Комплексная оценка природного богатства региона в механизме формирования и реализации региональной экономической политики



Скачать 176.35 Kb.
Дата23.04.2016
Размер176.35 Kb.
Клиновой Д.В.1

к.э.н., доцент, Институт экономики природопользования и устойчивого развития, г. Киев
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНОГО БОГАТСТВА РЕГИОНА В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В свете решений мирового Саммита по устойчивому развитию «Рио+20»2 чрезвычайно актуальными являются вопросы создания устойчивых моделей регионального экономического развития, опирающихся на местные ресурсы, сбалансированное взаимодействие природы и хозяйства в пространственных системах, дальнейшая капитализация природных ресурсов на всех системных уровнях - национальном, региональным и местном, создание справедливой с экологической и социальной точек зрения системы распределения доходов, инновационно-технологическое обновление производств и переход к эколого-безопасным малоотходным укладам экономики (т.н. «6-й технологический уклад», «синяя», «зеленая экономика»), эффективная институционализация природно-ресурсных отношений.

В этих процессах особая роль отводится региональной экономической политике, представляющей собой совокупность организационно-правовых и экономических мер, которые с помощью соответствующих административных рычагов и финансово-экономических инструментов обеспечивают стимулирование эффективного, пропорционального и сбалансированного развития экономики регионов, рациональное и экономное использования их природно-ресурсного, человеческого и иного производственного потенциала с целью повышения жизненного уровня и качества жизни населения с максимальным сохранением природной среды в хозяйственных системах.

В области природопользования государственная региональная экономическая политика на Украине должна быть направлена прежде всего на динамичное и устойчивое региональное социально-экономическое развитие путем более полного и эффективного вовлечения в хозяйственный оборот природно-ресурсного потенциала регионов, использования преимуществ территориальной специализации на основе институциональных преобразований, расширения полномочий органов местной власти и самоуправления в отношении использования природного капитала, повышения их ответственности за решение текущих и перспективных проблем развития природно-хозяйственных комплексов территорий. Региональная экономическая политика должна иметь в своём распоряжении эффективные механизмы ресурсопользования, опирающиеся на местные ресурсы, поскольку государственные и прежде всего бюджетные ресурсы не в состоянии обеспечить решение большого круга актуальных задач регионального развития, стоящие перед территориями Украины.

Государственная региональная экономическая политика как совокупность организационных, правовых и экономических мер, осуществляемых в сфере регионального развития страны согласно ее текущим и стратегическим целям, направленным на обеспечение благоприятных условий функционирования региональных хозяйственных комплексов и сохранение территориальной целостности Украинского государства, нуждается в соответствующем законодательном, нормативном и организационном обеспечении, которое составляет механизм ее реализации. За основу такого механизма реализации региональной политики в части природопользования должны быть взяты основные установки, изложенные в Конституции Украины, в первую очередь – принцип экономической самостоятельности регионов при сохранении общенародной собственности на природные ресурсы (ст. 13 Конституции Украины1). Целью реализации региональной экономической политики является стимулирование и максимальное содействие комплексному эффективному развитию территориальных образований, рационализация использования их ресурсного потенциала, создание благоприятных экологических условий развития социума, гарантирование экологической безопасности и усовершенствование институциональной и территориальной организации хозяйственных систем в соответствии с условиями рынка.

Этот механизм должен быть гибким и разноплановым, учитывать как региональные природно-хозяйственные особенности территорий, разный уровень их экономического и технологического развития, так и их разный статус (территориальная община, район, область, республика). Объектами региональной экономической политики могут быть и особым образом определенные по комплексу признаков территории (регионы) со специальным режимом хозяйствования, географические границы которых не полностью совпадают с административно-территориальным устройством государства, например – территории, которые имеют статус пострадавших от аварии на ЧАЭС, свободные экономические зоны, территории приоритетного развития, функционирование которых в Украине пока окончательно законодательством не определено.

Отрицательные тенденции развития регионов нуждаются в комплексном подходе к их преодолению, в решении экономических, социальных, экологических и других проблем. При этом главной задачей становится необходимость создания оптимальной, регионально-ориентированной хозяйственной системы, объединяющей всё множество объектов природы, социума и производства, при которой региональные природно-общественные системы имели бы способность к устойчивому развитию и воспроизводству на основе местных ресурсов. В условиях возрастающего дефицита природных, материальных, территориальных, экономических и других ресурсов и критичности экологической ситуации необходимо прежде всего обеспечить условия устойчивого воспроизводства и развития природно-хозяйственных систем всех территорий. Важным условием преодоления кризисных явлений и обеспечения экономического роста является перестройка управления природопользованием в направлении расширения прав и самостоятельности регионов относительно решения многих вопросов экономического и социального характера за счёт природных ресурсов местного значения.

На Украине в условиях преодоления последствий социально-экономического кризиса особую актуальность приобретает задача поиска внутренних ресурсов и резервов развития регионов, среди которых в первую очередь необходимо учесть природное богатство территорий и страны в целом, которое фактически на данный момент остаётся в комплексе полноценно неоцененным, а отдельные виды ресурсов - практически не оцененными с экономической точки зрения в рыночных условиях хозяйствования. Такое положение не позволяет полноценно привлекать разные природные ресурсы (земельные, минеральные, водные, лесные, природно-рекреационные, экологические и т.п.), особенно - местного значения в хозяйственный оборот, капитализировать сферу природно-экономических отношений с использованием современных финансовых инструментов и механизмов.

Спецификой большинства регионов центральной, западной и южной Украины является наличие многокомпонентного природно-ресурсного потенциала, который имеет, тем не менее, в основном местное значение и в современных условиях, в отличие от природно-ресурсного потенциала Донбасса, нижнего Приднепровья, Слобожанщины и других крупных промышленно-аграрных территорий является в значительной степени недоиспользованным как для нужд региональной экономики, так и национального хозяйства в целом. Итак, наиболее актуальными задачами для большинства регионов Украины на сегодня являются комплексная оценка и использование всех имеющихся природных ресурсов, их капитализация, высокоэффективное вовлечение в хозяйственный оборот и построение на этой основе инновационных корпоративных форм хозяйствования. Такой тип хозяйствования, основанный на принципах «синей» экономики (ориентация эколого-безопасных, в основном средних и небольших производств на местную многокомпонентную сырьевую базу) отвечает перспективным задачам социально-экономического развития регионов. Для его обеспечения необходимо провести комплексную экономическую (стоимостную) оценку природного богатства как природного капитала на региональном уровне.

Последние комплексные исследования стоимости природных ресурсов регионов Украины проводились в середине 90-х годов, а природного богатства Украины в целом – в середине прошлого десятилетия и на сегодняшний день как методики, так и стоимостные показатели комплексной оценки природного богатства страны и её регионов являются устаревшими, а по отдельным видам ресурсов (экологическому, воздушному и др.) экономическая стоимостная оценка фактически не проведена. На данный момент существует много методических подходов, которые позволяют с разных сторон оценить природные ресурсы как производительную силу, экологическую систему, фактор производства и рынка, объект хозяйствования, капитал, источник стоимости и т.п. Наиболее актуальной прикладной народнохозяйственной задачей, которую решает комплексная оценка природного богатства регионов, является определение роли, места и стоимости природного капитала каждого региона Украины в системе ее природного и национального богатства. Для эффективной имплементации комплексной оценки природных ресурсов в механизм региональной экономической политики Украины необходимо:

1. Внедрить (на программной, хозрасчетной, мониторинговой основе и т.п.) на региональном уровне комплексную стоимостную экономическую оценку природных ресурсов как природного богатства областей (регионов) на основе современных научных подходов к оценке стоимости природных ресурсов в рыночной среде (доходного подхода и т.п.). Это позволит оценить и сопоставить внутри регионов, между ними и на государственном уровне и т.п. объемы ресурсов как капиталов, их качество, ценовую структуру, степень включения в экономический процесс, определить приоритеты относительно эффективности использования разных видов ресурсов на всех уровнях управления - местном, региональном и общегосударственном.

2. В системе комплексной оценки природного богатства региона применить подход к стоимостной оценке природного капитала, по которому оцениваются основные факторы формирования цены ресурса в условиях развития рыночных отношений, его продуктивные свойства (валовая продукция, доходность, воспроизводственный эффект, скорость возобновления и т.п.), роль в антропогенно-природных воспроизводственных экосистемах (социальная и экосистемная ценность) в пространственном разрезе в локальном, региональном и общегосударственном измерении. В основу комплексной оценки природных ресурсов необходимо положить агрегированные оценки компонентов природного капитала (земельного, водного, лесного, минерально-сырьевого и т.п.) и комплексную оценку экосистемного (ассимиляционного) природного ресурса. Комплексную оценку природного капитала предложено определять как стоимость природного капитала в условиях рыночных отношений на основе доходного подхода - отдачи капитала от имеющегося природного богатства как непосредственно используемого в хозяйственном обращении элемента национального хозяйства, включающего многокомпонентные природные агрегаты и комплексный, экосистемный ресурс. Основными параметрами оценки признаются: капитализированный доход - рента, ставка дохода, эколого-экономический риск, стоимость и ценность природного капитала, дисконт, экосистемные расходы и т.п.

3. Учесть в комплексной экономической оценке природного богатства регионов как минимум четыре сферы, а именно - пространственную (экономико-географическую) оценку размещения и развития компонентов природно-ресурсного потенциала, хозяйственную оценку ресурсов с точки зрения их наличия, количества, качества и вовлечения в хозяйственный оборот, стоимостную денежную оценку в определенных условиях хозяйствования и рынка, включая нормативную стоимостную, рыночную, затратную, доходную (рентную) и экологическую (эколого-экономическую) оценку ресурса в социо-эколого-экономической системе жизнедеятельности человека. Таким образом, комплексная оценка природного богатства регионов должна отвечать на вопросы относительно наличия ресурса, его критериальных количественных и качественных признаков, использования в экономике и результатов природопользования, в т.ч. экономических, социальных и экологических.

4. Исходить в такой оценке из имеющейся по факту хозяйственной структуры природопользования и одновременно из потенциальных возможностей относительно её усовершенствования, из того, что согласно современным подходам, к экономическим активам относятся те природные ресурсы, которые являются доступной собственностью (государственной, общенародной, коллективной, частной и т.п.) и могут быть использованы собственником или пользователем для получения доходов. Этот вопрос является очень важным, поскольку оценка любого капитала вне институциональных условий его использования в рыночных условиях фактически невозможна, точно также как и оценка и эксплуатация недоступных ресурсов. Особенно актуальным является учёт в такой оценке фактора собственности на ресурс, наличия прав распоряжения им, институциональных условий, финансизации сферы природопользования, а именно - возможностей секьюритизации природных ресурсов, вывода на рынок капиталов производных от природно-ресурсной составляющей финансовых инструментов; эффективное управление природно-хозяйственными территориальными образованиями и т.п.

4. Обеспечить на основе комплексной оценки природного богатства регионов капитализацию природных ресурсов в системе современной рыночной экономики на основе капитализации природно-ресурсной ренты, которая учитывает системный процесс превращения в результате природопользования природного капитала в другие виды капиталов, в первую очередь - производственный, торговый и финансовый капитал. Это может быть сделано путем создания корпоративных и паевых институтов общего инвестирования, которые действуют в сфере капиталовложений в природно-ресурсную сферу и выпуска ими в обращение соответствующих ценных бумаг. Для этого в комплексной оценке природного богатства регионов необходимо учесть возможности получения дополнительных активов, в основе которых лежит природный физический капитал - экологической, транспортной, финансовой ренты, накопления и распределения полученных финансовых ресурсов в пределах хозяйственных систем, в которых осуществляется природопользование на местном (муниципальном), региональном и общегосударственном уровнях. В общем случае капитализация природных ресурсов предусматривает финансизацию природного капитала, корпоративизацию природопользования и тесно связана с институциональным и проектным подходами к организации хозяйственной деятельности.

5. Создать на основе комплексной оценки природного богатства регионов соответствующую геоинформационную базу природного богатства территорий, которая создаст возможность для существенного усовершенствования системы показателей инвестиционной привлекательности, экономической активности, безопасности страны и регионов. Таким образом, наряду с показателями физических объемов и структурных соотношений между ресурсными составляющими или приростами запасов и объемами их добычи, погашения и восстановления, комплексная оценка природного капитала даст возможность рассматривать стоимостные показатели, на основании которых можно будет адекватно оценивать будущие доходы от природопользования, инвестиционную активность, строить защиту от рисков и развивать природно-ресурсное страхование, определять эколого-экономическую эффективность деятельности предприятий, внедрять современные экологические стандарты серии ISO 14000, разворачивать институциональную структуру природопользования и т.п.

6. Обеспечить на базе комплексной оценки природных ресурсов высокоэффективные институциональные преобразования в природопользовании. Эти процессы касаются как организационных структурных сдвигов, так и изменения форм собственности на природные ресурсы, внедрения прогрессивных их форм (муниципальной, корпоративной собственности) в сфере регионального хозяйства, создания инновационных природно-экономических кластеров, муниципальных корпораций, территорий со специальным режимом хозяйствования и т.п. Комплексная оценка должна также играть ключевую роль в капитализации природных ресурсов в системе институтов национального и регионального хозяйства с использованием новейших инструментов и форм менеджмента, секьюритизации активов природного капитала, с внедрением корпоративных, проектных и других инновационных программных и экономических методов управления природными ресурсами, включая формирование финансовых фондов по типу фондов устойчивого развития (суверенного благосостояния, антикризисного развития и т.п.) регионов с направлением доходов от их деятельности на восстановление, охрану, изучение ресурсов, привлечение инвесторов, обоснование инвестиционных расходов и регулирование инвестиционных потоков, оценку социально-экологической эффективности инвестиционных проектов и программ, сопоставление их с мировыми стандартами, проведение тендеров, обоснование инвестиционных проектов в природопользовании и связанных отраслях и т.п.

На основе комплексной оценки природного богатства территорий создаётся возможность создания инновационных организационных и экономических механизмов природопользования, соответствующих идеологии и задачам обеспечения устойчивого развития хозяйства в современной региональной политике страны. Теоретико-методологический концепт построения таких механизмов включает в себя следующие положения.

Во-первых – в организационном аспекте это создание в сфере природопользования действенной системы хозяйственных институтов, функционирование которых обеспечивало бы комплексное, эффективное с экономической, социальной и экологической точек зрения хозяйствование. По нашему мнению, это может быть реализовано через имплементацию корпоративного подхода к природопользованию по кластерной схеме на разных пространственных уровнях – государственном, региональном и местном. При этом целевая хозяйственная функция кластер-корпорации – рациональное и экономически-активное использование и воспроизводство природных ресурсов согласно общественно-экономическим нуждам обеспечивает и экономическую цель её создания – получение прибылей от хозяйственной деятельности, привлечение дополнительных средств в природно-экономическую сферу, а также финансовую цель – привлечение и приумножение финансового капитала в сферу природопользования. Основными преимуществами кластерно-корпоративной формы управления природными ресурсами является: осуществление адекватной прединвестиционной оценки природных ресурсов; усовершенствование существующих систем их учета; эффективное определение, изъятие и перераспределение ресурсной ренты; развитие рыночно-финансовой составляющей; инновационно-технологическое обновление производств, обеспечение комплексного эффекта от природопользования через механизмы вертикальной и горизонтальной интеграции кластеров – корпораций; эффективная природоохранная деятельность, использование экологической ренты; создание механизма эффективной рыночной капитализации природных ресурсов; обеспечение прозрачности рыночного процесса путем внутреннего корпоративного, внешнего независимого и государственного аудита; секьюритизация природного капитала, дифференциация управления и использования природных ресурсов от фактора собственности; решение в рамках существующего законодательства проблемы эффективного собственника в природопользовании, создание основы для активизации развития муниципальной собственности на природные ресурсы местного значения и т.п.. Именно кластерно-корпоративный механизм способен, с нашей точки зрения, имплементировать в хозяйственную деятельность инновационные принципы одновременно и "синей" и "зеленой" экономики, предоставить им действенную организационно-структурную форму, которая охватывает все три пространственные измерения хозяйственной деятельности - общегосударственное, региональное и местное (муниципальное).

Во-вторых – это создание действенного экономического рыночного механизма полноценного вовлечения природных ресурсов в хозяйственный процесс через капитализацию ресурсов. Этот процесс включает в себя такие параллельно-последовательные этапы, как комплексная оценку ресурсов, определение прав собственности и правомочностей относительно их использования; секьюритизацию ресурсов, т.е. формирование и эмиссию финансовых активов, в основе которых лежит природный капитал и деятельность по его использованию; обеспечение эффективного управления такими активами через корпоративные формы управления природопользованием, институты общего инвестирования, финансовый рынок, биржевую и внебиржевую фондовую торговую систему; формирование потоков финансовых ресурсов, направленных на эффективное использование и воспроизведение природного капитала, получение и распределение в пользу всех участников природно-ресурсных отношений ренты от ресурсопользования. Таким образом, интернализированные, пропущенные через рынок природно-хозяйственные отношения, секьюритизованные, выделенные в отдельную финансовую составную как активы природно-ресурсного происхождения, природные ресурсы создают мощную институциональную и финансовую основу для новейшего типа экологически-ориентированной экономики кластерно-корпоративного типа с высокими уровнями вертикальной (государство-регион-муниципалитет) и горизонтальной (межотраслевой процесс) интеграции.

В-третьих – внедрение системы, которая обеспечивает эффективное паритетное участие государственной, региональной и местной власти, субъектов природопользования и бизнеса в управлении природно-ресурсными комплексами, регулировании их развития, финансировании необходимых природоохранных и других программ развития природно-ресурсного потенциала. Это может быть решено через создание сети специализированных инвестиционных центров (по типу фондов суверенного благосостояния, или фондов устойчивого развития территорий) при властных структурах (включая местное самоуправление), или же под их контролем. Основными задачами таких центров должны быть аккумуляция средств, полученных в результате природопользования и сопутствующей финансовой деятельности, перераспределение ренты, дивидендов и других доходов между владельцами и пользователями природных ресурсов с учетом региональных, местных и общегосударственных интересов. По своей сути это может быть одновременно контрольно-финансовый, аккумулирующий и консультационный орган, основными функциями которого в финансовой сфере должна стать аккумуляция средств на инвестиционные проекты, т.е. - создание необходимого фонда инвестирования, привлечение инвесторов на коммерческой основе, распределение выделенных на природопользование государственных и местных средств, установление ставок обязательных отчислений для финансовых компаний, которые используют инструменты, производные от природно-ресурсного капитала с дальнейшим направлением аккумулированных средств на развитие природно-хозяйственных комплексов соответствующих территорий. Такие инвестиционные центры могут выполнять и контрольные, и консультативные функции, наблюдать за выполнением своих функций финансовыми и хозяйственными экономическими субъектами, проводить тендеры инвестиционных проектов в сфере природопользования и т.п. Такие фонды, будучи по своей финансовой сущности внебюджетными, тем не менее, могут использовать и бюджетные средства местного и общегосударственного уровня для выполнения актуальных задач устойчивого экологического, экономического и социального развития территорий, ориентированных на потребности среднего гражданина.



Исходя из принципиального системного видения указанных положений как единого целого механизма развития природно-ресурсных отношений, необходимо акцентировать внимание прежде всего на том, что он должен охватывать все этапы экономического цикла производства, обмена, распределения, потребления и накопления с соответствующей инвестиционной составляющей хозяйственной деятельности. По нашему убеждению, инвестиционный процесс, как основа экономической деятельности имеет проективный характер1, за счет которого происходит объективизация экономических интересов, субъективных намерений участников хозяйственной деятельности относительно использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности. Задача экономики, хозяйственного механизма при этом фокусируется именно на том, чтобы из огромного числа возможных инвестиционных предложений по использованию ресурса выбрать с использованием эффективных механизмов рынка и инструментов привлечения капитала такую, которая давала бы, будучи реализованной, в комплексе наибольшую сумму экологических, социальных и сугубо экономических, производственных эффектов от использования ресурса.

Выводы. Ведущее место в механизме региональной политики в области природопользования занимает комплексная оценка природного богатства регионов. Основными ожидаемыми результатами от её внедрения на региональном уровне должны стать: создание адекватной системы учета стоимости природных ресурсов в составе экономических активов региона и эффективной системы региональных реестров (кадастров) природных ресурсов; решение проблем рационального использования разных видов природных ресурсов; существенное повышение привлекательности природного капитала как объекта инвестирования; определение возможностей относительно секьюритизации природных ресурсов, их использование в качестве источников производного финансового капитала и эффективная капитализация сферы природопользования в целом; создание эффективной системы экологического и хозяйственного права; корпоративизация природопользования; определение адекватной стоимости природных ресурсов как базы налогообложения; создание основы для усовершенствования налогообложения и увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; внедрение инновационных форм природно-ресурсного менеджмента и развитие системы эффективного управления природными ресурсами как капитальными активами; полноценное обоснование стратегий социально-экономического развития регионов с учетом структуры и объемов имеющегося природного капитала регионов; включение показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе.

1 Клиновой Дмитрий Витальевич – к.э.н., доцент, с.н.с Института экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины. Профессиональные интересы: экономика природопользования, управление природными ресурсами, региональная экономика, территориальное управление, финансовые механизмы. E-mail: klinko@mail.ru.

Об организации: Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины создан постановлением Президиума НАН Украины № 309 от 03.11.2010 г. Главными задачами института являются фундаментальные и прикладные исследования экономики природопользования, направленные на обеспечение экономического обоснования формирования и реализации государственной политики в сфере использования и охраны природных ресурсов и устойчивого развития Украины.



Приоритетные тематические направления работы Института:

  • устойчивое развитие отраслей, территорий и страны в целом;

  • охрана природных комплексов;

  • экономика природопользования и охраны окружающей среды;

  • комплексная оценка природных ресурсов: водных, земельных, лесных, минерально-сырьевых;

  • стратегии инновационного развития экономики в природно-ресурсной сфере;

  • управление стратегическим потенциалом устойчивого развития;

  • сохранение биоразнообразия;

  • решение эколого-экономических проблем.

Телефоны организации: +380444860475 - директор, академик Украинской академии аграрных наук (УААН), д.э.н., профессор Хвесик Михаил Артемович (приемная). Сайт организации: http://ecos.kiev.ua.

2 Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ Конференции // Рио+20. Конференция Организации Объединенных наций по устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 21-22 июня 2012 года: Организация Объединенных Наций, A/conf/216/L.1, 66. - С. 1.

1 Конституція України. Розділ 1. Стаття 13. - http://www.president.gov.ua/content/chapter01.html.

1 Національна парадигма сталого розвитку України / за заг. ред. академіка НАН України, д.т.н., проф., засл. діяча науки і техніки України Б.Є.Патона. – К.: Державна установа "Інститут економіки природокористування та сталого розвитку Національної академії наук України" , 2012. – 72 с., с. 21-23.







База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал