Салтыгановская сельская библиотека
Конкурс «Истории и легенды Кайбицкого района»
История развития деревни Салтыганово
Выполнила: библиотекарь
Салтыгановской сельской
библиотеки Камалова Г. Г.
Родина… Как вы ее себе представляете? Это, конечно, и место, где вы родились, впервые увидели мир, начали познавать его. Сначала это был ваш дом, потом улица, лес, поле… Вы растете, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага до необъятной отчизны – России. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свою республику, свой край.
История деревни Салтыганово уходит в далекие века. О ее происхождении существуют разные легенды. Одну из них описал в своих работах известный татарский ученый этнограф и просветитель 19 века Каюм Насыри, живший недалеко от этих мест. Он писал: «В наших краях есть 5 деревень под одним названием… Итак, одно из сел _Мамадыш_Акилово, другое село Салтыганово, известно как Мамадыш-Салтыган. Русское село Багаево также называют Мамадыш-Багаево, аналогично, как и Мамадыш-Гордеево. Есть еще русская деревня Арсланово, назваваемое Мамадыш-Арсланово».
Все эти пять сел берут свое начало от детей одного человека: некоего Джамида, который прибыл из Булгарского государства и поселился здесь с пятью сыновьями и родной сестрой. Сыновья росли, обзаводились семьями и и постепенно отделялись от отца. Одного из сыновей звали Мамиткол. От него берет начало нынешнее село Мамадыш-Акилово. Второй сын Гавгильде основал Танаево. От третьего сына Абдул Халила берет начало русское село Багаево. Четвертого сына звали Арслан и он считается основателем деревни Арсланово. Подлинное имя пятого сына, родоначальника села Гордеево, неизвестно. Постепенно три села из мусульманских превратились в русские.
Сестру Джамида звали Сагындык. И село Салтыганово обязано своим происхождением именно ей. И деревня эта была преимущественно татарской. Шло время, близлежащие села и деревни стали разрастаться, крепнуть и развиваться. Однако в Салтыганово была одна проблема – русские жители негативно относились к татарскому населению и на этой почве в деревне происходили большие распри. И однажды все окраинные деревни собрали сход и решили помочь жителям деревни. Был издан указ о переселении одной русской семьи из каждого близлежащего села в Салтыганово. В деревне для вновь прибывшего русского населения была отведена отдельная улица, построены дома, предоставлены земли. Таким образом, село Салтыганово с тех времен стало смешанной деревней. И по сей день люди здесь живут в мире и согласии.
Природа деревни Салтыганово очень красива. Широкие поля расстилаются вокруг нее, что символизирует о широте души жителей села. Богата деревня и своими родниками. Их в селе пять. Каждому роднику дано свое название:
-
Родник «Молочный» получил свое название благодаря белизне как молоко пробивавшейся из земли воде. Берега этого родника – белая глина, которую до сих пор используют местные женщины для побелки печей. Еще белая глина обладает целебными свойствами и жители пользуются ей в лечебных целях.
-
Родник «Аралык» получил свое название из-за обрывистых берегов с обеих сторон.
-
Следующий родник называется «Бисэр». Вода ее чиста как бисер.
-
Журчание родника «Гремучий» слышится издалека, отсюда и его название. Открыл его местный житель Григорий.
-
Инеш – речка с большой энергетикой. На ее берегах издавна жители отмечали праздник «Науруз», готовили праздничные блюда.
На фото Шарафуллина Айсылу, Мухтарова Алсина
Вода – источник жизни, поэтому мы должны бережно относиться к ней. Когда мы говорим о воде, мы говорим о природе, о своей земле, о родном крае. Пусть на нашей земле всегда журчат ручьи, пусть не перестают биться сердца наших родников.
В нашей деревне есть одно очень красивое загадочное место, называемое «Бездонная яма». Это своего рода овраг. Существует легенда о том, что в годы Великой отечественной войны в этот овраг упал трактор и затонул там. Кто только не пытался его найти, но все безуспешно – он исчез под землей бесследно. С тех пор эта яма наводит страх на жителей деревни. В 60-70-е годы 20 века по обеим сторонам оврага была вода, а нынче даже она исчезла… Овраг и по сей день остается загадочным, но очень красивым местом в деревне.
Есть в деревне и свой яблоневый сад. В 60-е годы ХХ века рабочие колхоза «Имени Ворошилова» отвели для него большую площадь и посадили много сортов яблоневых деревьев. Весной во время цветения яблонь здесь очень красиво, а летом все жители деревни с удовольствием собирают полезный урожай.
В 1 километре от деревни расположено озеро «Калина» В далекие времена по ее берегам росло много калины, люди приходили собирать целебную ягоду. А сегодня это озеро – основное место отдыха салтыгановских жителей. Здесь люди ловят рыбу и лакомятся вкусной ухой.
Родная сторона
Пропитана в сердце,
И нету на свете милей,
Чем она…
(Л. Сенекина)
В 1853 году местные жители построили первую мечеть. С этих пор она занимает особое место в деревне. В 1906 году имам хатибом в мечеть назначается Батыргарей Ногманов, известный в религиозной истории. В деревне школы не было, поэтому в 1934 году открыли школу для детей в здании мечети. Это связано с историческими событиями того времени. Но мусульманская вера людей была настолько сильна, что в июне 1995 года благодаря поддержке селян состоялось открытие новой мечети.
На глазури неба золотое солнце,
А под ним мечети белый минарет.
Счастье в этом мире верою зовется,
А другого счастья в этом мире нет.
И сегодня эта мечеть – великое место в деревне. Здесь пять раз в день читают намазы, отмечают великие религиозные праздники. Главная задача мечети – воспитание духовной культуры населения.
Культурная жизнь селян занимает не последнее место в истории развития деревни. Об этом свидетельствует построенный в 1964 году сельский клуб. С тех пор это основное место для досуга старшего и младшего поколения. В эти же годы при сельском клубе была открыта и библиотека.
Поэтому культурно-просветительская жизнь людей проходила хорошо. Люди умели, и трудиться, и отдыхать.
Трудились жители в колхозе. Первый колхоз «Имени Ворошилова» был организован в 1933 году. Первым председателем его был Галимов Хузей. После ХХ съезда КПСС в сельском хозяйстве произошли существенные сдвиги. Осуществлялось дальнейшее укрупнение коллективных хозяйств. В 1957 году колхозы трех деревень после объединения образовали один крупный колхоз «Путь к коммунизму», который добился больших успехов в разведении крупного рогатого скота и растениеводстве. Однако в начале 2000-го года колхозы стали приходить в упадок и для их поддержки стали организовываться агрофермы, которые и по сей день способствуют развитию сельского хозяйства деревень и сел.
Фермы все пришли в упадок,
Покосились потолки.
Плохо было бы буренкам,
Да инвесторы пришли
И порядок навели.
В Салтыганово живут замечательные и трудолюбивые люди. В годы Великой Отечественной войны большая часть мужского населения ушли на войну – 105 человек, из них только 35 человек вернулись обратно.
Такой поворот событий закалил деревенских женщин. Многие из них воспитывали и растили детей в одиночку, выполняли всю мужскую работу:
- Камалутдинова Бибихадича Шамсутдиновна;
- Нугуманова Адия Салаватовна;
- Булатова Фаиза Кабировна
Однако тяжелое военное и послевоенное время не стало помехой в хорошем воспитании порядочных детей.
Так 2 июля 1941 года родился Галимов Марсель Мубаракшевич, который своим усердием и трудом дослужился до должности заместителя прокурора Республики Татарстан и получил звание доцента юридических наук. В настоящее время он работает преподавателем Казанского института управления и права.
Рафил Габдрафикович Нунуманов – генерал-майор полиции родился 1 июля 1949 года. Всю свою жизнь посвятил работе в полиции, стал заместителем министра внутренних дел Республики Татарстан. Он заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации и заслуженный юрист Республики Татарстан, награжден орденом Мужества, именным пистолетом «Макарова», медалями «В память 1000-летия Казани» и медалью РТ «За доблестный труд». Нынче – депутат государственного совета Республики Татарстан.
Жители были участниками не только Великой Отечественной войны, но и участниками Афганской и Чеченской войн:
Участники Афганской войны:
- Шарафуллин Ильдар;
- Гимранов Марат;
- Еремеев Алексей;
- Жирков Виктор;
- Закиров Радик.
Участники Чеченской войны:
- Мухтаров Ильсур;
- Сагунов Раис;
- Шарафуллин Ильнур;
- Кузнецов Ленар;
- Сагунов Халит.
Все вернулись домой на радость своим родным и близким. Сегодня многие из них проживают в деревне, и трудятся на благо Родины.
Еще наша деревня славится большим количеством долгожителей – людей, которым исполнилось 85 лет и более. На сегодняшний день их 11 человек.
В настоящее время в деревне Салтыганово имеется 73 двора и проживает 263 человека. Большинство жителей занимается разведением крупного рогатого скота и зерновыми культурами. Хочется надеяться, что и завтра наша деревня будет расти и развиваться.

Поделитесь с Вашими друзьями: |