Кодекс Туркменистана



страница1/2
Дата24.04.2016
Размер0.57 Mb.
ТипСтатья
  1   2
Кодекс Туркменистана «О воде»
Раздел I. Общие положения
Глава I. Основные положения
Статья 1. Задачи водного законодательства Туркменистана
Задачами водного законодательства Туркменистана являются регулирование водных отношений в целях обеспечения научно- обоснованного, рационального использования вод для нужд населения, отраслей экономики и окружающей природной среды, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния водных объектов, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, а также охрана прав юридических и физических лиц, укрепление законности в области водных отношений в стране.
Статья 2. Водное законодательство Туркменистана
Водные отношения в Туркменистане основывается на Конституции Туркменистана, регулируется настоящим Кодексом Туркменистана «О воде», законами Туркменистана и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Туркменистана.
Статья 3. Государственный водный фонд
Совокупность всех водных объектов, занятых ими земель, в том числе, отведенных под водоохранные зоны и полосы составляет Государственный водный фонд Туркменистана.
Государственный водный фонд Туркменистана включает:
- реки, водохранилища, озера, межхозяйственные каналы и дренажные коллектора, а так же другие поверхностные водоёмы и водотоки;
- подземные воды;
- Каспийское море в пределах государственной границы Туркменистана.
Статья 4. Государственная собственность на воды
Государственный водный фонд Туркменистана является исключительно собственностью государства. Государственная собственность на межгосударственные (трансграничные) воды определяется соглашениями между государствами расположенными в данном бассейне.
Действия, в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на воды запрещаются.
Водохозяйственные сооружения, искусственно созданные в порядке установленном законодательством для использования и охраны вод могут являться собственностью юридических или физических лиц Туркменистана.
Глава II. Государственное управление и контроль в области использования и охраны вод
Статья 5. Государственное управление в области использования и охраны вод
Государственное управление в области использования и охраны вод в Туркменистане осуществляется Кабинетом Министров Туркменистана, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования вод и государственными органами по охране вод и иными государственными органами в соответствии с законодательством Туркменистана.
Специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования и охраны вод являются соответственно Министерство водного хозяйства Туркменистана и Министерство охраны природы Туркменистана, а также их органы на местах.
Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Туркменистана в области управления, использования и охраны вод
Права владения и распоряжения водами на территории
Туркменистана осуществляются Кабинетом Министров Туркменистана, делегирующий часть своих прав специально на то уполномоченным органам.
Кабинет Министров Туркменистана в области управления водами:
- утверждает основные направления рационального использования и охраны вод, развития водного хозяйства;
- утверждает бассейновые схемы комплексного использования и охраны вод и водохозяйственные балансы;
- обеспечивает выполнение государственных программ по сохранению и восстановлению водных источников;
- определяет порядок передачи управления водными объектами в ведение специально уполномоченных органов;
- объявляет водные объекты или их части зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия;
- определяет порядок ведения государственного учёта вод и их использования, а также Государственного водного кадастра;
- устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод;
- устанавливает порядок и условия использования и охраны вод;
- определяет порядок сотрудничества с сопредельными государствами по регулированию водных отношений;
- утверждает ежегодно каждому велаяту и этрапу лимиты водопотребления в целом, в том числе по основным водоисточникам и отраслям экономики;
- принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;
- обеспечивает решение других вопросов в области использования и охраны вод.
Статья 7. Компетенция специально уполномоченных Государственных органов в области водных отношений
Специально уполномоченные государственные органы в области водных отношений осуществляют:
- утверждение внутрихозяйственных, системных, этрапских, велаятских и в целом по стране планов водопользования;
- организацию и регулирование использования и охраны вод;
- разработку и утверждение схем комплексного использования и охраны вод;
- государственный контроль за использованием и охраной вод;
- организацию мониторинга вод;
- ведение водного кадастра и водохозяйственных балансов;
- ведение государственного учета вод и их использование;
- метрологическое обеспечение контроля и учета вод;
- предъявление претензий и исков о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушений водного законодательства;
- проведение проектных, изыскательских, научно-исследовательских и конструкторских работ, связанных с использованием и охраной вод;
- разработку комплекса мероприятий по мелиорации орошаемых земель;
- государственную экологическую экспертизу проектов строительства и реконструкции сооружений и устройств;
- согласование и выдачу разрешений на специальное водопользование;
- международное сотрудничество в области водных отношений.
Разграничение функций специально уполномоченных государственных органов осуществляется на основе положений об их органах, утверждаемых Кабинетом Министров Туркменистана.
Указания специально уполномоченных государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются обязательными для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 8. Компетенция органов местной исполнительной власти в области регулирования водных отношений
К ведению органов местной исполнительной власти в части использования и охраны вод в пределах административных границ относятся:
- утверждение проектов зоны санитарной охраны водопроводов и источников централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения населённых мест;
- организация работ по улучшению водообеспечения населения и отраслей экономики, сохранению и восстановлению водных ресурсов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, а также загрязнения вод в результате аварий и стихийных бедствий;
- защита прав водопользователей и разрешение спорных вопросов по водопользованию в пределах своих компетенций;
Статья 9. Государственный контроль за использованием и охраной вод
Задачей государственного контроля за использованием и охраной вод является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учёта вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.
Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют государственные органы по регулированию использования и охраны вод, органы местной исполнительной власти, а также иные, специально уполномоченные на то органы Туркменистана в пределах их компетенции.
Глава III. Государственные, межгосударственные и региональные программы в области использования и охраны вод
Статья 10. Государственные, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод
Государственные, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод разрабатываются в целях осуществления целенаправленной и эффективной деятельности по удовлетворению нужд населения и отраслей экономики в воде, сохранению, рациональному использованию и охране вод, предотвращению их вредного воздействия.
Государственные, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и т.п., разрабатываются на основе данных государственного учёта вод, водного кадастра, схем использования и охраны вод, гигиенических нормативов и других государственных актов, регулирующих водные отношения.
Разработка и реализация этих программ осуществляется за счёт Государственного бюджета Туркменистана и местных бюджетов, средств юридических лиц, внебюджетных фондов, добровольных взносов организаций и граждан, иных средств.
Глава IV. Участие общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод
Статья 11. Порядок и формы участия общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод
Общественные объединения, в соответствии с их уставами (положениями), а также граждане, оказывают содействие, принимают непосредственное участие в проведении работ по обеспечению государственными органами мероприятий по рациональному использованию и охране вод в соответствии с законодательством Туркменистана.
Глава V. Порядок производства работ на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах
Статья 12. Условия размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию, предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, должно обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований экологии, охраны здоровья населения при условии первоочередного удовлетворения его питьевых и бытовых нужд. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учёт забираемой из водных объектов и сбрасываемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов, а на рыбохозяйственных водоёмах, кроме того, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие охрану рыбы, водных животных и растений и условия для их воспроизводства.
При проектировании строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, учитываются возможности пользования водными объектами для отдыха и спорта.
Статья 13. Согласование проектов и мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод
Места строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, а также их проекты согласовываются с органами по регулированию использования и охраны вод, органами местной исполнительной власти, а также другими органами в соответствии с законодательством Туркменистана.
Статья 14. Условия запрещения ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод
Запрещается ввод в эксплуатацию:
- новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, а также приборами учёта потребления воды и сброса стоков;
- промышленных предприятий с проточной системой водоснабжения, за исключением предприятий, которые по технологии производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение;
- оросительных и обводнительных систем, водохранилищ до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление и эрозию почв, а также обеспечивающих пропуск паводковых вод;
- дренажных систем до готовности водоприёмников и других сооружений в соответствии проектами;
- водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии проектами;
- гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии проектами;
- буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими и водомерными устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны.
- водозаборных и водоочистных сооружений без организаций зон санитарной охраны.
Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.
Статья 15. Порядок производства работ на водоохранных зонах, прибрежных водоохранных полосах и землях водного фонда
Земли водного фонда изымаются из оборота, передаются государственным органам по регулированию использования вод и должны использоваться по целевому назначению.
Основным видом деятельности на землях водного фонда является эксплуатация водных объектов.
Границы водоохранных зон и прибрежных водоохранных полос, режим хозяйственной деятельности и состав почвозащитных и водоохранных мероприятий в их пределах определяются проектом водоохраной зоны.
Границы прибрежных водоохранных полос устанавливаются в натуре Государственными органами по управлению земельными ресурсами в соответствии с земельным законодательством Туркменистана.
Проекты водоохранных зон особо крупных и важных водных объектов утверждаются Кабинетом Министров Туркменистана по представлению специально уполномоченных органов по регулированию использования и охране вод.
Установление водоохранных зон не исключает необходимости отвода земель водного фонда, зон санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, санитарных зон для рыбохозяйственных водоемов, а также округов санитарной охраны курортов, границы и режим использования которых устанавливается в соответствии с законодательством Туркменистана.
Земли в пределах водоохранных зон не изымаются из хозяйственного использования, но устанавливаются специальные ограничения хозяйственной деятельности.
Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении в пользование земель водного фонда, а также порядок изъятия определяется в соответствии с земельным законодательством Туркменистана.
Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, размещение складов для хранения ядохимикатов и минеральных удобрений, животноводческих ферм, мест захоронения, свалок мусора, отходов производства, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и другие работы на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах, влияющих на состояние вод, производятся по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования охране вод, органами местной исполнительной власти в соответствии с законодательством Туркменистана.
Раздел II. Водопользование
Глава VI. Водопользователи и виды водопользования
Статья 16. Водопользователи
Водопользователями в Туркменистане могут быть юридические и физические лица Туркменистана.
В случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана водами, пользуются также иные организации и лица. В пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 3 настоящего Кодекса.
Статья 17. Виды водопользования
Различаются следующие виды водопользования:
- общее и специальное;
- совместное и обособленное;
- первичное и вторичное.
Водные объекты предоставляются в пользование лицам, указанным в статье 16 настоящего Кодекса, при соблюдении предусмотренных законодательством Туркменистана требований и условий для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных, оборонных и иных государственных и общественных надобностей.
Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей.
Статья 18. Общее и специальное водопользование
К общему водопользованию относится пользование водными объектами без применения сооружений и технических устройств, влияющих на состояние вод (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных и т.п.).
К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью с применением сооружений или технических устройств для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского и рыбного хозяйства, промышленности, энергетики, а также для сброса сточных вод. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод.
Водопользование не является специальным, если оно связано с пропуском воды через гидроузлы, судоходством, подачей (перекачкой) воды водопользователям в маловодные регионы, устранением вредного воздействия вод (подтопления, засоления, заболачивания и т.п.), использованием подземных вод для изъятия полезных компонентов, изъятием воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых, выполнением строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добычей полезных ископаемых и водных растений, прокладкой трубопроводов и кабелей, также буровыми, геологоразведочными и другими работами на водных объектах, которые выполняются без забора воды и сброса сточных вод.
Перечень видов специального водопользования устанавливается Министерством водного хозяйства Туркменистана и Министерством охраны природы Туркменистана.
Статья 19. Совместное и обособленное водопользование
Водные объекты могут состоять в совместном пользовании различных юридических и физических лиц или в обособленном пользовании, когда водным объектом или его частью пользуется один водопользователь.
Статья 20. Первичное и вторичное водопользование
Юридические и физические лица, осуществляющие забор и транспортирование воды по каналам и трубопроводам признаются первичными водопользователями, а водопользователи, получающие от них воду - вторичными. Вторичное водопользование осуществляется по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а также первичным водопользователем.
В разрешениях на вторичное водопользование указывается цель, для которой предоставляются водные объекты и основные условия пользования ими.
В необходимых случаях взаимные права и обязанности сторон оформляются договором между первичным и вторичным водопользователями.
Глава VII. Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование
Статья 21. Первоочередное предоставление водных объектов для питьевых и бытовых нужд населения
Водные объекты предоставляются в пользование, прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. При предоставлении водного объекта нескольким водопользователям учитываются интересы тех, кто расположен в низовьях рек и каналов.
Для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения используются воды, качественные характеристики которых отвечают установленным государственным стандартам, нормативам экологической безопасности водопользования и санитарным нормам.
Водопользователи имеют право требовать от собственника вод (водопоставщика) сведения о качестве питьевой воды.
В случае несоответствия качественных характеристик этих вод установленным стандартам, нормативам экологической безопасности водопользования и санитарным нормам их использование прекращается по решению государственных органов санитарного надзора.
Статья 22. Осуществление общего водопользования
Общее водопользование осуществляется на основании решений органов местной исполнительной власти. Осуществление права общего водопользования может быть ограничено или запрещено в целях экологической, технической и санитарной безопасности, а также на водных объектах, состоящих в обособленном пользовании.
При общем водопользовании обязательно соблюдение санитарных норм и правил, охраны рыбных запасов и судоходства, а также правил охраны жизни людей на воде, рационального использования и охраны вод. В этих целях органы местной исполнительной власти вправе устанавливать места, где запрещено купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определять другие условия общего водопользования на водных объектах, находящихся на территории соответствующего велаята, этрапа, города, поселка и села.
Органы местной исполнительной власти обязаны уведомлять население через средства массовой информации об установленных им условиях общего водопользования.
Статья 23. Предоставление водных объектов для специального водопользования
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования вод.
Специальное водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование юридическим лицам - первичным водопользователям, разрешается по согласованию с этими юридическими лицами.
Перечень видов, порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 24. Разрешение на специальное водопользование, выдаваемое органами по регулированию использованию вод из местных водоисточников
Разрешения на пользование подземными водами путем устройства на территории сельских населенных пунктов, поселков, городов, землях государственного запаса и государственного лесного фонда, копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, работающих без принудительного понижения уровня воды, а также на замкнутых (непроточных) водоемах, не имеющих рыбохозяйственного значения, каптажей источников выдают органы по регулированию использованию вод по согласованию с органами местной исполнительной власти.
Статья 25. Предоставление водных объектов в совместное или обособленное пользование
В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично решением Кабинета Министров Туркменистана по предоставлению органов по регулированию использования и охране вод.
Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении водных объектов в обособленное пользование устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
В совместном пользовании могут состоять водные объекты, не предоставленные в обособленное пользование.
Статья 26. Общее водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование
На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных первичным водопользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод.
Первичный водопользователь обязан объявить об условиях или запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленного ему в обособленное пользование.
Статья 27. Лимитированное водопользование
Водопользование осуществляется на основе ежегодно устанавливаемых лимитов.
Лимиты водопользования по велаятам и этрапам устанавливаются Кабинетом Министров Туркменистана по представлению Министерства водного хозяйства Туркменистана в зависимости от ожидаемой водности основных водоисточников.
Лимиты водопользования по конкретным водопользователям – устанавливаются Министерством водного хозяйства Туркменистана. Эти лимиты являются обязательными к исполнению всеми водопользователями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
При установлении лимитов водопользования по конкретным водопользователям должны быть соблюдены условия уравненной водообеспеченности всех водопользователей в соответствии с утвержденными планами водопользования. Лимиты водопользования могут быть скорректированы в ходе уточнения прогнозных данных по водности источников.
Статья 28. Сроки пользования водными объектами
Водные объекты предоставляются в постоянное или временное пользование. Постоянным признается водопользование без установленного срока.
Временное пользование может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати пяти лет. При необходимости сроки водопользования могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроки краткосрочного или долгосрочного временного пользования.
Сроки временного пользования водными объектами могут быть по ходатайству заинтересованных водопользователей продлены государственными органами, принявшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное пользование или выдавшими разрешение на специальное водопользование.
Статья 29. Платежи за воду
Водопользование в Туркменистане является бесплатным, за исключением случаев платного специального водопользования, предусмотренных законодательством Туркменистана.
Порядок взимания платы за воду устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 30. Частичное или полное запрещение использования водных объектов
Использование водных объектов, имеющих государственное значение либо особую научную или культурную ценность, может частично или полностью запрещено в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Туркменистана.
Глава VIII. Права и обязанности водопользователей
Статья 31. Права водопользователей
Водопользователи имеют право:
- пользоваться водными объектами только в тех целях, для которых они предоставлены;
- возводить водохозяйственные сооружения и устройства для водопользования, а также осуществлять их реконструкцию только по разрешению соответствующих водохозяйственных организаций;
- проверять количество и качество предоставляемой воды;
- требовать компенсацию недополученной по договору воды и последующего экономического ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30 настоящего Кодекса;
- осуществлять и другие действия по пользованию водными объектами, не запрещенные законодательством Туркменистана.
Права водопользователей охраняются законом. Нарушенные права водопользователей подлежат восстановлению в порядке, установленным законодательством Туркменистана.
Статья 32. Ограничение прав водопользователей
В случаях маловодья, угрозы возникновения санитарно-эпидемилогического и эпизоотологического неблагополучия и в других случаях предусмотренных законодательством Туркменистана, права водопользователей могут быть ограничены в целях охраны здоровья населения и иных государственных интересах, а также в интересах других водопользователей. При этом не должны ухудшаться условия пользования водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения.
Права водопользователей ограничиваются также во время аварий или в условиях, которые могут привести или привели к загрязнению вод, при осуществлении неотложных мер по предотвращению стихийного бедствия, вызванного вредным воздействием вод и ликвидацией его последствий.
Права водопользователей на обособленное водопользование могут быть ограничены органом, предоставившим данный водный объект в обособленное водопользование, а на специальное и вторичное водопользование могут быть ограничены органами, выдавшими эти разрешения в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 33. Обязанности водопользователей
Водопользователи обязаны:
- рационально использовать водные ресурсы, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества воды;
- принимать меры к сокращению расхода воды и сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применение безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и других технологических приемов);
- пользоваться водными объектами в соответствии с целями и условиями их предоставления;
- соблюдать установленные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, а также санитарные и иные требования;
- использовать эффективные современные технические средства и технологии для содержания своей территории в надлежащем состоянии, а также осуществлять меры по предотвращению загрязнения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые отводятся с неё;
- содержать в надлежащем состоянии зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, береговые полосы водных путей, очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
- осуществлять учёт забора и использования вод, вести контроль за качеством и количеством сброшенных в водные объекты возвратных вод и загрязняющих веществ, а также предоставлять соответствующим органам отчёты в порядке, определённом настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
- осуществлять согласованные в установленном порядке технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия по охране вод от истощения, улучшению их состояния, а также прекращению сброса загрязнённых сточных вод;
- осуществлять специальное водопользование лишь при наличии разрешения;
- принимать меры к сокращению потерь воды на фильтрацию и испарение;
- соблюдать правила эксплуатации гидротехнических сооружений на внутрихозяйственной и межхозяйственной сети;
- принимать меры к недопущению попадания рыбы в системы из рыбохозяйственных водоемов;
- своевременно вносить платежи за пользование водными ресурсами;
- соблюдать правила прогона скота, проезда тракторов, сельскохозяйственных машин и других транспортных средств через водные объекты;
- соблюдать правила водопоя и купания скота на водных объектах;
- беспрепятственно допускать на свои объекты государственных инспекторов специально уполномоченных государственных органов в области использования и охраны вод, а также общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые осуществляют проверку соблюдения требований водного законодательства, и предоставлять им бесплатно необходимую информацию;
- своевременно информировать местные органы исполнительной власти, государственные органы охраны окружающей среды и санитарного надзора о возникновении аварийных загрязнений;
- осуществлять неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий аварий, которые могут привести к ухудшению качества воды, и предоставлять необходимые технические средства для ликвидации аварий на объектах других водопользователей в порядке, установленном законодательством;
- не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также нанесения ущерба хозяйственным и природным объектам (землям, лесам, животному миру, полезным ископаемым и другим);
- исполнять другие обязанности по использованию и охране вод согласно законодательству Туркменистана.
Статья 34. Поощрение водопользователей, осуществляющих мероприятия по рациональному использованию и охране вод
Меры поощрения водопользователей, стимулирующие осуществление общеполезных мероприятий по рациональному использованию и охране вод, устанавливаются Кабинетом Министров Туркменистана.
Глава IX. Прекращение права водопользования
Статья 35. Основания прекращения права водопользования
Право юридических и физических лиц на водопользование прекращается в случаях:
1) минования надобности в водопользовании или отказа от него;
2) истечения срока водопользования;
3) ликвидации юридических лиц;
4) передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;
5) возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования;
6) нарушения правил пользования водами и их охраны;
7) использования водного объекта не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен;
8) признания водного объекта, имеющего особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность;
9) возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения.
Законодательством Туркменистана могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права водопользования юридических и физических лиц.
Статья 36. Порядок прекращения права специального водопользования
Прекращение права специального водопользования осуществляется:
- по ходатайству водопользователя в случаях, предусмотренных пунктами статьи 35 настоящего Кодекса;
- по решению Кабинета Министров Туркменистана в случаях, предусмотренных пунктами 5, 8, статьи 35 настоящего Кодекса;
- по решению органа по регулированию использования вод, выдавшего разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4, 7 статьи 35 настоящего Кодекса;
- по требованию органа, выдавшего разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 35 настоящего Кодекса;
Прекращение специального водопользования осуществляется по решению органа, выдавшего разрешение на него.
Вторичное водопользование может быть прекращено по решению первичного водопользователя, согласованному с органами по регулированию использования и охране вод.
Статья 37. Изъятие водных объектов из обособленного пользования
Изъятие водных объектов полностью или частично из обособленного пользования производится в случаях особой необходимости для удовлетворения государственных или общественных нужд по решению Кабинета Министров Туркменистана.
Право обособленного пользования прекращается с момента вынесения решения об изъятии или истечения срока, указанного в решении.
Статья 38. Возмещение убытков, причиненных проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования
Убытки, причинённые юридическим и физическим лицам проведением водохозяйственных мероприятий (гидротехнических работ и т.п.), а также прекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению в порядке, предусмотренным законодательством Туркменистана.
Глава X. Пользование водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения
Статья 39. Водные объекты, предоставляемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения
Для питьевого и бытового водоснабжения, а также для иных нужд населения предоставляются водные объекты, качество воды которых соответствуют установленным государственным стандартам, нормативам экологической безопасности водопользования, а также санитарным требованиям.
Статья 40. Централизованное водоснабжение населения
При пользовании водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения в порядке централизованного водоснабжения юридические лица в оперативном управлении, собственности или пользовании которых находятся хозяйственно-питьевые водопроводы вправе забирать воду из источников водоснабжения в соответствии с утверждёнными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и разрешениями на специальное водопользование для производства воды питьевого качества и подачи её потребителям.
Указанные юридические лица обязаны организовать учёт забираемой воды, вести регулярные наблюдения за состоянием воды в источниках водоснабжения, поддерживать в надлежащем состоянии зону санитарной охраны водозабора и сообщать органам по регулированию использования и охране вод, органам государственного санитарного надзора и местной исполнительной власти об отклонениях количества и качества воды в источниках от установленных нормативов.
На централизованных водозаборах подземных вод в пределах их месторождений и на прилегающих территориях должна быть обустроена локальная сеть наблюдательных скважин.
Статья 41. Нецентрализованное водоснабжение населения
При пользовании водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения юридические и физические лица вправе забирать воду непосредственно из поверхностных или подземных источников в порядке общего или специального водопользования.
Пользование водозаборными сооружениями, предназначенными для этих целей, производится в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами местной исполнительной власти, на территории которых расположены водозаборные сооружения.
Статья 42. Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением
Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, как правило не допускается.
Подземные воды питьевого качества должны использоваться в первую очередь для удовлетворения нужд питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения, а также пищевой промышленности .
В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества специально уполномоченные государственные органы могут разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением.
Глава XI. Пользование водными объектами для лечебных, санаторно-курортных и оздоровительных целей
Статья 43. Порядок пользования водными объектами, отнесёнными к категории лечебных
Водные объекты, отнесённые в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего для лечебных и санаторно-курортных целей.
В исключительных случаях специально уполномоченные государственные органы по согласованию с органами охраны недр, здравоохранения и управления курортами могут разрешить использование водных объектов, отнесённых к категории лечебных для других целей.
Сброс сточных вод в водные объекты, отнесённые к категории лечебных, запрещается.
Статья 44. Порядок пользования водами для отдыха и спорта
Водные объекты используются для массового отдыха и в спортивно- оздоровительных целях в местах, установленных органами местной исполнительной власти по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, государственного санитарного надзора, охраны рыбных запасов, а на судоходных путях с органами, регулирующими судоходство.
Для обеспечения организованного массового отдыха и развития спорта водные объекты полностью или частично могут предоставляться в обособленное пользование государственным и общественным организациям.
Статья 45. Организация спасательной службы на водных объектах, используемых для отдыха и спорта
Все юридические лица, использующие водные объекты для организации отдыха трудящихся и в спортивно-оздоровительных целях, должны обеспечить их спасательными станциями или постами, оборудованными в соответствии с правилами, утверждёнными Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 46. Пользование водными объектами для любительского и спортивного рыболовства
Пользование водными объектами для любительского и спортивного рыболовства разрешается органами местной исполнительной власти с соблюдением правил рыболовства, за исключением вод заповедников, рыбопитомников, культурных рыбоводных хозяйств, а также других мест, где рыболовство запрещено.
Статья 47. Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах
Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах (гpебных и моторных лодках, катерах, парусных яхтах и других судах) разрешается с соблюдением правил пользования маломерными судами, устанавливаемыми Кабинетом Министров Туркменистана.
Маломерные суда должны быть зарегистрированы в установленном порядке и иметь бортовые знаки.
Глава XII. Пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства
Статья 48. Общее и специальное водопользование для нужд сельского хозяйства
Пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства осуществляется как в порядке общего, так и специального водопользования.
При специальном водопользовании применяются оросительные, обводнительные и иные водохозяйственные сооружения и устройства, принадлежащие юридическим и физическим лицам.
Качество воды, используемой для орошения земель сельскохозяйственного назначения, должно отвечать установленным нормам.
Статья 49. Централизованное и нецентрализованное водоснабжение сельского хозяйства
Водоснабжение сельского хозяйства подразделяется на централизованное и нецентрализованное. На централизованное водоснабжение сельского хозяйства распространяются правила, изложенные в статье 40 настоящего Кодекса.
Водоснабжение ферм и отдельных сельскохозяйственных предприятий, осуществляемое нецентрализованно, обводнение пастбищ производится с разрешения органов по регулированию использования вод по согласованию с органами охраны вод, государственного санитарного и ветеринарного надзора.
Статья 50. Планирование сельскохозяйственного водопользования и порядок их утверждения
Водоснабжение сельскохозяйственных водопользователей осуществляется на основе заключаемых договоров между государственными водохозяйственными организациями и водопотребителями.
При планировании площадей и структуры посевов сельскохозяйственных культур, определении объемов и сроков водопользования водопользователи должны руководствоваться условиями лимитированного водопользования в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
Внутрихозяйственные планы водопользования, составленные местными органами по регулированию использования вод утверждаются их вышестоящими организациями.
Сводные планы водопользования по велаятам, составленные на основе этрапских планов и сводный план водопользования по Туркменистану утверждаются Министром водного хозяйства Туркменистана.
Статья 51. Изменение количества и сроков подачи воды
По заявке водопользователей в установленном законодательством Туркменистана порядке допускается дополнительная, сверхлимитная подача воды для нужд сельского хозяйства.
Органы по регулированию использования вод вправе:
- ограничивать подачу водопотребителям воды при уменьшении водности источника орошения (с соблюдением при этом принципа уравненной водообеспеченности) и случаях ухудшения мелиоративного состояния земель из-за бесхозяйственного использования воды, самовольного водозабора отдельными водопользователями;
- корректировать планы подачи воды водопользователям, исходя из изменившегося водного режима источника орошения, погодных условий и иных причин, вызывающих необходимость изменения объемов и сроков подачи воды (по согласованию с органами, утвердившими эти планы).
Статья 52. Орошение сточными водами
Орошение сельскохозяйственных угодий сточными водами разрешается специально уполномоченными органами по регулированию использования и охране вод, по согласованию с органами, осуществляющими санитарный и ветеринарный надзор.
Промышленным, коммунальным предприятиям и другим юридическим лицам запрещается подавать для орошения сельскохозяйственных угодий воды, оказывающие вредное воздействие на плодородие почвы и качество производимой сельскохозяйственной продукции.
Статья 53. Обеспечение водой служебных земельных наделов, личных подсобных хозяйств и садовых участков
Обеспечение водой личных подсобных хозяйств граждан, проживающих на территории юридического лица - водопользователя, производится в соответствии с утвержденным планом (лимитом) водопользователя, в первоочередном порядке.
Обеспечение водой служебных земельных наделов, личных подсобных хозяйств и садовых участков, расположенных вне пределов территории юридического лица-водопользователя, садоводческих товариществ, производится в соответствии с утвержденным планом (лимитом) водопользования.
Статья 54. Сельскохозяйственное использование водных источников с временным током
Юридические и физические лица по согласованию с органами по регулированию и охране вод могут осуществлять мероприятия по задержанию паводковых и селевых вод для затопления сенокосных угодий, пастбищ, участков богарного земледелия.
Статья 55. 3апрещение самовольного регулирования гидротехнических сооружений
Юридическим и физическим лицам запрещается самовольно производить регулировку гидротехнических сооружений на каналах и водохранилищах межхозяйственного значения с целью увеличения или уменьшения расхода воды, а также устройство на них временных перемычек, насосных станций и других сооружений.
Статья 56. Условия водопоя и купания животных, прогона скота и проезда транспортных средств через каналы и иные водные сооружения
Прогон скота, проезд сельскохозяйственной техники, автомобилей и других транспортных средств через каналы и иные водные сооружения в местах, не предназначенных для этих целей, запрещается.
Водопой скота из каналов, водохранилищ, а также купание его, допускается только при наличии специально оборудованных водопойных площадок или в местах, отведённых для этой цели.
Статья 57. Межхозяйственные и внутрихозяйственные гидротехнические сооружения и устройства
Межхозяйственная оросительная, коллекторно-дренажная сеть с сооружениями на ней находится на балансе государственных водохозяйственных организаций.
Внутрихозяйственная оросительная и коллекторно-дренажная сеть с сооружениями на ней находится на балансе самих водопользователей.
Статья 58. Эксплуатация внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети
Содержание в исправном состоянии внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети и гидротехнических сооружений возлагается на самих водопользователей, на балансе которых они находится.
Органы водного хозяйства оказывают крестьянским объединениям и другим юридическим лицам техническую помощь за их счет в эксплуатации внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети и гидротехнических сооружений, а также в организации работ по предотвращению засоления и заболачивания орошаемых земель.
Глава XIII. Условия пользования водными объектами для промышленных целей и нужд гидроэнергетики
Статья 59. Ограничение или запрещение использования питьевой воды для промышленных целей
Лимиты потребления питьевой воды для промышленных нужд из коммунальных и ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов устанавливаются органами местной исполнительной власти.
Органы местной исполнительной власти в случае стихийного бедствия, аварии и при других исключительных обстоятельствах, а также при перерасходе предприятием установленного лимита потребления воды из водопровода вправе сокращать или запрещать потребление для промышленных целей питьевой воды из коммунальных и временно ограничивать - из ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов в интересах первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.
Статья 60. Использование подземных вод для технического водоснабжения и других производственных нужд
Подземные воды (пресные, минеральные, термальные), не отнесённые к категории питьевых или лечебных, могут в установленном порядке использоваться для технического водоснабжения, извлечения содержащихся в них химических элементов, получения тепловой энергии и других производственных нужд с соблюдением требований рационального использования, охраны вод и окружающей среды.
Статья 61. Пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики
Пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других отраслей экономики, а также с соблюдением требований комплексного использования и охраны вод.
Глава XIV. Пользование водными объектами для нужд рыбного, охотничьего хозяйств, заповедников и заказников
Статья 62. Осуществление охраны и воспроизводства рыбных запасов и других мероприятий
При эксплуатации гидротехнических и других сооружений на рыбохозяйственных водоемах должны своевременно осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану рыбных запасов и условия для их воспроизводства.
На рыбохозяйственных водных объектах запрещается:
- устраивать завалы и заграждения рек, протоков и каналов;
- производить купание животных, выгул домашней птицы;
- осуществлять иные работы, отрицательно влияющие на состояние рыбных запасов и условия их воспроизводства.
Юридические и физические лица, в пользование которых находятся рыбохозяйственные водоемы или рыбопромысловые участки, обязаны по согласованию с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов проводить рыбоводные и мелиоративно-технические мероприятия, обеспечивающие улучшение состояния водоемов и условий воспроизводства рыбных запасов, а также содержать в надлежащем санитарном состоянии береговые участки в местах лова рыбы.
Статья 63. Пользование водными объектами для нужд охотничьего хозяйства
Водные объекты, которые служат местом обитания диких зверей и птиц, могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.
К охотничьим угодьям не относятся заповедники, прудовые, озерные и другие рыбные хозяйства. Водные охотничьи угодья в установленном порядке закрепляются за юридическими лицами для ведения охотничьего хозяйства.
Порядок ведения гидромелиоративных работ и правила ловли рыбы в местах обитания редких, ценных птиц, пушных зверей согласовываются с органами по регулированию использования и охране вод и рыбоохраны. При эксплуатации водохранилищ, в районе которых расположены места массового обитания птиц и пушных зверей, должны учитываться интересы ведения охотничьего хозяйства.
Статья 64. Преимущественные права охотничьих организаций по водопользованию
На реках, каналах, озерах и других водных объектах, являющихся местами обитания диких водоплавающих птиц и ценных пушных зверей (ондатра, нутрия и другие), органами по охране вод и регулированию использования вод могут быть предоставлены преимущественные права водопользования охотничьим хозяйствам с учетом требований комплексного использования вод.
В местах обитания редких, ценных водоплавающих птиц и пушных зверей в организованных охотничьих хозяйствах, а также на участках, где осуществляются мероприятия по воспроизводству и охране фауны, решениями органов местной исполнительной власти могут быть ограничены пребывание граждан, любительская и промысловая охота, застройка береговой полосы и другие действия, ухудшающие ведение охотничьего хозяйства.
Статья 65. Заповедные водные объекты
Водные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность в порядке установленном законодательством Туркменистана объявляются заповедными и предоставляются в постоянное обособленное пользование заповедников и заказников в целях охраны природы и проведения научных исследований.
Порядок пользования водами заповедников определяется их положениями.
Запрещается использование заповедных водных объектов для водоснабжения и орошения, рыбной ловли, охоты, сбора водных растений и других хозяйственных целей.
Изъятие водных объектов из пользования заповедников и заказников допускается только в случаях особой необходимости на основании решения Кабинета Министров Туркменистана.
Глава ХV. Пользование водными объектами для нужд водного и воздушного транспорта
Статья 66. Пользование водными объектами для нужд водного транспорта
Реки, озёра, водохранилища, каналы, территориальные воды Каспийского моря являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное пользование.
Порядок отнесения водных путей к категории судоходных, перечень внутренних водных путей, открытых для судоходства и правила эксплуатации водных путей устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 67. Пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта
Порядок пользования водными объектами для стоянки воздушных судов, взлета и посадки воздушных судов, а также для других нужд воздушного транспорта устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Глава ХVI. Пользование водными объектами для противопожарных нужд и иных государственных и общественных надобностей
Статья 68. Пользование водными объектами для противопожарных нужд и иных государственных и общественных надобностей
Порядок пользования водными объектами для противопожарных нужд, а также иных государственных и общественных надобностей устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Забор воды для указанных нужд допускается из любых водных объектов.
Глава ХVII. Пользование водными объектами для сброса сточных вод
Статья 69. Условия пользования водными объектами для сброса сточных вод
Пользование водными объектами для сброса возвратных и сточных вод может производиться в исключительных случаях только с разрешения органов по охране вод после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, по регулированию использования вод, а также органами по охране рыбных запасов и другими заинтересованными органами.
Водопользователи обязаны осуществлять меры по предотвращению сброса сточных вод или его прекращению, если они:
- могут быть использованы в системах оборотного, повторно- последовательного водоснабжения;
- содержат ценные отходы, которые могут быть изъяты;
- содержат промышленное сырьё, реагенты, полупродукты и конечные продукты предприятий в количестве, превышающем установленные нормативы технологических отходов;
- содержат вещества, относительно которых не установлены предельно допустимые концентрации;
- содержат токсические вещества и возбудителей инфекционных заболеваний;
- по объёму сброса загрязняющих веществ превышают предельно допустимые нормативы;
- приводят к повышению температуры воды водного объекта более чем на 3o C по сравнению с её природной температурой в летний период;
- являются кубовыми остатками, которые образуются в результате их очистки и обеззараживания.
Сбрасывать сточные воды на рельеф местности (балки, низины, карьеры и т.д.), запрещается.
Статья 70. Ограничение, временное запрещение (приостановление) или прекращение сброса сточных вод в водные объекты
В случае превышения установленных нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ сброс сточных вод в поверхностные водные объекты может быть ограничен, временно запрещён(приостановлен) или прекращён в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 71. Условия сброса шахтных, карьерных и рудничных вод в водные объекты
Юридические лица, откачивающие из недр шахтные, карьерные и рудничные воды для предотвращения затопления шахт, карьеров и рудников при добыче полезных ископаемых, обязаны внедрять эффективные технологии, которые обеспечивают снижение уровня их природной минерализации перед сбросом в водные объекты.
Условия сброса этих вод в водные объекты устанавливаются государственными органами охраны вод.
Статья 72. Условия сброса дренажных вод в водные объекты
Юридические лица, эксплуатирующие дренажные системы для ликвидации подтопления, заболачивания или вторичного засоления орошаемых земель, обязаны использовать эффективные технологии для снижения природного и техногенного загрязнения дренажных вод перед сбросом их в водные объекты.
Статья 73. Накопители промышленных загрязнённых сточных вод и технологические водоёмы
Юридические лица, имеющие накопители промышленных, загрязнённых сточных или шахтных, карьерных рудничных вод, обязаны внедрять эффективные технологии для их обезвреживания и утилизации и осуществлять рекультивацию земель, занятых этими накопителями.
Сброс этих вод в поверхностные водные объекты осуществляется в соответствии с индивидуальным регламентом, согласованным с государственными органами охраны вод.
Использование технологических водоёмов (пруды-охладители тепловых станций, рыбоводные пруды, пруды-отстойники и другие) должно производиться в соответствии с нормами и правилами эксплуатации, определёнными в технических проектах, утверждённых в установленном законодательством порядке.
Статья 74. Порядок захоронения загрязняющих жидкостных веществ, отходов производства и сточных вод в глубокие подземные водоносные горизонты
Создание полигонов для захоронения в глубокие подземные водоносные горизонты, не содержащие пресных вод, загрязняющих жидкостных веществ, отходов производства и сточных вод, включая попутные пластовые воды нефтегазовых месторождений или минерализованные шахтные и термальные воды, которые образуются на основе природных вод и не поддающиеся очистке существующими средствами, допускается в исключительных случаях по проектам после проведения специальных исследований с разрешения органов охраны вод по согласованию с органами геологии, санитарного надзора, по регулированию использования вод и местной исполнительной власти.
Глава XVIII. Эксплуатация водохранилищ
Статья 75. Режим наполнения и сработки водохранилищ
Юридические лица, эксплуатирующие водоподпорные, водопропускные сооружения на водохранилищах, обязаны соблюдать режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учётом интересов орошаемого земледелия, рыбного хозяйства, охраны природы и других водопользователей.
Статья 76. Порядок эксплуатации водохранилищ
Порядок эксплуатации водохранилищ определяется правилами, утверждаемыми органами по регулированию использования вод для каждого водохранилища по согласованию с органами по охране вод, государственного санитарного надзора, охране рыбных запасов и другими заинтересованными органами.
Организация и координация мероприятий, обеспечивающих надлежащее техническое состояние и благоустройство водохранилищ, а также контроль за соблюдением правил их эксплуатации осуществляется органами по регулированию использования вод в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Туркменистана.
Глава XIX. Пользование реками
Статья 77. Классификация рек Туркменистана
В зависимости от водосборной площади бассейна реки делятся на большие, средние и малые. Классификация рек производится в порядке, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 78. Особенности пользования малыми реками
С целью охраны водности малых рек запрещается:
- изменять рельеф бассейна реки;
- разрушать русла пересыхающих рек, ручьи и водостоки;
- спрямлять русла рек и углублять их дно ниже природного уровня или перекрывать их без обустройства водостоков, пропусков или акведуков;
- уменьшать природный растительный покров и лесистость бассейна реки;
- распахивать пойменные земли и применять на них средства химизации;
- проводить осушительные мелиоративные работы на заболоченных участках и урочищах в верховьях рек;
- предоставлять земельные участки в поймах рек под любое строительство (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных сооружений), а также для садоводства и огородничества;
- осуществлять иные работы, которые могут отрицательно влиять или влияют на водность реки и качество воды в ней.
Водопользователи и землепользователи, земли которых находятся в бассейне рек, обеспечивают осуществление комплексных мероприятий по сохранению водности рек и охране их от загрязнения и засорения.
Статья 79. Комплекс мероприятий по сохранению водности рек и охране их от загрязнения
К комплексу мероприятий по сохранению водности рек и охране их от загрязнения относится:
- создание прибрежных защитных полос;
- создание специализированных служб по уходу за реками, прибрежными защитными полосами, гидротехническими сооружениями и поддержанию их в надлежащем состоянии;
- внедрение почвозащитной системы земледелия с контурно- мелиоративной организацией территории водосбора;
- осуществление агротехнических, агролесомелиоративных и гидротехнических противоэрозийных мероприятий, а также создание для организованного отвода поверхностного стока соответствующих сооружений (водостоки, пропуски, акведуки и т.п.) при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог и других инженерных коммуникаций;
- внедрение водосберегающих технологий, а также осуществление предусмотренных настоящим Законом водоохранных мероприятий на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в бассейне рек;
- создание гидрологических памятников природы.
С целью оценки экологического состояния бассейна реки и разработки мер по рациональному использованию и охране вод составляется её паспорт в порядке, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 80. Регулирование стока рек, создание искусственных водоёмов
С целью сохранения гидрологического, гидробиологического и санитарного состояния рек, как правило, запрещается сооружать в их бассейне водохранилища и пруды общим объёмом, превышающим объём стока данной реки в расчётный маловодный год.
Создание на реках и в их бассейнах искусственных водоёмов и водоподпорных сооружений, эксплуатация перегораживающих и других гидротехнических сооружений, влияющих на природный сток поверхностных и состояние подземных вод, допускается лишь с разрешения государственных органов по регулированию использования и охране вод, по согласованию с органами охраны рыбных запасов и геологии.
Статья 81. Регулирование поверхностного стока при помощи временных гидротехнических сооружений
Регулирование поверхностного стока вод при помощи временных гидротехнических сооружений осуществляется с учётом комплексного использования и охраны водных ресурсов и согласовывается с органами по регулированию использования вод, а также с органами охраны вод, охраны рыбных запасов, государственным санитарным надзором, и другими заинтересованными органами.
Глава XX. Трансграничные воды
Статья 82. Пользование трансграничными водами
Пользование трансграничными водами осуществляется в порядке, определяемом законодательством Туркменистана и межгосударственными договорами.
В той мере, в какой водопользование в Туркменистане в части трансграничных вод не урегулировано международными договорами с участием Туркменистана, оно осуществляется в соответствии с законодательством Туркменистана.
Порядок водопользования на трансграничных водах устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Глава XXI. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод
Статья 83. Задачи стандартизации и нормирования в области использования и охраны вод
Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод осуществляется в целях обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности вод путём установления комплекса взаимосвязанных нормативных документов, определяющих взаимосогласованные требования к объектам, подлежащим стандартизации и нормированию.
Статья 84. Стандартизация в области использования и охраны вод
В комплекс нормативных документов по стандартизации в области использования и охраны вод входят документы, содержащие:
- основные положения;
- термины и понятия, классификации;
- методы, методики и средства определения состава и свойств вод;
- требования к сбору, учёту, обработке, сохранению, анализу информации и прогнозированию количественных и качественных показателей состояния вод;
- требования по рациональному использованию и охране вод в отраслевых стандартах и технических условиях на процессы, продукцию и услуги;
- метрологические нормы, правила, требования к организации работ;
- иные нормативы по стандартизации в этой области.
Нормативные документы по стандартизации в области использования и охраны вод разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством Туркменистана.
Статья 85. Нормативы в области использования и охраны вод
В области использования и охраны вод устанавливаются следующие нормативы:
- экологической безопасности водопользования;
- экологический норматив качества воды водных объектов;
- предельно допустимого сброса загрязняющих веществ;
- отраслевые технологические нормативы образования веществ сбрасываемых в водные объекты;
- технологические нормативы использования воды.
Законодательством Туркменистана могут быть установлены и иные нормативы в области использования и охраны вод.
Статья 86. Нормативы экологической безопасности водопользования
Для оценки возможности использования воды из водных объектов для нужд населения и отраслей экономики устанавливаются нормативы, обеспечивающие безопасные условия водопользования, а именно:
- предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно- бытовых и иных нужд населения;
- предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства;
- допустимые концентрации радиоактивных веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения.
В случае необходимости для вод, используемых для лечебных, курортных, оздоровительных рекреационных и иных целей, могут устанавливаться более строгие нормативы экологической безопасности водопользования.
Нормативы экологической безопасности водопользования разрабатываются и утверждаются:
- Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана - для водных объектов, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения;
- Государственным комитетом рыбного хозяйства Туркменистана - для водных объектов, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства.
Нормативы экологической безопасности водопользования вводятся в действие по согласованию с Министерством охраны природы Туркменистана.
Статья 87. Экологический норматив качества воды
Для оценки экологического благополучия водных объектов и определения комплекса водоохранных мер устанавливается экологический норматив качества воды, содержащий научно обоснованные значения концентраций загрязняющих веществ и показатели качества воды (общефизические, биологические, химические, радиационные). При этом степень загрязнённости водных объектов определяется соответствующими категориями качества воды.
Экологический норматив и категории качества воды разрабатываются и утверждаются Министерством охраны природы Туркменистана и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана.
Статья 88. Нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ
Нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ устанавливаются с целью поэтапного достижения экологического норматива качества воды.
Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимого сброса и перечень нормируемых загрязняющих веществ устанавливаются Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 89. Отраслевые технологические нормативы образования веществ, сбрасываемых в водные объекты
Для оценки экологической безопасности производства устанавливаются отраслевые технологические нормативы образования веществ, сбрасываемых в водные объекты, то есть нормативы предельно допустимых концентраций веществ в сточных водах, которые образуются в процессе производства одного вида продукции при использовании одного и того же сырья.
Отраслевые технологические нормативы образования веществ, сбрасываемых в водные объекты, разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами по согласованию с Министерством охраны природы Туркменистана.
Статья 90. Технологические нормативы использования воды
Для обеспечения рационального использования воды в отраслях экономики устанавливаются технологические нормативы использования воды, а именно:
- текущие технологические нормативы использования воды для существующего уровня технологий;
- перспективные технологические нормативы использования воды с учётом достижений на уровне передовых мировых технологий.
Технологические нормативы использования воды разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Министерством охраны природы Туркменистана.
Статья 91. Запрещение сброса в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы в области использования и охраны вод
Сброс в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы экологической безопасности водопользования и нормативы предельно допустимого сброса, запрещается.
Заказчиками на разработку нормативов экологической безопасности водопользования и нормативов предельно допустимого сброса этих веществ являются водопользователи, осуществляющие их сброс.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал