Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области на период с 2015 по 2020 годы



Скачать 331.03 Kb.
Дата23.04.2016
Размер331.03 Kb.
проект
Концепция

обращения с отходами производства и потребления

в Ульяновской области на период с 2015 по 2020 годы

1. Общие положения








1.1. Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ульяновской области (далее – Концепция) является совокупностью принципов деятельности и представляет собой систему взглядов на перспективы развития области обращения с отходами на период с 2015 по 2020 годы. Концепция основывается на требованиях международного, российского и областного законодательства и направлена на реализацию государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ульяновской области.

1.2. Концепция предназначена для государственных органов законодательной и исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в области обращения с отходами и природопользователей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории Ульяновской области.

1.3. Для целей Концепции используются термины и определения:

вторичные материальные ресурсы (BMP) – отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;

обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

объекты захоронения отходов – предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов – специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

отходы производства и потребления (далее - отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законодательством;

оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее также – региональный оператор) – оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

полигон захоронения отходов (далее – полигон) – ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду;

размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

сбор отходов – приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

строительные отходы – отходы от (реконструкции, ремонта), объектов капитального строительства и от их сноса и разборки;

твёрдые коммунальные отходы (далее – ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
2. Проблемы обращения с отходами производства и потребления
2.1. Краткая характеристика Ульяновской области.

Ульяновская область расположена в самом центре Среднего Поволжья, по обе стороны Волги, в центральной части европейской России. На западе область граничит с Пензенской областью и Республикой Мордовия, на севере - с Чувашией и Татарстаном, на востоке - с Самарской и на юге - с Саратовской областями. Площадь территории региона составляет 3718,1 тыс. га. В области 21 сельский район и 3 города, 31 городское поселение и 112 сельских. Общая численность населения области составляет 1274,49 тыс. человек, из них городское население - 74,44%. Имеется тенденция к снижению численности населения. Численность экономически активного населения региона в июне 2012 года составила 687,5 тыс. человек. Плотность населения 28,9 человек на 1 км2 территории.

Ключевыми отраслями экономики региона являются машиностроение, пищевая промышленность, электроэнергетика, производство строительных материалов, сельское хозяйство.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года являются:

- создание транспортно-логистического кластера;

- развитие авиастроительного кластера;

- создание ядерно-инновационного кластера;

- развитие кластера строительных материалов.

Приоритетными проектами должны стать: создание агропромышленного кластера и строительство Федерального высокотехнологического центра медицинской радиологии в г. Димитровграде.

2.2. Состояние обращения с отходами производства и потребления.

Обращение с отходами – один из наиболее острых вопросов в области охраны окружающей среды.

По данным Управления Росприроднадзора по Ульяновской области ежегодно в регионе образуется около 700 тыс. тон отходов (2011 г. – 661 тыс.т., 2012 г. – 749 тыс.т., 2013 г. – 873 тыс.т.). В общем объёме образующихся отходов отходы IV - V класса опасности (малоопасные и практически не опасные) составляют -75%

В статистическую отчетность входят сведения об отходах, предоставленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании учёта образованных и переданных отходов по формам статистической отчётности. Учёт отходов от населения, размещаемых на поселковых и районных объектах размещения отходов, не ведётся.

Подавляющее большинство отходов образуется на территории города Ульяновска. По данным Управления Росприроднадзора по Ульяновской области образовано отходов производства:




Муниципальное

образование



Образовано в 2012 г. (тонн)

Образовано в 2013 г. (тонн)

Образовано в 2013 г. (тонн)

г. Ульяновск

144 821,243

159 459,594




г. Димитровград

33 434,761

17 404,740




г. Новоульяновск

9 400,108

6 829,931




г. Инза

27 411,080

24 267,558



В регионе прослеживается устойчивая тенденция к увеличению образования отходов. По данным Росстата, среднегодовой прирост объёмов образования отходов составляет в целом не менее 3%.

В области практически нет объектов индустриальной обработки, утилизации и размещения отходов. Основным способом удаления отходов из производственной и социальной сферы является их захоронение на объектах размещения отходов. Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения (накопления) отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.

Пункт 3 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ


"Об отходах производства и потребления» гласит: «Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека». Фактически сбор отходов по видам не осуществляется, вся масса отходов поступает на объекты размещения отходов (в том числе на несанкционированные свалки). При захоронении отходов ценные фракции утрачиваются.

Достоверной и объективной информации по обращению с отходами: объём образования, накопления, движения отходов по видам; потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья на территории области нет.

Отсутствие надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов и недостаточное количество объектов размещения отходов способствует захламлению территории области.

По состоянию на 01.01.2015 года в государственном реестре объектов размещения обходов указано всего 5 объектов размещения отходов на территории Ульяновской области: ООО «Центр Экологических Технологий» (г. Ульяновск), ООО «Приор» (г. Ульяновск), ООО «Контракт плюс» (с. Большие Ключищи Ульяновского района), ООО "СЭТ" (с. Русский Мелекесс Мелекесского района), ООО «Сурскжилкомхоз» (р.п. Сурское Сурского района). Специализированных объектов размещения отходов производства на территории Ульяновской области нет.

Подавляющее большинство объектов размещения отходов (не внесённые в государственный реестр объектов размещения обходов), не отвечают требованиям, предъявляемым санитарным законодательством к таким объектам. Экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и грунтовых вод осуществляется на единичных объектах захоронения отходов, внесённых в государственный реестр объектов размещения обходов.

В регионе действует государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Ульяновской области на 2014 – 2020 годы», в подпрограмме «Охрана окружающей среды» затронута тема обращения с отходами, как одна из сторон общей антропогенной нагрузки на окружающую среду. Областной государственной программы, предусматривающей создание и функционирование эффективной системы обращения с отходами нет. Следовательно, финансирование данной отрасли отсутствует. Разработка специализированной программы предусмотрена п. 5 «Плана мероприятий, предусмотренной комплексной стратегией обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Российской федерации на территории Ульяновской области» № 309-ПЛ от 30.10.2013 г.

2.3. Проблемами, влияющими на качество обращения с отходами, являются:

- рост объёма отходов, направляемый на захоронение, обусловленный ростом потребления населением, а также увеличением количества упаковочных отходов;

- несовершенство нормативной правовой базы и отсутствие методической базы в области обращения с отходами;

- отсутствие единой информационной системы, содержащей свод данных в области обращения отходов;

- отсутствие региональной программы в области обращения с ТКО;

- отсутствие территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО;

- отсутствие государственной и муниципальной поддержки и стимулирования предприятий, осуществляющих сортировку и переработку ВМР, и, как следствие, отсутствие профильных предприятий переработки отходов;

- отсутствие системы раздельного сбора, утилизации (использования) и обезвреживания образовавшихся отходов, сбора и утилизации вторичного сырья от населения;

- недостаточное финансирование мероприятий в области обращения с отходами;

- низкий уровень экологической культуры населения региона.




  1. Цель и приоритетные задачи развития системы обращения с отходами производства и потребления.

3.1. Основной целью развития сферы обращения с отходами производства и потребления на территории региона является создание эффективной областной системы обращения с отходами и ВМР обеспечивающей:

- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

- увеличение объёмов отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;

- безопасное захоронение отходов, не подлежащих к дальнейшему использованию.


    1. Приоритетными задачами развития системы обращения с отходами производства и потребления в регионе являются:

- реализация комплекса мер, направленных на выявление и ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов на территории области;

- привлечение в сферу сортировки и переработки отходов частных инвестиций;

-увеличение в 2 раза доли ТКО, возвращаемой в хозяйственный оборот;

- доведение уровня переработки отходов производства до 80%;

- внедрение наилучших доступных технологий в области обращения с отходами;

- повышение уровня экологической культуры населения региона.




  1. Отходы потребления (ТКО).

По месту образования отходы потребления делятся на две группы:

- отходы потребления, образованные в жилой сфере;

- отходы потребления, образованные в производственной сфере (отходы потребления на производстве подобные коммунальным).

Отходы потребления, образованные в жилой сфере также делятся на две группы: твёрдые и жидкие.

По данным регионального кадастра отходов производства и потребления Ульяновской области 2013 года, с учётом сведений, предоставляемых администрациями муниципальных образований, на полигонах и свалках отходов размещено 6779 тыс. тонн отходов, в том числе на приостановленных и законсервированных объектах размещения отходов размещено около 1459 тыс. тонн отходов. Общая площадь земли, находящейся под полигонами и свалками, составляет 677 га.

По данным Администраций муниципальных образований нормы накопления отходов в 2013 году составляли от 226,8 кг/чел в год до 415,8 кг/чел в год. Нормы накопления отходов рассчитываются в каждом муниципальном образовании по разной методике и утверждены не во всех муниципальных образованиях. В связи с чем, неизвестно, сколько образуется (в соответствии с документацией) на территории области отходов от населения, и невозможно определить ресурсную ёмкость отходов и ВМР для бизнеса.

Наличие установленных в каждом муниципальном образовании норм накопления отходов от жилищ разной степени благоустроенности, является обязательным условием регулирования в области обращения с отходами.

Отходы, поступающие от г.Ульяновска, размещаются на 4 объектах размещения отходов, от г. Димитровграда – на одном, от Инзы – на одном объекте. На территории г. Новоульяновска объекты размещения отходов отсутствуют, отходы захораниваются на полигоне г. Ульяновска. Нет объектов размещения отходов на территории Базарносызганского района (отходы вывозятся в г. Инза). От Сенгилеевского, Чердаклинского и Старомайнского районов, в соответствии с договорами на вывоз, отходы должны вывозиться на объекты размещения отходов г. Ульяновска.

На практике отходы потребления не всегда размещаются на санкционированных объектах размещения отходов, а сбрасываются на несанкционированных свалках, в лесополосах, оврагах и т.п. Борьба с несанкционированным размещением отходов является приоритетной в области обращения с отходами производства и потребления.

Основные проблемы в области обращения отходов потребления, включая твёрдые и жидкие коммунальные отходы:

- отсутствие территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами;

- отсутствие региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами

- отсутствие межмуниципальных полигонов;

- отсутствие инвестиционных площадок под объекты обработки, обезвреживания и захоронения отходов;

- не организован раздельный сбор и учёт отходов, поступающих от населения;

- отсутствие (недостаточное количество) в населённых пунктах контейнерных площадок или площадок для сбора отходов, соответствующих санитарным и градостроительным нормам;

- отсутствие в муниципальных образованиях утвержденных нормативов накопления отходов и учёта движения отходов;

- необходимость строительства (реконструкции) сети канализации и объектов обезвреживания канализационных стоков.

Решение проблемы.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта должны осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Во исполнение законодательных норм органом исполнительной власти субъекта должна быть разработана и утверждена территориальная схема обращения с отходами, разработана и утверждена региональная программа в области обращения с отходами, с учётом строительства объектов обработки, обезвреживания, размещения, хранения и захоронения коммунальных отходов (твёрдых и жидких). На основании конкурсного отбора юридическому лицу должен быть присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – регионального оператора), и определёна зона деятельности регионального оператора.

Региональным оператором должны быть разработаны производственная программа и инвестиционная программа в области обращения с ТКО, согласующаяся с региональной программой в области обращения с отходами.

Орган исполнительной власти субъекта устанавливает региональные тарифы в области обращения с ТКО.

4.1. Организация раздельного сбора отходов от населения

Сложная процедура раздельного сбора отходов от населения, их сортировки и переработки сегодня подменена простым удалением их из мест образования в силу ряда причин: низкие тарифы на вывоз и размещение отходов, эксплуатация объектов размещения отходов с минимальным уровнем затрат. В муниципальных образованиях отсутствует система сбора и использования BMP.

В соответствии законодательством Российской Федерации полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возлагаются на органы исполнительной власти субъекта. Органы местного самоуправления участвуют в деятельности по (раздельному) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

Существующую систему сбора отходов от населения необходимо оптимизировать в следующих направлениях:

- поэтапное внедрение раздельного сбора отходов (в первую очередь люминесцентных ламп и «батареек», начать с установки отдельных контейнеров для сухих и мокрых отходов);

- развитие сети пунктов приёма вторичного сырья и отходов, содержащих ртуть и другие тяжёлые металлы, органические галогенсодержащие соединения, щёлочь и другие опасные компоненты, в том числе от населения;

- создание сети сортировки и обработки коммунальных отходов;

- уменьшение объёма захораниваемых отходов, путём прессования отходов в стационарных уплотняющих устройствах;

- формирование и ведение информационно-просветительской политики в области обращения с отходами в отношении населения и природопользователей.

4.2. Отдельно стоит проблема сбора и вывоза отходов потребления от домов частного жилого сектора, садоводческих (дачных) обществ и от удалённых населенных пунктов.

В частном жилом секторе и садоводческих (дачных) обществах обращение с отходами должно идти по пути минимизации и раздельного сбора отходов. На территории садоводческих (дачных) объединений запрещается организация объектов размещения отходов и кострищ. Каждое садовое (дачное) объединение должно разработать и утвёрдить порядок обращения (инструкцию по обращению) с отходами на их территории.

Растительные быстроразлагающиеся отходы необходимо утилизировать на садовых (дачных) участках путём компостирования. Для отходов, не подлежащих захоронению на дачных участках, должны быть предусмотрены контейнерные площадки для их сбора, соответствующие санитарным и экологическим нормам.

Во избежание образования несанкционированных свалок в частном жилом секторе, необходимо обеспечить заключение договоров и отплату за сбор, транспортирование и захоронение отходов и регулярный сбор и транспортирование отходов на полигоны.

4.3. Строительство (реконструкция) сети канализации и объектов обезвреживания канализационных стоков.

В силу того, что сброс неочищенных стоков наносит огромный вред Волжскому бассейну, остро стоит вопрос обезвреживания канализационных стоков от населения. Во всех населённых пунктах Ульяновской области, за исключением городов Ульяновск и Димитровград, в системе водоотведения, звено обезвреживания канализационных стоков выпадает.

Работа по восстановлению и строительству сети канализации и объектов обезвреживания канализационных стоков должно идти одновременно по двум направлениям: капитальный ремонт или реконструкция системы водоотведения и очистки стоков, и строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры с применением наилучших доступных технологий.

Локальные системы водоотведения и очистки стоков должны быть отражены в программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и в региональной программе в области обращения с отходами.


  1. Отходы производства.

По данным Управления Росприроднадзора по Ульяновской области на территории региона образовано отходов по классам опасности в количестве:



Класс

опасности



Образовано в 2011 году (тонн)

Образовано в 2012 году (тонн)

Образовано в 2013 году (тонн)

Образовано в 2014 году (тонн)

I класс

58 503,336

16 473,269

16 723,494




II класс

2 585,136

3 081,135

4 378,857




III класс

46 227,176

92 912,272

22 766,392




IV класс

92 417,550

115 724,941

348 079,450




V класс

460 825,190

521 525,672

480 734,240




Всего:

660 558,388

749 717,288

872682,433



Количество использованных и обезвреженных отходов производства колеблется в зависимости от класса опасности отходов, составляет более 75 %. Основная масса отходов производства размещается на полигонах и свалках вместе с отходами потребления.

Главными проблемами в области обращения отходов производства являются:

- несовершенство нормативной базы, способствующей обезвреживанию и переработке отходов, и применению наилучших доступных технологий;

- недостаточное развитие инфраструктуры по утилизации и обезвреживанию образовавшихся отходов;

- отсутствие полигона промышленных отходов на территории области;

- не организованы пункты приёма опасных отходов, сбора ВМР и отходов, образующихся после использования сложной бытовой, офисной и компьютерной техники, мобильных телефонов и прочих изделий, в том числе и от населения;

- не работает система экономического стимулирования предприятий-переработчиков ВМР.

5.1. Отходы эксплуатации автотранспортных средств.

Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года является создание транспортно-логистического кластера.

На начало 2014 года количество автомобилей в регионе достигло 407 тысяч, это означает, что необходимо предусмотреть сбор и переработку отходов по видам:

- отработанных автомобильных покрышек с последующей переработкой в резиновую крошку;

- отработанных автомобильных масел с последующей фильтрацией;

- отработанных свинцовых аккумуляторов с последующей первичной переработкой.

Создание комплексных пунктов приёма вторичного сырья и опасных отходов позволит оценить реальные объёмы образования отходов эксплуатации автотранспорта и определить целесообразность создания перерабатывающих производств на территории области.


    1. Строительные отходы.

Строительные отходы включают в себя отходы от сноса объектов капитального строительства, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов. Значительную часть объёма отходов при ведении строительных работ составляет избыточный грунт, образовавшийся в процессе ведения землеройных работ. Частично строительные отходы отправляются на переработку в целях дальнейшего использования в качестве щебёночной смеси на объектах строительства и благоустройства. Оставшаяся часть строительных отходов и грунтов размещается на муниципальных контейнерных площадках, на полигонах, либо сбрасывается в лесопосадки и овраги.

В связи с прогнозируемым увеличением объёмов образования строительных отходов необходимо:

- предусмотреть в территориальной схеме обращения с отходами участки по переработке строительных отходов для последующего использования в дорожном строительстве;

- разработать и реализовать подпрограмму по утилизации строительных отходов в рамках региональной программы в области обращения с отходами.

- вместе с порядком сбора ТКО определить порядок сбора строительных отходов, предусмотрев обязательность раздельного сбора определенных видов отходов, которые могут быть востребованы при строительной, дорожной отрасли и иной деятельности и установить требования к местам временного хранения строительных отходов на объектах их образования;

- обеспечить учёт образующихся строительных отходов;

- организовать контроль за выполнением строительными организациями мероприятий по удалению строительных отходов, предусмотренных проектами строительства и сноса;


    1. Отходы агропромышленного комплекса.

Программой социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года намечено создание агропромышленного кластера.

Агропромышленный комплекс региона представлен многочисленными сельскохозяйственными организациями, производителями пищевой продукции, фермерскими и личными подсобными хозяйствами. Основой агропромышленного комплекса является разведение сельскохозяйственных животных, производство зерновых и масличных культур и их переработка.

В целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду отходов агропромышленного комплекса необходимо осуществлять переработку и использование ранее накопленных отходов, и предусмотреть утилизацию вновь образующихся отходов агропромышленного комплекса по видам.

Уже сегодня необходимо обустройство помето- и навозохранилищ на существующих предприятиях агропромышленного комплекса, а при создании новых животноводческих комплексов проектирование и строительство объектов размещения отходов, с применением наилучших доступных технологий.



    1. Отходы сложного оборудования и техники.

В регионе существует проблема утилизации отходов сложного оборудования и техники. К отходам сложного оборудования и техники относятся отходы потребления бытового электрооборудования и электронной техники (бытовые электротехнические отходы): не подлежащие к использованию холодильники, стиральные и швейные машины, кухонные плиты, телевизоры, магнитофоны, музыкальные центры, компьютеры, телефоны и т.п.

Система учёта обращения с отходами сложного оборудования и техники не налажена должным образом.

Предприятий, утилизирующих данный вид отходов, на территории Ульяновской области нет.

Организацию работы по обращению с отходами сложного оборудования и техники нужно вести в направлениях:

- повторное использование приборов после замены некоторых комплектующих (например, передача при проведении благотворительных акций или продажа другим пользователям);

- использование отдельных годных комплектующих путём продажи или обмена через социальные сети и единый информационный центр;

- направление на переработку и вторичное использование полезных компонентов с помощью специальных технологий.

Один из малозатратных вариантов организации сбора и накопления отходов сложенного оборудования и техники – выделение объекта для складирования сданного оборудования и техники до тех пор, пока не будет предъявлен спрос на них, с условием внесения записи о месте складирования в региональном кадастре отходов производства и потребления.


6. Создание системы обращения с отходами.
Для решения задач развития системы обращения с отходами предусматриваются действия в направлениях:

1) Совершенствование региональной нормативной правовой базы и инструктивно-методической базы в области обращения с отходами, в том числе разработка и принятие областной программы в области обращения с отходами.

2) Анализ существующих генеральных схем очистки территорий муниципальных образований области и разработка территориальной схемы обращения с отходами.

3) Разработка региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

4) Строительство объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения отходов.

5) Строительство (реконструкция) сети канализации и объектов обезвреживания коммунальных и промышленных стоков.

6) Организация раздельного сбора отходов от населения, внедрение технологий по сортировке отходов.

7) Создания областной системы сбора BMP от населения и предприятий путём организации сети стационарных и мобильных пунктов сбора BMP.

8) Разработка и реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих переработку BMP, образующихся на территории области, и привлечение частных инвесторов.

9) Совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения в области обращения с отходами.

10) Создание единой информационной среды в области обращения с отходами.

6.1. Совершенствование нормативной правовой базы и инструктивно-методической базы в области обращения с отходами.


На региональном уровне необходимо:


- разработать и утвёрдить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО;

- разработать региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;

- учесть в территориальной схеме обращения с отходами и в региональной программе в области обращения с отходами направления экономического развития Ульяновской области

- выстроить тарифную политику в сфере обращения отходов;

- определить обязательства и задачи в области обращения отходов на территории Ульяновской области для регионального оператора отходов;

На муниципальном уровне необходимо:


- скорректировать схему территориального планирования и схему санитарной очистки территории муниципального образования;

- провести инвентаризацию существующих объектов размещения отходов и определить необходимость рекультивации или реконструкции выявленных объектов;

- учесть в Порядках сбора отходов на территориях муниципальных образований требования современного законодательства;

- скорректировать муниципальные программы в области охраны окружающей среды;

- организовать сбор отработанных изделий, содержащих отходы IV – V классов опасности.

6.2. Разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Содержание территориальной схемы обращения с отходами регламентируется федеральным исполнительным органом власти.

Территориальная схема обращения с отходами формируется на основе данных, предоставленных администрациями муниципальных образований Ульяновской области. Территориальная схема обращения с отходами должна быть основана на анализе локальных схем очистки территорий муниципальных образований, мониторинге программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и с учётом инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ульяновской области.

Если юридические лица или индивидуальные предприниматели планируют принимать отходы сторонних предприятий, территориальная схема обращения с отходами может включать в себя объекты переработки и обезвреживания отходов конкретных предприятий, осуществляющих деятельность по обращению с отходами на территории Ульяновской области.

Территориальная схема обращения с отходами может включать в себя перемещение отходов и ВМР по видам (отработанные шины, отходы сложного оборудования и техники и т.п.) на объекты переработки и захоронения отходов других регионов.

Территориальная схема обращения с отходами должна быть размещена в открытом доступе, в сети Интернет, и предусматривать интерактивную карту пунктов приёма отходов по видам, в том числе от населения.

При формировании и при утверждении территориальной схемы обращения с отходами процедура прохождения общественных слушаний обязательна.

6.3. Разработка региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами определены федеральным законодательством. Также определено, что в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации вводятся прогнозные показатели и мероприятия по сокращению количества твёрдых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения.

Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО должна основываться территориальной схеме обращения с отходами.

В региональной программе в области обращения с отходами необходимо учесть циклы обращения групп однородных отходов I - V классов опасности, отдельно выделив твёрдые коммунальные отходы.

С введением системы экологических сборов законодательством предусмотрено предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование работ по обращению с отходами, в том числе мероприятий региональной программы в области обращения с отходами.
6.4. Строительство объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения отходов.

Полигонов, как природоохранных объектов, построенных и эксплуатируемых в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, на территории региона недостаточно. Действует одна линия по переработке мусора.

Требования к объектам захоронения промышленных отходов и твёрдых коммунальных отходов различные (определяются федеральными нормативными актами). Это означает, что отходы от производства и от потребления следует размещать на специализированных объектах.

Целесообразность размещения объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения отходов определяется территориальной схемой обращения с отходами. Этапы подготовки и строительства конкретных объектов, источники финансирования определяются региональной программой по обращению с отходами.


6.5. Формирование рынка вторичного сырья и энергоресурсов.

В целях формирования рынка вторичного сырья и энергоресурсов федеральным законодательством предусматривается поэтапное внедрение новых требований. Будут установлены:

перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;

перечень готовых товаров (продукции) и видов упаковки, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами;

перечень видов отходов, захоронение которых запрещается;

требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности и т.п.

На региональном уровне необходимо:

осуществлять контроль за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления требований законодательства в вышеназванной области;

- создать систему раздельного сбора отходов и BMP от населения и предприятий;

- разработка и внедрение системы государственного заказа на использование изделий из отходов и вторичного сырья для государственных и муниципальных нужд.

На муниципальном уровне необходимо:

- участие органов местного самоуправления в организации системы раздельного сбора отходов и BMP от населения и предприятий и первичной обработки отходов;

- разработка и внедрение системы муниципального заказа на использование изделий из отходов и вторичного сырья в городском хозяйстве.

6.6. Организация раздельного сбора отходов от населения, внедрение технологий по сортировке отходов.

Правительством российской Федерации с 01.01.2016 года устанавливается перечень видов отходов, захоронение которых запрещается.

Для обеспечения отбора видов отходов, захоронение которых запрещается и иных полезных фракций из ТКО необходимо утвёрдить тарифы, стимулирующие раздельный сбор отходов (населением), принять меры экономического стимулирования для организаций по сбору и переработке запрещённых к захоронению отходов. Необходимо организовать сеть стационарных пунктов приёма отходов по видам в крупных населённых пунктах и передвижных пунктов приёма отходов по видам на территории Ульяновской области.

6.7. Совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения в области обращения с отходами.

Для улучшения ситуации в природоохранной сфере необходимо вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у населения безопасного и ответственного подхода к обращению с отходами.

Структура системы областного экологического воспитания и образования включает многоэтапный процесс, состоящий из следующих взаимосвязанных уровней:


  1. Дошкольное экологическое воспитание в детских садах и школьное экологическое воспитание, образование в средних специальных образовательных учреждениях.

  2. Экологическое образование в высших учебных заведениях и послевузовское образование.

  3. Повышение квалификации специалистов и других профессиональных категорий населения по экологии.

  4. Экологическое воспитание и образование населения через средства массовой информации, библиотеки, музеи.

Для объединения и координации деятельности всех организаций, чья работа направлена на формирование экологического мировоззрения у населения, воспитание экологической культуры у детей и молодежи, необходимо создание Совета по экологическому образованию, просвещению и пропаганде экологических ценностей среди населения.

Для обучения населения цивилизованному подходу к обращению с отходами необходимо создание научно-популярных фильмов, телевизионных передач, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов, проведение показательных акций по раздельному сбору отходов в период проведения праздников.

6.8. Создание единой информационной среды в области обращения с отходами.

Создание единой информационной среды в области обращения с отходами предполагает создание информационного центра и базы данных для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и населения информацией по вопросам состояния окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях.



Информационный центр и база данных в области обращения с отходами должны содержать в себе:

- систему экологического мониторинга, объединяющую данные наблюдений, полученных федеральными, областными уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами по компонентам окружающей среды (воздух, вода, почва) и районам области;



- информацию о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности;

- нормативную и инструктивно-методическую базу в области обращения с отходами

- агитационные и просветительские материалы для населения области.

Информационный центр должен учитывать устанавливаемые федеральным законодательством стандарты раскрытия информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Создание и обеспечение функционирования единого информационного центра в области обращения с отходами должно осуществляться специально уполномоченным региональным органом или организацией, с использованием современных методик и геоинформационных систем.
7. Механизмы реализации Концепции.
7.1. Правовые механизмы реализации Концепции.

Нормативная правовая база в области обращения с отходами должна обеспечить условия для достижения целей и решения задач, поставленных Концепцией. Система изданных нормативных актов регионального и муниципального уровней должна быть доработана с учётом новаций федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

7.2. Программно-целевой метод реализации Концепции.

Программно-целевой метод является приложением системного подхода к решению задачи формирования и функционирования системы обращения с отходами. Метод обеспечивает возможность выбора лучших путей, способов и средств для решения стоящих задач, подбора исполнителей, оптимального распределения работ и имеющихся ресурсов и эффективного контроля.

Программно-целевой метод обоснован прежде всего:

- социальной значимостью накопившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления;

- межотраслевым характером проблем;

- невозможностью решения проблем в короткие сроки;

- необходимостью концентрации усилий и ресурсов на главных направлениях;

- необходимостью внедрения наилучших доступных технологий;

- возможностью финансирования (софинансирования) региональных программных мероприятий из федерального бюджета.

7.3. Экономическое стимулирование и привлечение инвестиций.

Федеральным законодательством будут установлены:

- ставки сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологический сбор);

- нормативы утилизации отходов от использования товаров;

Будут утверждены перечень готовых товаров (продукции) и видов упаковки, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами, и основы ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Цены на услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора будут формироваться по результатам торгов.

Кроме того, орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за субъектом хозяйственной деятельности вправе понизить размер платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов

и применить ускоренную амортизацию основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Экономическое стимулирование предполагает следующие направления:



  1. Использование установленных Федеральным законодательством преференций для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, и контроль за соблюдением природопользователями требований законодательства.

  2. Установление налоговых ставок региональных и местных налогов с учетом снижения налогового бремени на организации, оказывающие услуги по раздельному сбору, обработке, обезвреживанию, захоронению отходов.

К местным налогам в Российской Федерации относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

7.4. Научно-методические механизмы.

Научно-методические механизмы реализации Концепции подразумевают разработку и внедрение прогрессивных технологий и оборудования для сбора, транспортирования, обработки и утилизации отходов, а также применение методов эффективного и доступного мониторинга отходов производства и потребления.

Кроме того, федеральным законодательством предусматривается государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, при внедрении наилучших доступных технологий, при проектировании, строительстве, реконструкции и при установке оборудования.

7.5.Социальные механизмы.

Социальные механизмы реализации Концепции подразумевают:

- вовлечение в процесс принятия решений в области обращения с отходами всех заинтересованных сторон, в том числе населения;

- введение специальной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области обращения с отходами;

- разработка и реализация программ повышения экологической культуры населения;

- разработка и внедрение системы стимулирования заинтересованности населения в области обращения с отходами, в частности, во внедрении раздельного сбора отходов, являющихся BMP;

- открытость и доступность информационной среды в области обращения с отходами.
8. Ресурсное обеспечение и источники финансирования Концепции.
Финансирование реализации Концепции осуществляется за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников.

Финансирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления предполагается путём предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора.

Инвестиционные и производственные программы в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, на объектах, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов также могут идти в зачёт ресурсного обеспечения Концепции.

Это могут быть источники:

- широкого применения государственно-частного партнерства;

- привлечения инвестиций;

- реализация стимулирующей тарифной политики (раздельные тарифы для сортированных и несортированных отходов);

- формирование и поддержка рынка продукции, изготовленной из вторсырья, экологически безопасной продукции, технологий и оборудования, природоохранных услуг;

- субсидирование из областного бюджета части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на строительство объектов в рамках мероприятий региональной программы по обращению с отходами;

- нормирование негативного воздействия на окружающую среду.

В качестве внебюджетных источников можно рассматривать государственно-частного партнерство, производство природоохранных работ в натуре в рамках акций и частных инициатив.
9. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате поэтапной реализации Концепции планируется:

- улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе;

- улучшение социально-экономического положения региона, создание дополнительных рабочих мест;

- увеличение объёма использования отходов в качестве вторичного сырья и энергетических ресурсов;

- уменьшение объёма захораниваемых отходов;

- снижение площади деградированных и (или) загрязненных земель, подвергшихся деградации и (или) загрязнению;

- возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками;

- получение дополнительных источников энергии (газ, тепло) и органических удобрений;



- минимизация бюджетных затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктами человеческой деятельности;

- повышение уровня ответственности органов власти, природопользователей и гражданского общества за состояние окружающей среды на территории региона.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал