Конкурсная группа «Внеклассное мероприятие по предмету с использованием икт»



Скачать 212.47 Kb.
Дата30.04.2016
Размер212.47 Kb.
ТипКонкурс
МОУ «Чувашско - Сорминская СОШ»

Экологическая игра

«Думай по-зеленому»

Номинация «Школьные годы чудесные», конкурсная группа «Внеклассное мероприятие по предмету с использованием ИКТ»

Разработка учительницы биологии и химии

МОУ «Чувашско - Сорминская СОШ»

Алексеевой Светланы Александровны.

Краткая аннотация.

Школа и экология тесно связаны между собой. А я веду такие предметы, которые очень тесно взаимосвязаны с экологией и начиная с 5 класса при изучении школьной программы сталкиваемся с такими проблемами как загрязнение окружающей среды и его влияние на живые организмы. Поэтому моя цель убедить учащихся в необходимости бережного отно­шения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры. В нашей школе ежегодно 19 мая проводится «День Здоровья». Это мероприятие проводится на открытом воздухе. Для этого общешкольного мероприятия я разработала проект «Думай по-зеленому». Эта игра, которая проводится по станциям. Здесь ребята отвечают на вопросы викторины, связанные с отношением к природе; решают экологические задачи; находят пропущенные слова в высказываниях о природе; делают коллективные рисунки о соседях по планете; поют песни и играют в игры; защищают свои проекты; готовят поделки «Отходы в доходы». На протяжении всего мероприятия в работу включаются учащиеся каждого класса. Одни посещают станции, другие описывают свои поделки; третьи готовятся к защите проектов.

С. Чувашская Сорма - 2010









Сценарий общешкольного мероприятия.

Экологическая игра: «Думай по-зеленому»
В нашей школе ежегодно 19 мая проводится «День Здоровья». В этот день мы не учимся, проводим различные мероприятия. Эти мероприятия проводятся на открытом воздухе. Для такого общешкольного мероприятия я разработала проект «Думай по-зеленому». Эта игра проводится по станциям. Накануне определяем станции, вывешиваем плакаты в коридоре школы, выделяем уголок для выставки конкурсных поделок «Отходы в доходы» и т. д. Помощником при проведении этой игры является инициативная группа учащихся старших классов и учителя предметники. Они проводят игру на станциях.

Игра начинается в актовом зале. Участникам игры (участвуют все классы, начиная с 1 по 11), объясняем правила игры, знакомим с целями и задачами этой игры. Ведущие открывают мероприятие своим выступлением по теме: «Окружающая среда и Человек», выступление сопровождается презентацией. Затем участники получают маршрутные листы (начальные классы с меньшим количеством станций). Станции размещаются в различных местах школьной территории. Время пребывания на станциях не более 10 минут. В течение дня работает жюри, подводит итоги конкурсной работы: «Отходы в доходы», собирают маршрутные листы участников. Итоги подводят в 3 группах: начальные классы; средние классы(5- 8) и старшие классы(9-11).

Если же будет дождливая погода, станции можно размещать в школьных кабинетах.

Такие игры проходят очень активно и интересно, так как участвует в игре весь класс. Пример маршрутного листа для начальных классов.



Маршрутный лист для__________ класса


Станция

Время прибытия

Время

отбытия

Количество баллов

Подпись ответственного

Экологический светофор














Художественная: «Мои соседи по планете»













Музыкальная: «С песней по жизни»














Спортивная: Игра в «Мусоробол»














Цель: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.

Задачи: - ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;

- прививать экологическое мышление;

- сформировать основы экологической культуры;

- научить решать экологические задачи и проблемы;

- познакомить и развивать знания по разработке и составлению проектных работ.

Оборудование: маршрутные листы, плакаты, фломастеры, бумага в формате А-3, ведро, мусор, презентация «Окружающая среда и Человек»; мультимедийный проектор, компьютер.

Лозунги: Металлолом - на переплавку! Макулатуру - на картон! Пищевые отходы - на удобрения! Стеклянные сосуды - на повторное использование! Пластиковые бутылки не производить!

Задания:

1. Конкурс поделок «Отходы - в доходы!» - выполняют все классы; 2. Разработать проекты для создания плана Экограда (учащиеся 5 – 10 классов)..



Ход игры:

Выступление ведущих: (сопровождается презентацией)

Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. (Слайды №№ 1-2). Эта проблема особенно актуально звучит сейчас, хотя вмешательство человека в природу началось еще в глубокой древности. Вначале это были довольно мирные способы ведения хозяйства – охота и рыболовство, вырубка деревьев, распашка земель.(Слайд №3). Все эти виды деятельности во многих случаях губительно сказывались на жизни живых организмов. Начиная с 1900 года ежегодно исчезают один или более видов. Велик список навсегда исчезнувших животных и растений.(Слайд №4)._ Многие виды занесены в «Красную книгу» Международного союза охраны природы.(Слайд №5). Все они, надеемся, сумеют дожить до завтрашнего дня и в этом наша с вами обязанность – спасти их. Вырубка лесов, неразумное использование пастбищ, гибель растительности, разрушение почв на значительной территории приводили к опустыниванию земель. За свою историю человек превратил в пустыню не менее 1 млрд. га некогда продуктивных земель.(Слайд №6).Затем начался этап более серьезного наступления на природу. Строились города, заводы, фабрики, начались мелиоративные работы на больших площадях земной поверхности, появились отходы деятельности человека, которые засоряют поверхность земли.(Слайд №7). Проблема охраны природы и проблема утилизации отходов – одна из наболевших проблем для современного общества. В основном вокруг городов и деревень создаются свалки, и, чем больше город или деревня, тем больше свалка. Свалки являются источником загрязнения воздуха, почвы, воды. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! (Слайд №8). Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха в крупных городах (от 60 до 80%). Один автомобиль в среднем выбрасывает в атмосферу около 200 кг окиси углерода, 60 кг оксидов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг двуокиси серы, до 2 кг бензопирена. Все эти вещества ядовиты, обнаружено канцерогенное и тератогенное действие ряда из них. (Слайд №9). Причиной появления озоновых дыр тоже связаны с деятельностью человека (действие фреонов, уничтожение лесов как поставщиков кислорода, вывод в космос космических аппаратов, ядерные взрывы в атмосфере). (Слайд №10). Наиболее опасными загрязнителями воды являются нефть и нефтепродукты, их содержание в воде в количестве 0, 05 мг/л делает ее непригодной для питья. Стоки с предприятий несут различные загрязняющие агенты: тяжелые металлы и их соединения; диоксины ; фенол и его производные. (Слайд №11). За последние 100 лет температура воздуха на Земле повысилась на 0,3 – 0,6oС. Содержание парниковых газов (углекислый, а также метан, оксиды азота и др.). в атмосфере увеличивается, это приводит к потеплению климата и таянию ледников, в результате уровень воды поднимется на 1,5метра. (Слайд №12). Значительная часть загрязнений, сброшенных со сточными водами или отходящими газами, возвращаются к человеку при заборе воды для хозяйственно-питьевых целей. Поэтому загрязнение окружающей среды сточными водами оказывает непосредственное влияние на здоровье человека. (Слайд №13). Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас. Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называются бытовыми, или коммунальными. Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. (ведущий читает лозунги ) Металлолом - на переплавку! Макулатуру - на картон! Пищевые отходы - на удобрения! Стеклянные сосуды - на повторное использование! Пластиковые бутылки не производить! (Слайд №14). Ещё. Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги - 2 года, консервной банки ­не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь! (Слайд №15). Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Надо искать пути вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии! Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждом доме и квартире. В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором - только желание и выдумка людей. Наши школьники приняли участие в конкурсе «Отходы - в доходы!». Потом вы можете посмотреть работы наших учащихся. Жюри оценит эти работы, победители будут награждены. «Очистим планету от мусора» - всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара. Давайте и мы с вами попробуем не оставлять после себя мусор. Ведь, все что нас окружает, это наш мир. И конечно же всем нравится, когда вокруг нас красиво, чисто и приятно. (Слайд №16). Возникло даже новое научное направление - гарбология, т. е. мусороведение. Так что мусор - это дело нешуточное. И как знать, может быть через несколько лет присутствующие здесь ребята станут учеными-гарбологами, которые помогут селам, деревням и городам освободиться от мусорных «оков». А пока что от вас требуется? Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. И конечно же, помогать своим родителям «одолеть» правила обращения с мусором. Вся надежда на вас! Главное, что бы все были объединены одной целью — сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов. (Слайды №№17 - 18).

А теперь приступим к игре. Каждый класс получит маршрутный лист. Время нахождения на станции не более 10 минут.



  1. Станция : «Экологический светофор» (Приложение№1)

Для проведения мероприятия используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут на разные столы. Учащиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Зеленые карточки - помогаете природе. 2. Красные карточки - ясно, что вредите ей. 3. Желтые карточки - вас предупреждает.



2.Станция художественная: «Мои соседи по планете»

Командам предлагают выполнить на листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения – 5 -6 минут. Затем Организаторы оценивают рисунки по 5 -балльной системе.



3.Станция размышленияЭкологические высказывания известных и не очень известных людей». (Приложение №2)

В течение определенного времени учащиеся должны восстанавливать текст высказывания. Количество баллов зависит от количества правильно восстановленных слов в тексте и дополнительный балл, если назовут имя автора высказывания.



4.Станция музыкальная: «С песней по жизни».

Заранее команды получают задание подготовить песню связанную с экологией. Можно предложить для исполнения (учащимся младших классов) следующие песни:

«В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «У дороги чибис», «Не дразните собак», «Аист на крыше», «Люси», «Скворушка».

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.



5.Станция математическая : «Если бы да кабы…». (Приложение №3)

Командам предлагаются задачи. Те команды , которые правильно решат их, получат от 1 до 3 баллов (учитывается полнота ответа).



6.Станция спортивная: Игра в «Мусоробол»

Команды должны забросить мусор, разбросанный на спортивной площадке (в спортивном зале), в стоящее на определенном расстоянии ведро за определенное время. Количество баллов зависит от времени, затраченного на сборы мусора.



7.Станция защитная: «Строим Экоград» (защита экологических проектов).

Инициативная группа учащихся старших классов, ведущие это мероприятие, создают набросок плана Экограда, на которое в ходе игры будут наложены рисунки проектов зданий, транспортных средств, парковых массивов. За три недели до игры они раздают задания учащимся 5-11 классов.

Разработать проекты:

а) здания: многоквартирный жилой дом, частный жилой дом, детский сад, школа, торговый центр, здание администрации. (обратить внимание на форму, материалы, систему вентиля­ции или очистки воздуха, использование растений и животных в интерье­рах помещений);

б) парковой зоны (обратить внимание на планировку, стиль, оформле­ние водоема на территории парка, видовое разнообразие растений и живот­ных, игровые площадки, аттракционы, места отдыха);

в) транспортного средства (обратить внимание на размеры и форму машины, способ передвижения, экологическую безопасность топлива).

Формируются команды в каждом классе, в них входят: архитектор(представляет проект здания), инженер(представляет проект транспортного средства), специалист по озеленению (представляет проект парковой зоны), специалист-дизайнер (требования: умение рисовать, знание о влиянии цветовой гаммы на здоровье человека, художественный вкус); дилер торговой фирмы, реализующей средства и оборудование для очи­стки воды и воздуха (требование: знания о способах очистки воды и возду­ха, знание ассортимента современных воздухо- и водоочистителей); специалист предприятия по утилизации отходов (требования: знать спо­собы утилизации различных отходов - бумаги, стекла, металла, пластмасс и т. д., знать о последствиях неправильной утилизации отходов).

Работы оцениваются по 10 бальной системе.



8. Подведение итогов, награждение.

9. Использованные ресурсы:

1. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград Издательство «Учитель» 2001

2. М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10 – 11 классах. Волгоград Издательство «Учитель» 2008

3. Интернет ресурсы:

4.ЦОР. Электронное учебное пособие. Экология 10 -11 классы. Под редакцией А.К.Ахлебинина, В.И.Сивоглазов. Лицензионная копия от «1 С» и «Дрофы» 20

Приложение №1

Вопросы на желтых карточках:

1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!

(Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

2. Зайку серого найду, Принесу его домой - Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

3. Завтра утром в лес пойдем И опята, и маслята, И груздочки соберем. Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

4. Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

5. Огонь траву с цветами вместе выжег Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Он, как испуганная стая белок рыжих, Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

6. Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)

7. Зайдешь в лесную даль и глушь, Муравьиным спиртом пахнет сушь, В чаще муравейники не спят ­Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

8. Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?

(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

9. Красива обувь, суперсовременна Рифленая подошва, блеск! Прошли красивые ботинки ­ Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

10. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

Вопросы на красных карточках:

1. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет ... Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

2. Вот как плачет травушка-муравушка. Притоптали меня, травушку, Притоптали меня зеленую, Да все детушки, да все малые, Во зеленом саду гуляючи, Бегая, играючи ...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

3. Мы пыхтим и морщимся: - Что мы вам - уборщицы? Газон никак не подмету, Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляют­ся от краски, погибают без света - газон портится.)

4. Убита белка! На снегу Она распластана лежала, Как будто все еще бежала ... Да вдруг застыла на бегу.

Почему нельзя убивать животных?

5. Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

6. Какой вред приносит дым из фабричных труб?

(Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

7. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается. )

8. Едем на автомобиле И гордимся, как красиво Позади клубится дым. Чих-чих-чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

9. Бутылки и банки бросаем в походе, Не разлагается мусор в природе. Пришли через год на полянку И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

10. Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.

(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)



Вопросы на зеленых карточках:

1. Лес наш сказочно богат, Угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой.

Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

2. Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы, Чтоб оно со временем Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

3.. Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

4. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не вы­пасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)

5. О чем поют воробушки В последний день зимы? -Мы выжили! -Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам?

(Кормушки развешиваются по деревьям, корм. им регулярно подсыпается

6. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось . деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

7. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

8. Воду носят все из лужи, Выливают в реку вновь. Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

9. Поливаем клумбы дружно. Траву выполем на спор. А зачем все это нужно? Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

10. Принесли из леса шишки, Желудей несем мешок, От берез нашли сережки. Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород?

(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

Приложение№2

1. «Как это получается, что вода, столь ... , что без нее было бы невозможно жить, ценится так ... , тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так ...». Американский экономист ...

(Нужная, низко, высоко, А. Смит.)

2. «Замена мыла детергентами не сделала нас ... , чем мы были, но окружающую среду она сделала более ...». Американский эколог ...

(Чище, грязной, Б. Коммонер.)

3. «Оценивать ... только по стоимости ее материальных богатств - это все равно, что оценивать ... великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму».. Российский натуралист, детский писатель ... .

(Природу, полотна, Н. Сладков.) •

4. «Не следует насиловать ... , следует ... ей, необходимые желания ... , а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово ...». Древнегреческий философ ...

(Природу, повиноваться, исполняя, подавляя, Эпикур.)

5. «С … появлением континенты быстро дряхлеют». Американский писатель ... .

(Нашим, Э. Хемингуэй.)

6. «Не будем, однако, слишком обольщаться нашим ... над природой. За каждую такую ... она нам мстит. Каждая из этих ... имеет, правда, в первую очередь те ... , на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные ... , которые очень часто уничтожают значе­ние первых». Немецкий идеолог коммунизма ... .

(Победам, победу, побед, последствия, последствия, Ф. Энгельс.)

7. « ...брало разгон 30 тыс. лет, а теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед ...» Французский писатель, эколог ...

(Человечество, пропастью, Ж. Дорет.)

8. «Нельзя допустить, чтобы ... направляли на свое собственное уничтожение те силы ... , которые они сумели открыть и покорить».Французский ученый, физик ....

(Люди, природы, Ф. Жолио-Кюри.)

9. « ... , как воздух и солнце, достояние всех и не может быть предметом ...». Великий русский писатель ... .

(Земля, собственности, Л. Толстой.)

10. «Чтобы уметь ... Природой, надо уметь ей ...». Японская ... .

(Управлять, покоряться, мудрость.)

11. «Насилуя среду, человек насилует ... и, принося в жертву самого ...». Советский физико-химик, академик ...

(Себя, себя, И. Петрянов-Соколов).

12. « ... менее самостоятелен, чем самый ничтожный полевой сорняк. С физиологической точки зрения все морские и наземные животные, вклю­чая ... , не что иное, как группка ... на большом теле растительного мира». Российский ученый, ботаник ...

(Человек, человека, паразитов, Е. Рабинович.)

13. « ... не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна: она всегда ... , ошибки же и заблуждения исходят от ...». Немецкий поэт ...

(Природа, права, людей, И. Гете.)

14. «Отражение…. в мысли человека надо понимать не «мертво», не «абстрактно», не без… , не без ... , а в вечном процессе ... , возникновения ... и разрешения их». Российский идеолог коммунизма ...

(Природы, движения, противоречий, движения, противоречий, В. Ле­нин.)

15. «Ведь не может же быть никем прочитана вся книга ... от начала до конца. Вот цель бытия: ... ее как можно больше, ... как можно дальше». Ученый, основатель российской космонавтики ... .

(Природы, читать, прочитать, К. Циолковский.)

Приложение №3

Вопросы:

1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?

(Ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода. Кроме того, тропические растения, как пра­вило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья.)

2. Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое?

(Растения на стенах позволяют смягчить колебания температуры в зда­ниях. В домах с озелененными стенами летом всегда прохладно, зимой дом не так быстро остывает.)

З. Если исследовать здоровье детей, проживающих вблизи аэропорта, и детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихом поселке, то какие ре­зультаты можно ожидать?

(Такие исследования были проведены. Дети, живущие вблизи аэропор­та, болеют в два раза чаще и дольше, чем дети, не подвергающиеся воздей­ствию сильного шума. Наиболее распространенные болезни - нервные, инфекционные, органов дыхания.)

4. Установлено, что не менее 90% курильщиков "со стажем" воспиты­вались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт?

(Ребенок в курящей семье является косвенным курильщиком, и его ор­ганизм становится зависимым от наркотика (никотина). У таких людей по­требность курить вырабатывается быстрее.)

5. В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов ХVIII века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и на­следственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений.

(Свинец, растворенный в водопроводной воде, способен вызывать от­равления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)

6. В городе Саутпорт (Англия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых ре­зультатов. Тем не менее однажды грызуны пропали. Почему?

(В одном из залов "храма" состоялся концерт рок-музыки. Мыши не выдержали такого шума.)

7. Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Авст­ралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять рас­тительность, почвы подвергались эрозии. Как можно исправить положе­ние?

(Нужно завести в Австралию естественных санитаров - навозных жу­ков.)

8. Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфа­ген, они в V в. до н. э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело?

(К засолению почв, резкому снижению урожая, голоду.)

9. В средние века существовала казнь "под колокол". Кто был палачом?

(Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма для громких звуков - 80 децибелов, звук в 130 де­цибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 - непереносим.)

10. Один из "врагов" человека - комар - переносчик возбудителей ма­лярии и других видов лихорадок. Что будет, если удасться каким-то спосо­бом избавиться от всех комаров?



(Нарушится природное равновесие. Личинки комаров - корм для мно­гих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать гибель несколь­ких других видов.)



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал