Кейс 1 «Как превратить территорию в туристскую мекку–проблемы позиционирования»



Дата30.04.2016
Размер58.7 Kb.
Кейс 1

«Как превратить территорию в туристскую мекку–проблемы позиционирования»

  1. Описание ситуации

Развитие российских регионов связывают с туризмом, который был «объявлен» одним из основных источников привлечения инвестиций, руководители практически всех краев, областей и муниципальных образований заговорили о необходимости повышать туристскую привлекательность своих территорий. Однако далеко не всегда усилия, затраченные на создание интересной достопримечательности или туристского объекта, приводят к желаемому увеличению потока туристов в эти города и регионы. Почему так происходит, и как создать «правильный турпродукт» на конкретной местности?

Например, очень часто создатели достопримечательностей игнорируют специфику туристских маршрутов, проходящих по соседству. Когда путешествующие по Большому Золотому Кольцу туристы осматривают на маршруте более 70 соборов и монастырей, то заманить экскурсионную группу в еще одну восстановленную церковь поблизости будет затруднительно. Гораздо эффективнее в этой ситуации будет «сменить картинку», отстроившись от объектов-конкурентов. Так, в Ярославской области недавно запатентовали экскурсию-игру «Ярославль Первый»: что-то вроде детской игры «Казаки-разбойники», объединяющей познавательную викторину и прогулку по городу.

Во-вторых, грамотно созданная достопримечательность не должна быть «одинока»: важно разместить на прилегающей территории сопутствующие услуги и объекты, способные привлечь внимание туристов.

И наконец, сложно рассчитывать на большой поток туристов, если туробъект не уникален. Очередной музей валенка, утюга или крестьянского быта может быть замечательным, но вряд ли туристы специально поедут в другой город посмотреть на избу с печкой и прялкой. В то же время, даже при отсутствии особых культурных памятников или исторических шедевров туробъект может быть успешен. Главное — обнаружить дополнительные, часто неочевидные, ресурсы и возможности.

Объектом для формирования туристкой Мекки и позиционирования территории предлагается выбрать Ольхонский район. Территория района составляет 15,9 тыс. кв. км. Район отстал в своём социально-экономическом развитии и нуждается в поддержке. Уровень жизни ниже среднего,чем по Иркутской области. Доля населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума – 57 %, в то время как в среднем по области – 23,3 % (2013 г.). Транспортная удаленность от областного центра, от железных дорог и аэропорта тоже отрицательно сказывается на социальных условиях. Вместе с тем, район располагает определенными ресурсами для своего развития.К таким ресурсам можно отнести:

- пастбищные ресурсы Тажеранской степи и острова Ольхон как возможные ресурсы для развития сельского хозяйства; однако из-за климатических условий, а также из экологических соображений перспективное значение этих ресурсов ограничено;

- рыбные запасы Байкала и особенно Малого Моря;

- охотничьи угодья, способные привлекать туристов, но находящиеся в составе Прибайкальского национального парка, что налагает серьёзные ограничения на их использование;

- уникальные и известные повсеместно водные, рекреационные, природно-ландшафтные ресурсы побережья озера Байкал и острова Ольхон;

- наличие в основном постоянного населения, адаптированного к условиям жизнедеятельности в районе и образующего его трудовой потенциал;

- различные памятники оригинальной культуры, сформировавшиеся на стыке различных этнических традиций;

- само по себе географическое положение: относительно Байкала, относительно Иркутска (район представляет собой рекреационный хинтерланд Иркутской агломерации, а развитие туризма рассматривается как одно из важнейших направлений развития Юга области).

Перспективы рекреационного развития Ольхонского района ограничиваются экологическими соображениями. Туризм считают обычно экологичным видом деятельности, однако он связан также с множеством негативных тенденций, в первую очередь – в сфере экологии и культуры. Массы туристов несут с собой большие количества разнообразных отходов, а при невысокой культуре ещё привносят и сознательное разрушение и порчу природных объектов.

Нарастающий поток туристов при слабой развитости обслуживающей инфраструктуры приводит к растущему загрязнению побережья Байкала. Ситуация усугубляется тем, что туристический сезон очень короток (2-3 месяца в году) и количество удобных для проживания точек весьма ограничено. Это приводит к значительной концентрации экологической нагрузки, с которой биоценоз не справляется.



  1. Задания:

А) Предложите направления, которые могут составить основу стратегии развития Ольхонского района, используя методику SWOT-анализа. Можно (а необязательно) воспользоваться данными таблицы 1.

Б) Как, на ваш взгляд, правильно позиционировать данную территорию?

Таблица 1 – Исходная информация для проведения SWOT-анализа Ольхонского района

Сильные стороны:

1.рекреационные ресурсы (природные и антропогенные)

2. санитарно-курортные (лечебные грязи, минеральные источники) ресурсы

3. социокультурный фактор (благожелательное отношение местного населения к туристам)

4. имеется достаточное количество фактически незанятых или частично занятых, которые могут быть использованы в обслуживании туристов

5. инфраструктура рекреационного кластера ( туристические базы (и гостиницы), общественное питание (столовые, кафе), транспорт, сельскохозяйственный комплекс, срочные службы (полиция, скорая помощь, службы МЧС)

6. сектор дополнительных услуг, предоставляемых туристам.


Слабые стороны:

1. сезонность туристического бизнеса;

2. суровый климат

3. экологические ограничения;

4. слаборазвитая инфраструктура

6. недостаточная поддержка развития кластера на уровне местного самоуправления и региональной администрации

7. не хватает квалифицированного персонала

8. узкий спектр предложений для детей, молодежи, туристов среднего класса по средним ценам

9. недостаточное количество проектов по решению проблем повышения доходов от туризма в период снижения спроса на туристские услуги

10. несоответствие цен на услуги индустрии туризма качеству предоставляемых услуг (необоснованно завышенные цены даже по мировым стандартам)



Возможности:

1. уменьшение сезонности туризма (развитие зимнего туризма)

2. расширение рынка предоставляемых туристических услуг

3. возможности развития различных видов познавательного туризма (например, исторического туризма

4. транспортное строительство, электрификация района

5. появление серьезных инвесторов

6. развитие инфраструктуры

7. легализация туристического бизнеса

8. улучшение имиджа района, как туристического объекта

9. укрепление сети туристских агентств



Угрозы:

1. высокая вероятность стихийных бедствий

2. загрязнение окружающей среды

3. отказ участников кластера от сотрудничества



4. неблагоприятная криминальная обстановка.


Дополнительную информацию об Ольхонском районе можно получить на официальном сайте http://www.adm-olkhon.ru.

Источники информации, использованные для составления кейсов

  1. Макарова Н. //Деловой журнал «Губернский». - №5. – 2013.

  2. Гаврилова Т. И. Как превратить территорию в туристскую мекку. Достопримечательности, приготовленные по правилам //Деловой журнал «Губернский». - №5.- 2012.

  3. Официальный сайт Ольхонского района [Электронный ресурс] //Режим доступа : http://www.adm-olkhon.ru.

  4. Кириллова, Т.К. Экологические ограничения развития туризма на территории Ольхонского района [Текст] / Т.К. Кириллова // Безопасность регионов - основа устойчивого развития. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2009. – Том 2. С. 186-190

  5. http://irkipedia.ru/content/baykalsk_vinokurov_ma_suhodolov_ap_goroda_irkutskoy_oblasti

  6. http://planetasmi.ru/blogi/comments/22838.html

  7. http://www.case.korusconsulting.ru/articles/articles_176.html




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал