкологический вектор, так или иначе, нацеленные на устойчивое развитие. Надо отметить, что все они, в конечном счёте, крутятся вокруг, так сказать, современного миллиардоликого человека, вокруг его реальных возможностей и путей развития в единстве с природой.

Теперь весь вопрос состоит в том, хватит ли в XXI веке человечеству разума, чтобы использовать свой единственный, постоянно ускользающий шанс на выживание, или же этот шанс будет упущен, что повлечёт за собой катастрофические последствия. Понятно, что подходить к изучению и решению этого вопроса приходится по месту жительства и деятельности самой значительной массы людей, занятых в производстве.

Основным звеном, где практически решается дальнейшая судьба человечества, стали мегаполисы и агломерации. Это понятно: здесь сосредоточены движущие силы основных цивилизаций, растёт общая производительность труда, растёт реальное участие населения в информационных процессах, включая Интернет. Именно поэтому в 2012 – 2013 годы Академия провела в Москве три конференции подряд на тему: «Стратегия развития мегаполиса». Они показали, что, по сути, решающие перемены на планете зарождаются именно в мегаполисах и агломерациях. Они являются и основой растущей общественной производительности труда, и одновременно источником экологического неблагополучия, возможно, даже вырождения человека. Пора сформировать некую единую стратегию, сохраняющую основные преимущества жизни в городах при максимальном уменьшении её негативных энергоэкологических последствий, присущих современной урбанизации.

Главная идея этих наших конференций в том, чтобы посредством информационного обмена способствовать такой организации жизни в мегаполисе, в агломерациях, которая была бы, по возможности, максимально согласована с жизнью окружающей природы, том числе с помощью Интернет.

Интернет, образно говоря, лишь зеркало нашей жизни, но это ведь такое зеркало, которое одновременно и формирует жизнь. Значит должна быть ответственность и за его содержание, и за управление содержанием. Отсюда – исключительное значение интернет-разработок, направленных на разумное использование ресурсов из поколения в поколение.

Академии, безусловно, есть что показать, прежде всего, в содержательной части Интернета, где конфронтация давно переросла межличностный уровень, где она идёт с нарастающим ожесточением на уровне больших социальных групп и государств. Эти дискуссии не дают положительных решений, а вовлекают в противоборство новые и новые поколения, и в результате развитие становится всё более неустойчивым. Сейчас нам самое время найти консенсус поколений – другого времени может уже и не быть.



Сегодня Россия не узнаёт себя в новом поколении школьников, рассыпавшихся по Интернету в поисках удовольствий. Да и в других странах с этим не лучше. Но какое будущее ждёт тех, кто сейчас переступает порог детского сада? Говорят, сегодня дети – завтра народ. Напрашивается вывод: если в стране не начать обучение нового поколения устойчивому развитию прямо с детского сада, то нельзя и представить себе, куда приведёт их нынешний импульсивный самотёк.

Необходимо учитывать, что современная ИКТ-индустрия, открывая перед новым поколением исключительные возможности для раннего развития, способна также нанести и непоправимый вред. Поэтому нам нельзя допустить, чтобы ИКТ работали на растление новых поколений посредством сетевых игр, как это сейчас происходит у нас в стране, а не только за рубежом.

В «войнушки» и «стрелялки» вовлекают «сетевых детей» бесплатные онлайн-игры. Они внушают легкость убийств. В итоге – рост детского насилия (с 3-х – 4-х лет). Вот навскидку два факта. Яндекс на запрос «пистолет 3d» даёт 2 млн. ответов: об убойной силе этого пластикового оружия, о том, как распечатать его на принтере и т.д. Это настоящий пистолет. А 10 июня 2013 года весь мир узнал о трагедии в Аризоне: сын 4-х лет случайно застрелил из ружья отца (http://ru.fbii.org/news/273.html). Ветерана войны в Ираке. Мальчик так и не понял, что отца больше нет: он нажал на спуск, как на кнопку гаджета.

Надо признать, что ИКТ наряду с новыми большими возможностями, несёт в мир и новые опасные тенденции, а именно:



  • «игры на смерть», где в ходе звёздных войн убивают «злых» монстров, а потом уже стреляют всех подряд на улицах, включая полицейских;

  • геростратизм – по мнению медиков, часто встречающееся, хотя и трудно диагностируемое, но очень опасное расстройство поведения;

  • разрыв семейных отношений – когда дети навсегда «уходят» из семей в «облако» и другие несемейные сферы жизни и общения;

  • интернет-аддикцию – психическое расстройство, официально признанное во многих странах мира, но не в России;

  • наркоманию, приводящую к пагубным последствиям для самого человека и общества.

Весь этот букет расцветает в «играх на смерть» в одной связке. В «звёздных войнах» Земля такая крошечная – и не дай Бог, новому Герострату (в погонах или без) попадётся под руку ядерная кнопка. Может быть, именно тут скрыта самая большая опасность для земной цивилизации?!

Но и отказ от семьи, и интернет-аддикция, когда взрослый человек может проводить в социальных сетях до 18 часов в сутки, и банальная наркомания в смеси с бандитизмом, – весь этот веер путей закладываются в подсознание детям подчас в годовалом возрасте их собственными родителями. Яндекс на запрос «детский мобильный телефон» даёт 12 млн. ответов. Среди них: «для всех детей – возраст от 0,6 до 2 лет». Читаем: «При нажатии на кнопки телефона, ребенок будет слышать разнообразные звуки, которые помогут формированию звукового восприятия». Мамины колыбельные больше не нужны!

Исследуя перспективы цивилизаций в связи с современной революцией в науке, образовании и информации, на мой взгляд, нельзя не отметить этот жизненный момент, действительно имеющий историческое значение.

В своё время Н.Н. Моисеев, ориентируясь на духовную силу образования, указал на определяющую роль университетов в рационалистическом видении мира, составляющего «концентрированный опыт человеческой практики, позволяющий оценивать деятельность человека и в том числе перспективы его будущего. А это необходимо для выживания рода человеческого, и в этом, может быть, и состоит главная ответственность университетов» [3]. Столь высокая практическая оценка высшей школы получила позже отражение и в Итоговом документе саммита «Группы восьми» (2006) в Санкт-Петербурге «Образование для инновационных обществ в XXI веке». Однако «Группа восьми» не ограничилась лишь университетами, но и наметила план действий на уровне колледжей, учебных программ средней и начальной школы. Этим же документом был поддержан Всемирный форум под девизом: «Образование, инновации и исследования: новое партнёрство для устойчивого развития». Но где же сейчас российское образование – в первую очередь университеты, а за ними и все остальные учебные заведения, включая начальную школу? Какие знания дают, на каком месте они в мире? Это риторические вопросы, ответы на них известны.

Реальный разрыв между вызовами XXI века, знаниями и действиями подрастающего поколения в России очевиден. Год за годом этот опаснейший для нашего будущего разрыв между энергоэкологической реальностью и образовательным потенциалом поколений неуклонно расширяется и углубляется. Забегая вперёд, отметим, что на пути к школе, т.е. в самом «начале начал», в сознании и действиях большинства детей можно увидеть чуть ли ни полный энергоэкологический провал, – и далее мы к нему вернёмся.

Конечно, государство не упускает из виду экологию в целом.



Экологическая доктрина России учитывает, что современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. В ней отмечена и деградация природных систем страны, что «ведёт к дестабилизации биосферы, утрате её целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни». К числу основных задач государственной политики отнесено и снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, сокращение удельной энерго- и ресурсоёмкости продукции и услуг, потерь энергии и сырья, «в том числе за счёт экологически обоснованной децентрализации производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей» [4]. Поставлены и задачи по ресурсосберегающим технологиям, безопасному топливу, вторичным ресурсам, в том числе по переработке отходов, включая бытовые.

С экологическим образованием и воспитанием в стране в целом тоже вроде бы всё в порядке. Педагоги помнят, что оно является важнейшим фактором устойчивого развития общества. Количество нормативных документов здесь не поддается подсчёту, поскольку работа ведётся от учёных советов, аспирантур, университетов до школ и детских садов, т.е. включая дошкольное образование [5].

Так, в Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году» указано, что «первые представления детей о природе закладываются в семье и детском саду». И что «дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и т.д.». [6]. К настоящему времени, впрочем, появились и новые документы и мероприятия.

Кроме обязательных учебных программ, ежегодно проходят олимпиады школьников по экологии – от международных до региональных. Более 25 тыс. творческих объединений эколого-биологической тематики включает система дополнительного образования. Много полезного дают всероссийские конкурсы «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам», «Моя малая Родина» и ряд других. Учебно-методические центры, советы и комиссии ведущих вузов России тоже включены в массовое экологическое образование и воспитание. Надо отметить, что это, так или иначе, одновременно работает и на патриотическое воспитание.

Понятно, всего не перечислить – страна большая. Где-то это хорошо, где-то не очень, а где-то и совсем плохо, но есть надежда, что всё идёт к лучшему. Тем не менее, признаем, что государство, даже опираясь на общественные организации, сегодня пока адекватно не отвечает на энергоэкологические вызовы ХХI века. Энергоэкологическое образование (и воспитание) нового поколения сильно отстаёт от времени, растворяется в мероприятиях и бумагах, не учитывая реальных интересов населения. Даёт конкретные знания, но слабо вписывается в повседневную деятельность. И всё это начинается уже с детских садов, с дошкольного образования.

В частности, совершенно недостаточно используются возможности крупнейшего международного образовательного интернет-проекта для школьников по изменению климата и энергетике ШПИРЭ (Школьный проект использования ресурсов и энергии).

Проект с 1996 года действует на общественных началах в 17 странах – на территории бывшего СССР и в Болгарии, Македонии, Польше и Румынии. Его идея – переходить от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям школьников, их семей и местных сообществ. Здесь действует трехступенчатая образовательная программа для начальных, средних и старших классов. Учебные планы, методические рекомендации учителям, школам, общественным организациям, пособия по внедрению низкозатратных энергопроектов, видеофильмы, мультимедийные диски, система конкурсов, – всё это чётко нацелено на личный вклад в энергосбережение и продвижение ВИЭ. По ШПИРЭ работают во всех регионах России, но точечно: на уровне отдельных школ или учителей. В Минобрнауки были согласны придать официальный государственный статус русской версии, если она пройдёт процедуру лицензирования [7]. Но что это даст реально?

Пока что этот прекрасный проект все свои 19 лет идёт еле-еле: нет преподавателей, нет учебных программ, нет часов в расписании. Согласно отчётам, по регионам в ШПИРЭ участвует 300 – 500 школ. Но это по отчётам. Реальная же ситуация сейчас такая, что устойчивому развитию учить детей надо бы прямо с детского сада, где будущие хозяева Земли с малых лет учатся жить с природой в ладу. Это ведь новые, «сетевые» дети! У них к обычным занятиям по словесности, музыке, рисованию, математике пришли видео, мобильники, компьютеры. Из детского сада теперь впервые открывается широкий путь в мир энергосбережения, но войти в этот мир они тоже пока не могут. Причины всё те же: в действительности так и не ясно, как этому учить дошкольников, кому учить и т.д. Планы пишутся до 2030 года, а реально даже мегаполисы не успевают строить детские дома…

В Академии мы пытаемся хотя бы частично закрыть этот пробел. На базе ШПИРЭ нами разработаны и опубликованы основные направления энергосбережения в школьном и дошкольном образовании. Более того, создана специальная энергоигра, позволяющая приобщать детей к энергоэкологическому образу жизни и рациональному использованию ресурсов в ЖКХ с активным содействием родителей. Здесь предусмотрено и влияние интернет-сообщества, и, конечно, надеемся на государственную поддержку.

Конкретно речь идёт об образовательном проекте «ТЭЦ из ничего», являющимся, в свою очередь, частью образовательного мегапроекта «Вектор роста», концепция которого в 2011 году была представлена в академическом журнале «Водородный всеобуч» [8].

Разработка проекта велась ещё с 2000-х гг., сначала с участием Водородного клуба «МИРЭА» («Мир-Информация-Разум-Энергия-Атом») в Инновационной образовательной мегапрограмме, а затем пресс-центром «Вектор роста» издательства «Икар» [9]. Всё это время главным ориентиром нам служила энергоэкологическая безопасность России [10].

Проекты и материалы к ним были представлены на различных международных конференциях, в том числе и по развитию Московского мегаполиса [11, 12], но об этом – в следующем разделе.


2.

Международная академия информатизации (МАИ) представила семейную игру на энергосбережение по правилам, понятным детям с 2-3-х лет: они легко входят в память, привычку, в образ жизни. В ходе игры из сбереженного дома тока получается семейная «ТЭЦ из ничего». И без ничего без строений и агрегатов, без проводов и иных затрат. Ток входит в единую энергосистему региона на пользу всей стране и экологии планеты в целом. Игра может начинаться и с «Фотоконкурса карапузов» (мобильник теперь 0+), к тому же в семье возможны и сюжетные ролевые игры: http://rdmk.ru/vector_rosta.pdf



В 2012 – 2013 годы «ТЭЦ из ничего» одобрена на международных конференциях «Стратегия развития мегаполиса: проблемы и решения» и отмечена в номинации для младших классов в числе победителей национального конкурса ШПИРЭ «Энергия и среда обитания».

Эта игра также может приходить к детям из ДОУ, продолжаться в школе, содействуя консолидации семьи, формированию личностных характеристик нового поколения, связанных с развитием экономики домохозяйства:

знание семейных энергоресурсов и экономное отношение к ним;

умение измерять и сокращать нерациональные расходы ресурсов и энергии по месту жительства и учёбы;

способность находить и использовать экологически безопасные энергоресурсы, не применяемые ранее в окружающей практике;

стремление делиться энергоэкологическими знаниями, умениями и опытом со сверстниками и взрослыми, вовлекая их в круг экологических проблем, требующих совместного решения.

Активно вводя нормы энергосбережения в быт и образ жизни, семья становится деятельным творцом более благоприятной экологической реальности по месту жительства в целях общего устойчивого развития.

Сбережение ресурсов и энергии семьёй – это звено, потянув за которое, вытянем всю цепь: квартира→подъезд→дом→детсад→школа→ микрорайон, а там по городам и сёлам. Игра с методическими советами бесплатно см.: http://www.rdmk.ru/karapuzy2.pdf. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области дало её у себя на сайте (http://www.minobraz.ru/sistema_obrazovanija/doshkolnoe) –там игра нашла более 500 пользователей. Игра получила признание и в педагогическом сообществе [13].


МИКРОРАЙОН ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭНЕРГОИГРЫ.

Играя, воспитатели и дети в саду как бы учат родителей (а дети это делают с большой охотой) вместе экономить энергию простейшим путём: «Нам всего 12 правил воспитатель наш составил!». Свод правил – это общий план работы в семье, в ДОУ и школе по экономии ресурсов и энергии. Это и анкета для опроса, и отчёт о реальных результатах (к старшей школе правил набирается вдвое больше).


Свод правил ШПИРЭ к энергоигре «ТЭЦ из ничего»


В нашей квартире

Да

Нет

  1. Мы записываем наше энергопотребление.







  1. Мы выключаем свет в комнате, когда уходим.







  1. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.







  1. Холодильник стоит в прохладной комнате.







  1. Мы не ставим мебель перед обогревателями.







  1. Мы используем энергосберегающие лампочки.







  1. Мы используем местное освещение (торшер, настольную лампу, бра).







  1. Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за один раз.







  1. Мы заклеиваем окна на зиму.







  1. Мы зашториваем окна на ночь.







  1. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.







  1. Мы используем раковину для мытья посуды.







  1. Мы часто размораживаем холодильник.







  1. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.







  1. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.







  1. Мы снижаем температуру в помещении ночью.







  1. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.







  1. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.







  1. Мы не покупаем товары в больших обертках.







  1. Мы чиним вещи, а не заменяем их.








ПОДЫТОЖИМ

Сложите все ответы ДА. Если получилось:

от 1 до 5 ответов ДА: Вам ещё многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.

от 6 до 10 ответов ДА: Имеете много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.

от 11 до 15 ответов ДА: Показываете хороший пример всем окружающим.

от 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из семьи может стать министром по охране природы.
Отличный шанс показать себя в роли воспитателей своих родителей появился у московских дошкольников. У них теперь дома и в ДС открылся путь к начальным экономическим знаниям. Одновременно вживую и через Сеть. В 2013 году Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы запустил новый ресурс «Включи Эко Режим» (www.gkhlife.ru). Москвичи в результате получили единую базу данных по платежам за ЖКХ и к ней обращаются через личный кабинет в Сети любым удобным способом. А заодно и к муниципальным службам по округам и районам. Из социальных сетей на этот новый сервис за год откликнулось 11,5 тыс. человек. Департамент, открыв на сайте «Виртуальный дом», учит семью экономить потребление энергии, тепла, воды, сохраняя ресурсы страны для будущих потомков, т.е. тех же детей https://vk.com/gkhlife, https://www.facebook.com/ecorezhim?fref=ts

«Включи Эко Режим» – и прочитаешь: «Давайте работать вместе, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее и сохранить ресурсы нашей Родины для наших потомков!». Но если благодаря ДОУ дети перехватят инициативу у родителей, то это обернётся новым вкладом в систему дошкольного, а также младшего школьного образования: родители и дети как субъекты образования и воспитания поменяются местами!

Дошкольники на самом деле могут вполне реально заняться экономией ресурсов и энергии в семье, сделав первый шажок в завтра, тем более, что в первом классе школы им маячат уже начала уроков экономикиих уже вводят в передовых школах.

Значительный образовательный и воспитательный резерв представляет предметная экологическая деятельность школьников и родителей, которую ведёт межрегиональная общественная организация «Зелёное движение России» (ЭКА) вместе с МТС под девизом «Три И» («Инновации, Интернет, Интеграция»). Она ведётся при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Лиги безопасного Интернета вместе с Фондом развития Интернета.

Инициированную в Сети программу реализуют дети и родители, воспитатели и учителя на природе по месту жительства. Так, волонтёрские отделения ЭКА под лозунгом «Делай как мы!» занимаются энергоэкологической деятельностью в 50 регионах РФ. В реализации программ ЭКА в 2011 – 2014 годы приняло участие около 3000 школ. А проект ЭКА и МТС «Мобильные технологии для экологии» по программе привлёк 1500 школ и до миллиона семей:

http://ecamir.ru/projects/Programma-Zelenyie-shkolyi-Rossii.html

Наглядный пример – народный день озеленения "Больше кислорода!". Это 30 городов, 25 тысяч новых деревьев. Люди вышли посадить своё дерево, озеленить двор и город. Санкт-Петербург, Астрахань, Лабинск, Псков, Ижевск, Пенза, Воронеж, Оренбург, Тула, Курск, Брянск и др. Все их дела отражаются в Сети, но вживую идут на родной земле: http://ecamir.ru/projects/Programma-Bolshe-kisloroda.html

Школы подключаются к программе ЭКА с любого месяца и в любой момент. Это неисчерпаемый сетевой потенциал, особенно для семейных и родительских клубов, которые сейчас действуют в детских садах в России, но не всегда находят себе работу в семейном энергосбережении. А тут апрель: «День Земли. Месяц посадки деревьев и защиты лесов от пожаров». Май: «Месяц вторичной переработки и рационального использования ресурсов». И так далее. Учебный год ЭКА – весь энергоэкологический.

Наверное, любые сомнения в семье развеются, когда Эконешкагероиня МТС обращается к мамам: «Ваши дети не расстаются со своими мобильниками, планшетами и другими устройствами (или гаджетами)? Давайте сделаем их частью и предметом увлекательного образовательного процесса, в котором ученики – я уверена – поучаствуют с большим интересом»: http://ecamir.ru/econeshka

Эконешка отвечает за экологию, помогает природе. А Интернешка, её друг – главный по Интернету, помогает им не заблудиться на просторах Сети в рамках проекта «Дети в Интернете»:www.detionline.com/mts
http://cfo.ito.edu.ru/ckfinder/userfiles/a97e/31034dff73c180dd85c201646c24d821/images/tabl01.jpg
Легко себе представить следующую схему реального взаимодействия между этими участниками детских энергоэкологических мероприятий для семьи, детского сада и школы по мере возрастного роста детей: от квартиры до школы и территории по месту учёбы и жительства – всё выше и выше ↑↑↑

Как здесь снова не вспомнить академика РАН и МАИ Н.Н. Моисеева, который последние 14 лет жизни отдал исследованиям методологических основ взаимоотношений природы и общества. Им были написаны десятки книг и статей, прочитаны лекции, организованы семинары для научной общественности, учителей школ и преподавателей вузов. Он инициировал создание уникальных документов – Экологического манифеста и Хартии Земли, такой мощной экологической структуры как Российский Экологический Конгресс (объединил свыше 100 общественных организаций!).

Его завет – создавай образ завтрашнего дня, образ в самом себе, и тогда мир медленно и со скрипом будет претерпевать перестройку. Не разрушительную бифуркацию уничтожения, а перестройку вписывания сегодняшнего дня в общую дорогу движения человечества. Так его понимают в созданной им общественной организации «Зелёный Крест», и это мнение разделяли и разделяют в МАИ, работая в том же направлении.

Межрегиональная экологическая общественная организация «Зелёный Крест» (ЗК) основное внимание сосредоточила на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранять её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. В российском зелёном движении ЗК, как и МАИ, стоит за партнёрство с общественными организациями и движениями, с властными структурами в центре и на местах, с ведомствами и деловыми кругами, со всеми теми, кто содействует охране окружающей среды. ЗК и МАИ в своё время приняли активное участие в создании Экологической доктрины России.

При этом научно-практическая деятельность ЗК в регионах охватывает широкий спектр энергоэкологических проблем, применяя различные формы и методы работы по привлечению населения к непосредственному участию в ликвидации вредного воздействия на природу со стороны человека.

Организационной основой ЗК являются региональные организации. Они работают по регионам, создавая и проводя в жизнь свои программы и проекты. «Преодоление вредных экологических последствий гонки вооружений», «Экологическое образование и просвещение», «Социально-медицинская и образовательная поддержка населения», «Возобновляемая энергетика», «Молодёжь – за природу», «Чистая вода», «Экологическое земледелие» и т.д. Работа по программам конкретна, она связывает охрану окружающей среды с местными интересами. Какое поле возможностей!

В 2011 г. ученые МАИ на XVII Международной конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» представили ЗК на рассмотрение свой проект «Вектор роста для регионов». В конференции участвовали координаторы ШПИРЭ по России, ЦАО РФ и другим округам. Проект от МАИ был поддержан полностью, и его вписали в русло деятельности ЗК как одну из возможных моделей энергоэкологического образования и просвещения в регионах [14].

Проект инициировал в экспериментальном порядке формирование в стране нового социального института – энергоэкологической общности в микросреде растущего поколения, ориентированной на интеллектуальную экономику будущего в регионе. Цель такого социального эксперимента требовала от его участников продолжительной совместной работы на протяжении минимум 10 лет.

С учетом этого в реализации проекта выделено три этапа. Их хронология сегодня, т.е. 4 года спустя первой презентации проекта, представляется следующим образом:

установочный (2016 – 2017 гг.) – становление действующей системы массового реального участия населения в энергосбережении и повышении энергоэффективности согласно закону №261-ФЗ в муниципалитетах;

развёрнутый (2017 – 2020 гг.) – действующая система реального участия населения в повышении энергоэффективности развертывается по муниципалитетам как система энергоэкологического обучения и практики, включая ВИЭ с горизонтом до 2020 года и далее;

реализованный (2020 – 2025 гг.) – зарождение нового социального института – энергоэкологической общности в микросреде растущего поколения с ориентацией на интеллектуальную экономику будущего, открытую к непрерывному самовозрождению, начиная с ДОУ.

Данный мегапроект несёт в себе определенный интеллектуальный, социальный и энергетический потенциал для растущего поколения россиян в любом регионе страны. Он полностью отвечает общепланетарной идее устойчивого развития, общенациональным интересам и к тому же находит понимание и поддержку за рубежом во многих странах. В своё время проект получил высокую оценку специалистов, однако, сожалению, до сих пор остаётся невостребованным, хотя на самом деле открывает магистральную перспективу для непрерывного энергоэкологического образования и воспитания нового поколения.
3.

Между тем, жизнь не стоит на месте, и в Сеть приходят новые энергосберегающие игры. Освоив в детском саду и младшей школе «ТЭЦ из ничего», дети легко входят в более сложную онлайн-игру по энергосбережению для средней и старшей школы «ЖЭКА» (http://igra-jeka.ru), разработанную Фондом содействия реформированию ЖКХ. Она продемонстрирована на ENES-2014 и ENES-2015, и сейчас идёт по регионам:



http://portal-energo.ru/articles/details/id/868

Отметим, что возможность учиться экономии энергии и природных ресурсов в игре каждый российский школьник получил 01.04.2015, когда «ЖЭКА» открылась в «Вконтакте». Чемпионаты по этой игре теперь готовятся и среди студентов:



http://www.b-port.com/news/item/150868.html

Главное действующее лицо игры «ЖЭКА» – домовёнок по имени Жека. Он должен научить виртуальную семью Лазаревых рачительно расходовать коммунальные ресурсы и использовать современное энергоэффективное оборудование. С этой целью в роль Жеки входит кто-то из школьников, вступающих в игру дома или в компьютерном классе. Преображаясь в Жеку и вникая в игровые возможности сетевой семьи, он позже должен проецировать их на свою реальную семью и квартиру, повышая её энергоэффективность.

Хотя в сетевой семье нет бабушки-дедушки, но она полная: здесь есть мама-папа, дочь в 6-м классе, сын в ДОУ. Это прямо наводит на живую семейную связь дошкольного и школьного образования, открывая перспективу её нового развития и укрепления – по мере взросления детей от ДОУ до выпуска из школы. И далее по жизни. Тем более, что содержание энергосбережения здесь тоже вытекает из практикума ШПИРЭ, а далее идёт по пути поиска новых решений и внедрения нового энергоэффективного оборудования.

Но есть и проблемы. Сегодня основной контингент игроков «ЖЭКА» – главным образом продвинутые в Сети школьники. Их успехи при демонстрации игры не означают ни их реального участия в энергосбережении в ЖКХ в собственных квартирах, ни реального переустройства (по их месту жительства) теплоэлектрохозяйства. Другое дело детсад, где воспитатели учат детей, чтобы те вовлекали своих родителей в семейную игру «ТЭЦ из ничего». Здесь идёт адресная работа по вектору: квартира → подъезд → дом → детсад → школа → микрорайон и т.д.

В игре «ЖЭКА» успешная работа за компьютером в виртуальной семье, конечно, должна давать старт к тому, чтобы школьники потом делали то же самое у себя дома, а их семьи становились деятельными творцами благоприятной экологической реальности по месту жительства. Но даже при наилучшем варианте развития массового игрового вектора по линии энергосбережения и повышения энергоэффективности у «ЖЭКА» намечаются в перспективе серьёзные социальные развилки.

Какие причины? Во-первых, разный социальный состав и имущественный уровень играющих детей. Во-вторых, разные интересы игроков энергетического рынка по стране. В-третьих, государственные интересы. Трудно точно сказать, что здесь первое, второе и третье: всё одинаково важно. По жизни выходит на первый план то одна, а то другая, а то и все три причины сразу. Значит, лучше всех детей готовить ко всем трём вариантам.

Реальные результаты от «ЖЭКА» пока не ясны и во времени. Как скоро эта игра охватит все квартиры, где можно экономить через ИКТ в ЖКХ? Здесь тоже нет ответа.

К тому же основной массив детей распределён по местам, где у ЖКХ нет своих ИКТ, но всегда есть счётчики. Там приходится экономить энергию не нажатием кнопок гаджета, входящего в Сеть, а собственноручно включая и выключая действующие в квартире энергоприборы. Именно так экономят энергию не только в малых городах и посёлках, но и в крупных промышленных центрах и в мегаполисах. Начиная с детского сада – как в игре «ТЭЦ из ничего». Отсюда вывод: даёшь «ЖЭКА» в детсад!

Знания и опыт в энергосбережении, приобретённые в детском саду, закладываются детям на всю жизнь, и появление там «ЖЭКА» должно внести свою большую лепту в эту массовую работу с детьми и их родителями. Это с одной стороны. С другой – «ТЭЦ из ничего» приходит в детский сад раньше, становясь как бы предтечей этой сетевой игры. Образно говоря, правила ШПИРЭ – это те рельсы, по которым едут обе игры, и их надо максимально использовать и в детском саду, и в семье.

К сожалению, на деле с этими играми пока далеко не всё так просто. Об этом уже неоднократно сообщалось и на Портал-Энерго: http://portal-energo.ru/articles/index/id/175, http://portal-energo.ru/articles/details/id/868. Образовательная система России, страдающая болонским синдромом, с большим трудом вбирает новые веяния, включая даже те, что идут сверху вниз при прямой поддержке Правительства.

Трудно надеяться и на то, что в сетевой игре «ЖЭКА» члены семьи будут учиться у домовёнка. У них не получится. Виртуальные Лазаревы живут не как семья, а как чужие. Без любви, без дружбы, без родственного доверия, добрых чувств и внимания. Как эгоисты – каждый за себя. Весь расчёт на Жеку, но что он может один?!

Впору лишь надеяться на чудо…



Только чудо, самое настоящее чудо, могло бы консолидировать эту виртуальную семью. И чудо свершилось. На глазах всей России: в их виртуальной семье появился карапуз. Пришла любовь – и цепная реакция чудес преобразила всех и сразу. Не верите? А зря. Читайте методическое пособие Н.В. Микляевой «Воспитание ребёнка чудом»!

Смотрите научный семинар под её руководством в «Современном детском саду»:

http://sdetsad.ucoz.com/blog/nauchnyj_seminar_socialnoe_ehkologicheskoe_i_ehkonomicheskoe_razvitie_doshkolnikov_kak_proekt_omep/2014-12-17-71

В ноябре 2014 года на этом научном семинаре, совместном с МАИ, была высказано предложение повести «ЖЭКА» вместе с «ТЭЦ из ничего» на детский сад, а уже оттуда в семью, на родителей. Рождаемость растёт, а значит, всем пора реагировать…


Карапузы посыпались с неба: то ли ещё будет!

Надо ли нам удивляться преображениям в семье Лазаревых, вызванных рождением Вани? Такое преображение виртуальной семьи позволяет надеяться на дальнейшее её устойчивое развитие в духе целей ООН на период до 2030 года…

С предложением повести игру «ЖЭКА» на детский сад, а оттуда и на родителей мы обратились в Управление по связям с общественностью Фонда ЖКХ. Ответа пока ещё не получили – ждём. Надеемся на поддержку общественного мнения – со стороны активных граждан России. В связи с этим открыли для публичного обсуждения основную часть материалов, представленных в Фонд ЖКХ в разное время. В частности, рассматривалась и видеоверсия – «зелёный» боевик (с учётом наличия «черных пауков» из Сети), и сериал из пяти частей образовательно-прикладного характера для детсадов и школ, и сайт и т.д.

А время не ждёт! Остаётся надеяться на понимание со стороны наших читателей.

Итак, о результатах преображения в семье Лазаревых. Это выдаётся специально к механизму сотворения новой игры «ЖЭКА» для детского сада и младшей школы.

Отношения в семье искренние, дружелюбные, с соседями, как правило, ладят. По возрасту это выглядит следующим образом.



Ваня солнышко, вокруг которого крутятся все во главе с мамой.

Мама вся в Ване, что не мешает ей быть в курсе всех новостей, которые приносят любвеобильные домочадцы и соседи.

Ну, а как же Ваня сам?

Не по дням, а по часам

от любви и ласки

он растёт, как в сказке!

А за ним от А до Я

развивается семья

у его коляски,

тоже словно в сказке.

Костя – главный в игре. Первооткрыватель и творец всего нового в домохозяйстве по линии тепло- и энергосбережения в квартире. Свой человек в Сети. Учится у Вани!

Ваня Косте дал урок,



как работать с Жекой впрок

на своём участке,

тоже будто в сказке.

Вот пришли они в детсад.

Дети Косте говорят:

«Этот домовёнок –

сказочный ребёнок!».

Лена – главная в семье по деньгам. Быстро считает, понимает нужды каждого и по возможности их обеспечивает. Свой человек в социальных сетях.

Толя – одноклассник Лены, дружат с детского сада. Живёт этажом выше, хорошо разбирается в новых тепло- и энергоприборах (его папа инженер). Нашёл в себе силы бросить сетевые «игры на смерть». Готовится с Леной играть в «ЖЭКА» на ENES-2016 и уже делает с Костей новую игру «ЖЭКА» для детского сада и младшей школы.

Папа открыл в себе интерес к Ване, маме и всей семье, а заодно к соседям по дому и домоуправлению. Стал жизнерадостным, дружелюбным, подвижным, разговорчивым. Полюбил анекдоты, а также прибаутки и газетные утки – для смеха. Без газет «не может».

Всё в семье пошло на лад –

домовёнку каждый рад.

Вот и Лена с Толей

с Жекой дружат в школе.
Сказке новый поворот

домовёнок придаёт:

мчит, как на салазках.

к нам ко всем из сказки,


Будет с Ваней он в ООН,

с Костей, с Леной будет он…

Ждёт такая встряска

в жизни, а не в сказке!
Коротко скажем, как «ЖЭКА» идёт в детсад, раскрывая общую структуру игры в ДОУ и младшей школе. Строго говоря, в ДОУ вместе с игрой «ЖЭКА» идут домовёнок Жека, его новый друг Костя и все Лазаревы, а также Толя, друг Лены, и все те, кто по ступенькам правил (сначала 12, а все 20 – в младшей школе) пойдёт с ними от ШПИРЭ.

Для них к 20 правилам для лучшего запоминания рифмованные эквиваленты в приложениях: «Мама с фонариком», «Фотобои в поиске», «Энергоязык», «Родителям и педагогам», «Жека идёт в детсад» (20 правил из «ТЭЦ из ничего»).

К этому и окна негатива от Всемирной Сети: «Черный Паук». Показать в рисунках, что у Чёрного Паука есть множество маленьких паучат, они ни секунды не дремлют, а высасывают у людей время и жизнь, манят плохими играми и т.п. Это как чёрный огонь: его не видно, можно только почувствовать. Он слабый, тёплый, приятный и от этого ещё более опасный, потому что на самом деле потихоньку выжигает из души всё хорошее.

Монтаж чудес, забегая вперёд, показывает, как Жека с Костей идут в детсад.

Чудо №1.

Упал с неба и растёт не по дням, а по часам маленький Ваня. И так быстро догоняет брата Костю, что оба они будут сказочными богатырями в новом богатырском поколении, которое в будущем ждёт Россия на «Территории смыслов» и в «Спецтехназе». К Ване по утрам вместе с маминой песенкой приходит фонарик – маленькое солнце, и Ваня скоро берёт его в свои руки, чтобы освещать себе и Косте путь по жизни. А заодно сжигать чёрных пауков от Большого Зла, подстерегающих детей во Всемирной Паутине.



Чудо №2.

Костя, войдя в роль домовёнка Жеки, очеловечивает его детсадовскими номерами в рифму. Жека же, сохранив в уме сухие математические расчёты по ЖКХ, социализируется на уровне детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он подстраивается под разных людей и далее, выходя на всю страну и спасая Землю от опустошения.

Ничто человеческое ему уже не чуждо. Оказывается, он даже склонен к юмору .

Чудо №3.

Когда по программе ШПИРЭ старшеклассники Лена с Толей параллельно с теми занятиями, что вели Жека и Костя среди дошкольников и младших школьников, повели их всех за собой в среднюю школу, ну кто в ЖКХ мог бы подумать, что из этого выйдет толк? Но толк вышел! Что, кстати, подтвердили счётчики. Ну, разве это не чудо?



Чудо №4.

Кто бы поверил, что дети будут учить родителей, соседей и даже домоуправление тому, как добиваться повышения энергосбережения и энергоэффективности у себя в доме, а потом и в микрорайоне? Но именно так происходило на деле по тем микрорайонам, где сетевая игра «ЖЭКА» пошла в тесной связке с семейной игрой «ТЭЦ из ничего». Причём вживую – при поддержке детских садов и школы. И, конечно, с участием местных органов управления и самоуправления. Налицо – тоже самое обыкновенное чудо.



Чудо №5.

По вектору квартира→ детсад→ микрорайон→ страна→ планета за Ваней, Костей и иже с ними все идут в ООН как лидеры энергоэкологического развития. Ваня или Костякто-то из них точно станет генсеком ООН.

Все вперёд по экспоненте http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/20/avtorskaya-razrabotka-rabochaya-tetrad-po-programme-razvitiya
c:\users\владислав\desktop\дети\экспо\v2_enemmanmyyntia.jpgc:\users\владислав\desktop\дети\экспо\5.jpg

c:\users\владислав\desktop\энергия на всю жизнь\2.jpg

Земля ребятам внемлет

по жизни на века:

они удержат Землю

на собственных руках!
В заключение, прежде чем представить общую схему развития нового поколения по вектору роста, ещё раз напомню о международном клубе «МИРЭА» на сайте РДМК издательства «Икар»: http://h2club.rdmk.ru/. «Мир-Информация-Разум-Энергия-Атом» – и сегодня этот девиз клуба и его основные материалы, на мой взгляд, зовут студенчество к напряжённой работе в условиях глобальной энергоэкологической революции ХХI века. И в целом все новое поколение россиян к безотходному производству и потреблению, что в своё время в качестве общечеловеческой задачи было поставлено ещё в СССР.
СХЕМА. ВЕКТОР РОСТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
1) СЕМЬЯ. Карапузы с солнцем в руках по энергосистеме квартиры

1.1. За мамой с фонариком

1.2. За мамой с мобильником

2) ДОШКОЛЬНИКИ. Семья + ДС

1. ТЭЦ из ничего + ЖЭКА

3) ШКОЛЬНИКИ

1.1. младшая школа + Зеленые школы + «Зелёное движение России»

1.2. средняя школа + «Включи Эко Режим»

+ МТС «Мобильные технологии для экологии»

1.3. старшая школа + Молодые инженеры + Техноспецназ

+ Территория смыслов на Клязьме

+ Водородный клуб МИРЭА.
ИСТОЧНИКИ

1. См. Международный журнал «Партнёрство цивилизаций», М.: ИНЭС, 2012, №3, С. 50 – 55; Яковец Ю.В. Долгосрочная стратегия энергоэкологического партнерства цивилизаций // Там же, С. 23 – 33 и др.

2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., МНЭПУ, 1998, С.175.

3. Моисеев Н.Н. Цивилизация ХХI века: роль университетов. Лекция, прочитанная на международном конгрессе университетов. МГУ, ноябрь 1994 г. // Цит. по Яковец Ю.В. Революция в образовании: императив становления интегральной цивилизации. М.: МИСК, 2012, С. 46.

4. См. Основные направления государственной политики в области экологии // Экологическая доктрина Российской Федерации.

5. См. Рыбалкин Н.Г., Самочеев Е.Д. Экологическое образование и воспитание в России / М.: Мир, 1995; Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду М.: Карапуз, 2000; Суркина С.А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие. Саратов: «Саратовский источник», 2011; она же. Игровая деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников (http://rudocs.exdat.com/docs/index-86136.html?page=27#3766881) и др.

6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году». Часть 6, раздел 12 «Экологическое образование, просвещение и воспитание»// http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/report_2007.php .

7. См. http://spareworld.org/rus/russia/coordinator; Ольга Сенова: дети сами могут придумать, как сберечь энергию // http://ria.ru/society/20121108/910026977.html и др.

8. См. Шинкаренко В.В., Шелищ П.Б., Васекин В.В. «Вектор роста» как одна из возможных моделей энергоэкологического образования и просвещения // Водородный всеобуч, 2011, №1 (21).

9. См. Зятева Л.А. Воспитание экологически безопасной личности школьника. М., АСМИ, 2003; Инновационная образовательная мегапрограмма // Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия: стратегия перехода к водородной энергетике. М.: ИНЭС, 2008, С. 269 – 313, 388; Котляр Ю.А., Шинкаренко В.В. Водородный всеобуч в России. К истории вопроса. Документы. Материалы. Комментарий. М.: АСМИ, 2008; Квитковский В.О. Журнал «Водородный всеобуч» и приложения к нему // Водородный всеобуч, 2009, №1 (19) и др.

10. См. Шинкаренко В.В. К постановке проблемы энергоэкологической безопасности России // Международная безопасность России в условиях глобализации. Под общей ред. В.А.Михайлова, В.С.Буянова. М.: Изд. РАГС, 2007; Энергия знания — энергия навсегда. Школьный проект по использованию ресурсов и энергии в Российской Федерации // Водородный всеобуч, 2010, №1 (20); Шинкаренко В.В. Водородная энергетика как средство консолидации современной семьи в большом городе // Декларация тысячелетия ООН спустя десять лет: итоги и перспективы. Международная конференция. М.: Инфориздат, 2011 и др.

11. См. Шинкаренко В.В. Карапузы, вперёд! ТЭЦ из ничего. М.: Икар, 2012; его же. Вектор роста. М.: Икар, 2013; его же. К проблеме устойчивого развития нового поколения в Московском мегаполисе. // Международная конференция «Стратегия развития мегаполиса (некоторые аспекты) М.: Инфориздат, 2012, С. 157 – 167; его же. К стратегии устойчивого развития и развитию нового поколения в Московском мегаполисе. // Международная конференция «Стратегия развития мегаполиса (некоторые аспекты) – взгляд в 2014 год. М.: Инфориздат, 2013, С. 146 – 157; его же. ТЭЦ из ничего // Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации» (27 апреля – 3 мая 2015 года): сборник трудов. М.: АНО «ИТО», 2015, С. 69 – 74, http://cfo.ito.edu.ru/2015/section/230/94985/; его же. К ребенку пойду от ребенка // Современный детский сад, 2014, №7, С. 68 – 73 и др.



12. См. XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Российская конференция «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики» (Москва, 29-30 июня 2011): материалы и доклады / Зелёный крест, сост. А.В. Фёдоров. – М.: Изд-во Зелёного креста, 2011, С. 299 – 309.





База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал