Конкурса «Учитель года»



Скачать 80.74 Kb.
Дата01.05.2016
Размер80.74 Kb.
ТипКонкурс
Елена Николаевна Логинова,

Учитель начальных классов,
районный этап конкурса «Учитель года»,
январь 2011 года


И, возможно, когда-нибудь…

На пыльных тропинках далеких планет,

Останутся наши следы!

И действительно, мне хочется, чтобы мои дети в будущем стали успешными врачами, инженерами, юристами, журналистами, учителями, а может быть и космонавтами, исследователями дальних планет…

Чтобы пройти через тернии к звездам, нужно уметь поставить цель, наметить пути её решения, составить план действий и выбрать способы достижения желаемого результата в процессе организации собственной деятельности. Мой главный помощник в этом - деятельностный подход в обучении через решение проектных задач.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, умений и навыков, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.

Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у младших школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Одной из таких технологий, направленной среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного подхода, является проектная методика обучения, истоки которой лежат в процессах проектирования.

В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, новых образовательных результатов. Об этом идет речь и в выступлении В.В. Путина 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»:

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Это должны быть современные стандарты».

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.).

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности».

По мнению Д.А. Медведева,   при построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения во многих направлениях, и в частности в области образовательных стандартов.

«От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов».

При разработке федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Решая проектные задачи мы учим школьников деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Образование не сводится к знаниям: без развития умений и формирования навыков (осмысленных, ситуативно направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучении невозможно. Обучение деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя

Проектные задачи - это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»). Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, она отличается большим объёмом и неоднородностью материала.

Результат решения задачи может быть представлен в виде различных тестовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определённую форму ответа. Для эффективной работы над проектом учитель сначала создает визитную карточку будущего проекта, в которой определяет следующие параметры:

Они представлены на слайдах.

Мне бы хотелось поделиться информацией о некоторых проектах, над которыми работали дети моего класса.

В 1м классе в начале изучения нумерации мы работали над проектом «Любимая цифра и число».

Это проект являлся частью программы по математике в 1м классе. В ходе проекта проходила интеграция нескольких предметов обучения: математика, русский язык, литературное чтение, ИЗО, музыка. Приблизительная продолжительность – около 1 месяца. В качестве образовательных стандартов были взяты образовательные стандарты начального общего образования по русскому языку, литературному чтению, математики, ИЗО и музыки в школе.

Ребята могли объединяться в малые группы и собирать информацию об этой цифре и числе. Это могли быть придуманные математические сказки, истории, рисунки, иллюстрации, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результатом работы стали объёмные папки с самым разным материалом, который мы потом использовали на протяжении всего учебного года. На слайдах представлены результаты этой деятельности.

Проект реализованный в рамках предмета окружающий мир - «Сохраним красоту Земли».

Используя полученные знания на предмете окружающий мир по темам «Природные зоны» и «Экосистемы» нужно было придумать заповедник для определённого вида животных, соблюдая определённые условия.

Сначала изучали материал о данном животном, условия обитания, пищевые цепи, близкое наличие водоемов и т. д., Затем придумывали название своего заповедника и составляли его проект. Продуктом этой деятельности стала публичная защита своей групповой работы.

В настоящий момент мы с ребятами реализуем проект «Мир без границ».

Мы взаимодействуем с учениками 3-го класса из азербайджанского города Исмаил. Суть задачи – в рамках интеграции трех предметов окружающего мира, краеведения и английского языка, используя полученную информацию на уроках окружающего мира и краеведения рассказать как можно больше о себе, своей семье, своем городе, крае, стране и узнать подобную информацию от противоположной стороны. В рамках этой проектной деятельности ребята знакомятся на ярких, эмоционально-насыщенных примерах с историей, культурой и бытом Азербайджана, и в свою очередь знакомят азербайджанских ребят с историей и культурой народов Южного Урала. Это способствует формированию гордости за свою Малую Родину, свою семью, стремление продолжить знакомство с традициями своего народа и развивать у школьников чувства гражданина своей страны.

Причем делается это одновременно на двух языках – русском и английском. В запасе у нас уже есть обмен фотографиями, постерами о семье, своем городе, родном крае, история возникновения своего имени, знаменитые тёзки, проведена видеоконференция.

Цель данной проектной задачи: формирование толерантности к людям другой национальности, овладение английским языком, изучение истории родного края и истории Азербайджана, поиск друзей по всему миру.

Чтобы работать интересно, качественно и самое главное – продуктивно, работать в одиночку – невозможно. Более того, можно просто свариться в «собственном соку», поэтому я за то, что опытом нужно делиться. Поэтому я тоже пытаюсь распространять свои наработки. Это, и наш гимназический сайт, и размещение статьи на педагогическом форуме «Фестиваль педагогических идей «1 сентября», выступление на районной педагогической конференции. Совместно с учителем английского языка О.Ю. Тимофеевой мы ведём блог «Наш маленький английский»

Поскольку проектная деятельность это своего рода и выявление наиболее талантливых, одаренных детей, то мне тоже есть чем похвастаться. Мои ученики, ещё будучи, первоклассниками становились призёрами городских научно-практических конференций «Шаг в будущее», «Интеллектуалы ХХI века», городской краеведческой конференции «Мой первый доклад».

В этом году эти ученики стали призерами Всероссийского конкурса «Юный исследователь», получив дипломы 1 и 2 степени и приглашение на IV Рождественский фестиваль в Москву.

Мой педагогический опыт по реализации интернациональных проектов был отмечен грамотой Челябинской Областной Общественной организации «Азербайджанский культурный центр ОЗАН» за большой вклад в развитие межинтернациональной дружбы.

Многие родители отмечают, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность.

Более того, работа над проектными задачами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность. После реализации проекта «Сохраним красоту Земли» о заповедниках России родителями была организована экскурсионная поездка класса в Ильменский заповедник.

Девизом к реализации деятельностного подхода в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».









База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал