Кафедра социальной медицины и социальной работы



страница1/15
Дата29.04.2016
Размер3.33 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор С.Т.Сохов

_____________________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная

Москва 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова проф.О.О.Янушевичем.

Составитель: И.Е. ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
Рецензенты: Е.Н. ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.

А.Ю. ФОДОРЯ, доцент кафедры психологии и социальной работы Российского государственного университета туризма и сервиса, кандидат социологических наук.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« 24» января 2014 года Протокол № 6


Зав. кафедрой

член-корр. РАО, профессор ___________________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

«30»_января___2014 года Протокол № 1


Председатель методической комиссии,

член-корр. РАО, профессор ___________________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

«____»_______________2014 года Протокол № ____


Председатель ЦМС,

член-корр. РАМН, профессор _____________________Э.В. Луцевич


1.Цель и задачи освоения дисциплины
Цель учебной дисциплины «Социальная экология» - сформировать представления о закономерностях экологического взаимодействия в системе «человек-общество-природа», генезисе человека как особого биосоциального существа и его роли в формировании ноосферы, изучить теоретико-методологические основы оптимизации управления природной и социальной средой обитания современного человека.
Задачи дисциплины:

- проследить процесс перехода от состояния естественной среды к искусственной среде в связи с развитием научно-технического прогресса;

- рассмотреть отношения между человеческими сообществами и окружающей средой их обитания;

- выявить влияние антропогенного фактора на состояние биосферы Земли;

- проанализировать взаимосвязь между уровнем загрязнения окружающей среды и здоровьем населения;

- изучить глобальные проблемы экологического кризиса и стратегии выхода из него;

- раскрыть социально-экономические и социально-политические аспекты экологии;

- проанализировать уровень развития экологического воспитания населения в России;

- показать экологическое движение по защите окружающей среды в России и других странах мира.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Социальная экология» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла учебной программы (Б.2.3).

Предшествующие дисциплины, составляющие теоретический и научно-методологический фундамент для изучения данной дисциплины - это «Социология», «Философия», «История», «Основы социального государства и гражданского общества».

Ряд дисциплин базовой части профессионального цикла Б3 ООП («Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная информатика», «Основы социальной медицины») логически, содержательно и методически связаны с дисциплиной «Социальная экология». В свою очередь социальная экология затрагивает ряд аспектов социальной работы, изучаемых дисциплинами вариативной части цикла Б.3 ООП.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-9


владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОК-15


быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества

ПК-1

способен создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей

ПК-35

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:




ЗНАТЬ

- современные теоретико-методологические основы социальной экологии;

- особенности обеспечения экологической безопасности в современных условиях с применением социальных основ экономики и управления в современной организации;

- современные взгляды и подходы к решению проблем социальной экологии современного российского общества в условиях научно-технического прогресса;

- роль и значение государства как основного субъекта решения проблем социальной экологии;

- актуальные вопросы экологического обеспечения процесса жизнедеятельности личности, общества и государства;

- основные компоненты антропогенного влияния на экологию жизнедеятельности и решение социальных проблем российского общества;

- правила рационального поведения людей в чрезвычайных экологических ситуациях;


УМЕТЬ

- анализировать отношения между человеческими сообществами и окружающей средой их обитания;

- пользоваться полученными знаниями при организации профессиональной и личной безопасности;



ВЛАДЕТЬ

- навыками консультативной помощи в решении задач по охране природы и природопользованию;

- навыками самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании с использованием методологии системно-деятельностного подхода;



БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ

- в использовании основных положений и методов социальной экологии при решении социальных и профессиональных задач;

- в создании социальных проектов для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.




4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - 144 часа, четвертый семестр учебного плана.
Количество часов по учебному плану
Всего 144 часа.

Аудиторные занятия - 60 часов, в том числе лекционных – 32 часа, групповых – 28 часов. Интерактивных занятий – 26 часов.

Самостоятельная работа – 84 часа.


п/п


Тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)



Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекционные

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ эссе

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

Экзамен*

Контр.точки по мод.-рейтинг

1

Экологическое знание: история и современность

+

1.1

Введение в предмет социальной экологии

10

6

4

2

2







+
















1.2

Развитие общей экологии и становление социальной экологии

10

6

4

2

2







+
















1.3

Основные категории социальной экологии

6

4

2

2




























1.4

Среда человека и ее элементы.

10

6

4

2

2




+

+
















2

Стратегии существования и развития цивилизации

+

2.1

Социально-экономические, культурные и религиозные причины экологического кризиса

6

4

2

2




























2.2

Концепция «пределов роста»

6

4

2




2







+
















2.3

Сценарии перехода к «устойчивому развитию»

10

6

4

2

2







+
















2.4

Экологическое развитие России

8

4

4

2

2




+

+
















3

Современные эколого-социальные проблемы

+

3.1

Экологическое право

10

6

4

2

2







+
















3.2

Экологический контроль и мероприятия по охране окружающей среды

8

4

4

2

2







+
















3.3

Экопатология. Экологическая токсикология

10

6

4

2

2







+
















3.4

Современные экологические движения в России и мире.

8

6

2

2







+



















4

Социум и проблемы его экологизации

+

4.1

Социальная среда. Современное состояние социальной среды. Демэкология

8

4

4

2

2







+
















4.2

Проблема социопатий. Депривационные процессы в социальной среде

10

6

4

2

2







+
















4.3

Основные этапы становления и развития экологической культуры. Экологическая и глобальная этика

10

6

4

2

2







+
















4.4

Экологическое воспитание

8

4

4

2

2







+
















4.5

Социально-экологические аспекты социальной работы. Роль бакалавра социальной работы в решении социально-экологических проблем

8

4

4

2

2




+

+
















Общая

трудоемкость






144

84

60

32

28



















+







3







































5. Содержание дисциплины




Наименование разделов, темы

Содержание темы

1

Экологическое знание: история и современность

1.1

Введение в предмет социальной экологии

Понятие «социальная экология». Методы и задачи социальной экологии. Представления человека о природе в древние времена и эпоху Античности. Развитие экологических представлений в эпоху Возрождения и эпоху «великих географических открытий». Прогресс в развитии экологических представлений в новое время. Предмет и задачи экологии. Структура и главные направления экологии. Значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека.

1.2

Развитие общей экологии и становление социальной экологии

Экология как базис социальной экологии. Этапы развития социальной экологии. Междисциплинарность социальной экологии. Связь с другими науками. Возникновение социальной экологии как экологии города в 20-х годах ХХ века (Парк и Берджесс). Прогресс в развитии социальной экологии с 60-х годов ХХ века до настоящего времени. Роль отечественных ученых в развитии основных положений социальной экологии (И.М.Сеченов, В.И.Вернадский, Н.Н. Моисеев и др.)

1.3

Основные категории социальной экологии

Окружающая среда. Элементы окружающей человека среды. Человек. Общество. Природа. Социальная и природная среда обитания человека. Система «человек-общество-природа».

1.4

Среда человека и ее элементы

Понятие среды и окружающей среды человека. Природная среда и социальная среда. Квазиприродная и техногенная среда (Интерпретации Д.Марковича, Н.Ф.Реймерса). Элементы окружающей среды. Средовые факторы и их воздействие на человека. Социально-экологическое взаимодействие. Уровень жизни общества – показатель соотношения между материальной и природной средой. Социально-бытовая среда и ее компоненты. Потребности человека в качественной окружающей среде. Влияние социально-бытовой среды на человека. Рекреационная среда и ее значение для человека. Трудовая среда и ее компоненты. Социально-экономическая и социально-психологическая составляющие трудовой среды. Потребности человека в качественной окружающей среде.

2.

Стратегии существования и развития цивилизации

2.1

Социально-экономические, культурные и религиозные причины экологического кризиса

Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор. Причины глобального экологического кризиса.

2.2

Концепция «пределов роста».

Связь проблемы ограничения природных ресурсов с проблемой экономического роста. Критерии развития и принципы рыночной экономики. Концепция «золотого миллиарда». Теория «рога изобилия». Антропогенное влияние на природную среду.

2.3

Сценарии перехода к «устойчивому развитию»

Концепция «устойчивого развития». Сценарии перехода к «устойчивому развитию». Стратегические задачи, стоящие перед человечеством. Методы и уровни управления экологической безопасностью.

2.4

Экологическое развитие России

Причины неблагоприятной экологической ситуации в современной России. Глобальные, национальные, региональные и локальные угрозы экологической безопасности России. Концепция и этапы перехода РФ к устойчивому развитию. Национальная экологическая доктрина России.

3.

Современные эколого-социальные проблемы

3.1

Экологическое право

Уровни экологического права. Конституция РФ об экологических правах граждан. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ; ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ, рассматривающий экологическую безопасность как элемент национальной безопасности. Экологические права граждан России. Региональное и местное законотворчество в области охраны окружающей среды. Органы управления и надзора по охране природы. Экологические преступления и экологическая ответственность.

3.2

Экологический контроль и мероприятия по охране окружающей среды

Система экологического контроля в России. Государственный и общественный экологический контроль. Экологическая безопасность. Экологическая оценка производств и предприятий. Экологическая экспертиза. Общественная и государственная экологическая экспертиза. Экологическая паспортизация. Экологическое нормирование. Предельно допустимые выбросы и предельно допустимые концентрации вредных веществ.

3.3

Экопатология. Экологическая токсикология

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Адаптации человека. Гигиена и здоровье человека. Экологические аспекты развития патологий у человека. Схема формирования экологозависимых заболеваний у человека. Экологическая токсикология. Ее влияние на образ жизни и здоровье человека.

3.4

Современные экологические движения в России и мире

Общая характеристика экологического движения в России. Главные особенности возникновения экологических движений в России, их цели и задачи. Разнообразие форм экологических организаций. Дефицит конструктивности как недостаток российского экологического движения. Участие России в международном экологическом сотрудничестве. Укрепление экологического сотрудничества в условиях нарастания угрозы экологической катастрофы (1948 - 1968 гг.). Международное экологическое сотрудничество на современном этапе. Экологические организации.

4.

Социум и проблемы его экологизации

4.1

Социальная среда. Современное состояние социальной среды. Демэкология

Социальная среда становления и развития человека. Факторы социальной среды. Социальная среда и качество жизни. Параметры качества социальной среды. Социальная политика и социальная среда. Понятие информационной и идейно-нравственной среды обитания человека. Информационная безопасность человека и общества. Идейно-нравственные основы развития человека и общества. Развитие цивилизации и динамика народонаселения. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Демографический аспект глобального экологического кризиса цивилизации. Демографические аспекты экологии. Социальная микросреда. Семья. Миграция населения. Урбанизация. Вынужденная миграция населения. Миграционная политика.

4.2

Проблема социопатий. Депривационные процессы в социальной среде

Социальная среда как фактор физического и социального здоровья человека. Социальное здоровье: понятие, факторы, пути сохранения и укрепления. Социальная болезнь: понятие, социальные и биологические факторы, пути преодоления. Депривационные процессы в социальной среде. Социальная депривация и социальная эксклюзия.

4.3

Основные этапы становления и развития экологической культуры. Экологическая и глобальная этика.

Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Природа как ценность. Основные теории экологической этики. Антропоцентризм, натуроцентризм, биоэтика, экологическая этика. А.Печчеи об управлении потребностями человека. Экологическая культура.

4.4

Экологическое воспитание

Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в религиозных концепциях. Основные принципы глубинной экологии. Глубинная экология как основа экологического образования. Экологическая педагогика. Экологическое воспитание. Экологическая философия. Экологическое искусство.

4.5

Социально-экологические аспекты социальной работы. Роль бакалавра социальной работы в решении социально-экологических проблем.

Понятие социальной безопасности. Угрозы социальной безопасности. Основные аспекты и уровни социальной безопасности. Влияние депривационных процессов в социальной среде на социальную безопасность. Экологизация социальной среды как условие безопасности социума. Принципы оптимизации состояния социальной среды. Методы и механизмы экологизации социальной среды. Значение экологизации социальной среды для безопасности социума. Экологическая идеология. Экологическая политика.


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Семинар



Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал