Каспийская модель регионального сотрудничества



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3   4


На правах рукописи

Ланда Камиль Газимагомедович

Каспийская модель регионального сотрудничества
Специальность: 23.00.04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук
Москва – 2010

Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».


Научный консультант: доктор исторических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации



Вячеслав Александрович Михайлов.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации



Камалудин Серажудинович Гаджиев;

доктор политических наук, профессор,



Сергей Сергеевич Жильцов;

доктор исторических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Александр Иванович Смирнов.
Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук

«Институт востоковедения

Российской академии наук»
Защита состоится 21 декабря 2010 года, в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д – 502.006.14 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, г. Москва, проспект Вернадского 84, 1-й учебный корпус, ауд. ____.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук отправлен в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для размещения на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет (http:vak.ed.gov.ru) 17 сентября 2010 г. по электронной почте по адресу: referat_vak@obrnadzor.gov.ru
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан «______» ноября 2010 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор юридических наук,

профессор Л. Ф. Болтенкова.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования. На современном этапе мирового развития и геополитических трансформаций приобретают особую актуальность исследования специфики южного направления внешней политики Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью выработки новой внешнеполитической линии России в ответ на усиливающуюся тенденцию влияния на Каспийский регион прикаспийских стран, «околокаспийских» государств, мировых центров силы.

Каспийское направление внешней и внутренней политики всегда было жизненно важным для России. Именно здесь своеобразно проявляется историческая матрица геополитических и этнополитических закономерностей российской политики. Геополитическое положение в наибольшей степени определяет характер внешнеполитических факторов обеспечения стабильного и безопасного развития региона. Другая важная характеристика Каспийского региона – его этнополитическая и этноконфессиональная специфика. Именно здесь происходили наиболее серьезные конфликты в межэтнической сфере, получили распространение религиозно-политический экстремизм и терроризм. Здесь же сохраняется реальная угроза целостности и безопасности России. Более того, в Каспийском регионе усилилось противоречие между процессами глобализации и регионализации в межгосударственной, межэтнической, конфессиональной и культурной сферах, не завершен «дележ» запасов углеводородов и путей транспортировки углеводородного сырья между мировыми акторами.

В этой связи возрастает значимость определения внешнеполитических приоритетов России в Каспийском регионе постсоветского пространства и выявления эффективных политических механизмов реализации модели рационального партнерства. Актуальность исследования заключается и в том, что модель сотрудничества в регионе – это именно тот алгоритм, который может объединить отдельных граждан и государства, культуры и цивилизации. Регион превратился в важнейшую ресурсную базу мировой экономики, и его значение будет возрастать по мере истощения энергоресурсов в других точках земного шара.

Появление новых независимых государств (ННГ) в значительной степени изменило геополитическую картину не только Евразии, но и всего мира. В результате этого и на прилегающем к Каспию постсоветском пространстве оказалась разрушенной, не только десятилетиями, а в некоторых случаях и столетиями налаживаемая, система социально-экономических, трансграничных, культурных, межнациональных и иных связей, но и естественно сложившаяся транспортная, энергетическая, военная инфраструктура, системы товарообмена и разделения труда. Место монолитного геополитического пространства СССР заняло фрагментированное «постсоветское» пространство, и вокруг Каспия появились еще три независимых государства (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) помимо России (как преемницы СССР) и Ирана. В связи с этим Каспий стал достоянием пяти государств и объектом притязаний государств и крупных транснациональных корпораций (ТНК).

Следует учитывать, что Каспий – объект, который находится под давлением целого комплекса нерешенных проблем, связанных с энергетическими, экологическими рисками, локальными конфликтами. До сих пор не согласованы многие аспекты правового статуса Каспийского моря, разграничение акватории моря, условия транзита энергоносителей и прокладки транскаспийских трубопроводов. Так, до распада СССР все возникшие споры вокруг Каспия решались Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 г. Установленные этими договорами режимы свободы судоходства и рыболовства (в последнем случае – за исключением десятимильной прибрежной зоны), запрет на плавание судов под флагами не каспийских стран продолжают действовать в настоящее время, поэтому должны строго соблюдаться. Это в равной мере относится и к «старым», и к «новым» прикаспийским государствам, главы которых вместе со своими коллегами из других государств – участников СНГ заявили в Алма-атинской декларации от 21 декабря 1991 г., что гарантируют соблюдение вышеназванных договоров до определения юридического статуса Каспия.

Своевременность изучения различных аспектов Каспийского региона становится особенно очевидной, если учесть, что без всестороннего анализа ряда вопросов невозможно понять как глубинные явления и характер, так и основные тенденции развития стран и народов этого региона. Изучение геополитических нюансов регионального развития требуется для определения механизмов совместного решения проблем Каспия, без чего нельзя разработать и реализовать комплекс необходимых мер и создания пятью прибрежными государствами общей региональной структуры, функционирование которой способствовало бы эффективному сотрудничеству государств Каспийского региона и созданию системы региональной безопасности.

Глобализация привела к новым размежеваниям социокультурного характера, обострила проблемы этнической и религиозной идентичности. Ряд исследователей прогнозируют «столкновение цивилизаций», войны по культурно-религиозному признаку в качестве ближайшей перспективы мирового развития. В тоже время рассматриваются вопросы сторонниками концепций межцивилизационного и межкультурного диалога культурного взаимопонимания и этноконфессиональной толерантности. В связи с этим любые геополитические изменения в рамках каспийского направления не могут не затрагивать национальных интересов Российской Федерации, как и не могут изолировать ее от участия в них. Внимание к внешнеполитическим усилиям России в этом регионе вызвано и тем, что он по своему географическому расположению, богатым углеводородным запасам и другим параметрам является стратегически важным регионом России.

Важно учитывать и тесную взаимосвязь военно-политических и экономических аспектов регионального развития. Ярким проявлением такой связи становится то, что политики, военные и экономисты все реже обращаются к категориям «холодной войны», а предпочитают использовать аргументы из сферы бизнес-мышления, но все равно воспринимают соседей не как партнеров, а как потенциальных конкурентов. Отсюда следует актуальность не только изучения специфики геополитического положения региона, особенности внешней политики входящих в него стран, но и поиска новых теоретических подходов к исследованию комплекса геополитических, геоэкономических и культурных проблем этого пространства, что может дать ключ к более глубокому пониманию сущности региональной модели сотрудничества.

Особое внимание к геополитическому климату Каспийского региона со стороны Российской Федерации вызвано и тем, что Юг России по своим экономическим, демографическим, национально-этническим, конфессиональным, культурным и иным характеристикам относится к числу наиболее сложных регионов. В связи с этим любые конфликты на территории каспийских государств, особенно подогреваемые извне, способны достаточно быстро перейти на российскую территорию. Все это требует разработки стабилизирующей геостратегии Российской Федерацией в Каспийском регионе, обеспечивающей ей занятие достойного места среди стран региона и безопасность внутреннего развития.

Специфические условия Каспийского региона определили исключительную для многонациональной и многокультурной пространства степень этнонациональной и конфессиональной мозаичности и многообразия. Эти и множество других факторов несут в себе огромный заряд конфликтогенности. К тому же многие из них относятся к сфере международных отношений региона и весьма трудно поддаются анализу с общепринятых подходов, основанных на реалистической, идеалистической, институциональной или иных парадигмах, традиционно используемых в теории международных отношений.



Степень научной разработанности проблемы. В имеющейся научной литературе до сих пор не рассматривались проблемы, связанные с созданием модели, определяющей развитие, взаимодействие и сотрудничество в Каспийском регионе при многих нерешенных противоречиях и разногласиях. Но, тем не менее, глубинные и быстроменяющиеся процессы в мировой геополитике и в частности в регионе рассматриваются российскими и зарубежными учеными.

В первую очередь появилось немало научных работ посвященных общим проблемам геополитики, истории ее становления и развития, анализу развития современных геополитических ситуаций, разработкам в регионе транспортно-коммуникационых путей для транспортировки углеводородов и соперничеству мировых государств и ТНК в разработке нефтяных месторождений Каспия: Б. Абдулина (2006), В. А. Гусейнова (2002), С. С. Жильцова, И. С. Зона, С. С Ушкова (2003, 2008), В. Н. Рагузина (1999), К. Э. Сорокина (1996), Т. Токаева (2009), и других.

Кроме того, вопросы нефтяного фактора в Каспийском регионе, его влияния на сотрудничество прикаспийских стран, экономическое развитие каждой из них и в сфере изучения правового статуса Каспийского моря, ставшего одним из важнейших элементов геополитики региона получили свое освещение в работах: Г. Алиева (2003), К. С. Гаджиева (2001), В. А. Гусейнова (2001, 2008), Т. Джуварлы (2001), С. С. Жильцова (2008), И. Заславского (2005), И. С. Зона (2008), И. Исингарина (2001), А. А. Конопляника (1998), Н. А. Косолапова (1999), Л. С. Рубан (2001), Н. И. Назарбаева (2003, 2010), П. И. Старченкова (2001), Л. О. Терновой (2005), А. М. Ушкова (2003), О. В. Фоменко (2001), Н. П. Шмелева (1999), Ю. К. Шафраника (2002), М. Ю. Чумалова (1999), И. Б. Эжиева и многих других.

Проблемы Каспийского региона рассматривались и анализировались и зарубежными исследователями и политологами, такими как Ж. Аттали, З. Бжезинский, Р. Блэкуилл, А. У. Бурк, И. Валлерстайн, Д. Ергин, Ш. У. Гарнет, Г. Кемп, Г. Киссинджер, М. Т. Клэр, М. Коллон, С. Кройцбергер, Д. Кьеза, Дж. Макдугал, К. Е. Мейер, Т. Мейсан, Д. Морган, Ф. Моро-Дефарж, Р. Пайпс, А. Рар, Дж. Роберт, Т. А. Сайко, А. Тойнби, С. Хантингтон, П. Хопкирк и др.

Немало работ в отечественной и зарубежной литературе посвящено геополитическим, геоэкономическим, конфессиональным и иным проблемам региона. В них проведен анализ отдельных современных проблем развития Каспийского региона, однако не достает целостности и комплексности в оценке разворачивающихся на Каспии современных геополитических событий, которые могут рассматриваться как новая «большая игра», только теперь между Россией и США: Е. В. Митяева (1999), О. В. Фоменко (2009), Ю. В. Беровский (2006), А. Б. Шныров (2004) и др.

Геополитика Каспийско-Кавказского региона в контексте региональной и национальной безопасности исследуется в научных трудах З. С. Арухова, М. А. Аствацатуровой, Ю. Н. Белозерова, В. С. Буянова, А. В. Возженикова, Г. В. Волкова, К. С. Гаджиева, Г. Д. Гриценко, В. Дегоева, И. П. Добаева, С. Н. Епифанцева, С. А. Ивановой, С. В. Кортунова, Д. В. Кротова, Д. Б. Малышевой, Н. П. Медведева, В. А. Михайлова, В. Е. Мишина, В. Н. Рябцева, В. В. Черноуса, М. М. Шульги, И. В. Юрченко, А. А. Язьковой и др.

Вопросы взаимовлияния межэтнического фактора, этнонациональной политики и социально-политических трансформаций исследованы в работах российских ученых: Р. Г. Абдулатипова, Д. М. Абдуллаева, А. К. Алиева, В. Ф. Алиевой, М. А. Багомедова, Л. Ф. Болтенковой, Г. Н. Гаджиева, А. Ф. Дашдамирова, А.-Н. З. Дибирова, К. В. Калининой, А. М. Магомеддадаева, А. А. Мацнева, Н. П. Медведева, В. К. Медведовой, В. А. Михайлова, Н. В. Михайловой, М. В. Столярова и др.

Кроме того, диссертантом были использованы работы геополитиков, политологов, конфликтологов, историков, философов, правоведов, социологов, экономистов, демографов по основным вопросам геостратегического, социально-экономического, этнополитического, этноконфессионального развития государств Каспийского региона.



Объектом настоящего исследования является Каспийское геополитическое пространство, в котором взаимоотношения государств, обществ, их различных социальных групп, в значительной степени определяются вопросами, возникающими в связи и по поводу использования различного рода ресурсов данного пространства (региона).

Предмет диссертационного исследования – теоретические, методологические и прагматические аспекты создания Каспийской модели регионального сотрудничества, характер ее функционирования, зависящей от выработки и принятия нормативных актов, регулирующих правовой статус Каспийского моря и вопросы сотрудничества государств на каспийском пространстве.

Рабочая гипотеза исследования. Проблемы регионального сотрудничества в бассейне Каспийского моря в целом и его составных частей нельзя рассматривать только с точки зрения интересов текущего периода; они должны тесно увязываться с потребностями и возможностями региональных акторов реализовать свои геополитические интересы в перспективе. Важно исходить из понимания того, что формирование модели регионального сотрудничества и ее слагаемых не может быть застывшим и постоянным по своим подходам и формам, по методам практической реализации. Отсюда следует учитывать реально сложившуюся ситуацию как в целом, так и в отдельных областях, а также прогноз наиболее вероятных тенденций развития и изменений как в регионе, так и во всем мире, которое будет оказывать как непосредственное, так и опосредованное влияние на формы, методы, интенсивность регионального сотрудничества, расширяя или сужая его рамки.



Цель исследования состоит в выявлении оптимальных факторов и свойств и параметров функционирования Каспийской модели регионального сотрудничества, которая бы наиболее эффективно служила геополитическим интересам России, не противореча интересам других субъектов регионального взаимодействия.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих научных задач:

– проанализировать специфику процесса становления и развития Каспийского региона, объективной необходимости геополитического утверждения в нем России;

– определить место и роль государств Каспийского региона и самого Каспийского региона в картине геополитического развития современного мира;

– раскрыть сущность важнейшего принципа геостратегии Российской Федерации, состоящего в понимании глубокой взаимосвязи развития региона с характером и направленностью внутриполитического развития и необходимости обеспечения опережающего социально-экономического и культурного развития приграничных регионов Российской Федерации и их активного включения в процесс регионального сотрудничества;

– доказать, что этнических конфликтов в Черноморско-Кавказском регионе исключительно посредством мирных переговоров на основе общепризнанных принципов демократии и легитимности, уважения прав и свобод наций способствует формированию устойчивых и долговременных моделей стабильности в этой части мира;

– установление основных «игроков» (субъектов) взаимодействия на Каспийском пространстве, необходимое для такого решения проблемы правового статуса Каспийского моря, при котором исключалась бы возможность иных не прикаспийских государств получить прямой доступ к транспортным маршрутам, акватории Каспийского моря и его энергоресурсам, при этом, водное пространство Каспия должно остаться в общем пользовании;

– раскрыть особенности политических шагов по противодействию стремлениям США и стран НАТО разместить свои военные базы на территории Грузии, Азербайджана и Туркменистана и дальнейшему их вступлению в Североатлантический альянс, используя все необходимые ресурсы, вплоть до военного устрашения (конечно, без применения силы в отношении того или иного государства);

– обозначить структуру основных геополитических интересов Российской Федерации в регионе, определенную объявлением Каспийского региона и пространства бывшего СССР особой зоной национальных интересов России, когда вмешательство иных государств в эти регионы рассматривается как угрозу безопасности и существования России, что позволяет приступить к разработке Концепции стратегической политики России в рамках этого пространства на ближайшие 40-50 лет;

– дать анализ процесса совершенствования средств и механизмов коллективной безопасности в рамках государств СНГ и Ирана на основе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), с включением в него и Ирана;

– выявить условия и возможности создания нефте-газовой организации прикаспийских государств при преимущественном участии ведущих мировых производителей – России и Ирана, на основе экономического сотрудничества государств Каспийского региона, с учетом того, что согласованная газовая политика данных государств могла бы сделать нефте-газовой рынок более стабильным и предсказуемым, а новый «нефте-газовый альянс» укрепил бы геополитические позиции России, содействовал сотрудничеству прикаспийских государств и ограничил бы нерегиональное вмешательство в порядок распределения энергоресурсов;

– исследования механизмов создания в Каспийском регионе более эффективного механизма сотрудничества международных акторов (Каспийских) на базе экономических пространств, как это функционирует на Черном море (ОЧЭС), на Балтике – Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева моря – Евро-Арктического региона и др.

– дать характеристику действиям международных акторов по дальнейшему противодействию попыткам строительства нефтепровода по дну Каспийского моря, прировняв их к «экологическому терроризму» и закрепив невозможность подобного строительства в Конвенции по правовому статусу Каспийского моря;

– исследования и разработки политических механизмов определения правового статуса Каспия;

– выявления путей, методов и средств сотрудничества региональных акторов по предотвращению этнических и межгосударственных конфликтов в Каспийском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах за счет выработки: стратегии социально-экономического и культурного развития Юга России до 2050 г. с учетом стратегических интересов России, содействия укреплению межрегиональных связей регионов России и государств Кавказа, Каспия и Центральной Азии в сферах экономики, реализации совместных инвестиционных и социальных проектов, интеграции культурного пространства государств, что должно способствовать замене западной экономической глобализации культурной глобализацией государств регионов (Кавказского, Каспийского и Центрально-Азиатского);

– исследования геополитических, экономических, социальных, этно-национальных и конфессиональных характеристик Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации и возможностей их воздействия на развитие событий в регионе.



Теоретико-методологическая база диссертационного исследования. В качестве принципа методологии диссертационного исследования выбран системный подход, базирующийся на взаимозависимости различных объектов познания. Системный подход позволяет исследовать регион как сложную систему, описываемую с помощью некоторой совокупности определенных качественных и количественных характеристик. При исследовании геополитической ситуации в Каспийском регионе были применены такие понятия данного метода, как «дифференциация», «устойчивость», «равновесие» и «обратная связь».

Системная методология позволяет осуществить диагностирование и анализ геополитической и геоэкономической устойчивости, стабильности, безопасности региона и всех государств в регионе с целью выработки обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений, в том числе в области внешней политики.

Автор, признавая наличие элементов альтернативности во внутренней логике политического процесса в регионе, тем не менее, исходит из детерминированности основных стратегических решений, определяемых ходом борьбы за выживание в условиях глобализации. При анализе накопленных в процессе исследования материалов диссертант руководствовался идеей здорового национального эгоизма, которая в его понимании подразумевает извлечение максимальной выгоды из двух- или многостороннего сотрудничества при максимальном учете интересов партнеров. Такой подход может обеспечить столь необходимые добрососедские отношения с пограничными странами. Как показывает практика минувшего десятилетия, ни попытки диктата в условиях отсутствия действенных рычагов для возможного силового решения возникающих проблем в регионе при игнорировании имеющихся экономических средств влияния, ни односторонние уступки ради сохранения видимости единства взглядов на проблему не приносят позитивных результатов.

Кроме того, при решении задач исследования автор опирался на два базовых, с точки зрения тематики диссертационной работы, теоретических понятия: «добрососедский характер отношений» и «многоплановое партнерство». Термин «добрососедство» в данном исследовании понимается как характер отношений государств, близких друг к другу географически, определяемый наличием у них общих интересов (региональных, военно-политических, экономических и т.п.). Другое ключевое понятие – «многоплановое партнерство» – определяется следующим образом: это политика двух государств, диктуемая необходимостью поисков путей добрососедства в отношениях между ними, а также близостью (либо совпадением) позиций по принципиальным вопросам мировой политики.

В работе использован широкий методологический инструментарий, интегрирующий исследовательские возможности политических методов, методов геополитики, социологии, этнополитологии, межгосударственных, межнациональных и межконфессиональных отношений, стратегического управления, объединенных принципами и подходами сравнительно-исторического, структурно-функционального, системного анализа. Именно междисциплинарный подход может обеспечить надежное и всестороннее раскрытие влияния глобализации на ситуацию в Каспийском регионе в рамках данного диссертационного исследования.

Опираясь на указанную методологию, а также исходя из предположения, что одним из основополагающих методологических принципов по установлению понятия «регион» или «пространство» является строгое его определение, диссертант выдвигает гипотезу, что перед нами геополитическое пространство, которое еще твердо не сформировалось и не превратилось в регион, однако он может и должен стать таковым в полном его смысле. Прежде всего, необходимо определить правовой Статус уникального мирового водоема – Каспийского моря.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал