Климатическая стратегия Санкт-Петербурга Общие положения



Скачать 295.84 Kb.
Дата26.04.2016
Размер295.84 Kb.

Проект


Климатическая стратегия Санкт-Петербурга
1. Общие положения
Климатическая стратегия Санкт-Петербурга на период до 2030 года является базовым документом стратегического планирования развития Санкт-Петербурга
в условиях наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата и определяет комплекс взаимосвязанных адаптационных мер в отношении отраслей городского хозяйства, объектов городской инфраструктуры, экосистем и здоровья населения Санкт-Петербурга.

Российской Федерацией 17 декабря 2009 года принята Климатическая доктрина, ставшая основой политики государства в отношении проблемы изменений климата. Климатическая доктрина определила необходимость применения информационных, нормативно-правовых, экономических и иных инструментов, а также необходимость разработки адаптационных мер и мер


по смягчению антропогенного воздействия в условиях изменяющегося климата
при среднесрочном и долгосрочном планировании развития государства на всех уровнях государственной власти.

Неоднородность проявления климатических изменений в различных регионах Российской Федерации является основанием для реализации своевременных мер,


в первую очередь, на региональном и местном уровнях, с учетом индивидуальных природных и социально-экономических особенностей конкретной территории.

Разработанная Стратегия служит основой для решения первоочередных задач


в области климатической политики Санкт-Петербурга и определяет направления совместных и скоординированных действий органов государственной власти, бизнес-структур, общественных организаций и населения на пути к климатически устойчивому развитию Санкт-Петербурга.

Стратегия является первым шагом в реализации положений Экологической политики Санкт-Петербурга на период до 2030 года в части предупреждения рисков, обусловленных климатическими изменениями, с целью обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Общие положения Стратегии разработаны в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов – Климатической доктрины Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года, Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, Экологической доктрины Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иных стратегических документов.

Основные оценки, приведенные в Стратегии, базируются на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в области изменения климата. Информационную и методическую основу составляют Оценочные доклады Межправительственной группы экспертов по вопросам изменения климата Организации Объединенных Наций, Оценочные доклады об изменениях климата


и их последствиях на территории Российской Федерации, материалы
к Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 годов и их влиянии на отрасли экономики России, Оценке макроэкономических последствий изменения климата на территории Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу и др.

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

Абразия – процесс разрушения берега и мелководья морскими волнами.

Адаптация – приспособление природных, антропогенных или смешанных природно-антропогенных систем в ответ на фактическое или ожидаемое воздействие климата или его последствия, которое позволяет уменьшить вред


или использовать благоприятные возможности.

Волны тепла/холода – эпизоды длительных положительных/отрицательных аномалий температуры.

Городское хозяйство – совокупность отраслей и видов деятельности, которые относятся к градообслуживающей сфере, имеют социально-ориентированный характер и находятся в области прямого регулирования городских органов власти.

Городской остров тепла – территория во внутренней части большого города, характеризующаяся повышенными по сравнению с периферией температурами воздуха.

Затопление – повышение уровня воды водотока или водоема, приводящее
к образованию свободной поверхности воды на участке территории.

Изменение климата – изменение состояния климата, которое может быть определено как изменение средних значений и/или изменчивость его свойств, сохраняющееся в течение длительного периода – обычно несколько десятилетий или больше, и вызванное естественными внутренними процессами или внешними воздействиями, а также устойчивыми антропогенными изменениями в составе атмосферы или в землепользовании.

Негативное воздействие вод – затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Опасное природное явление – событие природного происхождения


или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Подтопление – повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.

Риск – величина, рассчитываемая как произведение вероятности опасности, возникающей в результате изменения климатических параметров, на условную вероятность уязвимости объекта, который может оказаться подверженным этой опасности, выражается в долях единицы или процентах.

Уязвимость к изменению климата – степень, в которой данная система восприимчива к неблагоприятному воздействию в результате изменения климата


и неспособна противостоять негативным воздействиям изменения климата, включая изменчивость климата и экстремальные климатические явления.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды


и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, их последствий;
2. Генеральная цель, стратегические приоритеты и основные показатели реализации Стратегии
Ключевым элементом климатической политики Санкт-Петербурга является адаптация к изменениям климата. Реализация адаптационной политики предусматривает необходимость разработки планов адаптационных мероприятий для каждой отрасли городского хозяйства Санкт-Петербурга на основе определения климатических угроз, вероятности их проявления, оценки уязвимости
к климатическим изменениям объектов городской инфраструктуры, экосистем
и групп населения и последующей оценки климатических рисков. Первоочередные адаптационные мероприятия должны быть направлены на снижение
и предотвращение наиболее вероятных рисков, которые могут привести
к значительному социальному, экономическому и экологическому ущербу.

В связи с этим генеральной целью реализации Стратегии является создание условий для оценки и мобилизации потенциала развития Санкт-Петербурга


в условиях изменяющегося климата посредством своевременной реализации адаптационных мероприятий, направленных на снижение и (или) предотвращение климатических рисков в отношении отраслей городского хозяйства, объектов городской инфраструктуры, экосистем и здоровья населения Санкт-Петербурга.

Успешная реализация адаптационной политики возможна при достижении следующих стратегических приоритетов:



- повышение уровня информированности населения и лиц, принимающих решения, по проблеме изменений климата и их последствий;

- совершенствование нормативного правового регулирования


и государственного управления в области минимизации и предотвращения региональных климатических рисков;

- развитие адаптационного потенциала региона с учетом ресурсной обеспеченности;

- развитие и внедрение современных механизмов управления региональными климатическими рисками.

Основными показателями успешной реализации настоящей Стратегии должны быть:

- увеличение доли защищенных от негативного воздействия вод территорий Санкт-Петербурга до 95% к 2030 году;

- увеличение численности защищенного от негативного воздействия вод населения, проживающего на территории Санкт-Петербурга, до 95% к 2030 году.


3. Климатическая характеристика территории Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург является одним из крупнейших российских городов как по численности населения (по состоянию на 1 января 2015 года –5197,1 тыс. человек), так и по площади (1439 км2), что обусловливает мощный потенциал развития региона. В то же время природно-климатические особенности региона и вызванные ими риски могут послужить препятствием на пути к устойчивому развитию
Санкт-Петербурга в случае их игнорирования.

Климат Санкт-Петербурга является переходным от морского


к континентальному, с умеренно холодной зимой и умеренно теплым летом.

Среднегодовая температура воздуха, по данным многолетних наблюдений, составляет 5,6°С. За последнее тридцатилетие на территории Санкт-Петербурга, помимо заметного увеличения среднегодовой температуры атмосферного воздуха, наблюдаются также уменьшение продолжительности зимнего сезона (отклонение


от нормы за период 1961-1990 гг. – около 6 дней), значительное уменьшение числа дней с аномально холодной погодой (ниже -15°С), отчетливая тенденция
к увеличению числа дней с оттепелью в зимнее время (от 12 дней в декабре
до 6 дней в феврале). В теплое время года наблюдается увеличение числа дней
с аномально жаркой погодой (с 15-20 до 25-30 дней в году). Суммарное изменение температурного режима в городе за последние 30 лет составило 1,7°С, 3,5°С –
в зимний период, 1,5°С – в летний период. Приведенные тенденции будут сохраняться и возрастать на протяжении XXI столетия. При этом будет увеличиваться вклад городского острова тепла в общую тенденцию изменения температурного режима Санкт-Петербурга, что сделает более заметными температурные различия между центральной и периферийной частями
Санкт-Петербурга в сторону понижения температуры атмосферного воздуха
в окрестностях более чем на 0,5-1,5°С.

Санкт-Петербург по своему географическому местоположению попадает в зону избыточного увлажнения, обусловленного интенсивностью и частотой циклонов,


а также влиянием близости Финского залива и больших озер, прежде всего, Ладожского. Среднегодовая сумма осадков составляет 653 мм, при этом
их внутригодовое распределение достаточно неравномерное: за теплый период (апрель-октябрь) выпадает около 70% осадков. Наблюдаются также различия
в количестве выпадающих осадков между центральной и периферийной территориями Санкт-Петербурга: в северной части города и на севере пригородной зоны годовое количество осадков больше, чем в центральных районах, приблизительно на 10-12%.
Количество жидких осадков за последние десятилетия увеличилось на 35%,
а твердых и смешанных уменьшилось, что может быть связано с общим трендом глобального потепления. Кроме того, наметилась тенденция к увеличению числа дней с сильными осадками (больше 15 мм/сутки). Согласно предварительным оценкам, к концу XXI столетия увеличение количества (с преобладанием жидких
и смешанных осадков) и интенсивности выпадающих осадков в регионе может составить 20% для обоих показателей.

Повышение уровня Балтийского моря к концу XXI века может достигнуть


40-100 см.

Вследствие повышения температуры воздуха в холодный период года, увеличения количества выпадающих осадков, а также увеличения повторяемости оттепелей, прогнозируется дальнейшее смещение сроков образования и разрушения устойчивого снежного покрова на территории Санкт-Петербурга, уменьшение его высоты, увеличение запасов воды в снеге.

Частая смена арктических холодных воздушных масс теплыми атлантическими в осенне-зимний период, а также повышение температуры воздуха будут способствовать изменению характера процесса ледообразования
и его продолжительности. Продолжительность ледового сезона в Финском заливе
к концу XXI столетия может уменьшиться на 2 месяца. Прогнозируется также дальнейшее уменьшение площади дрейфующих и припайных льдов и их толщины.

Таким образом, наблюдается и прогнозируется тенденция увеличения числа


и интенсивности опасных природных явлений в регионе, критерии определения которых разработаны Росгидрометом совместно с МЧС и представлены
в утвержденном Перечне опасных явлений по Санкт-Петербургу, включая
г. Крондштадт, г. Ломоносов, г. Павловск, Петродворцовый, Пушкинский
и Колпинский районы. Среди гидрологических явлений наибольшую опасность представляют сгонно-нагонные и зажорные явления. При этом прогнозируется увеличение общего количества наводнений более чем на 40% с увеличением количества особо опасных наводнений на 30%.

Помимо определенных Перечнем явлений, для Санкт-Петербурга выявлена угроза дальнейшего развития опасных экзогенных геологических процессов
и явлений – в первую очередь, абразии берегов и подтопления территории грунтовыми водами.


4. Оценка негативного воздействия вод на территорию

Санкт-Петербурга, обусловленного климатическими изменениями
Близость Балтийского моря, обилие внутренних водных ресурсов, наблюдающиеся и прогнозируемые изменения климата, а также сложные геологические и гидрогеологические особенности Санкт-Петербурга являются причиной возникновения угроз, в первую очередь, связанных с негативным воздействием вод.

4.1. Береговая абразия
Интенсивность опасных экзогенных процессов в морской береговой зоне (абразия берегов) определяется как геолого-геоморфологическими факторами,
к которым относятся геологическое строение береговой зоны, современный тектонический режим, особенности рельефа берегов и подводного берегового склона, так и комплексом гидрометеорологических (климатических) факторов, непосредственно приводящих к экстремальным размывам. Наиболее интенсивные размывы берегов Финского залива в результате абразионных процессов наблюдаются при сочетании трех факторов – штормовое волновое воздействие
(с высотой волны не менее 2 м) при прохождении активных западных циклонов, сгонно-нагонные явления и отсутствие ледяного покрова. В то же время негативное воздействие на устойчивость берегов оказывают техногенные процессы (подводная добыча песчаного материала, строительство гидротехнических сооружений, отсутствие научно-обоснованной стратегии берегозащиты, строительство объектов рекреационной инфраструктуры и стихийные меры по берегозащите в прибрежной полосе и т.д.).

В пределах Санкт-Петербурга общая протяженность берегов Финского залива составляет 190 км. Согласно проведенным оценкам, в пределах Курортного района берега Финского залива размываются и отступают на значительном протяжении. Средняя скорость размыва берегов составляет около 0,5 м/год, на отдельных участках берега в пос. Ушково, Комарово, Репино, на м. Дубовской – 0,8-1,0 м/год, максимальные скорости размыва берега (до 1.8 м/год) наблюдаются на участке берега к востоку от устья р. Приветная, а минимальные размывы характерны


для песчаных пляжей пос. Солнечное – г. Сестрорецк. В береговой зоне Невской губы абразия берегов не столь интенсивна – активный размыв (со скоростью около 1,5 м) затрагивает отдельные участки северного берега Невской губы, включая пляж имени 300-летия Санкт-Петербурга.

На протяжении последнего десятилетия наиболее опасные размывы берегов наблюдались в осенне-зимние сезоны 2006-2007 и 2011-2012 гг. В ходе серии зимних штормов в декабре 2011 года наблюдался размыв авандюны на всем


ее протяжении в пос. Комарово с безвозвратным выносом из береговой зоны пляжного песчаного материала, разрушение объектов пляжной инфраструктуры,
на отдельных участках абразионный уступ отступил на расстояние более 10 м только за декабрь 2011 года. Зафиксировано затопление прибрежных территорий
в районе пос. Горская, что повлекло за собой нарушение инженерно-геологической несущей способности приповерхностной части геологического разреза, был нанесен серьезный урон берегозащитным сооружениям Курортного района, частично разрушен променад в пос. Репино. Были затоплены участки Приморского шоссе
в пос. Репино.

4.2. Нагонные наводнения
Морфометрические особенности Финского залива (главным образом, вытянутость его акватории в направлении движения господствующих циклонов),
в сочетании со штормовыми западными ветрами определяют условия для опасных повышений уровня воды в устье реки Невы при чередовании сгонных и нагонных явлений.

Под наводнением в Санкт-Петербурге следует понимать подъем уровня воды


у в/п Горный институт выше 160 см относительно нуля Балтийской системы высот (БС). При этом опасными считаются наводнения с повышением уровня воды
до 210 см БС, особо опасными – до 299 см БС и катастрофическими – выше
300 см БС.

За всю историю в Санкт-Петербурге зафиксировано 309 наводнений


с подъемом воды более 160 см БС, из них 210 с подъемом более 210 см БС. Согласно проведенным оценкам, за последнее тридцатилетие более чем на 30%
по сравнению с периодами XIX и XX веков возросло количество особо опасных наводнений, при этом катастрофические наводнения не наблюдались. По последним данным, 16 ноября 2010 года уровень воды поднимался до отметки 187 см БС,
28 декабря 2011 года – 170 см БС.

Максимум повторяемости наводнений в последнее тридцатилетие сместился


с осени на зиму, особенно значительно возросло их количество в январе.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга (КЗС), строительство которого завершилось в 2011 году, позволяет при своевременном предупреждении полностью избавить Санкт-Петербург от морских нагонных наводнений


при прогнозируемом подъеме уровня воды выше 160 см БС. В огражденной акватории Невской губы, при этом, возможны подъемы воды (за счет ветровой денивеляции водной поверхности, а также вследствие аккумуляции стока реки Невы за время наводнения) до отметки 180 см БС. В то же время для прибрежных территорий Курортного, Петродворцового, Кронштадтского и Приморского районов Санкт-Петербурга увеличивается угроза затопления при закрытии створ КЗС.
Во время наводнения 28-29 декабря 2011 года подъём воды в Сестрорецке составил 2,2 м БС, что привело к значительному размыву берегоукрепления парка Сестрорецкие «Дубки», выполненного в 2010 году.
4.3. Зажорные наводнения
Зажоры, возникающие на реке Неве, представляют собой плотные скопления мелкобитого кристаллического льда и шуги, стесняющие живое сечение русла
на 70-80%.

Для формирования зажоров необходимо совпадение нескольких факторов – резкое понижение температуры, наличие ледяной кромки на реке Неве и высокий уровень воды в Ладожском озере.

Морфометрические особенности Невы (наличие поворотов, сужение русла, переломов продольного профиля) обусловливают формирование зажоров из года
в год в одних и тех же местах: первый участок – от моста Петра Великого
до Володарского моста, второй участок – от п. Рыбацкое до п. Усть-Ижора.

За всю историю Санкт-Петербурга наблюдалось свыше 80 зажорных наводнений. Продолжительность стояния высоких зажорных уровней может быть более 30 дней. Подъем уровня воды из-за стеснения русла реки рыхлым льдом достигает 3,0-3,5 м, а на участке выше Володарского моста максимальные зажорные уровни превышают нагонные. При мощных зажорах с повторяемостью максимального уровня 1 раз в 20-25 лет и реже подвергается затоплению


и подтоплению прибрежная территория вдоль Невы и ее притоков – рек Ижоры, Славянки и Тосны.

Несмотря на то, что зажорные явления на Неве отмечается ежегодно,


за последние 15 лет достижение опасных отметок и затопление прибрежных зон Невы отмечалось в 2004/2005 и 2009/2010 годах.
4.4. Подтопление территории грунтовыми водами
На территории Санкт-Петербурга выделяют 2 подтипа гидродинамического режима грунтовых вод: для периферийных районов с рассредоточенной застройкой и обилием зеленых массивов характерен естественный и слабонарушенный гидродинамический режим, для островной части города гидродинамический режим нарушенный, что вызвано сплошным запечатыванием территории. Отсутствие зон активного дренирования подземных вод в пределах исторического центра города предопределяет подтопление территории, усиливающееся в местах утечек канализационно-ливневых, водопроводных и других коммуникаций, а также за счет конденсационных процессов. В настоящее время практически всю островную часть города можно рассматривать как зону потенциального подтопления.

Результаты оценки изменения глубины залегания уровня грунтовых вод


в условиях изменяющегося климата свидетельствуют о том, что отптимистичный сценарий изменения климата, или более холодный сценарий, является более опасным с точки зрения подтопления грунтовыми водами.

5. Оценка воздействия климатических изменений на территорию
и население Санкт-Петербурга

5.1. Оценка воздействия климатических изменений на отрасли и объекты городского хозяйства Санкт-Петербурга
5.1.1. Инженерно-транспортные сети, транспорт
Увеличение численности населения, градостроительное освоение новых территорий города, расширение туристических и торгово-транспортных отношений, рост автомобилизации Санкт-Петербурга, уровень которой составляет
380 автомобилей на тысячу жителей, обусловили необходимость более активного развития транспортной инфраструктуры города. Протяженность улично-дорожной сети в административных границах Санкт-Петербурга составляет 3270 км, средняя плотность сети колеблется по разным районам города от 2,6 км/км2 в районах новой застройки до 14 км/км2 в центральных районах. Протяженность сети железных дорог с пригородным сообщением в границах Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет 2,2 тыс. км. Несмотря на это, Санкт-Петербург имеет сравнительно невысокие показатели плотности городской сети общественного транспорта (в пересчете на 1 км2) и транспортного охвата территории (в пересчете на 1 жителя города).

Наземная транспортная инфраструктура испытывает преимущественно негативное воздействие происходящих изменений климата. Основными проблемами климатозависимого характера являются содержание дорог и путей, безопасность


и бесперебойность движения в сложных погодных условиях.

Дорожно-транспортная аварийность напрямую зависит от состояния путей, дорожного покрытия и видимости на маршруте.

Наиболее опасным считается осенне-зимний период, когда скользкость
на дорогах усиливается в связи с гололедицей, гололедом, черным льдом, снежным накатом. Видимость на дороге также усложняется в результате чрезмерного выпадения жидких и смешанных осадков, метелей, туманов.

В жаркий период года движение наземного транспорта, в том числе рельсового, может быть затруднено в связи с изменением состояния дорожного покрытия под влиянием высоких температур – развитие дополнительной колейности на дорогах, изменение целостности рельс в результате разрушения нагретого дорожного полотна и др. Интенсивные ливневые осадки, летние туманы способствуют ухудшению видимости на пути следования.

Инфраструктура водного транспорта Санкт-Петербурга представлена Большим портом Санкт-Петербурга, включающим 5 бассейнов, Василеостровский грузовой порт, Кронштадтский порт и порт г. Ломоносов и соединенным с Балтийским морем Морским каналом протяженностью 27 миль, который открыт для захода судов круглый год.

Для речного и морского транспорта основную опасность представляют зажорные и сгонно-нагонные явления (с высотой волн более 10 м), влекущие материальные потери в результате физического повреждения судов и потери ходового времени.

Рост пассажирского оборота аэропорта «Пулково», уровень которого
в 2014 году достиг 14,3 млн человек, свидетельствует об активном развитии авиационного транспорта в Санкт-Петербурге. Оценка влияния ожидаемых изменений климата на авиацию затруднена в связи с недостаточностью получаемой с помощью климатических моделей информации о будущих условиях в верхней тропосфере и стратосфере (изменение температуры и скорости ветра с высотой, мощность облаков, зоны обледенения и т. д.).

Линейные объекты инженерной инфраструктуры города также подвержены воздействию климатических изменений.

Общая протяженность сети водопроводов Санкт-Петербурга составляет
6 755,0 км, канализационной сети – 8 240,6 км, при этом около 64% и 44% сетей соответственно сильно изношены и имеют срок эксплуатации более 40 лет. Около 70% всей территории города имеет общесплавную канализацию, в которую поступают как хозяйственно-бытовые, промышленные, так и поверхностные (дождевые, талые) стоки.

В отношении водопроводных и канализационных сетей повышение температуры воздуха, возникновение волн тепла/холода и чрезмерное выпадение осадков может привести к возникновению непрогнозируемого размыва и подвижкам грунта, что приведет к нарушению целостности сетей. Резкие перепады температур в сочетании с ливневыми продолжительными осадками также обусловливают замерзание устройств приема талых и дождевых вод. Негативное воздействие вод на территорию Санкт-Петербурга может привести к увеличению гидравлической нагрузки на канализационные сети, к вытеканию сточных вод на рельеф местности


и попаданию воды водоисточника реки Невы в распределительную водопроводную сеть города.

Суммарная протяженность газопроводов Санкт-Петербурга составляет


7 321,0 км, из которых 81% (5 905,0 км) – подземные газопроводы, 19% (1 416,0 км) – надземные газопроводы. По официальным оценкам, подземные газопроводы протяженностью 2 276 км (59%) эксплуатируются свыше 40 лет, что значительно повышает степень подверженности сетей воздействию климатических изменений. Особую опасность представляют территории, на которых отсутствуют зоны
для перекладки и увеличения диаметров газопроводов и на которых предполагается строительство локальных источников тепла, что может привести к увеличению нагрузки на газораспределительные сети.

Аварийность газораспределительной сети Санкт-Петербурга зависит


от устойчивости материалов к термодинамическим нагрузкам при повышении температуры атмосферного воздуха, при возникновении волн тепла или холода. Аварийность на линиях электропередач (разрыв проводов и разрушение опор) может быть усилена под действием ветровых нагрузок, частой сменой переходов температуры через 0°С, увеличением количества жидких и смешанных осадков
в зимний период.
5.1.2. Строительство и реконструкция зданий и сооружений
Возникновение экстремальных атмосферных нагрузок (снеговые, ветровые
и гололедные нагрузки, а также температурные воздействия) и неполное соблюдение регламентов эксплуатации может стать причиной повышения аварийности зданий и сооружений. Это обусловливает необходимость учета актуализированной климатической информации в составе нормативных
и регламентирующих документов, используемых при строительном проектировании.

Основным регламентирующим документом является СП 131.13330.2012 «Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01–99» (вступил в силу с 1 января 2013 года), в котором содержатся сведения о текущих климатических параметрах, учитываемых при строительстве в городах и регионах Российской Федерации. В то же время в СП 131.13330.2012 не учтены прогнозируемые климатические изменения, в том числе повышение уровня моря, изменение снежного покрова и ледового режима.


СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85» содержит актуализированную информацию об атмосферных нагрузках за исключением сведений о гололедных нагрузках.

Природно-климатические особенности каждого региона определяют необходимость разработки и утверждения территориальных строительных норм,


а также региональных документов по регламентации атмосферных нагрузок.
5.1.3. Городское планирование
Территориальное планирование Санкт-Петербурга осуществляется
в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 №728-99. Градостроительное планирование развития города на период до 2028 года с утверждением новой редакции Генерального плана будет осуществляться с учетом определенных границ зон затопления и подтопления,
что значительно уменьшит негативное воздействие вод на территорию и здоровье населения Санкт-Петербурга.

Изучение воздействий изменения климата на традиционные исторически сложившиеся виды деятельности населения, связанные с дачным строительством, садоводством и огородничеством на землях Санкт-Петербурга площадью


около 2,6 тыс. га, показывает, что изменения могут носить положительный характер для урожайности за счет улучшения условий теплообеспеченности, увлажнения, увеличения длительности вегетационного и безморозного периодов. На некоторых территориях традиционным видам деятельности может препятствовать увеличение подтопления в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. Среди безусловных отрицательных последствий потепления климата можно выделить увеличение популяций некоторых теплолюбивых вредителей.

Суммарная площадь зеленых насаждений в Санкт-Петербурге оценивается


в 43 тыс. га, что составляет 30% территории города, причем большую половину занимают городские леса. На долю особо охраняемых природных территорий приходится 4% территории города. Увеличение продолжительности теплого периода года улучшит условия для выполнения основных функций зеленой зоны,
к которым относятся рекреация и обеспечение отдыха населения. В то же время увеличение числа дней с пожароопасной обстановкой, подтопление территории, увеличение вероятности массового размножения вредителей может привести к повышению лесопатогенности.
5.2. Последствия изменения климата для здоровья населения
Прямое и опосредованное влияние климатических изменений на здоровье населения разнообразно. В результате прямого воздействия ожидается увеличение заболеваний и смертности людей в дни с аномально высокими и/или низкими температурами, а также рост числа смертельных исходов, травматизма, постшоковых состояний в результате наводнений и др. Косвенное влияние проявляется в ухудшении условий жизни населения, в том числе в результате опасных природных явлений – в частности, в повреждении домов и инфраструктуры коммунального хозяйства при изменении климата, дефиците питьевой воды должного качества, ухудшении качества дорог, повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха и др. Климатические изменения являются также одним
из факторов роста инфекционных и паразитарных заболеваний, поскольку они приводят к изменению традиционных ареалов возбудителей и переносчиков этих заболеваний.

Жители Санкт-Петербурга в результате воздействия низкой температуры, сильного ветра и повышенной влажности воздуха подвержены простудным заболеваниям легких и верхних дыхательных путей. Эпидемии гриппа также получили широкое распространение в результате формирования условий


для размножения вирусов в воздухоносных полостях организма и их последующей массовой передачи воздушно-капельным путем. Под воздействием низких температур увеличивается частота повреждений (обморожение, гипотермия, случайные повреждения и т.п.) и заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, кровообращения, кожи. В Санкт-Петербурге в настоящее время встречается эффект «северной пневмонии», возникающий в результате развития синдрома первичной северной артериальной гипертензии малого круга кровообращения.

Прогнозируемое в XXI веке потепление зимних месяцев может привести


к улучшению сезонных показателей здоровья населения Санкт-Петербурга,
в первую очередь за счет сокращения смертности от сердечно-сосудистых
и респираторных заболеваний. Вместе с тем учащение волн тепла в летний период будет оказывать негативное воздействие на здоровье. Согласно проведенным исследованиям, в северных городах волны холода оказывают большее воздействие на смертность населения, чем волны тепла, за исключением длительных жарких периодов. В Санкт-Петербурге во время прерывистой волны тепла, состоявшей
из 3 отдельных волн длительностью от 4 до 6 дней, в июле 2010 года смертность
по отношению к тому же периоду 2009 года возросла на 30,2% (4,4 тыс. дополнительных случаев смерти) и только от заболеваний системы кровообращения на 2,8 тыс. случаев.

Волны холода/тепла различным образом влияют на возрастные категории населения. Согласно проведенным оценкам, дополнительная смертность


от инфарктов и всех естественных причин при волнах холода среди пожилых людей выше, чем среди более молодого работающего населения.

Помимо роста зимних температур, в Санкт-Петербурге наблюдается тенденция к уменьшению средней скорости ветра, что не только способствует ощущению большего физиологического комфорта, но и снижает заболеваемость некоторыми простудными и инфекционными заболеваниями.

Изменение климата оказывает влияние на распространенность
природно-очаговых заболеваний, изменяя условия существования популяций переносчиков и условия развития возбудителей в переносчике, что влечет за собой изменение возможностей передачи многих болезней человека и животных, распространяющихся с помощью членистоногих.

Прогнозируемые изменения температуры и осадков могут привести


к ограничению доступности и снижению качества питьевой воды и увеличению количества инфекционных заболеваний, связанных с водой. В ряде стран мира доказано, что увеличение среднемесячной температуры воздуха и поверхностных вод ведет к увеличению случаев заболеваний бактериальной дизентерией, кампилобактериозом, сальмонеллезом и другими желудочно-кишечными заболеваниями.
5.3. Оценка воздействий климатических изменений
на экономику Санкт-Петербурга

Климатические изменения воздействуют на экономическое развитие
Санкт-Петербурга прямым и косвенным способом. Прямые последствия предполагают существенные ожидаемые изменения в направлении развития экономики, обусловленные уязвимостью ее отдельных отраслей. Косвенные экономические последствия отражают реакцию секторов городского хозяйства
на выявленные прямые последствия изменения климата. Указанная реакция может проявляться как в снижении или смягчении воздействия на климатообразующие факторы, так и в адаптации основных элементов экономической системы
к изменившимся условиям.

Оценка перспектив экономического развития Санкт-Петербурга в условиях изменяющегося климата должна быть основана на результатах оценки ущерба


для объектов городской инфраструктуры, экосистем и населения.

К наиболее заметным последствиям потепления климата относится изменение характеристик отопительного периода и периода кондиционирования,


что обусловливает необходимость экономической оценки потенциального снижения энергозатрат на отопление в холодный период года с одновременным увеличением энергозатрат на кондиционирование в теплый период. Учитывая наблюдающееся
и прогнозируемее увеличение количества выпадающих осадков, высокую повторяемость заморозков и оттепелей, частую смену воздушных масс, наблюдаются частые тепловые потери зданий и сооружений, что значительно снижает экономическую эффективность затрат.

Другим значимым последствием для энергетического комплекса является повышение водопотребления для хозяйственно-бытовых нужд в связи


с повышением температуры атмосферного воздуха, особенно в летний период,
что также может привести к увеличению затрат на водопотребление.

Проблемы водоотведения в городе связаны, в основном, с ущербом окружающей среде в результате сброса неочищенных (или плохо очищенных) ливневых стоков. Проблемы водоснабжения имеют более ощутимые экономические последствия. С учетом изношенности водораспределительной сети города возрастает риск частых повреждений трубопроводов с отключением потребителей от водоснабжения, в том числе с вторичным загрязнением питьевой воды,


что обусловливает затраты на улучшение качества воды.

Неучтенные расходы и потери питьевой воды на водопроводных сетях,


в том числе в результате возникновения аварийных ситуаций, в целом по городу
в 2012 году составили 86 229 тыс. м3 (или почти 13% от всей подаваемой воды).

Тепло- и газоснабжение города также подвержено воздействию климатических изменений. Перебои с подачей тепла и газа могут возникнуть в результате негативного воздействия поверхностных и подземных вод, особенно с учетом длительного общего срока службы и межремонтного периода трубопроводов (всплывание газопроводов, нарушение их целостности и др.). Кроме того, отсутствие системы автоматизированного контроля потребления тепла в зданиях влечет перерасход энергии для отопления и горячего водоснабжения


при централизованном теплоснабжении и увеличение неэффективности расходования средств.

В отношении строительства зданий и сооружений изменение климатических параметров влияет на продолжительность строительного сезона и технологию производства работ, что также имеет негативную экономическую составляющую.

Экономические последствия изменения климата заметны для транспортного комплекса Санкт-Петербурга. Увеличение продолжительности навигационного периода для Финского залива приведет к повышению конкурентоспособности морских портов Санкт-Петербурга и увеличению грузо- и пассажиропотока.
В то же время увеличение вероятности штормовых явлений может привести
к затруднению судоходства в Финском заливе и на внутренних водных путях
Санкт-Петербурга.

В результате увеличения повторяемости опасных явлений могут увеличиваться задержки вылета и прибытия самолетов, что также скажется на развитии экономического потенциала воздушного транспорта.

С точки зрения экономической безопасности, последствия для здоровья населения в целом означают снижение производительности труда и качества работы из-за негативного воздействия опасных природных явлений, изменения среды проживания и хозяйственной деятельности, которые в итоге перевешивают положительные медикоэкологические эффекты климатических изменений.

Изменения климата обусловливают потребность в изменении сложившихся условий социально-экономического развития региона, которые требуют перемен


в образе жизни и экономическом поведении населения и изменения направлений развития отраслей городского хозяйства с учетом климатического фактора на всех уровнях. На микроэкономическом уровне эти перемены предполагают изменения
в деятельности домохозяйств, а также изменения производственных технологий
и форм организации и управления предприятиями, обеспечивающие их адаптацию
к новым климатическим условиям. На мезо- и макроэкономическом уровнях возникает необходимость корректировки среднесрочных и долгосрочных программ отраслевого и регионального развития.
6. Направления деятельности по адаптации к изменениям климата
Меры по адаптации к наблюдаемым и прогнозируемым изменениям климата должны быть направлены на достижение следующих стратегических приоритетов:

1) повышение уровня информированности населения и лиц, принимающих решения, по проблеме изменений климата и их последствий:

- совершенствование научно-методического обеспечения мониторинга изменений климата и их последствий, ведение мониторинга опасных природных явлений;

- развитие межсекторального, межведомственного, межрегионального


и международного организационного и функционального взаимодействия
по вопросам реализации климатической политики;

- проведение экологопросветительских мероприятий, посвященных проблеме изменений климата и их последствий;

- размещение в открытом доступе и распространение актуализированной климатической информации, сведений о запланированных и проведенных мероприятиях по реализации Стратегии.

2) совершенствование нормативного правового регулирования


и государственного управления в области минимизации и предотвращения региональных климатических рисков:

- совершенствование существующих и разработка новых нормативных


и регламентирующих документов в области строительного проектирования
и эксплуатации заданий и сооружений, разработка территориальных строительных норм;

- учет климатического фактора при разработке и актуализации документов городского планирования, землепользования и социально-экономического развития региона;

- развитие системы страхования погодно-климатических рисков.

3) развитие адаптационного потенциала региона с учетом ресурсной обеспеченности:

- изучение ресурсной обеспеченности региона в каждой отрасли городского хозяйства;

- создание карт уязвимости к изменениям климата отдельных объектов


и территорий Санкт-Петербурга;

- развитие зон особого режима использования с целью упорядочения землепользования на территории, подверженной климатическому риску;

- оценка потенциального ущерба в результате воздействия климатических изменений на объекты городской инфраструктуры, экосистемы и население
Санкт-Петербурга;

- экономическая оценка эффективности адаптационных мероприятий


в отношении объектов городской инфраструктуры, экосистем и населения
Санкт-Петербурга.

4) развитие и внедрение современных механизмов управления региональными климатическими рисками:

- совершенствование методов берегозащиты территории Санкт-Петербурга;

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга, уменьшение количества бесхозяйных гидротехнических сооружений.

- совершенствование системы оповещения и мер реагирования на основе ситуационного моделирования развития климатических рисков;

- изменение условий эксплуатации объектов городского хозяйства с учетом результатов оценки их уязвимости к климатическим рискам;

- изменение принципов проектирования и строительства зданий и сооружений
в условиях климатических изменений.

7. Реализация Стратегии
7.1. Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется в 3 этапа:

1) первый этап (2016-2018) – этап создания условий для развития информационного, управленческого и адаптационного потенциала


Санкт-Петербурга:

- разработка и утверждение планов реализации Стратегии для отдельных отраслей городского хозяйства Санкт-Петербурга,

- создание координирующего работу по реализации Стратегии органа;

- разработка и утверждение Генеральной схемы берегозащиты восточной части Финского залива и водных объектов Санкт-Петербурга;

- разработка карты границ зон затопления и подтопления территории
Санкт-Петербурга;

- анализ и развитие информационно-аналитической и методологической базы по управлению климатическими рисками;

- разработка планов и концепций экологопросветительских мероприятий, посвященных проблеме климатических изменений и их последствий;

- внесение изменений в документы городского планирования


и социально-экономического развития региона с учетом климатического фактора;

- подготовка предложений по актуализации документов строительного проектирования с учетом климатических изменений, разработка территориальных строительных норм.

2) второй этап (2018-2020) – этап укрепления информационного, управленческого и адаптационного потенциала Санкт-Петербурга:

- картографирование уязвимых к изменению климата зон Санкт-Петербурга;

- оценка экономического, экологического ущерба и ущерба здоровью населения Санкт-Петербурга в результате климатических изменений;

- внесение изменений в документы строительного проектирования с учетом климатических изменений, утверждение территориальных строительных норм;

- разработка инвестиционных проектов по реализации адаптационных мероприятий на территории Санкт-Петербурга;

3) третий этап (2020-2030) – этап реализации разработанных планов адаптационных мероприятий.

На каждом из этапов ведущая роль должна быть отведена укреплению сотрудничества и обмену опытом в сфере адаптации на всех уровнях политической и общественной жизни.

7.2. Мониторинг реализации Стратегии и реализационные риски
Организация системы мониторинга реализации Стратегии предназначена
для анализа результативности направлений деятельности по адаптации
к климатическим изменениям, анализа исполнения положений Стратегии
и предполагает установление промежуточных индикаторов эффективности, формирование системы отчетности, определение слабых мест и недостатков реализации.

Необходимо учитывать возможность возникновения некоторых рисков в ходе реализации Стратегии, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов:

- макроэкономические риски: рост инфляции, вызванный кризисными явлениями в экономике; сокращение финансовой поддержки со стороны государства, уменьшение притока инвестиций для реализации проектов адаптации;

- природно-климатические риски: изменение прогнозных показателей изменения климата;

- организационные риски: неэффективность деятельности государственной власти при реализации мероприятий; отсутствие налаженных коммуникаций
между различными органами государственной, местной власти, научных институтов и общественности; недостаточный и неэффективный обмен информацией
и координации реализуемых проектов.

На основании полученных результатов оценки реализации Стратегии должны быть подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений, по перераспределению ресурсов и их оптимальному использованию, выбору иных способов адаптации и др. Изменения также могут быть внесены по мере актуализации федеральных и региональных стратегических документов.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал