Конкурс «Истории и легенды Кайбицкого района»



Скачать 61.63 Kb.
Дата01.05.2016
Размер61.63 Kb.
ТипКонкурс
Салтыгановская сельская библиотека

Конкурс «Истории и легенды Кайбицкого района»
История развития деревни Салтыганово

Выполнила: библиотекарь

Салтыгановской сельской

библиотеки Камалова Г. Г.

Родина… Как вы ее себе представляете? Это, конечно, и место, где вы родились, впервые увидели мир, начали познавать его. Сначала это был ваш дом, потом улица, лес, поле… Вы растете, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага до необъятной отчизны – России. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свою республику, свой край.
c:\users\гульсина\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_1500.jpg
История деревни Салтыганово уходит в далекие века. О ее происхождении существуют разные легенды. Одну из них описал в своих работах известный татарский ученый этнограф и просветитель 19 века Каюм Насыри, живший недалеко от этих мест. Он писал: «В наших краях есть 5 деревень под одним названием… Итак, одно из сел _Мамадыш_Акилово, другое село Салтыганово, известно как Мамадыш-Салтыган. Русское село Багаево также называют Мамадыш-Багаево, аналогично, как и Мамадыш-Гордеево. Есть еще русская деревня Арсланово, назваваемое Мамадыш-Арсланово».

Все эти пять сел берут свое начало от детей одного человека: некоего Джамида, который прибыл из Булгарского государства и поселился здесь с пятью сыновьями и родной сестрой. Сыновья росли, обзаводились семьями и и постепенно отделялись от отца. Одного из сыновей звали Мамиткол. От него берет начало нынешнее село Мамадыш-Акилово. Второй сын Гавгильде основал Танаево. От третьего сына Абдул Халила берет начало русское село Багаево. Четвертого сына звали Арслан и он считается основателем деревни Арсланово. Подлинное имя пятого сына, родоначальника села Гордеево, неизвестно. Постепенно три села из мусульманских превратились в русские.

Сестру Джамида звали Сагындык. И село Салтыганово обязано своим происхождением именно ей. И деревня эта была преимущественно татарской. Шло время, близлежащие села и деревни стали разрастаться, крепнуть и развиваться. Однако в Салтыганово была одна проблема – русские жители негативно относились к татарскому населению и на этой почве в деревне происходили большие распри. И однажды все окраинные деревни собрали сход и решили помочь жителям деревни. Был издан указ о переселении одной русской семьи из каждого близлежащего села в Салтыганово. В деревне для вновь прибывшего русского населения была отведена отдельная улица, построены дома, предоставлены земли. Таким образом, село Салтыганово с тех времен стало смешанной деревней. И по сей день люди здесь живут в мире и согласии.

Природа деревни Салтыганово очень красива. Широкие поля расстилаются вокруг нее, что символизирует о широте души жителей села. Богата деревня и своими родниками. Их в селе пять. Каждому роднику дано свое название:



  1. Родник «Молочный» получил свое название благодаря белизне как молоко пробивавшейся из земли воде. Берега этого родника – белая глина, которую до сих пор используют местные женщины для побелки печей. Еще белая глина обладает целебными свойствами и жители пользуются ей в лечебных целях.

  2. Родник «Аралык» получил свое название из-за обрывистых берегов с обеих сторон.

  3. Следующий родник называется «Бисэр». Вода ее чиста как бисер.

  4. Журчание родника «Гремучий» слышится издалека, отсюда и его название. Открыл его местный житель Григорий.

  5. Инеш – речка с большой энергетикой. На ее берегах издавна жители отмечали праздник «Науруз», готовили праздничные блюда.

На фото Шарафуллина Айсылу, Мухтарова Алсина

Вода – источник жизни, поэтому мы должны бережно относиться к ней. Когда мы говорим о воде, мы говорим о природе, о своей земле, о родном крае. Пусть на нашей земле всегда журчат ручьи, пусть не перестают биться сердца наших родников.

В нашей деревне есть одно очень красивое загадочное место, называемое «Бездонная яма». Это своего рода овраг. Существует легенда о том, что в годы Великой отечественной войны в этот овраг упал трактор и затонул там. Кто только не пытался его найти, но все безуспешно – он исчез под землей бесследно. С тех пор эта яма наводит страх на жителей деревни. В 60-70-е годы 20 века по обеим сторонам оврага была вода, а нынче даже она исчезла… Овраг и по сей день остается загадочным, но очень красивым местом в деревне.


c:\users\гульсина\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\img_1505.jpg
Есть в деревне и свой яблоневый сад. В 60-е годы ХХ века рабочие колхоза «Имени Ворошилова» отвели для него большую площадь и посадили много сортов яблоневых деревьев. Весной во время цветения яблонь здесь очень красиво, а летом все жители деревни с удовольствием собирают полезный урожай.

В 1 километре от деревни расположено озеро «Калина» В далекие времена по ее берегам росло много калины, люди приходили собирать целебную ягоду. А сегодня это озеро – основное место отдыха салтыгановских жителей. Здесь люди ловят рыбу и лакомятся вкусной ухой.

Родная сторона

Пропитана в сердце,

И нету на свете милей,

Чем она…


(Л. Сенекина)
В 1853 году местные жители построили первую мечеть. С этих пор она занимает особое место в деревне. В 1906 году имам хатибом в мечеть назначается Батыргарей Ногманов, известный в религиозной истории. В деревне школы не было, поэтому в 1934 году открыли школу для детей в здании мечети. Это связано с историческими событиями того времени. Но мусульманская вера людей была настолько сильна, что в июне 1995 года благодаря поддержке селян состоялось открытие новой мечети.

На глазури неба золотое солнце,

А под ним мечети белый минарет.

Счастье в этом мире верою зовется,

А другого счастья в этом мире нет.

И сегодня эта мечеть – великое место в деревне. Здесь пять раз в день читают намазы, отмечают великие религиозные праздники. Главная задача мечети – воспитание духовной культуры населения.

Культурная жизнь селян занимает не последнее место в истории развития деревни. Об этом свидетельствует построенный в 1964 году сельский клуб. С тех пор это основное место для досуга старшего и младшего поколения. В эти же годы при сельском клубе была открыта и библиотека. c:\users\гульсина\desktop\женщина-лидер\фото\9.jpg

Поэтому культурно-просветительская жизнь людей проходила хорошо. Люди умели, и трудиться, и отдыхать.

Трудились жители в колхозе. Первый колхоз «Имени Ворошилова» был организован в 1933 году. Первым председателем его был Галимов Хузей. После ХХ съезда КПСС в сельском хозяйстве произошли существенные сдвиги. Осуществлялось дальнейшее укрупнение коллективных хозяйств. В 1957 году колхозы трех деревень после объединения образовали один крупный колхоз «Путь к коммунизму», который добился больших успехов в разведении крупного рогатого скота и растениеводстве. Однако в начале 2000-го года колхозы стали приходить в упадок и для их поддержки стали организовываться агрофермы, которые и по сей день способствуют развитию сельского хозяйства деревень и сел.

Фермы все пришли в упадок,

Покосились потолки.

Плохо было бы буренкам,

Да инвесторы пришли

И порядок навели.

В Салтыганово живут замечательные и трудолюбивые люди. В годы Великой Отечественной войны большая часть мужского населения ушли на войну – 105 человек, из них только 35 человек вернулись обратно.

Такой поворот событий закалил деревенских женщин. Многие из них воспитывали и растили детей в одиночку, выполняли всю мужскую работу:



- Камалутдинова Бибихадича Шамсутдиновна;

- Нугуманова Адия Салаватовна;

- Булатова Фаиза Кабировна

Однако тяжелое военное и послевоенное время не стало помехой в хорошем воспитании порядочных детей.

Так 2 июля 1941 года родился Галимов Марсель Мубаракшевич, который своим усердием и трудом дослужился до должности заместителя прокурора Республики Татарстан и получил звание доцента юридических наук. В настоящее время он работает преподавателем Казанского института управления и права.

Рафил Габдрафикович Нунуманов – генерал-майор полиции родился 1 июля 1949 года. Всю свою жизнь посвятил работе в полиции, стал заместителем министра внутренних дел Республики Татарстан. Он заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации и заслуженный юрист Республики Татарстан, награжден орденом Мужества, именным пистолетом «Макарова», медалями «В память 1000-летия Казани» и медалью РТ «За доблестный труд». Нынче – депутат государственного совета Республики Татарстан.

Жители были участниками не только Великой Отечественной войны, но и участниками Афганской и Чеченской войн:


Участники Афганской войны:

- Шарафуллин Ильдар;



- Гимранов Марат;

- Еремеев Алексей;

- Жирков Виктор;

- Закиров Радик.
Участники Чеченской войны:

- Мухтаров Ильсур;

- Сагунов Раис;

- Шарафуллин Ильнур;

- Кузнецов Ленар;

- Сагунов Халит.

Все вернулись домой на радость своим родным и близким. Сегодня многие из них проживают в деревне, и трудятся на благо Родины.

Еще наша деревня славится большим количеством долгожителей – людей, которым исполнилось 85 лет и более. На сегодняшний день их 11 человек.

В настоящее время в деревне Салтыганово имеется 73 двора и проживает 263 человека. Большинство жителей занимается разведением крупного рогатого скота и зерновыми культурами. Хочется надеяться, что и завтра наша деревня будет расти и развиваться.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал